Олицетворение бальмонт осень. Пожалуйста!!!!!срочно анализ стихотворения бальмонт осень. Сочинения по темам

§ 13.1. Сила и слабость церкви

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало - сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств - особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

    Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - индульгенций (в переводе с латыни - милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог - десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Монахи, рубящие лес. Миниатюра XII в.

    Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.

Тема урока: Католическая церковь: путь к вершине могущества.

План:

    Сила и слабость церкви.

    Разделение церквей.

    Папа против императора.

    Ереси и борьба с ними церкви.

    Нищенствующие монахи.

1. Сила и слабость церкви. Давайте вспомним представления христиан о земной жизни. Земная жизнь – это конец? Что будет потом? Страшный суд. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни.

Христианская церковь учила, что человек по природе своей греховен, поэтому спастись своими силами он не может. Нужно посредничество церкви. Какие главные пути спасения предлагала церковь? Прежде всего, соблюдение христианских таинств – особых обрядов, выполняемых священником. Кто-нибудь знает, сколько таинств и какие? Читаем на с. 128.

Считалось, что в момент совершения таинства на верующего снисходит божественная благодать, которая способствует прощению грехов и спасению души. Получить благодать можно было не только через таинства, но и с помощью индульгенций . Это грамота, которая продавалась за деньги и прощала грехи. Т.е. купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению.

Также путями к спасению были добрые дела, пожертвования в пользу церкви, паломничества к святым местам. Таким образом, Католической церкви удалось добиться почти безграничного господства над душами людей, ведь они верили, что вне церкви нет спасения.

Поговорим о богатстве церкви. Какими путями церковь обогащалась? Пожертвования государей и богатых сеньоров, церковный налог, деньги за выполнение обрядов, за индульгенции. Обладая обширными земельными владениями при умелом ведении хозяйства, епископы и аббаты получали приличный доход.

В силу этого, высшие церковные должности были очень привлекательны для светских сеньоров. Они старались установить над ними контроль, ставили на них своих родственников или слуг. Т.е. церковные должности часто занимали люди, не отличающиеся праведной верой, и целью их было отнюдь не служение Господу. Служители церкви часто вели светский образ жизни, пировали и развлекались.

Все это вызывало недовольство истинных служителей Бога. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Что такое аббатство? Крупный монастырь. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех священнослужителей строго соблюдать церковные правила, а монастыри – устав святого Бенедикта. Клюнийская реформа получила довольно большое распространение. Запишем: Клюнийская реформа – совокупность мер, направленных на укрепление католической церкви (независимость от светской власти, жесткое соблюдение монастырями устава и церковных правил).

2. Разделение церквей. Читаем с. 129, заполняем таблицу.

3. Папа против императора. Теперь поговорим о Папе римском. В 1073 году папой становится сторонник Клюнийской реформы Григорий 7, его отличала фанатичная вера и безмерное честолюбие. Его целью стало добиться независимости от светских властей при назначении епископов. В Священно-Римской империи это право издавна принадлежало императорам. Но Григорий 7 утверждал, что власть папы выше власти императора. Император Генрих 4 категорически был с этим не согласен. Он объявил, что лишает Папу римского его сана. В ответ папа отлучил Генриха от церкви.

Отлучение от церкви означало, что человек исключен из христианского общества, христиане не должны были ему повиноваться. Понятно, что Генрих мог лишиться короны. Поэтому ему ничего не оставалось, как отправиться в Италию в замок Камосса, где находился папа, и лично вымолить у него прощение. Три дня император стоял босиком на снегу, умоляя папу разрешить ему покаяться. Пройдя через неслыханные унижения, Карл все же был прощен.

Борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась уже при приемниках Григория 7 компромиссом, но более выгодным для папы. Своего могущества папство достигло на рубеже 12-13 веков в правление Иннокентия 3. Он приказал называть себя «наместником Христа», хотя до этого считалось, что папа – приемник апостола Петра.

4. Ереси и борьба с ними церкви. Что такое ереси? Как называли последователей ересей? Какая ересь раннего Средневековья вам известна?

Особенно широкое распространение ереси получили в 11-13 веках. В чем главная причина этого? Несоответствие слова и дела церковнослужителей. Образ жизни, который они проповедовали, сильно отличался от того, который они вели на самом деле. Как правило, всех еретиков объединяет стремление возродить евангельскую простоту и требование, чтобы церковь отказалась от богатств. Многие еретики раздавали свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали. Какие чувства у верующих могли вызвать такие поступки? Влияние еретиков возрастало, и они угрожали уничтожить основу могущества церкви – веру христиан в ее необходимость.

Особенно широкое распространение ереси получили в южной Франции. Одним из центров этого движения стал город Альби, поэтому и южнофранцузские еретики получили название альбигойцы. Против альбигойцев папство прибегло к чрезвычайным мерам. Папа Иннокентий 3 объявил Крестовый поход против альбигойцев, известный как Альбигойские войны, которые длились 20 лет (1209-1229). У вас в учебнике есть фотография развалин замка, ставшего одним из последних убежищ альбигойцев. Что можно сказать о нем? Неприступный. Это свидетельствует о непримиримости тех, кто в нем укрывался.

Церковь пыталась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено хранить и читать Библию, толковать ее могли только священнослужители. Для борьбы с ересями создавались специальные трибуналы, получившие название инквизиция (от лат. «расследование»). Инквизиция не зависела ни от епископов, ни от светских властей, которым лишь передавала обреченных на казнь.

Информацию об отступлениях от веры инквизиция получала из двух источников: показаний, полученных под пыткой, а также доносов. Инквизиция никогда не называла жертвам имена доносчиков, что превращало донос в удобный способ сведения личных счетов и обогащения: имущество жертв конфисковалось и треть его обычно получал доносчик. Выдержать жестокие пытки было почти невозможно. Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре.

5 . Нищенствующие монахи. В борьбе с ересями церковь не ограничивалась карательными мерами против еретиков. Чтобы перетянуть на свою сторону тех, кто колебался между церковью и ересями, папа Иннокентий 3 решил признать некоторые идеи, близкие к еретическим. Некоторые проповедники не столько критиковали церковь, сколько пытались вернуть к жизни идею евангельской бедности духовенства. Двух таких проповедников сумел оценить папа Иннокентий 3. Это были Франциск Ассизский и Доминик де Гусман. Давайте прочитаем про Франциска (с. 135).

Что можно сказать об этом человеке? Он действительно был очень светлым, и эта его чистота и смирение оказывали просто магическое действие на окружающих. Чем закончилась его деятельность? Был создан монашеский орден – францисканцы. Какой монашеский орден нам уже известен? Бенедиктинский. Францисканцы - это нищенствующий орден, у его членов не было как таковой обители, монастыря. Францисканцы – это странствующие монахи, которые живут подаянием. Т.е. они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и поэтому им верили.

Что касается Доминика де Гусмана, то этот испанский проповедник долгое время проповедовал против альбигойцев, а потом решил создать орден для борьбы с ересями. Орден был назван его именем, он тоже был нищенствующим. Монахи-доминиканцы играли главную роль в инквизиции, и тоже много странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Их называли по сходности звучания псами Господними (Domini canes). Герб братьев представляет собой голову овчарки с зажатым в зубах факелом. Ревностно соблюдая Закон Божий и оберегая интересы папы, они отправили на костер огромное количество людей. И по сей день доминиканцы остаются практически самым образованным объединением нищенствующих монахов.

После смерти и Франциск, и Доминик были причислены к лику святых. Их изображения есть у вас в учебнике.