Творческий диктант на уроках изучения орфографии. Творческие диктанты с заменами. Виды творческих диктантов при изучении орфографии

1.Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:
Между тем чай был выпит; давно запряжённые кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса (Лермонтов).
Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах (М. Горький).

2.Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:
1. Союзами но, однако, всё же, тем не менее и т.п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, например:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту (Л. Толстой).
Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж она ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более (Герцен).
Примечание. Перед союзом а точка с запятой ставится лишь в том случае, когда связываемые им предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:
Мне послышалось, что он заплакал; а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Лермонтов).
2. Союзами и и да (в значении «и») лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой. (В таких случаях предложения, начинающиеся союзами и , да , являются по характеру связи присоединительными.) Например:
Он читал книгу, думая о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению (Л. Толстой).
Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Чехов).

3.Точка с запятой ставится между распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, например:
Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке (Л. Толстой).
Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие своё еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди (Фадеев).

4.Точка с запятой ставится между значительно распространёнными придаточными предложениями, подчинёнными одному и тому же главному, если между придаточными нет сочинительного союза, особенно когда внутри таких придаточных имеются в свою очередь придаточные предложения, например:
Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый (Пушкин).
Разница та, что, вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов своих; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые, вместо бледной смерти, увидели жизнь, и жизнь во всём разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своём копейки... (Гоголь).

5.Точка с запятой ставится между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:
В саду было множество ворон, гнёзда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда, особенно к вечеру, они вспархивали целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево, и всё затихнет... (Герцен).
Люди этой партии говорили и думали, что всё дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии, что в армию перенесена та неопределённая, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском, что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует 50 тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя (Л. Толстой).

6.Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями, но достаточно распространены, и особенно если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:
Такой способ употребления мин заставил предъявить к ним требования:
1) чтобы оторвавшаяся от якоря и плавающая на поверхности мина не могла повредить натолкнувшееся на неё судно;
2) чтобы при постановке заграждения не было всплывших мин, могущих указать место заграждения, и такие мины тонули;
3) увеличить безопасность постановки мин
(Академик А.Н. Крылов).

Е.КОЛЕСНИК,
г. Москва

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

В методике преподавания русского языка актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи.
Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми.
Современные ученые-орфографисты М.В. Ушаков, Т.А. Ладыженская и М.Т. Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста, при которой учащиеся вставляют в текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими, близкими по значению, в результате чего текст расширяется. В первую очередь ученик работает над орфограммами во вставляемых словах, в то же время он вносит грамматические, орфографические или стилистические изменения в каждое предложение по заданию учителя.
Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников.
Текст для диктанта должен быть понятен учащимся по форме изложения, интересен по содержанию и должен давать детям новую информацию об окружающем мире.
Понимание текста обеспечивается не только его содержанием, но и соблюдением норм литературного произношения при диктовке.
Готовясь к уроку, учитель заранее разбивает текст на части, намечает отрезки текста, которые необходимо выделить голосом, продумывает паузы, ударения. Обязательно нужно прочитать выбранный отрывок вслух.
Нужно помочь ученику запомнить текст. Лучше всего текст остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому следует рекомендовать учащимся проговаривать предложение про себя до начала его записи. Если предложение большое, его повторяют частями. Даже нетренированные ученики легко запоминают шесть–восемь самостоятельных слов. Это следует учитывать учителю при разделении текста диктанта на части.
При работе над творческим диктантом учащимся требуется дополнительное время, поэтому учитель диктует текст несколько медленнее, чем при написании обычного диктанта.
Направления использования творческого диктанта могут быть различными:

1) как упражнение для решения коммуникативно-речевых задач;
2) как упражнение по грамматической стилистике;
3) как упражнение для формирования правописных умений и средство контроля над их сформированностью.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ

1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.

Преследуются две цели.

Первая – научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Подыскивая нужное слово, школьники руководствуются смыслом фразы и контекста.

Вторая – научить учащихся точно подбирать слова (или словосочетания). Трудность этой работы в том, что ученик должен понять замысел автора.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

2. Творческие диктанты с заменами

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.

