Кто такая шаганэ у есенина. Сергей Александрович Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…. Структурный анализ стихотворения

Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.

Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям.

Одно из самых необычных и уникальных стихотворений в его большой «литературной полке» можно назвать «Порог». Главной его особенность является то, что стихотворение написано в виде диалога, между мужчиной и молодой девушкой. Такой необычный подход, позволяет читателям взглянуть на мир с ругой стороны, со стороны главного героя, в этом случае ей является молодая девушка.

Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.

Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.

Анализ стихотворения Тургенева «Довольный человек»

Стихотворение в прозе «Довольный человек» записано на полях рядом со стихотворением «Услышишь суд глупца» и на одном листе со стихотворением «Враг и друг». А. Луканина сообщает, что Тургеневу приходилось быть «мишенью гнуснейших сплетен», и она удивлялась «грязной изобретательности лиц, пускавших их в ход».

В том и заключается гениальность Тургенева — мыслителя, Тургенева — художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

— Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени? IX. Рефлексия.

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Помог он вам что-то понять?

— Интересно ли вам было на уроке?

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении "Довольный человек"

  • повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова;
  • продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева – мыслителя, художника;
  • дать представление о мировоззрении, гражданской поэзии, взглядах писателя;
  • раскрыть особенности жанра “стихотворение в прозе”, авторские критерии нравственности стихотворений в прозе;
  • развивать умение анализировать текст, делать выводы, обобщения, логически и последовательно излагать свои мысли;
  • учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач;
  • воспитывать интерес к литературе как искусству слова;
  • формировать нравственные устои личности.

Тип урока. Комбинированный.

  1. Б.Щербаков. Портрет И.С.Тургенева.
  2. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
  3. Презентация.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя с элементами беседы.

  1. Учитель читает стихотворение “Страна Литературия”.

Вновь не во сне, а на яву
Без страха и без робости
Мы с вами бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть страна
Л И Т Е Р А Т У Р И Я.

– А чем необычна эта страна?

– Что такое литература? (слайд 1)

1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова;

2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.

– Как вы понимаете первое значение слова “литература”?

– Богатство литературы составляют художественные произведения. Чем они отличаются друг от друга?

– Одной из отличительных особенностей художественного произведения является жанровая принадлежность. Какие жанры вы знаете?

– Определите жанр произведения, прозвучавшего в начале урока, и докажите свою точку зрения.

Составление таблицы. (Слайд 2)

  1. Небольшое, чаще всего лирическое, произведение, созданное по законам стихотворной речи:

– речь ритмически упорядоченная;
– присущи рифма, метр (размер)

  1. Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями.
  1. Небольшое прозаическое произведение лирического
  • Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или ными жизненными впечатлениями.
  • VIII: Выводы по уроку.
  • Стихотворение в прозе “Довольный человек” записано на полях рядом со стихотворением “Услышишь суд глупца…” и на одном листе со стихотворением “Враг и друг”. А.Луканина сообщает, что Тургеневу приходилось быть “мишенью гнуснейших сплетен”, и она удивлялась “грязной изобретательности лиц, пускавших их в ход”.

    Реальный повод создания данного стихотворения неизвестен, неясным остается также лицо, которое он имел в виду, создавая эту сатирическую характеристику.

    В том и заключается гениальность Тургенева – мыслителя, Тургенева – художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

  • – Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени?
  • IX. Рефлексия.

    – Что вы узнали сегодня на уроке?

    – Помог он вам что-то понять?

    – Интересно ли вам было на уроке?

    Пусть ваш жизненный путь освещает солнышко только с красными лучами, указывая правильную дорогу, и пусть на ней встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру.

    И помните:
    Если сердце твоё
    Не горит, а коптит
    Чёрным дымом раздоров
    И мелких обид,
    Если прожил ты жизнь,
    Никого не любя,
    Добрым словом никто
    Не помянет тебя.
    А когда целиною
    Ты первым пройдёшь
    И по следу густая поднимется рожь,
    Когда первую вешку поставишь в пути,
    Чтоб могли за тобою
    Другие пойти,
    Коли в пору распутицы,
    Трудных дорог
    Ты от чистого сердца другому помог,
    Вспоминать о тебе будут тысячу лет.

