Вы конечно профессор либерал но казачество. Анализ стихотворения маяковского хорошо. Послушать стихотворение Маяковского Хорошо

Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствование умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному,

развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями;

воспитание у учащихся умения видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование: презентация, портрет С.Т. Аксакова, картины бурана, музыка Свиридова «Метель».

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

На уроках русского языка мы часто анализируем стихи русских поэтов о природе: Тютчева, Фета, Есенина. Скажите, авторы только описывали состояние природы или еще о чем-то шла речь?

Еще показано настроение лирического героя, его состояние. И мы учились понимать, автор радуется красоте природы или огорчен, что уходит лето. Подобные описания встречаются не только в стихах. Иногда неопытный читатель пропускает описания природы, считая их неинтересным. Но они очень важны, потому что автор не только показывает красоту природы, но и передает то состояние, которое испытывает герой. Это помогает нам, читателям, лучше его понять.

У. Прослушайте несколько строк об авторе, который восхищался русской природой.
Вот как было охарактеризовано его творчество: «буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве».(слайд 6) Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.

У. Кто знаком с этим писателем? («Аленький цветочек»)
У. Рассмотрите внимательно его портрет. Как вы себе представляете его характер, отношение к людям, к жизни? (портрет писателя)
У. Давайте послушаем, что нам приготовил об этом писателе ученик?

1ученик .

Сергей Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, осенью, в городе Уфе. Учился в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В университете проявил интерес к литературе, театру. Тогда же начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в комиссии по составлению законов. Затем он переезжает в Москву. Большую роль в его жизни сыграл Гоголь. Он убедил Аксакова заняться писательской деятельностью. В преклонном возрасте резко ухудшается его здоровье, надвигается слепота, но он продолжает работу.

2ученик

Аксаков страстно любил своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он знал много секретов: как развести огонь, как снаряжать удочку. Он понимал природу и наслаждался её. Отец и приучил к этому сына. Аксаков был хорошим охотником. Но больше всего он всё - таки любил рыбалку. Особенно он любил удить рыбу осенью. А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни: к молитвам, книжкам.

У. Аксаков отличался тонким и оригинальным чувством природы. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Для Аксакова главное в охоте была радость общения с природой, её познание. Тонкая наблюдательность сказывалась в умении воссоздавать живые «портреты» животных и их повадки. Тургенев восклицал «Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков». Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.
Работая над воспоминаниями о своём детстве, Аксаков написал 3 произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Своей внучке Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей.

Эмоциональный настрой.

У. Теперь настроимся на серьёзную работу. Вслушайтесь в музыку композитора Свиридова и попробуйте себе представить, какие картины русской зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной композиции одно из явлений природы. А какое угадайте, прослушав музыкальное произведение.

(Прослушивание музыки Свиридова «Метель»)

Работа со словарём.

У. Какие слова -синонимы можно подобрать к слову «метель»? (Пурга, буран, вьюга, позёмка)
У. Работая дома со словарём, вы узнали, какое значение имеют эти слова. Прочитайте.(слайд 9)

(Пурга – сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе.
Позёмка – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Буран – снежная буря, метель в степи при низкой температуре и северном ветре. Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.)

У. Чем они все отличаются друг от друга? (Силой ветра)

У . Сегодня мы будем читать очерк Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», с которого началась писательская деятельность. Из него вы узнаете о таком явлении природы, как буран. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. «Происшествие, мной рассказанное, действительный факт, случившийся неподалеку о моей деревни, слышанный мною со всеми подробностями от самих действовавших в них лиц.» В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18подвод и 10возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран.

Это классическое описание стало основой для более поздних произведений, в которых изображались подобные природные явления, например: у Пушкина, у Л.Толстого.

Наша задача – рассмотреть, как изображен буран писателем, видеть мастерство писателя Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, оценить роль пейзажа в литературном произведении

2. Работа с текстом.

1абзац В какое. Время года происходят события?

