Кто держит вензель петра сысоева. В зоне риска: Дом с кариатидами в Печатниковом переулке. Знаменитый дом с кариатидами отреставрировали

Бывший особняк купца Петра Сысоева больше известен как «Дом с кариатидами». Изначально это был особняк купеческой жены Золоторевой, который после возведения переделывали уже для полковницы Елены Ждановой. В 1896 году участок купил разбогатевший крестьянин Подольского уезда Петр Сысоев. Сысоев разбогател не на пустом месте. Он был известным лепщиком и формовщиком и даже принимал участие в оформлении гостиницы «Метрополь».
Сысоев совместно с архитектором Зубовым перестроили здание, сделав из его фасада импровизированную витрину собственного производства, которое находилось во дворе усадьбы. Внутренние же помещения мастера украсили лепными плафонами на потолке, карнизами и кафельной печью. Именно благодаря Петру Сысоеву это здание превратилось в настоящее чудо краеведения. До сих пор на фасаде дома находится роскошный картуш с вензелем Сысоева «ПС».


Вид на Высоко-Петровский монастырь

«Дом с кариатидами» долгое время пустовал. Снаружи он выглядел довольно потрепанным, но интерьеры здания оставались почти что в первозданном виде. В 2000-ых годах здание незаконно перешло в собственность частного инвестора, который решил реконструировать особняк и превратить его в обычный офис. Вместо реконструкции в здании началась варварская перепланировка. Наемные рабочие разрушили часть внутренних стен и внутреннего убранства, в одном из залов даже обвалился пол, сломали перекрытия и разбили окна. Остановить беспредел удалось активистам «Архнадзора», которые вызвали полицию и представителей «Москомнаследия». Вместе им удалось прекратить самозахват особняка и его разрушение, а также максимально его законсервировать.
К счастью, дом удалось спасти. «Дом с кариатидами» стал первым зданием, переданным в аренду и отреставрированным по городской программе «1 рубль за 1 метр» сроком на 49 лет. Инвестором стала Жанна Шорина. В рамках программы инвестор должен самостоятельно отреставрировать арендуемое здание, после чего цена аренды становится символической - тот самый 1 рубль за 1 метр. До завершения реставрации арендатор платила московским властям 1 миллион рублей за 145 квадратных метров, но сейчас это уже в прошлом. Благодаря команде реставраторов, состоящей из 13 человек, особняк удалось восстановить до практически первозданного вида. Разрушенные детали восстанавливали по архивным фото и чертежам. Снаружи дом уже не выглядит так, как будто он вот-вот развалится. Светло-зеленый фасад привлекает внимание и создает впечатление свежести.















Свой художественный облик Дом с кариатидами приобрёл в 1896 году, когда его купил для своей семьи и мастерской разбогатевший крестьянин Пётр Сысоев. Сысоев был известным московским лепщиком, его работы украшали интерьеры знаменитой Филипповской булочной и гостиницы «Метрополь». Пригласив архитектора Зубова, он перестроил особняк. Мастера украсили внутреннее убранство лепными плафонами на потолке, карнизами, кафельной печью, а внешнюю сторону дома Сысоев превратил в своеобразную витрину своего творчества, украсив скульптурами. Помимо самих кариатид, после Сысоева на фасаде дома остался роскошный картуш с вензелем «ПС».

Не так давно дом был рекомендован к включению в список памятников архитектуры, однако уже много лет не эксплуатируется государством. До середины 2000-х годов здание пустовало, однако все интерьеры оставались практически в первозданном виде. Затем дом незаконным образом перешёл в собственность инвестора, который решил превратить бывший особняк в офисы. Точно выяснить имя инвестора «Архнадзору» и Москомнаследию не удалось, однако, по неофициальной информации, это был кто-то из руководства районной управы. То, что назвали реконструкцией, оказалось варварской перестройкой: приглашенные гастарбайтеры разрушили часть внутренних стен и разбили окна. Приехавшие вскоре активисты и координаторы «Архнадзора» вызвали полицию, и незаконная реконструкция была остановлена, а законная пока так и не началась.

