Значение внешности в наше время. «Что красиво, то хорошо». О внешности с позиции в социальной структуре общества

Человеческий образ, который создается при знакомстве, выступает как регулятор последующего отношения к нему. Поэтому значительное внимание уделяется имиджу, построению внешнего облика по необходимым критериям. Осознанная подача признаков своего образа (одежды, жестов, мимики, манеры поведения и т. д.), управление вниманием человека для создания желаемого целого образа называется самоподачей. Правильная самоподача в ситуации должна отражать понимание своего места в конкретном виде общения с конкретными людьми.

Восприятие человека построено таким образом, что из всей совокупности доступных его восприятию признаков, он для построения образа собеседника субъективно выбирает те из них, которые представляются наиболее актуальными для данной ситуации. В первую очередь, это признаки, которые будут способствовать и препятствовать общению. При построении образа собеседника к основным признакам относят: внешний вид, мимику, позу, темперамент.

Во внешнем виде первым оценивается общий габарит человека, то есть его рост и объем. Известно, что чем ниже человек ростом, тем меньшими значимостью, статусом наделяют его окружающие люди, особенно, если у них нет предварительной информации. Именно это обстоятельство порождает, то есть стремление людей маленького роста компенсироваться в значимых достижениях. Тем не менее, рост человека не является информативным признаком в общении, так как не имеет прямой связи со статусом.

Более надежным признаком является одежда. В ней оцениваются: стоимость, силуэт и цвет. Считается, что чем выше по цене, чем моднее силуэт и чем больше она сочетается по цвету, тем официальней она выглядит и тем больший статус приписывается ее обладателю. Дешевая, бесформенная и по силуэту, яркая, пестрая по расцветке одежда ассоциируется с отсутствием вкуса.

В мимике оценивается мера приветливости, открытости в выражении лица, которое психологически увеличивает дистанцию между общающимися, затрудняет контакт. Радушная улыбка психологически воспринимается как снижение статуса и сближения, облегчает вступление в контакт. Напряженность, зажатость рук свидетельствует о страхе, неуверенности в себе собеседника, потребности в психологической защите.

Обычно это присуще людям с низкой самооценкой. Излишняя конечностей воспринимается собеседником как пренебрежение контактом или легкомыслием и может психологически работать как на увеличение, так и на снижение статуса собеседника в зависимости от ситуаций.

Темперамент при общении субъективно воспринимается через скорость, энергичность движения и речи. Неторопливые, энергичные жесты психологически в человеческом сознании связываются с высокой самооценкой, образом начальника, а мелкие суетливые жесты - с низким статусом, образом подчиненного.

В эмоциональном состоянии человека оценивается адекватность выражения его эмоций содержанию деловой ситуации. Неуместное веселье или раздражение могут привести к полному непонеманию. Первое впечатление, которое производит человек при знакомстве, не всегда является результатом объективного отражения реальности. Так, следствие действия эффекта, внешняя привлекательность человека, умение делать комплименты создает общее позитивное впечатление о нем и приводит к завышению оценки (а негативное, соответственно, к недооценке) всех качеств неизвестного человека.

В современном мире профессиональная деятельность играет для индивида значительную роль и является одним из ключевых факторов, способных определить его место в социальной структуре общества. В связи с этим профессиональное развитие является для большинства людей одной из приоритетных жизненных целей. Предполагается, что общепринятой стратегией успешного трудоустройства и построения карьеры является развитие навыков, накопление опыта и знаний, необходимых для той или иной должности, путем обучения и получения соответствующего образования. Однако является ли наличие требуемых профессиональных навыков и приложение усилий для их развития единственным основополагающим фактором, который влияет на трудоустройство и карьерное продвижение? Ответ на данный вопрос: нет, не является.

Внешний вид индивидов зачастую не уступает по значению наличию навыков и опыта и может сыграть немаловажную роль в развитии карьеры. Каким образом, при каких условиях и почему внешность индивидов может быть связана с шансами на трудоустройство и дальнейшим продвижением по карьерной лестнице? Ответы на эти вопросы позволят определить, действительно ли внешний вид является одним из факторов, способных определять позицию отдельного индивида в социальной структуре общества, и как это происходит.