(зимой) Доказать. (снежные равнины, жестокий крещенский мороз). Посмотрите на 3 предложение. «Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое ». Зачем так много сказуемых? Хватило бы одного слова!

Попробуйте в 1 и 2 абзацах найти яркие и убедительные приметы жестокого мороза.

(пронзительно скрипели, визжали полозья. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, белый туман вылетал, как из пушки при выстреле)

Почему следующее произведение начинается с союза НО? (Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.)

2 абзац. Что помогало мужикам справиться с морозом?

(они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга в глубокий сугроб, хохотали)

3 абзац. Стр. 66. Прочитаем внимательно описание березовой рощи.

«Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща!

Деревья согнутые, изломанные, разодранные – увязили в сугробах, силились вытащить, торчали, лежали » Как на поле битвы!

Кто и как объясняет причину чудного, печального зрелища?

Почему извозчики послушались старика? Каким представляется вам старик., «умудренный годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю»?

Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?

4 абзац. Стр.67 Что в природе насторожило старика? Что встревожило, в чем он увидел, почувствовал приближение беды?

Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания рощи? «ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ К А З А Л О С Ь ясно на небе..» Почему мы выделили слово «КАЗАЛОСЬ»?

«ясно на небе и тихо на земле, солнце, необозримые громады снегов, бриллиантовою корою, снеговой и ледяной свой убор, чудные и разновидные обелиски, алмазным блеском » Красиво как! «все было великолепно! »

Проследите, как вслед за этим предостережением повторяется союз НО:

Но стаи тетеревов.. но лошади храпели, фыркали и ржали.. но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало…но едва заметный, хотя и резкий ветерок потянул..

Все необозримое пространство …бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипением, тихим, но страшным !

5 абзац. Почему возчики не успели доехать до дома? Стр. 68 2-й абзац, его конец(переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался,»

У. 6 абзац. Прочитайте, как автор описывает приближение бурана? (огромная снеговая туча заволокла большую половину неба» , «закипели степи снегов…», «УЖЕ в обыкновенном шуме ветра слышался.. плач младенца, а иногда вой голодного волка»

Найдите описание снеговой белой тучи. Стр. 69

«Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою.»

Найдите в этом абзаце эпитет, который использовал автор. А для этого давайте вспомним, что такое эпитет?

(Эпитет - погорело й зари, т. к. ассоциация с пожаром, автор передаёт настроение надвигающейся тревоги.)

У. В какое время суток происходит буран?

(Ночью. От этого ещё страшнее. Ничего не видно. Буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.)

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идёт описание начала бурана? (Дети читают со слов «Вдруг настала ночь…» до конца абзаца)
У. Обратите внимание, что автор использует выражение «наступил буран ..», чтобы ещё более ярко показать и подчеркнуть внезапный переход, как час от часу свирепел и набирал силу буран.
У. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана? (Со всеми ужасами, взрыл снеговые степи, вскинул до небес, всё одел белый мрак…)
У. Как вы понимаете, выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий »? (Снег поднялся в воздух, стал шевелиться.)
У . Почему «как пух лебяжий »? (Т.к. сильный ветер, всё поднял.)
У. Обратите внимание на словосочетание «белый мрак ». Объясните, почему такое сочетание? (Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя всё белым-бело. На таком контрасте автор показывает картину проделок природы.)

7 абзац стр. 69

У. . Что собой представляла природа в ту ночь? (Всё слилось, всё смешалось )
У. Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (10глаголов: слепил, занимал, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил .)
У. Судя по этим словам, похож ли буран на живое существо?

8 абзац стр. 69-70

.У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время барана? Подтвердите словами из текста. (Сердце падает, кровь стынет.)
У. Почему? (Т.к. буран вызывает страх)
У. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней северной природы..»? (Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.)

    Абзац стр.70 Какое решение принимает старик? Как он обращается к сопровождающим обоз? Стр.70 (други) Почему не все приняли странный и страшный совет старика? Чем это обернулось для них?

