Комплексная характеристика индийского океана. Сообщение про индийский океан. История формирования и исследования


Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами -
И опять, опять чего-то жду.

10. X. 17

«Звезда дрожит среди вселенной…»


Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Какой-то влагой драгоценной
Столь переполненный сосуд?

Звездой пылающей, потиром
Земных скорбей, небесных слез
Зачем, о господи, над миром
Ты бытие мое вознес?

22. X. 17

«В пустом, сквозном чертоге сада…»


В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость все, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть - в надежде
Еще одну весну узнать!

<3. X. 17>

«В дачном кресле, ночью, на балконе…»


В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум…
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской…
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?

Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит - да.

То, что есть в тебе, ведь существует.
Вот ты дремлешь, и в глаза твои
Так любовно мягкий ветер дует -
Как же нет Любви?

9. VII. 18

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

14. VII. 18

«Огонь, качаемый волной…»


Огонь, качаемый волной
В просторе темном океана
Что мне до звездного тумана,
До млечной бездны надо мной!

Огонь, по прихоти волны
Вдали качаемый, печальный…
Что мне до неба, до хрустальной,
Огнями полной вышины!

24. IX. 18

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

25. VI. 22

«Печаль ресниц, сияющих и черных…»


Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных,-
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!

Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?

27. VIII. 22

1885 год


Была весна, и жизнь была легка.
Зияла адом свежая могила,
Но жизнь была легка, как облака,
Как тот дымок, что веял из кадила.

Земля, как зацветающая новь,
Блаженная, лежала предо мною -
И первый стих, и первая любовь
Пришли ко мне с могилой и весною.

II это ты, простой степной цветок,
Забытый мной, отцветший и безвестный,
На утре дней моих попрала смерть, как бог,
И увела в мир вечный и чудесный!

9. IX. 22

Дочь


Все снится: дочь есть у меня,
И вот я, с нежностью, с тоской,
Дождался радостного дня,
Когда ее к венцу убрали,
И сам, неловкою рукой,
Поправил газ ее вуали.

Глядеть на чистое чело,
На робкий блеск невинных глаз
Мне почему-то тяжело,
Но все ж бледнею я от счастья,
Крестя ее в последний час
На это женское причастье.

Что снится мне потом? Потом
Она уж с ним, - как страшен он! -
Потом мой опустевший дом -
И чувством молодости странной,

1. Творчество И. А. Бунина.
2. Мотивы одиночества в лирике.
3. Одиночество лирического героя
4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова.
5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма.

И. А. Бунин — человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы и мира человеческих отношений. После Октябрьской революции он был вынужден покинуть Россию, однако остался навсегда предан ей. Бунин создавал свои легкие, потрясающие произведения как в стихах, так и в прозе. Поэтический мир Бунина схож с миром Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, так как читатель может найти в нем такое же обожествление природы родного края, восхищение русскими пейзажами.

Современники прозаика и поэта так отзывались о нем: «Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России» (Б. К. Зайцев), «...один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. В. Адамович). Сам он относился к своему творчеству иначе, чем окружающие и стоял особняком в рамках русской литературы: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», — писал он Н. Д. Телешову в 1900 году... — Как ни кинь, все тяжко одиночество...».

Одиночество — состояние, характерное для многих стихотворений Бунина. При этом это состояние по-разному может им оцениваться — от драгоценного подарка судьбы, до страшного проклятья его лирического героя и самого автора:

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мертв в полночной тишине...

Название стихотворения «Запустение» этого же года говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мертвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!

Состояние лирического героя не просто удручающее, оно близко к кризису. Но проступает отчетливое желание избавиться от кризиса, вновь обрести нормальное душевное настроение. Это спокойствие и гармонию автор может обрести только при общении с природой, часто ночью, когда на землю приходит тишина. Именно в такие моменты герой может постигать Бога и беседовать с ним. Именно об этом и рассказывает стихотворение «Как в апреле по ночам в аллее».

Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Первая строка переносит читателя к месту действия произведения, к месту нынешнего существования героя. Можно понять, что здесь он проводит много времени, раз может сравнивать настроение и состояние природы, да и само слово «по ночам» говорит о том, что это место любимо героем. Сравнение ночной поры с апрелем необычно и тонко, оно передает настроение свежего, хрустально-чистого воздуха. Кроме того, апрель как весенний месяц, пора обновлений и оживающей природы, является символом того, ради чего приходит сюда лирический герой почти каждую ночь. Можно понять теперь, чего герой и автор ищут здесь, что мечтают вновь обрести.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть — все то же, что весной.

