Труд как блестящая сталь. Поставьте, где необходимо, тире. Тире в функции соединения

сад в пустыне

Альтернативные описания

Место в пустыне или полупустыне, где есть растительность и вода

. "Живой уголок" в пустыне

. "Лесок" в Сахаре

. "Рай" в пустыне

Английская рок-группа

Британская рок-группа

Водное место в пустыне

Водное место среди песков

Водный уголок среди песков

Галлахер (группа)

Заправочная станция для верблюдов

Зеленый рай пустыни

Зеленый уголок в пустыне

Зелень в пустыне

Когда кровь от жажды стынет, о чем мечтается в пустыне

Лесная зона в пустыне

Лесок в пустыне

Маленький рай в большой пустыне

Место в пустыне

Место в пустыне с растительностью и водой

Место в пустыне, где есть растительность и вода

Место с водой в пустыне

Мечта караванщика

Мечта пустынного скитальца

Мечта путника в пустыне

Название этого города, расположенного среди пустыни, но, тем не менее, процветающего еще во времена Древнего Египта, через латынь перешло во все европейские языки, в том числе и в русский, и стало уже именем нарицательным

Небольшой зеленый участок около источника воды в пустыне

Оаз м. (едва произносимо русской гортанью) плодородный округ среди голой степи; остров, зеленец. На Каракуме есть местами зеленцы, на Кизылкуме и тех нет (в киргизской степи), почему караваны идут через него напроход. Оазинит м. ископаемое, титановая руда, анатаз. предлог о см. о. Во многих случаях, слитно, заметна разница или оттенок в предлогах о и об, как легко убедиться, пробежав слова эти, но дать на это общее правило трудно

Озеро в пустыне

Озерцо в пустыне

Остров в песчаном море

Остров жизни в море пустыни

Остров спасения в пустыне

Островок в пустыне для страждущих

Отдушина в пустыне

Прибежище в пустыне

Прибежище пустынного странника

Пустынная "цивилизация"

Пустынный Эдем

Рай в песках

Рай для караванщика

Рай среди пустыни

Райский уголок в Сахаре

Райский уголок в пустыне

Райское место в пустыне

Райское место среди песков

Растительность, природная зона в пустыне

Роман американской писательницы Мэри Маккарти

Роман американской писательницы Мэри Терезы Маккарти

Самое приятное место в пустыне

Славный уголок в пустыне

Сюжет пустынного миража

Тенистая рощица в пустыне

Туда стремится пустынный скиталец

Уголок обетованный в пустыне

Участок в пустыне, где есть растительность и вода

Уютный уголок в любой пустыне

Фильм Аллегре

Цветущий островок в песчанном "море"

Что видится при мираже

Перен. нечто хорошее, приятное на плохом фоне, посреди унылой картины

Полярная станция СССР на Берегу Нокса, в Антарктиде

Свободный ото льда участок Антарктиды

Советская полярная станция в Антарктиде (1956-58 гг.)

Рай, до которого мечтает добраться караванщик

Полярная станция в Антарктиде, которая была передана от СССР к Польше в 1959 году

Рай среди Сахары

Рай среди песков

Пустынное прибежище

№ 1. Поставьте, где необходимо, тире.

Я его сын. (Пушкин)

Самая высокая и святая задача культурного человека - это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (Чехов)

Поэзия - антипод не прозы, но науки. (Колридж)

Пруд как блестящая сталь. (Фет)

Жизнь прекрасна и удивительна. (Маяковский)

Краткость есть первое условие художественности. (Достоевский)

Небо, видите ли, предмет тёмный и изучению не подлежит (Миранек)

Лесть и трусость - самые дурные пороки. (Л. Толстой)

№ 9. Упражнение на повторение. Расставьте знаки препинания.

Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него. (Гоголь)

Фандорин принадлежал к типу храбрых, логичных и замкнутых людей. (Акунин)

Егорушка долго оглядывал его, а он - Егорушку. (Чехов)

Она влюблялась в обманы и Ричардсона, и Руссо. (Пушкин)

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (Пушкин)

Нравиться - это дело юношей. (Тургенев)

Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу. (Горький)

Он, наконец, присоединился к толстым, где встретил почти всё знакомые лица: прокурора, почтмейстера, председателя палаты. (Гоголь)

То была первая, не замутнённая никакими опасениями радость открытия. (Гранин)

И преклонные годы, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам - всё давало ему перевес перед другими. (Гоголь)

Мы жили в подвале большого каменного дома.

