Придаточная часть уступки примеры. Придаточное уступительное предложение: примеры. Что нового узнали о жизни Христофора Колумба

Придаточные уступки отвечают на вопрос "вопреки чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов.

Возможна постановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остается единым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.

Есть еще разновидность придаточного уступки - обобщенно-уступительные предложения, в которых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной. В этом типе используются союзные слова ЧТО, КТО, КАКОЙ, СКОЛЬКО, ГДЕ и другие в сочетании с частицей НИ: Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Девочка не могла убедить себя в необходимости брака с кротом, что бы она себе ни говорила.

СПП с придаточными сравнительными

Придаточные сравнительные отвечают на вопрос "подобно чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрели на улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.

В этом типе придаточного тоже есть разновидности.

Во-первых, выделяются сравнительные компаративные - предложения, где придаточная часть вводится союзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам "иной", "другой", "по-иному", "по-другому", "иначе". С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видеть её. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.

Во-вторых, выделяются придаточные сопоставительные с союзами ПО МЕРЕ ТОГО КАК (нерасчлененный), ЧЕМТЕМ. В этих предложениях части сопоставлены друг с другом более тесно, чем просто в сравнительных предложениях, сопоставляемые ситуации влияют одна на другую: По мере того как Дюймовочка и ласточка подлетали к стране эльфов, все больше пахло диковинными цветами (это же предложение может использовать союз ЧЕМТЕМ, первая часть часть включит часть ЧЕМ и будет придаточной) .

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение - называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) - средство связи - союз хотя. Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) - средство связи - союзное слово сколько, являющееся обстоятельством. Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов: Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров). И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин). СПП с придаточными сравнения Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой) Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой). В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни. Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) - сравнительный оборот, обстоятельство. Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем - тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков). В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем. Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия и уступки

Слайд 2

продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными;
поговорим о придаточных условия и уступки;
составим таблицы для запоминания.
Сегодня мы…

Слайд 3

Вспомним…
места
времени
причины
цели
следствия
условия
уступки
образа действия
меры и степени
сравнения
Группы придаточных обстоятельственных

Слайд 4

причины
цели
следствия
условия
уступки
Группа придаточных обстоятельственных
Общее значение обусловленности

Слайд 5

Придаточные условия
При каком условии?

Слайд 6


Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении.
При каком условии?
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 7

Вы не застанете нас дома, если опоздаете на полчаса.
Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада.
Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.
При каком условии?
Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин.
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 8

Средства связи
Союзы
если коли кабы ежели
когда (если) как (если) раз (если)

Слайд 9

Союз коли – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Коли сам плох, так не даст и бог.
Комар лошадь свалит, коли волк подсобит.
Коли тесно - подвинься.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Слайд 10

Союз кабы – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться.
Кабы бабушка не бабушка, так была бы она дедушкой.
Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

Слайд 11

Союз ежели – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложишь.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
Ежели крыша дырява, то не пеняй на дождь.

Слайд 12


когда как раз
= если
Мы встретились, когда часы на площади пробили два.
придаточное времени
Когда?
Когда вы не согласны с нами, так и ступайте вон!
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 13

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Прохожий спросил, как пройти к железнодорожному вокзалу.
придаточное изъяснительное
О чём?
Как душа черна, так и мылом не отмоешь.
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 14

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Раз как-то мне позвонил друг, которого давно уже не было видно.
придаточное определительное
Какой?
Раз уж взялся помогать кому-то, делай это достойно.
придаточное условия
При каком условии?
наречие

Слайд 15

В CПП с придаточными условия используются составные союзы.
если…, то если…, так раз…, так как…, так
Вторая часть такого союза всегда находится в начале главного предложения. Не путайте части двойных союзов с указательными словами!

Слайд 16

Если ты видишь меня, то помаши мне рукой.
Если ты сомневаешься в моих словах, так я тебе сейчас всё докажу.
Составные союзы обеспечивают более тесную связь частей СПП. Однако они не являются обязательными.
Раз вы сами захотели принять участие в проекте, так нечего жаловаться!

Слайд 17

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть один раз видели его.
Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.
В CПП придаточные условия могут занимать позицию перед главным предложением и после главного предложения.
,
если
.
если
,
.

Слайд 18

Вопросы
Средства связи
К чему относятся
Место в СПП
Придаточные условия
При каком условии?
Союзы если, коли, кабы, ежели, когда (если), как (если), раз (если) и т.д.
К главному предложению в целом.
Перед главным предложением, после него.
Запомните!

Слайд 19

Придаточные уступительные
Несмотря на что?
Вопреки чему?
Уступительный – выражающий уступку, допущение чего-нибудь.
Уступительный (в грамматике) – выражающий несоответствие каким-либо условиям.

Слайд 20

Одна часть в таком CПП должна бы уступать другой. Но не уступает!
Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в другой части.
главная часть
придаточнаячасть

Слайд 21


Придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.
Вопреки чему?
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 22

Маленькая Варя выпрашивала конфеты, несмотря на то что они вредны для зубов.
Пусть на улице весна, учиться все равно приходится.
Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.
Вопреки чему?
Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений.
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 23

Средства связи
Союзы
хотя пусть пускай
несмотря на то что невзирая на то что даром что

Слайд 24

Союз даром что – устаревший.
Кстати…
Гляди-ко, – я нисколь не боюсь того вон старика, даром что он такой большой.
Даром что в бедности с детства рос, выправился, хоть на выставку.
Еле доволок, даром что чуть не половина камней по дороге через дырки в мешке высыпалась.

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Плакаты.

На доске:

  1. Число, тема урока.
  2. Схемы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.

Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:

Выполните пунктуационный разбор.

Любовь и дружество до вас 1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

Какие предложения мы с Вами изучаем?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы они делятся?

Какие из них мы изучаем сейчас?

Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.

(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).

Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

Петя помыл посуду?

Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

Он ждал уступки?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

Объясните выбор написания частиц не и ни.

В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

Значит какое это придаточное?

Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью:

Средства связи:

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

Сделайте пунктуационный разбор.

Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. , (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), .

3. [ ,(хотя…), ]

Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.
  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
  3. Куй железо, пока не остыло.
  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.
  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.
  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч…

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

3. Постройте схемы оставшихся предложений.

Какие еще предложения встретились?

Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:

Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

VI. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

  1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.
  2. Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).