Словарь викия. Словарь. Сравнение с другими Викисловарями

Моисей в иудаизме

Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так называемых казней египетских: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб, мошек, пёсьих мух; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Память пророка Моисея отмечается Христианской церковью 17 сентября (нов. ст.).

Моисей в исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى ‎‎). Он - пророк в исламе , которому был ниспослан Таурат .

Призвание Мусы на пророчество

Муса - один из потомков пророка Якуба . Он родился и некоторое время прожил в Египте . В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу , который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет , мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене: - Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я - Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я - Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун , который был праведным человеком. Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему: «О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун. Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему: - Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров. Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять Ислам.

Смерть Мусы

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Палестина), где жили злые великаны. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока великаны живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к соблюдению Ислама - к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

См. также

Первоначальная версия этой статьи была взята из

Имя: Моисей (Moses)

Деятельность: пророк, основоположник иудаизма, выведший евреев из египетского рабства

Семейное положение: был женат

Моисей: биография

Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.


Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом .

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV-XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.


Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.


Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.


Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.


На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.


Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.


И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.


За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.


После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.


Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».


В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.


К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.


Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея,
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета»,
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы»,
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море»,
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм»,
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги»,

Основаны на повествовании Пятикнижия. Ряд отступлений от него (например, Х ош. 12:14 или Миха 6:4) свидетельствуют, по мнению некоторых исследователей, о традициях, параллельных рассказу Пятикнижия, но не вполне тождественных ему. В нееврейских ближневосточных источниках доэллинистического периода Моисей не упоминается.

Несмотря на противоречия, обусловленные тем, что библейский рассказ включает тексты различных исторических периодов, в эпопее Исхода четко вырисовывается гигантская фигура Моисея, мощная и целеустремленная, но не лишенная человеческих слабостей, нередко терзаемая сомнениями и внутренней борьбой личность, наложившая неизгладимый отпечаток не только на историю, воображение и мышление еврейского народа, но и на облик христианской и мусульманской цивилизаций.

Синайское откровение, дарование Закона (Торы) и заключение Завета - кульминация исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Однако за этой кульминацией почти непосредственно следует падение. Сорок дней проводит Моисей на горе. Люди теряют веру в Моисея и требуют от Аарона изготовить вещественного бога, «который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1). Аарон изготовляет золотого тельца , которого народ объявляет богом, выведшим его из Египта, и устраивает в его честь культовые празднества. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из Десяти заповедей («... не будет у тебя других богов помимо Меня; не делай себе изваяния и никакого изображения... не поклоняйся и не служи им»), в гневе разбивает врученные ему Богом скрижали, на которых эти заповеди записаны. В наказание за неискупимый грех Бог готов уничтожить весь народ и сделать потомков Моисея великим народом. Моисей отвергает это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет Свое решение. Народ спасен, но наказание, наложенное на него, сурово: «Телец был сожжен, стерт в прах», и прах рассыпан по воде, которую израильтяне вынуждены пить; три тысячи из поклонявшихся идолу казнены (Исх. 32).

Это событие становится переломным в истории Исхода. Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от рабства. «Моисей поставил себе шатер... вдали от стана и назвал его скинией собрания... И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию» (Исх. 33:7, 8).

Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых скрижалях. Он удостаивается не только косвенного доказательства присутствия Бога, слыша Божий глас, но и частично зримой теофании, после чего лицо его озаряется светом. Когда Моисей спускается с горы, чтобы во второй раз передать слова Бога, народ, пораженный сиянием его лица, боится подойти к нему. С тех пор, появляясь перед народом после каждой беседы с Богом, Моисей закрывает лицо покрывалом (Исх. 34).

Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для Моисея и выявил двойственность его сложных отношений с народом. Опасаясь филистимлян , осевших на юге прибрежной полосы Ханаана , Моисей ведет народ кружным путем. Скитания по пустыне кажутся нескончаемыми, тяготы и лишения непреодолимыми, а Земля обетованная недосягаемой. Ропот и подспудное недовольство не прекращаются и выливаются в открытый бунт против Моисея и Аарона (последний был назначен первосвященником). Родственник Моисея Корей (Корах) из колена Леви и его сообщники Датан, Авирам и Он из колена Реувен оспаривают авторитет Моисея и его брата, обвиняя их в самовластии. К ним присоединяются 250 «именитых людей», претендующих на право быть жрецами. Моисей призывает предводителей восстания к себе, но те категорически отказываются предстать перед ним. «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами? Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли ты нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!» (Чис. 16:13–14).