Звонкий, тонкий шелест ручейка. (Блок)

Воспитание есть не что иное, как привычка. (Руссо)

Вчера Алексей намечал себе какие-то ориентиры: сосну, пенёк, ухаб на дороге - и к ним стремился. (Полевой)

Я давно посылал ему письмо, но от него ни ответа, ни привета.

№ 19. Исправьте ошибки.

Он стоял у витрины, разинув рот.

Позавтракав, ребята налегке вышли из дома.

Волнуясь и часто останавливаясь, он рассказывал о своей неудаче.

Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным. (Горький)

Рабочие не разбрелись по городу, а выйдя из вагонов, выстроились и пошли на завод.

Он смутился в первую минуту, но, заметив смущение и на лице Пьера, приободрился. (Л. Толстой)

Он потерял здоровье, мальчишкой выкупавшись в ледяном пруду.

Деньги потрачены исходя из сметы.

Вы нашли себе преданного друга, если возвысившись, он не раззнакомился с вами. (Лабрюйер)

№ 26. Расставьте знаки препинания.

Вообще я не понимаю, каким это образом вы здесь оказались. (Варнавский)

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л. Толстой)

Во-первых, бросалась в глаза запущенность; во-вторых, дома были не в самом лучшем состоянии, наконец, людей не было видно! (Невицкий)

И наконец уже на улице он воскликнул…

И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? (Достоевский)

Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь.

Однако мне пора было двигаться…(Яшин)

Лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в пикантной мимике. (Куприн)

К счастью, на дне оврага грудами лежал песок. (Тургенев)

Младшая - Анна - наоборот унаследовала монгольскую кровь отца. (Куприн)

Приходилось сидеть сложа руки и ждать.

Денег, по словам Натальи, прежде не знали куда девать... (Бунин)

Итак, мы собрались уже ехать, как громко и противно зазвонил телефон…(Стругацкие)

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твёрдо проговорил (Достоевский)

Спустя три недели приехала мать.

Действительно, близилась буря. (Короленко)

№ 35. Расставьте знаки препинания.

Но нет, нельзя после отдыха ещё труднее идти и работать. (Бунин)

Закуковала кукушка - сей ячмень.

Не бойтесь: она сейчас опять спрячется. (Гончаров)

Мать её была женщина необыкновенная: она говорила на нескольких языках.

Мы въехали в город с другой стороны - там уж кое-где зажигали фонари: начинались сумерки. (Гончаров)

Он гость, я хозяин.

Решению его помогло и ещё одно обстоятельство: трудно было вообразить себе, до какой степени не походила эта новая Настасья Филипповна на прежнюю лицом. (Достоевский)

А вору дай хоть миллион - он воровать не перестанет.

Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. (Салтыков-Щедрин)

№ 44. Вставьте пропущенные буквы.

Беспомощный, взмолиться, нисторгнуть, испещрённый, иссякнуть, рассеять, рассчитываться, воззрение, исследовать, низринуться, восхождение, ниспослать, безбрежный, дизгармония, бессмысленный, воспылать, безбрежный, бессчётный, бесконечный, восседать, воспроизвести, близповерхностный, дисквалификация, бессрочный, бессмертный, безжалостный, близсидящий, бесперспективный, иссякший, разжечь, расчётный, чересчур.

№ 51. Исправьте ошибки.

Портьера, субъект, предъявить, въявь, арьергард, изъян, съязвить, сыграть, разъяренный, трехэтажный, объем, съездить, межъярусный, предъюбилейный, отъявленный, безъядерный, интерьер, контратака, сузить, павильон, трехъязычный, инъекция, мышьяк, четырехэтажный, отъявленный, фельдъегерь.

№ 58. Вставьте пропущенные буквы.