10 абзац стр 70-71 Что настораживает в словах молодого парня? Нежелание «удалого молодца» прислушиваться к словам опытного старика, обвинение его в том. Что тот не хочет идти из-за усталости? Что предсказывает его несчастливую судьбу? (выражение «к несчастью, в обозе были люди неопытные…»)

    Стр. 71 Как долго бушевал буран? (Ночь, день, ночь, утро) С чем сравнивается разгулявшаяся стихия? (с океаном, бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку)

Стр.71 У. Сколько снега намело во время бурана? Как об этом говорит автор? (Глубокие овраги делались высокими буграми.)
У. Почему он так говорит? (Чтобы показать, какие снежные громады принёс буран.)

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана? (Наконец стало понемногу затихать…)стр.71
У . С чем сравнивает снежный поток Аксаков? (С океаном, с морем.)
У. Почему? (Много снега. Оно бесконечно.)

2 абзац стр.71

У. Прочитайте описание утра. (Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах…)

Что мы узнали о судьбе возчиков? Стр. 71-72 Как вы объясните трагический финал судьбы обоза? Всегда ли в жизни нужна безрассудная смелость? (со стихией бороться очень тяжело, в этой борьбе важнее умение приспособиться к ней, чтобы выжить)

Вывод.

У . Переждать такую стихию может только отважный человек. Найдите главную мысль рассказа? (Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…)
У. Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей.

Итог.

У. Произвёл ли на вас впечатление этот рассказ? Чем?

Какие средства языка использовал Аксаков для создания образа бури.

ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ПОВТОРЫ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА.
У. Вернёмся к теме нашего урока. Какие картины зимней природы мы сегодня наблюдали в произведениях писателя, композитора и художника?

Домашнее задание.

У. Дома:

Выучить понравившиеся строки наизусть; стр. 71

По желанию

Проходилось ли вам бывать на улице во время бурана. Расскажите и напишите о своих впечатлениях.

Владимир Маяковский

Октябрьская поэма.

вещь необычайно длинная,были времена прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети,

строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки

по имени - "Факт". Это время гудит телеграфной струной, это

сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или

в моем. Я хожу,

чтобы, с этою

книгой побыв, из квартирного

мирка шел опять

на плечах

пулеметной пальбы, как штыком,

просверкав. Чтоб из книги,

через радость глаз, от свидетеля счастливого,в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Этот день воспевать никого не наймем. Мы распнем карандаш на листе, чтобы шелест страниц, как шелест знамен, надо лбами годов шелестел.

"Кончайте войну! Довольно! Будет! В этом голодном году невмоготу. Врали:

"народа свобода,

эпоха, заря..."и зря. Где

чтобы землю

к лету? Нету! Что же

дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? Шиш. На шее

кучей Гучковы, черти, министры, Родзянки... Мать их за ноги! Власть

к богатым рыло воротит чего подчиняться ей?!. Бей!!" То громом, то шепотом этот ропот сползал

из Керенской тюрьмы-решета. в деревни шел по травам и тропам, в заводах сталью зубов скрежетал. Чужие

партии бросали швырком. - На что им сбор болтунов дался?! И отдавали большевикам гроши,

построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели. Дворец

не думал о вертлявом постреле, не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный. От орлов, от власти, одеял и кружевца голова

просяжного поверенного кружится. Забывши

и классы и партии, идет

на дежурную речь. Глаза

у него бонапартьи и цвета

защитного френч. Слова и слова. Огнесловая лава. Болтает

сорокой радостной. Он сам

опьянен своею славой пьяней,

чем сорокаградусной. Слушайте, пока не устанете, как щебечет иной адъютантик: "Такие случаи были он едет

в автомобиле. Узнавши,

кто и который, толпа

распрягла моторы! Взамен

лошадиной силы сама

на руках носила!" В аплодисментном плеске премьер

проплывет над Невским. и дамы,

и дети-пузанчики кидают

цветы и розанчики. Если ж

с безработы загрустится, сам

уверенно и быстро назначает

то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром. И вновь

возвращается, сказанув, ворочать дела и вертеть казну. Подмахивает подписи достойно и старательно. "Аграрные? Беспорядки?

