Кто сказал мы были дети 1812 года. Следствие и «суд» над декабристами. Возникновение Южного и Северного обществ

Только уделив подготовке к олимпиаде достаточно внимания, ученики получают шанс добиться высоких результатов. Если вы понимаете это, то оцените полезность материала, предложенного на этой странице. Мы собрали примеры олимпиадных заданий по истории России для 10 класса. Ученикам предлагается решить тесты и ответить на несколько открытых вопросов.

Вы можете провести пробную олимпиаду прямо на уроке истории России, использовав предложенные задания. К каждому вопросу указаны правильные ответы, следовательно использовать комплект олимпиадных заданий ученики могут и самостоятельно.

Олимпиада по истории России 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
А) принятии первого свода законов «Русская правда»
Б) освобождении Руси от ордынской зависимости
В) создании первого общерусского Судебника
Г) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

2. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
А) 1649
Б) 1645
В) 1654
Г) 1613.

3. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
А) появление светских учебных заведений
Б) введение всеобщего начального образования
В) учреждение женских школ и училищ
Г) создание сети университетов в крупных городах

4. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
А) Дмитрий Донской
Б) Александр Невский
В) Иван Калита
Г) Иван III

5. Что из названного произошло в XIX веке?
А) упразднение патриаршества
Б) учреждение коллегий
В) провозглашение России империей
Г) отмена крепостного права

6. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
А) славянофилы
Б) марксисты
В) декабристы
В) народовольцы

7. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
А) Государственный Совет
Б) Государственная Дума
В) Высочайший Сенат
Г) Святейший Синод

8. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
А) Павел Петрович
Б) Александр Павлович
В) Константин Павлович
Г) Николай Павлович

9. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
А) Рязанское княжество
Б) Тверское княжество
В) Суздальско-Нижегородское княжество
Г) Новгородская земля

10. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
А) Государственный Совет
Б) Государственная Дума
В) Верховный тайный Совет
Г) Сенат

Открытые вопросы

Вопрос 1
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».

Вопрос 2
Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».

Вопрос 3
Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь:
«Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!…Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»

Вопрос 4
Вставьте пропущенное слово
«Некоторых историков не устраивало традиционное объяснение истории «…». Они придумали своё собственное толкование. Князь Иван был прозван «…» не за доброту, а за скупость. Он собирал гривну за каждую глупость»

Армонас Станислав

Исследовательская работа ученика 9 класса на основе письменных источников - воспоминаний и мемуаров офицеров и солдат Отечественной войны

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки города Немана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

поселка Жилино

«Мы были дети 12-ого года».

Отечественная война, как один из факторов формирования декабристского движения

Выполнил:

Армонас Станислав, обучающийся 9 класса

МБОУ СОШ пос. Жилино

Руководитель:

Луста Елена Андреевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ пос.Жилино

г. Неман, 2015 год

Введение…………………………………………………………………….с.3

Глава I. Подъем русского национального самосознания в период Отечественной войны 1812 года……………………………………………………….с.5

Глава II. Влияние Отечественной войны 1812 года на становление людей «нового» типа……………………………………………………………….с.12

Вывод ……………………………………………………………………….с.17

Список источников…………………………………………………………с.18

Список литературы…………………………………………………………с.20

Введение

«Ужель страшиться нам могилы?

И лучше ль смерти плен отцов,

Ярем и стыд отчизны милой,

И власть надменных пришлецов?

Нет, нет, судьба нам меч вручила,

Чтобы покой отцов хранить…»

(В.Ф.Раевский)

«Мы были дети 12-го года» - так сказал С.И. Муравьев-Апостол о поколении декабристов, имея в виду, что Отечественная война 1812 года оказала решающее и судьбоносное влияние на формирование молодого поколения офицеров.