В медвежьей берлоге, с ним трудно согласиться, пятьсот, ничего не случится, вонзить, субъективный, предаварийный, инжир, чащоба, овощи, из задачи, тишь, цигейка, огурцы, мастерицын, неумолимый, палуба, удивительный, осквернить, извиниться, кормежка, полновесный, расписаться, предынфарктный, панисламизм, блеснуть, злостный, ровесник, с мудрецом.

№ 65. Составьте словосочетания со словами. Выберите правильное написание.

Пре/ибывать, пре/идать, пре/изирать, пре/итворить, пре/иходящий, пре/идел, пре/иклонить, пре/иступить.

Предел желаний Милый сердцу придел

Преклонить колени Приклонить ветку

Преступить закон Приступить к делу

Пребывать в печали Прибывать на станцию

Предать огласки Придать форму

Презирать врага Призирать инвалидов

Претворить в жизнь Притворить дверь

Преходящие ценности Приходящая няня

№ 72. Вставьте пропущенные буквы.

Юный, полужареный, бесчисленный, израненный, глиняный, поломанный, дискуссионный, линованный, длинный, подкованный, дровяной, золоченый, журавлиный, сказанный, земляной, сваренный, каменный, ломаный, карманный, фаршированный, картинный, посеребренный, клюквенный, вымощенный, кожаный, печеный, конный, перепуганный, монотонный, раскаленный недюжинный, вырванный, оловянный, мазаный, песчаный, гашеный, племенной, скошенный, полотняный, ободранный, революционный, травленый, румяный, свиной, плетеный, серебряный.

№ 79. Раскройте скобки.

Адрес-календарь, полстакана, конференц-зал, пол-аквариума, блок-схема, пол-лица, конармия, пол-Сибири, бортмеханик, экс-президент, крем-сода, лейб-медик, матч-реванш, ватт-секунда, вице-президент, газоснабжение, штаб-офицер, генерал-полковник, сорвиголова, жизнеописание, жертвоприношение, четверостишье, диван-кровать, землевладение, канцтовары, киловатт-час, фоторепортаж, овощехранилище, песнетворчество, нефтегазопровод, пресс-бюро, театроведение

№ 86. Вставьте пропущенные буквы.

Кусочек, банник, товарец, барабанщик, платочек, бетонщик, карманец, метелица, возчик, ключик, добытчик, амбарец, забойщик, зонтик, каменщик, алмазец, объездчик, кустик, перебежчик, заказец, переводчик, глазочек, переписчик, книжица, переплетчик, огонечек, рассказчик, билетец, учетчик, валёчек, фонарщик, лужица, букетец, просьбица, заливец, заявленьице, ружьецо, ущельеце, болотце.

№ 93. Исправьте ошибки.

Фламандский, алюминиевый, аббатский, натриевый, кандидатский, гостевой, гигантский, привередливый, калмыцкий, непоседливый, пермяцкий, середняцкий, уральский, брусчатый, консульский, веснушчатый, писчий, черепичный, без январского мороза, к прославившемуся вузу.

№ 100. Вставьте пропущенные буквы.

Ты посеешь, поправишь, увидишься, погасишь, постелешься, дремлешь, клеишь, борешься, колышешь, хвалишь, лепечешь, молишь, обожаешь.

Он веет, стелет, верит, слышит, успокаивает, тает, пылает, светает, дышит, воет, преодолевает, ищет, видит, близится, может, просит, жалит.

Они дремлют, тащат, стелют, отводят, строятся, грохочут, торопятся, покроются, сеют, рубят, тешатся, учат, травят, смотрят, кормят, любят, ходят.

Дышащий, пилящий, плещущийся, клеящий, колющий, борющийся, реющий, лелеемый, режущий, ненавидимый, пышущий, дремлющий, стелющийся.

№ 107. Придумайте контрастные примеры, в которых слово было бы наречием и прилагательным: ветер дует по-осеннему /определить погоду по осеннему дождю.

(По)домашнему, (по)старинному, (по)прежнему, (по)тогдашнему, (по)новому.

По домашнему распорядку сестра должна была убирать в спальне.

Мама приготовила котлеты по-домашнему, с луком и чесноком.

По старинному обычаю невесту выкупает жених.

Мы пили чай из блюдца по-старинному, или, как говорила бабушка, по-купечески.

По прежнему следу в лес не пройти.

Дела идут по-прежнему хорошо.

По-тогдашнему дезертиров надо было расстреливать.

По тогдашнему обычаю следовало обедать не раньше шести вечера.

По новому телеканалу идут интересные передачи.

Все в кабинете сделано по-новому.

№ 114. Исправьте ошибки.

Отложить дела на завтра, скакали врассыпную, мы с ним запанибрата, убирайся восвояси, скажу напоследок, держать втайне, одеть шляпу набок, вывернуть наизнанку, рубить с плеча, люблю досмерти, перейти реку в брод, уходящая вдаль дорога, по-немецки, поставить в тупик, по тогдашнему обыкновению, справа, изредка, шли по двое, вздремнуть вполглаза.

№ 121. Раскройте скобки.

Были ли вещи? Скажи-ка… Ты бы подождал. Он-таки пригласил тебя! Ты же знал! Ну-тка! Он-де устал! Да-с! Прямо-таки. Уехал-таки.

№ 129. Расставьте ударения.

Банты, торты, шарфы, много лосей, все прогнило, вкус миндаля, нагреть сковороду, аэропорты, бухгалтеров, иксы, краны, лекторы, средствами.

№ 135. Определите тип переноса. Установите содержание ассоциативных связей мотивирующего и мотивированного значений.

1) И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром (А. Пушкин); метафора (схожесть пушкинского снега и ковра)

2) …На золоте едал…(А. Грибоедов);метонимия (перенос по смежности: золото - золотая посуда)

3) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов); синекдоха (перенос по количеству)

4) Звери, звери. придите ко мне В чашки рук моих злобу выплакать (С. Есенин). метафора

№ 140.Определите стиль текстов.

1) Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради бога на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните с боку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат, серебро, огонь! Господи, боже мой! Николай чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил её ещё, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя. РАЗГОВОРНЫЙ

(Н. Гоголь)

2) «Наши части прикрытия, переходя в контратаки, задерживают противника до подхода наших главных сил». Эту скромно, по-деловому звучащую фразу мы не раз читали в сводках Информбюро. Но что скрывается за этой фразой, какие подвиги, какая железная выдержка стоят за простыми словами - «задержать противника до подхода наших главных сил», - это не все ясно представляют. Военный язык лаконичен. В приказе сказано - задержать противника. Но слово задержать в нашей армии значит - задержать во что бы то ни стало. Слово драться в нашей армии значит - драться до последней капли крови. Части прикрытия - это значит части, которые приняли на себя первый удар врага, первыми на ходу, во время боя, научились новым приёмам борьбы с ним. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО

(К. Симонов)

3) Символ основан прежде всего на живом созерцании действительности. Следовательно, он есть её отражение. Но уже тут мы сталкиваемся с явлением символизации. Самый простой образ, отражающий собою действительность, самое простое представление необходимым образом символично и именно потому, что и образ, и представление уже указывают на то, в отношении чего они являются образами и представлениямиНАУЧНЫЙ

(А. Лосев)

4) Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

(Из Конституции РФ)

№ 141. Определите вид слова с точки зрения сферы распространения (профессионализм, жаргонизм, диалектизм).

1) Мишка советовал полежать в дурдоме, чтоб вальтом ж признали (БСЖ);

2) «Сименс » п ни в чём не уступает «Нокиа » п;

3) От дождя вода сбежит в бакалду [‘яма на дороге’]; д

4) Когда играешь на баяне, не тряси мехами ; п

5) Приморили, гады ж [‘милиционеры’], приморили! Загубили молодость мою. (Из песни);

6) Сплошная ваучеризация п россиян [«Смена»];

№ 146. Укажите средства выразительности и охарактеризуйте их. 1) Мама!

Ваш сын прекрасно болен.

