Нашествие персидских войск на элладу даты. Нашествие персидских войск. V. Закрепление изученного материала
На этом занятии вы рассмотрите тему «Гражданские правоотношения». Рассмотрите систему гражданского права - одну из самых больших и сложных отраслей в системе права, регулирующей широкий круг вопросов. Также изучите, как в нашем государстве устанавливаются гражданские отношения, чем они регулируются.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС
Тема: Гражданские правоотношения.
Рассмотрение данной подтемы начнем с определения: гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ. К ним относятся вещи, работы, бытовые услуги – словом, все то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берете напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки (она обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы, возмездной, т. е. возмещенной в денежном эквиваленте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).
Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и проч. Эти отношения могут быть как связаны, так и не связаны с имущественными отношениями.
Равенство сторон означает отсутствие между ними властного подчинения, зависимости. Так, налоговые и таможенные отношения не подпадают под действие гражданского права, потому что основаны на властном подчинении гражданина государству. Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона, будучи независимой, принимает решение свободно, по доброй воле.
Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ.
Особенности гражданских правоотношений. Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.
Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными, что будет показано ниже.
Участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации). К юридическим лицам приравниваются также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования – города, села, округа, районы и проч., если они вступают в гражданско-правовые отношения.
Гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объектами могут стать работы, услуги, информация. Видами объектов являются и результаты интеллектуальной деятельности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.
Следующая особенность: содержанием гражданских правоотношений являются закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников. Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви, то вступили с ней в гражданско-правовое отношение. У вас появилось законное право на качественное и своевременное выполнение услуги работниками мастерской, а также ваша обязанность оплатить ее. Вероятно, вы обратили внимание на то, что в гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возместить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.
К вопросу о юридических правах и обязанностях мы еще вернемся, а сейчас отметим, что гражданские правоотношения возникают чаще всего на основе сделок. Возможно, некоторые из вас удивятся, прочитав эти строки, так как слово «сделка» в обыденной речи употребляется, как правило, с негативным оттенком.
Итак, налицо три действия (сделки) физических лиц:
составление завещания дедушкой, что явилось основанием установления прав собственности внука Петра на квартиру и обязанностей по ее содержанию – оплате коммунальных услуг, налога на собственность, обеспечению сохранности и надлежащего состояния;
сдача Петром квартиры внаем, что привело к изменению его прав и обязанностей, например права пользования квартирой;
обмен квартиры на загородный дом как основание для прекращения прав собственности бывших владельцев и установления их прав и обязанностей на новую собственность.
Сделки бывают односторонними и двух- или многосторонними. Для заключения односторонних сделок достаточно воли одной стороны (завещание, т. е. распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти; выдача доверенности и проч.). Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 9 класс- обществознаниеЦели урока: сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; умение решать практические задачи, связанные с гражданскими правоотношениями; учиться защищать права в сфере гражданских правоотношений и воспитание чувства ответственности по отношению к принятым обязательствам.
Планируемые результаты : выделять элементы правоотношений, знать виды правоотношений и некоторые виды договоров; знать круг участников правоотношений и виды их дееспособности; уметь защищать свои права;
Развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; переработка и структурирование информации; построение логической цепи рассуждений; овладение средствами решения коммуникативных задач.
Тип урока : урок овладения новыми знаниями.
Форма урока : урок-презентация, с элементами практической работы.
Основные понятия : гражданское право, гражданские правоотношения, дееспособность, сделки, договор.
Оборудование урока : учебник Обществознание 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; Гражданский кодекс РФ, презентация, ноутбук, проектор.
План изучения нового материала :
1 . Понятие гражданского права.
2 . Особенности гражданских правоотношений.
3 .Виды договоров.
4 . Виды дееспособности. Дееспособность несовершеннолетних.
5 . Защита прав потребителей.
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
«Собственность – ловушка; то, что мы имеем в своём владении, на самом деле владеет нами». А.Карр (французский писатель)
Учитель: 1. Посмотрите на эпиграф к уроку и предположите, о чем мы будем с вами говорить сегодня? (собственность, владение, наше имущество…)
Верно, наша тема затронет изучение права в сфере собственности, владения и распоряжению ею. А как часто вы вступаете в отношения с другими людьми по поводу собственности? (каждый день, оплачивая обеды в школьной столовой, сдавая верхнюю одежду в гардероб, покупая продукты в магазине….)
Все эти и подобные им отношения называются гражданскими. Исходя из вышесказанного: Как будет звучать наша тема? (Гражданские правоотношения)
Приведите примеры других правоотношений? (сдача квартиры в аренду, передача наследства, покупка машины…..) Эти правоотношения регулируются Гражданским правом.
Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения. (работа с определением, запись в тетрадь)
Выскажите предположение, что означает: имущественные и личные неимущественные отношения? (открываем слайд)
Гражданские правоотношения
Имущественные личные неимущественные
По поводу материальных благ нематериальные блага
(имеют денежную оценку: вещи, услуги) (изобретения, творчество, честь, достоинство
Для закрепления этих понятий определите, где имеются имущественные, а где - неимущественные отношения. Приложение 1.
Нормативные документы, регулирующие нормы гражданского права: (слайд)
1. Международные документы.
