Типичные признаки научного стиля. Признаки научного стиля текста. Основные признаки научного стиля речи. Научный стиль: синтаксические признаки

Подробное решение параграф § 19 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Может ли ваш школьный учебник стать источником права?

Учебник не может быть источником права.

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Естественное право может стать источником позитивного права. Позитивное право строится на естественных правах человека.

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Это универсальный нормативный акт учредительного характера. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?

Класс не может выступить с законодательной инициативой. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

Дополнительный материал:

В России правом законодательной инициативы на основании ст. 104 Конституции РФ, наделены Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному и Верховному суду.

Вопросы и задания к документам

1. Какая идея объединяет все названные документы?

Все названные документы объединяет идея основных прав и свобод человека.

2. Назовите источник права, служащий для них основой.

Всеобщая декларация прав человека.

3. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.

Юридической силой не обладает: Основной закон Федеративной Республики Германии (25 Мая 1949 г.) т. к. ФРГ ныне не существует.

Вопросы

Источники права - это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).

Нормативно-правовой акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Прежде всего это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте.

2. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта?

Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы; 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта.

А юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий.

3. Охарактеризуйте иерархию законов Российской Федерации.

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

1) на самой вершине находится Конституция РФ - Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции РФ, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене;

2) на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ, - Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции РФ (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее.

3) третья группа - текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. Это, например, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об акционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам - Конституции РФ и конституционным федеральным законам.

4. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?

Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида:

1) есть предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить;

2) есть предметы, совместного ведения РФ и субъекта РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения;

3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование - принимают свои законы (или подзаконные акты).

5. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов?

Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований - указы, распоряжения, постановления и др.

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью.

Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ.

6. Охарактеризуйте положение Конституции Российской Федерации в иерархии нормативных актов.

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.).

7. Каковы основные задачи Конституции как главного источника права?

Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

8. Каковы основные этапы создания закона?

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Вторая стадия - обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона. Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное - одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях).

Третья стадия - принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа - 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвёртая стадия - одобрение закона в Совете Федерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, одобрен или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ. И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается одобренным, если за него проголосует более половины депутатов; за одобрение федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования - довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях - «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» и интернет-ресурсе. Только опубликованный закон вступает в действие.

Задания

1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам.

Судебный прецедент - решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

В России каждый судья по-своему может трактовать ту или иную ситуацию и связано это, на мой взгляд, с несовершенством законодательной базы. Многие законы трактуются неоднозначно.

2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения - субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений?

Потому, что это способствует укреплению дисциплины и порядка. А эти вещи, способствуют более эффективной слаженной работе всей системы. Это помогает избегать правовых коллизий (конфликтов в праве). В случае деформации (нарушения или повреждения) это приведет к конфликту в праве и к беспорядкам в обществе, т. е. к хаосу.

3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему?

Мое мнение – наибольшим динамизмом обладают подзаконные нормативно-правовые акты. Это связано с относительно простой процедурой его их принятия. В то же время они обладают общеобязательным характером (в рамках той отрасли, в которой они принимаются), а также их реализация обеспечивается принудительной силой государства. Плюс основной задачей подзаконных актов является толкования процедуры применения законов, что также отображает их динамизм.

4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права.

Естественное право составляет основную часть позитивного права, как пример: нормативно правовой акт, Конституция. Это все источники права, в них закреплено естественное право.

>> Современные подходы к пониманию права

§ 19. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА

Почему люди по-разному понимают право? В каком случае закон противоречит праву? Можно ли создать идеальное право? Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?

Из курса 10 класса вам известно, что в современном правоведении существуют различные подходы к понимаю права (иначе говоря, различное правопонимание). Явление это вполне нормальное. Для глубокого изучения права ценны разные подходы, если они помогают в поиске истины.

Правоведы отмечают, что в наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона. Обратимся к двум наиболее типичным подходам, знакомство с которыми позволит выявить ценное и полезное в каждом из них.

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность , опирающаяся на принудительную силу государства . В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Однако не все правоведы согласны с таким подходом. Если право, рассуждают они, сводится к законам, которые творит государство, следует думать, что вне закона нет права. Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их. Получается, что государство является единственным создателем права, оно же является источником прав человека, и, значит, любое государство (а в каждом государстве есть законы) можно считать правовым.

Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В целом же для данного подхода, по мнению его критиков, вопроса о том, что такое право, в подлинном смысле не существует, поскольку для него право - это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).