У него пожар сердца ! метафора

(В. Маяковский)

2) И больно, и сладко , оксюморон

Когда, при начале любви…

(Е. Ростопчина)

3) Теперь на нас одних с печалью

Глядят бревенчатые стены . олицетворение

(Б. Пастернак)

4) Дымилось тело

вспаханных равнин . метафора

(А. Ахматова)

5) Не ждите ни суда,

Ни милости . противопоставление

(М. Цветаева)

6) Нежный друг мой, беспощадный враг , оксюморон

Так благословен твой каждый шаг…

(Н. Гумилёв)

7) Дул север, плакала трава олицетворение

И ветви о недавнем зное…(А. Фет)

8) В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я… метонимия

(М. Лермонтов)

9) Золотою лягушкой луна сравнение

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет , седина сравнение

У отца пролилась в бороде . метафора

(С. Есенин)

10) …Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал … антитеза

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже ,

например: Москва – столица России. Место сбора – плац (Шолохов).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения ,

например: Геология – наука о строении, составе, истории земной коры;
2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления,

например: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития;
3) после однородных подлежащих,

например: Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время – основные формы всякого бытия;
4) для внесения ясности в смысл предложения;

сравните: Старший брат – мой учитель; Старший брат мой – учитель.

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

а) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи,

например: Моя сестра студентка;

б) если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п.,

например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).

Отступления от этого правила связаны с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом,

например: Тишина – как льдинка, ее сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи – будто острый нож... (Лермонтов); ...Такая фраза – все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);

в) если перед сказуемым стоит отрицание не ,

например: Офицер этот не чета вам... (Федин); Аналогия не доказательство. Сравните пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность не порок; Сердце не камень.

Но тире ставится, если имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое,

например: Но объяснение – не оправдание (Горький); «Кровь людская – не водица» (Стельмах); Жизнь прожить – не поле перейти (пословица);

г) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица,

например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).

Сравните наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:

Хлопчатник – важнейшая техническая культура. – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).
Кино – самый массовый вид искусства. – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).
Кок-сагыз – каучуконос. – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).
Декабрь – начало зимы. – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);

д) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения,

например: Степан нам сосед... (Шолохов);

е) если сказуемое предшествует подлежащему,

например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).

Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава,

например: Славные люди – соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона – Сибирь! (Горький); Психологический курьез – моя мать (Чехов);

б) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот,

например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола.

Например: Ученого учить – только портить (пословица); Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания... (Пушкин).

3. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему.

Например: Кремль – это сокровищница русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории (Из газет). Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Сравните: Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным.

Например: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица – семь ярких звезд; Удельный вес золота – 19,3 г/см3.

В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например Температура плавления золота 1064,4?; Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на -о, если между главными членами предложения делается пауза,

например: Готовиться к экзаменам – не так просто (Федин); Уступить – позорно (В. Тендряков); Это очень несносно – переезжать (Гончаров).
Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом,

например: И женщина и мужчина – пятак пара (Чехов); А крыльцо – дай бог иному князю... (А.Н. Толстой).

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него.

Сравните:
а) Это – начало всех начал; Это – первое выступление актрисы; Это – одиночество (Чехов);
б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема.

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного,

например: ...Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого,

например: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик... (Чехов); Я – фабрикант, ты – судовладелец... (Горький); Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

9. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением,

например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

10. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием.

Например: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вишневый сад мой! (Чехов). Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания,

например: Зрачки – кошачьи, длинные... (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора – командная... (Казакевич).

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого.

Например: Лакшми – в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис – у древних египтян считается священным животным.

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте пропущенной связки, и поэтому оно используется при особых способах выражения сказуемого - такого, которое может иметь связку. Это сказуемое чаще всего выражено существительным в форме именительного падежа (распространенное или нераспространенное): Пушкинский край - край камней (Гейч.); Портрет этот - единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.); Письмо Чаадаеву - уникальные «мемуары» поэта [Пушкина] о целом периоде с июля 1834 по октябрь 1836 года (Эйд.).

При таком способе выражения сказуемого не ставится тире лишь в речи разговорной, бытовой: Мы с мужем люди небогатые, но образованные (М. Г.); Моя сестра учительница. Однако и здесь обязательно тире, если имеется противопоставление: Моя сестра - учительница, а брат - зоотехник. То же при выражении подлежащего личным местоимением: Я музыкант; Я - музыкант, а сестра - педагог.