На этот раз Бог решает покарать бунтарей, прибегая к чуду, которое должно послужить знамением и предостережением: зачинщиков поглощает земля, а их приверженцы сжигаются (Чис. 16:17).

Но и самые жестокие меры не могут успокоить народ. Взрывы негодования, недоверия и непослушания неоднократно повторяются (Чис. 20:1–13; 21:4–8; 25:1–9). Даже брат и сестра Моисея, Аарон и Мирьям, протестуют против женитьбы Моисея на эфиопке (Чис. 12:1–3), и оба они несут наказание. Почти во всех этих случаях Моисей пытается отклонить или смягчить кару Божью, но и сам не может избежать наказания за то, что, вопреки повелению Бога, ударил жезлом по скале, чтобы извлечь из нее воду, когда Бог приказал всего лишь «сказать... скале, и она даст воду». Согласно традиционной экзегезе, Бог видит в употреблении силы сомнение Моисея в Его всесилии и запрещает ему вступить в страну отцов, в которую он ведет народ. Моисею суждено умереть в пустыне у берега Земли обетованной в Заиорданье (Чис. 20:7–13). По другой версии, Моисей был наказан за грехи народа (Втор. 1:37; 3:26; 4:21).

Но еще более горькое разочарование постигает Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются убежденными в том, что завоевать эту страну невозможно, так как ее жители, среди которых исполины, непобедимы. И хотя на самом деле страна течет молоком и медом, она «поедает своих жителей». Возмущенный народ вновь бунтует и требует возвратить его в Египет. Двое из разведчиков, не разделяющие мнение остальных, пытаются увещевать народ, но толпа угрожает забить их камнями. Разгневанный Бог вновь решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у Бога прощения и смягчения приговора: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз и не слушали гласа Моего, не увидят землю, которую Я с клятвой обещал отцам их...» (Чис. 14:23–24). Они умрут в пустыне, и лишь следующее поколение, выросшее в пустыне, удостоится завоевать Землю обетованную и поселиться в ней. Завоевание Ханаана возлагается на воспитанника Моисея Иех ошуа бин Нуна .

После сорокалетнего пребывания в пустыне народ приближается к Ханаану. Поколение освобожденных рабов «жестоковыйного народа» (Исх. 32:9; 33:35; 34:9; Втор. 9:6, 13) вымерло. Моисей, несмотря на свой возраст («сто двадцать лет»; Втор. 31:2), все еще полон сил («зрение его не притупилось, и свежесть его не истощилась»; Втор. 34:7). Тщетны все его мольбы и увещевания изменить уготованную ему участь и разрешить вступить в будущую Землю Израиля: ему дозволено лишь окинуть ее взором с вершины заиорданской горы Нево.

Трагедия Моисея, лишенного возможности завершить начатое им великое дело, описана в последней книге Пятикнижия - Второзаконии. Резко отличающаяся от других книг как по стилю, так и по духу, характерному для периода ее написания (значительно позже эпопеи Исхода), она с композиционной точки зрения представляет собой блестящий эпилог рассказа о жизни и деятельности Моисея. Это завещание вождя, который с некоторой горечью подводит итог своей деятельности, перечисляет успехи и неудачи, сопутствовавшие почти непосильной миссии, и дает народу полный свод законов, во многом повторяющий в новой редакции предписания прежнего кодекса, но, в отличие от него, более приспособленный к будущей оседлой жизни на вновь обретенной родине.

Моисей умирает в «земле Моавитской» после того, как сам Бог показывает ему с горы Нево всю Землю Израиля (Втор. 34:1–5), «никто не знает места погребения его даже до сего дня... И оплакивали его сыны Израиля... тридцать дней» (Втор. 34:6, 8).

