Внешний вид- роль и значение в повседневной жизни

Что чувствуют люди, глядя на эту девушку? Зависть, восхищение, стыд за собственную фигуру, желание... Все зависит от пола, возраста, комплекции и характера того, кто смотрит на картинку. Сходно лишь одно: почти все (давайте рассматривать европейское современное общество) оценки людей будут положительными. Но обычно мы не задумываемся, почему. Ответ кажется таким очевидным! Однако не все так просто, как кажется. Так что же стоит за нашей внешностью?


В первую очередь, внешность - это показатель здоровья, и, соответственно, нашего отношения к себе. Причем к себе - не только в физическом, но и в духовном, душевном и моральном плане. Гармоничный человек, любящий и уважающий себя, никогда не запустит свое здоровье на произвол судьбы, ведь единственное, что у нас есть в этой жизни - мы сами. Человек обязан научиться любить и слушать в первую очередь себя, и только после этого откроется возможность любить и слушать окружающих. Если взять самый известный библейский пример - это Иисус Христос, который, чтобы услышать внутренний голос, уходил в пустыню на 40 дней.

Внешность - также показатель и нашей успешности в обществе. Какой образ успешного человека вы себе представляете? Наверняка он хорошо одет, у него кожаный кейс с ценными бумагами, дорогие часы и шикарные туфли. О его характере мы задумываемся во вторую очередь. Именно желая показать независимость от материальных благ, а, соответственно, и канонов неправедного общества, святые частенько пренебрегали хорошей одеждой, обувью и другими, казалось бы, первостепенными атрибутами внешности.

Отсюда вытекает еще одно значение - принадлежность к социальным группам. Если судить только по внешности, а не по внутренним причинам, то можно сказать, что отшельники были первыми в истории фриками. А если уйти немного восточнее, то можно увидеть, насколько бывает важна внешность - по ней определяют принадлежность к определенной касте, то есть слою общества, в котором переход из одной социальной роли в другую невозможен. И это не только одежда, но и татуировки, количество колец на шее, длинные ногти на руках для восточных аристократов, символизирующие их непричастность к физическому труду и т.д. Проведите параллель с современным европейским обществом - каста Бизнесменов, Металлистов, ничем не занимающихся Цыпочек с нарощенными ногтями, Альтернативщиков, Хипстеров... Единственное отличие в том, что человек волен каждый день выбирать, к какой касте себя отнести, и относить ли вообще. Конечно, если выглядите как обычно выглядят те, кому вы хотите понравиться, ваши шансы несомненно увеличиваются (иногда очень и очень и очень сильно).


Далее - самое очевидное - по внешности мы определяем пол собеседника. Частенько вижу на улице полудевушек-полупарней (ну или наоборот, не разберешь) и удивляюсь, как можно в таком образе комфортно вживаться в социум. Ведь если ты девушка - для тебя открываются возможности социальных поблажек: и чемодан помогут донести, и дверь придержат, да мало ли что еще! Но и ожидания соответственные. Была сегодня в магазине, покупала кабель для компьютера и спросила, смогу ли я самостоятельно разобраться в подключении, на что мужчина ответил: "Ну мы же не знаем ваших способностей. Суп и я сварить могу, только кто его есть будет? Но если что, спросите у папы или у молодого человека." Казалось бы, что такого особенного? Но отсюда вытекает, что девушка должна уметь варить суп, а парень - разбираться в "железе". Что ж, пережитки современного общества. И все-таки соответствие внешности и пола - непременное условие комфортного общения между людьми.

Также внешность - показатель и нашего настроения, и внутреннего стержня, и дисциплины - как по отношению к еде, так и по отношению к спорту и другим ритуалам, проводимым с телом и лицом. Это показатель того, насколько нас волнует мнение окружающих о себе (всех или определенных - не так важно). Внешность - это также и способ самовыражения, самое главное творение в нашей жизни, поэтому она может являться довольно хорошим критерием самооценки.

Именно поэтому необходимо не только думать и осмысливать каждую деталь гардероба, каждый жест, каждый шаг, но и предпринимать активные действия для того, чтобы внешнее и внутреннее находилось в гармонии.
Удачи, девочки!)))

Правообладатель иллюстрации Getty

Черты собственного лица могут сильно помогать или сильно мешать человеку - и дело тут не только в привлекательности. Окружающие обычно неосознанно оценивают вашу внешность по таким критериям, о которых вы и не задумывались, предупреждает корреспондент .

Представьте, что у вас есть неидентичный близнец. Вы получили одинаковое воспитание, имеете одинаковый коэффициент интеллекта, одинаковое образование, одинаковые хобби. Вы в равной степени общительны, склонны к приключениям, интересны. Ходите заниматься спортом в один и тот же спортклуб, любите есть одни и те же блюда.

С духовной и интеллектуальной точек зрения вы двойники. Есть лишь одно отличие: ваши лица. Скажем, у одного из вас полудетские черты с широко раскрытыми глазами. А у другого - резкие скулы и более брутальный (в чем-то даже слегка неандертальский) лоб.

Как с течением лет сложатся ваши жизни? Пойдете ли вы одним и тем же путем, или же небольшие различия во внешности заставят вас выбрать разные дороги?

Верно последнее. Лишь только бросив на вас один взгляд, окружающие сразу делают выводы о ваших способностях и о том, можно ли вам доверять; решают, лидер вы или исполнитель. И эти предубеждения способны влиять на важнейшие события вашей жизни, определяя самые разные вещи: от круга друзей до баланса на банковском счете.

