Нашествие персидских войск на элладу даты. Нашествие персидских войск. V. Закрепление изученного материала

На этом занятии вы рассмотрите тему «Гражданские правоотношения». Рассмотрите систему гражданского права - одну из самых больших и сложных отраслей в системе права, регулирующей широкий круг вопросов. Также изучите, как в нашем государстве устанавливаются гражданские отношения, чем они регулируются.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС

Тема: Гражданские правоотношения.

Рассмотрение данной подтемы начнем с определения: гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и авто­номии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ. К ним относятся вещи, работы, быто­вые услуги – словом, все то, что имеет денежную оцен­ку. Например, летом на отдыхе вы берете напрокат лод­ку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки (она обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы, возмездной, т. е. возмещенной в денежном экви­валенте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоин­ство личности, права на неприкосновенность частной жиз­ни и проч. Эти отношения могут быть как связаны, так и не связаны с имущественными отношениями.

Равенство сторон означает отсутствие между ни­ми властного подчинения, зависимости. Так, налоговые и таможенные отношения не подпадают под действие граж­данского права, потому что основаны на властном подчи­нении гражданина государству. Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона, будучи независи­мой, принимает решение свободно, по доброй воле.

Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федераль­ных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ.

Особенности гражданских правоотношений. Под гражданским правоотношением понимается урегулиро­ванное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участника­ми, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отноше­ниями личными неимущественными, что будет показано ниже.

Участниками (субъектами) граж­данских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организа­ции). К юридическим лицам приравниваются также Рос­сийская Федерация, субъекты РФ и муниципальные обра­зования – города, села, округа, районы и проч., если они вступают в гражданско-правовые отношения.

Гражданские правоотношения характеризуются и осо­быми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты всту­пают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объекта­ми могут стать работы, услуги, информация. Видами объ­ектов являются и результаты интеллектуальной деятель­ности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.

Следующая особенность: содержанием гражданских правоотношений являются закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юри­дическую связь участников. Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви, то всту­пили с ней в гражданско-правовое отношение. У вас по­явилось законное право на качественное и своевременное выполнение услуги работниками мастерской, а также ва­ша обязанность оплатить ее. Вероятно, вы обратили вни­мание на то, что в гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возмес­тить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.

К вопросу о юридических правах и обязанностях мы еще вернемся, а сейчас отметим, что гражданские право­отношения возникают чаще всего на основе сделок. Воз­можно, некоторые из вас удивятся, прочитав эти строки, так как слово «сделка» в обыденной речи употребляется, как правило, с негативным оттенком.

Итак, налицо три действия (сделки) физических лиц:

составление завещания дедушкой, что явилось осно­ванием установления прав собственности внука Петра на квартиру и обязанностей по ее содержанию – оплате коммунальных услуг, налога на собственность, обеспечению сохранности и надлежащего состояния;

сдача Петром квартиры внаем, что привело к из­менению его прав и обязанностей, например права поль­зования квартирой;

обмен квартиры на загородный дом как основание для прекращения прав собственности бывших владель­цев и установления их прав и обязанностей на новую собственность.

Сделки бывают односторон­ними и двух- или многосторонними. Для заключения од­носторонних сделок достаточно воли одной стороны (заве­щание, т. е. распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти; выдача доверенности и проч.). Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 9 класс- обществознание

Цели урока: сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; умение решать практические задачи, связанные с гражданскими правоотношениями; учиться защищать права в сфере гражданских правоотношений и воспитание чувства ответственности по отношению к принятым обязательствам.

Планируемые результаты : выделять элементы правоотношений, знать виды правоотношений и некоторые виды договоров; знать круг участников правоотношений и виды их дееспособности; уметь защищать свои права;

Развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; переработка и структурирование информации; построение логической цепи рассуждений; овладение средствами решения коммуникативных задач.

Тип урока : урок овладения новыми знаниями.

Форма урока : урок-презентация, с элементами практической работы.

Основные понятия : гражданское право, гражданские правоотношения, дееспособность, сделки, договор.

Оборудование урока : учебник Обществознание 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; Гражданский кодекс РФ, презентация, ноутбук, проектор.

План изучения нового материала :

1 . Понятие гражданского права.

2 . Особенности гражданских правоотношений.

3 .Виды договоров.

4 . Виды дееспособности. Дееспособность несовершеннолетних.

5 . Защита прав потребителей.

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

«Собственность – ловушка; то, что мы имеем в своём владении, на самом деле владеет нами». А.Карр (французский писатель)

Учитель: 1. Посмотрите на эпиграф к уроку и предположите, о чем мы будем с вами говорить сегодня? (собственность, владение, наше имущество…)

Верно, наша тема затронет изучение права в сфере собственности, владения и распоряжению ею. А как часто вы вступаете в отношения с другими людьми по поводу собственности? (каждый день, оплачивая обеды в школьной столовой, сдавая верхнюю одежду в гардероб, покупая продукты в магазине….)

Все эти и подобные им отношения называются гражданскими. Исходя из вышесказанного: Как будет звучать наша тема? (Гражданские правоотношения)

Приведите примеры других правоотношений? (сдача квартиры в аренду, передача наследства, покупка машины…..) Эти правоотношения регулируются Гражданским правом.

Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения. (работа с определением, запись в тетрадь)

Выскажите предположение, что означает: имущественные и личные неимущественные отношения? (открываем слайд)

Гражданские правоотношения

Имущественные личные неимущественные

По поводу материальных благ нематериальные блага

(имеют денежную оценку: вещи, услуги) (изобретения, творчество, честь, достоинство

Для закрепления этих понятий определите, где имеются имущественные, а где - неимущественные отношения. Приложение 1.

Нормативные документы, регулирующие нормы гражданского права: (слайд)

1. Международные документы.

2. Конституция РФ.

3. Федеральные законы и подзаконные акты.

4. Гражданский Кодекс РФ.

2. Гражданские правоотношения – это урегулированные нормами гражданского права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Чтобы иметь основания называть определённые отношения гражданскими, необходимо чётко понимать структуру таких правоотношений. Гражданские правоотношения обязательно должны иметь 3 элемента: субъект, объект и содержание.

Элементы

Субъект содержание объект

Физические и взаимные права и обязанности материальные и

юридические участников правоотношений, нематериальные

лица блага

Приведём пример : покупка хлеба в магазине (субъекты: покупатель и продавец; объект – хлеб; содержание: мы обязаны отдать продавцу деньги, имея право на хлеб, а он, в свою очередь, обязан взять деньги и выдать нам хлеб)

Если разобрались с элементами правоотношений, выполним вторую часть нашей практической работы. Приложение 2.

Учитель : 3. Вступая в правоотношения, мы заключаем сделку – действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например:

Покупка машины – т.е. установление права собственности на машину и обязанности по её содержанию, уплате налогов и т.д;

Составил доверенность на управление машиной другому лицу – т.е. передал право собственности и изменил свои права и обязанности;

Продал машину – и прекратил всякое право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Сделки могут быть односторонние (доверенность, завещание, дарение), а могут быть 2-х и многосторонними. Такие сделки называются – договором.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Возмездные - устные купли – продажи, дарения

Безвозмездные - письменные (простые) хранения, проката, аренды

Письменные (нотариальные) банковского вклада, подряда…

Например: Давайте охарактеризуем покупку смартфона в магазине. Это: двухсторонний договор (покупатель и продавец), возмездный (мы оплачиваем покупку), устный (только чек в магазине), договор купли-продажи.

Задание 3 Практической работы. Приложение 3.

Учитель: 4. Теперь нам необходимо выяснить – кто и с какого возраста может совершать сделки или заключать договор, Я предлагаю самостоятельно прочитать этот материал и ответить на теоретические, а затем и практические вопросы. (стр. 128-129 уч-ка)

Беседа по вопросам: - С какого возраста человек признаётся дееспособным?

Какие сделки могут совершать дети в возрасте от 6 до 14 лет?

Как изменяется дееспособность с 14 лет? - Обязаны ли несовершеннолетние нести гражданско-правовую ответственность? Приложение 4.

Учитель: 5. Каждый из нас, приобретая товар или услугу, становится потребителем. И у нас возникают одновременно права и обязанности потребителя. Как правило, обязанности по эксплуатации товара мы соблюдаем. Но, как часто бывает, когда наши права потребителя нарушают (не предоставляют достоверную информацию о товаре, не гарантируют нашу безопасность в период эксплуатации этого товара….)

Так, возникает необходимость защиты наших потребительских прав. В этом у нас есть 2 пути: 1. – договориться с продавцом: о замене товара на равноценный, о ремонте за счёт продавца или производителя (если это брак), о возврате денег. Если договориться не получается – то 2. – разбирательство через суд.

_ Домашнее задание : Составьте требование-претензию к продавцу, у которого вы приобрели некачественный товар.

Учитель : нам осталось подвести итоги нашего занятия (проводится беседа по главным вопросам темы).

Рефлексия . – Что мне было известно ранее по этой теме?

Что нового я узнал? - Чтобы хотел узнать? - Поможет ли знание этой темы в жизни? - В каких жизненных ситуациях?

Ребята сдают практические работы . Спасибо за урок !

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1 . Определите, в каких примерах идёт речь об имущественных, а в каких – о неимущественных отношениях:

1. Анатолий приобрёл в магазине «Эльдорадо» видеокамеру.

2. Игорь написал стихи и отнёс их в местную газету «Победа» для публикации.

3. Отдыхая на пляже, Ирина взяла на прокат 2 топчана.

4. Георгий месяц назад получил наследство от дедушки.

5. Светлана исполнила на школьном вечере песню собственного сочинения.

6. Сергей Иванович прочитал в местной газете, что он вор и не доплачивает зарплату своим сотрудникам.

Оформите ответы в виде таблицы:

Имущественные неимущественные

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

2. Определите элементы следующих правоотношений:

А) Гражданин А. и гражданин Б. заключили договор купли-продажи, согласно которому гражданин А. продал гражданину Б принадлежавший ему холодильник.

Б) По договору найма жилого помещения гражданин Трофимов К.И. предоставил дом, принадлежащий ему на праве личной собственности, в пользование гражданину Андрусову П.К. на определённый срок и за определённую плату.

Для выполнения задания заполните коротко схему:

Субъекты объекты содержание

А)

Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

3. Определите виды договоров: (не меньше 3-х позиций)

А) Дедушка подарил внучке машину;

Б) Семья приобрела стиральную машину в магазине;

В) В школу на время летних каникул наняли бригаду строителей для проведения ремонта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

4. Какие из приведённых ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (свои ответы кратко поясни):

А) стать членом кооператива;

Б) открыть свой счёт в банке;

В) купить земельный участок;

Г) стать владельцем машины;

Е) получит патент на изобретение.