Заболоцкий лучшее. Сочинения по темам

О чем плачет утес?

Урок чтения

2-й класс

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения.

Оборудование. Свеча, произведение Бетховена "Фуга ре диез минор", романс "Выхожу один я на дорогу", человеческий профиль, фланелеграф, изображения тучки, звезд, утеса, портрет М.Ю. Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Выключается свет, играет музыка, горит свеча.

Учитель.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те...
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

Музыка выключается.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди... о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке чтения мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

На доске возникает черный профиль человека.

– После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости. Кто из них прав?

Включается свет.

– Дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад! Как же нам с ним поговорить?

У. Сегодня мы прочитаем произведение Михаила Юрьевича Лермонтова "Утес".

III. Первичное восприятие текста

У. Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Учитель читает стихотворение "Утес" с горящей свечой в руках.

– Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Дети высказывают свое мнение.

–На столах у вас лежит текст стихотворения. Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.

IV. Анализ произведения

У. От чьего лица написано произведение – автора или рассказчика?

У. Сколько героев в стихотворении?

Д. Утес, тучка.

У. Кто главный герой?

Д. Утес.

На фланелеграфе появляется изображение утеса.

У. Почему?

Д. Так называется стихотворение.

У. Сколько строф в стихотворении?

Д. Две строфы.

У. Сколько строк в каждой строфе?

Д. Четыре строки.

У. Как называются такие строфы?

Д. Четверостишия.

У. Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Дети самостоятельно перечитывают первую строфу.

–Кто из героев присутствует в первой строфе?

Д. Утес и тучка.

У. Кто появляется первым? Зачитайте отрывок.

Д. Тучка.

Дети зачитывают первую строку.

У. Известно ли, откуда она взялась?

Д. Нет, она уже ночевала.

У. Какая она?

Д. Золотая.

У. Почему золотая?

Д. Она обычная, а золотой стала от света луны.

На фланелеграфе появляются изображения луны и звезд.

У. Большая тучка или маленькая?

Д. Маленькая.

У. Почему вы так думаете?

Д. Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер.

У. Живая ли тучка?

Д. Да.

У. Что она делала?

Д. Ночевала.

У. Где ночевала тучка?

Д. На груди утеса.

У. Почему именно на груди?

Д. Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо.

На фланелеграфе появляется изображение тучки.

У. А какой был утес?

Д. Великан.

У. Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

Д. Ничего не делает, он неживой.

У. Почему утес ничего не делает?

Д. Боится спугнуть тучку.

У. Живой ли он вообще?

Д. Да.

У. Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?

Д. Умчалась.

У. Куда умчалась?

Д. В путь.

У. Есть ли у тучки путь?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Она летит, куда ветер дует.

У. Как умчалась тучка?

Д. Весело играя.

У. Почему весело, как это характеризует тучку?

Д. Она легкомысленная.

У. Перечитайте вторую строфу.

Дети перечитывают вторую строфу.

– Кому она посвящена?

Д. Утесу.

У. Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?

Д. Влажный след.

У. Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

Д. Она плакала, ей было плохо.

У. Где остались слезы тучки?

Д. В морщине утеса.

У. Почему они остались?

У. Тучка "умчалась, весело играя...", а утес?

Д. Остался стоять.

У. Как он стоит?

Д. Одиноко.

У. Почему?

Дети дают разнообразные ответы.

–Что делает утес?

Д. Задумался глубоко.

У. О чем задумался?

Дети отвечают.

–Что еще сказано о том, как он стоит?

Д. Тихонько плачет.

У. Почему он тихонько плачет?

Д. Ведь он великан...

– Никто не должен видеть его слезы.

У. О чем плачет утес?

Дети отвечают.

– Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?

Д. В пустыне.

У. Почему? Куда все исчезло?

Д. Тучка унесла все с собой.

У. Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

С фланелеграфа исчезают все изображения.

–Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке?

Д. Он ее любил, оберегал, заботился.

V. Физкультминутка

Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения (продолжение )

У. Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.

Д. Чувство одиночества.

У. О чем это стихотворение?

У. Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека. Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

На доске появляется портрет М.Ю. Лермонтова.

– Почему же поэт был так одинок? Сейчас вы услышите рассказ о его жизни.

Рассказывает подготовленный ученик, а дети рассматривают иллюстрации в учебнике.

Дети шепотом перечитывают стихотворение.

– Прочитайте теперь стихотворение своему соседу по парте, и пусть он даст ему словесную оценку.

Дети читают в парах, оценивают правильность и выразительность чтения друг друга.

–Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами. Прослушайте два музыкальных произведения. Подумайте, какое из них подошло бы как аккомпанемент к этому стихотворению.

Дети слушают музыку и выбирают подходящую на их взгляд.

– Понравилось ли вам чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?

Дети оценивают чтение своего товарища.

VII. Итог урока

У. Сегодня мы говорили о жизни русского поэта ХIХ века Михаила Юрьевича Лермонтова. Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

Выслушиваются ответы детей.