Историчность Моисея . Отсутствие каких-либо сведений о жизни Моисея в древних источниках доэллинистического периода (кроме Библии) вызвало у некоторых библеистов сомнения в его историчности. Часть исследователей пришла даже к выводу, что Моисей - вымышленная, легендарная фигура, и повествование о нем - плод мифологического творчества. Все же большинство ученых признает, что основой библейских преданий послужили исторические события, в которых решающую роль играла определенная личность, но характер ее деятельности трудно установить с достоверностью из-за фольклорных наслоений. Однако рассказ о рождении Моисея (см. выше, имя Моисей (по-видимому, от египетского ms - сын), деятельность Моисея в Египте (соревнования с египетскими чародеями; Исх. 7:10–12), работы на строительстве египетских городов Питом и Рамсес (в египетских источниках упоминается город Пи-рамсес) - эти компоненты повествования своеобразно отражают атмосферу Египта эпохи Нового царства. О том же свидетельствуют некоторые черты древнеегипетского рассказа о похождениях Синухе, которые перекликаются с эпизодом бегства Моисея из Египта и его пребывания в Мидиане. Египетские имена встречаются в Библии только в цикле рассказов о Моисее. По мнению некоторых историков, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций, существовавших в Египте в 14 в. до н. э. на монотеистические идеи Моисея. Фараон Эхнатон провозгласил бога солнца Атона единственным божеством всего Египта. Монотеистический культ Атона был очень скоро ликвидирован, но рассказы о нем могли дойти до воспитанного во дворце фараона Моисея.

Некоторые библеисты приводят еще один довод в пользу историчности Моисея. Все институты эпохи Первого храма были созданы историческими личностями: монархия - Самуилом и Давидом ; Храм - Соломоном ; религиозные реформы проведены царями (Хизкиях у ; Иошиях у). Введение культа Ях ве и создание на заре еврейской истории культовых институтов, память о которых сохранилась в сознании народа, приводит по аналогии к постулату о деятельности личности масштаба Моисея; причем эта личность не может быть ретроспективной проекцией более позднего времени. Самая убедительная историческая аналогия - Мухаммад . Согласно мусульманской традиции, подобно Моисею, он - пророк, политический и военный вождь, создатель нового культа и законодатель. Однако нет сомнения в существовании Мухаммада как исторической личности.

Моисей в послебиблейской традиции (в Талмуде, Мидраше и раввинистической литературе). Талмуд и Мидраш продолжают, гиперболизируя, библейскую традицию одновременного возвеличивания и умаления личности Моисея.

Со времен Талмуда до наших дней Моисей обычно именуется раббену (`наш учитель`). Моше раббену - великий учитель еврейского народа. Он не только автор Пятикнижия, давший народу Тору, то есть Письменный Закон, но и основатель всего Устного Закона. Все, что когда-либо мудрец или законоучитель установил или установит в будущем, уже было завещано Моисеем, в том числе такие предписания, которые не вытекают из повелений Торы (х алаха ле-Моше ми-Синай , см. Галаха). Весь мир существует благодаря достоинствам Моисея и Аарона (Хул. 89а). Когда Моисей родился, весь дом Амрама озарило светом (Сота 13б). Умирая, Моисей удостоился поцелуя самого Бога (ББ. 17а). Высказывается даже мнение, что Моисей на самом деле не умер и продолжает служить Богу, как некогда на горе Синай (Нед. 38а).

Аггада и фольклорные сказания наделяют Моисея великой мудростью, невиданными добродетелями, неимоверной духовной и физической силой, способностью творить чудеса, граничащей с чародейством. Его молодость полна приключений и подвигов. Но именно на этом фоне еще ярче выступают его человеческие черты и слабости. Одна из самых распространенных легенд повествует о том, что в раннем детстве Моисей, сидя на коленях фараона, сорвал с его головы корону и возложил ее на свою голову. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование. Они посоветовали умертвить Моисея, но Итро заявил, что ребенок сделал это по недомыслию, и посоветовал испытать его умственные способности, предложив ему на выбор горячие угли и золото. Дитя потянулось к золоту, но незримый ангел направил его руку к углям. Моисей обжегся и в испуге поднес уголь ко рту. С тех пор он стал косноязычным (Исх. Р. 1).