Творческие диктанты с заменами вызывают у школьников большой интерес. Их можно использовать при изучении всех разделов школьного курса. Этот вид творческого диктанта, несовместимый с механической работой, дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания. В процессе написания учащийся решает сразу несколько задач: учится понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), обращает внимание на оттенки значений лексических и грамматических синонимов.
В соответствии с целями проведения диктанта можно выделить обучающий и контрольный творческий диктант. Творческие диктанты с устным разбором написанного имеют обучающий характер, но вместе с этим содержат и элементы контроля, являясь практическими методами обучения.
Обучающие творческие диктанты могут быть предупредительными, объяснительными и комментированными . Различаются также слуховые и зрительные (текст диктанта заранее пишется на доске) творческие диктанты.
Предупредительный творческий диктант: после первого чтения текста ученики отвечают на вопросы по содержанию, затем до записи текста проводится работа по предупреждению ошибок в незнакомых и трудных словах, их учитель выписывает на доске. Объясняют написание слов ученики, а учитель помогает им лишь в случае затруднения. Самостоятельные объяснения трудных случаев правописания развивают внимание, вырабатывают орфографическую зоркость и навыки самоконтроля.
Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.
Текст для творческого диктанта с объяснением трудных случаев написания не должен содержать другие трудности – например, стилистические. Трудные случаи не предупреждаются, а анализируются и исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста – при такой организации не разрушается целостное восприятие текста.

Отметим положительные стороны этого диктанта:

1) эта форма требует от учащихся самостоятельности;
2) при объяснении написаний ученики приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать выбранный вариант написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты.

Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.
Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев. Тут свои сложности: одни школьники не торопятся при письме, внимательно слушают «комментаторов» и предупреждение о возможных ошибках получают до записи текста; другие пишут в своем темпе, не ожидая реплик «комментатора» и намного опережая темп его письма, а речевые сигналы, предупреждающие о возможных ошибках, воспринимают уже после записи текста и забывают исправлять ошибки. Даже сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах» 1 . Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.

Творческий диктант с комбинированной подготовкой : перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.

3. Методика проведения творческого диктанта

Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное. На уроке учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу. Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради. После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).
Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.

Рассмотрим методику проведения творческого диктанта на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6-м классе.
Урок начинается с объяснения его задачи: научиться правильно писать имена прилагательные с данной орфограммой, объяснять выбор того или иного написания и уметь пользоваться именами прилагательными в речи. Затем учитель сообщает, что сегодня ученикам предстоит написать творческий диктант, вставляя в текст диктанта имена прилагательные с изученной орфограммой. Перед началом творческой работы класс повторяет теоретический материал. Учитель задает следующие вопросы:

1. Что вы знаете о правописании н–нн в суффиксах имен прилагательных?
2. Есть ли какие-нибудь исключения из данного правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей речи?

После этого учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие.

(ОСЕННЕЕ) УТРО

Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождем.
Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и песнями.

(87 слов)
(По А.Соколову)

Учащиеся легко определяют, что это – описание состояния природы в художественном стиле. Затем (при помощи наводящих вопросов учителя) называют этот отрывок «Осеннее утро». После вторичного прослушивания отрывка учащиеся выполняют следующую работу:

1) называют подобранные прилагательные, которые необходимо будет вставить в диктуемый текст;
2) указывают, к какому слову (имени существительному) относится каждое прилагательное;
3) выясняют, какой признак выражает прилагательное;
4) проводят орфографический разбор имен прилагательных.

Примеры разбора:

1. Осеннее (утро) утро и характеризует его относительно времени года; прилагательное осеннее образовано при помощи суффикса -н- от существительного осень с основой на н , поэтому пишется с двумя буквами н .

2. Огненные (клесты) – имя прилагательное, относится к существительному клесты и характеризует его относительно цвета, окраски птиц; прилагательное огненные образовано от существительного огонь при помощи суффикса -енн-, поэтому пишется с двумя буквами н.

