Олимпиада русский медвежонок примеры заданий. Русский медвежонок - языкознание для всех. Где будет представлен результат

) — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре постоянно растет: если в «Медвежонке-2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, через два — почти 424000 школьников, а в 2008 году в «Русском медвежонке» приняли участие более 2 327 000 школьников из 19 стран. В России в прошлом году в конкурсе участвовало 18 с лишним процентов от общего числа школьников страны.

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из практических целей которого является составление и обсуждение задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.

Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов: от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Для самых младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых задач.

Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи отводится несколько минут). Среди них есть и совсем элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, многие из них приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.

За десять лет накоплено более тысячи трёхсот задач-тестов, а авторский коллектив насчитывает уже более 50 человек. Задачи после конкурса не забываются, а начинают новую самостоятельную жизнь: многие преподаватели с удовольствием используют их на занятиях не только со школьниками, но и со студентами в самых разных курсах русского языка.

Вот лишь несколько примеров задач:

2. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого .
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

3. Найдите подлежащие во фразах:
(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро .
(А) (1) тореро и (2) сомбреро ;
(Б) (1) сомбреро и (2) тореро ;
(В) (1) тореро и (2) тореро ;
(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро ;
(Д) подлежащих нет.

4. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка ; (Б) румынка ; (В) итальянка ; (Г) японка ; (Д) корейка .

5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна ; (Б) зайчиха ; (В) львица ; (Г) актриса ; (Д) японка .

6. Читаем у А. С. Пушкина:
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Как шли витязи?
(А) по одному; (Б) по двое; (В) по трое; (Г) по одиннадцать; (Д) по тридцать три.

7. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины?

Решения задач

1. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель , ров [роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб , [шум] — шум , — ешь , [л’эj] — лей . Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

2. Все эти слова можно понять как формы родительного падежа: всего мёда Кролика не хватило Винни-Пуху ; Винни-Пух ничего не боялся ; Пятачку некого было дожидаться ; Крошка Ру сбежал из отчего дома ; Сове не хватало какого-нибудь полого предмета . Ответ: (Д).

3. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением - неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро , то оно и будет подлежащим в обоих предложениях. Ответ: (В).

4. Слова шведка , румынка , итальянка , японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка означает не национальность, а разновидность мяса (жительницы Кореи называются не корейками, а кореянками). Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (Д).

5. Четыре последних существительных обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха — заяц , львица — лев , актриса — актёр , японка — японец . Существительное обезьяна обозначает животное независимо от пола: отдельных существительных, обозначающих самца и самку обезьяны, в русском языке нет. Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (А).

6. Что означает устаревшее слово чета ? Это два предмета или два лица, пара. Вспомните такие однокоренные слова, как чётный, сочетание . В этом отрывке из «Сказки о царе Салтане» витязи идут парами, по двое. Ответ: (Б).

7. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ — не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было, да и город в этом случае имел бы название вроде «Великолукск»). Вариант А (лук родился особенно крупным) маловероятен: в этом случае город, скорее всего, получил бы имя вроде «Добрые [т. е. хорошие] Луки». Выбирая между мастерами по изготовлению луков и речными излучинами, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки. Ответ: (Д).

Задачи конкурса с решениями и комментариями ежегодно выпускаются отдельными брошюрами, а также публикуются в газете «Русский язык» . Подробнее о «Русском медвежонке» можно почитать на

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Вот и пришло время пополнить рубрику "Образование", которая уже покрылась плесенью, ведь недавно стартовал конкурс "Русский медвежонок". Ниже можно ознакомиться с вопросами и ответами для учащихся 2-3 классов за 2017-2018 учебный год. Также в этой же рубрике можно будет найти и ответы на вопросы для учащихся более старших классов.

