Что сью делает в данный момент. Как не написать мэри сью. Позитивный внутренний образ

Создал настоящий шедевр кинематографии. "Кудряшка Сью" - фильм, покоривший сердца не одного поколения людей. Красивая, добрая история жизни маленькой девочки, детство которой было отличным от большинства ее сверстников. А вы смотрели этот фильм?

Много детей принимали участие в пробах на фильм "Кудряшка Сью". Актриса Элисон Портер была не случайно выбрана на главную роль в картине. Режиссёр-постановщик искал ребёнка, который смог бы максимально вписаться в образ главной героини. Ему нужна была девочка, которая могла бы эмоционально окрасить весь фильм, придать картине естественность, но сделать это особенным образом - легко и непринуждённо. И он нашел героиню в лице юного дарования Элисон. В итоге в фильме "Кудряшка Сью" актриса, сыгравшая её роль, полностью удовлетворила требования творца.

"Курдяшка Сью": краткий сюжет картины

Бродяга Билл Дэнсер, волей случая, становится названным отцом маленькой девочки, мама которой умерла, когда та была ещё малышкой. Билл берёт девочку к себе и старается дать ей самое необходимое.

Сейчас девочке уже девять, и она довольствуется тем, что имеет. Кудряшка Сью (так в фильме Дэнсер называет свою воспитанницу) по-своему счастлива. Девочка понимает, чем зарабатывает её «отец», но пока не осознаёт, хорошо это или плохо - это её жизнь и другой она не знает.

Сью - ангел и сорванец в одном лице, в зависимости от ситуации она умеет быстро перевоплощаться, строптивая проказница в один момент может стать послушной и скромной девочкой - эта черта не раз помогала Биллу в его «работе».

Билл - хороший человек, если не учитывать стиль его жизни - аферы, мелкие обманы и смоделированные ситуации (другими словами, мошенничество) - то, чем Дэнсер уже давно привык обеспечивать своё существование. Но это не мешает ему быть хорошим отцом.

фото - один момент из фильма

В один из дней, идя на свой обычный промысел, Билл инсценирует мелкое ДТП, в котором изображает из себя жертву, попавшую под колёса авто. За рулём автомобиля оказывается состоятельная женщина-адвокат Грей, которая компенсирует свою вину и угощает Билла и Сью ужином, а это - именно то, на что рассчитывал Дэнсер. Вскоре на той же самой парковке Грей уже по-настоящему сбивает Билла, но теперь она решает забрать пострадавших к себе домой.

После этого, в жизни каждого героя происходит перелом. Теперь каждый может увидеть нечто новое, то, о чём раньше не имел не малейшего понятия.

У незамужней Грей, которая ещё даже не задумывалась о детях, просыпается материнский инстинкт. Она начинает осознавать, что не сможет жить без Сью.

Бродяга Билл дорастает до того, что можно жить иначе. Приходит понимание того, что Сью достойна другой жизни, и если он пойдёт по другому жизненному пути, то сможет ей дать нечто большее.

А что же Кудряшка Сью? Актриса во второй части фильма мастерски передаёт мысли и переживания своей героини. Попадая в новую жизнь, она виртуозно и в то же время по-детски непринуждённо выражает свои чувства.

Но в сюжете имеется ещё один персонаж: Уолкер, бойфренд Грей, который всячески старается прервать общение своей избранницы с новыми «друзьями». В итоге ему это удаётся, но ненадолго. История заканчивается хэппи-эндом!

Кудряшка Сью: актриса в жизни

Портер - уроженка США, свою карьеру начала в юном возрасте. В 6 лет дебютировала в мини-сериале, исполнив роль малышки Макси. Затем в её практике было ещё несколько небольших ролей, после чего, в 1991 году, её выбрали на главную роль вышеописанного фильма. Возможно, карьера девочки развивалась бы стремительнее, но в 1994 году её семья решается на переезд в другой штат, где она посвятила себя театру. По словам Элисон, театральная жизнь прельщала её больше, нежели съёмки в кино.

В возрасте 18 лет Элисон отдает предпочтение вокальному исполнению. В 2003 году она создает музыкальную группу Raz (которая просуществовала непродолжительное время). Затем в 2005 году делает повторную попытку и собирает группу с названием Alisan Porter Project, которая также была недолговременной.

Одним из достижений Портер стала победа в 10-м сезоне американского шоу «Голос», где она участвовала в составе команды Кристины Агилеры.

В настоящее время Элисон Портер находится в счастливом браке и имеет двоих детей: мальчика и девочку.

Параллельная жизнь

А вы знаете, что актриса, которая играла Кудряшку Сью, продолжила свою карьеру в кинематографе? На данный момент на ее счету более 20 ролей второстепенного и эпизодического характера в фильмах и сериалах.

Но, конечно, самой удачной и любимой ее ролью стала игра в фильме "Кудряшка Сью", актриса неоднократно упоминала об этом в своих интервью.


Прочитайте диалог, в котором Сью жалуется своей подруге Ким на студентов из ее общежития. Выполните задания после диалога.

Sue, who is living in a dormitory, is calling her friend Kim, who is living in a nearby dormitory. Sue is complaining to Kim about the students on her floor.

Sue : Hi, Kim! This is Sue.

Kim : Hi, Sue. How are things going?

Sue : Oh, I’m very upset.

Kim : Why?

Sue : The students in my dorm are really noisy.

Kim : That’s too bad.

Sue : My roommate, Diana, is playing her new CD. The students in the next room are watching a basketball game and they are shouting and cheering. The student across the hall is practicing her French with her new MP3 player. The students on the upper floor are having a party. I’m going crazy with all this noise!

Kim : Well, I’m going to the library because I’m having the same problems. Let’s go together, okay?

Sue : Good idea! I’m so upset that I am not thinking straight.

а) Определите, соответствуют ли данные утверждения содержанию диалога (True or False ?). Исправьте неверные утверждения.


  1. Both Kim and Sue are having problems with their neighbours.

  2. Kim’s roommate is Diana.

  3. Sue is upset because the students are playing ball in the hall.

  4. Some students on Sue’s floor are watching a basketball game.

  5. The student across the hall is singing.

  6. Both Kim and Sue are going to the library.
б) Ответьте на вопросы о том, кто что делает в общежитии в данный момент.

Образец: Is Mary reading? – No, she isn’t. She isn’t reading. She is singing.


  1. Is Kim calling Sue?

  2. Are Kim and Sue living in the same dormitory?

  3. Is Sue complaining about the people in the street?

  4. Is Diana listening to her new MP3 player?

  5. Are the students in the next room watching a volleyball game?

  6. Is the student across the hall practicing her Spanish?

  7. Are the students on the upper floor studying?

  8. