Гибель подводных лодок в ссср. Шесть подводных лодок, погибших при невыясненных обстоятельствах. Украина вне конкуренции

государственный граница безопасность железный занавес

В послевоенные годы авторитет СССР очень вырос благодаря победе над фашисткой Германией. Многие развивающиеся страны в качестве примера государственного устройства, брали за основу социалистический строй СССР и старались вступить в социалистическую коалицию. Мир поделился на два полюса: капиталистический и социалистический Лукашук И.И. Победа в Отечественной войне и развитие международного права // Международное публичное и частное право. - 2005. - № 4. - С. 2.. Недовольство капиталистических стран, утративших свое влияние на многих ранее им подконтрольных территориях, возрастало. И вскоре это вылилось в противостояние капиталистического и социалистического лагерей. Активизировались военные и политические разведки обоих режимов. Началось «соревнование» двух режимов за глобальное первенство и авторитет в мире («холодная война»). Всё указанное оказало прямое воздействие и на вопросы пограничной безопасности Шустов А.Н. Железный занавес и холодная война // Русская речь. - 2005. - № 1. - С. 123..

После войны на западе и северо-западе шло активное восстановление государственной границы. Вновь создавались пограничные отряды и округа. Заставы и комендатуры из местного населения создавали бригады содействия, которые помогали пограничникам охранять границу. Только в Украинском пограничном округе к началу 1945 г. было создано 209 таких бригад и групп общей численностью 2341 человек Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский - М.: Кучково поле, 2002. - С. 456..

После перенесения боевых действий на сопредельные территории наша пограничная полоса еще длительное время продолжала оставаться прифронтовой зоной, ближайшим тылом действующей армии. Гитлеровская разведка активно забрасывала сюда шпионов и диверсантов.

Сложность обстановки объяснялась и тем, что в этих районах было оставлено немало вражеской агентуры, здесь прятались пособники и ставленники оккупантов, а также лица, укрывавшиеся от призыва в армию. Особую опасность представляла разветвленная, хорошо законспирированная сеть подпольных организаций и их вооруженные бандформирования, созданные фашистскими разведывательными органами. Во время оккупации гитлеровская администрация широко опиралась на них, а при отступлении снабдила оружием и другими средствами, необходимыми для ведения активной борьбы с Советской властью.

С особым ожесточением эти организации действовали вблизи восстановленной государственной границы. При этом часть банд, в основном в период проведения операций по их ликвидации, стремилась уйти за кордон. И наоборот, имели место многочисленные случаи прорывов банд, сформированных гитлеровской разведкой в Польше, Румынии, Венгрии, на советскую территорию для ведения подрывных действий в нашем тылу.

Ликвидация крупных вооруженных националистических формирований велась в районах восстановленной границы и отличалась крайней напряженностью. Возглавляли ее органы госбезопасности и внутренних дел. Общее руководство борьбой с оуновским подпольем и вооруженными отрядами в западных областях Украины, например, было поручено народному комиссару внутренних дел, народному комиссару госбезопасности УССР и начальнику войск Украинского пограничного округа. Непосредственное руководство оперативной работой возлагалось на УНКВД-УНКГБ Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Черновицкой областей. Такая же система была создана на территории западных областей Белоруссии и в прибалтийских республиках.

Политические акции в пограничных районах проводились на основе решений ЦК ВКП(б), постановлений ЦК КП Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии при активном участии местных партийных органов. Оперативные мероприятия на границе и в прилегающих к ней районах пограничные войска и органы госбезопасности осуществляли по единому плану, причем роль последних была определяющей. Во всех случаях войсковым действиям предшествовала агентурно-разведывательная работа, которую проводили органы госбезопасности.

Пограничные округа и отряды, охранявшие восстановленную западную границу, вели борьбу с бандформированиями (действовавшими как в нашем приграничье, так и на территории сопредельных государств, особенно в Польше) во взаимодействии с частями и соединениями внутренних войск. Во многих случаях пограничники также взаимодействовали с тыловыми частями фронтов и военными комендатурами, выставленными на освобожденной территории сопредельных государств, а когда возникала необходимость, то и с пехотными частями Войска Польского. Последнее было вызвано тем, что банды, действовавшие в Польше, нередко совершали набеги на советскую территорию, и наоборот, чтобы уйти из-под удара наших войск, некоторые из них пытались там скрыться.