Роль внешнего вида при социальном взаимодействии

Прежде всего, следует разобраться, почему внешность человека может тем или иным образом воздействовать на окружающих людей, в том числе на работодателя, и каким образом это происходит. При любом взаимодействии лицом-к-лицу индивид создает свой образ и с помощью определенных сигналов преподносит его другим, пытаясь убедить аудиторию в правдивости создаваемого представления о себе. Так, в повседневной жизни люди постоянно используют сигналы, чтобы передать окружающим с определенной целью информацию о себе, своих качествах и намерениях. Например, одним из таких сигналов может являться демонстративное потребление, заключающееся в попытке продемонстрировать высокий социальный статус путем использования престижных товаров. «Личный передний план», который включает в себя внешний вид и манеры, позволяет создать образ индивида с помощью выразительных средств. Внешность человека — это одно из таких средств. С ее помощью окружающие могут оценить человека в процессе взаимодействия и получить информацию о характеристиках и качествах, которыми он обладает. На основе данного образа и полученных сигналов можно сделать вывод о социальном статусе индивида и его личностных качествах. Это значит, что внешний облик: пол, возраст, физические данные, умение одеваться и вести себя — играет одну из ключевых ролей в процессе создания впечатления о человеке. Внешний облик позволяет окружающим сформировать представления о том, как человек может себя повести в той или иной ситуации, которые впоследствии могут закрепиться в качестве стереотипных ожиданий.

Так, существуют определенные ожидания относительно поведения людей, которые являются внешне привлекательными или непривлекательными. Физическая привлекательность, оцениваемая по чертам лица, фигуре и росту, является ключевым компонентом так называемого «эротического капитала» индивида, который является комбинацией эстетической, физической и визуальной привлекательности для других членов общества. Наличие такого капитала — ресурс, дающий возможность достичь успеха в различных сферах общественной жизни.

Приписывание привлекательным людям социально одобряемых черт получило название эффекта «что красиво, то хорошо». Привлекательные индивиды, по мнению окружающих, предположительно живут лучше, чем непривлекательные: успешны в профессиональной карьере и семейной жизни. Кроме того, считается, что привлекательные люди обладают более высоким интеллектом, развитыми коммуникативными навыками и другими способностями.

Верно ли, что внешне красивые люди считаются в обществе более успешными, чем остальные? Согласно данным исследования, посвященному изучению эффекта «что красиво, то хорошо», такие стереотипы действительно существуют в обществе. Участники исследования чаще приписывали положительные характеристики и перспективы успешной жизни красивым людям, нежели менее привлекательным. Обладатели привлекательной внешности будут оцениваться остальными как носители социально одобряемых в обществе качеств, что может определенным образом влиять на процесс взаимодействия с другими индивидами.

Существование подобных стереотипов в обществе может привести к ряду последствий. Привлекательные индивиды, в отличие от непривлекательных, будут иметь некоторые преимущества в социальной жизни, хотя способности, которыми они обладают, могут и не различаться. С привлекательными внешне людьми лучше обращаются в ходе судебных и гражданских разбирательств, их оценивают как более успешных студентов и школьников, они являются желаемыми партнерами при социальном взаимодействии, и, в целом, их деятельность получает более высокие оценки окружающих. Все перечисленные преимущества могут аккумулироваться в течение жизни индивида и принимать форму социального превосходства. Одной из сфер, в которой наблюдается, возможно, наиболее значимое превосходство привлекательных людей, является трудовая и профессиональная деятельность, тесно связанная с позицией индивида в общественной социальной структуре.

Внешность индивида как фактор трудоустройства и развития карьеры

Привлекательные люди обладают несколькими значительными преимуществами в сфере трудовых отношений. Согласно данным эмпирических исследований, люди, обладающие привлекательной внешностью, имеют бо́льшие успехи в профессиональной деятельности: активнее принимаются на работу, имеют более высокие стартовые зарплаты, чаще получают повышение, имеют высокие оценки трудовой деятельности, считаются более компетентными. Если возникнет ситуация, что перед работодателем встанет выбор между двумя кандидатами, обладающими схожими навыками, опытом и профессиональными характеристиками, то предпочтение, при прочих равных условиях, скорее всего, будет отдано кандидату, более привлекательному внешне. Кроме того, преимущества, связанные с физической красотой человека, будут определять социальный престиж его занятости не только в начале карьеры, но и на всем ее протяжении: влияние красоты на социально-экономический статус индивида будет постоянным на протяжении его рабочей жизни.