    X. Домашнее задание.

  • Чтение стихотворений в прозе “Русский язык”, “Близнецы” и др.
  • Подготовить сообщение об особенностях жанра “стихотворение в прозе”.
  • «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева

    Тургенев осознал, что бытовая повесть - это форма, малоподходящая для выражения отвлеченных, философских идей. С 1878 г. исходя из жанровых тенденций, уже намеченных в «Поездке в Полесье», в «Довольно», он стал разрабатывать лирический фрагмент в прозе как самостоятельную жанровую форму. Так возникли «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева.

    Некоторые из них, около 20, имеют всецело личный характер, но большинство, около 60 фрагментов, йаписанона философские или социально-политические темы. По содержанию они являются дальнейшим развитием того, что было в основном уже высказано Тургеневым в «Призраках» и «Довольно». Писатель снова полон скептицизма по отношению к русской общественности. Он видит дурные стороны в нравственном состоянии образованных слоев общества, но осмысляет их в широком общечеловеческом плане. Он осуждает самодовольство клеветников («Довольный человек»), склонность обвинять идейных противников в собственных грехах («Житейское правило»), стремление к покровительству сильных («Восточная легенда»), легковерие и глупость толпы («Два четверостишия»), невольное предательство друзей («Враг и друг»), малодушие перед глупой наглостью («Дурак») и т. п. Вместе с тем писатель не верит в способность революционеров повести за собой народ («Чернорабочий и белоручка»). В жизни «освобожденной» русской деревни он видит только «довольство» и «покой» («Деревня»), а в характере крестьянства подчеркивает лишь простоту, смирение, доброту («Щи», «Два богача», «Повесить его!»).

    Социальный скептицизм снова заставляет Тургенева придавать важнейшее значение вопросам отношений человека и природы, жизни и смерти. Он видит в природе лишь могучую стихию, неизменно поглощающую все личное («Дрозд»), лишь слепую силу воспроизведения, не знающую различия между человеком и блохой («Природа»), между жизнью человечества и жизнью «козявок» («Разговор»). Он со страхом думает о гибели земли («Конец света») и еще более - о личной гибели («Старуха», «Собака»), о неизбежности смерти («Черепья», «Насекомое»). Единственной ценностью в жизни, могущей преодолеть страх смерти, он считает способность к самоотвержению («Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской»), радость благотворительности («Милостыня», «Щи», «Два богача» и др.) и чувство братства всех живых существ, осужденных на смерть («Нищий», «Морское плавание»), а единственной, но мимолетной радостью жизни - красоту и любовь («Как хороши, как свежи были розы. », «Стой!», «Посещение»). И лишь в одном фрагменте («Порог») он отдал дань нравственного при-(знания героической борьбе передовой русской молодежи.

    Но при всей односторонности идейного содержания лирические фрагменты Тургенева отличаются полной искренностью. Они раскрывают внутренний мир человека, обладавшего глубиной мысли, высоким душевным благородством, нравственной честностью и неподкупностью в решении трагических вопросов человеческого существования. Они обладают значительным художественным. совершенством и новаторством формы. Они представляют собой лирические медитации в прозе, естественно, очень небольшие по объему, но отличающиеся большой насыщенностью и гибкостью образности, почти всегда иносказательной, утонченностью интонационно-ритмического построения. Поэтому «Стихотворения в прозе» заняли особенное место среди тех произведений аллего-рическо-символического характера, которыми так богата была русская литература в 1880-1890 гг. («Сказок» Щедрина, рассказов для народа Л. Толстого, аллегорических рассказов Гаршина, легенд и «песен» молодого Горького и т. п.), Но несмотря на преобладание мотивов социального скептицизма и философского пессимизма в произведениях Тургенева 60-70-х годов, все же был в его творчестве этого периода такой момент, когда писатель вновь возвысился до активного и в основном оптимистического интереса к перспективам развития русского общества и вопросам политической борьбы. Это было время, когда русская революционно-демократическая молодежь, вдохновленная народническими теориями и лозунгами П. Лаврова, М. Бакунина, П. Ткачева, смело совершала «хождение в народ» и, претерпевая тяжелые поражения, становилась жертвой жестоких правительственных репрессий. События эти пробудили у Тургенева общественные интересы, способствовали формированию его новых общественных взглядов, которые он выразил в романе «Новь», а отчасти и в некоторых примыкавших к нему произведениях.

