Берлинский мост. Соединяя берега и время…. Что предусматривает проект

рухнула опора Берлинского моста, что повлекло за собой обрушение плиты. Погибли четверо рабочих, разбиравших старый мост, тела двоих до сих пор находятся под завалами. Двое выживших с переломами доставлены в больницу. На данный момент на месте обрушения работают сотрудники МЧС, полиции и Следственного комитета. Вот такая печальная новость.

Вот что я нашел на просторах интернета о мосте популярном у любителей экстрима и самоубийц.

Берлинский мост в Кёнигсберге Наша сегодняшняя "прогулка" по Кёнигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - почти что сюжет в духе Дэвида Линча. "Мост в никуда" - так вполне можно назвать Пальмбургский (Берлинский) мост. Тот самый, который, по бытующему в народе преданию, немцы, уходя, развели - а наши свести за шестьдесят лет как-то вот не удосужились. - Этот мост, - говорит Николай, - был построен в 1938 году в восточном пригороде Кёнигсберга возле поселка Пальмбург (ныне пос. Прибрежное). Он представлял собою часть широкой автомобильной дороги, соединяющей Кёнигсберг с Эльбингом (ныне - это Эльблонг в Польше). С севера на юг он перекрывает старый и Новый рукава Преголи и ее широкую пойму между поселками Прибрежное и Ржевское. Выполнен мост из железобетонных конструкций и имеет в длину 633 метра. ...Своим рождением этот мост обязан специальной программе строительства автострад, разработанной в Германии еще во времена Веймарской республики. Времена были тяжелыми: Германия, униженная Антантой, как могла отстаивала национальное достоинство. Доски с надписью "Помни о Версале!" были расставлены буквально по периметру границы, отделяющей Германию от прочего европейского мира.

Молодых людей, прошедших через окопы первой мировой, известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк называл "поколением тех, кто был убит войной, хотя и избежал ее пуль и гранат". "Убитых" надо было возвращать к жизни. По крайней мере, дать им возможность заработать на кусок хлеба с маргарином. Немецкие семьи голодали. (Российские - тоже. Может, именно поэтому тоталитарные режимы возникли и у НИХ, и у НАС. Как ответ сытой, респектабельной "загранице" - ответ исчерпывающий и нецензурный.) У выросших "детей войны" рождались дети без ногтей и кожи... В 1933 году Гитлер придет к власти, провозгласив идею "пушки вместо масла" и пообещав, что ЭТИ заплатят Германии за все. До Гитлера нации предлагалась другая идея: созидательная. Строить дороги, благодаря которым любой, даже самый маленький городок (каких в Германии всегда было множество) оказывался включенным в общую систему государственного функционирования. На строительстве автострад постоянно работало более 30.000 человек - а к началу второй мировой войны это число удвоилось. (Тогда же по обеим сторонам дорог встали "солдаты вермахта" - те самые деревья, которые нынче собирают в нашей области кровавую жатву.) Скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг (в створе которой и возводился Пальмбургский-Берлинский мост) сооружалась силами и средствами организации Тодта.

Кстати, название "Пальмбург" ("Пальмовый дворец") произошло от названия расположенного рядом имения с сельскохозяйственным производством, владелец которого - известный далеко за пределами Кёнигсберга оригинал - выращивал у себя в оранжереях диковинные экзотические растения. В том числе и пальмы. Надо отметить, что Пальмбургский мост НИКОГДА не был разводным. Его главная особенность заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки. А в опорах еще во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент предстояло заложить необходимое количество взрывчатки - и "экономно" подорвать опоры, выведя из строя мост. Что и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Советской Армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. Взрыв моста существенно отразился на ходе боевых действий у восточной окраины Кёнигсберга. Наши войска перешли здесь к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года. А сразу же после прорыва линии фронтов через рукава Прегеля были построены низководные деревянные мосты, а по суше - проложена бревенчатая гать. В таком виде - с поднятыми русловыми консолями - мост, окончательно получивший в народе название Берлинского, и застыл вот уже на шесть десятилетий. Правда, одна из полос движения была восстановлена в начале 1970-х годов. Теперь там проходит Большая окружная дорога, соединяющая Московский проспект с улицей Емельянова.

