С маршак сейчас заведем мы игрушки. Сергей Михалков. Цирк

Данное выражение означает жесткое и строгое обращение с кем-либо, не допуская слабины.

Эта фраза невольно ассоциируется с фамилией наркома НКВД Ежовым Николаем Ивановичем, прославившийся репрессиями в 30-х годах и своей личной жесткостью. К тому же, плакат Бориса Ефимовича Ефимова лишь закреплял этот образ в сознании людей.

Доблестный нарком держит в колючих руках трехголовую гидру, олицетворяющую врагов коммунистического строя. Недаром он назывался: "Стальные ежовые рукавицы". Но дело, конечно же, не в этом.

В русской литературе 19-го века это выражение не раз встречается в произведениях А.П.Чехова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева. Также, в словаре 18-го века можно найти такую пословицу: «Ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься». Значение пословицы близкое к современному и не имеет в виду наказание. К этому времени мы и обратим свой взор.

Дело в том, что запасы урожая и провизии крестьяне хранили в амбарах и подвалах изб, где частенько заводились грызуны. Для сохранения своих припасов, наряду с кошками, использовали также ежей — прекрасных охотников на мышей. Но еж, все-таки, не домашнее животное и в помещение с припасами его надо принести, что не так-то легко сделать, учитывая его игольчатую защиту. Для этого и использовали специальные рукавицы — голицы, изготовленные из толстой кожи, с помощью которых можно было легко взять ежа в руки, не повредив себя и зверька.

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема урока : «Работа над поэтическим текстом С. Я. Маршака Цирк Шапито»

Цель урока : Формирование умения читать стихотворный поэтический текст.

2. Развивать технику чтения, творческое воображение, память.

Оборудование:

    Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку;

    Запись МР3 «Цирк» О. Попов;

    Толковый словарь;

    Программки для учеников, коронки для выступления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Время

Деятельность обучающихся

I

Органи

зационный момент

Учитель активизирует внимание детей на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок. А у нас с вами урок литературного чтения. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем успехов. И загадаем, чтобы от общения у всех остались только приятные впечатления, и что у нас всё получится.

1 мин .

Дети стоят около своих рабочих мест. После приветствия садятся.

II

Постановка цели и задач урока

Учитель формулирует цель урока, эмоционально настраивает детей на урок.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над поэтическим стихотворным текстом.

Попробуйте сформулировать задачи, которые нам нужно будет решать в течение урока.

Итак, готовы? Тогда начнем.

1 мин.

Дети самостоятельно формулируют задачи на урок:

Будем знакомиться с героями произведения, определять их характер, настроение, оценивать их поведение и т.д.

III

Актуализация знаний

Учитель ведет диалог с обучающимися с целью актуализации знаний.

Ребята, давайте вспомним, что такое стихотворный поэтический текст.

Почему некоторые тексты называются стихотворными?

Почему они называются поэтическими?

В чем отличие таких текстов от других?

Кто нам помогает в работе на уроках литературного чтения?

Чем этот заяц необычен?

Зачем он это сделал?

Пригласим его сегодня?

(Появление героя Пуса на слайде)

3 мин.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Стихотворный текст, когда речь идет о стихотворении.

Поэтический текст, потому что эго написал поэт.

У таких текстов есть рифма, пишутся в столбик, много красивых образных выражений.

Заяц Пус.

Превратился в мальчика.

Хочет учиться.

IV

Артику

ляцион

ная размин

ка .

Учитель руководит чтением обучающихся.

Петя дает нам первое задание «Пятиминутка чтения»

5 мин.

Чтение разным способом.

1мин. – про себя

1 мин. – тихим шопотом

1 мин. – громким шопотом

1 мин. «стрелой»

Самооценка результатов, отметка по шкале

V

Провер

ка Д/З

Учитель организовывает проверку Д/З, взаимооценку обучающихся.

- Какое умение вместе с Петей развивали дома?

Кто главные герои в стихотворении?

Опишите характер героев.

5 мин.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Чтение произведения «Кукла» по ролям в парах

Взаимооценка

VI

Знаком

ство с новым произве

дением

    Активизация внимания.

Играет музыка «Цирк» О.Попова

Где такую музыку можно услышать?

Как догадались?

Хотите побывать на цирковом представлении и даже принять в нем участие?

Сценарий для циркового представления написал С.Я. Маршак (портрет автора на слайде)

Почему они так нравятся детям?

3. Историческая справка.

