Известные цитаты булгакова никогда ничего не. Цитаты из произведений. «Собачье сердце» и русская революция

Никколо Макиавелли – философ эпохи Ренессанса, знаменит своими социально-философскими и политическими взглядами. Среди трудов, которые характеризуют философскую деятельность, наиболее популярные «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искустве», а также пьесы, романы, лирика и несколько философских рассуждений.

Никколо Макиавелли – философия кратко

Эпоха Ренессанса глубоко пересмотрела устоявшиеся взгляды Средневековья. На примере философии Никколо Макиавелли можно вникнуть в изменения: концепция божественного предопределения человеческой судьбы, занимавшая центральное место в философско-религиозных учениях, была отодвинута на второй план. Ей на смену приходит понятие фортуны или силы обстоятельств, тем самым изменяя роль человека – отныне он властен своей судьбой и обязан вступить в битву со сложившимися обстоятельствами.

Основные понятия философии Никколо Макиавелли:

  • Вирту (virtu): талант, человеческая энергия, которые стоят на одном уровне с фортуной, как движущей силой истории.
  • Судьба. Ей противоречат людская доблесть и труд.
  • Свобода воли, которая находит свое воплощение в политике.

Политическая философия Никколо Макиавелли кратко

Политик получила первенстве среди прочих учений в философии Никколо Макиавелли. По мнению мыслителя, правила и естественные причины, которые в ней заложены, позволяют человека проявить себя. Раскрываются возможности, можно принять меры в борьбе со стечением обстоятельств, даже предвидеть дальнейший ход событий, не полагаясь слепо на рок или божественное проведение, как это было свойственно предшествующей эпохе.

Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.

Политика основывается на:

  • Исследованиях качества человека и его природы;
  • Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей;
  • Объяснении реального положения вещей в обществе;
  • Уходе от утопических мечтаний, догматизма;

Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли

В основе социально-философских взглядах Никколо Макиавелли лежит принцип человеческой природы. По характеристике самого мыслителя этот принцип универсальный, так как распространяется на всех граждан государства вне зависимости от класса.

Человеческая природа, по мнению Н. Макиавелли не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, их влечет нажива. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке, о чем философ конкретнее писал в «Государе». Поскольку автор исключает божественное начало, отдаляясь от религиозных взглядов, лишь истинный правитель, по его мнению, может вести за собой народ.

Мудрый правитель, по мнению Н. Макиавелли, знаком со злом, как основой человеческой природы, но, при этом, может не удаляться от добра. В нем соединены одновременно качества льва и лисицы – достойность, честь, доблесть и хитрость, изощренность разума.

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

В это же время итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1467–1527) формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной политологии.

Политическая философия Макиавелли ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными. Государство, по Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни. Изначально человеческая природа дурна, эгоистична, и задача государства – насильно обуздать ее. В самом известном трактате Макиавелли "Государь " описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Религия, по мнению Макиавелли, должна играть важную роль в жизни государства не потому, что она истинна, а потому, что должна связывать общество в единое целое.

В "Государе" Макиавелли практически прямо отвергает общепринятую мораль, когда речь идет о поведении правителей. Правитель погибнет, считает Макиавелли, если он всегда будет милосердным и честным. Правитель должен держать свое слово только в том случае, если это выгодно. Самое же главное, но Макиавелли, чтобы правитель воспринимался своими подданными как человек религиозный.

Макиавелли часто употребляет слово "свобода" как нечто ценное, хотя что именно оно обозначает, из его рассуждений не очень ясно. Очевидно, что он унаследовал его от Античности. Возможно, Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Народ, но мнению Макиавелли, обладает здравым умом, недаром говорится: "Глас народа – глас Божий".

Можно сказать, что в философии Макиавелли как бы оживает политическая мысль греков и римлян (республиканского периода). Так, любовь к "свободе" и теория контроля и равновесия очевидно были восприняты Возрождением от Античности.

Необходимо отметить, что если средневековые авторы придерживались концепции "законной власти" (власти папы и императора), то, по Макиавелли, власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить ее в свободном соревновании. Свое предпочтение Макиавелли отдает народному правительству, опираясь на свои наблюдения, которые свидетельствовали о меньшей жестокости народного правительства по сравнению с тиранией.

Из анализа текстов Макиавелли можно сделать вывод о том, что в мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Хорошая конституция должна распределять юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти. При такой конституции будет трудно осуществить успешные революции, и потому возможен порядок в государстве.

Макиавелли рассуждает не только о целях, но и о средствах. Если цель признана хорошей, то мы можем избирать такие средства, которые обеспечивают ее реализацию. "Успех" означает достижение намеченной цели, какой бы она ни была. Можно даже создать некую "науку успеха", говорит Макиавелли.

Макиавелли убежден, что для реализации политической цели необходима сила. Обычно побеждает тот, на чьей стороне сила. Правда, соглашается Макиавелли, сила часто зависит от общественного мнения, а общественное мнение, в свою очередь, – от пропаганды. Поэтому большое внимание необходимо уделить пропаганде и, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Слово "макиавеллизм" стало термином, используемым для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если это действие обеспечивает преимущества для своей собственной страны.

Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли. Такова была и такой во многом остается реальная политическая практика. Лишь идущее сейчас формирование единого человечества и подлинно мировой истории дает основание надеяться, что постепенно мораль будет все более охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.