До поры до времени руинам Пальмбургского моста радовались только киношники. Сколько фильмов на военную тему было отснято в нашем городе! И разрушенный мост мелькал в кадре частенько. Так, в 1949 году в фильме "Встреча на Эльбе" Преголь "изображала" Эльбу, а ключевые сцены снимались на фоне покореженного Берлинского моста. Кстати, на экране можно разглядеть и многие здания (типа Кёнигсбергского почтамта), давно почившие в бозе. В смысле, по приказу партийных и советских начальников разобранные на кирпич, из которого потом складывались дома где-нибудь в Могилеве. Фильм "Встреча на Эльбе" уже выпущен в DVD-варианте. Мы стояли на эстакадном мосту, и Янковский рассказывал, что тогда, в шестьдесят пятом, он совсем не увидел города. Сцена на вокзале была ПЕРВОЙ в его жизни съемкой в кино, он трясся как осиновый лист и приставал с вопросами к режиссеру В. Басову: как, дескать, ему поубедительнее передать душевные терзания Генриха - молодого немца, который возвращается на историческую родину и, вместе с тем, окунается в неизвестность. Когда он спросил об этом раз в пятнадцатый, (человек интеллигентный и принципиально "не выражающийся") Басов посоветовал "заткнуться и раскрыть глаза пошире". Но - вспоминал Янковский - и вокзал, и сам перрон, и красный кирпич, и высокие темные своды - все это воспринималось им как театральная декорация. Он был полностью сосредоточен на камере. А сразу же после съемки вся группа уехала. ...Дебют Янковского оказался удачным. И кто знает, может, именно энергетика Кёнигсберга-Калининграда позволила актеру, уроженцу Саратова, с первых же минут экранной жизни так плотно войти в образ, что белокурый эсэсовец Генрих Шварцкопф стал одним из любимых киногероев советского народа? А сам Янковский очень скоро превратился в "секс-символ" (хотя секса в СССР как бы и не было).

Источник :

Наша сегодняшняя “прогулка” по Кёнигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - почти что сюжет в духе Дэвида Линча. “Мост в никуда” - так вполне можно назвать Пальмбургский (Берлинский) мост. Тот самый, который, по бытующему в народе преданию, немцы, уходя, развели - а наши свести за шестьдесят лет как-то вот не удосужились.

Этот мост, - говорит Николай, - был построен в 1938 году в восточном пригороде Кёнигсберга возле поселка Пальмбург (ныне пос. Прибрежное) . Он представлял собою часть широкой автомобильной дороги, соединяющей Кёнигсберг с Эльбингом (ныне - это Эльблонг в Польше) . С севера на юг он перекрывает старый и Новый рукава Преголи и ее широкую пойму между поселками Прибрежное и Ржевское. Выполнен мост из железобетонных конструкций и имеет в длину 633 метра.

Своим рождением этот мост обязан специальной программе строительства автострад, разработанной в Германии еще во времена Веймарской республики. Времена были тяжелыми: Германия, униженная Антантой, как могла отстаивала национальное достоинство. Доски с надписью “Помни о Версале!” были расставлены буквально по периметру границы, отделяющей Германию от прочего европейского мира.

Молодых людей, прошедших через окопы первой мировой, известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк называл “поколением тех, кто был убит войной, хотя и избежал ее пуль и гранат”. “Убитых” надо было возвращать к жизни. По крайней мере, дать им возможность заработать на кусок хлеба с маргарином.

Немецкие семьи голодали. (Российские - тоже. Может, именно поэтому тоталитарные режимы возникли и у НИХ, и у НАС. Как ответ сытой, респектабельной “загранице” - ответ исчерпывающий и нецензурный.) У выросших “детей войны” рождались дети без ногтей и кожи... В 1933 году Гитлер придет к власти, провозгласив идею “пушки вместо масла” и пообещав, что ЭТИ заплатят Германии за все.