Другая легенда повествует о том, что, когда Моисей был пастухом, один ягненок убежал из стада. Моисей погнался за ним, но, увидев, как тот остановился у ручья, чтобы напиться, понял, что усталый ягненок страдал от жажды, и на своем плече принес его обратно в стадо. Тогда Бог сказал ему: «Тот, кто проявляет такое милосердие к овцам, достоин пасти Мой народ» (Исх. Р. 2).

В полном противоречии с такими легендами и с текстами Пятикнижия Мидраш рассказывает о тщеславии Моисея, пожелавшего основать свою династию. Во время освящения скинии Завета Моисей выполнял функции первосвященника. В течение сорока лет странствования в пустыне он считался царем Израиля. Перед смертью он попросил у Бога сохранить за ним эти два титула и передать их в наследство его потомству. Бог отказал ему, разъяснив, что титул первосвященника достанется потомству Аарона, а царская династия уже предназначена потомкам Давида (Исх. Р. 2:6).

Некоторые высказывания выражают даже сомнение в полной пригодности Моисея для роли, которую избрал для него Бог: «Святой - благословен Он [см. Бог. Бог в Талмуде, Мидраше и раввинистической литературе ] сказал [увидев поклонение народа золотому тельцу]: Моисей, спустись с вершин своего величия. Ведь Я одарил тебя величием только ради Израиля. Но теперь, когда Израиль согрешил, ты Мне не нужен» (Бр. 32а). Рабби Иоси говорит, что если бы Моисей не предшествовал книжнику Эзре , тот был бы достоин получить Тору от Бога (Санх . 21б).

В трактате Менахот приводится легенда о посещении Моисеем иешивы рабби Акивы . Прослушав лекцию великого мудреца, Моисей был смущен, так как ничего не понял. Лишь после того, как рабби Акива объяснил, что его слова - х алаха ле-Моше ми-Синай (см. выше), он успокоился (Мен. 29б). В раввинистической литературе содержатся различные толкования этого рассказа.

Красочное, драматическое описание мольбы Моисея отвести от него уготованную ему смерть и дать перейти реку Иордан - один из волнующих текстов Аггады. Бог не внял его просьбе, и Моисей обращается к небу и земле, солнцу и луне, звездам и планетам, горам и холмам, морям и рекам с просьбой заступиться за него перед Богом, но все они находят отговорки, чтобы отделаться от него. Море, например, говорит ему: «Как можешь требовать это ты, который рассек меня при исходе из Египта?» (Втор. Р. 6:11). В большинстве вариантов Х аггады пасхальной , полностью посвященной Исходу, имя Моисея отсутствует, а в тех редких вариантах, в которых оно фигурирует, оно упоминается лишь вскользь. Так подчеркивается личная трагедия Моисея. По талмудическому преданию, Моисей родился 7 адара и умер в тот же день в возрасте 120 лет.

В эллинистической литературе . В антиеврейской эллинистической литературе Исход представлен как бегство секты прокаженных, Моисей - как жрец египетского бога Он, а мотив, побудивший Моисея создать новое учение, - ненависть к египтянам и их культуре. Греческие писатели Александрии утверждали, что евреи не внесли никакого вклада в человеческую культуру. В противовес таким утверждениям, в еврейской эллинистической литературе подчеркивается огромное значение Моисея именно в этой области. Офолмос (2 в. до н. э.) приписывает Моисею изобретение алфавитного письма (см. также Алфавит), которое через посредство финикийцев было перенято греками. Аристобул (2 в. н. э.) утверждает, что греческие философы и поэты заимствовали у Моисея свою мудрость и искусство. Артапан (2 в.) считает, что Моисей создал культуру, цивилизацию и религию Египта, а учитель Орфея Мусайос - не кто иной, как Моисей. Артапан рассказывает о том, что Моисей женился на эфиопской царице, которая подарила ему столицу своего государства (см. выше об эфиопке - жене Моисея). Еврейская апологетическая литература на греческом языке включает Моисея в число величайших законодателей мира. Некоторые писатели рассказывают о том, что египтяне почитали его как бога Гермеса - Тота. Моисей - главный герой трагедии Иехезкеля (2 в.) «Исход из Египта». Филон Александрийский оставил красочное жизнеописание Моисея.