Нельзя также забывать, что на рынке труда существуют профессии, при найме на которые обязательные требования к кандидатам включают в себя привлекательный внешний вид. В таких случаях красивые индивиды будут ассоциироваться в обществе как наиболее подходящие для подобных должностей и соответствующие предъявленным требованиям, что будет способствовать закреплению стереотипа о том, что данная профессия должна выполняться человеком с привлекательной внешностью. Чаще всего это профессии, связанные с контактами с людьми или рекламой, например, в торговой индустрии, модельном и гостиничном бизнесе. Зачастую резюме на данные должности обязательно включает в себя наличие фотографии кандидата для оценки его внешнего вида. Так, например, в сфере общественных отношений в Индонезии, в которой по большей части заняты женщины, привлекательный внешний вид играет одну из ключевых роль при отборе на позицию. В связи с этим в данной сфере проявляется дискриминация по внешнему виду, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями для отрасли, поскольку фактические навыки и знания начинают отходить на второй план при отборе на должность.

В то же время, пока те, кто считается физически привлекательными, получают преимущества на рынке труда, непривлекательные страдают от неудач. Следует упомянуть, что избыточный вес индивида может быть отрицательно связанным с его положением на рынке труда. Работники с ожирением сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте в несколько раз чаще, нежели работники, у которых вес в норме. По данным исследований, людей, страдающих ожирением, реже принимают на работу. Чаще всего им легче получить позицию, которая не подразумевает физического труда или контакта с людьми. Причина заключается в том, что наличие лишнего веса зачастую ассоциируется работодателем с ленью и низкой продуктивностью, даже если на самом деле это не так. Так, при исследовании российского рынка труда во время перехода к рыночной экономике в 1997-2005 годах было выявлено, что существовала достаточно сильная связь между весом индивида и вероятностью быть принятым на работу. Единственной оговоркой является пол кандидата: негативная связь между весом и вероятностью приема на рабочую позицию существовала среди женщин, но не мужчин. Индекс массы тела для женщин тесно и отрицательно связан с вероятностью приема на работу.

Другой немаловажной характеристикой выступает рост человека. Установлено, что высокий рост на протяжении всей карьеры положительно связан с социально-экономическим статусом индивида, который во многом зависит от трудовой деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Данное явление может быть связано с тем фактом, что высокий рост представляется в обществе характеристикой, которая является атрибутом людей здоровых и физически развитых, а значит и более работоспособных. Однако следует отметить, что рост является значимым фактором лишь для мужчин. Так, исследования, проведенные в Великобритании, доказывают, что маленький рост мужчины может негативно отразиться на вероятности трудоустройства и размере заработка, в то время как высокий рост будет наоборот выступать как преимущество.

Средняя часовая заработная плата мужчин и женщин на основе исследования в Великобритании

Кроме того, физические изъяны могут повлиять на восприятие человека другими как непривлекательного, и, соответственно, определенным образом отразиться на его профессиональной деятельности. Интересным является вопрос о том, влияет ли тип отличия от стандартов привлекательности определяющим фактором при формировании впечатления о кандидатах на должность. Наличие у индивида физического изъяна на лице, как было выяснено, воздействует на оценку способностей при приеме на работу и на решение о найме более негативно, нежели наличие инвалидности, отражающееся, например, в использовании инвалидного кресла. Это подразумевает, что отличие от внешнего вида, ассоциирующегося с привлекательным человеком, может иметь негативные последствия на рынке труда, и, в то же время, тип отличия будет оказывать влияние на степень таких последствий.

Условия и последствия воздействия внешней привлекательности на трудовую
деятельность

Таким образом, несмотря на то, что, в целом, привлекательная внешность является существенным фактором при определении позиции индивида на рынке труда, следует учитывать ряд условий, при которых последствия такой связи могут быть различны. Одним из таких условий является гендерная принадлежность. Это может быть связано с тем, что «эротическим капиталом» в основном обладают женщины, и поэтому внешний вид в их случае, в целом, играет бо́льшую роль, нежели у мужчин. Помимо пола, условием, которое будет определять влияет ли внешность на трудоустройство и карьерное продвижение, может выступать тип должности, на которую принимают кандидата. В случаях, когда речь идет о профессиях в публичной сфере или связанных с контактами с людьми, внешние характеристики будут иметь бо́льшее значение и зачастую определяться требованиями работодателя к внешнему виду.