"Мы предпочитаем думать, что принимаем решения рационально, но на самом деле часто поддаемся влиянию довольно поверхностных сигналов, - говорит Кристофер Оливола из Университета Карнеги-Меллон. - И в этом смысле внешность - абсолютно поверхностный, но очень важный фактор".

До сих пор тенденция оценивать человека по его внешности ("лице-мерие", как называют это Оливола и его коллеги) воспринималась как данность. Но чем глубже ученые разбираются в том, какое влияние это оказывает на нашу жизнь, тем чаще они начинают задумываться, не стоит ли считать "лице-мерие" вредным предрассудком, с которым нужно бороться.

Его основной составляющей, пожалуй, можно считать физическую привлекательность - особенно если учесть, насколько пристально мы следим за похождениями знаменитостей. Еще в 1990-х годах экономист Дэниел Хамермеш обнаружил, что красивые люди могут зарабатывать на 10-12% больше, чем их заурядно выглядящие коллеги, причем эта тенденция наблюдается в самых разных отраслях профессиональной деятельности - от американского футбола до права и даже экономики.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Даже самые небольшие отличия во внешности могут отправить близнецов разными жизненными путями

"Открытие неприятное", - говорит Хамермеш теперь, по прошествии пары десятилетий. Правда, он обнаружил как минимум одно исключение из правила - миловидная внешность не очень-то полезна людям, промышляющим вооруженным грабежом. "Если грабитель может запугать вас, чтобы заставить отдать деньги, то ему не приходится прибегать к физическому насилию", - замечает он.

Как мы уже писали, законопослушным людям красота тоже не всегда помогает : привлекательную женщину, к примеру, могут завалить на собеседовании, посчитав, что внешность может мешать ее профессиональной деятельности.

Так или иначе, мы временами приписываем красоте слишком большое значение, забывая о других формах "лицевой дискриминации". Александр Тодоров, коллега Оливолы из Принстонского университета, 10 лет назад поставил любопытный эксперимент: он просил испытуемых посмотреть на фотографии американских политиков, баллотировавшихся в конгресс и сенат (дав всего лишь по одной секунде на каждое фото), после чего оценить по числовой шкале, насколько подходящими кандидатами они выглядели. Даже после того, как во внимание были приняты другие факторы, такие как возраст и привлекательность, оказалось, что секундное размышление позволило участникам эксперимента угадывать победившего кандидата в 70% случаев.

Похожий результат дали и позднейшие исследования, в ходе которых изучалось, каким образом черты лица влияют на успешность обладателя (без учета привлекательности). Оказалось, что чем более властно человек выглядит, тем больше у него шансов попасть на пост главы компании - и зарабатывать при этом больше денег. Ученые также попросили испытуемых оценить лица курсантов военных училищ на предмет властности - и выяснилось, что впоследствии карьера быстрее пошла у тех кадетов, которые получили в этом опыте высокие оценки.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Ваша внешность когда-нибудь вас подводила?

Также распространено мнение, что по лицу можно сделать вывод о честности того, кто на фотографии. Если показать испытуемым набор снимков, то они как правило сходятся в оценке того, каким людям можно доверять - что сказывается на готовности одолжить тем денег. В суде открытое лицо даже может помочь уйти от наказания: ученые выяснили, что подозреваемые, которые внешне внушают доверие, имеют больше шансов быть оправданными при равноценных уликах.

Надо признать, что эти выводы сделаны на основе полностью субъективных оценок. Откуда люди знают, какие черты заставляют человека выглядеть властным, интеллектуально способным или доминантным? Возможно, мы просто реагируем на выражения лиц - открытую улыбку или недовольно сдвинутые брови. Мимика, безусловно, имеет значение. Но есть основания полагать, что мы замечаем и другие, более постоянные черты.

К примеру, Оливола и Тодоров в своих исследованиях использовали тщательно разработанные компьютерные изображения лиц с полностью нейтральными выражениями, чтобы исключить влияние мимики на восприятие. Ученые просили испытуемых дать лицам оценку и, сравнивая оценки многочисленных изображений, сумели создать фотороботы, черты которых наиболее полно отражают ту или иную особенность характера. Глядя на эти фотороботы, можно сделать вывод, что мы в нашем восприятии человека ориентируемся на целый комплекс разных черт лица - от формы бровей до костной структуры черепа.

Правообладатель иллюстрации Christopher Olivola Friederike Funk Alexander Todorov Image caption Эти лица отражают, по возрастанию: (A) компетентность, (B) властность, (C) экстраверсию, (D) благонадежность

Возможно, вы полагаете, что уж сами-то никогда не стали бы воспринимать окружающих людей столь поверхностно. Но на самом деле стоит нам кого-то повстречать, как мы тотчас же бессознательно даем этому человеку оценку. Тодоров продемонстрировал, что на формирование первого впечатления о личности уходит всего 40 миллисекунд (на то, чтобы один раз моргнуть, уходит в 10 раз больше времени). И навык этот формируется с самого раннего возраста: трех-четырехлетние малыши на основании внешности уже берутся делать выводы о том, кто "плохой", а кто "хороший".

На основании лишь одной фотографии участники могли предсказывать, какой вариант поведения выберет партнер - и выяснилось, что с помощью фотопортрета они действительно угадывали чаще, чем если бы они делали выбор чисто случайно. Ученый считает, что итоги этого опыта заставляют задуматься о любопытных вопросах человеческой эволюции: "Трудно понять, почему природа решила ставить нам на лицо знак "мне доверять нельзя". Кроме того, уровень гормонов и состояние здоровья иммунной системы.