    Если домашнее задание на тему: » «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

    Свежие новости

    Сочинения по теме

    • Перечень тем сочинений для подготовки к экзамену по русскому языку и литературе 2012 учебном году ЭКЗАМЕН Нормативные документы (продолжение) Смешны или грустны финалы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М. Е.
    • Стихотворения в прозе – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич Принадлежа к дворянскому классу, Тургенев не сумел стать в ряды революционных борцов за освобождение народа, как это сделали его современники
    • МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных
    • Поездка в полесье. повесть. – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич Поездка в полесье. повесть. Творческая история этой повести Тургенева довольно сложна. Замысел ее, по всей вероятности, относится к 1850 году, ко
    • РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык») Каждое мгновение на планете Земля происходит настоящее чудо - на свет появляется

    Произведение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» является одним из самых поэтичных в творчестве Есенина. Оно принадлежит к циклу стихотворений под названием «Персидские мотивы». Он был создан поэтом во время его поездки по Грузии и Азербайджану, состоявшейся в 1924-1925 годах. В этом произведении отражена красота восточной природы. Оно написано легким, приятным языком и, несомненно, вызовет интерес у каждого, кто интересуется творчеством Есенина.

    Кому посвящено произведение

    Анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» учащийся может дополнить информацией о том, кому было посвящено это замечательное произведение. Имя героини указывает на реальную персону. Это женщина по имени Шаганэ Тальян. Таким будет ответ на вопрос, кому Сергей Есенин посвятил стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ». С ней Есенин повстречался во время пребывания в Батуми. Она была обыкновенной учительницей. Однако знакомство с ней помогло поэту лучше понять личность восточной женщины, а также написать стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ", тема которого - любовь к родным краям и нежные чувства к женщине. Эмоции, которые получал Есенин в процессе общения с восточной красавицей, стали толчком для создания нескольких работ. В них передаются те ощущения, которые лирический герой получил через прикосновение к другой культуре.

    Основные идеи стихотворения

    Анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» показывает: оно построено в виде любовного письма. В его строках поэт выражает все свои переживания, переполняющие его по отношению к восточной красавице Шаганэ. Помимо этого, Есенин описывает и себя самого, особенности своей творческой работы. Поэт пишет, что уже очень давно мечтает побывать в восточной стране, полной загадок. Однако после подобного визита им овладевает тоска по родным краям. Описывая красоты родины, поэт использует прием рефрена, что также можно указать в анализе стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Данный метод применяется поэтом для сравнения своей русской души с бесконечными просторами родного края. Поэт подчеркивает: насколько бы ни был прекрасен и загадочен Восток, он не может быть лучше родных земель. В конце произведения лирический герой пишет о том, что в родных краях его ждет женщина, которая так же мила его душе, как и прекрасная Шаганэ.

    Персия - страна, привлекавшая поэта

    В силу того, что по территории России проходит граница между Востоком и Западом, непростая проблема взаимоотношений этих культур всегда была актуальной. Те, кто считал произведение Есенина попыткой отойти от современных ему проблем, ошибались. Поэт никогда не бывал в Персии. Однако можно сделать вывод о том, что реальные события Персии или Ирана все-таки занимали его меньше. В анализе стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» можно указать, что для него первоочередную важность несла поэтическая символика, а не отдельно взятая страна.