Далее учитель второй раз читает текст по предложениям, а ученики записывают их, вставляя имена прилагательные с данной орфограммой, не разрушая смысла текста. Записанное предложение перечитывается учителем для проверки. Можно прослушать ученический текст. Хорошо, если учащийся будет голосом выделять вставленные слова. Возможно и вторичное чтение для проверки правописания, особенно в слабом классе. При этом объяснение может быть выборочным или частичным.

Приведем описание еще одного урока с использованием творческого диктанта с заменами при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при- » (6-й класс). Цель урока – формирование навыка правописания слов с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при- ».
На двух предыдущих уроках шло ознакомление с опознавательными признаками и условиями выбора данной орфограммы. При изучении этой темы обратите внимание, как изменяется значение слова с новой приставкой. Учащиеся выполняли упражнения на подбор слов в зависимости от их значения и обозначали условия выбора, на группировку слов в зависимости от значения приставок, на образование слов с помощью приставок пре- и при- и определение их лексического значения. К третьему уроку одни ученики получили такое домашнее задание: выписать из учебника по литературе предложения со словами с приставкой пре- ; другие должны были выписать предложения со словами с приставкой при- .
На третьем уроке после проверки домашнего задания и повторения орфографического правила, над усвоением которого ученики работали в данный момент, шестиклассникам предлагается написать творческий диктант по тексту художественного стиля.
Рассмотрим более подробно этап урока с использованием творческого диктанта с заменами. Цель: совершенствование умения различать на письме приставки пре- и при- , формирование навыка правописания слов с данными приставками и закрепление навыка подбора синонимов. Во вступительном слове учитель сообщает задание: заменить в тексте, где это возможно и целесообразно, слова и сочетания без приставок пре- и при- однокоренными словами или синонимами с данными приставками; также ставятся задачи предстоящей работы:

– уметь различать на письме приставки пре- и при- ;
– правильно писать слова с приставками пре- и при- и объяснять выбор того или иного написания;
– совершенствовать умение подбирать и использовать синонимы;
– совершенствовать умение строить комбинированный текст, содержащий описание и повествование.

Учитель коротко объясняет, как выполнять работу. Затем читает текст диктанта (слова в скобках соответствуют заменам, которые должны произвести ученики).

ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА

В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться (приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) и внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями (преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

(118 слов)
(По М.Пришвину)

Лексика текста содержит следующие слова с интересующей нас орфограммой: пригнулись, прижались, примерзли, приходит, приподняться, прикрытый, прислушивается, присел, присматривается, привстал, преобразилось, преодолевают преграды .
Ученики, слушая текст, уясняют его содержание, выделяют слова или словосочетания, которые требуется заменить, и подбирают подходящие синонимы для замены. Потом ученики анализируют текст:

1. Определяют стиль текста. Текст, художественный стиль, описание пробуждения природы; отмечают особое отношение автора к русской природе, его точный и выразительный язык. М.Пришвин использует в тексте сравнения, олицетворения, например: снег еще лежит плотными подушками; деревья... стоят в снежном плену; прыгнет вверх... береза; прыгают ветки; лес... шевелится ;

2. Анализируют композицию текста, определяют тип речи: описания сочетаются с повествованием о жизни зверей в лесу.

Орфографическая подготовка:

    находят слова на изученную орфограмму, называют ее опознавательные признаки (представлены в названии орфограммы);

    обосновывают выбор приставок пре- и при- .

После выполнения данной работы ученикам предлагается еще раз прослушать текст диктанта, так как некоторые измененные предложения требуют правки. Затем учитель читает текст по предложениям, а ученики воспроизводят его по методике творческого диктанта. Если в конце работы выполняется проверка, то лучше провести ее, прослушав текст, составленный одним из учеников.

Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно. Д.Н. Богоявленский, изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап “совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы» 2 .

Таким образом, творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.

1 Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М., 1986. С. 44.
2 Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966. С. 97.