Ставится тире при сказуемом-существительном и связках вот, это, значит: Воля отряда - вот боевой приказ (А. Т.); Камень-кит, по свидетельству ученых-специалистов, - это жертвенный святилищный камень древнейшей эпохи (Гейч.); Пушкиногорье - это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы (Гейч.).

Не ставится тире при сказуемом-существительном с отрицанием: Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом (Ч.). Однако при наличии противопоставления сказуемое с отрицанием не требует постановки тире для отграничения всего состава сказуемого (не... а): И в тоже время замечал, что он - не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М. Г.) (ср. без противопоставления: ...Он не господин в своем доме).

2. Тире обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным: А твоя комната такая хорошая для ребенка (Ч.); У меня много хороших людей, почти все хорошие (Сим.). Особенно неукоснительно соблюдается это правило, если сказуемое-прилагательное имеет глагольную связку: Зима выдалась суровая (Пауст.).

При сказуемом-прилагательном тире рекомендуется ставить в двух случаях: а) при структурном параллелизме частей сложного предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд - острый, прическа - мальчишеская, одежда - современная, модная [ср.: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель (П.)]; б) при наличии однородных сказуемых: Сын у нее - желтый, длинный и в очках (М. Г.).

3. Тире ставится при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) инфинитивом: Скрытничать перед ней - это был бы грех! (Т.); В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Ч.); Ни с чем не сравнимое чувство - слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.); Я, со своей стороны, полагаю, что важнейшая задача прессы в настоящий момент -подготовить общество к мысли об очень серьезной опасности, грозящей нашему государству (А. Т.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза(Ш.).

При инверсии тире может опускаться, если отсутствует пауза: Ср.: Жить на земле - счастье! Какое счастье жить на земле!

4. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (возможно в составе словосочетаний), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок -триста шестьдесят, так? (Пис.).; Площадь комнаты - 22 квадратных метра. Однако в специальной литературе в подобной речевой ситуации ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км. В случае употребления частицы не перед числительным-сказуемым (ср. то же при выражении сказуемого существительным) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два -стеариновая свечка (Т.).

5. Тире отделяет сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом: Мой брат - мастер на все руки; Талант у него -дай Бог каждому. Наличие частицы не, а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире: Офицер этот не чета вам, господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки (Ч.).

6. При выражении сказуемых оборотами с союзами как, словно, что, точно, вроде как и др. тире, как правило, не ставится: Жизнь как легенда; Небо словно раскинутый шатер; Пруд как блестящая сталь (Фет). Не ставится тире и при союзе как, вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.); Деревня как деревня (газ.); Пруд как блестящая сталь (Фет); Работа как работа, дело знакомое (Рыб.). Однако при акцентировании сказуемого тире возможно: Стена льда была - как грудь, а костер - словно кровавая рана в ней (М. Г); С чем только не сравнимо небо в такую ночь! Крупные звезды - как званый вечер, Млечный Путь -как большое общество (Паст.); По-прежнему двор был пуст и флигеля - как вымершие (Паст); Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова - как гиря (Ш.).

Итак, правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым стабильно выдерживается лишь при выражении обоих главных членов предложения существительным или числительным в форме именительного падежа с пропущенной связкой: Человек - кузнец своего счастья; Дважды два - четыре, а также при подлежащем-инфинитиве и сказуемом-существительном или подлежащем-числительном и сказуемом-существительном: Ловить рыбу - большое удовольствие; Двадцать пять - двузначное число. Обязательно тире и при связке это: Говорить с братом - это было трудно. При осложнении же сказуемых частицами, союзами, вводными словами тире обычно опускается, хотя правило это выдерживается не строго, так как на первый план выдвигаются условия стилистические и акцентологические; ср.: Твои речи словно острый нож; Она мне - как песня!

Упражнение 5. Объясните употребление тире. Почему отсутствует тире между подлежащим и сказуемым?