    Почему же его выбор все-таки пал на Персию? Возможно, Есенина привлекла необычная для русского человека экзотика. Это природа необычной красоты, звучные и красивые имена, недоступная красота женщин, скрытых под чадрой. Помимо всего перечисленного, именно Персия считалась одним из центров восточной мудрости, поэтического вдохновения. Интересно, что Шираз для поэта оказался притягательным своей абстрактной прелестью, в то время как Рязань поэт описывает достаточно конкретно.

    Ничто не заменит родной край

    Для поэта Россия - это место покоя и бесконечных просторов. В особенности его сыновняя привязанность к родным краям показана в третьей и четвертой строфах стихотворения. В них на какой-то миг лирический герой становится маленькой частичкой ржаного поля. И в финале произведения образ восточной Шаганэ меркнет по сравнению с образом грустящей северянки. Последняя более свободна, и ее переживания бескорыстны. В отличие от нее, восточные девушки вынуждены быть под чадрой, и поэтому их прелесть больше воспринимается как товар.

    Стих «Шаганэ ты моя, Шаганэ»: эмоциональная выразительность

    Стихотворение написано трехстопным анапестом. Произведение пленяет читателя своей искренностью. В размышлениях лирического героя можно легко узнать переживания самого Есенина. Особую роль в их передаче играет повторение, с помощью которого еще больше усиливается эмоциональная выразительность стихотворения. Например, первая и пятая строфа начинаются и заканчиваются одной и той же строкой, в которой поэт обращается к Шаганэ. Этот прием позволяет не только сделать произведение еще более мелодичным, но и выразить все те переживания, которые наполняют лирического героя произведения по отношению к восточной девушке. Не меньший интерес для читателя представляет трехкратное повторение слов «Потому что я с севера, что ли…». С одной стороны, так передается состояние задумчивости героя. А с другой, эти слова призваны подчеркнуть связь поэта с родными краями.

    Художественные приемы: метафора, строфическое кольцо

    Используется в стихе «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и прием метафоры. Кудри лирического героя сравниваются с «волнистой рожью при луне». Он предлагает догадаться своей восточной собеседнице о том, каким может быть это поле, по его волосам. В особенности становится ощутимым для читателя приближение рассказчика к родным краям во второй и третьей строфе произведения «Шаганэ ты моя, Шаганэ». «Потому что я с севера, что ли...» - делает лирический герой предположение о том, почему ему кажется луна «огромней в сто раз».

    Поэт использует также и прием лексического, или строфического кольца. Все пять строф произведения являются одними из самых интересных примеров применения этого способа. Но самое главное в этом произведении все же заключается в том, что его первая строфа содержит в себе начальные и завершающие строки всех последующих строф, а также в ней уже заключаются все мотивы, впоследствии развивающиеся в следующих строфах.

    «Шаганэ ты моя, Шаганэ» - необычное стихотворение, в котором переплелись мотивы симпатии к женщине и любви к родному краю. Ученики знакомятся с ним в 11 классе. Предлагаем узнать больше, прочитав краткий анализ «Шаганэ ты, моя Шаганэ» по плану.

    Краткий анализ

    История создания – произведение было написано в 1924 году во время пребывания Есенина на Кавказе, поэт включил его цикл «Персидские мотивы».

    Тема стихотворения – симпатия к женщине, любовь к Родине.

    Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение к Шаганэ, который условно можно поделить на две части: нежные слова, адресованные Шаганэ и воспоминания о Родине. Формально стих состоит из пяти пятистиший. Особенность его формы - повторения ключевых строк, обрамляющие строфы.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка кольцевая АВВА и параллельная ААВВ.

    Метафоры «я готов рассказать тебе поле», «эти волосы взял я у ржи», «не буди только память во мне».

    Эпитеты «красив Шираз», «волнистая рожь».