В каббале . В книге Зох ар Моисей - один из семи «верных пастырей Израиля», горячо любящий свой народ. «На горе Синай Бог открыл ему 70 ликов Торы на семидесяти языках». Моисей воплощает одну из десяти сфирот (см. также Каббала) - модусов Божественной эманации, через которые Бог открывается человечеству. Некоторые каббалисты считают, что душа Моисея переселится в Мессию (см. Гилгул). Моисей - жених Шхины , которая в каббале отождествляется с десятой сфирой (Малхут), символизирующей женское начало.

В еврейской религиозной философии . В средневековой еврейской философии Моисей, прежде всего, - величайший из древнееврейских пророков. Таким считает его Иех уда х а-Леви , в произведениях которого образ Моисея не выходит за пределы традиции Библии и Аггады.

По мнению Маймонида , Моисей превосходит всех других пророков потому, что он единственный, кто вышел за пределы законов природы и проник в сферу сверхъестественного бытия. Другие пророки достигали совершенства лишь в пределах, доступных человеческому разуму и воображению. Иех уда Лива бен Бецалель (Мах арал) также считает Моисея сверхчеловеческим существом, стоящим на полпути между земным и высшим миром.

В современной еврейской мысли . На современную еврейскую мысль большое влияние оказала статья Ахад-х а-‘Ама «Моисей», в которой автор различает два подхода: археологический и исторический. Археологическим он называет стремление восстановить исторический образ Моисея по историческим памятникам и археологическим находкам. Историческим он считает тот облик Моисея, который запечатлен в сознании народа и не только играл на протяжении веков, но и до сих пор играет решающую роль в формировании его истории. Моисей - символ отрицания несовершенного настоящего. Как народ Израиля, Моисей живет в прошлом и будущем, служа двигателем морального прогресса всего человечества.

М. Бубер в книге «Моисей» в основном признает историчность Моисея, но проводит различие между историей и сагой, которую считает в известной мере историчной, поскольку она верно отражает чувство народа и его героя в драматические моменты истории, не поддающиеся осмыслению без постулата Божественного вмешательства. Моисей приписывает все свои достижения Богу и требует от израильтян беспредельной верности Ему, то есть идеалам справедливости. Израильтяне должны стать святым народом, живущим для Бога и для всего мира. Поэтому личность Моисея оказалась движущей силой в истории человечества, которое «в наши дни, пожалуй, нуждается в нем более чем в какую-либо другую эпоху». И. Кауфман горячо ратует за историчность Моисея как духовного вождя, который, основав еврейский монотеизм, совершил революцию в истории человечества. Еврейская религия в корне отличается от всех других религий мира тем, что противопоставляет волю единого трансцендентного Бога законам природы, которым были подчинены боги всех политеистических и генотеистических религий.

Основатель психоанализа З. Фрейд предположил, что Моисей был египтянином, который после неудачной попытки внедрить культ солнца как единого бога «избрал» еврейский народ носителем такого монотеизма. Народ восстал и убил его, повторив акт первобытной орды, по мнению Фрейда, убивавшей своего прародителя. Несмотря на это, монотеистическая религия укоренилась в сознании народа, но ее укоренение и развитие сопровождались сознанием вины и потребностью в покаянии, которые свойственны всем монотеистическим религиям, берущим начало от иудаизма. Психоаналитическая гипотеза Фрейда оспаривается почти всеми историками, и ее несостоятельность принято считать доказанной.

В христианстве . Христианская церковь, считающая себя наследницей иудаизма, отводит почетное место Моисею в Ветхом завете, но утверждает, что Новый завет Иисуса пришел на смену законам Моисея. В послании Варнавы (первая половина 2 в.) высказывается мысль, что, разбив скрижали, Моисей отменил Завет с еврейским народом. Поднятие руки Моисеем во время войны с Амалеком (см. выше) и исцеляющий медный змий (Чис. 21:9) символизируют распятого Иисуса, который, по христианским воззрениям, выше Моисея - не слуга, а сын Божий. Важнейшее христианское произведение, посвященное Моисею, «Жизнь Моисея», принадлежит перу одного из отцов церкви , Григория Нисского.