Но с практической точки зрения наша точность визуальной оценки черт характера других людей оставляет желать лучшего и даже может приносить больше вреда, чем пользы. "Люди уделяют слишком много внимания внешности, забывая про другую информацию, которой они уже обладают", - говорит Оливола. К примеру, в играх, где важны честность и доверие, участники склонны верить партнеру с невинными чертами лица - даже имея достоверную информацию о том, что этот человек ранее был уличен в обмане.

Таким образом, возвращаясь к нашим близнецам, нетрудно представить, каким образом разница в изначальном восприятии внешности способна повести вас и вашего воображаемого неидентичного брата-близнеца по очень разным жизненным путям. Внешность может определять вашу судьбу в самых разных ситуациях: когда вы приходите на вечеринку, встречаетесь с родителями вашей невесты или жениха, нанимаетесь на работу или пытаетесь получить кредит в банке.

Особенно большое значение этот вопрос приобретает в современном мире, замечает Оливола: "При помощи учетных записей в социальных сетях мы можем формировать впечатление о себе еще до того, как мы начинаем говорить с человеком, и даже до того, как мы лично знакомимся. Представьте себе, что вы нанимаете нового помощника. Вы собираетесь как можно более объективно рассмотреть все резюме, но если вам на глаза попалась фотография, то в вашу душу уже заронено зерно предвзятости. Это может исказить восприятие дальнейшей информации". С Оливолой согласен Боннефон: "Пожалуй, невозможно отучить людей делать мгновенные выводы - мы поступаем так автоматически".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Широко раскрытые глаза могут означать невинность - но первое впечатление часто бывает обманчивым

Приняв эти соображения во внимание, Оливола и Тодоров недавно подготовили статью, в которой писали, что психологам пора задуматься о методах противостояния "лице-мерию". "Если необходимо принять важное решение, то я стараюсь структурировать поступающую информацию таким образом, чтобы лицо появлялось в самом конце процесса, - говорит Тодоров. - Когда мы проводим собеседования с выпускниками, я еще до личной встречи знаю, хочу ли я работать с тем или иным кандидатом. Самая важная информация - это сведения о прошлых успехах и рекомендательные письма".

Оливола даже предлагает на собеседованиях отделять кандидатов ширмой, хотя и признает, что это может быть не самым практичным решением. Тем не менее, опыт многих профессиональных музыкальных оркестров показывает, что проведение прослушиваний вслепую снижает степень влияния предубеждений на результат: к примеру, по итогам одного исследования выяснилось, что таким образом в оркестры попадает больше женщин.

В своей книге "Польза красоты" (Beauty Pays) Хамермеш пишет, что предвзятость, основанная на внешности, может привести к неприятным юридическим последствиям - если, к примеру, вы сможете продемонстрировать в суде, что получаете меньше, чем ваши коллеги, выглядящие более привлекательно. Но подготовка и принятие новых законов требуют денег, и ученый считает, что эти ресурсы, возможно, стоит употреблять на решение более насущных проблем.

"Тут вот какой вопрос: хотим ли мы тратить бюджетные средства на защиту некрасивых людей, когда, на мой личный взгляд, большего внимания заслуживают другие группы?", - спрашивает он. Конечно, никто не утверждает, что борьба с "лице-мерием" должна отвлекать нас от сражений с другими предрассудками наподобие сексизма или расизма (хотя в случаях, когда "лице-мерие" накладывается на них, негативный эффект может только усилиться).

Но вне зависимости от того, хотим мы переводить этот вопрос в правовое поле или нет, нам стоит как минимум задуматься о поверхностности нашего восприятия. В отличие от большинства других предрассудков, в "лице-мерии" мы играем роль и злодеев, и жертв: каждый из нас хоть раз делал о человеке несправедливые выводы на основании внешности, и каждый наверняка был объектом такого несправедливого отношения.

Вот такая неприглядная правда, которой, тем не менее, стоит взглянуть в лицо.

Введение

К настоящему времени выполнено немало исследований и накоплено огромное количество бесспорных доказательств того, что на самом деле внешность имеет значение. Всегда и повсюду, и это приводит в замешательство. Красивая внешность -- огромное преимущество.

Нравится нам это или нет, но физическая привлекательность молодой женщины неплохо прогнозирует ее успех у мужчин. Привлекательная внешность молодых мужчин менее тесно взаимосвязана с их успехом у женщин. Если бы женщины имели возможность так же демонстрировать свои предпочтения, не стала бы и для них внешность мужчин столь же значимой, сколь значима для мужчин внешность женщин?

Чтобы проверить, действительно ли мужчины более чувствительны к внешности, ученые отдельно изучали мужчин и женщин, предоставляя им разную информацию о человеке противоположного пола, включая и его фотографию. Другой экспериментальный метод заключался в том, что они якобы случайно знакомили мужчину и женщину, а потом спрашивали у обоих, хотят ли они продолжить знакомство. Мужчины, участвовавшие в этих экспериментах, действительно придавали несколько большее значение физической привлекательности женщин. Возможно, чувствуя это, женщины уделяют своей внешности больше внимания, чем мужчины, а среди пациентов хирургов-косметологов женщины составляют около 90%. Однако и женщины обращают внимание на внешность мужчин.

Не всем удается найти спутника жизни с неотразимой внешностью. Так как же люди ищут свою вторую половину? Если судить по результатам исследования, проведенного Бернардом Марстейном, мы склонны выбирать тех, кто не более и не менее привлекателен, чем мы сами. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о тесной взаимосвязи между внешней привлекательностью супругов, влюбленных. Люди склонны выбирать в друзья, а особенно в супруги тех, кто соответствует им не только по уровню интеллекта, но и по уровню привлекательности.