    История создания

    История создания произведения связана с поездкой поэта на Кавказ. Некоторое время исследователи не могли определить, кому посвящено столь нежное творение. Были предположения, что женщина, к которой обращается лирический герой стиха, - вымышленный образ. В конце 1950-х В. Белоусову удалось разыскать таинственную Шаганэ. Ею оказалась молодая армянка-учительница из города Батуми. Исследователь попросил женщину рассказать об отношениях с Сергеем Александровичем, и она поведала немало интересных фактов.

    Встреча Есенина и Шагане Тальян произошла случайно. Женщина возвращалась с работы домой и увидела на улице симпатичного молодого человека, это и был русский поэт. Незнакомка, видимо, сразу понравилась мужчине, так как он разыскал Шаганэ, чтобы познакомиться. Между молодыми людьми возникла симпатия. Они часто прогуливались. Во время одной из встреч Есенин представил женщине стих «Шаганэ ты моя, Шаганэ», после которого написал для нее еще несколько произведений.

    Теплым отношениям не суждено было развиться во что-то большее. Поэт вскоре должен был возвращаться домой. На прощанье он сказал женщине, что никогда ее не забудет. На этом связь между ними оборвалась.

    Тема

    В анализируемом произведении С. Есенин развивает мотивы, распространенные в русской и мировой литературе. Он сплетает в единое целое две, казалось бы, разные темы. Стих написан от первого лица, поэтому лирический герой максимально приближается к автору и читателю.

    Во второй строфе звучит идея о том, что отчий край всегда милее, даже если чужбина красивее. Лирический герой сравнивает Шираз и рязанские раздолья. Свои чувства к Родине он объясняет просто: «Потому, что я с севера, что ли» . Мужчина считает, что внешность дана ему родной природой, поэтому говорит, что кудри свои взял у ржи.

    Видно, что что-то гложет сердце героя, так как он просит Шаганэ не шевелить его воспоминания, особенно ему не хочется думать «про волнистую рожь при луне ». В последней строфе узнаем, с чем связаны страдания мужчины. В родном крае он оставил девушку, теперь надеется, что она вспоминает о нем. Та девушка очень похожа на Шаганэ, из-за чего, видимо и возникла симпатия к чужой красавице.

    Композиция

    Во время чтения привлекает внимание кольцевая композиция стихотворения. Стихи разделены на строфы, которые автор обрамляет повторяемыми строками. При помощи повторений подчеркиваются ключевые мысли. Рефрены приближают ритм стихотворения к песенному. По смыслу стихотворение можно разделить на две части: нежные обращения к Шаганэ и воспоминания о Родине и возлюбленной.

    Жанр

    Жанр произведения - элегия, так как автор с ноткой грусти рассказывает о Родине, предается воспоминаниям. Стихотворный размер - трехстопный анапест. С. Есенин использует два вида рифмовки - параллельную ААВВ и кольцевую. В стихах есть и мужские, и женские рифмы.

    Средства выразительности

    Главную роль в тексте играет метафора : «я готов рассказать тебе поле», «эти волосы взял я у ржи», «не буди только память во мне». При помощи нее автор реализует идею. Дополняется картина эпитетами : «красив Шираз», «волнистая рожь». Сравнений в тексте нет.

    За короткую жизнь великого русского поэта Сергея Есенина​, его творчество вдохновляли талантливые и красивые женщины: Айседора Дункан, Галина Бениславская, Анна Изряднова, Надежда Вольпин, Зинаида Райх и другие, но никто не оставил такого неизгладимого впечатления, как школьная учительница русского языка и литературы - Шаганэ Тальян. Ее красота и обаяние сподвигли поэта написать стихотворение, которое стало одним из самых известных и любимых у почитателей его таланта.