Кроме того, к особняку прилегает дом № 5, который, будучи ценным объектом архитектуры, не имеет охранного статуса. В 2000-е множество зданий в Печатниковом переулке перестроили и снесли, появилась подземная парковка, отчего на территории пополз грунт. Из-за движения грунта состояние как пятого, так и седьмого домов весьма неустойчиво и они буквально держатся друг за друга. Если дом № 7 по закону снести нельзя, то дом № 5 остается юридически незащищенным. Если снесут его, то Дом с кариатидами рухнет.

Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Дом находится на склоне холма, снос внутренних перекрытий в 2009 году повредил фундамент, поэтому особняк пошел трещинами. Сейчас его удерживает от полного разрушения соседний дом, который в любой момент могут снести. Особняк Сысоева принадлежит городу, хотя город его не эксплуатирует уже много лет: последние арендаторы съехали в середине 2000-х, с тех пор он пустовал до начала его так называемой реконструкции. С тех пор дом находится в выпотрошенном состоянии. Активисты успели только поставить подпорки и заколотить окна. Внутрь здания постоянно залезают бомжи и другие тёмные личности, там в любой момент может возникнуть пожар. Из-за негерметичности в дом заливается вода, как следствие - разрушается лепнина, а она и есть главная ценность здания. Роскошная зала, украшенная лепниной, не соответствовала уровню доходов семьи Сысоева, но она была своеобразным шоу-румом: заказчики, приходя в дом, видели работы мастера на стенах, а не на бумаге».

Александр Можаев

В Москве множество «домов с кариатидами», но знающему москвичу это словосочетание, скорее всего, напомнит о доме 7 в Печатниковом переулке. Его кариатиды самые залихватские, самые породистые; несколько чудаковатые, но совершенно очаровательные. Они служат не одним из элементов декора, а главным украшением фасада небольшого здания, делают его похожим на диковинную резную шкатулку. Уже несколько лет этот московский Эрехтейон стоит полузаброшенным, на прошлой неделе у него начались новые неприятности.

Этот дом (и образующий с ним неделимое целое № 5-й) воспет в сотнях живописных произведений, снялся во множестве кинофильмов.
Вы видели его в гайдаевской версии «12 стульев» - в крошечном особняке с разлапистыми кариатидами проживала Эллочка-людоедка. Замечательная прозорливость: на самом деле Эллочка жила не здесь, а в близлежащем Варсонофьевском, но если бы собралась выбирать дом по собственному вкусу, заказала бы что-нибудь именно такое, шикарное.

В основе дома 7 – послепожарный особняк купеческой жены Н.Ф. Золотарёвой, вскоре после строительства переделывавшийся для полковницы Елены Ждановой. В 1896 году участок приобрел карьерно продвинувшийся крестьянин Подольского уезда деревни Сафроновой П.С. Сысоев (на фасаде имеется роскошный картуш с вензелем «ПС»). Однако,Сысоев был не франтом с претензиями, а весьма неплохим формовщиком и лепщиком, участвовал в оформлении интерьеров булочной Филиппова и гостиницы «Метрополь». Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы). Можно предположить, что обрамляемый кариатидами картуш изначально служил для размещения вывески.

Последние годы дом выглядел безжизненным, однако изредка в окнах загорался свет, окна и двери содержались в порядке. Но две недели назад к нам поступил сигнал о том, что нижний этаж раскрыт навстречу всем бомжам и поджигателям (а как мы знаем московского правительства, подобные дома могут служить ещё и логовом мирового терроризма и посему уничтожаться без суда и следствия). На следующий день активисты «Арх надзора» отправились в дом Сысоева, чтобы заколотить двери, но оказалось, что в дом уже въехали строители. Они отказались назвать координаты своего нанимателя, но пообещали, что портить ничего не станут и разрешили осмотреть интерьеры парадного этажа здания.

Тут-то и стало очевидным, что витриной Сысоевского лепного производства был не только фасад его дома. Гостиная второго этажа, несмотря на свои скромные размеры, (при этом надо помнить, что в комнатах ещё стояла соответствущая эпохе мебель). Единое пространство разбито на части широкой аркой, давая возможность представить в двух помещениях ещё более разнообразнейших образцов хозяйского производства. Помимо богатой стенной и потолочной лепнины, в комнатах сохранились четыре кафельные печи.