Все вокруг застыло в (крепкий) (осенний) сне. Сквозь (тума…ый) мглу виднеются в (серебряный) дали (широкий) луга. (Румяный) солнце греет (пустынный) землю. Солнечный луч упал на (сонный) воду сквозь зар…сли (зеленый) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленый) лап (стекля…ый) капли росы. На (узорчатый) (бархатный) листьях папоротника тоже сверкает (утренний) роса. (Сонный) трава немного пр…мята (вчерашний) (ночной) дождем. Просыпаются (лесной) птицы. (Чинный) синица перескакивают с ветки на ветку. (Огненный) клесты крошат (крепкий) носами (длинный) (еловый) шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонный) криками и песнями. 1. Придумайте название. 2. Найдите слова в переносном значении. Употребите их в прямом значении, составьте словосочетания. 3. Разберите по составу выделенные слова. Определите способ образования данных слов. Подберите однокоренные слова. 4. Выполните синтаксический разбор предложения. Все вокруг застыло в (крепкий) (осенний) сне. Сквозь (тума…ый) мглу виднеются в (серебряный) дали (широкий) луга. (Румяный) солнце греет (пустынный) землю. Солнечный луч упал на (сонный) воду сквозь зар…сли (зеленый) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленый) лап (стекля…ый) капли росы. На (узорчатый) (бархатный) листьях папоротника тоже сверкает (утренний) роса. (Сонный) трава немного пр…мята (вчерашний) (ночной) дождем. Просыпаются (лесной) птицы. (Чинный) синица перескакивают с ветки на ветку. (Огненный) клесты крошат (крепкий) носами (длинный) (еловый) шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонный) криками и песнями. 1. Придумайте название. 2. Найдите слова в переносном значении. Употребите их в прямом значении, составьте словосочетания. 3. Разберите по составу выделенные слова. Определите способ образования данных слов. Подберите однокоренные слова. 4. Выполните синтаксический разбор предложения. Блокнот забыл! Дороги раскисли, снег набряк, голые ольхи в каплях дождя, теплый пар шевелится над проталинами. А в лесу сегодня, как нарочно, столько разных событий! Выдался теплый и волглый денек, и зима разом рухнула. Птицы словно из клеток вырвались: кругом гомон, щебетанье и свист. Иду я по лесу и расстраиваюсь - блокнот забыл! Одиночками, группками, стаями летят и летят над лесом дрозды, зяблики, зеленушки. Куда девать этакое половодье весенних новостей? Новости со всех сторон – успевай только голову поворачивать! Весна все медлила, медлила, и вот как прорвало. На болоте журавли трубят, над лужами повизгивают чибисы. Первый дрозд пропел, первый кулик прокричал, первый бекас проблеял. (По Сладкову) Блокнот забыл! Иду я по лесу и расстраиваюсь - блокнот забыл! А в лесу сегодня, как нарочно, столько разных событий! Весна все медлила, медлила, и вот как прорвало. Выдался теплый и волглый денек, и зима разом рухнула. Дороги раскисли, снег набряк, голые ольхи в каплях дождя, теплый пар шевелится над проталинами. Птицы словно из клеток вырвались: кругом гомон, щебетанье и свист. На болоте журавли трубят, над лужами повизгивают чибисы. Одиночками, группками, стаями летят и летят над лесом дрозды, зяблики, зеленушки. Новости со всех сторон – успевай только голову поворачивать! Первый дрозд пропел, первый кулик прокричал, первый бекас проблеял. Куда девать этакое половодье весенних новостей? (По Сладкову) 1. Как писатель показывает, что весна наступила стремительно? 2. Какие весенние «новости» услышал писатель в лесу? В каком значении употреблено слово половодье? 3. Как вы объясните значение слова волглый? 4. Почему в тексте много восклицательных предложений? 5. выпишите из текста предложения с однородными членами. Подумайте, какова их роль в создании ритмичности текста и образной картины весны. 6. Назовите, какие глаголы придают описанию особую выразительность, динамичность. 7. Как бы вы ответили на вопрос автора? Пр…делать ручку к чемодану, пр…рвать отношения, пр…ходящая няня, непр…одолимые трудности, пр…ходящие (временные) обстоятельства, пр…бывать в унынии, пр…уменьшить показатели, пр…творить в жизнь, пр…бывать к месту работы, пр…емник великого ученого, пр…усадебный участок, пр…дать картине яркости, пр…творить окно, пр…храбрый мальчик, сломанный пр…мник, пр…прятать ценности, пр…брежный городок, пр…успеть в карьере, пр…одолеть пр…пятствие. Пр…делать ручку к чемодану, пр…рвать отношения, пр…ходящая няня, непр…одолимые трудности, пр…ходящие (временные) обстоятельства, пр…бывать в унынии, пр…уменьшить показатели, пр…творить в жизнь, пр…бывать к месту работы, пр…емник великого ученого, пр…усадебный участок, пр…дать картине яркости, пр…творить окно, пр…храбрый мальчик, сломанный пр…мник, пр…прятать ценности, пр…брежный городок, пр…успеть в карьере, пр…одолеть пр…пятствие. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем заг…рается на з…ре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бе…шумно, как комья белого пуха. (К.Паустовский) 1. Определите тип и стиль речи. Каково грамматическое значение предложений? 2. Подчеркните главные члены предложения. Каково строение грамматических основ (односоставные, двусоставные)? 3. Каков порядок расположения подлежащего и сказуемого в большинстве предложений? Как это связано с типом речи? 4. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем заг…рается на з…ре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бе…шумно, как комья белого пуха. (К.Паустовский) 5. Определите тип и стиль речи. Каково грамматическое значение предложений? 6. Подчеркните главные члены предложения. Каково строение грамматических основ (односоставные, двусоставные)? 7. Каков порядок расположения подлежащего и сказуемого в большинстве предложений? Как это связано с типом речи? 8. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы– океаны и вопросы-капли. Р.Рождественский У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы– океаны и вопросы-капли. Р.Рождественский Речь пойдет об удевительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрет в перед а другим назад. И все видет, что делается вокруг. Вот удобно разполажилась на цветке красивая бабочька. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на нее. Кажется хамелеон и несоберается ее трогать. Но вдруг мелькнул язык и бабочьки уже нет. Хамелеон не промахивается. От него нет спосения. Он несет гибель и быстрой мухе и тысячеглазой стрекозе и маленькому комарику. На конце длиного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочька. Когда она косается коньчиком языка насекомого, то втягивает в себя воздух через трубочьку и крепко держет свою добычу. И не вырвешся. Исправьте допущенные ошибки. Объясните правописание орфограмм, постановку знаков препинания. Речь пойдет об удевительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрет в перед а другим назад. И все видет, что делается вокруг. Вот удобно разполажилась на цветке красивая бабочька. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на нее. Кажется хамелеон и несоберается ее трогать. Но вдруг мелькнул язык и бабочьки уже нет. Хамелеон не промахивается. От него нет спосения. Он несет гибель и быстрой мухе и тысячеглазой стрекозе и маленькому комарику. На конце длиного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочька. Когда она косается коньчиком языка насекомого, то втягивает в себя воздух через трубочьку и крепко держет свою добычу. И не вырвешся. Исправьте допущенные ошибки. Объясните правописание орфограмм, постановку знаков препинания С вечера раз…гралась метель. Прошумела она и волшебно пр…образился лес. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветви елей под тяжестью снега почти к…саются земли. Под березками пр…ютились крохотные елочки. В пр…чудливый н…ряд одела метель молодую пор…сль. От холодных лучей заг…рается на них снежное покрывало. Вьюга посеребрила пышные прически пр…огромных сосен. На их макушках пр..мостились пышные снежные шапки. Вечером в ч…щобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. 1. Расставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания. 2. Объясните, какие средства выразительности использует автор, чтобы придать тексту образность. С вечера раз…гралась метель. Прошумела она и волшебно пр…образился лес. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветви елей под тяжестью снега почти к…саются земли. Под березками пр…ютились крохотные елочки. В пр…чудливый н…ряд одела метель молодую пор…сль. От холодных лучей заг…рается на них снежное покрывало. Вьюга посеребрила пышные прически пр…огромных сосен. На их макушках пр..мостились пышные снежные шапки. Вечером в ч…щобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. 1. Расставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания. 2. Объясните, какие средства выразительности использует автор, чтобы придать тексту образность.