Но всегда ли привлекательная внешность выступает залогом успеха и является преимуществом? Оказывается, что при определенных условиях красота может и навредить кандидату или работнику. Явление негативного воздействия привлекательной внешности на вероятность индивида быть принятым на работу или получить карьерное повышение было названо эффектом «чудовищной красоты». Несмотря на то, что, в целом, как было выяснено, красота позитивно связана с трудоустройством и карьерой, существуют определенные условия, когда эта связь является обратной. Эффект «чудовищной красоты» применим только к женскому полу и проявляется в случаях, когда привлекательная женщина становится кандидатом на должность маскулинного типа, в которой не имеется требований к внешности. Два фактора, которые могут объяснить данное явление – это характеристики индивида и характеристики профессии. Привлекательные женщины представляются окружающим более женственными, обладающими фемининными качествами, в то время как маскулинные типы профессий ассоциируются с мужскими качествами. Это приводит к тому, что на маскулинные типы должностей, где нет обязательных требований к внешности, более вероятно примут либо мужчину, либо непривлекательную женщину, у которой фемининные характеристики не так сильно выражены в ее образе, и соответственно, она будет представляться как более подходящий кандидат. Так, например, тот факт, что привлекательные женщины не так часто встречаются на руководящих должностях может быть связан с действием упомянутого эффекта, вследствие того, что такие должности ассоциируются с мужскими качествами вроде твердости и жесткости. Еще одним условием действия эффекта «чудовищной красоты» может являться пол человека, который проводит отбор на позицию. Это подразумевает, что, если отбор на позицию проводит женщина, то есть вероятность, что она скорее примет более непривлекательного кандидата женского пола, нежели привлекательного. Таким образом, эффект «чудовищной красоты» действительно существует на практике по отношению к привлекательным женщинам, внешность которых негативно влияет на действия на рынке труда при определенных условиях.

Процент ответных звонков на резюме различного типа на основе исследования, проведенного в Израиле

Так, вышеперечисленные факторы, такие как рост, вес и наличие физических изъянов могут выступать в качестве основ формирования дискриминации и неравенства на рынке труда. Индивиды, которые не соответствуют сформировавшимся в обществе стандартам красоты могут в среднем получать значительно меньше преимуществ на рынке труда. И, хотя некоторые виды социальной дискриминации по характеристикам, связанным с внешней привлекательностью, например, возрастом или цветом кожи регулируются законом, в целом, дискриминация по физической красоте не вписывается в рамки законодательства, что является немаловажной проблемой для регуляции общественной жизни и трудовой деятельности.

Заключение

Итак, на основе проведенного анализа можно сделать несколько основных выводов о внешности как факторе трудоустройства и успешной карьеры. В первую очередь, возможно заключить, что фенотип индивида действительно имеет положительную связь с успехом в трудовой деятельности, и как следствие продвижением по карьерной лестнице, что доказывают многочисленные исследования, проведенные по данному вопросу. Привлекательные индивиды получают более высокие зарплаты, чаще принимаются на работу и, в целом, оцениваются работодателями выше, чем непривлекательные кандидаты. Таким образом, красота выступает как ресурс, который позволяет занять ту или иную позицию в социальной структуре общества. Это может быть объяснено тем, что внешность в обществе является социальным сигналом, наличие которого предполагает приписывание индивиду социально одобряемых характеристик. Однако не следует забывать, что существуют определенные условия, такие как пол индивида, тип профессии, действие эффекта «чудовищной красоты», которые могут определять воздействие внешности на успех в профессиональной деятельности. Особое внимание в трудовой деятельности следует обратить на последствия связи привлекательной внешности и профессионального успеха, заключающейся в возможном возникновении дискриминации, которая может привести к неэффективному функционированию рынка труда и общества в целом.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц КУЧКОВО ПОЛЕ, 2000. – 302с.

Dion K., Berscheid E., Walster E. (1972). “What is beautiful is good”. Journal of Personality and Social Psychology, 24(3): 285-290.

Frevert T.K., Walker L.S. (2014). “Physical Attractiveness and Social Status”. Sociology Compass, 8(3): 313-323.