«Арх надзор» сообщил в Москомнаследия о появлении строителей (по счастью, дом Сысоева успел заблаговременно получить статус вновь выявленного объекта культурного наследия). Но в минувшее воскресенье мы вновь получили сигнал — о работах, полным ходом ведущихся внутри дома. Прибывшие на место представители «Арх надзора» обнаружили рабочих, разбирающих междуэтажные перекрытия дома. Выломаны перегородки вместе с лепными филенками, из-за этого лепной карниз, лишенный опоры, провис и дал трещины. Снесена печь на первом этаже, в результате чего голландка на втором подвисла в воздухе. Никаких разрешений на проведение работ у строителей, разумеется, не было.

Заботами пресс-службы Москомнаследия на место экстренно прибыла инспекция. Совместными усилиями инспекторов, активистов «Арх надзора» и приглашенных сотрудников милиции произведено первичное пресечение безобразия: работы остановлены, рабочие удалены из здания, заколочены входы, подперт провисший карниз. Однако печь по-прежнему висит в воздухе… В настоящее время Москомнаследия пытается выяснить личность инициаторов погрома и обстоятельства их появления на памятнике.

Тем временем, не оставляет беспокойство за судьбу кровного брата дома Сысоева — соседнего №5, построенного в 1892 году для некоего К.В.Кирхгофа. Третьего февраля его статус рассматривался экспертным советом Москомнаследия. Комиссия подавляющим большинством голосов высказалась за то, что дом достоен присвоения звания объекта культурного наследия. Однако в присланной нам вчера выписке из протокола почему-то говорится о принятом решении «отнести дом 5 к исторически ценным градоформирующим объектам». К сожалению, этот статус в настоящее время не является серьёзной помехой для сноса здания. Утрата 5-го дома почти наверняка повлечет за собой и потерю опирающегося на него полудеревянного дома с кариатидами…

На днях снова гулял по старой Москве.
И снова, спустя чуть более полугода снова оказался в районе Трубной, в Печатниковом переулке.
Я люблю этот район. Здесь сохранилось немало старых домов, всё ещё чувствуется не выветрившийся дух старого города.
1.Печатников переулок - переулок в Мещанском районе между Трубной улицей и Сретенкой. Название (первоначальная форма - Печатниковский переулок) сохраняет название Печатной слободы XVII века, где жили мастера Печатного двора. С начала 1820-х годов до 1907 года - Пильников переулок, по фамилии одного из местных домовладельцев. Современный облик переулка, как, и соседних, складывался, в основном, начиная с середины XIX века. Тогда вместо деревянных домов здесь появились небольшие каменные, которые, в свою очередь, уступили место высоким доходным зданиям начала XX века. Немало строилось в этих местах и в советское время, особенно в 1920-е и в начале 1930-х годов.

2.Вот так выглядела улица в начале 70-х. Если погода не испортится в ближайшие две недели, я обязательно снова пройдусь там снова и расскажу поподробнее обо всём переулке.

3. А сейчас хочу рассказать о приятной новости, которая меня несказанно обрадовала. Многим знатокам Москвы известно, что жемчужиной переулка является знаменитый дом с кариатидами. Это здание засияло свежими красками как алмаз Орлов на скипетре.

4.Вот этот снимок я делал в конце октября прошлого года. Кажется ещё чуть-чуть, и дом просто рассыплется...раскрошится...Домик был не просто в плохом состоянии. Оно было в ужасающем состоянии.

5. В основе дома – послепожарный особняк купеческой жены Н.Ф. Золотарёвой, вскоре после строительства переделывавшийся для полковницы Елены Ждановой. В 1896 году участок приобрел карьерно продвинувшийся крестьянин Подольского уезда деревни Сафроновой П.С. Сысоев (на фасаде имеется роскошный картуш с вензелем "ПС"). Кстати, выясняется, что Сысоев был не франтом с претензиями, а весьма неплохим формовщиком и лепщиком, участвовал в оформлении интерьеров булочной Филиппова и гостиницы "Метрополь". Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы). Вместе с домом 5 он образует великолепный дуэт, истинное чудо краеведения.