До Гитлера нации предлагалась другая идея: созидательная. Строить дороги, благодаря которым любой, даже самый маленький городок (каких в Германии всегда было множество) оказывался включенным в общую систему государственного функционирования.

На строительстве автострад постоянно работало более 30.000 человек - а к началу второй мировой войны это число удвоилось. (Тогда же по обеим сторонам дорог встали “солдаты вермахта” - те самые деревья, которые нынче собирают в нашей области кровавую жатву.)

Скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг (в створе которой и возводился Пальмбургский-Берлинский мост) сооружалась силами и средствами организации Тодта. Кстати, название “Пальмбург” (“Пальмовый дворец”) произошло от названия расположенного рядом имения с сельскохозяйственным производством, владелец которого - известный далеко за пределами Кёнигсберга оригинал - выращивал у себя в оранжереях диковинные экзотические растения. В том числе и пальмы.

Надо отметить, что Пальмбургский мост НИКОГДА не был разводным. Его главная особенность заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки. А в опорах еще во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент предстояло заложить необходимое количество взрывчатки - и “экономно” подорвать опоры, выведя из строя мост. Что и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Советской Армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению.

Взрыв моста существенно отразился на ходе боевых действий у восточной окраины Кёнигсберга. Наши войска перешли здесь к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года. А сразу же после прорыва линии фронтов через рукава Прегеля были построены низководные деревянные мосты, а по суше - проложена бревенчатая гать. В таком виде - с поднятыми русловыми консолями - мост, окончательно получивший в народе название Берлинского, и застыл вот уже на шесть десятилетий.

Правда, одна из полос движения была восстановлена в начале 1970-х годов. Теперь там проходит Большая окружная дорога, соединяющая Московский проспект с улицей Емельянова.

В девяностых годах “Берлинкой” опять занялись. Было продекларировано намерение превратить “совковую” автостраду в нормальный европейский автобан. “На объект” была подогнана тяжелая техника, начались работы. В смысле, “освоение капиталовложений”. Но... как известно, еще Карамзин говорил: “В России две беды: дураки и дороги”.

Дороги остаются нашей бедою по-прежнему. Потому что занимаются ими отнюдь не дураки, а люди, прекрасно умеющие превратить любое строительство в настоящее Поле чудес... где каждый зарытый в землю рубль превращается в бакс... На чьем-то индивидуальном банковском счете.

В результате - работы по восстановлению Берлинского моста заглохли: средства закончились раньше, нежели консоли удалось “свести”. А дорога, восстановленная на своей территории поляками (часть бывшего восточно-прусского имперского автобана от российско-польской границы до Эльблонга) , упирается в нашу, извиняюсь за выражение, трассу.

До поры до времени руинам Пальмбургского моста радовались только киношники. Сколько фильмов на военную тему было отснято в нашем городе! И разрушенный мост мелькал в кадре частенько. Так, в 1949 году в фильме “Встреча на Эльбе” Преголь “изображала” Эльбу, а ключевые сцены снимались на фоне покореженного Берлинского моста. Кстати, на экране можно разглядеть и многие здания (типа Кёнигсбергского почтамта), давно почившие в бозе. В смысле, по приказу партийных и советских начальников разобранные на кирпич, из которого потом складывались дома где-нибудь в Могилеве. Фильм “Встреча на Эльбе” уже выпущен в DVD-варианте.

А вообще - “кинематографический” Кёнигсберг-Калининград - это тема для отдельного разговора. Здесь снимался, например, “Отец солдата”. (Сын главного героя умирал на крыше ДК моряков. А на заднем плане еще можно было разглядеть Королевский замок, которому оставалось жить всего три года... Во время съемок в центре города зажигали специальные дымовые шашки, чтобы сымитировать боевые действия. “Декорации” вполне соответствовали моменту: в 1964 году город, превращенный в большую каменоломню, выглядел так, точно война закончилась вчера.)

В начале 60-х на стадионе “Балтика” снимался фильм “Третий тайм” - об историческом футбольном матче между немецкими солдатами и советскими военнопленными, который состоялся в июне 1942 года в Киеве.