Ряд? Пошлите,

карательный отряд! Ленин?

Большевики?

Арестуйте и выловите! Что?

Не слышу без очков. Кстати...

об его превосходительстве...

Корнилове... Нельзя ли

сговориться

казачков?!. Их величество?

Ну да!.. И руку жал.

Какая ерунда! Императора?

И черную корку? При чем тут Совет?

Приказываю

туда, в Лондон,

к королю Георгу". Пришит к истории,

пронумерован

и скреплен, и его

и Бродский и Репин.

Петербургские окна.

Синё и темно. Город

и покоем скован. НО не спит

мадам Кускова. Любовь

и страсть вернулись к старушке. Кровать

розоватит восток. Ее волос

пожелтелые стружки причудливо

слезливый восторг. С чего это

сохнет и вянет? Молчит...

но чувство,

видать, велико. Ее утешает

усатая няня, видавшая виды,

Пе Эн Милюков. "Не спится, няня...

Здесь так душно... Открой окно

да сядь ко мне". - Кускова,

что с тобой?

"Мне скушно... Поговорим о старине".

О чем, Кускова?

бывало, хранила

немало старинных былей,

небылиц и про царей

и про цариц. И я б,

с моим умишком хилым,короновала б

Михаила. чем брать

династию

чужую... Да ты

не слушаешь меня?!"Ах, няня, няня,

я тоскую. Мне тошно, милая моя. Я плакать,

я рыдать готова..." - Господь помилуй

и спаси... Чего ты хочешь?

Попроси. Чтобы тебе

не дуться, дадим свобод

и конституций... Дай

речей водою горящий бунт...

"Я не больна. Я...

знаешь, няня...

влюблена..." - Дитя мое,

господь с тобою!И Милюков

с мольбой крестил

профессорской рукой. - Оставь, Кускова,

в наши лета любить

смысла нету."Я влюблена".

снова в ушко

профессору

она. - Сердечный друг,

ты нездорова."Оставь меня,

я влюблена". - Кускова,

полечись ты..."Ах няня,

он такой речистый... Ах, няня-няня!

Ах! Его же ж

носят на руках А как поет он

про свободу... Я с ним хочу,

так в воду". Старушка

тычется в подушку, и только слышно:

Душка!" Смахнувши

рукавом, взревел усатый нянь:

В кого? Да говори ты нараспашку!"В Керенского..."

В какого?

В Сашку?И от признания

такого лицо

расплылось

Милюкова. От счастия

профессор ожил: - Ну, это что ж

одно и то же! При Николае

и при Саше мы сохраним доходы наши.Быть может,

на брегах Невы подобных

видали вы?

довоенной выковки, аксельбантами

увешанные до пупов, говорили

адъютант

(в "Селекте" на Лиговке) и штанс-капитан

Попов. "Господин адъютант,

не возражайте,

не дам,скажите,

поджидаем мы? Россию

продают жидам, и кадровое

офицерство

уже под жидами! Вы, конешно,

профессор,

либерал, но казачество,

пожалуйста,

оставьте в покое. Например,

мое положенье беря, это...

черт его знает, что это такое! Сегодня с денщиком:

Эй, наваксь

щиблетину,

чтоб видеть рыло в ней!И конешно

к матушке,

а он м е н я

к м о е й, к матушке,

к Елизавете Кирилловне!" "Нет,

я не за монархию

«Хорошо!»


Поэма «Хорошо!» - узловое произведение в творчестве В.В. Маяковского. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. О революции можно написать по-разному: восхвалять или осуждать ее. Но она есть свершившийся факт российской истории, кардинально повлиявший на судьбу последующих десятилетий, да и на современную эпоху нельзя не смотреть сквозь призму событий начала XX в., ведь еще живы их последние свидетели и участники.