6. Этот дом – единственный из перечисленных, взятый под госохрану. На месте его соседей до недавнего времени планировали возвести шестиэтажную будку очередного бизнес-центра (это предполагал эскизный проект. Сейчас может что и изменилось, но никакой полагающейся информации пока нет). Господи, неужели вам, инвесторам, мало этих бесчисленных бизнес-центров??? Понятно, что особняк Сысоева не переживёт соседства с котлованом огромной стройки, либо станет просто-напросто неинтересен, потеряв своё исконное окружение. Надеемся, что Москомнаследие срочно рассмотрит заявку о постановке всей застройки склона переулка как единого исторического ансамбля.
И хватит уже делать вид, что ничего не происходит, либо нас с вами не касается.

9.Как говорят знатоки старой Москвы и ценители красот московских переулков, именно здесь, в Печатниках, находится настоящее "сердце Москвы". Хотя правильнее будет сказать, находилось еще лет 15 назад. К счастью, я уже в том возрасте, когда застал те времена, когда во дворе дома (любого в старой Москве) можно было увидеть настоящую, аутентичную, картину московской жизни годов эдак пятидесятых: коляски в открытых, без всяких домофонов, подъездах, белье на веревке, приветливо обшарпанная скамеечка, уютные деревья, заслоняющие ветвями выцветшие кирпичные стены… Сейчас-то, конечно, вместо скамейки стоит будка с мрачным охранником, дверь наглухо закрыта, а коляски и веревки исчезли, похоже, вместе с их владельцами. Это фото дома с кариатидами сняли в 50-х. там жили люди. Домашние занавесочки, герань в кадках...

10.Многие может быть и не помнят, но этот маленький двухэтажный особнячок попал и в кино. Там жила Эллочка-людоедка из первой версии "12 стульев". Вот кадр из фильма:

11. В прошлом году я вместе с активистами - градозащитниками побывал в этом доме, отогнув железный лист, который был прибит на месте несуществующей двери. От раскрывшегося вида полной разрухи я чуть не заплакал. Ком стоял в горле.

13.Как я узнал чуть позже, прежний арендатор реконструкцию перепутал с перепланировкой. В результате - трещины от фундамента до крыши, сгнившие перекрытия, просевшая кровля. Гордость позднего ампира превратилась в ночлежку.

17.Как итог после варварской реконструкции - старые перекрытия не выдержали, и пол в одном из залов обвалился. Пострадал ли кто при обвале - мне неизвестно. Поднятые по тревоге представители "Архнадзора" срочно вызвали представителей "Москомнаследия" и местного ОВД - благодаря их помощи удалось прекратить безобразное разрушение памятника и максимально законсервировать здание. Ну а арендатора, естественно лишили прав на эту недвижимость.

18.А почти сразу после того, как я сделал эти удручающие фотографии, в этот дом наконец пришёл другой арендатор. А с ними и реставраторы. Работы предстояло немерено! Спустя три или четыре месяца здесь побывала съёмочная группа телевидения, чтобы рассказать как идёт реставрация:

19. И вот спустя ровно год все работы были в основном закончены. Приезжал даже сразу после выборов Собянин, чтобы полюбоваться итогами. Он ознакомился с ходом работ по реставрации памятника архитектуры. "Дом с кариатидами" в прошлом году стал первым объектом культурного наследия, сданным инвесторам в льготную аренду на 49 лет по программе "1 метр за 1 рубль". Казалось, "1 рубль за 1 квадратный метр в год" - благотворительность. Однако инвестор Жанна Шорина подходила к реставрации без иллюзий. Сегодня, когда объект сдан городу, не скрывает радости. Реставрация закончилась, с ней закончились и большие расходы. Коммерческая ставка, согласно которой арендатор ежемесячно отдает в московскую казну 1 млн рублей за 145 квадратных метров, теперь в прошлом.

20. Полчаса ходил я вокруг этого дома. Я уже не надеялся, что увижу внутренности этого особнячка. Но тут из двери полуподвального этажа вышел сторож - таджик. Я спросил его можно ли мне взглянуть на помещения. И он меня пропустил туда. я был на седьмом небе от счастья. Ведь мог и не пустить.

22.Как же всё восстановили с любовью!