Вместе с тем нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.

В целом же в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.

Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность , т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, - это благо для общества .

Другой положительной чертой нормативного подхода является четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы . Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.

Еще одно достоинство нормативного подхода в том, что в нем четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. В определенных обстоятельствах государство может руководствоваться устаревшими нормами. Или, хуже того, издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт*, который в народе прозвали «законом о трех колосках». Суть его в том, что голодавшим людям запретили после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены драконовские наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишенные гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО: ОТ ИДЕИ К ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы, среди которых множество выдающихся умов человечества. Вместе с тем в этих учениях содержится немало сходных идей, положений, выводов, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним.

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя , государства) и называют позитивным правом , т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

* Имеется в виду подзаконный акт - Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.

Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, -естественное право .

Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон.

Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868-1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США - Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции - Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX - первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами - кризисами, революциями , мировыми войнами.

Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, - Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека - его правам - относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности , право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека - это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, можно вспомнить правовые документы, о которых вы, возможно, знаете из истории: древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они конечно же не отвергают позитивное право, т. е. законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек , его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея естественно-правового подхода.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека , его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным. Разберемся подробнее.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу.

Вместе с тем, и это особенно подчеркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной . Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью - беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления (вы сами могли бы привести немало примеров проявления безграничной «свободы»).

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724-1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона , делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), приведем пример судебного дела, о котором рассказал известный российский правовед С. С. Алексеев.

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как-то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. «Медведь!» - подумал он. И не случайно, медведи действительно частенько беспокоили геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьем, к нему присоединился еще один геолог - Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в черное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыбацкими снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто-то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права - права каксправедливости . А справедливость требовала освободить невиновного. Но кого? Определить невозможно. И освободили обоих.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ

Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идето праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнем, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесен к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов - ст. 104, ч. 3).

Вторая стадия - обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.) . Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трех чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонен или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идет детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонен или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное - одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трех чтениях).

Третья стадия - принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа - 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвертая стадия - принятие закона в Совете Федерации (его численность - 178 депутатов). Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации,где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонен. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 (по вопросам финансов, международных договоров , государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трех четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования - довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях - «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» . Только опубликованный закон вступает в действие .

В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться - ваша основная практическая задача . Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.

2 Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимоа) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанносте й потребует огромных личных усилий на протяжении все й жизни.

З Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с ее представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.

4 Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

5 У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить) .

ДОКУМЕНТ

Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука - теория - философия» .

Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только.. . исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем суть нормативного подхода к праву?
2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
3 Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
4 . Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
5. В чем гуманистический смысл естественного права? с Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

ЗАДАНИЯ

1 . На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
2) докажите, что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права;
3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы он о отражало типичные черты современног о правопонимания) .

В теории права в качестве источников права различают:

♦ правовой обычай

♦ рецепция права

♦ правовая доктрина

♦ естественное право

♦ общие принципы права

♦ юридический прецедент

♦ нормативно-правовой акт

♦ договоры нормативного содержания

♦ референдум

♦ религиозный памятник и др.

Правовой обычай

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Правовой обычай (обычное право) - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила ре­гулирования поведения людей (общественных отношений) которые официально признаны (санкционированы государ­ством) в качестве общеобязательных норм права.

Государство признает только те обычаи, которые отвеча­ют интересам общества на определенном этапе его развития.

Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он передавался из поколения в поколение.

На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуа­ла не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ри­туалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов сопле­менников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Особую группу ритуальных действий составляют обряды . Обряд - это правило поведения, заключающееся в выпол­нении некоторых символических действий. В отличие от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное влияние на психику человека.

Обычаи нравственного характера называют нравами . В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.

Разновидностью обычаев также являются традиции (лат. traditio – передача, предание) - элементы социального и культурного на­следия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль­ных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.


Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Первые законы античных и феодальных обществ были по сути сводами законов обычного права, например, законы Драконта (Афины VII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.), так называемые "варварские правды" (Русская, Салическая, Баварская) и т.д.

Государственное санкционирование обычая и превра­щение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивно­го права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представи­тельный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осу­ществляется в официальной письменно-документальной форме - путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

Но возможно и иное соотношение между действую­щим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых ак­тах прямо формулируются конкретные правовые положе­ния, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного пра­ва), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кла­дется в основу судебного решения и тем самым приобре­тает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.

В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.