В исламе . Рассказ о Моисее в Коране в общих чертах сходен с библейским повествованием, хотя в нем отсутствуют некоторые основные события жизни и деятельности Моисея, например, скитания в пустыне. С другой стороны, в него вплетены сказания послебиблейского периода и новые легенды, например, путешествие Моисея в обществе странствующего мудреца (Сура 18:64). Согласно Корану, Мирьям, сестра Моисея, - мать Иисуса, а в Ниле Моисей был найден не дочерью фараона, а его женой (Сура 28:8).

В более поздних мусульманских преданиях рассказы Корана расширены и расцвечены фантастическими фольклорными мотивами. Особое место занимает в них посох (жезл) Моисея, наделенный чудотворной силой. Он был подарен Моисею Итро, который унаследовал его через цепь пророков от Адама . Эти рассказы принадлежат литературному жанру «Кисас ал-анбийа» («Рассказы о пророках»), из произведений которого сохранились лишь сочинения А. ал-Та‘лаби (11 в.) и М. ал-Кисаи (жил до начала 10 в.?).

В искусстве, музыке и литературе . Жизнь Моисея - одна из самых распространенных библейских тем в мировом изобразительном искусстве. В раннехристианском искусстве Моисей часто изображался безбородым юношей с посохом в руке. Позднее выработался канонический образ: величественный старец с бородой, со скрижалями в руках и с рогами на голове (недоразумение, связанное с тем, что слово карнаим означает на иврите «лучи» и «рога»; см. выше о сиянии лица Моисея). Начиная с 5 в., сцены из жизни Моисея часто фигурируют в иллюстрациях к Библии; они встречаются в мозаиках собора Святого Марка в Венеции (конец 12 в. – начало 13 в.) и церкви Санта-Мария Мадэкоре в Риме (5 в. и 13 в.). Эпизоды из жизни Моисея послужили темой многочисленных произведений настенной живописи эпохи Возрождения в Италии (фрески Беноццо Гоццоли на крытом кладбище Кампосанто в Пизе; С. Боттичелли, Пинтуриккьо и Л. Синьорелли в Сикстинской капелле в Ватикане). В росписи лоджий в Ватикане, выполненной Рафаэлем и его учениками, использована тема Исхода. В 16 в. она же положена в основу сюжета картин Б. Луини (Пинакотека Брера, Милан) и Ц. Тинторетто (панно для Скуола ди Сан-Рокко, Венеция). «Нахождение Моисея» - тема картин Джорджоне и П. Веронезе.

В 17 в. Н. Пуссен создал серию картин, посвященных почти всем главным событиям жизни Моисея. Одно из наиболее известных произведений живописи, посвященных Моисею, - картина Рембрандта «Моисей, разбивающий скрижали» (1659). Русский художник Ф. Бруни написал картину на тему Исхода «Медный змий» (1827–41).

Скульптурные изображения Моисея создавались и в средние века (например, статуи в Шартре), и в эпоху Возрождения (например, статуя Донателло во Флоренции). Выдающиеся произведения искусства - статуя Моисея работы К. Слютера для так называемого «Колодца пророков», или «Колодца Моисея в Дижоне» (1406), а также самое знаменитое изображение Моисея - статуя Микеланджело в церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме (1515–16). В современной скульптуре Моисею посвящены работы А. Архипенко, И. Мештровича и других.

В еврейском изобразительном искусстве Моисей фигурирует уже на фресках синагоги в Дура-Европос . На них изображены младенец Моисей в корзинке, плывущей по Нилу, неопалимая купина, переход через Чермное море, Моисей, ударяющий жезлом о скалу, и другие сюжеты. Образ Моисея неоднократно встречается в средние века в иллюстрированных рукописях, в особенности в Х А. Рубинштейн «Моисей» (1892); М. Гаст «Смерть Моисея» (1897); Я. Вейнберг «Жизнь Моисея» (1955). Опера А. Шёнберга «Моисей и Аарон» (1930 г., не закончена) - одно из важнейших произведений атональной музыки - дает оригинальную музыкальную трактовку конфликта между вождем-законодателем и его народом. Балет «Моисей» написал французский композитор Д. Мийо (1957). «Исход» израильского композитора И. Таля - первое произведение электронной музыки в Израиле.

Моисею посвящен ряд израильских песен, ставших народными. Некоторые из них - обработки сюжетов из Х аггады. Наибольшей популярностью пользуется песня Иедидии Адмона (1894–1982) «У-Моше х икка ал цур» («И Моисей ударил по скале»).