(Почему съемочная группа отправилась не в Киев? Очень просто: за 20 лет столицу Украины восстановили практически полностью.)

В 1965 году на железнодорожном вокзале снималась сцена из культового кинофильма “Щит и меч”. Помните: репатриированные немцы из Риги прибывают в фатерлянд. Советский разведчик Александр Белов - Йоганн Вайс протискивается сквозь толпу к своему другу Генриху Шварцкопфу, которого встречает дядя - штурмбанфюрер СС. И все это - на нашем перроне. Генриха играл совсем еще юный Олег Янковский. Где-то в конце 80-х Янковский снова приехал в Калининград. Здесь у него должны были пройти творческие встречи. Времени у Янковского было мало, поэтому на интервью он согласился “по дороге”. В смысле, он немного погуляет, посмотрит город - а журналист может идти рядом и задавать вопросы.

Мы стояли на эстакадном мосту, и Янковский рассказывал, что тогда, в шестьдесят пятом, он совсем не увидел города. Сцена на вокзале бы-ла ПЕРВОЙ в его жизни съемкой в кино, он трясся как осиновый лист и приставал с вопросами к режиссеру В. Басову: как, дескать, ему поубедительнее передать душевные терзания Генриха - молодого немца, который возвращается на историческую родину и, вместе с тем, окунается в неизвестность. Когда он спросил об этом раз в пятнадцатый, (человек интеллигентный и принципиально “не выражающийся”) Басов посоветовал “заткнуться и раскрыть глаза пошире”. Но - вспоминал Янковский - и вокзал, и сам перрон, и красный кирпич, и высокие темные своды - все это воспринималось им как театральная декорация. Он был полностью сосредоточен на камере. А сразу же после съемки вся группа уехала.

Дебют Янковского оказался удачным. И кто знает, может, именно энергетика Кёнигсберга-Калининграда позволила актеру, уроженцу Саратова, с первых же минут экранной жизни так плотно войти в образ, что белокурый эсэсовец Генрих Шварцкопф стал одним из любимых киногероев советского народа? А сам Янковский очень скоро превратился в “секс-символ” (хотя секса в СССР как бы и не было) .

А вот во второй приезд Калининград Янковскому понравился. Тогда еще шли дебаты, нужно ли реконструировать Кафедральный собор. Янковский считал, что не нужно. Лучше “законсервировать” - и пусть в таком виде он останется памятником эпохе и напоминанием о том, что бывает, когда у правителей государства “сносит крышу”.

Интересно, что сказал бы Янковский о нашем городе сейчас? Впрочем, он и сам изменился. Ставит подпись под грозной бумагой на имя президента Путина - с требованием запретить журналистам “вмешиваться в личную жизнь” известных людей. Как будто у них, у “известных людей”, еще осталось что-то кроме личной жизни... Лучшие роли остались в далеком - советском! - прошлом.

Ну а “Кёнигсберг-Калининград” кинематографический - это маршрут нашей следующей “прогулки”.

В 2016-м году ушел в историю еще один послевоенный символ - Пальмбургский мост в Калининграде. Его трудно было назвать примечательным архитектурным объектом, украшавшим город. Но, по мнению многих местных жителей, Пальмбургский мост являлся своеобразной достопримечательностью, и в первую очередь именно из-за своего полуразрушенного состояния. Но сегодня все это в прошлом. И только на фотографиях сохранился Пальмбургский мост. Калининград, ежегодно принимающий тысячи туристов, сегодня славится уже совершенно другими достопримечательностями.

Общая информация

Мост был построен в 1935-м году. Он являлся составной частью окружной дороги Калининграда и соединял оба русла реки Преголи. Две полосы из четырех имеющихся тогда были разрушены в годы Великой Отечественной. После войны они так и не были восстановлены. И хотя считалось, что сваи еще находятся в хорошем состоянии, тем не менее Пальмбургский мост был в 2016-м году демонтирован. С этой достопримечательностью связано много удивительных историй.