Sala E. et al. (2013). «Exploring the impact of male and female facial attractiveness on occupational prestige». Research in Social Stratification and Mobility, 31: 69-81.

Simorangkir D.N. (2013). “Lookism in Indonesia’s public relations industry”. Women’s Studies International Forum, 40: 111-120.

Grant S., Mizzi T. (2014). “Body weight bias in hiring decisions: Identifying explanatory mechanisms”. Social Behavior and Personality: an International Journal, 42(3): 353-370.

Huffman S., Rizov M. (2014). “Body weight and labour market outcomes in Post-Soviet Russia”. International Journal of Manpower, 35(5): 671-687.

Jæger M.M. (2011). “»A Thing of Beauty is a Joy Forever»? Returns to Physical Attractiveness over the Life Course”. Social Forces, 89(3): 983-1003.

Harper B. (2000). “Beauty, stature and the labour market: a British cohort study”. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 62(s1): 771-800.

Stevenage S.V., McKay Y. (1999). “Model applicants: The effect of facial appearance on recruitment decisions”. British Journal of Psychology, 90(2): 221-234.

Sala E. et al. (2013). «Exploring the impact of male and female facial attractiveness on occupational prestige». Research in Social Stratification and Mobility, 31: 69-81.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Ruffle B.J., Shtudiner Z.E. (2011). “Are good-looking people more employable?”. Management Science. The Journal of Employee Assistance, 41(4): 1-29.

Toledano E. (2013). “May the best (looking) man win: The unconscious role of attractiveness in employment decisions”. Cornell HR Review, 1: 1-14.

Давно ушли в прошлое времена, когда мы мало обращали внимание на внешность человека. При том обилии товаров и услуг, которые есть на рынке, каждый может быть привлекательным! Особенно это важно публичным людям, тем, кто занимается бизнесом, при устройстве на работу или знакомстве...

Первое впечатление о человеке в значительной степени зависит от того, как он выглядит. Вот несколько цифр...

Все знают пословицу о том, что "по одежке встречают...". И почти две трети опрошенных россиян (64 процента) подтвердили ее, сказав, что при знакомстве внешность человека влияет на их первое впечатление о нем. Чаще других так отвечали респонденты, живущие в столице и больших городах (75 и 73 процентов соответственно).
Тех, кто отрицает такое влияние, оказалось 30 процентов (в Москве и больших городах - 21 и 23 процента соответственно), а 5 процентов затруднились ответить.

Что именно во внешности человека, его облике определяет первое впечатление о нем? Отвечая на открытый вопрос об этом, респонденты прежде всего (23 процента) отмечали значение опрятности, ухоженности: "аккуратность, чистота", "опрятно одетый человек", "опрятность, чистота, ухоженность".

Многие (15 процентов) говорили, что обращают внимание на одежду, обувь, манеру одеваться: "какая на нем одежда: китайская или другая, соответствует ли сезону и модным журналам", "умение подбирать и сочетать вещи в гардеробе", "стиль", "умение одеваться со вкусом".

Почти каждый десятый (9 процентов) прежде всего смотрит в глаза человека: "взгляд приветливый", "открытый взгляд", "выражение глаз".
О лице - его чертах и выражении - сказали 7 процентов участников опроса: "выражение лица", "лицо симпатичное", "черты лица", "мимика".
На прическу обращают внимание 3 процента респондентов: "волосы", "как идет прическа". Фигуру и улыбку упомянули по 1 проценту: "как сложен, высокий или маленький рост", "добрая улыбка".

Часть опрошенных (6 процентов) не смогли выделить отдельные элементы внешности и говорили об облике человека в целом: "как в целом выглядит человек"; "внешность приятная"; "все вместе"; "от пяток до макушки"; "все по чуть-чуть"; "все целиком"; "красота".

Существенная часть респондентов среди важных составляющих, которые влияют на первое впечатление о человеке, называли качества, практически не связанные с внешностью или связанные косвенно.
Так, о манере держаться, вести себя говорили 9 процентов опрошенных, еще около 8 процентов назвали такие характеристики, как культура речи, моральные качества, ум.

По мнению большинства участников опроса (60 процентов), люди, окружающие их на улице, в общественных местах, обладают в основном заурядной, обыкновенной внешностью.
Вдвое меньше респондентов (27 процентов) сказали, что им встречаются в основном красивые, привлекательные люди.
Лишь 5 процентов считают, что в большинстве своем окружающие их представители рода человеческого непривлекательны.

Женщинам, обладающим красивой, привлекательной внешностью, живется легче, чем другим представительницам слабого пола, - в этом уверены 39 процентов респондентов, а 14 процентов полагают, что, напротив, тяжелее.
Примерно четверть опрошенных (24 процента) уверены, что внешность женщины не играет в том, как ей живется, особой роли. Практически столько же (23 процента) затруднились ответить на вопрос.
Относительно мужчин мнения по аналогичному вопросу распределились следующим образом.
35 процентов считают, что внешность мужчины не влияет на то, как ему живется, почти треть участников опроса (30 процентов) затруднились оценить влияние этого фактора на жизнь мужчин, 27 процентов думают, что красивая внешность делает жизнь мужчины легче, а 8 процентов - что тяжелей.
Почти половина респондентов (48 процентов) утверждают, что внешность женщины не влияет на ее карьеру. Но немало и тех, кто видит в привлекательной внешности дополнительный плюс для женщины, желающей продвинуться по служебной лестнице (38 процентов).
Впрочем, некоторые (3 процента), наоборот, полагают, что женская красота вредит карьере.
Что касается мужчин, то для их карьеры, по мнению 64 процентов респондентов, внешность значения не имеет (20 процентов сказали, что привлекательному мужчине легче сделать карьеру, 3 процента - что труднее, остальные затруднились с ответом).

Для того чтобы нравится противоположному полу, женщине важно быть внешне привлекательной. Таково мнение 72 процентов респондентов. 23 процента считают, что это не важно, 5 процентов затруднились ответить.
Для мужчин планка заметно ниже. Лишь 41 процент участников опроса сказали, что мужчинам важно иметь привлекательную внешность, чтобы добиться успеха у дам.
Большинство же опрошенных нами россиян - 52 процента - полагают, что внешность не имеет тут особого значения.

Более половины респондентов (54 пророцента) считают, что обладать привлекательной внешностью в целом важнее для женщин, чем для мужчин. Однако немало оказалось и тех, кто отметил, что внешняя привлекательность в равной степени важна и для мужчин, и для женщин (40 процентов).
Замечу, что никто из участников опроса не думает, что внешняя привлекательность более важна для мужчин.

PS: Опрос населения был проведен 9-10 августа в 44 субъекта РФ в 100 населенных пунктов среди 1 500 респондентов.

Елена ВАСИЛЬЕВА
Иллюстрации: Руланд ФЛОРИС (Голландия) - фото из Интернета.
Сентябрь 2014 года
Маастрих (Голландия) - Магнитогорск (Россия)

Невероятные факты

Черты нашего лица могут как сильно помогать, так и сильно мешать нам, и дело вовсе не только в привлекательности. Окружающие люди, как правило, подсознательно оценивают внешность другого, основываясь на таких критериях, о которых вы и не подозревали.

Нам нужно всего лишь несколько секунд после встречи с человеком, чтобы мы каким-то образом сразу решали для себя стоит ли опасаться его, насколько он умен и т.д.

Это может показаться невероятным, но во многих случаях первое впечатление оказывается абсолютно точным. В некоторых других мы сильно заблуждаемся.

Предположите, что у вас есть брат или сестра близнец, но не идентичный. У вас одинаковое воспитание, коэффициент интеллекта, одинаковое хобби и образование. Вы оба интересны, общительны и склонны к приключениям. Вам нравится одна и та же еда, а спортом вы занимаетесь в одном и том же клубе.

Влияние внешности


С точки зрения интеллекта и духовности вы настоящие двойники. Между вами лишь одно отличие: это ваши лица. К примеру, у одного из вас брутальный лоб и резкие скулы, а у второго широко раскрытые глаза и полудетские черты лица.

Как же сложатся ваши жизни? Совпадут ли ваши пути? Или все же различия во внешности заставят вас пойти по разным дорогам? Конечно же, по разным. Лишь только взглянув на вас, окружающие сразу же делают определенные выводы о наличии у вас тех или иных способностей, они поймут, можно ли вам доверять, а также увидят, вы исполнитель или лидер.


Подобные предубеждения оказывают влияние на самые важные события в жизни человека, тем самым определяя самые различные вещи: от состояния банковского счета до круга общения.