24. Даже эти маленькие зеркальца, которые вандалы почти уничтожили, снова красуются в первозданном виде.

25.Целый год в "Доме с кариатидами" работала команда из 13 реставраторов. Выясняли химический состав стройматериалов, изучали деревянные конструкции, исследованы краски фасадов и интерьеров.

26.Винтовая лестница раньше существовала только на архивных планах. Ее восстановили и сделали чугунное литье. Теперь она соединяет второй и первый этажи, как при купце Сысоеве.

28.Одному богу известно, где могли раскопать эти старинные гармошки - батареи.

29.Это соседняя с большим залом комната. На стенах не обои, а штукатурка "под обои". Прелесть!

31.Люстры тоже восстановили по архивным кадрам.

35.Вензель Петра Сысоева.

36.Даже окна сделали деревянными, а не из мерзкого пластика.

37.А рядом стоит затянутый в сетку дом № 5. В самом начале я говорил, что его хотели снести и построить шестиэтажный бизнес - центр. Чует моё сердце, что до этого уже не дойдёт. Кстати, этот дом тоже весьма и весьма колоритен. Принадлежал он купеческой вдове К.В. Кирхгоф, сдававшей его жильцам. Здесь жил известный историк церкви, дьякон церкви Успения в Печатниках, Николай Петрович Виноградов. В начале революции, несмотря на непролетарское прошлое, он стал председателем Церковно-Археологического отдела Общества любителей духовного просвещения. А до 1921 года работал секретарем Церковного отдела Комиссии по делам музеев и охраны памятников при Моссовете.

38. Ну вот и всё пока. Я с лёгким сердцем спускался вниз по переулку в сторону метро. Всё-таки можно, значит, заинтересовать инвесторов так, чтобы они не занимались варварской ".реконструкцией". Пишу в кавычках, ибо это всегда предполагалось полное уничтожение здания с последующим его "восстановления" в виде новодела. Как будет обстоять дела с другими памятниками - я не знаю. Поживём - увидим. Хотя, скажем скандальная история с Домом Болконского на Воздвиженке говорит о другом.

39.А художники теперь снова с удовольствием будут сюда приходить и рисовать картины...

Спасибо,что вы были со мной и до следующих встреч!
Все мои фотки кликабельны и вы можете посмотреть в оригинальном формате у меня на Яндекс-фото.

ИА REX публикует статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор .

Печатников переулок — один из старинных переулков, на наших глазах за последние годы утративший значительную часть своей красоты, культурной и исторической ценности.

Разновременная застройка складывалась там в удивительно гармоничный градостроительный ансамбль — один из самых живописных, поэтичных, теплых уголков старой Москвы. Ландшафтные качества самого переулка — изогнутого и к тому же расположенного на крутом склоне Сретенского холма, и в особенности исключительно красивый вид на город в западном направлении (на Трубную площадь, Петровский бульвар и Высокопетровский монастырь), открывавшийся с самой высокой его точки, придавали ему значение уникального фрагмента историко-градостротельной среды Москвы.

В советские времена перспектива переулка была частично перекрыта построенным в 1980 г. Домом политпросвещения (впоследствии — Парламентский центр) на Цветном бульваре, 2. Снос этого здания позволил одному из лучших видов Москвы раскрыться во всей красе, но в последние годы панорама в створе переулка значительно сужена в результате строительства крупногабаритных современных зданий, резко диссонирующих с историческим окружением.