Эксперименты подтверждают факт существования этого феномена соответствия. Выбирая, к кому подойти с предложением знакомства, и зная, что в ответ может услышать и «да», и «нет», человек обычно выбирает того, чья физическая привлекательность примерно соответствует его собственной. Хорошее соответствие физических данных также может быть и основой для хороших отношений.

Но и это еще не все. Нам кажется, что красивые люди обладают определенными желательными для нас качествами. При прочих равных условиях мы убеждены в том, что красивые люди счастливее, что они более талантливы, умны и успешны, хотя и не более порядочны и не более склонны к заботе о ближнем. В такой стране с коллективистской культурой, как Корея, где высоко ценятся и порядочность, и альтруизм, именно они являются теми чертами, которые ассоциируются с физической привлекательностью.

Если собрать воедино всю эту информацию, получится то, что называется стереотипом физической привлекательности: красивое значит хорошее.

В нашем XXI веке внешность стала занимать чуть ли не главную роль в жизни современного общества, особенно молодежи. Поэтому мы решили опросить студентов для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наши теории.

Цель нашей работы: по мнению студентов, определить значение внешности человека при взаимодействии с другими людьми.

Социологический опрос на тему: «Внешность и ее роль в жизни человека»

  • 1. Когда Вы знакомитесь с новым человеком, его внешность, как правило, влияет или не влияет на Ваше первое впечатление о нем?
  • ?Влияет?Не влияет?Затрудняюсь ответить
  • 2. Как Вам кажется, большинство людей, которых Вы видите на улицах, в общественных местах вашего города (поселка, села), обладают красивой, привлекательной внешностью, обычной, заурядной внешностью или непривлекательной внешностью?
  • ?Красивой, привлекательной внешностью
  • ?Обычной, заурядной внешностью
  • ?Непривлекательной внешностью
  • ?Затрудняюсь ответить
  • 3. Если говорить в целом, женщине с красивой, привлекательной внешностью живется легче, тяжелее или так же, как женщине, не обладающей такой внешностью?
  • 4. Если говорить в целом, мужчине с красивой, привлекательной внешностью живется легче, тяжелее или так же, как мужчине, не обладающему такой внешностью?
  • ?Легче?Тяжелее?Так же?Затрудняюсь ответить
  • 5. Как Вы думаете, у людей, обладающих красивой, привлекательной внешностью, друзей и приятелей больше, меньше или столько же, сколько и у тех, кто красивой, привлекательной внешностью не обладает?
  • ?меньше
  • ?столько же
  • ?больше
  • ?Затрудняюсь ответить
  • 6. Как Вы думаете, может или не может человек с некрасивой, непривлекательной внешностью быть обаятельным и привлекательным как личность?
  • ?Может?Не может?Затрудняюсь ответить
  • 7. По Вашему мнению, женщине, чтобы нравиться, иметь успех у мужчин, важно или не важно иметь красивую, привлекательную внешность?
  • 8. А мужчине, чтобы нравиться, иметь успех у женщин, на Ваш взгляд, важно или не важно иметь красивую, привлекательную внешность?
  • ?Важно?Не важно?Затрудняюсь ответить
  • 9. Как Вы думаете, женщинам (мужчинам) красивая, привлекательная внешность помогает или мешает делать карьеру, продвигаться по службе? Или красивая, привлекательная внешность женщины (мужчины) никак не влияет на ее карьеру?
  • ?Помогает?Не помогает?Мешает?Затрудняюсь ответить
  • 10. Укажите свой пол:
    • ?М?Ж
  • 11. Укажите свой возраст:
    • ?17-18 ?19-20 ?21-22

Гипотезы

  • 1. Людям с красивой внешностью живется легче.
  • 2. Женщине с красивой, привлекательной внешностью живется тяжелее.
  • 3. Мужчине с красивой, привлекательной внешностью живется легче.
  • 4. Красивая внешность помогает строить карьеру/продвигаться по службе и т.д.

Нами было опрошено 81 человек возрастом разного пола от 17 до 22 лет, из которых 55 девушек и 26 парня.

Проанализировав результаты нашего социологического опроса, предположения подтвердились.

Исходя из результатов, можно построить диаграмму для наглядного примера.

Вопрос № 1

Когда Вы знакомитесь с новым человеком, его внешность, как правило, влияет или не влияет на Ваше первое впечатление о нем?

Ответы девушек таковы:

38 - влияет (65%), 12 - не влияет (20%), 9 - затрудняюсь ответить (15%).

19 - влияет (73%), 6 - не влияет, (23%) 1 - затрудняюсь ответить (4%).

Вопрос № 2

Как Вы думаете, у людей, обладающих красивой, привлекательной внешностью, друзей и приятелей больше, меньше или столько же, сколько и у тех, кто красивой, привлекательной внешностью не обладает?

Девушки: меньше - 3 (5%), столько же - 39 (71%), больше - 7 (13%), затрудняюсь ответить - 6(11%).

Парни: меньше - 3 (11%), столько же - 15 (58%), больше - 6 (23%), затрудняюсь ответить - 2 (8%).



Вопрос № 3

По Вашему мнению, женщине, чтобы нравиться, иметь успех у мужчин, важно или не важно иметь красивую, привлекательную внешность?

Важно - 35 (64%), Не важно - 14 (25%), Затрудняюсь ответить - 6 (11%)

Важно - 17 (66%), Не важно - 4 (19%), Затрудняюсь ответить - (15%)



внешность знакомство впечатление общество

Вопрос № 4

Мужчине, чтобы нравиться, иметь успех у женщин, на Ваш взгляд, важно или не важно иметь красивую, привлекательную внешность?