Его руины очень сильно походили на разведенный мост. Именно это и стало причиной порождения вокруг него многочисленных легенд. Сам мост, точнее, то, что от него осталось, часто использовали кинематографисты, снимающие картины на военную тематику. Его можно увидеть в кадрах таких фильмов как «Щит и меч», «Женя, Женечка и «катюша», «Встреча на Эльбе» и т. д.

Удивительное название

Мост был в свое время построен рядом с имением, в котором было сельскохозяйственное производство. Владелец в оранжереях выращивал и продавал различные экзотические культуры. В его хозяйстве росли даже пальмы. Именно с этим и связано его название - «Пальмовый город» или «Пальмбургский». Мост после передачи территории Кенигсберга СССР стали называть еще и «Берлинским». Старое название в советские годы практически не использовалось. Хотя во многих архивных документах этот архитектурный объект указан как «Пальмбургский (Берлинский) мост - Калининград, Россия».

История создания

Расположенный когда-то на территории Восточной Пруссии на берегу речки Преголи, вблизи поселка Пальмбург (сегодня - Прибрежное), он сооружался военно-строительной организацией Тодта, действовавшей в Германии в эпоху Третьего рейха. Строительство длилось четыре года. Весной 1935-го его сдали в эксплуатацию. Судя по некоторым архивным источникам, ленточку на открытии Пальмбургского моста перерезал Гитлер. И хотя доказательств этому нет, однако, известно, что фюрер всегда лично участвовал во всех открытиях новых магистралей, нацистской пропагандой превращая каждое такое событие в народный праздник. Причем доподлинно известно, что в это время Гитлер находился именно в Кенигсберге.

Описание

Пальмбургский (Берлинский) мост - одно из звеньев дороги, соединяющей Кенигсберг с польским Эльбингом. Он выполнен из железобетонных конструкций. В длину мост имел шестьсот тридцать три метра и перекрывал рукава Преголи - старый и новый и ее пойму, находящуюся между поселками Ржевское и Прибрежное. Задача этого объекта была не столько гражданская, сколько военная. Пальмбургский мост давал возможность переброски военной силы, боеприпасов и многого другого между фортами. Расположение его было выбрано вовсе не случайно. Если изучить карту местности того времени, все становится понятно. Болотистая, трудно проходимая окрестная территория не позволяла быстро и незаметно подходить к этому мосту, поэтому его обороняли незначительные силы.

Конструктивная особенность

Она заключалась в его строении. Дело в том, что на расположенных по берегам рукавов Преголи опорах размещались удлиненные пролеты. Они были консолями направлены в сторону русла. Именно так, практически вертикально над поверхностью воды, они и располагались до демонтажа. На этих консолях были сделаны специальные вставки в виде русловых пролетов, висевших над рекой. Еще при строительстве в опорах были сделаны минные камеры, в которые в нужное время можно было заложить взрывчатку.

Подобная конструкция давала возможность в кратчайший срок, используя минимальный заряд, вывести мост из строя. Подрыв опор должен был привести к тому, что консоли, потеряв основу, падали бы, а соединявший их пролет летел бы в реку. Тем самым заблокировались бы не только автомобильное, но и движение судов.

Подрыв

Предусмотрительность немецких строителей полностью оправдалась. Во время наступления нашей армии в первые месяцы 1945-го года, когда 11-я и 39-я армии в ходе тяжелейших боев продвигались в сторону Кенигсберга, успех операции во многом зависел от сохранности Пальмбургского (Берлинского) моста. Важность его стратегического значения понимали и немцы, и русские. И если наше командование предпринимало все меры к захвату его в действующем состоянии, то гитлеровцы собирались в критический момент мост уничтожить. Именно это они и сделали тридцатого января 1945-го года ночью. Приказ о подрыве дал командующий гарнизоном Кенигсберга генерал Ляш. Он трезво оценивал ситуацию: к этому времени город уже полностью находился в окружении Красной армии.

Советские разведывательные группы попытались помешать подрывникам, но так и не успели. Пальмбургский мост немцы взорвали, в результате атака сорвалась. Наши войска, вынужденные перейти к долгой обороне, начали штурмовать Кенигсберг только девятого апреля 1945-го.