Сегодняшний сценарий называется «Цирк Шапито». Такое необычное загадочное название. Каким себе представляете цирк Шапито?

(Появление цирка на слайде)

Цирк шапито – летний цирк на колесах

Артисты переезжают из города в город. Цирк представляет собой сцену, где под шатром прячутся артисты. Такой цирк легко собрать и убрать.

А вот как объясняет, что такое цирк Шапито герой книги Л. Яхнина, которого звали Никита

ШАПИТО

ША- шапка

ПИТО- клоун

4. Знакомство с главными героями.

Хотите узнать, кто будет участвовать в представлении?

Итак, кто будет участвовать в представлении?

(Появление героев-артистов на слайде)

5. Первичное чтение (читает учитель)

Вопрос перед чтением:

Чем необычны артисты?

6. Работа над выразительностью, словарная работа.

Кто ведет цирковое представление?

Какова роль ведущего?

Представьте себе на арене цирка стоит конферансье в лучах прожектора.

- Каким должен быть ведущий? Как должен объявлять номера?

Кто выйдет первым? (обезьяны)

Какими себе представляете обезьян?

Чтение первого абзаца

Кто выйдет вторым? (ослик)

Каким себе представляете этого артиста?

Чтение второго абзаца

Кого объявим третьим? (конь)

Чтение третьего абзаца.

Кто следующий в нашей программе?

(акробаты-медведи)

Какие эти артисты?

Чтение четвертого абзаца.

Кто появится сейчас? (фокусник – еж)

Каким себе представляете фокусника?

Чтение пятого абзаца.

Кто следующий в нашей программе? (мартышка и пудель)

Чем необычен их номер?

Чтение шестого абзаца.

7. Выразительное чтение стихотворения.

- Что кричат артистам. Если номер понравился и хочется повторения?

(браво, бис)

25 мин.

Дети слушают музыку, высказывают свои догадки, отвечают на вопросы учителя.

Дети дают словесное описание цирку, высказывают свои догадки, знания о том, что такое цирк Шапито

Два ученика ищут значение

слова в толковом словаре

Чтение программок, выявление героев

Дети отвечают на вопросы:

Артисты – заводные игрушки

Ведущий в цирке-конферансье . Он объявляет артиста, иногда кратко рассказывает о нем. Говорит торжественно, громко, четко.

Прожектор служит для яркого освещения

Идет описание каждого артиста и чтение по абзацам

Обезьяны шустрые, ловкие, подвижные.

Ослик – скромный, молчаливый, добрый.

Конь – быстрый, грациозный

Акробаты – большие, сильные, ловкие, неповоротливые.

Фокусник – ловкий, хитрый.

Мартышка – пассажир в такси, за рулем пудель.

Чтение стихотворения группами детей с мимикой, жестами, с поклоном, аплодисментами. Использованием масок – героев

Оценка выступления

VI

Игра на внима-

ние.

Наш цирк необычный, с сюрпризами и шутками. Заяц Пус предлагает вам игру на внимание «Найди ошибку»

***

Пред вами - вы знаете что?

Игрушечный цирк Шапито.

Сейчас обезьяны

Забьют в бакуганы ,

И выйдет - вы знаете кто?

***

Наш ослик - совсем как живой -

Умеет кивать головой.

Скажи ему: "Здравствуй,

Приятель ушастый!" -

А он и кивнет бородой .

***

А это - оседланный конь.

За невод его только тронь,

Быстрее, чем птица,

По кругу помчится

Красивый оседланный конь.

***

Вот два шахматиста -медведя,

По имени Миша и Федя.

Увидим сейчас,

Как пустятся в пляс

Мохнатые Миша и Федя.

Сейчас заведем мы игрушки.

Запрыгают зайцы, хлопушки.

Козел и баран

Забьют в барабану

И дружно запляшут игрушки.

2 мин.

Дети должны заметить ошибку, исправить ее.

VI

Подведение итогов урока.

Чему учились сегодня на уроке?

Оценка деятельности учащихся учителем.

Ребята, мне и зайцу Пусу очень понравилось, как вы сегодня выступали. На память о цирке Шапито и его артистах вам остаются программки.

2 мин.

Оценка деятельности, самооценка

VII

Домаш

нее задание

    Учить наизусть (обязательно)

    Нарисовать героев – артистов или принести любимую игрушку, уметь описать ее характер (по желанию)

1

мин.

Обучающиеся записывают Д/З