Урок на тему морф разбор прилагательного. Морфологический разбор имен прилагательных. II. Закрепление изученного материала

"Морфологический разбор имени прилагательного"

Цели: 1) ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;

2) развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;

3) воспитание интереса к русскому языку.

Средства обучения: учебник по русскому языку 6 класс Баранова, доска, карточки для выполнения домашнего задания.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учащихся (1 – 2 минуты).

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное) , правильно!

Проверка домашнего задания (5 – 7 минут).

На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было упражнение 300, чтобы вы закрепили этот материал. (Вызвать учащегося к доске для проверки).

А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков. Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).

А что обозначает относительное прилагательное? (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные? (качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком).

Сейчас проверим домашнее задание.

Изучение нового материала (12 – 15 минут).

Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных. (Вызвать учащегося к доске).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к), перчатки Петрова (к).

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).

Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Выполним разбор словосочетания по узкой тропинке.

Выписываем словосочетание. Во-первых, задаем вопрос и пишем начальную форму. Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж). В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.

  1. по тропинке (какой?) узкой

Н.ф. – узкий.

2) Пост: качеств.

Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.

  1. по тропинке (какой?) узкой.

Закрепление материала (5 – 7 минут).

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки

  1. ветки (какие?) мохнатые

Н.ф. – мохнатый.

2) пост: качеств.

Непост: мн.ч, И.п.

  1. ветки (какие?) мохнатые

… к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе».

1) В воздухе (каком?) морозном

Н.ф. – морозный

2) пост: качеств.

Непост: ед.ч, м.р, П.п.

  1. в воздухе (каком?) морозном.

Итог урока (2 минуты).

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного). Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание (2 минуты).

Домашним заданием на завтра будет упражнение 301, в котором вам предлагается разобрать 2 – 3 прилагательных.

301. Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый характер, заячий выводок (пр.); гусиное перо (пр.), гусиная кормушка (пр.), гусиная (кач.) походка - косолапая походка; волчья стая (пр.), волчий аппетит (кач.) - огромный аппетит, волчье логово (пр.); лисья нора (пр.), лисья шуба (относит.) - лисья хитрость (кач.) - большая хитрость.

300. Лисичка сидит да приговаривает: "Мерзни, мерзни, волчий (пр., И., м.р.) хвост». 2. Подивился старик лисьей (пр., Д., ж. р.) хитрости. 3. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав собачий (пр., В., м. р.) лай. 4. Поселилась лиса в заячьей (пр., П., ж. р.) избенке, а зайчика выгнала. 5. Содрал волк баранью (пр., В., ж. р.) шкуру и ждет Котофея Ивановича.

I. Зайчика - сущ. (Кого?) зайчика. Н. ф. - зайчик.

II. Пост. - нариц., одуш., м. р., 2-е скл.; непост. - В. п., ед. ч.

III. Выгнала (кого?) зайчика .

"Морфологический разбор имени прилагательного"

Цели: 1) ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;

2) развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;

3) воспитание интереса к русскому языку.

Средства обучения: учебник по русскому языку 6 класс Баранова, доска, карточки для выполнения домашнего задания.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учащихся (1 – 2 минуты).

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное) , правильно!

Проверка домашнего задания (5 – 7 минут).

На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было упражнение 300, чтобы вы закрепили этот материал. (Вызвать учащегося к доске для проверки).

А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков. Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).

А что обозначает относительное прилагательное? (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные? (качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком).

Сейчас проверим домашнее задание.

Изучение нового материала (12 – 15 минут).

Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных. (Вызвать учащегося к доске).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к), перчатки Петрова (к).

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).

Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Выполним разбор словосочетания по узкой тропинке.

Выписываем словосочетание. Во-первых, задаем вопрос и пишем начальную форму. Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж). В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.

    по тропинке (какой?) узкой

Н.ф. – узкий.

2) Пост: качеств.

Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.

    по тропинке (какой?) узкой.

Закрепление материала (5 – 7 минут).

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки

    ветки (какие?) мохнатые

Н.ф. – мохнатый.

2) пост: качеств.

Непост: мн.ч, И.п.

    ветки (какие?) мохнатые

… к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе».

1) В воздухе (каком?) морозном

Н.ф. – морозный

2) пост: качеств.

Непост: ед.ч, м.р, П.п.

    в воздухе (каком?) морозном.