В войне 1812 года участвовало более ста будущих декабристов, 65 человек из них насмерть сражались с врагом на поле Бородина. Не только в Бородинском, но и во всех других сражениях, участвовали будущие декабристы. Не было ни одного боя, где бы каждый из них не отличился. Горячие патриоты своей Родины, ушедшие в поход еще юношами, молодые русские офицеры, возвращались на Родину возмужавшими, пройдя большую социальную и политическую школу. Те идеи и мысли, которые наполняли их головы, не замедлили вылиться в декабристские лозунги и призывы. Они хотели бороться за лучшую долю для своего народа и Отечества.

Актуальность нашей работы заключается в неподдельном интересе к судьбе тех людей, которые несмотря ни на что посвятили свою жизнь Родине. В начале своей жизни они вместе со всем русским народом защищали Россию от иноземных захватчиков, не жалея себя и желая внести свою лепту в общее дело. Многие из них закончили свою жизнь уже в мирное время, заботясь о благосостоянии своего народа, желая для него лучшей участи. Но их идеи были преждевременными, не поддержанными властями, поэтому судьба большинства из декабристов была трагичной.

В нашей работе мы хотим ответить на главный вопрос: «Какое влияние оказала Отечественная война на формирование «нового» типа офицера, по своей сути, будущего декабриста?».

Цель работы : выявить влияние войны 1812 года на формирование русского национального самосознания и становление человека «нового» типа.

Для этого поставим перед собой следующие задачи:

  1. проследить процесс подъема национального самосознания в Отечественной войне 1812 года, как одного из факторов формирования в будущем декабристского движения;
  2. выявить особенности восприятия войны молодыми русскими офицерами;
  3. выяснить причины побудившие молодых офицеров в дальнейшем выйти на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

Объектом нашего исследования является Отечественная война 1812 года, как один решающих факторов формирования декабристского движения.

Предмет нашей работы – это люди «нового» типа, сформированные в ожесточенных боях за Родину, молодые русские офицеры, будущие декабристы.

Структура нашего реферата состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Подъем русского национального самосознания в период Отечественной войны 1812 года

Война 1812 года, без сомнения, стала причиной подъема русского национального самосознания. Все русское общество проснулось ото сна и поднялось на борьбу с иноземными завоевателями. Ни одна социальная группа или слой населения не остались равнодушными к общему делу защиты Родины. И это не просто красивые слова, а реальное положение дел в то время.

В доказательство приведем отрывок из воспоминаний современника – Г. П. Мешетича: « Уже бояре, дворянство и народ волнуются слухами о приближении неприятеля к древней столице…» , «…Дворянство спешит к своему усердию и службе, духовенство к своим мольбам к Богу…» . Таким образом, мы видим, что с самого начала война 1812 года приобрела всеобщий, народный характер, вследствие чего в русском обществе начало зарождаться чувство необходимости единения и сплочения всего народа. Цель этой главы заключается в том, чтобы выявить влияние войны 1812 года на формирование русского национального самосознания.

Итак, для начала перейдем к причинам, обусловившим процесс подъема национального самосознания. В первую очередь, этот процесс был связан с тем, что французские войска вторглись на территорию России и начали активное продвижение к самому её сердцу – Москве. Как писал в своих воспоминаниях Ф.Н. Глинка: « С каждым днем, и для самых отдаленных мест от полей битв, более и более ощутительно становилось присутствие чего то чуждого, чего то постороннего, не нашего…» . Это знакомство народа с чуждым для них бытом, нравами и законами, привело к тому, что усилило дихотомию «свой – чужой». Русский народ уже начинает осознавать, что есть «наше», которое надо защищать и охранять от иноземных захватчиков. А «чуждое», «не наше» должно быть искоренено из «здорового тела России», в виде «страшной занозы» , которая разлагает ее части. В этой связи появляется ненависть и недоверие к иностранцам, на них ставится ярлык изменника.

Так В.В. Вяземский говорит: «Интриги в армиях – не мудрено: наполнены иностранцами, командуемы выскочками…» , тем самым показывая, что все неудачи русской армии идут только от иноземцев. Итак, осознание себя единым народом, с общими целями и задачами, было напрямую связано с вторжением французов на территорию России. Последовавшие затем разгромы, пожары, уничтожения городов, сел, дорог, двигавшимися вглубь России французскими войсками, усугубили положение всего народа.