1. Встретились в лесу два зверя.
- Привет, косолапый! - сказал один.
- Здорово, косой! - ответил второй.
Что за звери встретились?
(А) волк и медведь; (Б) волк и заяц; (В) медведь и волк; (Г) ёжик и заяц; (Д) заяц и медведь;
Ответ: Д - заяц и медведь.
2. Вот начало известного стихотворения Корнея Чуковского:
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
А для кого нужен шоколад?
(А) для слона; (Б) для слонёнка; (В) для верблюда; (Г) для верблюжонка; (Д) для Чуковского;
Ответ: Б - для слонёнка.
3. Что может вырасти на дереве и на лбу?
(А) ветка; (Б) гриб; (В) цветок; (Г) шишка; (Д) ягода;
Ответ: Г - шишка.
4. Какое из имен нельзя перенести на следующую строку?
(А) Марья; (Б) Юлия; (В) Анна; (Г) Софья; (Д) все эти имена можно переносить;
Ответ: (Б) Юлия.
5. В стихотворении Александра Шибаева о буквах есть такие строчки:
Чтобы "..." не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква "..."
Какие буквы надо поставить вместо пропусков?
(А) Ь и Ы; (Б) Г и П; (В) О и Ю; (Г) З и В; (Д) Ш и Щ;
Ответ: (В) О и Ю.
6. Миша пишет сочинение "Утро в деревне": На рассвете нас всегда будит звонкое... .
(А) кар-кар; (Б) ку-ку; (В) кря-кря; (Г) кукареку; (Д) ква-ква;
Ответ: (Г) кукареку.
7. Мама оставила сыну записку: "Петя пойди в магазин и купи буханку..". К сожалению край записки с последним словом Петя случайно оторвал. Но он все равно понял, что мама попросила его купить....
(А) масла; (Б) сыра; (В) хлеба; (Г) конфет; (Д) кваса;
Ответ:(В) хлеба.
8. Когда девочки ходили в детский сад, их там называли Даша, Таня, Валя, Оля, Нина, а когда они пошли записываться в первый класс, их попросили назвать полные имена. Какое из имен осталось без изменений?
(А) Даша; (Б) Таня; (В) Валя; (Г) Оля; (Д) Нина;
Ответ: (Д) Нина.
9. Даша у нас настоящая... Как вряд ли закончат фразу?
(А) бегунья; (Б) врунья; (В) лгунья; (Г) глазунья; (Д) колдунья;
Ответ: (Г) глазунья.
10. Свежий хлеб бывает мягким, а несвежий обычно называют...
(А) твердым; (Б) жестким; (В) прочным; (Г) плотным; (Д) чёрствым;
Ответ: (Д) чёрствым.

11. На пляже Сережа нарисовал на песке картину и подписал ее название. Набежавшая волна смыла первые буквы, и получилось "ЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
- Аленький? - спросила мама.
- Нет, - ответил Сережа. - Другого цвета.
А какого?
(А) зелёного; (Б) голубого; (В) жёлтого; (Г) белого; (Д) красного;
Ответ: (Г) белого.
12. В каком из предложений слово взять имеет совсем не то значение, что в остальных?
(А) Дядя цезарь позвал на охоту пса Пифа и взял его ошейник с поводком.
(Б) Дядя Цезарь взял с собой ружьё.
(В) Пиф попросил дядю Цезаря взять рюкзак с едой.
(Г) В лесу дядя Цезарь велел Пифу взять след зайца.
(Д) Заяц взял веточку и пощекотал Пифу нос.
Ответ: (Г) взять след.
13. Котёнку Финдусу, большому выдумщику и озорнику, посвящена целая серия книг. Одна из книжек называется "Поделки Финдуса". Художник на обложке этой книги вставил слово поделки еще одну букву и зачеркнул ее. Что это за буква?
(А) д; (Б) о; (В) р; (Г) л; (Д) ъ;
Ответ: (В) р - пРоделки.
14. Во всех словах прочерками заменены буквы а или о. В четырёх словах на месте прочерков должны быть одинаковые буквы, а в одном - разные. В каком?
(А) к_рм_н; (Б) м_р_з;; (В) _г_нь; (Г) г_р_ж; (Д) ф_н_рь.
Ответ: (Д) фОнАрь.
15. Острым не бывает....
(А) нос; (Б) перец; (В) карандаш; (Г) нож; (Д) ёж;
Ответ: (Д) ёж.
16. Какое слово не связано с другим по смыслу?
(А) смешать; (Б) смешат; (В) смесь; (Г) мешали; (Д) смешался;
Ответ: (Б) смешат.
17. Очень много слов русского языка оканчивается на....
(А) -летний; (Б) -зимний; (В) -весенний; (Г) -осенний; (Д) среди ответов (А) - (Г) - нет правильного;
Ответ: (А) -летний.
18. Читаем потешку для малышей:
На крайчике, на сарайчике
Две вороны сидят, обе врозь глядят.
Из-за дохлого жука перессорились!
Куда смотрят вороны?
(А) вниз; (Б) вверх; (В) в разные стороны; (Г) в одну сторону; (Д) друг на друга.
Ответ: (В) в разные стороны.
19. В русском пересказе сказочной повести шведского писателя Ингемара Фьелля действие происходит в городке Елсо. А каких деревьев в нём растёт больше всего?
(А) берёз и тополей;
(Б) клёнов и ясеней;
(В) сосен и елей;
(Г) дубов и лип;
(Д) каштанов и рябин.
Ответ: (В) сосен и елей. Елсо - ЕЛи и СОсны.
20. Какое слово реже всех остальных употребляется перед сочетанием из головы?
(А) выскочить; (Б) выбежать; (В) вылететь; (Г) выкинуть; (Д) выбросить.
Ответ: (Б) выбежать.

21. В четырёх случаях, рассказывая о сказочном персонаже, мы можем убрать одно слово в его имени. В одном случае обычно так не делают. В каком?
А) Красная Шапочка;
Б) Серый волк;
В) Золотой гусь;
Г) Снежная Королева;
Д) Железный Дровосек.
Ответ: (А) Красная Шапочка.
22. Стихотворение Михаила Яснова "Я учу котенка" заканчивается так:
...Мой котёнок так старается:
___учит
И мяучит.
Какое слово мы пропустили?
(А) буквы; (Б) звуки; (В) цифры; (Г) имя; (Д) слово.
Ответ: (Г) имя.
23. Вставьте пропущенное слово в загадку.
Ходит по двору ___,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(А) петух; (Б) журавль; (В) драчун; (Г) будильник; (Д) светильник.
Ответ: (Г) будильник.
24. В польском языке есть слово wieko, которое произносится как [вэко]. Что оно означает?
А) Человек
Б) Окно
В) Веник
Г) Ветка
Д) Крышка.
Ответ: Д) Крышка.
25. Яша набрал на компьютере слова лото, пот, труд, тир, тара, а шутник Саша заменил в них все буквы т одной и той же другой буквой. Как ни удивительно, после этого программа проверки орфографии подчеркнула как наверное лишь одно слово. Какое Яшино слово превратилось в наверное?
(А) лото (Б) пот (В) труд (Г) тир (Д) тара
Ответ: (А) лото.
26. Произнесем слово уж. Если мы добавим к нему звук "д" в начале, то услышим слово душ. В какой еще паре второе слово можно получить из первого, добавив в начале или в конце слова один звук и не изменяя остальных?
(А) кров - кровь; (Б) зуб - зубр; (В) рог - урок; (Г) сень - осень; (Д) слив - слива.
Ответ: (В) рог - урок.
27. В книжке-головоломке Антона Тилипмана «Зубака» во многих словах перепутались буквы. Вот, например, была азбука - стала зубака. Если вы правильно расставите буквы в «словах» артмышка, бульог, гуляшка, дикокрол, огронос, получится пять названия живых существ. Сколько среди них птиц?
(А) ни одной; (Б) одна; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
Ответ: (Б) одна.
28. Вот несколько болгарских слов и их переводы на русский язык:
вълк-волк, конче-жеребёнок, патка-утка, петел-петух, прасе-поросёнок, пиле-цыплёнок.
Как по-болгарски будет "Русский медвежонок"?
(А) Руски медвежонок, (Б) Руско мече, (В) Руски мечок, (Г) Руски мишка, (Д) Руска мишка.
Ответ: (Б) Руско мече.

В 2017-2018 году во всех школах РФ пройдет олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех», призванная познакомить учащихся с миром лингвистики в новом и интересном формате, отличном от традиционного заучивания правил и выполнения однообразных заданий. Что же представляет собой данное мероприятие, и к чему нужно готовиться учителям, родителям и детям?

Эта международная игровая олимпиада по русскому языку, учрежденная еще в 2000 году, охватывает не только территорию России и ближнего зарубежья. Она проходит и в таких государствах, как:

  • Япония;
  • Индия;
  • Греция;
  • Израиль;
  • Польша;
  • Куба;
  • Великобритания;
  • Монголия и др.

Важно! День проведения интеллектуального состязания одинаков для всех российских школ, гимназий и лицеев. Обычно он выпадает на осень, а именно – на первую половину ноября. В этом учебном году мероприятие состоится 15 числа данного месяца (среда).

Организаторами олимпиады выступают центры дополнительного образования одаренных школьников, ООО «Игра» и ООО «Слово», а ее научными руководителями являются профессора Института лингвистики РГГУ.