Итог урока (2 минуты).

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного). Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание (2 минуты).

Домашним заданием на завтра будет упражнение 301, в котором вам предлагается разобрать 2 – 3 прилагательных.

301. Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый харак­тер, заячий выводок (пр.); гусиное перо (пр.), гусиная кормушка (пр.), гусиная (кач.) походка - косолапая походка; волчья стая (пр.), волчий аппетит (кач.) - огромный аппетит, волчье логово (пр.); ли­сья нора (пр.), лисья шуба (относит.) - лисья хитрость (кач.) - большая хитрость.

300. Лисичка сидит да приговаривает: "Мерзни, мерзни, ­волчий (пр., И., м.р.) хвост». 2. Подивился старик лисьей (пр., Д., ж. р.) хитрости. 3. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав соба­чий (пр., В., м. р.) лай. 4. Поселилась лиса в заячьей (пр., П., ж. р.) избенке, а зайчика выгнала. 5. Содрал волк баранью (пр., В., ж. р.) шкуру и ждет Котофея Ивановича.

I. Зайчика - сущ. (Кого?) зайчика. Н. ф. - зайчик.

II. Пост. - нариц., одуш., м. р., 2-е скл.; непост. - В. п., ед. ч.

III. Выгнала (кого?) зайчика.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

Разработчик:

студентка Туганова Анастасия Юрьевна

Методист: Виноградова Клара Яковлевна ________

Классный руководитель:

Путинцева Ирина Владимировна________

Камышлов, 2015

УМК Школа 2100

Тема. Морфологический разбор имени прилагательного

Класс: 4

Тип урока: повторения, углубления и обобщения изученного

Цель урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфологический разбор)

Задачи :

    личностные: воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну;

    предметные: развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развитие навыков правописания окончаний имён прилагательных; обобщение умений в разборе имён прилагательных как части речи, в согласовании с именем существительным;

    метапредметные: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развитие умения сотрудничать и работать в малых группах.

Оборудование: компьютер, проектов, интерактивная доска, учебник, карточки с заданием по вариантам, карточки со стихотворением.

Этапы урока

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников

I . Организационный этап

1 мин

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать.

Садитесь

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

Чтение стихотворения

II. Мотивационный

мин

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, что украшает его в каждой строчке?

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми сережками,

С зелеными застежками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

И так, что украшает стихотворение в каждой строчке?

Назовите их

Правильно

Слушают стихотворение

Имена Прилагательные

- Русскую, светлую, грустную, белом, красивыми, зелеными, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия

Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Опрос

Чтение стихотворения

III . Актуализация знаний

мин

Откройте тетрадь.

Что нужно записать?

Посмотрите запись даты на доске.

Напишите «Классная работа».

1. Словарная работа.

1. – Посмотрите, на доске написаны слова. Давайте прочитаем их.

Запишите к данным словам однокоренные имена прилагательные. Обозначьте в них орфограммы.

Давайте прочитаем, какие слова у вас получились. К слову серебро? Облако? Алмаз?

Ребята обратите внимание, что в слове серебренный пишется две буквы н, так как в нем два суффикса ен и н; а в слове серебряная пишется одна буква н, так как в нем суффикс ян. Проверьте, правильны вы ли написали эти слова

А теперь давайте выполним задание по вариантам. Посмотрите на карточки, давайте прочитаем задания первого варианта. Теперь задание второго варианта.

Есть вопросы? Приступайте к работе

( Задания выполняются по вариантам с использованием образованных имён прилагательных)

Ребята, мы знаем, что есть многозначные имена существительные. А есть ли многозначные имена прилагательные?

Покажем это на примерах.

Запишите прилагательное холодный .

В каком значении оно может употребляться?

Давайте прочитаем и запишем словосочетания прил. + сущ , которые написаны на слайде

Подберите прилагательные-антонимы

Молодцы. Давайте сравним ваши антонимы с теми, которые представлены на слайде.

Есть такие же?

Какие слова в этих словосочетаниях употреблены в переносном значении?

Сделайте вывод о многозначных прилагательных и антонимичных парах.

Открывают тетради

Дату

Двенадцатое февраля.

Записывают дату, «Классная работа»

Серебро, облако, алмаз.