Взаимодействие между советскими погранвойсками и польскими войсками способствовало успешной борьбе с националистическими бандами в приграничных районах СССР и на территории Польши. В октябре -- декабре 1945 г. и в течение 1946 г. на территории пограничных районов Польши против участков 2, 88, 89, 90 и 93-го советских пограничных отрядов было проведено более 20 совместных специальных операций, в результате которых было ликвидировано значительное число банд, в том числе и «Ягода».

В специальных операциях по ликвидации крупных вооруженных формирований применялась авиация пограничных войск. Самолеты использовались для воздушной разведки, наведения подразделений на обнаруженные банды, высадки десантов, нанесения бомбовых ударов, выставления заслонов на путях отхода бандитов. Например, за первое полугодие 1945 г. летчики-пограничники Украинского погранокруга обнаружили расположение 13 банд. В 1946 г. с помощью воздушной разведки на участках Украинского и Прикарпатского погранокругов было обнаружено 19 бандгрупп.

В 1945 г. оперативно-войсковые группы (ОВГ) применялись для ликвидации националистических банд не только в приграничных районах, но и за их пределами. Например, решением ЦК КП(б) Украины начальникам областных управлений НКВД, пограничных и внутренних войск для уничтожения оставшихся бандитских формирований было поручено создать специальные ОВГ. Каждая группа получала конкретную задачу по ликвидации банд независимо от того, в каком районе области они действовали. Аналогичные решения принимали ЦК КП(б) Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы и Молдавии.

В результате основные националистические организации и их вооруженные формирования были разгромлены. В течение 1945 г. было ликвидировано 250 банд, в боях уничтожено 10 121, ранено 552 и пленено 17 612 человек.

При подведении итогов борьбы с вооруженными формированиями противника в 1945 г. в директиве НКВД СССР подчеркивалось, что пограничные и внутренние войска в процессе очистки пограничной полосы и освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории западных областей СССР совместно с органами НКВД и НКГБ нанесли серьезный удар по бандитскому и националистическому подполью, ликвидировав при этом ряд крупных банд.

В 1946 г. пограничные войска, органы внутренних дел и госбезопасности продолжали вести совместную борьбу по ликвидации вооруженных групп и националистического подполья. 24 июля 1946 г. ЦК КП(б) Украины принял новое решение -- «О ликвидации остатков банд украинско-немецких националистов в западных областях УССР» Климов А.А. Обеспечение общественной безопасности Внутренними войсками НКВД -- МВД СССР на территории Западной Украины в 1940--1950-е годы // Военно-исторический журнал. - 2008. - № 12. - С. 14..

Период 1947 -- 1951 гг. характеризовался сосредоточением усилий пограничных войск, органов НКВД и НКГБ на борьбе против подполья и мелких вооруженных групп, руководство которыми осуществлялось из зарубежных центров. В этот период, когда националисты перешли к действиям мелкими группами в условиях строжайшей конспирации, возросло значение оперативно-разведывательных мероприятий, а также обеспечения надежной охраны государственной границы и пограничного режима.

В 1948 и 1949 гг. борьба с бандитизмом вблизи границы приобрела очаговый характер. В целях маскировки бандиты все чаще стали появляться в форме военнослужащих Советской Армии и пограничных войск. Они действовали группами по 2-3 человека, а нередко и в одиночку.

Но постепенно лишившись поддержки местного населения, утратив связь с зарубежными центрами и материальную базу, националисты и их вооруженные отряды были повсеместно разгромлены. Ликвидация бандитизма в западных областях Украины, Белоруссии и в республиках Прибалтики способствовала установлению спокойствия в этих районах.

Анализ участия пограничных войск в борьбе с националистическим подпольем и его вооруженными формированиями позволяет извлечь ряд уроков. Вот некоторые из них:

Необходимость специальной подготовки командиров и личного состава пограничных войск для борьбы с незаконными вооруженными формированиями;

Создание специальных добровольных формирований из местного населения для поддержания общественного порядка в населенных пунктах и оказания помощи пограничникам в борьбе с националистами;

Планирование специальных контрпартизанских операций в конкретных зонах ответственности пограничных войск совместно с частями армии, внутренних войск и органами госбезопасности, формированиями из местного населения;

Организация специальной идеологической работы среди личного состава подразделений, участвующих в ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Учет этих и других факторов способствовал успешному выполнению пограничными войсками стоявших перед ними задач.