В обществе возникают «важные и таинственные мысли о временах апокалипсических», временах последних, в которых роль России, как единой и могучей нации огромна и значительна. Если пожары, разруха в городах не внушали некоторым предчувствий конца света, то всеобщее перемещение «гражданского мира» до конца усиливала эти чувства. Как пишет в своих воспоминаниях Ф.Н.Глинка: « Неаполь, Италия и Польша очутились среди России!...люди с берегов Вислы, Варты и Немана шли, тянулись по нашей столбовой дороге в Москву, ночевали в наших русских избах…» . Эта картина, конечно же, внушала ощущение чего то особенного, судьбоносного. В дворянских кругах рождается идея избранности России, особенно усилившаяся после пожара в Москве.

А.П. Ермолов, очевидец и участник всех этих событий, писал: «Пятнадцать лет побеждая все противоборствующие народы, в торжестве проходил Наполеон столицы их; чрез Москву назначен путь к падению славы его и могущества!» . Москву русский народ «великодушно жертвует общей пользе» . Таким образом, Россия удостаивается почетного права – стать победительницей Франции и освободительницей мира, а Москве уготована великая честь стать жертвой ради спасения человечества. Таковы были настроения в дворянских кругах, а что же происходило с народом? Государство и церковь взяли на себя функцию формирования патриотических настроений в народной среде посредством воззваний, обращений, афишек.

Воззвания к населению были чисто символичными, основанными на библейских историях. Например, Ф.Н. Глинка приводит в своих воспоминаниях обращение Митрополита Платона к Императору Александру: « Покусится враг простерьть оружие свое за Днепр, и этот Фараон погрязнет здесь с полчищем своим, яко в Черном море…» . Такое сравнение, конечно же, имело на простой, религиозный народ большое эмоциональное воздействие и усиливало в их рядах уверенность в своей силе и непобедимости, а главное – избранности. Обращения и воззвания к народу были одним из основных методов пробуждения в нем национального чувства и долга перед страной.

Приведем отрывок из обращения М.И. Кутузова к жителям Смоленской губернии от 20 августа 1812 года: « Вы исторгнутые из жилищ ваших, но верою и верностию твердые сердца ваши связаны с нами священными, крепчайшими узами единоверия, родства и единого племени…Таковы россияне! Царство Российское издревле было едина душа и едино тело…» .

Мы считаем, что такие воззвания сыграли заметную роль в поднятии общего духа нации, который был просто необходим для борьбы с французами. Народ не остается равнодушным к правительственным воззваниям, рядовые люди готовы умереть «за царя и веру» .

Что мы видим? Во – первых, диалог власти и народа. Уже одно то, что он вообще состоялся, является примечательным, но как видим, диалог не только состоялся, но и привел к взаимному согласию. Власть, армия, церковь, простой народ – все оказались зависимыми друг от друга. И эта самая зависимость и привела их к единству и сплочению, так как они осознавали, что только вместе могут противостоять французам. Во – вторых, произошло то, что называется «возврат к корням», к предкам. Власть видела, что в возврате к старым «лучшим» порядкам кроется успех нации. Не случайно во многих воззваниях присутствовало имя А.В. Суворова, в которых он выступает национальным героем и идеалом русского человека.

Что же происходило дальше с народом, после выдвижения правительственных воззваний? Г.П. Мешетич пишет: « Полились реками пожертвования, переделываются земледельческие орудия на смертоносное оружие, вооружаются ополчения и отправляются против врагов своей земли…» . Мы видим из этого отрывка, что война принимает всеобщий, народный характер. Народ оказывал сознательно помощь и поддержку в общем деле, так как осознавал, что он не просто крестьянин, горожанин, зависимый или свободный, но он еще и «россиянин», «русский». Этот факт дает ему, народу, равные права, а, следовательно, и обязанности в общем деле защиты Родины. В народной войне происходит сближение офицерского корпуса и простого народа, в доказательство приведем отрывок из воспоминаний основоположника партизанского движения, Д.Давыдова: «…в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и одежде…» . То есть, не на словах, а на деле происходит размывание границ между разными слоями населения, в условиях внешней опасности. Также как и в самой армии происходит сближение солдат и офицеров.