    Шаандухт (Шаганэ) Амбарцумян родилась 1900 году в Ахалцихе (Грузия) в семье преподавателей. Для Нерсеса Амбарцумяна и Марии Каракашян, девочка была долгожданным ребенком, она появилась на свет, когда им было уже за 30. Шаганэ рано потеряла родителей (из-за последствий тифа), матери девочка лишилась в 11, а отца в 19 лет. Дядя забрал ее к себе в Батуми и дал хорошее образование. Она закончила женскую гимназию в Хашури, а через год стала преподавать в армянской школе Тифлиса. Среди преподавателей Шаганэ отличалась необыкновенной внешностью: белоснежная кожа, русые волосы и большие глаза - не раз разбивали мужские сердца.

    В 1921 году, покорив сердце тифлисского экономиста Степана Тертеряна, Шаганэ вышла замуж, а через год родила сына Рубена (является кандидатом медицинских наук). Однако прожить счастливую жизнь им так и не удалось: из-за болезни лёгких Тертерян умер в 36 лет. В 1923 году Шаганэ переехала к двоюродным сёстрам в Батуми и продолжила педагогическую деятельность. Заметим, что помимо преподавания, она очень любила поэзию и частенько ходила в литературные кафе, слушать стихи любимых поэтов.

    «Я жила этими встречами. Эти вечера приносили мне особенную радость» , - рассказывала Шаганэ журналу «Дон» в 1964 году.

    В 1924-1925 гг., в Батуми остановился русский поэт Сергей Есенин. В то время было модно приглашать поэтов домой на вечера поэзии. И дом сестёр Шаганэ не стал исключением. После встречи поэта и молодой учительницы, Есенин начал работу над стихотворением для сборника «Персидские мотивы» - «Шаганэ ты моя, Шаганэ» . Под впечатлением от красоты армянской девушки, поэт описал ее в в образе молодой персиянки Шаганэ из Шираза. Со временем этот сборник полюбился многим, среди самых запоминающихся стихотворений - была «Шаганэ» . Вот как возникли строки известного стихотворения:

    «Уходя из школы, я опять увидела поэта на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, Сергей Александрович предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых было написано стихотворение и подпись: «С. Есенин» , - вспоминала она.

    Из источников известно, что поэт был потрясен обаянием молодой учительницы и стал за ней ухаживать. В одном из своих писем, Шаганэ рассказывает об одной из этих встреч:

    «Сергей Александрович любил приходить по вечерам, пить чай с мандариновым вареньем, которое ему очень нравилось. Когда я отсылала его писать стихи, он говорил, что уже достаточно поработал, а теперь отдыхает. Как-то я заболела и на протяжении трёх дней Есенин приходил в гости, готовил чай, беседовал со мной, читал стихи из «Антологии армянской поэзии». Содержание этих разговоров мне не запомнилось, но можно отметить, что они были простыми, спокойными» .

    Есенин читал ей свои произведения, брал из ее домашней библиотеки книги и говорил с ней о достоинствах персидской поэзии. Прожив в Батуми несколько лет, поэт вернулся в Петроград, а наша героиня уехала в Тифлис, где продолжила работу в школе.

    «Накануне отъезда Сергей Александрович пришел к нам и объявил, что уезжает. Он сказал, что никогда меня не забудет. Он простился со мною, но не пожелал, чтобы я и сестра его провожали. Писем от него я также не получала. Сергей Александрович есть, и до конца дней будет светлым воспоминанием моей жизни»

    О том, как дальше сложилась ее жизнь, известно немного. В 1930 году Шаганэ вышла замуж во второй раз, за композитора Вардгеса Тальяна. А переехав в Ереван, Шаганэ больше не работала. Она занималась домашними делами и воспитанием сына, прожив полных 76 лет.

    Шаганэ ты моя, Шаганэ!

    Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.

    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Потому, что я с севера, что ли.

    Я готов рассказать тебе поле,
    Эти волосы взял я у ржи,
    Если хочешь, на палец вяжи -
    Я нисколько не чувствую боли.
    Я готов рассказать тебе поле.

    Про волнистую рожь при луне
    По кудрям ты моим догадайся.
    Дорогая, шути, улыбайся,
    Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне.

    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Там, на севере, девушка тоже,
    На тебя она страшно похожа,
    Может, думает обо мне…
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.