Афро-американская песня жанра «спиричуэлс» - «Отпусти народ мой» десятки лет пользуется международной популярностью.

Уже в эпоху эллинизма Моисею был посвящен ряд литературных произведений (см. выше). В средневековой христианской драматургии тема Исхода занимает важное место. В 16 в. интерес к этой теме несколько слабеет; ей посвящены лишь немногочисленные произведения, в том числе «Детство Моисея» мейстерзингера Г. Сакса (1553). Хотя Моисей был одним из библейских героев, вдохновлявших протестантских писателей 17 в., большая часть посвященных ему произведений написана авторами-католиками.

С 18 в. Моисею все чаще посвящаются поэтические произведения, что связано, в частности, с развитием музыкально-поэтического жанра оратории. Так, драма Ч. Дженненса «Израиль в Египте» (около 1738 г.) послужила источником для либретто оратории Г. Ф. Генделя (см. выше). Ф. Г. Кнопшток в поэме «Мессиада» (1751–73) придал образу Моисея черты титанического героя. Ф. Шиллер написал в юности этюд «Посланничество Моисея» (1738).

В 19 в. образ Моисея привлекал многих выдающихся поэтов, в том числе В. Гюго («Храм», 1859). Г. Гейне в «Исповеди» (1854) восторженно восхваляет Моисея («Какой маленькой кажется гора Синай, когда Моисей стоит на ней!»). Гейне называет Моисея великим художником, который сооружал пирамиды и обелиски не из камня, а из людей, составивших великий, вечный народ. Р. М. Рильке написал стихотворения «Смерть Моисея» и «Моисей» (1922). Украинский поэт И. Франко написал поэму «Моисей» (1905).

В русской поэзии стихи Моисею посвящали И. Козлов («Обетованная земля», 1821), В. Бенедиктов («Исход», 1835), Л. Мей («Пустынный ключ», 1861), В. Соловьев («Неопалимая купина», 1891), Ф. Сологуб («Медный змий», 1896), И. Бунин («Тора», 1914), В. Брюсов («Моисей», 1909) и другие. Русско-еврейский поэт С. Фруг посвятил в 1880–90-х гг. Моисею целый ряд стихов («Дитя на Ниле», «Разбитые скрижали», «Несгораемый куст», «На Синае», «Могила Моисея»).

Английский поэт-еврей Исаак Розенберг (1890 - 1918) опубликовал драму «Моисей» (1916), в которой явно ощущается влияние идей Ницше о сверхчеловеке. Драмы о Моисее были написаны на английском языке И. Зангвилом («Моисей и Иисус», 1903), на итальянском - А. Орвисто («Моисей», 1905), на чешском - Э. Леда («Моисей», 1919). Аггадические легенды о Моисее были обработаны на немецком языке Р. Кайзером («Смерть Моисея», 1921) и на французском - Э. Флегом («Моисей в рассказах мудрецов Талмуда», 1925). Романы о жизни Моисея публиковали на английском языке Лина Экштейн («Тутанхатан: рассказ о прошлом», 1924), Л. Унтермайер («Моисей», 1928) и Г. Фаст азаз в поэме в прозе «Хатан дамим» («Жених крови», 1925) изобразил душевный мир жены Моисея, страдающей от всепоглощенности мужа своей миссией. М. Готфрид написал эпическую поэму «Моше» («Моисей», 1919).

В израильской литературе Моисею посвящены несколько произведений: Б. Ц. Фирер «Моше» («Моисей», 1959); И. Шурун «Халом лейл став» («Сон в осеннюю ночь», 1960); Шуламит Х ар’эвен «Соне х а-ниссим» («Ненавидевший чудеса», 1983; русский перевод в сборнике «В поиски личности», 1987); И. Орен «Х а-х ар ве-х а-‘ахбар» («Гора и мышь», 1972). В 1974 г. в иерусалимском журнале «Менора» (№5, 6, 7) была опубликована драматическая поэма на русском языке А. Радовского «Исход».

КЕЭ, том: 5.
Кол.: 404–422.
Издано: 1990.

В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они опасались умножения еврейского народа; боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Наконец, один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.

