Можно ли учиться сразу в 2 вузах. Одновременное обучение в двух ВУЗах: подводные камни. Специальность по душе

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.

Задание 1 - 3 на ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания: Прочитайте текст и выполните задание 1 - 3

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

Это задание проверяет ваше умение понимать информацию (главную и второстепенную), применять основные приемы сжатия текста.

Как работать с текстом? Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не читайте сразу же предложения, помещенные после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:

1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.

2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).

3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.

В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2 , так как слово, которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например ; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом ; противопоставление – наоборот, но, зато, однако ; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны ; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.

Формулировка задания: Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Тем самым

Несмотря на это,

(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое .)

4. Сравните свой сжатый текст с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.

Что могут содержать отвергнутые варианты?

  1. Вся информация правильная, но неполная, только частичная.
  2. Наряду с правильной использована неверная информация.
  3. Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России. )
  4. Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлены не целиком.

(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию, в них допущено искажение фактов.)

Что нужно помнить?

В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).

Задание 3. Формулировка задания: Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ , -ащусь, -атишься; сов .

1) вокруг чего . Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси .

2) к кому-чему . Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну .

3) к чему . Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам . О. к занятиям.

4) к кому . Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н .

5) в кого-что . То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте, а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить смысла предложения и его грамматический строй. Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:

Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…

Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.

За третьим заданием негласно закрепилось название «фигура на бумаге в клетку». В задании представлена какая-либо фигура (круг, четырехугольник, треугольник или угол) на клетчатой бумаге.

Проверяется знание основ планиметрии: определений, наиболее известных теорем и формул.

Тип задания: с кратким ответом
Уровень сложности: базовый
Количество баллов: 1
Примерное время на выполнение: 2 минуты

В заданиях встречаются фигуры: угол, все виды треугольников, произвольный выпуклый четырехугольник, трапеция (в том числе равнобедренная и прямоугольная), параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, круг.

При решении надо учитывать, что размер клетки 1*1см. В заданиях это указано. Очень редко попадаются другие размеры клетки – надо внимательно читать задание.

По умолчанию считается, что ученик легко находит на бумаге в клетку углы в 180, 135, 90 и 45 градусов.

Вершины многоугольников и центры окружностей во всех заданиях лежат в вершинах клеток (имеют целые координаты). Однако концы искомых отрезков, например, средней линии трапеции, могут иметь произвольные координаты. Но всё очень легко вычисляется по формулам.

При подготовке полезно пользоваться прилагающимися к билету справочными материалами, даже если вам все это давно и отлично знакомо. В самый ответственный момент эта привычка может оказаться полезной. Во время решения третьего задания на экзамене большинство сдающих еще находятся в состоянии стресса от процедуры начала экзамена. Поэтому навык использования справочных материалов снижает риск ошибки и даже оказывает некоторую психологическую поддержку.

Определения, а также свойства фигур и их элементов, в справочных материалах не даются. Их надо знать. Все они изучаются в курсе геометрии за 7-8 класс. При подготовке к экзамену полезно выписать из учебника теоремы и время от времени перечитывать их.

Сложных вычислений в третьем задании нет. Бываю задания, где достаточно знать определение, а искомую величину можно отсчитать по клеточкам. Если решение получается в несколько действий – ищите способ проще.

Большинство задач можно решить несколькими способами.

Пример №1

Найдите большую диагональ ромба.

Решение: Собственно, все, что нужно знать – определение диагонали и понятие больше-меньше.

Ответ: 4 см.

Удивительно, что в профильной математике встречаются такие задания. И в них тоже допускают ошибки. Видимо, от неожиданности уровня сложности.

Пример №2

Найдите площадь треугольника.

Решение:

1) Достроим фигуру до прямоугольника. Его площадь равна 6*4=24

2) Найдем площади «лишних» прямоугольных треугольников

(4*4)/2=8 (зеленый)
(2*2)/2=2 (синий)
(6*2)/2=6 (красный)

3) Вычтем из площади прямоугольника лишние площади треугольников: 24-8-2-6=8

Ответ: 8.

Эту же задачу можно решить другим способом.

1) Треугольник является прямоугольным, так как его катеты расположены под углом 45 градусов к вертикальной линии.

2) Катеты найдем из прямоугольных треугольников

Sqrt(4^2+4^2)=4sqrt2 (четыре корня из двух)
Sqrt(2^2+2^2)=2sqrt2 (два корня из двух)

3) Площадь искомого треугольника равна половине произведения катетов: (4sqrt2*2sqrt2)/2=(4*2*2)/2=8

Ответ: 8.

Пример №3

Найдите площадь многоугольника

Решение: Разобьем многоугольник на удобные фигуры и найдем их площади.

Площадь зеленого треугольника 1*3/2=1,5
Площадь синего треугольника 2*1/2=1
Площадь красного треугольника 1*2/2=1
Площадь квадрата 2*2=4
Площадь многоугольника равна их сумме: 1,5+1+1+4=7,5

Ответ: 7,5.

Эту задачу можно решить и вычитанием из площади прямоугольника.

Ответ: 7,5.

Пример №4

Найти площадь многоугольника.

Решение: Можно найти площадь вычитанием, как и в предыдущих заданиях.

Но быстрее можно получить результат с помощью формулы Пика. Для этого нужно сосчитать точки с целыми координатами внутри фигуры (синие) и точки с целыми координатами на контуре фигуры (красные).

Ответ: 10,5

Формула Пика не указана в кодификаторе, применять ее при решении заданий с развернутым ответом нельзя. Но в заданиях с кратким ответом она позволяет сэкономить время. Проверьте справедливость формулы на предыдущих примерах.