Важно - 22 (46%), Не важно - 24 (51%), Затрудняюсь ответить - 9 (3%).

Важно - 8 (23%), Не важно - 13 (47%), Затрудняюсь ответить - 5 (30%)



Внешность, в жизни каждого человека играет очень большую роль. Ведь, как вам известно, в нашем современном обществе «встречают по одежке». И не стоит пренебрегать этой поговоркой. Не только мужчины, но и женщины также любят глазами.

Красивый опрятный внешний вид может многое сказать о человеке. Если мужчине достаточно, просто надеть чистую выглаженную одежду, побриться и добавить немного приятного парфюма, на него уже обратят внимание многие женщины. Но чтобы на женщину обратили внимание мужчины, ей нужно уметь выделятся из толпы.

Не будем скрывать тот факт, что каждый мужчина хочет видеть рядом с собой красивую женщину. Но мужчины и женщины порой видят красоту по-разному. Многие женщины считают, что юбочка мини, красная помада и максимум украшений и есть женская сила обольщения, на самом деле это не так. Такой образ создает впечатление вульгарности дамы, как минимум. Что для мужчины женская красота?

Не лишним будет сказать, что внешние данные играют большую роль, женщина, которая не следит за своим физическим состоянием, создает впечатление некоторого безразличия к самой себе. Одежда - это наша оболочка, поэтому она многое может сказать о человеке. Также очень важен правильный уход за волосами. Мужчины чаще всего предпочитают видеть женщину в романтическом, легком и главное женственном одеянии. Женский образ создается из таких, казалось бы, мелочей как каблучки, длинные распущенные волосы, нежный парфюм, легкий макияж. И вот оно, само очарование, которое хочет видеть рядом с собой каждый мужчина.

Образ женщины, не должен кричать о ее силе, наоборот он должен говорить о ее слабости и беззащитности, чтобы мужчина мог почувствовать себя хищником. Конечно, не стоит переигрывать с романтичным образом, все должно быть в меру, и главное ваша внешность должна сливаться с вашим внутренним миром. В первую очередь вы должны быть в гармонии с собой, и тогда ваша личная жизнь обретет гармонию.

В современном мире профессиональная деятельность играет для индивида значительную роль и является одним из ключевых факторов, способных определить его место в социальной структуре общества. В связи с этим профессиональное развитие является для большинства людей одной из приоритетных жизненных целей. Предполагается, что общепринятой стратегией успешного трудоустройства и построения карьеры является развитие навыков, накопление опыта и знаний, необходимых для той или иной должности, путем обучения и получения соответствующего образования. Однако является ли наличие требуемых профессиональных навыков и приложение усилий для их развития единственным основополагающим фактором, который влияет на трудоустройство и карьерное продвижение? Ответ на данный вопрос: нет, не является.

Внешний вид индивидов зачастую не уступает по значению наличию навыков и опыта и может сыграть немаловажную роль в развитии карьеры. Каким образом, при каких условиях и почему внешность индивидов может быть связана с шансами на трудоустройство и дальнейшим продвижением по карьерной лестнице? Ответы на эти вопросы позволят определить, действительно ли внешний вид является одним из факторов, способных определять позицию отдельного индивида в социальной структуре общества, и как это происходит.

Роль внешнего вида при социальном взаимодействии

Прежде всего, следует разобраться, почему внешность человека может тем или иным образом воздействовать на окружающих людей, в том числе на работодателя, и каким образом это происходит. При любом взаимодействии лицом-к-лицу индивид создает свой образ и с помощью определенных сигналов преподносит его другим, пытаясь убедить аудиторию в правдивости создаваемого представления о себе. Так, в повседневной жизни люди постоянно используют сигналы, чтобы передать окружающим с определенной целью информацию о себе, своих качествах и намерениях. Например, одним из таких сигналов может являться демонстративное потребление, заключающееся в попытке продемонстрировать высокий социальный статус путем использования престижных товаров. «Личный передний план», который включает в себя внешний вид и манеры, позволяет создать образ индивида с помощью выразительных средств. Внешность человека — это одно из таких средств. С ее помощью окружающие могут оценить человека в процессе взаимодействия и получить информацию о характеристиках и качествах, которыми он обладает. На основе данного образа и полученных сигналов можно сделать вывод о социальном статусе индивида и его личностных качествах. Это значит, что внешний облик: пол, возраст, физические данные, умение одеваться и вести себя — играет одну из ключевых ролей в процессе создания впечатления о человеке. Внешний облик позволяет окружающим сформировать представления о том, как человек может себя повести в той или иной ситуации, которые впоследствии могут закрепиться в качестве стереотипных ожиданий.

Так, существуют определенные ожидания относительно поведения людей, которые являются внешне привлекательными или непривлекательными. Физическая привлекательность, оцениваемая по чертам лица, фигуре и росту, является ключевым компонентом так называемого «эротического капитала» индивида, который является комбинацией эстетической, физической и визуальной привлекательности для других членов общества. Наличие такого капитала — ресурс, дающий возможность достичь успеха в различных сферах общественной жизни.

Приписывание привлекательным людям социально одобряемых черт получило название эффекта «что красиво, то хорошо». Привлекательные индивиды, по мнению окружающих, предположительно живут лучше, чем непривлекательные: успешны в профессиональной карьере и семейной жизни. Кроме того, считается, что привлекательные люди обладают более высоким интеллектом, развитыми коммуникативными навыками и другими способностями.