Правовая доктрина

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права другим участникам правоотношений и юридических процедур.

Юридическая ( правовая ) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами поло­жения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть "правом юристов".

Еще в Древнем Риме при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была даже предоставлена особая привилегия - их консультации имели обязательную силу для судей по тем или иным делам. Эти официальные консультации (ius respondendi - авторитетные ответы или разъяснения по вопросам права) писались как бы от имени императора. Они были обязательны для судей и вообще чиновников, причем в некоторых случаях юристы могли даже не мотивировать свое решение, ограничившись словом «да» или «нет». В 426 г. был издан специальный закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводились этими авторами). При несовпадении мнений этих юристов предписывал придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

В средние века формулы крупных римских юристов часто становились составной частью нормативно-правовых актов. Наиболее ярким примером может служить византийский Corpus Iuris Civilis (VI в.), в который вошли многие положения, разработанные римскими юристами - Ульпианом, Гаем, Павлом и др., составившие целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана. В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов - ученых, получивших свое название по характеру осуществлявшейся ими деятельности: они составляли краткие замечания и разъяснения (глоссы) к римским законам.

Доктрина продолжает оказывать весьма существенное влияние как на законодателя, так и на правоприменителя. Широко используется доктрина и в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов. Наиболее же широко правовая доктрина как источник права используется сегодня в мусульманских странах.

Юридический прецедент

Юридический (судебный) прецедент это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Юридический прецедент - это следование не общему правилу, установлен­ному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате судебной или административной практики разрешения аналогич­ных дел.

Судебный (административный) прецедент - это решение органа государства, как правило, суда, по конкретному делу, которое принимается за эталон (образец) при разрешении других аналогичных дел.

Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государ­ственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу право­вой нормы при последующем разрешении подобных дел. Это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецеден­та, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответ­ствии с установленными правилами прецедента).

Судебный прецедент является основным источником права в нацио­нальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права. Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя.

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нор­мы действующего права.

Иными словами, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) норматив­но-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обраще­ний и т.д.) неправового характера.

Термин "правовой акт" в правоведении имеет три зна­чения:

» правило правомерного действия - юридический факт;

» результат правомерных действий как элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание (акт), акт автономного регулирования);

» юридический документ.

При рассмотрении нормативного акта имеются в виду первые два значения.

Нормативный акт- главный источник права во всех правовых системах мира. Это классический и первосте­пенный источник права для всех стран, объединенных в сис­тему "писаного права" - романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России. Нормативные акты в системе "писаного права" состав­ляют иерархическую систему, где распределяются по сту­пеням в зависимости от юридической значимости.

Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов, и действует на конкретной территории (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.), в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом).

От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, не содержащие норм права и не вносящие непосредственно изменения в законодательство. Например, от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и пре­кращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

2. Имеетписьменную форму . Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного доку­мента, который имеет обязательные атрибуты, название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д., позволяющие выделить его из множе­ства других нормативно-правовых актов.

3. Имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структур­ным образованиям, разделам, главам, статьям.

4. Имеет определенный предмет регулирования (соответствующие общественные отношения).

5. Обладает юридической силой в зависи­мости от уровня принявшего его органа и места акта в систе­ме нормативно-правовых актов.

6. Его выполнение обеспечивается государственным принуж­дением .

Норма права - это логи­чески завершенное правило поведения, установленное государством и обеспечен­ное его принудительной силой. А статья нормативно-правового акта - это форма воплощения, способ из­ложения правовой нормы. В статье закона может содержаться вся норма целиком, часть нормы или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

В юридической литературе можно встретить указание и на другие источники права, среди которых выделяются следующие.

Рецепция права - заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР).

Общие принципы права - исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права.

Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (широкое применение находит в гражданском, международном, конституционном праве).

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни. Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, региональные, местные.

Религиозный памятник в качестве источника пра­ва - это священные книги различных религий, положе­ния которых имеют общеобязательное значение в соответ­ствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права).

При этом необходимо иметь в виду, что соответствую­щее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верую­щих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

Естественное право как источник позитивного пра­ва - это официально признанные государством и закреп­ленные в его конституции и законах естественные, прирож­денные и неотчуждаемые права человека и права народа.

Римские юристы считали естественное право (наряду с правом народов и цивильным правом) составной частью действующего права и олицетворением его спра­ведливости. Говоря о различных смыслах слова "право", юрист Павел писал: "Во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым, - како­во естественное право". Подобная трактовка правового смысла и значения естественного права была существен­ным компонентом римской юридической доктрины ("права юристов"), которая в свою очередь являлась одним из ос­новных источников римского позитивного права.

Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) пра­ва и свободы человека, официально признанные и закреп­ленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В слу­чае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитив­ного права, которые должны соответствовать (как мини­мум - не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны про­тиворечить признанным и закрепленным в ней естествен­ным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.

Идея естественного права

Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв. Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное , – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

Направляя острие критики против реально существовавшего в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют угнетение людей, произвол и тиранию.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, – это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом и ее последним бастионом – королевским абсолютизмом, идеологически способствовала переходу общества к более высокой, капиталистической ступени развития. Но демократический потенциал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половине нынешнего столетия, став теоретическим фундаментом всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

2). Конфедерация (следует отличать от федерации) – это союз суверенных государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов; достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической науке. Существуют три основных подхода к определению политико-правовой природы конфедерации: Конфедерация – форма государственного устройства. Конфедерация – промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. Конфедерация не является формой государственного устройства, а представляет собой межгосударственное объединение.

Наиболее убедительным представляется третий подход. Конфедерацию нельзя считать формой государственного устройства, так как последняя характеризует внутреннее территориальное устройство государства, а конфедерация – не государство, а союз суверенных государств. Следовательно, она не может быть формой государственного устройства. Конфедерация не обладает ни одним из признаков государства. Она – межгосударственное объединение.

Признаки конфедерации:

Государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют суверенитет в полном объеме (некоторые самоограничения прав государств-членов конфедерации касаются только тех сторон их деятельности, которые повлекли добровольное объединение этих государств в конфедерацию, однако это не означает ограничения их суверенитета);

Будучи суверенными государствами, государства-члены конфедерации обладают правом сецессии, т.е. правом свободного выхода из состава конфедерации;

Конфедерация создается на договорной основе, т.е. путем заключения суверенными государствами международного договора об объединении в конфедерацию;

Конфедерация не имеет единой территории (государства-члены конфедерации имеют свою территорию и государственные границы; оборона конфедерации осуществляется союзной армией, но она состоит из воинских формирований государств-членов конфедерации);

Конфедерация не имеет государственного аппарата, т.е. единой системы органов государственной власти (конфедерация создается для достижения конкретных целей, для чего создаются органы конфедерации, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией; эти органы немногочисленны, они формируются, как правило, высшими органами государственной власти государств-членов конфедерации; эти органы, как правило, не имеют прямых властных полномочий, а осуществляют в основном координационные функции);

Конфедерация не имеет конституции и законодательства (конфедерация создается на основе договора; правовые акты, принимаемые органами конфедерации, не имеют прямого действия, т.е. они вступают в действие на территории государств-членов конфедерации только после их ратификации органом законодательной власти государств-членов конфедерации; государства-члены конфедерации обладают правом нуллификации, т.е. органы законодательной власти государств-членов конфедерации имеют право принять решение о прекращении действия на своей территории акта, принятого органом конфедерации и ранее ратифицированного);

Конфедерация не имеет государственной казны (бюджет конфедерации формируется не путем прямых налоговых отчислений, а путем добровольных взносов государств-членов конфедерации).



Конфедерация – достаточно редкое и недолговременное образование (США с 1781 г. по 1787 г.; Швейцария до 1848 г.; Сенегамбия с 1982 г. по 1987 г.). Конфедерация, как и государство, создается для управления обществом, для осуществления тех функций, реализация которых отдельными государствами недостаточно эффективна. Однако ограниченные полномочия органов конфедерации делают это управление затруднительным и не всегда эффективным, а порой и невозможным.

Конфедерация может эволюционировать в двух направлениях:

1 . Если возникает необходимость в более эффективной организации управления и в более тесной интеграции, то конфедерация может перерасти в федеративное государство (например, США в 1787 г., Швейцария в 1848 г.).

2. Конфедерация может прекратить свое существование, если ее задачи выполнены или если возникли серьезные внутренние противоречия между государствами – членами конфедерации, либо под воздействием внешних факторов (например, войн): распад Австро-Венгрии в 1918 г., Объединенной Арабской Республики в 1961 г., Сенегамбии в 1988 г.)

В современном мире все большее распространение получают новые формы объединения государств – межгосударственные союзы, которые могут существовать в форме сообщества, содружества и др. Это обусловлено двумя процессами: 1) процессами дезинтеграции, распада государств; 2) стремлением государств к их экономической и политической интеграции.