Какое же влияние война 1812 года оказала на нашу страну? Выше мы отмечали, что Ф.Н. Глинка говорит о «здоровом теле России», разлагаемом «чуждым неприязненным бытом», то есть война в его понимании разрушила здоровые общественные отношения и связи внутри страны.

В.В. Вяземский видит это немного по-другому. Он говорит, что Россия, до войны 1812 года, из – за заимствований у Запада эталонов и моделей, потеряла свою историческую сущность и оригинальность. «Карактер русских теперь составлен их карактеров всех наций: из французской лживости, гишпанской гордости, италианской распутности,…, - а старый карактер русский называется мизантропиею, нелюдимостью и даже свинством» .

В.В. Вяземский призывает русский народ вернуться к старому, «русскому» характеру, а не уподобляться другим народам, заимствуя их национальные черты. Войну 1812 года он видит как спасение для русского характера, возможность возрождения русской нравственности и порядка : «…сие самое нещастье России может возвратить русским прежнюю твердость духа, прежнюю ндравственность. Изгнание иностранцев – и Россия еще будет или теперешнею Англиею или российский государь превзойдет теперешнего Наполеона» .

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: несчастье России в виде вторжения Наполеона, окупается с избытком тем, что Россия обновляется, возвращает себе исконно русский характер, освобождаясь от иностранных веяний во всех сферах общества, будь то духовная, политическая или культурная. Таким образом, Наполеон играет положительную роль и во всей игре он выступает только пешкой, нужной для возрождения былого величия русского народа, величие которого состоит в возврате к прошлому. Только в изучении прошлого своей страны, опыта своих предков, можно найти правильное решение, а не в заимствовании чужеземных порядков и традиций.

Итак, сила русского народа в единстве – это понимали все; если говорить в частности об армии – от солдата до генерала. Объединение всех корпусов воспринималось гораздо шире; это значило, что хоть и в рамках армии, русский народ един и действует сплоченно. Примечательно будет привести здесь отрывок из воспоминаний Ф.Н. Глинки, говорившем о реакции солдат на соединение корпусов: «…прежде мы были так! – говорили они разжимая кулак и расставляя пальцы, - теперь мы, - говорили они, сжимая пальцы и свертывая ладонь в кулак, - вот как! Так пора же дать французу: вот этак!» .

Это сравнение солдат русской армии с распростертую рукой и свернутым кулаком было очень «по-русски», пишет Ф.Н. Глинка, или по крайней мере по-солдатски. Но оно как нельзя лучше подходило под настроения и состояние русского общества.

В том же смысле можно сравнить не только разъединенность корпусов в армии до войны 1812 года, но и разобщенность всего русского общества. Только объединив воедино всю Россию, оно смогло противостоять общему врагу и сохранить независимость. Мы пришли к следующим выводам: подъем русского национального самосознания не был односторонним и однозначным процессом. Этот процесс проходил в жестких условиях иноземного вторжения. Именно внешний фактор оказал решающее влияние на взрыв патриотизма в русском обществе, которое не замедлило подняться на борьбу с общим врагом. Однако и внутри страны происходили процессы, которые активизировали процесс формирования русского национального самосознания, - это правительственные и церковные воззвания к населению, которые побуждали его к активной борьбе.

В чем же заключается неоднозначность этого процесса? С одной стороны, в результате войны страна понесла большие людские и материальные потери, а с другой, она привела к возрождению русского национального характера. Цена была велика, это бесспорно, но цель была достигнута: русское общество, полностью – от крестьянина до дворянина, осознали себя частью единого целого, частью нужной и способной послужить для общего блага. Каждый «россиянин» стремился внести свою лепту, какой бы малой она ни была, в общее дело защиты Родины. Таким образом, война 1812 года для русского общества это, в первую очередь, война за национальное единство и самоопределение. Мы считаем, что не будь этой трудной, кровопролитной войны, возродившей к жизни национальное самосознание и принесшей близкое знакомство с культурой западных стран, то могло бы и не быть, такой главы в русской истории, как декабристское движение.