Верно ли, что внешне красивые люди считаются в обществе более успешными, чем остальные? Согласно данным исследования, посвященному изучению эффекта «что красиво, то хорошо», такие стереотипы действительно существуют в обществе. Участники исследования чаще приписывали положительные характеристики и перспективы успешной жизни красивым людям, нежели менее привлекательным. Обладатели привлекательной внешности будут оцениваться остальными как носители социально одобряемых в обществе качеств, что может определенным образом влиять на процесс взаимодействия с другими индивидами.

Существование подобных стереотипов в обществе может привести к ряду последствий. Привлекательные индивиды, в отличие от непривлекательных, будут иметь некоторые преимущества в социальной жизни, хотя способности, которыми они обладают, могут и не различаться. С привлекательными внешне людьми лучше обращаются в ходе судебных и гражданских разбирательств, их оценивают как более успешных студентов и школьников, они являются желаемыми партнерами при социальном взаимодействии, и, в целом, их деятельность получает более высокие оценки окружающих. Все перечисленные преимущества могут аккумулироваться в течение жизни индивида и принимать форму социального превосходства. Одной из сфер, в которой наблюдается, возможно, наиболее значимое превосходство привлекательных людей, является трудовая и профессиональная деятельность, тесно связанная с позицией индивида в общественной социальной структуре.

Внешность индивида как фактор трудоустройства и развития карьеры

Привлекательные люди обладают несколькими значительными преимуществами в сфере трудовых отношений. Согласно данным эмпирических исследований, люди, обладающие привлекательной внешностью, имеют бо́льшие успехи в профессиональной деятельности: активнее принимаются на работу, имеют более высокие стартовые зарплаты, чаще получают повышение, имеют высокие оценки трудовой деятельности, считаются более компетентными. Если возникнет ситуация, что перед работодателем встанет выбор между двумя кандидатами, обладающими схожими навыками, опытом и профессиональными характеристиками, то предпочтение, при прочих равных условиях, скорее всего, будет отдано кандидату, более привлекательному внешне. Кроме того, преимущества, связанные с физической красотой человека, будут определять социальный престиж его занятости не только в начале карьеры, но и на всем ее протяжении: влияние красоты на социально-экономический статус индивида будет постоянным на протяжении его рабочей жизни.

Нельзя также забывать, что на рынке труда существуют профессии, при найме на которые обязательные требования к кандидатам включают в себя привлекательный внешний вид. В таких случаях красивые индивиды будут ассоциироваться в обществе как наиболее подходящие для подобных должностей и соответствующие предъявленным требованиям, что будет способствовать закреплению стереотипа о том, что данная профессия должна выполняться человеком с привлекательной внешностью. Чаще всего это профессии, связанные с контактами с людьми или рекламой, например, в торговой индустрии, модельном и гостиничном бизнесе. Зачастую резюме на данные должности обязательно включает в себя наличие фотографии кандидата для оценки его внешнего вида. Так, например, в сфере общественных отношений в Индонезии, в которой по большей части заняты женщины, привлекательный внешний вид играет одну из ключевых роль при отборе на позицию. В связи с этим в данной сфере проявляется дискриминация по внешнему виду, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями для отрасли, поскольку фактические навыки и знания начинают отходить на второй план при отборе на должность.

В то же время, пока те, кто считается физически привлекательными, получают преимущества на рынке труда, непривлекательные страдают от неудач. Следует упомянуть, что избыточный вес индивида может быть отрицательно связанным с его положением на рынке труда. Работники с ожирением сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте в несколько раз чаще, нежели работники, у которых вес в норме. По данным исследований, людей, страдающих ожирением, реже принимают на работу. Чаще всего им легче получить позицию, которая не подразумевает физического труда или контакта с людьми. Причина заключается в том, что наличие лишнего веса зачастую ассоциируется работодателем с ленью и низкой продуктивностью, даже если на самом деле это не так. Так, при исследовании российского рынка труда во время перехода к рыночной экономике в 1997-2005 годах было выявлено, что существовала достаточно сильная связь между весом индивида и вероятностью быть принятым на работу. Единственной оговоркой является пол кандидата: негативная связь между весом и вероятностью приема на рабочую позицию существовала среди женщин, но не мужчин. Индекс массы тела для женщин тесно и отрицательно связан с вероятностью приема на работу.

Другой немаловажной характеристикой выступает рост человека. Установлено, что высокий рост на протяжении всей карьеры положительно связан с социально-экономическим статусом индивида, который во многом зависит от трудовой деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Данное явление может быть связано с тем фактом, что высокий рост представляется в обществе характеристикой, которая является атрибутом людей здоровых и физически развитых, а значит и более работоспособных. Однако следует отметить, что рост является значимым фактором лишь для мужчин. Так, исследования, проведенные в Великобритании, доказывают, что маленький рост мужчины может негативно отразиться на вероятности трудоустройства и размере заработка, в то время как высокий рост будет наоборот выступать как преимущество.

Средняя часовая заработная плата мужчин и женщин на основе исследования в Великобритании

Кроме того, физические изъяны могут повлиять на восприятие человека другими как непривлекательного, и, соответственно, определенным образом отразиться на его профессиональной деятельности. Интересным является вопрос о том, влияет ли тип отличия от стандартов привлекательности определяющим фактором при формировании впечатления о кандидатах на должность. Наличие у индивида физического изъяна на лице, как было выяснено, воздействует на оценку способностей при приеме на работу и на решение о найме более негативно, нежели наличие инвалидности, отражающееся, например, в использовании инвалидного кресла. Это подразумевает, что отличие от внешнего вида, ассоциирующегося с привлекательным человеком, может иметь негативные последствия на рынке труда, и, в то же время, тип отличия будет оказывать влияние на степень таких последствий.