Записывают к словам однокоренные имена прилагательные

Серебр енн ый, серебр ян ая, с е р е бристая, прогр есс ивный, прогр есс ивная, обл а чная, обл а чное, д е сертная, д е сертный, а лмазный, а лмазная

I вариант

1. Измените по родам имена прилагательные, которые у вас получились

2. Составьте два словосочетания по схеме: сущ. (ж.р.) + прил. , используя записанные прилагательные.

II вариант

1. Измените по числам имена прилагательные, которые у вас получились

2. Составьте предложение с второстепенными членами, используя прилагательные серебряные, алмазные .

Да

Записывают прилагательное «холодный»

Предлагают варианты, в каком значении оно может употребляться

Холодный чай

холодный приём

холодные отношения

Подбирают антонимы

- Горячий, радушный, тёплые

Да/Нет

Холодный прием, холодные отношения, теплые отношения

- Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

Познавательные УУД – структурирование знаний

Опрос

Работа по карточкам

IV .

Постановка цели урока

мин

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что это?

Какой части речи?

Как вы догадались?

Исходя из этого плана, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Молодцы

Выписать словосочетание, поставить в начальную форму, определить часть речи, определить род, определить число, определить падеж, определить роль в предложении

План разбора

Имени прилагательного

Потому что мы говорили об имени прилагательном; у него можно определить данные признаки

Морфологический разбор имени прилагательного

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока

Регулятивные УУД - целеполагание

Беседа

V . Применение знаний

мин

Сейчас мы с вами будем тренироваться проводить морфологический разбор имени прилагательного.

Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем задание, которое нам предлагается выполнить

Давайте выполним это упражнение

Кто хочет выписать на доску первое прилагательное?

Теперь давай разберем его по плану. Посмотрите образец записи на слайде.

Кто желает выписать второе прилагательное?

Теперь давайте разберем его по такому же плану.

Посмотрите есть ли в предложении еще прилагательные?

Правильно, больше прилагательных нет

И так, есть ли у имён прилагательных постоянные признаки?

Почему род, число и падеж у прилагательного являются непостоянными признаками?

Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки

Выполняют упражнение на доске под руководством учителя

Образец: Великий (ученый) – (какой?), н.ф. великий, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Бодрый (серп) – (какой?), н.ф. бодрый, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Тонкий (волос) – (какой?), н.ф. тонкий, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Нет

Нет

Потому что они изменяются

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Работа с учебником

Грамматико-орфографическое упражнение

Работа в группах

Метод морфологического разбора

Физминутка

1 мин

V .Применение знаний

мин

Работа в учебнике

Давайте откроем учебник на тридцать девятой странице

А теперь, давайте посмотрим упражнение двести девятое.

Что там необходимо выполнить?

Давайте поработаем в группах по 5 человек.

Самостоятельная работа в группах.

План работы можно посмотреть в упражнении девяносто пятом в «Дидактическом материале». Давайте прочитаем его.

Каждой группе необходимо ответить на один вопрос плана. Первая группа – отвечает на первый вопрос; вторая – на второй; третья – на третий; четвертая – на четвертый.

А теперь, приступайте к работе. А после каждая группа представит свой рассказ. Помните, что каждый человек в группе должно принять участие.

Давайте представим ваши рассказы.

Молодцы, вы все хорошо справились.

Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. Давайте прочитаем стихотворение и найдем ошибки, которые допустил Боря

Ребята, а вы увидели ошибки, которые допустил Боря?

Какие ошибки он допустил?

Давайте найдем эти слова, прочитаем и исправим их по цепочке

Молодцы.

Открывают учебник

Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что я знаю об имени прилагательном». План рассказа составь самостоятельно

Примерный план:

1) определение имени прилагательного;

2) связь имён прилагательных с именами существительными;

3) частотность употребления в речи;

4) роль прилагательного в речи. Прилагательные-антонимы в тексте.

Выполняют упражнение в группах

Представляют результаты работы

1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2 . Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

3. Имена прилагательное часто употребляются в нашей речи. Если проследить, то можно встретить в каждом втором предложении

4. Предложение без прилагательного как торт, без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих. в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Задание: прочитай стихотворение и найди ошибки, которые допустил Боря.

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывет лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут веселая друзья,

И ведут они с собой забавная игру.

Что же это за игра?

Вам я не скажу,

В небе звёзды яркая светят и горят.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашел.

Да

Неправильно написал окончания в прилагательных

Серое – сырой, большое – большой, веселая – веселые, забавная - забавную, яркая – яркие.