Легенды и интересные факты

После войны мост превратился в легенду. Люди стали выдумывать разные истории. Рассказывали, например, что, отступая, фашисты якобы развели мост, который русские уже много лет не могут свести обратно. Были даже очевидцы, которые «видели» какие-то стальные канаты, проходящие под землю, а некоторые даже утверждали, что существуют многочисленные подземные сооружения, затопленные водой.

Рассказывают также, что в январе 1945-го семь армейских грузовиков фашистов, груженые ящиками, попытались через этот мост выехать из Кенигсберга. Но дорога была оккупирована русскими танками, поэтому колонне пришлось развернуться. Солдаты выгружали ящики в блиндажи в опоре моста. Но все эти истории - легенды. Пальмбургский мост никто не разводил и под ним ничего нет. С 1949-го года его стали называть «Берлинским». Мост оказался в кадрах кинофильма «Встреча на Эльбе». На пленке запечатлены застывшие пролеты.

Во время демонтажа остатков моста случилась трагедия: неожиданно обрушились одна из опор и часть пролета. Пострадало шесть человек, из которых четверо погибли.

Которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения , 1 апреля 1948 года за подписью главы советской военной администрации в Германии В. Д. Соколовского вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации . Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент впоследствии получил название «малой» блокады Берлина .

В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал, чтобы все поезда, идущие в Берлин из западных зон, подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня - железнодорожное сообщение из-за «технических проблем».

Советские историки утверждали, что сепаратно проведённая 20 июня 1948 года в трёх западных секторах Германии денежная реформа побудила советскую администрацию к ответным действиям. В целях предотвращения наплыва старых рейхсмарок в советской зоне оккупации Германии 23 июня также была проведена денежная реформа. В ответ на заявление СССР о распространении действия своей денежной реформы на всю территорию Берлина западные союзники ввели в обращение в западных секторах Берлина немецкую марку . Несогласованные действия бывших союзников по этому вопросу стали лишь поводом к более серьёзным мерам, приведшим к блокаде Берлина . В сообщении телеграфного информационного агентства «АДН» (нем. Allgemeiner Deutscher Nachrichtendienst ), созданного в советской зоне оккупации, говорилось, что прекращение движения грузового и легкового транспорта в Берлин и из него вызвано техническими сложностями.

Ещё в ночь с 23 на 24 июня 1948 года была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.

Правительства западных держав ожидали негативную реакцию на денежную реформу со стороны СССР, но к блокаде Берлина оказались совершенно не готовы и вынуждены были даже рассматривать возможность сдачи Берлина советским властям и вывода своих войск из Берлина. Глава военной администрации американской зоны оккупации Германии генерал Люсиус Д. Клей решительно выступал за дальнейшее пребывание союзнических войск в Берлине. Он предложил прорвать блокаду с использованием танков. Однако президент США Гарри Трумэн отверг эту идею, посчитав, что такой подход к берлинской проблеме может спровоцировать новую войну.

Воздушный коридор

В отличие от наземного, воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км. Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кёртиса ЛеМэя. К операции был привлечён генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в своё время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост «Хамп» (англ. The Hump ) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши . 23 июля 1948 года генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.

Изюмные бомбардировщики

Это прозвище самолёты, участвовавшие в работе берлинского воздушного моста, получили благодаря Гейлу Хелворсену и его последователям. Хелворсен привязывал к маленькими парашютикам из носовых платков сладости - плитки шоколада и жевательную резинку из своего пайка - и сбрасывал их перед посадкой в Темпельхофе ожидающим у края лётного поля берлинским детям. Когда из берлинских газет о тайных сбросах сладких грузов узнало начальство Хелворсена, к акции подключились другие военные лётчики и простые американцы, которые организовали сбор сладостей в поддержку операции «Operation Little Vittles» («Малый провиант» ).

Жертвы берлинского воздушного моста

В ходе почти 278 тысяч рейсов произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом, в которых погиб 41 британец, 31 американец и не менее 6 немцев.