1. Брови у него большие, как усы, он постоянно шевелил ими (М. Г.). 2. Война - это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая попусту о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное - добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! (Ш.). 3. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», - сказал когда-то Пушкин (Расп.). 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой (Расп.). 5. Дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится (Расп.). 6. В 18-м веке говорили: «Сибирь - наша Перу и Мексика». В 19-м: «Это наши соединенные штаты». В 20-м «Сибирь- источник колоссальной энергии», «край неограниченных возможностей» (Расп.). 1. Сибирь - это Сибирь, которая имеет свое имя, лежит на своем месте и выработала свой, ни на что другое не похожий характер (Расп.). 8. Весна у нас - это еще не весна, как ее принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (Расп.). 9. Но стоит ей засмеяться, как тотчас становилось ясно, что душа у этой стройной и строгой женщины нежная и прямая (Коз.). 10. Абсолютно строгая формальная система - это предел, к которому стремится реальная математика (Map.).

11. ...Понятие количества, через которое Аристотель определяет предмет математики, охватывает у него два не связанные друг с другом понятия -величины и числа. Величины - предмет геометрии, а числа - предмет арифметики (Map.). 12. Опера - дело особенно трудное (Кис.). 13. Дом на Садовой для Серова - это портреты Анджело Мазини, Ван-Занд, С.И. Мамонтова, Ф.И. Шаляпина (Кис.). 14. ...Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля -единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.). 15. Казимеж не город, а старинная игрушка (Пауст.). 16. Это не вода плещет, меня не обманешь - это его длинные весла (Л.).

Упражнение 6. Найдите главные члены предложения; определите способ их выражения. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым (или его отсутствие). Сопоставьте это употребление с правилами: если есть отклонение от правил, попытайтесь дать ему обоснование.

1. Чернеющие прогалины - как черные острова в белом снежном море (Буч.). 2. Человек этот был высок и нагл, глаза у него были огромные, как у Нерукотворного Спаса, и голос - как большая медная труба, на которой играют солдаты в лагерях (М. Г.). 3. Я вот - злой, сильный, да и то среди вас - как слабая кошка среди крыс в темном погребе (М. Г.). 4. Мне хорошо среди вас... Это потому, что вы - люди труда, чье право на счастье не подлежит сомнению, хотя и не признается (М. Г.). 5. ...Ей хотелось убедить его, что она понимает значение его слов, она -не простая купеческая дочь, тряпичница и плясунья (М. Г.). 6. У них труд - почти культ... Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду (М. Г.). 7. Глубина там с лодки -четыре маховых, то есть шесть метров (Ш.). 8. Этакий маленький оборвыш - личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазки - как звездочки ночью после дождя! (Ш.). 9. Просто край открылся, край - дальше некуда (Расп.). 10. Сапожки - что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (Крут.). 11. Мать от радости прослезились, а отец - хоть бы что! (Крут.). 12. Скучать с друзьями - ужасная вещь (Т.). 13. Избушка - так себе, амбар, рядов в тринадцать - четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши (В. Ш.). 14. Михайловское для него - уже только вчера (Гейч.). 15. На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок [опера «Руслан и Людмила»], он - ваша радость, ваша слава (Кис.). 16. Секретерьевское драматическое общество, встречи и работа в обществе с А.Н. Островским, где великий драматург играл в «Грозе» Дикого, Мамонтов - Кудряша, работа с режиссером А.Ф. Федоровым - одни из первых вех в артистическом образовании Саввы Мамонтова (Кис.). 17. Иметь контракт на ответственное... амплуа первой меццо-сопрано в серьезной опере - значит придется нести репертуар, массу новых ролей (Кис.). 18. В произведениях композиторов «Новой русской музыки» хор в опере - не сопровождение, это действующее лицо, это герой, отнюдь не второстепенный, а очень часто ведущий.

Он - как бы та жизнь, на фоне которой развиваются судьбы отдельных личностей (Кис.). 19. Актер драматического театра -дело иное, тут считалось необходимым не только произносить слова, передвигаться по сцене, но и играть. В опере достаточно было петь (Кис.). 20. Опера - есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества (Кис.). 21. Парилку собирают из многослойных утепленных щитов по каркасу из брусьев, ее размеры 2x2 м (журн.).