В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвой о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея.

Моисей родился в семье, происходившей из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам, стала издали наблюдать, что дальше будет.

Дочь фараона со служанками пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: «Это из еврейских детей». Мариам подошла к ней и спросила: «не поискать ли для него среди евреек кормилицу?» Царевна сказала: «Да, пойди и поищи». Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: «Возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату». Та с великой радостью согласилась.

Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит «вынутый из воды».

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: «Не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?» Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас стада его.

Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорив. Там он увидел терновый куст, который был объят пламенем, горел и не сгорал. Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.

Господь сказал ему: «Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его, и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «неопалимая купина». Он изображал собой состояние избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с Неба на землю, родившись от Нее.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Исх. 1; 2; 3; 4, 1-28.

Словарь — это справочное пособие, в котором собраны все известные слова какого-либо языка. Для удобства пользователей слова или понятия, за исключением некоторых словарей, расположены в алфавитном порядке. В зависимости от предназначения в словарях приводятся сведения о значении, употреблении, происхождении слов, их перевод на другой язык.

Классификация словарей

Существует свыше десятка типов словарей. Некоторые из них общеизвестны и часто нами используются, другие представляют собой настоящий раритет. Все словари подразделяются на одноязычные и переводные.

Одноязычные словари

Одноязычные словари, в свою очередь, делятся на лингвистические и энциклопедические . К лингвистическим следует отнести: орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, орфоэпические, словари омонимов, синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и прочие.

Орфографические словари

В орфографическом словаре можно посмотреть правильное написание того или другого слова во всех его словоформах. Так, например, в словаре под редакцией А.Н. Тихонова приведено нормативное написание 70 тысяч слов. В орфографическом словаре В.В. Лопатина — около 160 тысяч слов. Орфографические словари также делятся на: общие, отраслевые, школьные и словари-справочники, предназначенные для работников печати.

Толковый словарь

В толковом словаре средствами этого же языка объясняется значение слов. В русском языке говоря о толковых словарях нельзя не упомянуть В. Даля. В изданный им словарь вошли около 200 тысяч слов. В более поздние сроки заслуживает внимания толковый словарь С.И. Ожегова.

Этимологический словарь

Для того чтобы узнать происхождение слова, пользуются этимологическим словарем . Чтобы узнать, как образовано слово — словообразовательным.

Словарь синонимов

В словаре синонимов собраны слова, близкие по значению, что отображает богатство того или иного языка. В русском языке впервые такой словарь был создан Д.И. Фонвизиным. В него вошли 32 группы синонимов. Наиболее известные синонимические словари А.И. Галича, Н. Абрамова, В.Н. Клюевой, А.П. Евгеньевой. В 1994 году вышел словарь, в котором описано около 2800 синонимов. Над его созданием работала группа в составе В.И. Зимина, Л.П. Алекторовой, О.М. Ким и другие.

Словарь антонимов

Словари антонимов включают в себя слова с противоположными значениями.

В словари омонимов вошли слова, которые совпадают по звучанию и различаются значениями. В Российской Федерации наиболее известный словарь омонимов вышел под редакцией Н.М. Шанского.

Словари сочетаемости

Словари сочетаемости учат нас правильно подбирать слова, чтобы обеспечить наилучшее звучание речи.

Орфоэпические словари

В орфоэпических словарях отражены правила литературного произношения.

Словари неологизмов

С развитием науки и техники в обиходе каждого народа появляются новые слова. Значение новых слов можно найти в словарях неологизмов. В России одним из последних изданий, куда вошли новые термины и понятия, является словарь неологизмов под редакцией Г.Н. Скляревской.

Энциклопедические словари

Энциклопедические словари также подразделяются на общие и отраслевые . В общих энциклопедических словарях можно найти информацию о различных явлениях природы, выдающихся деятелях науки, культуры, политических лидерах и партиях, об открытиях и знаменательных событиях. В отраслевых энциклопедических словарях собраны исчерпывающие сведения о какой-то определенной отрасли (кораблестроении, металлургии и т. п.).

Нестандартные словари

Среди редко используемых следует отметить словари обратных слов . В них слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются по правому краю. Такие пособия предназначены для специалистов, поэтов, ведь по сути это словарь рифм.