Памятники

О событиях 1948-1949 годов в Берлине напоминает установленный в 1951 году на площади Воздушного моста в берлинском аэропорту Темпельхоф памятник жертвам воздушного моста, созданный Эдуардом Людвигом. Аналогичные памятники были позднее установлены в аэропорту Франкфурта и на военном аэродроме в Целле.

Аэропорты

Большинство лётных полей, где приземлялись самолёты, изначально представляли собой неукреплённые посадочные полосы с


Владислав Ржевский
собственный корреспондент (г. Калининград)


Край, делающий ставку на туризм, утрачивает одну из достопримечательностей. Но иначе – никак.

Берлинский мост, или просто «Берлинка», - больше чем достопримечательность. Это часть калининградской истории. Увы, навсегда уходящая в прошлое. Однако против этого не возражают даже самые завзятые фанаты местной истории. С тоять в пробках никому не хочется.

Монументальное эхо войны

На восточной окраине Калининграда развернулась одна из самых больших в регионе строек. Каждый день, без перерывов на выходные и праздники, шумит техника. И по берегам Преголи одна за другой растут бетонные опоры нового Берлинского моста.

Между тем ещё недавно время тут словно приостанавливалось. Проходили годы и даже десятилетия, но пейзажи почти не менялись. Что в 70-е, что в нулевые - картина открывалась одна и та же: широченная пойма, пустынные берега и острова, редкие суда и рыбаки. А над всем этим - мрачный монумент войны. Огромный мост, половина которого после 1945 года так и осталась невосстановленной.

Задранные к небу пролёты - памятник войне, который поставила сама жизнь. С каждым годом сюда стремится всё больше туристов. Летом экскурсии возят и по воде. С реки зрелище особенно сильное. Стар и млад, гости из регионов России и иностранцы - все под впечатлением. Без устали снимают на фото и видео. Где ещё такое увидишь!..

Символ разобщения

Эффектные развалины впечатлили когда-то самого Григория Александрова. В мае 1948-го он приехал в Янтарный край подбирать натуру для «Встречи на Эльбе». Увидев среди прочего Берлинский мост (тогда полностью разрушенный), режиссёр решил: на такой шикарной натуре снимать будет обязательно.

Итак, «Встреча на Эльбе». Апрель 1945-го: преследуя гитлеровцев, передовые части Красной Армии в немецком Альтенштадте встречаются с войсками США. В городе, разделённом Эльбой, одна половина становится советской зоной оккупации, другая - американской. Сперва союзники - добрые соседи. Однако мало-помалу набирает обороты холодная война, отношения портятся…

Эльбу в картине Александрова изображает в основном Преголя, бывший кёнигсбергский Прегель. А Берлинскому мосту выпала особая роль. Он в этом политическом детективе стал символом разобщения между странами.

Раз Берлинка, два Берлинка…

При немцах мост назывался Пальмбургским. По посёлку на берегу реки. Ныне он носит имя Прибрежное. Почему же мост Берлинский?

Бывшая автострада Кёнигсберг - Эльбинг (ныне польский город Эльблонг) далее переходила в трассу, ведущую в столицу Третьего рейха. У народной топонимики свои законы. Раз автострада вела в Берлин - значит, так ей и называться - Берлинка. И мост, стало быть, Берлинский. Или тоже Берлинка. Кому надо, тот разберётся, где что.

Народные топонимы стали почти официальными. Зачастую их используют и чиновники. В документах - «мостовой переход через Новую и Старую Преголю». Однако назови его так в жизни - многие ли поймут, о чём речь?

То ли дело - Берлинский мост. Звучит красиво и всем понятно. Судя по всему, в итоге так его будут именовать и в документах. В Калининграде подобные прецеденты есть.

Развод по-кёнигсбергски

С Берлинкой связаны мифы, в которые многие верят. Первый: мост на самом деле разводной. Второй миф вытекает из первого. Мол, мост восстановлен лишь наполовину, потому что «русские смогли свести только одну его сторону». Кстати, эта байка особенно нравится доверчивым туристам из-за рубежа.