В этих строках Бунин близок М. Ю. Лермонтову с его ставшим классическим стихотворением:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...

И так же, как и герою Лермонтова, оказавшегося в одиночестве под огромным, захватывающим дух небом, герой писателя испытывает грусть и тоску, такую же, какую испытывал до этого. Но если лирический герой Лермонтова ищет забытья и его не волнует, не радует его прошлое:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть, —

то герой Бунина совершенно иной. В прошлом он находит силы, молодость и легкость, о которой грустил:

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами
И опять, опять чего-то жду.

Таким образом, герой произведения одинок. Его печалит одиночество, он ищет иной себе судьбы. Но при он этом не отказывается от прошлого, а наоборот, принимает его. И прошлое приносит с собой молодость и легкость, утоляет тоску, помогает погрузиться в минувшее герою природу, волшебное для поэта сочетание ночи и темной аллеи.

Стихотворение удивительно лаконично — всего три четверостишья из коротких строк. При этом в небольшом объеме — маленькая история душевного состояния героя. Произведение перекликается с известным стихотворением Лермонтова, однако это переплетение художественных образов только сильнее разводит два текста между собой. Если лермонтовский герой стремится избежать событий прошлого, да и воспоминаний об этих событиях, то Бунин находит в прошлом силу. При этом тема возвращающегося прошлого и его значения для героя частотна в творчестве автора. Она встречается не только в его стихотворениях, но и в прозаических текстах.

Легкое настроение стихотворения не омрачает даже описание грусти и печали лирического героя, а темнота ночных аллей не пугает и не отталкивает. В этом поэтическом творении Бунин выступает как продолжатель традиций символистов, так и как яркий их отрицатель.

В стихотворении характерны для символизма изображение ночи, жизненной неустроенности поэта, неба и чистого горизонта. Велико значение символов. Уже названный горизонт является не просто элементом пейзажа, но и будущим, о котором думает лирический герой. Весна и осень, противопоставленные в стихотворении, как вечная борьба жизни и смерти, уродства и красоты с победой весны, жизни, того самого, свежего и легкого апреля, который был дорог герою в прошлом. И в этом — отрицание наследия символистов, уход от трагичных и темных предчувствий, характерных для них.

Бунин много внимания уделял природе, понимал и бесконечно любил ее. Позднее так скажет о нем А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто! умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

Школьный курс программы по географии включает изучение самых больших водных акваторий - океанов. Эта тема достаточно интересная. Ученики с удовольствием готовят по ней доклады и рефераты. В данной статье будет изложена информация, которая содержит описание географического положения Индийского океана, его характеристику и особенности. Итак, давайте начнем знакомство.

Краткое описание Индийского океана

По масштабу и количеству водных запасов Индийский океан уютно расположился на третьем месте, уступив Тихому и Атлантическому. Значительная его часть расположилась на территории Южного полушария нашей планеты, а его естественными приделами являются:

  • Южная часть Евразии на севере.
  • Восточное побережье Африки на западе.
  • Северные и северо-западные берега Австралии на востоке.
  • Северная часть Антарктиды на юге.

Для того чтобы указать точное географическое положение Индийского океана, понадобится карта. Ее же можно использовать во время презентации. Итак, на мировой карте акватория имеет следующие координаты: 14°05′33.68″ южной широты и 76°18′38.01″ восточной долготы.

По одной из версий, рассматриваемый океан впервые был назван Индийским в работе португальского ученого С. Мюнстера под названием «Космография», которая была издана в 1555 году.

Характеристика

Общая с учетом всех морей, включаемых в его состав, равняется 76,174 млн кв. км, глубина (средний показатель) составляет более 3,7 тыс. метров, а максимальная была зафиксирована на отметке свыше 7,7 тысяч метров.

Географическое положение Индийского океана имеет свои особенности. Благодаря большим размерам он находится в нескольких климатических поясах. Также стоит обратить внимание на размеры акватории. Например, максимальная ширина находится между бухтой Линде и Торосовым проливом. Протяженность с запада на восток составляет почти 12 тыс. км. А если рассматривать океан с севера на юг, то самый большой показатель будет от мыса Рас-Джадди до Антарктиды. Это расстояние равняется 10,2 тыс. км.

Особенности акватории

Изучая особенности географического положения Индийского океана, необходимо рассмотреть его границы. Сначала обратим внимание, что вся акватории находится в восточном полушарии. С юго-западной стороны она граничит с Атлантическим океаном. Для того чтобы увидеть на карте это место, необходимо найти 20° по меридиану в. д. Граница с Тихим океаном находится на юго-востоке. Она проходит по 147° меридиану в. д. С Северным Ледовитым океаном Индийский не сообщается. Его границей на севере является самый большой материк - Евразия.

Строение береговой линии имеет слабое расчленение. Есть несколько больших заливов и 8 морей. Островов относительно немного. Самые крупные - Шри-Ланка, Сейшельские, Куриа-Муриа, Мадагаскар и др.

Рельеф дна

Характеристика не будет полной, если не рассмотреть особенности рельефа.

Центрально-Индийский хребет - подводное образование, которое находится в центральной части акватории. Его протяженность составляет около 2,3 тыс. км. Ширина рельефного образования находится в пределах 800 км. Высота хребта - более 1 тыс. м. Некоторые вершины выступают из воды, образуя вулканические острова.

Западно-Индийский хребет расположен в юго-западной части океана. Здесь наблюдается повышенная сейсмическая активность. Протяженность хребта - около 4 тыс. км. А вот в ширину он меньше предыдущего приблизительно вполовину.

Аравийско-Индийский хребет - подводное рельефное образование. Находится он в северо-западной части акватории. Его длина чуть меньше 4 тыс. км, а ширина - около 650 км. В конечной точке (о. Родригес) переходит в Центрально-Индийский хребет.

Дно Индийского океана состоит из отложений мелового периода. В некоторых местах их толщина достигает 3 км. имеет протяженность около 4500 км в длину, а его ширина варьируется от 10 до 50 км. Он называется Яванским. Глубина впадины - 7729 м (самый большой показатель в Индийском океане).

Климатические особенности

Одним из важнейших обстоятельств при формировании климата является географическое положение Индийского океана относительно экватора. Он делит акваторию на две части (наибольшая находится на юге). Естественно, такое расположение влияет на колебание температур и количество осадков. Наиболее высокие температуры зафиксированы в акваториях Красного моря и Персидского залива. Здесь средним показателем является отметка в +35 °С. А в южной точке температура может снижаться до - 16 °С зимой и до -4 градусов летом.

Северная часть океана находится в жарком климатическом поясе, благодаря чему его воды являются одними из самых теплых в Мировом океане. Здесь на него в основном оказывает влияние Азиатский континент. Благодаря сложившейся ситуации в северной части существует лишь два сезона - знойное дождливое лето и нехолодная безоблачная зима. Что касается то в этой части акватории климат практически не меняется на протяжении всего года.

Учитывая географическое положение Индийского океана, стоит заметить, что его крупнейшая часть находится под воздействием воздушных потоков. Из этого можно сделать вывод: в основном климат формируется благодаря муссонам. В летний период над сушей устанавливаются области с низким давлением, а над океаном - с высоким. Во время этого сезона влажный муссон имеет направление с запада на восток. Зимой же ситуация меняется, и тогда начинает господствовать засушливый муссон, который приходит с востока и продвигается на запад.

В южной части акватории климат более суровый, так как она лежит в субарктическом поясе. Здесь на океан оказывает влияние близость с Антарктидой. У берегов этого континента средняя температура фиксируется на отметке -1,5 °С, а предел плавучести льда доходит до 60° параллели.

Подведем итоги

Географическое положение Индийского океана - очень важный вопрос, который заслуживает особого внимания. Из-за достаточно больших размеров у этой акватории много особенностей. По береговой линии в огромном количестве присутствуют клифы, устья, атоллы, коралловые рифы. Также стоит отметить и такие острова, как Мадагаскар, Сокотра, Мальдивские. Они представляют собой участки А Андаманские, Никобарские произошли от поднявшихся на поверхность вулканов.

Изучив предложенный материал, каждый ученик сможет представить познавательную и интересную презентацию.