Главное украшение переулка — знаменитый «дом с кариатидами» или дом Сысоева под номером 7 . Крохотный двухэтажный домишко в два окошка необычайно щедро украшен лепниной как снаружи, так и изнутри. Трогательная несуразность этого роскошного декора сделала его излюбленным объектом для художников, фотографов и кинематографистов. Создатели фильма «12 стульев» поселили в нем Эллочку-людоедку. Однако настоящий создатель этого убранства был вовсе не безвкусным нуворишем. Фасады и интерьеры дома служили выставкой мастерства его хозяина — известного лепщика, выходца из крестьян Петра Сысоева , украсившего своими изделиями не одно великолепное здание Москвы эпохи модерна, включая Филипповскую булочную и гостиницу «Метрополь». Его вензель «ПС» по сей день украшает фасад дома. Когда-то жилое, это здание до начала 2000-х использовалось в качестве офиса и находилось в хорошем состоянии. Но затем дом Сысоева, получивший статус выявленного объекта культурного наследия , надолго опустел. Летом 2009 г. активисты-градозащитники сумели с помощью милиции и инспекции Москомнаследия пресечь незаконные работы по реконструкции памятника, начатые бригадой гастарбайтеров по указанию некоего загадочного инвестора, прибывшего на место событий за рулём автомобиля «Бентли». Назваться он отказался, но заявил, что действует с ведома управы. В управе района Мещанский факт знакомства с владельцем «Бентли» опровергли и сообщили, что имел место самовольный захват здания, принадлежащего городу, однако действенных мер по установлению личности нарушителя и привлечению его к ответственности за назаконные строительные работы, а также за повреждение памятника (ст. 243 УК РФ) ни одно из уполномоченных ведомств не предприняло.

С тех пор в течение двух лет дом Сысоева продолжает оставаться в том виде, в котором он был отнят у разрушителей, — без перекрытий, с выломанными перегородками и выбитыми окнами, держащийся на внутренних подпорках, установленных градозащитниками и сотрудниками Москомнаследия. Уникальная лепнина в интерьерах, погибает под воздействием холода и сырости.

Еще более серьезную тревогу вызывает состояние дома 5 (бывшего владения купеческой вдовы Кирхгоф ), расположенного ниже по склону и как бы подпирающего дом Сысоева. Оба дома составляют неразрывное конструктивное целое и исключительно живописный ансамбль. Тем не менее поставить дом 5 на охрану не удалось. В ходе голосования на заседании научно-методического совета Москомнаследия большинство экспертов высказалось за придание ему как и дому 7 статуса выявленного объекта культурного наследия, однако, как выяснилось позднее, в итоговом протоколе, оказалось записанным совершенно другое решение — считать дом 5 ценным градоформирующим объектом. Такой статус, не предусмотренный законодательством об объектах культурного наследия, по сути не является охранным. Он допускает даже снос объекта с тем, чтобы на его месте было возведено новое здание, имитирующее фасады снесённого, но не обязательно совпадающее с ним по габаритам.

В настоящее время дом 5, находящийся в частной собственности, доведён до аварийного состояния . Не исключено, что целью его многолетнего выморачивания является снос с последующей застройкой освободившегося участка новым зданием, как это произошло в 2008 г. со следующим домом по той же стороне переулка — с домом 3, на месте которого в настоящее время возведён новодел, построенный по проекту архитектурной мастерской «Громов и Пальцев» . Разрешение на снос и строительство на территории охранной зоны, к которой относится Печатников переулок давал ныне покойный заместитель председателя Москомнаследия Владимир Громов , имеющий непосредственное отношение к упомянутой мастерской.

Вместе с домом 3 погиб удивительный памятник истории Москвы — тайный монашеский скит , устроенный на холодном чердаке, в квартире двух бывших монахинь соседнего Рождественского монастыря, выселенных из него после закрытия обители. Здесь, в обычном московском доме монашеская община продолжала тайно существовать с 1924 по конец 1960-х гг. Перед самым сносом дом украсился выразительными граффити, подчеркнувшими именно ту часть здания, где в прошлом находился скит.

Давно уже расселён и дом 6, стоящий на изломе переулка и образующий левую кулису выразительного архитектурного пейзажа, правой кулисой которого служил дом 3. В настоящее время этот простой старинный дом, не обладающий самостоятельной художественной ценностью, но имеющий чрезвычайно важное значение для ещё сохраняющихся остатков градостроительного ансамбля Печатникова переулка, превращён в общежитие для гастарбайтеров.

За последнее десятилетие Печатников переулок понёс серьёзные утраты на всём протяжении. Так, от исторического дома 19/22 корп. 1 осталась одна фасадная стена. Основной объём дома был снесён для облегчения строительства подземной парковки под элитным новоделом. Радикально обновились с утратой исторического облика ещё несколько домов. Не будет преувеличением сказать, что в судьбе этого уникального уголка подлинного исторического города отразилась судьба Москвы в целом.