Межгос.объединение – союз суверен.государств, созданный на основе межгос.договора с целью экон. и полит.интеграции государств-участников. Государства – участники межгос.объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгос. органам, которые координируют деятельность государств-участников.

Правовой основой образования межгосударственного объединения являются конституции государств-участников. Например, ст. 79 Конституции РФ устанавливает: «РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы. В этих документах определяется порядок вступления в межгосударственное объединение и выхода из него. Примеры межгосударственных объединений: Британское содружество наций, Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств.

Систему органов межгос.объединения образуют Высший орган (как правило, совет глав государств), исполнительный орган, административный орган (секретариат), комитеты и комиссии по специальным вопросам. Иногда создаются специальные органы, например в составе Совета Европы созданы Европейский Суд и Европейская комиссия по правам человека.

Межгос. объединения позволяют совмест. усилиями решать внутренние проблемы государств-участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач. Данные объединения имеют в основном переходный характер. В зависимости от исторических тенденций их развития они могут выступать в качестве этапа окончательной дезинтеграции или этапа на пути движения к созданию единого государства.

Нормативный подход к праву

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность, опирающаяся на принудительную силу государства. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Положительные черты: 1. нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, - это благо для общества. 2. Четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы. Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями. 3. В нем четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

Отрицательные черты: 1. игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь. Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права..

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, -естественное право.



Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон.

Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868-1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Крупнейшие правовые документы, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США - Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции - Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, - Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.



В рамках теории возрожденного естественного права выделя­ются два основных направления - неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм - по существу, новейшая интерпретация средне­векового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о при­роде, сущности права, неотомистская теория пытается найти ос­новные права в мировом порядке, согласующемся с религиозны­ми догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство челове­ческого, положительного закона, если он расходится с естествен­ным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосход­ство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное про­исхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этичес­кой первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, ос­нованного на стандартах справедливого поведения. Для этой тео­рии характерным является признание в качестве основы "пра­вильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

В науке есть такое определение: права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека - его правам - относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека - это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, можно вспомнить правовые документы, о которых вы, возможно, знаете из истории: древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) - право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО - официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они конечно же не отвергают позитивное право, т. е. законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея естественно-правового подхода.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу.

Вместе с тем, и это особенно подчеркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной. Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью - беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления.

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724-1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Юридические нормы способны выполнять роль «регламентатора» общественных отношений, потому что они об­ладают особым интеллектуально-волевым содержанием. В со­ответствии с этим каждая норма права характеризуется интел­лектуальными и волевыми моментами.

Интеллектуальный момент представляет собой идеальное от­ражение в правовой норме регулируемого общественного отноше­ния, т. е. той «модели» общественного отношения, которую «за­дал», запрограммировал законодатель. Главное здесь - это идеальное выражение того, каким моделирует, представляет за­конодатель поведение людей, т. е. каким оно может или должно быть. В социалистическом обществе это отражение регулируе­мого отношения носит научно обоснованный характер, опирается на познанные объективные законы развития общества. Вот по­чему оно представляет собой активную силу, направленную на дальнейшее развитие и совершенствование социалистических общественных отношений.

Волевой момент характеризует в юридических нормах актив­ное («повелительное») начало. Юридические нормы - это не только идеальное отражение регулируемых фактических отно­шений (т. е. того, каким представляет себе законодатель поведение его участников); юридические нормы содержат в себе также стремление, активную направленность законодателя к тому, что­бы эти отношения реально возникли, осуществились.

Наряду с интеллектуально-волевым содержанием норма пра­ва имеет и юридическое содержание (в нем выражается значе­ние права как государственной воли, возведенной в закон). Юри­дическое содержание как бы «оформляет» интеллектуальный и волевой моменты, придает им «юридический облик». Достигает­ся это при помощи категорий правосознания и прежде всего при: помощи категорий «право» и «обязанность». Причем особо суще­ственное значение принадлежит здесь, во-первых, степени и фор­мам повеления, выраженного в юридических нормах (в част­ности, обязывается ли лицо к определенному положительному поведению или же лицу только дозволяются известные действия, а на всех иных лиц возлагается обязанность пассивного содер­жания - обязанность воздерживаться от действий известного рода), и, во-вторых, характеру и жесткости обеспечительных мер - правовых санкций.

Объективное и субъективное право: понятие и соотношение.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).