«Русский медвежонок» 2017-2018 года не изменит традициям, и, как и ранее, станет для учащихся:

  1. Игрой, включающей в себя нестандартные задания и проверяющей способность ребенка логически мыслить, проявлять смекалистость и анализировать.
  2. Возможностью добавить в свое портфолио как минимум сертификат участника, а как максимум – отличительную грамоту или диплом. Такие достижения, выдаваемые в единых образцах, могут сослужить хорошую службу при поступлении в ВУЗ.
  3. Мероприятием, комфортным с точки зрения организационных аспектов. Чтобы принять в нем участие, не нужно будет выезжать за стены образовательного учреждения, ведь конкурс сам найдет и придет к заинтересованным ребятам.

Важно! До состязания должны быть допущены абсолютно все желающие, начиная со 2 и заканчивая 11 классом. Педагоги не имеют права проводить предварительный отбор претендентов или запрещать ученикам писать олимпиаду даже в тех случаях, если текущий уровень их успеваемости по русскому языку оставляет желать лучшего.

Мероприятие включает в себя 5 параллельных интеллектуальных соревнований, которые составляются и разрабатываются в зависимости от возраста участвующих. Так, одинаковый набор заданий ожидает учащихся:

  1. 2-3 классов.
  2. 4-5 классов.
  3. 6-7 классов.
  4. 8-9 классов.
  5. 10-11 классов.

Общая процедура проверки выглядит следующим образом:

  1. После написания теста заполненные бланки доставляются в территориальный организационный комитет, а оттуда направляются в столицу.
  2. В январе/феврале учебные заведения получают документы, в которых указано, какое место занял каждый конкретный ученик в общероссийском списке в своей возрастной категории.
  3. В заключение участники, которые набрали наибольшее количество баллов, награждаются призами.

Конкурс «Русский медвежонок» 2017-2018 года также будет проведен в колледжах и техникумах, программы учебных курсов которых включают в себя профессиональное изучение языка. Олимпиада не обойдет стороной и педагогическое сообщество, – для его представителей она состоится 11 и 12 марта 2018 года.

Структура и организационные моменты

Для представителей младшей, средней и старшей школы предназначается тест, состоящий из 30 (28 для учеников 2-ых и 3-их классов) занимательных вопросов. Сложность упражнений различна, однако здесь никто не обяжет ребенка объяснять ход своих мыслей и расписывать пространные решения на нескольких страницах. Сдать специальный бланк, в котором понадобится обвести по одной букве из 5 предложенных в каждом задании вариантов ответа, потребуется через 75 минут (1 час и 15 минут).

Как принять участие в мероприятии? На текущий год этот вопрос уже не является актуальным, – дело в том, что прием заявок завершился еще 13 октября. Регистрация, стоимость которой составляла от 70 до 80 рублей в зависимости от региона, осуществлялась классными руководителями и педагогами учебных заведений. Для участия в 2018-2019 учебном году детям также потребуется обращаться именно к ним.

Подготовка

Ознакомиться с перечнем заданий для подготовки к олимпиаде «Русский медвежонок» 2017-2018 года можно на официальном сайте rm.kirov.ru во вкладке «Задачи», расположенной слева от главного окна. На вновь открывшейся странице можно будет скачать как сами задания, так и ответы на них для того, чтобы предварительно оценить собственный языковой уровень и составить представление о сути мероприятия.

Тем, кто претендует на более высокий результат, понадобится приложить больше усилий для подготовки. В таком случае нельзя будет обойтись без:

  • внеклассного чтения дополнительной художественной литературы;
  • добросовестного и вдумчивого изучения школьной программы по предмету;
  • любви и уважения к языку и заинтересованности в начальных аспектах языкознания.

Объективная польза

Одной из главных положительных особенностей «Русского медвежонка» 2017-2018 года станет то, что он, как и раньше, предоставит учащемуся возможность познакомиться с форматом официальных экзаменационных аттестаций, ожидающих его в будущем, – ОГЭ и ЕГЭ. Именно данная ежегодно проводимая олимпиада помогает преодолевать страх перед серьезными работами. Материалы заданий, бланки и принципы их заполнения, соблюдение отведенного времени как одного из обязательных условий пугают ребенка тем меньше, чем чаще он с этим сталкивается.

Кроме того, здесь нет победителей и проигравших – каждый ученик может спокойно и размеренно отслеживать собственный прогресс из года в год. Вне зависимости от того, какой балл из 100 возможных получит участник, конкурс станет отличным подспорьем для тренировки его ума, развития памяти, эрудиции, мышления и приобретения качественно новых знаний.

Видео о популярном языковом конкурсе для детей: