День военно морской авиации. День авиации военно-морского флота россии. Становление морской авиации ВМФ России, ее этапы

Православные воспевают Святую великомученицу Варвару в день ее памяти. Она пострадала в 306 году в период правления Максимиана. Девочка была рождена в Илиополе. Ее отец, язычник Диоскор, был обеспеченным человеком, а Варвара – одной дочкой. Отец старался сберечь дочку от воздействия на нее христианского течения, но Варвара сама стремилась к познанию Бога. Она наотрез не желала признавать и почитать языческих богов. Ей были страшны мысли о замужестве. Считая, что в основе подобного поведения дочери лежит одиночество, Диоскор разрешил ей ходить везде, где Варвара захочет. Благодаря этому ей открылись все секреты христианства, которое она приняла. Отец узнал о поступке дочери и собственноручно передал Варвару на мучения. Ее долго мучили, склоняли к отречению от Иисуса, но Варвара была неотступной. Варвару повесили рядом с ее заступницей святой Иулианией. В наши дни мощи великомученицы хранятся в Киеве во Владимирском соборе. Поздравляем с днем именин Варвары - Варварин день - 17 декабря.

Поздравляю с днем святой Варвары,
Покровительницы наших светлых дней,
Пусть она от смерти защищает,
Я тебе желаю – не болей.
Пусть семья в любви и счастье будет,
С Богом и Иисусом за душой,
Пусть, вас враг – сердечно, честно любит,
И тогда все будет хорошо.

В жестоких испытаниях сохранила веру,
И страшные мучения, она перенесла,
Сказания о ней разбрелись по свету,
И с именем Варвары я к тебе пришла.
Чтоб ты стояла правдою, боли не боялась,
И сердце открывала для любви большой,
Глаголить людям истину в лица не стеснялась,
А я тебя не брошу я всегда с тобой.

Сегодня праздник, день святой Варвары,
Желаю, всем сплотится и веру исцелить,
Кто может – помолитесь за людей у храмов,
Молитва эта свята, её не сокрушить.
Святая объявила, что христианкой стала,
В язычестве родилась, но веру обрела,
Родители назвали её тогда Варварой,
И девушка чрез годы истину нашла.
И на её примере, ты сможешь измениться,
Ты сможешь, как Варвара, в любви переродиться.

День святой Варвары, песнопения,
Разлетятся в городах и селах,
В поисках любви, благословения,
Люди к храму полетят как пчелы.
И забудут страсть и развлечения,
Только счастье, вера есть в душе,
Как Варвара вытерпим мучения,
Чтобы жить в раю, в святом огне.

Поминальный день Варвары святой,
Солнцем озарится купол золотой,
Станет ближе сердцу человек чужой,
А твой враг неистовый, словно брат родной.
Исцелится верою, у окна больной,
И любовью светлою Бог явится мой,
Святостью и радостью он ко мне придет,
А за ним Варвара в сердце заглянет.

За христианство жизнь свою отдала,
Не поскупился на деяние отец.
Святая мученица, матушка Варвара,
Теперь ты защищаешь нас с небес.
Желаю в декабре вам света, счастья,
Пусть все проблемы вас обходят стороной,
Варвара сбереги нас от ненастья,
А мы молитвою всегда будем с тобой.

Она уверовала твердо
Отца понятия покинув,
Терпела истязанья гордо
Догматы веры не отринув.
Смиренно, праведно, с любовью,
Смерть за Иисуса приняла.
Не внемля пыткам и злословью
На казнь ужасную взошла.

День святой Варавары по католическому литургическому календарю приходится на 17 декабря. Память святой почитается за страдания и мучения, которые она понесла за веру в Христа. Легенда гласит, что бежать от истязателей ей помогал сам Бог, к которому она обращалась с молитвами, и перед ней даже расступилась гора, чтобы спрятать её от погони. Страшный гнев её отца Диоскора и уговоры правителя Мартиана, обещавшего девушке за отречение разные земные блага, не смогли заставить Варвару поклоняться языческим богам. За свою непреклонность святая была жестоко наказана, её повесили на дереве и отсекли голову.

Святая Варвара считается покровительницей горняков, а на изображениях с образом великомученицы обязательно имеется гора и башенка.

В День заступницы Варвары
Я хочу Вам пожелать,
Чаще чтоб людей хороших
Приходилось Вам встречать.

Чтоб заступница святая
Вас от бед уберегла,
И в делах всех, непременно
Разобраться помогла.

В день Святой Варвары вам
Счастья пожелаю.
Пусть от бед земных и слез
Вас оберегает.

Силы в жизни вам дает
Мудрая Святая.
Будет искренней молитва
И душа простая.

Поздравляю с Днём святой Варвары и пожелать хочу, чтобы дух великомученицы всегда наставлял на верный путь и добрые поступки, чтобы жизнь дарила светлые моменты счастья и любви, чтобы сердце неизменно верило в чудеса и доброту этого мира.

Поздравления, Варвара,
В именинный день тебе.
Пусть Святая помогает
Мудрой быть лишь по судьбе.

Пусть она тебя хранит
От обид и горя,
Дарит силы и любовь,
Отведет все хвори.

С гордостью всегда носи
Имя столь прекрасное.
Пусть искрятся только счастьем
Очи твои ясные.

Поздравляю я, Варвара,
С днем прекрасным именин.
И достичь желаю в жизни
Я тебе больших вершин.

Пусть святая помогает,
В жизни за руку ведет.
От проблем тебя укроет,
Помощь в жизни пусть дает.

Чтоб жила ты только в счастье,
Понимании и любви.
Будут силы пусть и вера
Воплотить мечты свои.

Как у нашей, у Варвары, покровитель свой святой
И ее мы поздравляем с этой датой непростой.
И не праздник вроде это, день как день, и ночь как ночь...
Но, Варварушка святая, дочке счастья напророчь!

Поздравления, Варвара,
В именинный день прими,
Я тебе желаю счастья,
Сил, надежды и любви.

Покровительница нежно
За руку пускай ведет,
Все поможет и подскажет,
Верный пусть совет дает.

Поздравляю, милая Варюша!
Нынче День твоей Святой.
Пусть покой наполнит душу,
Счастье будет пусть с тобой.

Вера крепнет пусть, конечно,
И соблазны не тревожат пусть.
Станет жизнь пускай успешной
И вовек не тронет грусть.

В день Варварушки святой
Пожелаю я терпенья,
Чтоб наполнил жизнь покой,
Крепость духа и смиренье.

Пусть Варвара защитит
От врагов и темных мыслей,
Веру в Бога укрепит
И подарит тягу к жизни!

День святой Варавары по католическому литургическому календарю приходится на 17 декабря. Память святой почитается за страдания и мучения, которые она понесла за веру в Христа. Легенда гласит, что бежать от истязателей ей помогал сам Бог, к которому она обращалась с молитвами, и перед ней даже расступилась гора, чтобы спрятать её от погони. Страшный гнев её отца Диоскора и уговоры правителя Мартиана, обещавшего девушке за отречение разные земные блага, не смогли заставить Варвару поклоняться языческим богам. За свою непреклонность святая была жестоко наказана, её повесили на дереве и отсекли голову.

Святая Варвара считается покровительницей горняков, а на изображениях с образом великомученицы обязательно имеется гора и башенка.

Показать поздравления

  • Страница 1 из 2

Пусть в светлый день Святой Варвары,
В работе будет гранд-успех!
Благославят пускай Варвара,
На верный путь она нас всех.

Пусть к Рождеству мы не увидим слёзы,
А в доме будет процветать уют.
Так встретим с радостью Варварины морозы,
А детям все подарки раздают.

Автор

Святая Варвара, тебя пусть хранит
Сегодня ее именины.
От болезней всех она исцелит,
Беда, чтоб прошла всегда мимо.

Святую Варвару ты почитай,
Свечу в честь нее зажги в храме.
Всем людям добра ты пожелай,
Здоровья проси своей маме.

Автор

Великая была Святая,
Не убоявшись ничего,
Она за веру пострадала
И жизнь отдала за неё!

Приняв в душе своей Христа,
Взяла на плечи груз Креста!
И пусть в великий этот день
Уйдет с чела Варвары тень!

Пусть именинницы не знают
Обид, печалей и невзгод,
И путь Великая Святая
Варвар по жизни бережет!

Автор

Декабрь праздниками полон,
Но День Варвары всех святей,
И в этот праздник, чтоб здоровье,
Оно всех благ земных важней!

Еще я в этот чуткий праздник,
Желать хочу всех светлых благ,
Чтобы мечта всегда сбывалась,
Чтобы везло во всех дела.

Автор

С Днем святой Варвары всех мы поздравляем,
Великомученицу Варвару чтим и вспоминаем,
Ведь жизнь ее чиста, как снег,
С верой в Христа, с душой для всех!

Пусть в вашей жизни будет свет,
Достойно жить вам много лет
И пусть вам помогает Бог,
Не покидает счастье ваш порог!

Автор

Декабрь, день семнадцатый -
Святой Варвары праздник,
Которая за веру
Не побоялась казни.

Её мы помним с радостью,
И теплится надежда,
Что наша вера - правая,
Она спасёт нас грешных.

Вот если б каждый так стоял
За все свои идеи!
Овеян высшим мужеством,
За правду лишь радея!

Автор

В семье язычников родившись,
Она искала сердцем Бога,
И, с Христианством обручившись,
В немилость впала Диоскору.

Ее увечили, пытали,
Но исцелял ее Бог раны,
А после смерти, в наказанье,
Убило молнией тиранов.

Она навечно в Царстве Божьем
Вкушает райское блаженство...
Надеюсь, обретем мы тоже
Святой Варвары совершенство.

Автор

Родилась она в языческой семье,
Христианства от роду не знала,
Только мысли тайные в себе,
От отца свирепого скрывала.

Но молить языческий богов,
Не умела мудрая Варвара,
Но познала Истину, Любовь,
Христианство приняла не даром.

Чтобы миру правду показать,
Лжебогов низвергнуть с пьедестала,
Ты была готова смерть принять,
И в глазах людей святою стала.

Автор


Святая Варвара за веру погибла,
Жестокая участь деву постигла,
Мучителей Вари Господь наказал,
На строгий свой суд убийц он призвал!

Сегодня, в День памяти Варвары святой,
Ты сердце свое для веры открой,
Варваре святой от души помолись,
За мужество, стойкость, ей поклонись!

Автор

Варвара - рукодельница, ризы вышивала,
И своим умением всех околдовала.
В день Варвары можно прясть и вышивать,
Грязную работу нельзя лишь исполнять.

В этот день девчата парней угощают,
Вареники с маком и... шерстью предлагают.
С днем ангела, Варварушка, тебя поздравляем,
Вязаные варежки мы тебе вручаем.

Автор

Ты, Святая Варвара, научи нас тому,
Что открыл тебе Бог наш единый.
Твою стойкость постичь невозможно уму,
Своей верой ты смерть победила.

Мы склоняем все голову перед твоим
Светлым подвигом истинной силы.
В день Варвары святой мы все вместе хотим,
Чтобы в вере ты нас укрепила.

Автор

В косах Варвариных - цвет луговой,
В сердце огонь и дурман сновидений,
Жизнь изучаешь - главу за главой,
И что ни день, то каскад настроений.

Пусть в именины, Варвара-краса,
Будут баранки и сочные сливы,
И улетает печаль в небеса,
Чтоб навсегда ты осталась счастливой.

Автор

Варвара-краса, с именинами тебя!
Поздравляем, поздравляем,
Счастья, радости желаем,
Пусть пройдет пора невзгод,
Пусть всегда тебе везет,
Жизнь вся будет без хлопот,
« Улыбни» по шире рот!
Тебе улыбка, очень идет...

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.


Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день - 4 июля 1916 г. - день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для истории России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа - Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и , а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия - традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми - в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте - командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них - Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения - глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации - корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря - Северный и Тихоокеанский - поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы - летчики, инженеры и техники - проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков - элита палубных летчиков.

Один из самых молодых родов войск - это морская авиация. Появилась она, как отдельный род войск только в начале 20 века. В 1916 году состоялось первое воздушное сражение между советскими и немецкими летчиками. В то время, на вооружении российской армии были только гидросамолеты, которые поднялись с авианосного судна «Орлица» и дали бой немецким летчиками. Советские летчики выиграли то сражение, а уже через год, 17 июля 1917 года был подписан Указ Главнокомандующего о праздновании Дня морской авиации ВМФ. Нельзя сказать, что до этого морской авиации не существовало, первые упоминания об этом роде войск относятся к 1911 году, когда в России только начиналось строительство первых гидросамолетов. Именно в период с 1911-1913 годы происходит становление нового рода войск - морской авиации.

В настоящее время развитие морской авиации идёт семимильными шагами. За последние несколько десятилетий Морская авиация России «выросла» с гидросамолетов, закупаемых за границей, до собственных штурмовиков и других видов авиационной техники. Сегодня, это современные палубные истребители, вертолеты и много другой техники.

День морской авиации отмечается не только представителями палубной авиации, но и многими другими военнослужащими, которые тем или иным образом связаны именно с морской авиацией. Морской авиацией оснащены все четыре флота Российской Федерации, поэтому День морской авиации отмечают на Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Зачастую, в этот день многим предоставляется шанс посетить авианосцы. В большинстве своем такие экскурсии устраиваются для детей, но к ним присоединяется и немало взрослых.

В День морской авиации многие гарнизонные коллективы готовят различные программы для всех желающих. Много самых разных мероприятий проводят в городах дислокации воинских частей морской авиации. Как правило, в таких городах, существуют различные музеи, рассказывающие об истории морской авиации, и не только авиации, но и в целом всего морского флота. В День морской авиации ВМФ России устраиваются бесплатные экскурсии по музеям, тематические выставки в библиотеках городов. Нередко в городах, где во время Второй Мировой Войны располагались аэродромы морской авиации, проходят траурные митинги, к памятникам возлагаются венки, а в школах организуются вечера встреч с ветеранами и свидетелями тех событий.

День морской авиации ВМФ России освещается по телевидению, на местных телеканалах рассказывается об истории, традициях этого праздника, о том, где и какие мероприятия проходят. Большое количество разнообразных авторских или тематических программ, в которых затрагиваются основные проблемы морской авиации, ее перспективы развития и многое другое.

Ко дню авиации вмф может быть приурочено открытие памятников и монументов. Так в 2013 году, в Комсомольске-на-Амуре в День авиации ВМФ был открыт памятник, в виде самолета Су-33, в честь летчика морской авиации Тимура Апакидзе. Именно на заводе, расположенном в Комсомольск-на-Амуре выпускали самолеты данного типа вплоть до 1997 года.

Даже в мирное время находится место для подвигов и отваге. Летчик Тимур Апакидзе погиб в 2001 году, в день авиации вмф, Апакидзе выполнял летную программу, но в силу сложности программы, ему пришлось отключить некоторые из приборов, в результате из-за больших перегрузок, не выдержали, ни машина, ни человек. Но Тимуру Апакидзе удалось отвести самолет в сторону от трибун и жилых построек. Летчик погиб спасая людей, которые наблюдали за выступлением, он отказался катапультироваться, надеясь на то, что ему все-таки удастся вернуть контроль над машиной.

Морская авиация России - это гордость страны. Как ни странно, но первые идеи о том, что необходимо совместить корабль и самолет были предложены именно русскими инженерами. В 1909 году, Лев Макарович Мациевич составил докладную записку, в которой детально изложил необходимость создания корабельной авиации. Морская авиация России, сегодня, это не только самолеты, способные взлетать с палуб кораблей. В состав морской авиации входят самолёты берегового базирования. Это ракетоносные, штурмовые, истребительные, противолодочные, поисково-спасательные, транспортные и другие виды авиационной техники.

В этот день командование частей, гарнизонов и руководство поздравляет своих подчиненных с профессиональным праздником, военнослужащим присваиваются внеочередные звания. Сегодня морская авиация - это крылья российского флота, и не, даром говорят, что воздух - это пятый океан, а большие самолеты называют не просто машинами, а настоящими кораблями, потому, что они, также как и любое судно, бороздят воздушные просторы. У этих двух видов войск много общего, наверное, еще и поэтому появился такой тандем корабля и самолета.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.