Упражнение 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. ...Самодовольный человек затвердевшая опухоль на груди общества (М. Г.). 2. Искусство всегда преодоление барьеров (Возн.). 3. Рана черна от гнуса. Скорость в пределах ста. Главное не оглянуться. Совесть моя чиста (Возн.). 4. Воюет с извечной дурью, для подвига рождена, отечественная литература отечественная война (Возн.). 5. И это [эксплуатация природных ресурсов] тоже, в разумных пределах. Чтобы не было окончательно загублено то, чему завтра не станет цены и что уже сегодня, на ясный ум, не опьяненный промышленным угаром, выдвигается поперед всех остальных богатств. Это воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких; это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокормить гораздо больше людей, чем она кормит теперь (Расп.). 6. Мягкие сумерки первый признак того, что сегодняшний день по звонкой и чистой мощи своей не повторится ни завтра, ни послезавтра, долго-долго (Расп.). 1. Поездка в город это три часа от порога до порога туда и столько же обратно (Расп.). 8. И для вопросов существуют границы, за которые не следует переходить. Это то же самое, что небо и вода, небо и земля, находящиеся в вечном продолжении и подчиняющиеся друг другу, и что из них вопрос и что ответ? (Расп.). 9. Вспоминать необыкновенно интересное занятие (Кав.). 10. Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей. Это дом Назимова (Кав.). 11. ...В пьесах Островского актеры старались сделать вид, что они обыкновенные переодетые люди (Кав.). 12. Так магический диккенсовский мир навсегда связался в моем сознании с ошеломившей меня серьезностью чтения. Впервые я увидел себя со стороны. Да, мы такие же, как все, но еще и другие. Мы особенные. В городе происходит то, и другое, и третье. Мы не участвуем в том, что происходит в городе. Мы читатели. Мы читаем (Кае.). 13. В этих воспоминаниях Ольга Сергеевна пишет: «Никита Тимофеевич курьер при опекунстве, старик лет 80-ти, еще живой» (Гейч.). 14. Когда ствол был положен на землю, дерево тщательно измерили. Установлено: высота 40,5 метра, диаметр 110 сантиметров, высота прикрепления сука 9,5 метра, протяженность капилляров в сторону ближайшего водоема 35,5 метра, ширина кроны 30 метров. Когда-то ветви дерева склонялись шатром до земли, поэтому хозяева Тригорского и дали ему название «ель-шатер» (Гейч.). 15. Общий тон Флоренции отсутствие современной лавки и фабричной красоты (Кис.).

Упражнение 8. Проанализируйте употребление тире.

Пушкин - явление, нерасчленимое на стихи, строки, темы, жанры, настроения: каждая его вещь отмечена величием и мудростью.

Пушкин сопровождает нас всю сознательную жизнь, но на исходе лет мы как бы возвращаемся к нему, будто на исповедь. Помню, как в больнице Твардовский перечитывал письма Пушкина. В годы моей молодости старый Маршак посоветовал: читайте Пушкина. Теперь я понимаю, как глубоко и Твардовский, и Маршак были правы. Нравственные заветы Пушкина - на всю жизнь, на века!

Многие посвящают Пушкину стихи, драмы, повести, но для больших поэтов Пушкин - светило, в котором «тайна заключена», это загадочная планета во вселенной, которую изучают и будут изучать. Не случайно, думаю, Анна Ахматова в зените своей славы занялась углубленным исследованием «маленьких трагедий» Пушкина. Пушкин - нераскрытая, необнаженная ясность.

Прав был тот, кто изрек, что гений - это символ. Пушкин стал символом света и совести. Но даже имя гения не обошлось без капризов сплетения хулы и хвалы. Как бы ни было горестно, приходится вспоминать призывы: то - «сбросить его с корабля современности», то «назад к Пушкину». В разные годы разные люди выход из собственного творческого тупика как бы искали в бахвальстве: «Я левее Пушкина». Кое-кто самонадеянно приноравливался даже встать рядом с ним, а то и с надеждой примеривался к его пьедесталу. Но все суетное потерпело безнадежный провал, ибо Пушкин - величина неизменная и ни с чем не соизмеримая.

Пушкин перешагнул через хребет столетия, стал нашим еовремеш иком, и Пушкин же - поэт будущего!