Глава II. Влияние Отечественной войны 1812 года на становление людей «нового» типа

В этой главе, мы хотим обратить внимание на особенности восприятия войны 1812 года молодым русским офицером. Ведь именно из рядов этих молодых людей затем вышли видные представители декабристского движения. Почему это произошло? Читая их воспоминания, удивляешься, насколько они сильно перекликаются между собою. Картины утомительных переходов, ночлежек, немногочисленных часов отдыха и постоянного отступления вглубь России, неразрывно сопровождались размышлениями и переживаниями. Содержание которых, начиналось от постановки вопроса о собственной роли во всех этих событиях и до такого животрепещущего момента, как дальнейшая судьба России.

Ни один из них не остался равнодушным, видя перед собой картины разрушенных и сожженных городов, повозок с раненными и страдающего мирного населения. Все, что молодой человек видел и воспринимал из той действительности, в которой находился, с помощью чувственных образов, не замедлило оказаться в его голове. Эти представления, направленные из сферы чувств в сферу разума, удивительно преломлялись, образуя совсем иные формы мироощущения и мировосприятия. Молодой офицер, оказавшийся на полях сражений, был предоставлен, в некотором смысле, самому себе. И тогда уже ничто не мешало ему по – своему интерпретировать происходившие события и делать собственные выводы. В моменты глубоких душевных переживаний, усугубляющихся постоянной опасностью, молодые офицеры начинали по иному, в отличие от «бывалых» офицеров, понимать и воспринимать действительность. В дальнейшем эти представления, сформировавшиеся на полях сражений, получили свое развитие и во время заграничных походов русской армии. Именно там русские офицеры могли видеть и сравнивать культуру, обычаи и порядки западных стран, тем самым понимая, насколько несовершенны русские законы, политика и тому подобное. В каком-то смысле они были покорены увиденным – им хотелось того же у себя в стране. Молодые офицеры и солдаты начали верить, что есть возможность что-то изменить к лучшему. Эта уверенность и пробудила к жизни декабристское движение.

Нельзя умалять той роли, которую сыграла война 1812 года в судьбе и сознании молодого русского офицера. Она стала определенным рубежом в их жизни, отделявшим чисто теоретический «патриотизм», который был вложен им с детства воспитанием и образованием, от патриотизма, приобретенного собственным опытом. Вот этот переход от теоретических конструкций к практике хотелось бы отметить. Как видел и представлял себе офицер, разворачивающиеся перед ним события? Как это отражалось в его сознании, какие чувства вызывало? Начнем с того, что немного затронем описание будней офицеров накануне вступления французов в Россию, чтобы лучше понять этот переход.

Одним словом, очень весело было господам офицерам даже в начале 1812 года, особенно тем, чьи полки стояли в Виленской, Гродненской и Минских губерниях – именно там, где летом развернулись боевые действия с французами. Очень ярко и с воодушевлением описывают свои походы по балам и светским раутам молодые офицеры, в частности Н.А. Дурова и И. фон Дрейлинг. «Бал у Тутолмина сменяется балом у Платера; мы танцуем поутру, мы танцуем ввечеру…» - пишет Надежда Андреевна. Приказ о переходе на военное положение и выступление в 24 часа, застал их врасплох. «Все у нас было поставлено на военную ногу. Весь полковой и офицерский багаж приказано было оставить…» - вспоминает И. фон Дрейлинг.

Объявление о вступлении России в войну с французами и приготовления, связанные с этим возбуждали в сердцах солдат и офицеров ожидание чего – то важного, судьбоносного. С трепетом и воодушевлением они включались в подготовку к военному быту. И. фон Дрейлинг так пишет о своих впечатлениях: «… Я чувствовал особый подъем, а сердце билось так сильно, что я его ощущал!» .