В.В. Маяковский считал, что будущим поколениям надо знать, как жили их деды и прадеды. Он сумел показать события изнутри, стремился к максимально объективной оценке, хотя и не мог не расставить определенные акценты. Симпатии его, несомненно, находятся на стороне большевиков. Автор их не скрывает, но в строках поэмы воплотились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика столкнувшаяся с процессом передела собственности. Прежде всего это кровопролитная гражданская война. В.В. Маяковский последовательно показывает, как одно трагическое событие влечет за собой другие. Голод, нищета, разруха, холод - вот те проблемы, с которыми столкнулись люди. В эгу смутную эпоху они хлебнули много горя.

Важно, что поэма написана не от лица стороннего наблюдателя. С судьбой родной земли у В.В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического героя. Он голодает и мерзнет вместе со всем народом, но его патриотическое чувство лишь крепнет в испытаниях. Свою нищую, ослабленную войной родину поэт не променяет на сытую, благополучную Америку.

Поэма написана в 1927 г. (к юбилею Октябрьской революции), но каждая ее главка настолько явственно переносит читателя в изображаемый момент исторического развития, что произведение воспринимается как поэтический дневник, ежегодные записи которого пополнялись именно в первые послереволюционные годы.

Название произведения отражает итог масштабных социально-экономических преобразований за десятилетие. Первоначально поэма имела грехчастное композиционное членение. Произведение имело заглавие «Октябрь», затем «25 октября 1917».

Главы поэмы были инсценированы для праздничного спектакля, поставленного в октябрьские праздники 1927 года в ленинградском Малом оперном театре.

Поэма В.В. Маяковского «Хорошо!» - своеобразный учебник истории, в котором емким, художественно выразительным языком излагаются реальные факты действительности. 11о жанру это лиро-эпическая поэма с четко прописанным сюжетом. Можно было бы охарактеризовать ее как поэму-хронику.

Каждая эпоха порождает своих героев. В.В. Маяковский в этой связи, конечно, прославляет Ворошилова, Дзержинского, Подвойского, Антонова, Войкова, Красина, но не обходит вниманием и имена членов Временного правительства Керенского, Милюкова, Гучкова. Родзянко и предводителей Белой армии Врангеля, Колчака, Корнилова. При этом Керенский едко высмеян в произведении. Его властолюбие, трусость и позорное бегство из Зимнего дворца внушают лишь отвращение. Александр Федорович Керенский - представитель эсеровской партии. В состав Временного правительства он вошел в качестве министра юстиции. В первом коалиционном правительстве Керенский был военным и морским министром, а с 8 июля 1917 г.

Министром-председателем, а также верховным главнокомандующим. В.В. Маяковский в поэме иронизирует над многочисленной сменой Керенским постов и функций, намекая на то, что он сам себя на них и назначает. 25 октября 1917 г. Керенский, переодевшись в женское платье, бежал из столицы на машине американского посольства. Сначала он перебрался на Дон к атаману Каледину, а с 1918 г. жил за границей.

В главах поэмы Александр Федорович ассоциируется у В.В. Маяковского с царицей Александрой Федоровной. Поэт, с одной стороны, подчеркивает, что Керенский не сделал ничего для того, чтобы изменить самодержавную имперскую политику по отношению к своему народу, поверившему и поддержавшему его, а, с другой стороны, намекает на позорное бегство Верховноглавнокомандующего из Зимнего дворца перед штурмом. А вот разбитый Врангель, прощающийся с родной землей, выглядит в произведении трагически жалким. В.В. Маяковский не отказывает в уважении его патриотическому чувству, подчеркивает его храбрость и гордость. Петр Николаевич Врангель (1878-1928) был генералом русской царской армии. Он возглавлял контрреволюционные действия белогвардейской «добровольческой армии» на юге России в апреле-ноябре 1920 г. Врангель происходил из прибалтийских баронов. Он был связан с кругами крупных помещиков и иностранного финансового капитала. В ноябре 1920 г. после разгрома его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине блага:

И над белым тленом,
Как от пули падающий,
на
оба
колена
упал главнокомандующий.
Трижды
землю
поцеловавши,
трижды
город
перекрестил.