Я обзавёлся хорошими снастями; беседы со старыми птицеловами многому научили меня, - я один ходил ловить птиц почти за тридцать вёрст, в Кстовский лес, на берег Волги, где, в мачтовом сосняке, водились клесты и ценимые любителями синицы-аполлоновки - длиннохвостые белые птички редкой красоты.

Бывало - выйдешь с вечера и всю ночь шлёпаешь по казанскому тракту, иногда - под осенним дождём, по глубокой грязи. За спиною обшитый клеёнкой мешок, в нём садки и клетки с приманочной птицей. В руке солидная ореховая палка. Холодновато и боязно в осенней тьме, очень боязно!.. Стоят по сторонам дороги старые, битые громом берёзы, простирая над головой моей мокрые сучья; слева, под горой, над чёрной Волгой, плывут, точно в бездонную пропасть уходя, редкие огоньки на мачтах последних пароходов и барж, бухают колёса по воде, гудят свистки.

С чугунной земли встают избы придорожных деревень, подкатываются под ноги сердитые, голодные собаки, сторож бьёт в било и пугливо кричит:

Кто идёт? Кого черти носят - не к ночи будь сказано?

Я очень боялся, что у меня отнимут снасти, и брал с собой для сторожей пятаки. В деревне Фокиной сторож подружился со мной и всё ахал:

Опять идёшь? Ах ты, бесстрашный, непокойный житель ночной, а?

Звали его Нифонт, был он маленький, седенький, похожий на святого, часто он доставал из-за пазухи репу, яблоко, горсть гороху и совал мне в руки, говоря:

На-ка, друг, я те гостинцу припас, покушай в сладость.

И провожал меня до околицы.

Айда, с богом!

В лес я приходил к рассвету, налаживал снасти, развешивал манков, ложился на опушке леса и ждал, когда придёт день. Тихо. Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. Далеко, за лесами луговой стороны, восходит, не торопясь, посветлевшее солнце, на чёрных гривах лесов вспыхивают огни, и начинается странное, трогающее душу движение: всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты, деревья, стога сена, луга точно тают под солнцем и текут во все стороны, рыжевато-золотые. Вот солнце коснулось тихой воды у берега, - кажется, что вся река подвинулась, подалась туда, где окунулось солнце. Восходя всё выше, оно, радостное, благословляет, греет оголённую, озябшую землю, а земля кадит сладкими запахами осени. Прозрачный воздух показывает землю огромной, бесконечно расширяя её. Всё плывет вдоль и манит дойти до синих краёв земли. Я видел восход солнца в этом месте десятки раз и всегда предо мною рождался новый мир, по-новому красивый...

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них; люблю, закрыв глаза, подставить лицо горячему лучу, поймать его на ладонь руки, когда он проходит мечом сквозь щель забора или между ветвей. Дедушка очень почитает "князь Михаила Черниговского и болярина Фёдора, не поклонившихся солнцу", - эти люди кажутся мне чёрными, как цыгане, угрюмыми, злыми, и у них всегда большие глаза, как у бедной мордвы. Когда солнце поднимется над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.

Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зелёных лап капли росы; в тени, под деревьями, на узорных листьях папоротника сверкает серебряной парчой иней утреннего заморозка. Порыжевшая трава примята дождями, склонённые к земле стебли неподвижны, но когда на них падает светлый луч заметен лёгкий трепет в травах, быть может, последнее усилие жизни.

Проснулись птицы; серые московки пуховыми шариками падают с ветки на ветку, огненные клесты крошат кривыми носами шишки на вершинах сосен, на конце сосновой лапы качается белая аполлоновка, взмахивая длинными рулевыми перьями, чёрный бисерный глазок недоверчиво косится на сеть, растянутую мной.