Условия и последствия воздействия внешней привлекательности на трудовую
деятельность

Таким образом, несмотря на то, что, в целом, привлекательная внешность является существенным фактором при определении позиции индивида на рынке труда, следует учитывать ряд условий, при которых последствия такой связи могут быть различны. Одним из таких условий является гендерная принадлежность. Это может быть связано с тем, что «эротическим капиталом» в основном обладают женщины, и поэтому внешний вид в их случае, в целом, играет бо́льшую роль, нежели у мужчин. Помимо пола, условием, которое будет определять влияет ли внешность на трудоустройство и карьерное продвижение, может выступать тип должности, на которую принимают кандидата. В случаях, когда речь идет о профессиях в публичной сфере или связанных с контактами с людьми, внешние характеристики будут иметь бо́льшее значение и зачастую определяться требованиями работодателя к внешнему виду.

Но всегда ли привлекательная внешность выступает залогом успеха и является преимуществом? Оказывается, что при определенных условиях красота может и навредить кандидату или работнику. Явление негативного воздействия привлекательной внешности на вероятность индивида быть принятым на работу или получить карьерное повышение было названо эффектом «чудовищной красоты». Несмотря на то, что, в целом, как было выяснено, красота позитивно связана с трудоустройством и карьерой, существуют определенные условия, когда эта связь является обратной. Эффект «чудовищной красоты» применим только к женскому полу и проявляется в случаях, когда привлекательная женщина становится кандидатом на должность маскулинного типа, в которой не имеется требований к внешности. Два фактора, которые могут объяснить данное явление – это характеристики индивида и характеристики профессии. Привлекательные женщины представляются окружающим более женственными, обладающими фемининными качествами, в то время как маскулинные типы профессий ассоциируются с мужскими качествами. Это приводит к тому, что на маскулинные типы должностей, где нет обязательных требований к внешности, более вероятно примут либо мужчину, либо непривлекательную женщину, у которой фемининные характеристики не так сильно выражены в ее образе, и соответственно, она будет представляться как более подходящий кандидат. Так, например, тот факт, что привлекательные женщины не так часто встречаются на руководящих должностях может быть связан с действием упомянутого эффекта, вследствие того, что такие должности ассоциируются с мужскими качествами вроде твердости и жесткости. Еще одним условием действия эффекта «чудовищной красоты» может являться пол человека, который проводит отбор на позицию. Это подразумевает, что, если отбор на позицию проводит женщина, то есть вероятность, что она скорее примет более непривлекательного кандидата женского пола, нежели привлекательного. Таким образом, эффект «чудовищной красоты» действительно существует на практике по отношению к привлекательным женщинам, внешность которых негативно влияет на действия на рынке труда при определенных условиях.

Процент ответных звонков на резюме различного типа на основе исследования, проведенного в Израиле

Так, вышеперечисленные факторы, такие как рост, вес и наличие физических изъянов могут выступать в качестве основ формирования дискриминации и неравенства на рынке труда. Индивиды, которые не соответствуют сформировавшимся в обществе стандартам красоты могут в среднем получать значительно меньше преимуществ на рынке труда. И, хотя некоторые виды социальной дискриминации по характеристикам, связанным с внешней привлекательностью, например, возрастом или цветом кожи регулируются законом, в целом, дискриминация по физической красоте не вписывается в рамки законодательства, что является немаловажной проблемой для регуляции общественной жизни и трудовой деятельности.

Заключение

Итак, на основе проведенного анализа можно сделать несколько основных выводов о внешности как факторе трудоустройства и успешной карьеры. В первую очередь, возможно заключить, что фенотип индивида действительно имеет положительную связь с успехом в трудовой деятельности, и как следствие продвижением по карьерной лестнице, что доказывают многочисленные исследования, проведенные по данному вопросу. Привлекательные индивиды получают более высокие зарплаты, чаще принимаются на работу и, в целом, оцениваются работодателями выше, чем непривлекательные кандидаты. Таким образом, красота выступает как ресурс, который позволяет занять ту или иную позицию в социальной структуре общества. Это может быть объяснено тем, что внешность в обществе является социальным сигналом, наличие которого предполагает приписывание индивиду социально одобряемых характеристик. Однако не следует забывать, что существуют определенные условия, такие как пол индивида, тип профессии, действие эффекта «чудовищной красоты», которые могут определять воздействие внешности на успех в профессиональной деятельности. Особое внимание в трудовой деятельности следует обратить на последствия связи привлекательной внешности и профессионального успеха, заключающейся в возможном возникновении дискриминации, которая может привести к неэффективному функционированию рынка труда и общества в целом.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц КУЧКОВО ПОЛЕ, 2000. – 302с.

Dion K., Berscheid E., Walster E. (1972). “What is beautiful is good”. Journal of Personality and Social Psychology, 24(3): 285-290.

Frevert T.K., Walker L.S. (2014). “Physical Attractiveness and Social Status”. Sociology Compass, 8(3): 313-323.

Sala E. et al. (2013). «Exploring the impact of male and female facial attractiveness on occupational prestige». Research in Social Stratification and Mobility, 31: 69-81.

Simorangkir D.N. (2013). “Lookism in Indonesia’s public relations industry”. Women’s Studies International Forum, 40: 111-120.

Grant S., Mizzi T. (2014). “Body weight bias in hiring decisions: Identifying explanatory mechanisms”. Social Behavior and Personality: an International Journal, 42(3): 353-370.