В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынужденных покинуть Родину после революции и умерших в эмиграции, страдая до конца дней от ностальгии.

Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интеллигенции, которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод, связанный с А.А. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его библиотеку, имел реальную биографическую основу: В.В. Маяковский однажды встретил А.А. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал ему об этом факте.

Однако несчастный случай с блоковской библиотекой - всего лишь незначительная мелочь по сравнению с той полосой трудностей, с которыми пришлось столкнуться в последующие годы русской интеллигенции, оставшейся в России. В воспоминаниях поэтессы И. Одоевцевой «На берегах Невы» подробно описываются настроения в писательской среде того времени. Люди творческого труда также замерзали и голодали в те годы, как вся Россия. В.В. Маяковский в данном случае не противопоставляет интеллигенцию простому народу, а наоборот, подчеркивает единство судьбы ученого и лесоруба в сложный, переломный момент истории.

И все-таки не стоит забывать о том, что поэма В.В. Маяковского - произведение светлое, оптимистическое. Все многочисленные трудности и проблемы современности отражены в ней не столько с целью объективного воплощения эпохи, сколько в стремлении показать, как дорого заплатила Россия за то, чтобы построить новое общество - общество социальной справедливости и благополучия. Чем сложнее был путь к юбилейному, 1927 г., тем ярче должны были казаться эпохальные достижения этого периода. Таким образом, в основе композиционного построения поэмы лежит прием контраста. Проявляется он и в построении отдельных главок. Вспомним, например, эпизод субботника.