Таким образом, с изгнанием гитлеровцев с территории СССР обстановка на северо-западном и западном участках ее границы оставалась сложной из-за наличия в приграничье незаконных вооруженных формирований, активно противодействовавших Советской власти. Они осуществляли свои акции под флагом национально-освободительной борьбы. Борьба с незаконными вооруженными формированиями, быстро прошедшими путь от лозунгов и агитации до бандитизма и уголовщины, растянулась более чем на 6 лет, завершившись в основном только к 1951 -- 1953 гг.

Следует отметить, что после победы над Бонапартом западная граница Российской империи имела нелепую конфигурацию, в несколько раз превышавшую прямое расстояние между её крайними точками. Эта граница не имела ни физико-географических, ни этнографических привязок. Огромный польский выступ, служивший источником внутренних интриг и смут для Российской империи, вдавался между восточно-прусским и галицийским плацдармами соседних немецких империй и в силу этого был потенциально крайне уязвим, что и сказалось в Первую мировую войну. После же Второй мировой войны западная граница СССР прошла по иной траектории, почти по прямой линии между Балтийским и Чёрным морями. То есть теперь западная граница СССР -- по Одеру, Судетам, предгорьям Альп и Балканам -- была близка к оптимальной. Кроме того, СССР получил крупное предполье (страны соцлагеря) перед своими западными рубежами. Оно также имело выгодную конфигурацию.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 67-87. .

Разумеется, уже в послевоенный период советское государство уделяло значительное внимание и иным, помимо западной и северо-западной, границам. Так, наращивалась военная и пограничная группировки на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Хабаровском крае и в Приморье, происходила реорганизация всех воинских формирований, дислоцировавшихся в этом регионе. К началу 1947 г. в составе Дальневосточного (на Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской конференции (январь 1945 г.), Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова) и Приморского военных округов имелось 7 общевойсковых и 2 воздушные армии. На Камчатке был создан Камчатский морской оборонительный район, свою базу базирования получили подводные лодки Тихоокеанского флота. Несмотря на трудности, вызванные колоссальными разрушениями в ходе войны, войска получали от государства все необходимое. На границу стали поступать стрелковое автоматическое оружие, радиолокационные и прожекторные станции Минаев А.В. Пограничный режим на государственной границе // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. - С. 143..

17 октября 1949 г. пограничные войска были переданы из МВД в МГБ. На этот момент они состояли из следующих округов: УПВ МВД Карело-Финского округа; УПВ МВД Ленинградского округа; УПВ МВД Прибалтийского округа; УПВ МВД Литовского округа; УПВ МВД Белорусского округа; УПВ МВД Украинского округа; УПВ МВД Закарпатского округа; УПВ МВД Молдавского округа; УПВ МВД Грузинского округа; УПВ МВД Армянского округа; УПВ МВД Азербайджанского округа; УПВ МВД Туркменского округа; УПВ МВД Среднеазиатского округа; УПВ МВД Киргизского округа; УПВ МВД Казахского округа; УПВ МВД Забайкальского округа; УПВ МВД Хабаровского округа; УПВ МВД на Тихом океане.

Итак, в целях укрепления обороноспособности СССР и обеспечения государственной безопасности в пограничном пространстве советским правительством сразу же после окончания Второй мировой войны был взят курс на усиление военной мощи и создание надежной системы охраны государственной границы. В этот период важнейшими направлениями пограничной политики СССР стало заключение договоров и соглашений с сопредельными государствами, оборудование границы в инженерно-техническом отношении.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла , построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации . На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма , с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море . Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, "Курск" внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий . В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа .

© Фото: public domain АПЛ К‑278 "Комсомолец"

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров . Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев", которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

© public domain


© public domain

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло . Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. "Академик Берг" ударил "К‑56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования .
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана , приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров . Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла , имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии , девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол" в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный . На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды , корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации через несколько дней.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80 , входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла : из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа , в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…

Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер» . Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» - последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.


Перо руля USS Tresher (SSN-593)


Вскоре ужасная история получила продолжение - американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион» .

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.


Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)


Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8 . Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец» .


К-219 с развороченной ракетной шахтой


Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай - взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.


К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом "Мир".


Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» - субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск» . Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).



Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159 . Причина - потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

Двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

Пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море - в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 - 0,24 у наших и 0,5 - 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! - ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! - могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина - обычная халатность.


USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса


Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.


Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно - ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.


"Батон Руж" отправляется на гвозди


Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941


Мемориал погибшим подводникам, Мурманск

По спасению 44 моряков с подводной лодки San Juan, которая пропала в Южной Атлантике в середине ноября. Саму подводную лодку при этом продолжат искать. О пропаже подлодки стало известно 17 ноября.

РБК вспомнил крупнейшие аварии с иностранными подводными лодками после Второй мировой войны

1951 год. Британская дизельная подлодка HMS Affray

16 апреля 1951 года субмарина Affray покинула порт приписки для участия в учениях. На борту находилось 75 человек. Вскоре подлодка перестала выходить на связь. Ее удалось обнаружить лишь через два месяца на глубине около 90 м в водах Ла-Манша. Выживших на борту не оказалось. Установить окончательную причину гибели корабля так и не удалось. Официальное расследование пришло к выводу об усталости металла в одном из узлов, отвечающем за снабжение воздухом. По другой версии, причиной послужил взрыв на борту.

1953 год. Турецкая субмарина Dumlupinar

Фото: Sait Kucuk CPOS (Ret) / Turkish Navy

4 апреля 1953 года турецкая субмарина Dumlupinar столкнулась в проливе Дарданеллы со шведским грузовым судном Naboland, после чего быстро затонула на глубине 85 м. В момент столкновения на мостике находилось пять подводников, им удалось спастись. Остальные члены экипажа, 81 человек, погибли.

1963 год. Американская головная атомная подлодка проекта Thresher

10 апреля 1963 года головная атомная подлодка проекта Thresher вышла в море для проведения тестовых глубоководных погружений. Испытания обернулись крупнейшей аварией в истории мирового подводного флота. Из-за нарушения целостности корпуса и поступления воды в машинное отделение лодка стремительно ушла на предельную глубину и начала разваливаться. Ее обломки лежат на глубине 2560 м в Атлантическом океане. На борту находилось 129 человек, все погибли. Эта катастрофа стала первой в истории гибелью атомной подводной лодки.

1968 год. Израильская дизельная подводная лодка «Дакар»

Фото: Havakuk Levison / FMS / Reuters

25 января 1968 года в Средиземном море затонула израильская дизельная подводная лодка «Дакар». Построенная в Великобритании субмарина следовала из Портсмута в Хайфу. Обнаружить затонувшую подлодку удалось только спустя 31 год: ее нашли на утвержденном маршруте на глубине 3 км. Сразу после гибели субмарины израильские военные выдвинули версию, что «Дакар» была потоплена советской подлодкой. После проведения экспертизы это подозрение было снято: в 2015 году СМИ сообщили, что к потере контроля над субмариной могла привести техническая неисправность.

1968 год. Атомная субмарина США USS Scorpion

Фото: U.S. Naval History and Heritage Command / AP

22 мая 1968 года в Атлантическом океане затонула еще одна атомная подводная лодка (АПЛ) — американская Scorpion. Причину ее гибели установить так и не удалось, в качестве одного из возможных вариантов называли взрыв торпеды на борту. Сама АПЛ лежит на глубине более 3 км, а представители ВМС США периодически мониторят радиационный фон в районе затопления. В 2012 году ветераны американского флота призывали возобновить расследование причин катастрофы и провести подводную экспедицию.

1971 год. Пакистанская подводная лодка «Гази»

Фото: LCDR Tomme J. Lambertson USN (RET)

3 декабря 1971 года у юго-восточного побережья Индии во время индо-пакистанской войны затонула пакистанская подводная лодка «Гази». На борту находилось 92 члена экипажа, все они погибли. Индийские военные утверждали, что лодка была потоплена их эсминцем «Раджпут». По словам пакистанской стороны, это произошло из-за взрыва на борту или подрыва на мине. Гибель «Гази» стала первой боевой потерей подводной лодки со времен Второй мировой войны.

2003 год. Китайская подводная лодка № 361

16 апреля 2003 года в Желтом море затонула китайская подводная лодка № 361. На борту находилось 70 членов экипажа, все они погибли. Власти Китая сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года. В качестве причины была названа неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту. В ходе расследования катастрофы в отставку были отправлены четверо высокопоставленных военных.