Возникает такое ощущение, как будто в армию вдохнули новую жизнь. Все осознавали опасность, грозящую России. Армия Наполеона устрашала своим видом и боевой подготовкой. В самых красочных выражениях офицеры описывают её: «..вид его воинства был страшнейший, броня оного блестящая и грозная, оружие тяжкое и ужасное…» . И в тоже время ставится вопрос: «Где взять силы? где взять столько войск, чтобы победить такое величайшее воинство?...» .

Что же видел и чувствовал русский офицер, постоянно отступая под напором французской армии? Ужас и отчаяние мирного населения, оставляющего свои дома из страха быть убитыми французами: женщин с младенцами на руках, малолетних детей рыдающих рядом с ними, раненных мужчин. «За царя и веру, против врага, восставшего на землю Русскую!» - разносилось по всем отдаленным местам России. Часто между русскими воинами, пишет Г.П. Мешетич, уставшими постоянно отступать, наблюдая при этом разгром и опустошение, были слышны разговоры о том, что «лучше остановиться, поразить врага или положить живот свой за отечество!» .

Бездействие тяготило и удручало их, они чувствовали себя виноватыми за беды и горе народа. Они не хотели компромисса, на выбор было только две крайности – победить врага или умереть с честью, защищая Родину. И. фон Дрейлинг вспоминает, как они наблюдали за возвращающимися с поля боя солдатами и экипажами с ранеными. Несмотря на то, что они были еле живыми и с трудом передвигались, они были героями, участвовавшими в великом деле защиты своей Родины. Этот факт вызывал зависть у тех, кто еще ни разу не участвовал в сражении и не проявил свой патриотизм на деле. « В первый раз видели мы, молодые солдаты, это зрелище и сожалели об одном, что не принимали в нем участия…» .

И. фон Дрейлинг говорит о том, что эта картина произвела огромное впечатление на молодых офицеров , тогда как «наши старые кирасиры спокойно спали, каждый под своей лошадью…». В этой связи хотелось бы привести отрывок из его же воспоминаний, как нельзя лучше отражающий то состояние, в котором находились пусть даже не весь офицерский состав, но большая его часть: « Закутавшись в плащ, привязав к руке поводья лошади, тихо лежал я – измученный, усталый, но спать не мог, и сердце напряженно ждало чего-то жуткого, таинственного; может быть, не я один, а все мы, молодежь, переживали в этот момент подобное, только не говорили об этом друг другу…» .

Почему же «старые кирасиры» спокойно спали? Возможно «старая закалка» времен Екатерины II была более эффективна во время военных действий, чем берущая начало от Павла, александровская система организации армии – муштра, парады и смотры? Не привыкшие к такому роду военному быту, молодые офицеры очень трудно приспосабливались к нему. Но может, причиной было то, что бывалые офицеры формировались как воины совершенно в других условиях? Не было французов, не было угрозы иноземного завоевания и таких масштабных военных действий.

Но однозначно одно – представления и образы, сформировавшиеся в то время в сознании молодых офицеров, отличались своеобразностью и уникальностью. У них возникли новые ценности и в дальнейшем они смогли, следуя своим внутренним чувствам и убеждениям, сформировавшимся именно во время постоянных переходов и на полях сражений, отстаивать их. Не просто так сказал С.И. Муравьев-Апостол о поколении декабристов: «Мы были дети двенадцатого года». Под этим выражением имеется глубокое основание, которые мы пытались отразить в своей работе. Спаянные фронтовой дружбой будущие декабристы обрели на войне бесценный опыт патриотизма, товарищества, чувство уважения к русскому народу и сопереживание ему, причастности к судьбе родины и глубокой ответственности за нее. Желание освободить страну от феодальной зависимости, видеть ее экономически процветающей, привело будущих декабристов, участников войны 1812 года, на Сенатскую площадь в Петербурге. На защиту своей страны от крепостной зависимости встали «лучшие люди из дворян», которым невыносимо было видеть свой народ, победивший в войне, задавленным помещичьим произволом.