В такие ночи,
      в такие дни,
в часы
   такой поры
на улицах
     разве что
            одни
поэты
   и воры́.
Сумрак
   на мир
      океан катну́л.
Синь.
      Над кострами -
         бур.
Подводной
     лодкой
        пошел ко дну
взорванный
        Петербург.
И лишь
   когда
      от горящих вихров
шатался
   сумрак бурый,
опять вспоминалось:
         с боков
            и с верхов
непрерывная буря.
На воду
   сумрак
      похож и так -
бездонна
     синяя прорва.
А тут
      еще
     и виденьем кита
туша
     Авророва.
Огонь
  пулеметный
        площадь остриг.
Набережные -
         пусты́.
И лишь
   хорохорятся
         костры
в сумерках
     густых.
И здесь,
   где земля
        от жары вязка́,
с испугу
   или со льда́,
ладони
   держа
      у огня в языках,
греется
   солдат.
Солдату
      упал
      огонь на глаза,
на клок
   волос
      лег.
Я узнал,
   удивился,
        сказал:
"Здравствуйте,
        Александр Блок* .
Лафа футуристам,
        фрак старья
разлазится
     каждым швом".
Блок посмотрел -
        костры горят -
"Очень хорошо".
Кругом
   тонула
      Россия Блока…
Незнакомки,
      дымки севера*
шли
  на дно,
     как идут
            обломки
и жестянки
     консервов.
И сразу
   лицо
      скупее менял,
мрачнее,
      чем смерть на свадьбе:
"Пишут…
       из деревни…
         сожгли…
            у меня…
библиоте́ку в усадьбе".
Уставился Блок -
        и Блокова тень
глазеет,
   на стенке привстав…
Как будто
     оба
      ждут по воде
шагающего Христа* .
Но Блоку
   Христос
        являться не стал.
У Блока
   тоска у глаз.
Живые,
   с песней
        вместо Христа,
люди
     из-за угла.
Вставайте!
     Вставайте!
         Вставайте!
Работники
     и батраки.
Зажмите,
       косарь и кователь,
винтовку
     в железо руки!
Вверх -
   флаг!
Рвань -
      встань!
Враг -
   ляг!
День -
   дрянь.
За хлебом!
     За миром!
         За волей!
Бери
  у буржуев
      завод!
Бери
  у помещика поле!
Братайся,
     дерущийся взвод!
Сгинь -
       стар.
В пух,
   в прах.
Бей -
   бар!
Трах!
     тах!
Довольно,
     довольно,
         довольно
покорность
     нести
        на горбах.
Дрожи,
   капиталова дворня!
Тряситесь,
     короны,
        на лбах!
Жир
  ёжь
страх
     плах!
Трах!
     тах!
Тах!
  тах!
Эта песня,
     перепетая по-своему,
доходила
     до глухих крестьян -
и вставали села,
          содрогая воем,
по дороге
     топоры крестя.
Но -
  жи -
   чком
     на
      месте чик
лю -
  то -
   го
      по -
        мещика.
Гос -
  по -
   дин
     по -
      мещичек,
со -
  би -
   райте
         вещи-ка!
До -
  шло
   до поры,
вы -
  хо -
   ди,
     босы,
вос -
  три
   топоры,
подымай косы.
Чем
  хуже
      моя Нина?!
Ба -
  рыни сами.
Тащь
  в хату
     пианино,
граммофон с часами!
Под -
     хо -
   ди -
     те, орлы!
Будя -
   пограбили.
Встречай в колы,
провожай
     в грабли!
Дело
     Стеньки
      с Пугачевым,
разгорайся жарчи-ка!
Все
  поместья
      богачевы
разметем пожарчиком.
Под -
  пусть
     петуха!
Подымай вилы!
Эх,
  не
   потухай, -
пет -
  тух милый!
Черт
     ему
     теперь
        родня!
Головы -
     кочаном.
Пулеметов трескотня
сыпется с тачанок.
"Эх, яблочко,
      цвета ясного.
Бей
  справа
     белаво,
слева краснова".
Этот вихрь,
     от мысли до курка,
и постройку,
      и пожара дым
прибирала
     партия
        к рукам,
направляла,
        строила в ряды.

Холод большой.
         Зима здорова́.
Но блузы
       прилипли к потненьким.
Под блузой коммунисты.
           Грузят дрова.
На трудовом субботнике.
Мы не уйдем,
      хотя
        уйти
имеем
   все права.
В наши вагоны,
        на нашем пути,
наши
   грузим
      дрова.
Можно
   уйти
     часа в два, -
но мы -
     уйдем поздно.
Нашим товарищам
         наши дрова
нужны:
   товарищи мерзнут.
Работа трудна,
      работа
         томит.
За нее
   никаких копеек.
Но мы
   работаем,
        будто мы
делаем
   величайшую эпопею.
Мы будем работать,
            все стерпя,
чтоб жизнь,
     колёса дней торопя,
бежала
   в железном марше
в наших вагонах,
           по нашим степям,
в города
      промерзшие
         наши .
"Дяденька,
     что вы делаете тут,
столько
   больших дяде́й?"
- Что?
   Социализм:
           свободный труд
свободно
       собравшихся людей.

Перед нашею
     республикой
           стоят богатые.
               Но как постичь ее?
И вопросам
     разнедоуменным
            не́т числа:
что это
   за нация такая
         "социалистичья",
и что это за
     "соци -
        алистическое отечество"?
"Мы
     восторги ваши
         понять бессильны.
Чем восторгаются?
           Про что поют?
Какие такие
        фрукты-апельсины
растут
   в большевицком вашем
              раю?
Что вы знали,
      кроме хлеба и воды, -
с трудом
      перебиваясь
         со дня на день?
Такого отечества
         такой дым
разве уж
     настолько приятен?*
За что вы
   идете,
      если велят -
            "воюй"?
Можно
   быть
      разорванным бо́мбищей,
можно
   умереть
      за землю за свою ,
но как
   умирать
      за общую?
Приятно
      русскому
        с русским обняться, -
но у вас
   и имя
      "Россия "
           утеряно.
Что это за
     отечество
         у забывших об нации?
Какая нация у вас?
        Коминтерина?
Жена,
      да квартира,
        да счет текущий -
вот это -
     отечество,
         райские кущи.
Ради бы
      вот
     такого отечества
мы понимали б
         и смерть
           и молодечество".
Слушайте,
     национальный трутень, -
день наш
       тем и хорош, что труден.
Эта песня
     песней будет
наших бед,
     побед,
        буден.