Итак, давайте теперь поговорим о том, на чем строятся суждения о людях.

1. Если вы внешне привлекательны, то окружающие будут полагать, что вы наделены и другими положительными чертами



Существует такой феномен, который психологи назвали "эффектом ореола", благодаря которому мы склонны считать, что у симпатичных людей есть и другие положительные характеристики, помимо их красивой внешности. К примеру, мы можем думать, что они умны или отличаются высокой работоспособностью.

Психолог Техасского университета Дэниел Хамермеш пришел к выводу, что красивые люди даже больше зарабатывают.

В одном исследовании группе студентов предложили оценить эссе, которое написала незнакомая девушка. В итоге участники эксперимента были более благосклонны в оценке работы, когда им показывали изображение красивой девушки, выдавая ее за автора. Когда же им демонстрировали фото непривлекательной девушки, или же вовсе ничего не показывали, они отзывались об эссе менее лестно.

Внешность и судьба

2. Ваше фото расскажет многое людям о вас



В 2009 году среди студентов Техасского университета в Остине было проведено исследование. Им показали фотографии 123 людей. На некоторых фотографиях люди были с разными выражениями лица, а на некоторых их просили быть беспристрастными, ничего не выражая.

В итоге, независимо от выражения лица человека на фото, участники эксперимента в большей степени правильно определили степень открытости, религиозность, добросовестность, уверенность в себе и покладистость.

3. Ваше лицо покажет, насколько вы агрессивны



В 2013 году проведенное исследование показало, что мужчины, обладающие большими скулами и широкими чертами лица, являются носителями более высокого уровня тестостерона. Также эти мужчины более амбициозны и агрессивны.

4. Лицо расскажет, насколько вы сильны



Участником эксперимента, проводимого в 2015 году, показали изображения 10 разных людей, каждый из которых был запечатлен с 5 различными выражениями лица. Затем их попросили рассказать об этих людях: насколько они дружелюбны, сильны и насколько заслуживают доверия.

Совсем неудивительным оказался тот факт, что люди со счастливыми выражениями лица были отнесены к тем, кто заслуживает доверия, и кто дружелюбен, в отличие от людей со злобными лицами. Более того, люди с широкими лицами воспринимались, как более сильные.

Роль внешности в судьбе человека

5. Вас могут записать в преступники лишь по одному вашему внешнему виду, который не будет внушать доверие



Английские и израильские ученые провели исследование, в рамках которого попросили участников изучить фотографии женщин и мужчин, которые случайным образом отобрали из двух баз данных. Добровольцам предложили оценить черты характера, эмоциональное состояние людей, а также их склонность к правонарушениям.

Фотографии были получены из базы данных полиции, а также из базы данных актеров, которых при съемке просили выглядеть сердиты, счастливыми или беспристрастными.

Участники эксперимента не знали, кто есть, кто на фотографиях, но отнесли к преступникам тех людей, кто выглядел злым и властным.

6. Глаза могут рассказать о том, есть ли у вас проблемы со здоровьем



Врач может по глазам пациента диагностировать все его недуги. К примеру, красные пятна на сетчатке глаза вполне могут сигнализировать о наличии у человека диабета. Когда уровень сахара в крови сильно повышается, кровеносные сосуды клетчатки могут заблокироваться, а после этого набухают и лопаются.

7. Длина пальцев мужчины связана с риском развития у него раковых заболеваний



Специалисты доказали, что те мужчины, у которых указательный палец намного длиннее безымянного, заболевают раком предстательной железы реже.

8. По росту человека можно определить риск развития у него определенных болезней



Исследования показали, что у низких людей меньше риск развития онкологических заболеваний, а у высоких – сердечно-сосудистых.

Внешность человека

Вероятно, вы думаете, что не стали бы воспринимать окружающих людей настолько поверхностно. Но в действительности, когда мы встречаем какого-то человека, мы неосознанно даем ему оценку.

Доказано, что на формирование нашего первого впечатления о ком-то необходимо около 40 миллисекунд. Для сравнения: для одного моргания нам нужно в 10 раз больше времени. Причем этот навык формируется у человека с самых ранних лет: уже трех-четырехлетние детки, основываясь на внешности, спешат сделать вывод о том, кто плохой, а кто хороший.