Вид Берлинки действительно вводит в заблуждение. Невольно вспоминаются питерские белые ночи, разводные мосты…

Так сборно-монолитный Пальмбургский мост стал разводным.

Но вернёмся в 1945-й. В ходе боёв за Восточную Пруссию советские войска 29 января оказались на подступах к Берлинскому мосту. Наши его не бомбили, надеялись воспользоваться переправой при штурме Кёнигсберга. И когда немцы поняли, что важный объект не удержать, они решили его взорвать.

Почему же мост для начала не развели? Авторитетный калининградский краевед, главный эксперт областного центра по охране памятников Авенир Овсянов по своей основной профессии - военный инженер-фортификатор. Он специально занимался строением Берлинки. «Несмотря на нынешний обманчивый вид, на самом деле мост не разводной, а сборно-монолитный, - расставляет точки над i Овсянов. - Более того, конструкция предусматривала возможность подрыва сооружения с максимальными последствиями для него. Чтобы потом тяжелее было восстановить».

В общем, немцы и рады были бы развести мост - да невозможно. А потому - взрывать, пока не поздно! И 67 лет назад, 30 января 1945-го, в половине первого ночи над Прегелем рвануло. После чего в соответствии с проектом сборно-монолитный мост превратился в «разводной»...

Теперь по поводу мифа о том, что «русские не смогли». В 1963-м мост был восстановлен лишь наполовину совсем не потому, что «там до сих пор всё заминировано» (есть и такая версия). На самом деле одной стороны с лихвой хватало для нормального движения. Машин-то в те годы в области было гораздо меньше.

Что туристу здорово, то городу - смерть

В 60-е тратить народные деньги на то, чтобы полностью «свести» Берлинский мост, было незачем. Первые пробки здесь стали возникать лишь через 40 лет.

Однако сейчас этот объект - головная боль властей. Хорошо, конечно, иметь такую достопримечательность. Но что туристу здорово, то Калининграду - смерть. Мост не справляется с автомобильным потоком. Из-за этого узкого места образуются пробки в несколько километров.

«Строительство и реконструкция дорог, мостов - один из приоритетов в деятельности регионального правительства, - подчеркивает губернатор Николай Цуканов. - Это направление становится особенно актуальным в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, игры которого планируется проводить и у нас в крае».

Реконструкция Берлинки - дорогое удовольствие. Такой проект не потянут ни город, ни область. Процесс пошёл благодаря Владимиру Путину. По его решению на объект было выделено 4,6 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Модернизацию моста включили второй очередью в план строительства Южного обхода Калининграда. И ещё не была готова первая, а за Берлинку уже взялись строители.

Уходящая натура

Суть проекта: рядом со старым мостом возводится новый. Затем движение переносится на него и начинается реконструкция немецкого сооружения. В результате вместо узкой Берлинки, где и две машины не всегда могут разъехаться, а появление пешеходов вообще не предусмотрено, получится шестиполосный мост. По три полосы (3,75 метра каждая) в обе стороны плюс тротуары.

По словам Александра Зотова, начальника отдела мостов, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций областного управления дорожного хозяйства, строительство новой Берлинки должно завершиться к осени 2014 года. Ещё не менее двух лет уйдёт на модернизацию старого моста.

Строительные работы набирают обороты, притягивающая туристов натура уходит. Берлинский мост уже сложно снять так, чтобы в кадр не попала развернувшаяся стройка. А вскоре новое и вовсе заслонит старое.

Уходящую уникальную натуру многим жаль. Но не настолько, чтобы иметь что-то против начавшейся реконструкции. Стоять в пробках никому не охота.

Кстати, историческая основа сооружения останется. И «свяжет» прошлое с будущим.

Берлинка-автострада уже работает на благо региона. Много лет она была «дорогой в никуда», упиралась в польскую границу. После падения «железного занавеса» запущенную за ненадобностью автостраду начали восстанавливать. В итоге она превратилась в современную трассу, которая ведёт к новому пограничному переходу Мамоново-II - Гжехотки, самому большому в Калининградской области.