Huffman S., Rizov M. (2014). “Body weight and labour market outcomes in Post-Soviet Russia”. International Journal of Manpower, 35(5): 671-687.

Jæger M.M. (2011). “»A Thing of Beauty is a Joy Forever»? Returns to Physical Attractiveness over the Life Course”. Social Forces, 89(3): 983-1003.

Harper B. (2000). “Beauty, stature and the labour market: a British cohort study”. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 62(s1): 771-800.

Stevenage S.V., McKay Y. (1999). “Model applicants: The effect of facial appearance on recruitment decisions”. British Journal of Psychology, 90(2): 221-234.

Sala E. et al. (2013). «Exploring the impact of male and female facial attractiveness on occupational prestige». Research in Social Stratification and Mobility, 31: 69-81.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Ruffle B.J., Shtudiner Z.E. (2011). “Are good-looking people more employable?”. Management Science. The Journal of Employee Assistance, 41(4): 1-29.

Toledano E. (2013). “May the best (looking) man win: The unconscious role of attractiveness in employment decisions”. Cornell HR Review, 1: 1-14.

Даже полностью разделяя мнение о том, что внутренний мир важнее физической привлекательности, мы продолжаем делать выводы о человеке по его внешности. Это покажется странным, но ты неосознанно судишь незнакомца по лицу, – что подтверждает профессор Кристофер Оливола из Университета Карнеги-Меллон:

Мы предпочитаем думать, что принимаем решения рационально, но на самом деле часто поддаемся влиянию довольно поверхностных сигналов. И в этом смысле внешность – абсолютно поверхностный, но очень важный фактор.

Вот несколько научных доказательств того, что влияет на наши решения, хотим мы этого или нет. И еще одно доказательство, подтверждающее, что это неправильно.

1. Незнакомец со знакомой внешностью вызывает доверие

Команда психологов-исследователей из Нью-Йоркского университета сделала интересное открытие: то, насколько мы доверяем незнакомцу, может зависеть от его сходства с людьми из нашего прошлого.

Так, если новый знакомый внешне похож на человека, который вызывает у тебя доверие, вероятней всего, ты отнесешься к нему без подозрения. И напротив, когда незнакомец похож на кого-то, кто обманывал тебя, уровень доверия к нему будет меньше. Автор исследования Фельдман Халл сравнил этот эффект с рефлексом собаки Павлова, которая выделяла слюну на звук метронома:

… Мы используем информацию о нравственном облике человека, в данном случае о том, можно ли ему доверять, как базовый павловский механизм обучения, чтобы судить о незнакомцах.

2. Люди могут определить лидера по внешности

То, что люди могут определить лидера, будь то политик или участник музыкального конкурса, по внешности, подтверждает несколько исследований.

В 2005 году студентам Принстонского университета показывали фотографии кандидатов из последних трех гонок в Конгрессе США. Каждая пара кандидатов появлялась на компьютере, а участник эксперимента должен был сказать, кто, по его мнению, выглядит компетентней. Почти в 70% случаев студенты выбирали фактического победителя.

Еще более убедительный опыт провели британские ученые в 2013 году. Более тысячи добровольцев смотрели и слушали записи выступлений трех финалистов 10 самых престижных музыкальных конкурсов. Часть записей была представлена в видеороликах, часть – в аудиозаписях. При просмотре видео без звука участники исследования угадывали победителей с точностью 52,5%. В то время как при прослушивании аудиозаписей точность составила только 25,5%. После записи показали музыковедам. Они смогли определить победителя с точностью 25,7% по аудиозаписи и с точностью 47% по беззвучной видеозаписи.

Этот эксперимент убедительно доказал, что внешность оказывается важнее даже там, где оценивается исполнительское мастерство.

3. Симпатичные люди кажутся нам более умными

«Симпатичные дети чаще получают внимание и похвалу от учителей», – считает профессор социологии в университете штата Иллинойс в Чикаго Рейчел Гордон. Его исследование показывает, что привлекательные люди получают лучшие оценки и имеют большие шансы на поступление в колледж.
Возможно, любовь окружающих делает таких людей увереннее и повышает их успешность в будущем.

На самом деле внешность никак не связана с характером человека

Популярная научная теория о связи между характером человека и его обликом, так называемая физиогномика, была полностью развенчана недавними исследованиями.

Александр Тодоров и его коллеги из Принстонского университета доказали, что люди не способны распознать определенные черты характера человека по внешнему виду или фотографии. Тодоров продемонстрировал, что первое о личности формируется всего за 40 миллисекунд. В то же время большинство людей не думают, что мы составляем свое мнение о собеседнике в первые же секунды.

Вероятней всего, склонность оценивать людей по внешности досталась нам эволюционным путем – так наши предки могли отличить своих от чужих. В современном мире это становится большой проблемой, считает коллега Тодорова Кристофер Оливола:

При помощи учетных записей в социальных сетях мы можем формировать впечатление о себе еще до того, как начинаем говорить с человеком, и даже до того, как мы лично знакомимся. Представьте себе, что вы нанимаете нового помощника. Вы собираетесь как можно более объективно рассмотреть все резюме, но если вам на глаза попалась фотография, то в вашу душу уже заронено зерно предвзятости. Это может исказить восприятие дальнейшей информации.

Противостоять подсознательным убеждениям довольно сложно, ведь они срабатывают в нас автоматически. Но мы можем принимать во внимание эту человеческую особенность при вынесении решений. Так, Тодоров старается увидеть лицо кандидата при приеме на работу в последнюю очередь, после изучения рекомендательных писем и портфолио.