2. Конституция РФ.
3. Федеральные законы и подзаконные акты.
4. Гражданский Кодекс РФ.
2. Гражданские правоотношения – это урегулированные нормами гражданского права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Чтобы иметь основания называть определённые отношения гражданскими, необходимо чётко понимать структуру таких правоотношений. Гражданские правоотношения обязательно должны иметь 3 элемента: субъект, объект и содержание.
Элементы
Субъект содержание объект
Физические и взаимные права и обязанности материальные и
юридические участников правоотношений, нематериальные
лица блага
Приведём пример : покупка хлеба в магазине (субъекты: покупатель и продавец; объект – хлеб; содержание: мы обязаны отдать продавцу деньги, имея право на хлеб, а он, в свою очередь, обязан взять деньги и выдать нам хлеб)
Если разобрались с элементами правоотношений, выполним вторую часть нашей практической работы. Приложение 2.
Учитель : 3. Вступая в правоотношения, мы заключаем сделку – действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например:
Покупка машины – т.е. установление права собственности на машину и обязанности по её содержанию, уплате налогов и т.д;
Составил доверенность на управление машиной другому лицу – т.е. передал право собственности и изменил свои права и обязанности;
Продал машину – и прекратил всякое право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Сделки могут быть односторонние (доверенность, завещание, дарение), а могут быть 2-х и многосторонними. Такие сделки называются – договором.
ВИДЫ ДОГОВОРОВ
Возмездные - устные купли – продажи, дарения
Безвозмездные - письменные (простые) хранения, проката, аренды
Письменные (нотариальные) банковского вклада, подряда…
Например: Давайте охарактеризуем покупку смартфона в магазине. Это: двухсторонний договор (покупатель и продавец), возмездный (мы оплачиваем покупку), устный (только чек в магазине), договор купли-продажи.
Задание 3 Практической работы. Приложение 3.
Учитель: 4. Теперь нам необходимо выяснить – кто и с какого возраста может совершать сделки или заключать договор, Я предлагаю самостоятельно прочитать этот материал и ответить на теоретические, а затем и практические вопросы. (стр. 128-129 уч-ка)
Беседа по вопросам: - С какого возраста человек признаётся дееспособным?
Какие сделки могут совершать дети в возрасте от 6 до 14 лет?
Как изменяется дееспособность с 14 лет? - Обязаны ли несовершеннолетние нести гражданско-правовую ответственность? Приложение 4.
Учитель: 5. Каждый из нас, приобретая товар или услугу, становится потребителем. И у нас возникают одновременно права и обязанности потребителя. Как правило, обязанности по эксплуатации товара мы соблюдаем. Но, как часто бывает, когда наши права потребителя нарушают (не предоставляют достоверную информацию о товаре, не гарантируют нашу безопасность в период эксплуатации этого товара….)
Так, возникает необходимость защиты наших потребительских прав. В этом у нас есть 2 пути: 1. – договориться с продавцом: о замене товара на равноценный, о ремонте за счёт продавца или производителя (если это брак), о возврате денег. Если договориться не получается – то 2. – разбирательство через суд.
_ Домашнее задание : Составьте требование-претензию к продавцу, у которого вы приобрели некачественный товар.
Учитель : нам осталось подвести итоги нашего занятия (проводится беседа по главным вопросам темы).
Рефлексия . – Что мне было известно ранее по этой теме?
Что нового я узнал? - Чтобы хотел узнать? - Поможет ли знание этой темы в жизни? - В каких жизненных ситуациях?
Ребята сдают практические работы . Спасибо за урок !
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1 . Определите, в каких примерах идёт речь об имущественных, а в каких – о неимущественных отношениях:
1. Анатолий приобрёл в магазине «Эльдорадо» видеокамеру.
2. Игорь написал стихи и отнёс их в местную газету «Победа» для публикации.
3. Отдыхая на пляже, Ирина взяла на прокат 2 топчана.
4. Георгий месяц назад получил наследство от дедушки.
5. Светлана исполнила на школьном вечере песню собственного сочинения.
6. Сергей Иванович прочитал в местной газете, что он вор и не доплачивает зарплату своим сотрудникам.
Оформите ответы в виде таблицы:
Имущественные неимущественные
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
2. Определите элементы следующих правоотношений:
А) Гражданин А. и гражданин Б. заключили договор купли-продажи, согласно которому гражданин А. продал гражданину Б принадлежавший ему холодильник.
Б) По договору найма жилого помещения гражданин Трофимов К.И. предоставил дом, принадлежащий ему на праве личной собственности, в пользование гражданину Андрусову П.К. на определённый срок и за определённую плату.
Для выполнения задания заполните коротко схему:
Субъекты объекты содержание
А)
Б)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
3. Определите виды договоров: (не меньше 3-х позиций)
А) Дедушка подарил внучке машину;
Б) Семья приобрела стиральную машину в магазине;
В) В школу на время летних каникул наняли бригаду строителей для проведения ремонта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
4. Какие из приведённых ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (свои ответы кратко поясни):
А) стать членом кооператива;
Б) открыть свой счёт в банке;
В) купить земельный участок;
Г) стать владельцем машины;
Е) получит патент на изобретение.