Анализ о красоте человеческих лиц кратко. Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц" (8 класс). B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

Человеческое равнодушие и абсолютная нечувствительность к боли и душевным терзаниям других людей не раз становились главными темами в произведениях многих классиков. Рассказ Чехова «Тоска» является одним из таких. В нем просто, но в то же время, очень глубоко переданы страдания одного извозчика, которому и хотелось бы рассказать о них хоть кому-нибудь, да вот только никто не хочет выслушать. И, в конце концов, оказывается. Что даже животное милосерднее человека.

В центре повествования – самый обычный извозчик, он беден, устал и растерян. Это типичный образ «маленького человека», которого никто не замечает и на которого, по сути, всем наплевать. Зовут героя рассказа Иона Потапов, и это само по себе удивительно, потому что обычно таким имена и, тем более, фамилии таких людей никому не интересны, и в произведениях не упоминаются.

Итак, сидит Иона Потапов в своей повозке и ожидает, когда же кто-нибудь воспользуется его услугами. Тут же стоит и запряженная лошаденка, которая, кажется, о чем-то думает. Да и как не думать существу, оторванному от знакомого с детства плуга, от родных деревенских просторов и переброшенному в чуждый городской мир вечно куда-то спешащих людей. Так и стоят эти двое, дожидаясь работы и глубоко погрузившись в собственные размышления.

Первым просит его подвезти до нужного места (улицы Выборгской) богатый барин. И вот ему-то и решает Иона рассказать о своем горе, и тут читатель впервые сталкивается с этой самой тоской. Оказывается, неделю назад у извозчика умер сын, и растерянному отцу необходимо высказаться, излить свое горе, но его пассажиру это совершенно не интересно. Он отмахивается от «маленького человека», просто для приличия спросив «Отчего же он умер?». Извозчик и рад бы ответить, и уже было открывает рот, но тут слышится ругань, кто-то из темноты кричит на них, что они едут не туда, и барин быстро сводит разговор на нет. Так читатель сталкивается с первым проявлением равнодушия к человеческому горю.

И вот пассажир ушел, и опять Иона сидит один, и опять тоска наваливается, давит на грудь, сердце, ее бы излить, да некому. Следующие, кому потребовались услуги извоза, оказались трое подвыпивших парней. Они вроде веселые, но в то же время не прочь и ударить старого извозчика, потому что, на их взгляд, он едет не достаточно быстро. Но парни шутят, и с ним горе вроде отпускает, и Иона опять пытается заговорить о сыне, но, понятно, компании это не интересно. И лишь один на ходу бросает расхожую фразу: «Все помрем…» Сочувствия нет и тут.

Наконец, рабочий день окончен, желающих куда-либо поехать все равно нет, и старый извозчик возвращается туда, где он проводит ночи – в рабочую ночлежку. Как выясняется, и дома в традиционном представлении, у этого человека нет. Лишь некоторые подсказки в произведении (грезы лошадки о плуге, слова об оставшейся в деревне дочери Ионы Агафьи) дают возможность думать, что он приехал из деревни. И что-то где-то там и осталась его настоящая жизнь.

Сидя у грязной печи и не имея ни малейшего желания спать, герой видит, как стает один из спящих тут же солдатов, молодой парень, проснувшийся от жажды. Ему Иона снова пытается рассказать о сыне, о его продолжительной болезни и трудной, бессмысленной в понимании старика, смерти, но видит, что тут уже снова спит. И тогда, вздыхая, несчастный отец, так и не нашедший поддержки и понимания у людей, идет к своей верной лошаденке и начинает говорить с ней.

И по его простым словам читатель понимает, как старику тяжело, какое неизбывное горе давит его, и как тяжело держать это все в груди. А лошадь… Лошадь – простое животное, но, слыша тоскливый голос хозяина, она словно понимает его настроение и внимательно слушает. Кажется даже, что понимает. И, увлекшись, Иона наконец-то все рассказывает, что так печалит его.

Значение произведения «Тоска»

Рассказ написан в очень тяжелой атмосфере безысходности. Какого-то повального равнодушия и неумения слушать. Тоска, что распирает душу несчастного отца, недавно потерявшего сына (а вполне возможно, что еще раньше у него умерла жена, ведь о скорби матери в рассказе нет ни слова, значит, нет и матери), сравнивается с огромным потоком, который если бы излить из груди, затопил бы весь мир. Так представляет свое состояние сам Иона, и таки оно видится читателю. Однако вылить никак, и от этого становится еще хуже.

Люди – это не жестокое стадо, которому наплевать на всех других. Нет, просто каждый человек погружен в свой собственный мир, в свои проблемы, интересуется лишь своей жизнью, и закрыт для переживания другим. Однако такое отношение справедливо лишь в отношении мужчин, по крайней мере, так думает извозчик. Ему бы с бабой поговорить, которые хотя бы начинают плакать едва услышат о смерти. Но нет и таких баб рядом. Никого нет. Кроме старой верной лошади.

Желание выговориться
На протяжении всего произведения главный герой ищет поддержки у людей, он настроен на разговор, ему требуется выговориться. Потому что думать про смерть ребенка Иона не может, он старается забить свою голову совершенно иными размышлениями, а вот именно сказать людям – это то, что требуется извозчику. Да вот только слушать никто и не хочет.

Почему бывает одинок человек

Тема одиночества среди людей (помним, что извозчик – профессия все же публичная, она сродни современным таксистам, которым всегда есть с кем поговорить) – одна из ключевых во всем творчестве А.П. Чехова. В его рассказах часто героями являются те самые «маленькие люди», безумно одинокие и глубоко несчастные. Эта тема особенно ярко проступает и принимает уже воплощенный облик в другом знаменитом творении этого же автора – «Человек в футляре». Иона, по сути, замкнут в таком же футляре, и вырваться из него не представляется возможным.

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

у. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.