В этих поверхностных суждениях на самом деле ничего страшного нет, при условии, что в целом они соответствуют реальности. Разумное зерно в них действительно есть.

К примеру, группа французских ученых не так давно провела эксперимент, во время которого добровольцы играли в экономическую игру. Всем выдали по несколько евро, и каждый должен был принять для себя решение, инвестировать ли деньги в других игроков или нет.

Люди оценивают это практически моментально, на уровне подсознания. Но насколько же важна эта оценка? Всем известно, что первое впечатление о человеке сильно влияет на развитие отношений между этими людьми в дальнейшем. Первое впечатление можно произвести лишь однажды, поэтому мы так стараемся хорошо выглядеть на вечеринках, корпоративах и других местах, где можно встретить незнакомых людей. Хорошо выглядеть стараются в основном женщины, хотя это не правило, а скорее тенденция. Просто женщины проявляют это несколько открытие. Ведь дамы всегда были музами, а мужчины добытчиками и охотниками. Так в каком же возрасте внешность наиболее важна и какое значение внешности в наше время?

Начнем с детей в возрасте от трёх до шести лет. Это самый невинный и безоблачный период в жизни. В это время нет, совершено никаких проблем и забот, ты получаешь от жизни все, что хочешь. Ребенок не задумывается об общественном мнении по отношению к себе. Он выбирает себе кумиров не по внешнему виду, а по непосредственному отношению того или иного человека к себе самому. Если оценить значение внешности для ребенка это возраста по десятибалльной шкале, он получит оценку 1 балл.

Далее идет период от семи до тринадцати лет. В это время ребенок идет первый раз в школу. На этот период приходить начало более-менее взрослой и самостоятельной жизни. Сейчас у него появляются первый друзья-сверстники обоих полов, значение внешности для него приобретает смысл. Впервые он начинает задумываться о себе, как о самостоятельной личности. Внешность начинает его волновать сильнее, так как он находиться в обществе и обязан выглядеть соответствующе. Но сейчас еще это в основном из-за влияния на ребенка родителей. Они стараются привить своему чаду аккуратность, чистоплотность, любовь к порядку. Оценка 4 балла.

Потом идет большой промежуток жизни 14-25 лет. В это период входит в подростковый возраст, а так же молодость. Это наверное самый сложный период человеческой жизни, хотя и самый яркий, запоминающийся, неожиданный. В этот период у человека формируется мнение о себе, он оценивает окружающих себя людей, создает свои жизненных принципы или же отказывается от них вовсе, идет переоценка ценностей, в общем, происходят глобальных изменения в человеке, как личности. В этот период внешность необычайно важна. Подросток очень много времени и сил уделяет своему внешнему виду, он старается выглядеть идеально. Это желание вполне естественно, ведь сейчас он начинает интересоваться противоположным полом. К концу этого периода, как правило, человек уже сформированная и самостоятельная личность, но внимание к внешности не уменьшается. И это внимание вполне осознанное, человек проявляет его самостоятельно, ему хочется для СЕБЯ хорошо выглядеть. В наше время подростки очень жестоки, и поэтому к внешности уделяется особое внимание. Оценка 9 баллов.

Следующий период 26-45 лет. В это время человек полностью становиться самостоятельным и независимым. Как правило, на этот этап приходиться заключение браков и рождение детей. И мужчины и женщины меньше зациклены на своей внешности и предпочитают ей внутренний мир человека. Так же внимание к внешности снижается из-за того, что человек понимает, что не стоит ни кого из себя строить и начинает быть самим собой, так как карьера и семья уже созданы. К концу этого этапа вновь возникает недлительное сильное внимание к своей внешности (кризис среднего возраста), но оно быстро заканчивается. Оценка 4-5 баллов.

И последний период от 45 лет и до конца жизни. Внимание к внешности минимальное, так как у большинства людей большая семья, удачная карьера, они снова начинают жить только для себя. Перестают любыми способами привлекать к себе внимание, так как уже заслужили достаточно уважения. Оценка 2 балла.

Таким образом, наиболее значение внешности в наше время для подростков и молодежи, обусловлено это внимание гормональной перестройкой организма, а так же периодом становления личности.

Меньше всего внешность волнует маленьких детей, из-за отсутствия опыта общения. А так же пожилые люди, не зациклены на ней.