2

Поэт призывает прекратить войну за временное правительство, так как народ был обманут. Крестьяне узнают о большевиках.

3

Во дворце бывшего царя поселился в роскоши Керенский. Его помощники пускают слухи, что простой народ его любит. Но, когда начинаются беспорядки или народные волнения, он посылает разобраться во всем солдат. Керенский хочет спасти царя и отправить его в Великобританию

4

Идёт разговор между Милюковым (министром иностранных дел) и Кусковой (лидером партии кадетов). Она признается в любви к Керенскому.

5

Штабс-капитан Попов и его знакомый адъютант пируют в ресторане. Они рассуждают о судьбе России и приходят к печальному выводу, что ничего хорошего эту страну не ждёт.

Они считают, что Ленина к власти допускать нельзя. Они ожидают помощи от казаков и ненавидят большевиков.

В это время большевики вооружаются и собираются штурмовать Зимний дворец.

6

Ленин с большевиками готовятся к сражению.

Захват Зимнего дворца сравнивается с битвой двух теней. Защитники дворца сдаются.

Во дворце сидят министры и слышат выстрел Авроры, от которого дрожат стекла. Они сдаются, не видя смыла сопротивляться.

Объявляют, что временное правительство уходит в отставку.

Первый утренний трамвай выходит из депо уже при социализме.

7-10

Описание Петербурга с солдатами. Маяковский встречает Блока. Тот жалуется, что крестьяне сожгли его библиотеку.

Богатые не понимают новые правила жизни.

Европа шлёт войска против молодого государства. Страна тонет в крови.

11-15

Голодная московская жизнь в новом государстве. Главная задача отбиться от «белых». Маяковский живет с друзьями. Он ищет дрова, чтобы согреться в квартире.

Многие умирают. Чтобы писать стихи, Маяковскому хочется думать не о голодающих, а – о глазах любимой.

Голод продолжается. Слухи о том, что Деникин побеждает. Но, «красные» вооружаются и скачут на помощь.

Расстреливают врагов советской власти.

16-19

Все, кто против советской власти, уезжают из страны.

Все выходят строить новый мир.

Красная площадь и мавзолей – сюда часто приходит поэт.

Страна возродилась. Обильные витрины магазинов. Человек чувствует себя защищенным.

Маяковский говорит, что все в стране хорошо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Маяковский. Все произведения

  • Баня
  • Хорошо

Хорошо. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шиллер Мария Стюарт

    В книге рассказывается про Англию в 1586 году. Главной героиней книги является Мария Стюарт. Она была сводной сестрой королевы Елизаветы. Кроме самой королевы леди Стюарт претендовала на английский трон

  • Краткое содержание Монтескьё Персидские письма

    Любознательные азиаты Узбек и Рика покидают родину и отправляются путешествовать. Они переписываются между собой и своими друзьями. В одном из писем Узбек рассказывает другу о причине побудившей его уехать

  • Краткое содержание Джейн Остин Эмма

    Главной героиней данного произведения британской писательницы стала молодая девушка Эмма двадцати одного года. Она отличается от многих юных особ деревни тем, что любит сватать соседей друг с другом

  • Краткое содержание Уэллс Машина времени

    Научно-фантастическое произведение «Машина времени», написанное английским писателем Гербертом Джорджем Уэллсом, рассказывает о мире будущего. В этот мир отправился создатель фантастической машины