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные УУД – планирование; прогнозирование

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Грамматико-орфографическое упражнение

Беседа

Работа по карточкам

Чтение стихотворения по частям (по строчке) вслух

VI . Итог урока. Рефлексия.

мин

Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Найдите лишнее слово в ряду ключевых по теме урока

Почему это слово лишнее?

Как вы определяете падеж прилагательного?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Тренировались производить морфологический разбор имени прилагательного

Род, описание, число, падеж .

Описание

Не является морфологическим признаком прилагательного

По падежу существительного

Высказывают свое мнение

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ

Беседа

Самоконтроль

VII . Домашнее задание.

мин

С. 56, упр. 3 в рабочих тетрадях

Записывают.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
  • развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки дифференцированных заданий,
  • Карточки (пазлы) личного учёта,
  • Компьютерный класс.

Оформление:

  • таблица "Порядок морфологического разбора имени прилагательного",
  • таблица "Дерево знаний",
  • этапы урока в виде карточек на доске,

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока "Морфологический разбор имени прилагательного". Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме "Имя прилагательное" и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное. Для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:

  1. "Подготовка к полёту"
  2. "Взлёт ракет"
  3. "Работа в открытом космосе"
  4. "Возвращение на Землю"
  5. "Адаптация космонавтов"

1-й этап: "Подготовка к полёту". Игра "Дерево знаний".

К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.

Вы знаете, что если ответите на "5", на ёлочке появится яркий красный шарик, на "4" - жёлтый, на "3" - зелёный, на "2" - синий.

Вопрос - прогноз:

Какой вы видите нашу ёлочку?

Давайте в этом убедимся.

(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)

Посмотрите на "дерево знаний". Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?

Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.

Закрасьте первый пазл.

2-й этап: "Взлёт ракет".

Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.

Карточка 1:

Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.

Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.

Молодцы, справились.

Закрасьте второй пазл.

Карточка 2:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

(По Г.Скребицкому)

Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:

морозном (воздухе)

Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.

Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.

Закрасьте третий пазл.

3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия "Работа в открытом космосе". Попрошу вас занять места у компьютеров. Презентация (показ слайдов).

4-й этап: "Возвращение на Землю". Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания. (Приложение 1 ). Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 122, найдите упр.302. Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.

Закрасьте четвёртый пазл.

5-й этап: "Адаптация космонавтов". По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание. Все учащиеся получают (карточка 3).

Карточка 3:

Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой "Я мечтаю":

Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу самолёт.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения "Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт", выполнить морфологический разбор двух прилагательных.

Наш урок закончился.

Посмотрим на пазлы. Результат задания "рисунок-пазл" очевиден (выставление оценок).

Морфологический разбор имен прилагательных.

Цель: сформировать умение проводить морфологический анализ имени прилагательного определять его морфологические признаки.

Ход урока

I . Организационный момент

II. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения 350.

Учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.

Слова, в которых пишется Ъ

Слова, в которых пишется Ь

2. Синтаксическая разминка.

Сделайте синтаксический разбор предложений.

Облик людей всегда напоминает облик земли, родившей и взрастившей их. Серые и голубые глаза псковичей будто вобрали в себя прозрачный холод северного неба. Светлые волосы напоминали о белизне песчаных дюн, а суровый и спокойный нрав был под стать псковским лесам.

Один ученик работает у доски, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях.

I II . Изучение нового материала

Откройте с. 22 учебника. Прочитайте план разбора и запишите его в свои тетради.

Посмотрите на доску. Давайте прочитаем текст.

Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена, в которой густой рев контрабаса, треск литавр, с пением скрипки и флейты образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!.. (По М. Ю. Лермонтову)

Задания к тексту:

1. Найдите в тексте все имена прилагательные. Выпишите их в столбик.

2. Определите, на какой вопрос отвечают эти прилагательные (это пишется рядом со словами в столбик).

3. Определите разряд выписанных имен прилагательных.

Эти задания можно оформить в виде таблицы:

4. Сделайте морфологический разбор имен прилагательных красивый, волчий, деревянный, умный.

I V . Итог урока

Разгадайте кроссворд.

Вопросы:

1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает... .

2. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

3. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

4. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

5. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по … .

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?

Ответы: 1. Определение. 2. Качественные. 3. Относительные. 4. Притяжательные. 5. Род. 6. Прилагательное.

Домашнее задание: §61; упражнение 352.