Пример № 5

Найдите градусную меру угла АВС.

Решение: Точка А имеет нецелые координаты, однако теорема о вписанном и центральном углах позволяет легко решить задачу.

Проведем радиусы в точки А и С.

По рисунку видно, что центральный угол АОС равен 135 градусам. Вписанный угол АВС опирается на те же точки окружности А и С. Согласно теореме, он в два раза меньше центрального.

Ответ: 67,5.

Пример №6

Найдите тангенс угла.

Решение: Выделим смежный острый угол.

Выделим прямоугольный треугольник с целочисленными координатами вершин, содержащий этот угол. Найдем тангенс острого угла как отношение противолежащего (зеленого) катета к прилежащему (синему).

Тангенс смежного тупого угла противоположен по знаку.

Ответ: -4.

В завершении хочется еще раз напомнить: листы с заданиями не проверяются . Можно все необходимые построения и вычисления делать прямо на рисунке. Это позволяет избежать ошибок по невнимательности.

Профессиональный преподаватель также сделал подробный разбор и задания, с которыми можно ознакомиться по ссылкам.

В задании 3 в ЕГЭ по русскому языку необходимо определить значение многозначного слова. При его выполнении особое внимание уделите контексту, т.е. текстовому отрывку, совокупность предложений которого имеет завершенный смысл. Для большей убедительности вы можете поочередно подставлять каждое значение. Если смысл высказывания не меняется, оно верное.

Алгоритм

  • внимательно прочтите задание;
  • найдите необходимое предложение;
  • подставьте каждое предложенное значение вместо слова, если смысл сохранился, вы выбрали верный вариант.

Разбор заданий с примерами

Пример 1

Прочитайте фрагмент текста, определите значение слова «красота» в третьем предложении.

  1. Озеро Байкал уникально не только по своему происхождению, но и природе и микроклимату. 2. Оно разделено на три условные части, имеющие свою флору и фауну, также водоем и его окрестности включает в себя пять ландшафтных зон. 3. Летом это место особенно привлекательно для путешественников, каждый год приезжающих полюбоваться и насладиться его красотами.

Красота, -ы, мн. –ы, ж.

  1. Отвлеченное существительное (от прилагательного «красивый»). Красота леса.
  2. Красивая внешность. Она отличалась невероятной красотой.
  3. Красивые места, производящее впечатление. Красота Гималаев.
  4. В значении междометия. Выйдешь зимой ранним утром – красота!

Выбираем третье значение, поскольку в предложении говорится о впечатлениях, которые вызывает водоем у туристов.

Пример 2

Прочитайте фрагмент текста, определите значение слова «значение» в первом предложении.

  1. Значение витаминов для человеческого организма трудно переоценить. 2. Энергетически они не представляют ценности, но оказывают значительное влияние на обмен веществ, рост и развитие, а также общее состояние. 3. Но следует быть осторожными: их избыток так же, как и недостаток может принести вред.

Значение, -я, мн. – я, ср.

  1. То, что значит; определенный смысл. Это слово имеет много значений.
  2. Ценность, значимость. Этот подарок имеет особое значение для меня.
  3. Влияние, роль. Значение революций в истории России.

Выбираем второе значение, здесь подчеркивается важность таких веществ, как витамины для человека.

Пример 3

Прочитайте фрагмент текста, определите значение слова «любовь» в первом предложении.

  1. Трудоголизм давно уже перестал трактоваться как безобидная любовь к работе. 2. С точки зрения психологии он определяется как болезненная зависимость от труда. 3. Для трудоголика работа занимает первое и главнейшее место в жизни, становясь единственным способом самореализации, получения удовлетворения от существования и достижения признания.

Любовь, -и, ж.

  1. Чувство, основанное на единстве и стремлении к единой цели. Любовь к родине.
  2. Благоприятное отношение, симпатия. Любовь к детям.
  3. Инстинктивное чувство. Родительская любовь.
  4. Чувство, связывающее двух людей. Счастливая любовь.
  5. Стремление к чему-либо, большое пристрастие. Любовь к литературе.

Выбираем пятое значение, так как в тексте говорится о любви как чрезмерном тяготении.

С подробным разбором и задания можно ознакомиться по ссылкам. Переходите и учитесь!

Для подготовки к заданию 3 необходимо осознать несколько моментов.

1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.

2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений.

Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие.

Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие. Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. В задании 3 используются только многозначные слова.

Рассмотрим пример. У слова корень выделяют значения:

  1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.
  3. Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.
  4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.
  5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный корень.
(Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2, с. 103)

На этом примере видно, что первое значение — главное (основное, исходное, первичное), остальные — производные от него, то есть произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В нашем примере значение 3 - переносное, 4 и 5 - термины.

Понять, в каком значении употребляется слово, можно только из контекста .

Задание 3 даёт контекст, это самое главное.

Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко оно уже содержит подсказку.

Например: Корням растения тесно в маленьком горшке, поэтому цветы время от времени пересаживают.

Вопрос: В каком из приведённых выше значений употреблено слово КОРЕНЬ?

Что делать, если подсказки нет? Попробуйте метод подстановки : поочерёдно вместо обсуждаемого слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится. Потеря смысла — показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла предложения — свидетельство того, что верный ответ найден.

Вконтакте

Одноклассники

Справочник для подготовки к ЕГЭ

  • Задание 1. Информационная обработка письменных текстов
  • Задание 3. Лексическое значение слова