Вывод

Война 1812 года вызвала подъем небывалого патриотизма и стремления до последней капли крови защищать свою Родину не только у прогрессивно настроенного русского дворянства, но и у простого народа. Русский народ осознал себя победителем. Люди надеялись на то, что их жизнь улучшится.

Однако Отечественная война 1812 года нанесла огромный экономический урон крепостной России. Чтобы вывести страну из разрухи царь и помещики усилили крепостнический гнет. Но выигравший войну народ не хотел больше быть рабом в своей стране. Все ждали перемен, но тщетно. В ответ на притеснения помещиков усилились крестьянские волнения в стране. Это были разрозненные, малочисленные всплески неповиновения. Крепостное крестьянство не в состоянии было самостоятельно справиться с самодержавно-крепостническими порядками. На защиту своей страны от крепостной зависимости встали «лучшие люди из дворян», которым невыносимо было видеть свой народ, победивший в войне, задавленным помещичьим произволом.

Таким образом, нельзя умалять той роли, которую сыграла война 1812 года в судьбе и сознании молодых русских офицеров. Она стала определенным рубежом в их жизни, отделившим чисто теоретический «патриотизм», который был вложен им с детства воспитанием и образованием, от патриотизма, приобретенного собственным опытом. Закаленные опытом в боях и Заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах, они имели свой план дальнейшего развития Российской империи. Однако эти люди не нашли себе поддержки в высших эшелонах власти и навсегда остались трагичной страницей русской истории.

Список источников

  1. Вяземский В.В. Журнал. //1812 год… Военные дневники / Cост., вступ.ст.: А.Г. Тартаковский. – М.: « Советская Россия», 1990. – С. 185 – 195.
  2. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера: Проза. Публицистика. Поэзия. Статьи. Письма. / Cост.: С.Серков, Ю. Удеревский. – М.: Московский рабочий, 1985. – 366 с.
  3. Давыдов Д.В. Военные записки / под ред. В. Орлова. – М.: Художественная литература, 1940. – 480 с.
  4. Дрейлинг И. Воспоминания участника войны 1812 года. // 1812 год. Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея/ Сост.: Ф.А. Петров [ и др.]. – М.: «Мысль», 1991. – С. 356 – 401.: ил.
  5. Дурова Н.А. Избранное / Cост., вступ. ст. и примеч. В.В. Афанасьева. – М.: Сов. Россия, 1984. – 440 с.
  6. Ермолов А.П. Записки генерала Ермолова, начальника Главного штаба 1-й Западной армии, в Отечественную войну 1812 года. // Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826 гг. / Cост.: В.А. Федорова. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 120 – 267.
  7. Кутузов М.И. Военно – боевая деятельность М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. //Кутузов М.И. Письма, записки / под ред. Н.Ф. Шахмагонов. – М.: Воениздат, 1989. – С. 294 – 453.
  8. Мешетич Г.П. Исторические записки войны россиян с французами и двадцатью племенами 1812 – 1815 г.// 1812 год. Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея/ Сост.: Ф.А. Петров [ и др.]. – М.: «Мысль», 1991. – С. 24 – 104.
  9. Паскевич И.Ф. Походные записки [ электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/1812/Library/Paskevich/index.html / (дата обращения 15.04.2011)
  10. Петров М.М. Рассказы служившего в 1-м егерском полку… // 1812 год. Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея/ Сост.: Ф.А. Петров [ и др.]. – М.: «Мысль», 1991. – С. 104 - 330.: ил.
  11. Пущин П.С. Дневник Павла Пущина 1812 – 1814 г. [электронный ресурс] . – Режим доступа:
  12. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) [ электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/index.php / (дата обращения 12.02.2011)
  13. Лякин В.А. Мозырь в 1812 году. Историческая хроника. [ электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/1812/library/Lyakin/index.html / (дата обращения 11.05. 2011)
  14. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года / В.Г. Сироткин. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.: ил.
  15. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России / Н.А. Троицкий. – М.: Мысль, 1988. – 348 с.: ил.