– С кем сравнивал себя поэт? Почему?

Д. С утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

У. Почему он был одинок?

Д. Рядом не было любимого человека.

У. Когда человек может почувствовать себя одиноким?

Д. Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.

У. Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание

У. Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

IХ. Заключительная часть

У. В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством Лермонтова. А закончим мы урок еще одним его произведением, положенным на музыку. Пусть оно прозвучит как награда поэта вам за ваши понимание и отзывчивость.

Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..."

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Методическая система: Л.В. Занков.

Программа: Литературное чтение, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.

Класс: 2 (1-4).

Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

  • раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
  • формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи;
  • формировать первичные представления о приёмах олицетворении и контрасте;
  • формировать умение анализировать лирические стихотворения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение;
  • совершенствовать выразительность чтения,
  • расширять литературный кругозор учащихся;
  • воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, учебник "Литературное чтение, 2 класс, 1 часть", тетрадь по литературе, цветные карандаши.

I. Подготовительная работа.

Цель: подготовить детей к первичному восприятию текста стихотворения, вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально-эстетический тон стихотворения.

II. Ход урока

1. Организационный этап (3 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • подготовить учащихся к работе на уроке;
  • обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
  • психологически настроить учащихся на предстоящую работу.
  • взаимное приветствие учителя и учащихся;
  • проверка готовности рабочих мест учащихся;
  • запись числа, отметка о настроении (учащиеся отмечают своё настроение, обозначая его символом - например, воздушным шариком);
  • организация внимания, сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами разгадаем ещё одну тайну искусства, а поможет нам стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утёс".

2. Этап активизации ранее полученных знаний (5 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение ранее изученного материала (изобразительно-выразительные средства языка (контраст), особенности звучания (рифма);
  • подготовка к восприятию нового термина.

На доске записаны термины: пейзаж, контраст, строфа, рифма, пауза, олицетворение.

Выберите термины, которые вам знакомы, и зачитайте:

  • пейзаж
  • контраст
  • строфа
  • рифма
  • пауза
  • олицетворение

В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.

  1. Пейзаж - это жанр литературы.
  2. Контраст - это картина природы.
  3. Строфа - это группа стихов, связанных по смыслу.
  4. Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
  5. Пауза - короткий перерыв в речи.

Проверка: --+++.

На доске записан ещё один термин, как вы думаете, что такое олицетворение?

Так ли это, мы выясним на уроке.

Методические указания:

  • проверка правильности выполнения работы осуществляется путём самопроверки: учитель зачитывает утверждения и говорит верны они или нет, учащиеся проверяют, соответствует их ответ или нет;
  • в ходе беседы заслушиваются все мнения учащихся, учитель не оценивает ответы учащихся с позиции "верно - неверно".

3. Этап самостоятельного чтения учащихся (1 минута).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение текста стихотворения;
  • подготовка к анализу стихотворения.

Прочитайте стихотворение, которое было домашним заданием с. 28.

Методы обучения на данном этапе:

  • работа с книгой.

Методические указания:

  • дети заранее заучивают стихотворение, что облегчает работу по формированию представлений о специфике лирических произведений.
  • портрет поэта висит на доске и на данном уроке учитель не знакомит учащихся с творчеством и жизнью поэта.

4. Этап анализа текста (20 - 25 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, олицетворение);
  • формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
  • учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
  • подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.

Работа по плану:

  1. Определение количества строф, строк в строфе.
  2. Составление рисунка рифм.
  3. Выразительное чтение учителем.
  4. Определение контрастов в стихотворении.
  5. Выделение образов.
  6. Работа над понятием "олицетворение".

Сколько строф в этом стихотворении, докажите (2: т.к. в первой группе говорится о тучке, а вторая объединена темой утёса).

Найдите рифмы, сделайте рисунок:

  1. золотая
  2. великана
  3. играя
  4. в морщине
  5. одиноко
  6. глубоко
  7. в пустыне

Чтение стихотворения учителем с. 28.

О чём это стихотворение? Только ли о природе?

Сначала попробуем разгадать все пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

  • почему тучка "золотая"? Она из золота? (это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась)
  • почему "на груди утёса-великана"? (спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова)
  • почему "по лазури, играя"? (утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась)
  • почему остался "влажный след в морщине"? (по утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды)
  • почему "тихонько плачет он в пустыне"? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н.Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться)

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контраст есть:

  • ночь - утро,
  • статика утёса - движение тучки,
  • весёлость - грусть,
  • великан-утёс - маленькая тучка).

О чём же ещё это стихотворение? Какие образы есть?

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер.

Поэт использует приём:

о - лице - творение

Может ли живопись так же воспринимать мир неживой природы?

Рассмотрите репродукцию на с. 30 (М. Чюрлёнис. День, Н. Рерих. Стражи ночи.)

Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками - олицетворениями? (даже название "Стражи ночи" - оживляет)

Вернёмся к стихотворению "Утёс". Какое у него настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинока старость)

Методы обучения на данном этапе:

  • практический метод (упражнения, рисование схем, образов, работа в тетради);
  • наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
  • словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
  • работа с книгой (чтение, цитирование);
  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Методические указания:

  • на данном этапе важна предварительная работа, т.е. просмотр картин Н. Рериха и рассказ об особенностях его творчества, т.к. она помогает осознать идею стихотворения, определить настроение и раскрыть понятие "олицетворение";
  • ответы детей не оцениваются, а обобщаются учителем, т.к. анализ текста должен отвечать потребности разобраться в прочитанном;
  • при работе с образами стихотворения учащиеся делают рисунки в тетрадях.

5. Этап подведения итогов урока (2 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • обобщение результатов анализа стихотворения;
  • обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Какую тайну искусства мы разгадали на уроке?

Какая картина с выставки картин Н. Рериха наиболее подходит по идее, по настроению, по образам к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс"?

6. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа:

  • подготовка к восприятию нового материала.

Запишите карандашом в тетради: с. 31. выучить.

III. Последействие.

Дидактические задачи этапа:

  • расширение межпредметных связей.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс" (на уроке изобразительного искусства).

Подготовьтесь к конкурсу чтецов по теме "Изобразительно-выразительные средства языка".

Ответы к школьным учебникам

Любовь поэта видна в словах: «Люблю тебя как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно».

2. Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает?

Кремль назван «столетним русским великаном». Поэт сравнивает Кремль с богатырём, которого никто не смог победить.

3. Какие художественные определения (эпитеты) использует автор для описания Кремля?

Эпитеты: «священный блеск седин», «Кремль зубчатый, безмятежный», «ты (Кремль) вздрогнул», Кремль «величавый».

Стр. 73-74 Ответы к стихотворению "Парус"

1. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Стихотворение «Парус» вызывает желание бороться, не сдаваться, если тебе трудно. Чувства тревоги, одиночества, борьбы и победы сопровождают читателя.

2. Какую вы представляете картину? Опишите.

Представляется такая картина: море, сильный ветер, возможно, шторм, большие волны. И среди этого бушующего бескрайнего пространства белеет парус. Его кидает из стороны в сторону, словно мотылька. А он стойко выдерживает все невзгоды, борется с непогодой, с опасностью. Он - одинокий странник, он - победитель.

3. Поразмышляйте, как поэту удалось передать одиночество паруса.

Одиночество паруса передано в словах: «белеет парус одинокий», «что ищет он в стране далёкой; что кинул он в краю родном».

4. Понаблюдайте, какие художественные определения (эпитеты) употребляет поэт для описания паруса.

Эпитеты: парус одинокий, что он (парус) ищет, что он (парус) кинул, он счастия не ищет и не от счастия бежит, он - мятежный.

5. «Одинокий парус» - метафора. Для чего поэт использует метафору? Объясните.

Поскольку метафора - это переносное значение слова, то её использование помогает перенести образ паруса на образ одинокого борца - самого поэта.

6. Перечитайте каждую строфу. Какие рифмы использует поэт?

Поэт использует перекрёстную рифму, когда рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Стр. 74.
Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

1. Какую картину рисует поэт? Какие чувства вызывает?

Поэт рисует картину ночи в горах: ночная мгла, горы, «спящие» долины, дорога, которая проходит через долину, луна, освещающая путь одинокого странника.
Чувства покоя, усталости и надежды сопровождают читателя во время чтения стихотворения.

2. В каких словах чувствуется надежда?

Надежда чувствуется в словах: «Подожди немного, отдохнёшь и ты».

Стр. 75. Ответы к стихотворению "Утес"

1. Какие чувства вызывает это стихотворение?

Грусть, печаль, одиночество - такие чувства вызывает стихотворение «Утес».

2. Подумайте, почему утёс плачет. Как об этом говорится в стихотворении? Прочитайте.

Утёс плачет, потому что его покинула тучка, ночевавшая на его груди. Поэт пишет так: «Но остался влажный след в морщине старого утёса... и тихонько плачет он в пустыне».

3. Как поэт называет утёс? Вспомните, как называется этот приём.

Утес поэт называет утёс «великаном». Такой прием называется эпитетом.

Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не может последовать вслед за тучей. Все это заставило его глубоко заду­маться. И он тихонько плачет в пустыне.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В этом стихотворении Лермонтов выражает еще одну грань одиночества. Оно заключается в том, что в мире очень одиноко тем, кто остался один: без друга или соратника. В памяти остают­ся только светлые воспоминания, связанные с покинувшим тебя товарищем. Это ярко пред­ставлено поэтом в образах легкомысленной и иг­ривой тучки и неподвижного и теперь одинокого утеса-великана.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • лермонтов утес краткое содержание
  • лермонтов тучи краткое содержание
  • краткое содержание утес
  • сочинение по стихотворению лермонтова Утёс
  • доклад про лермонтова краткое содержание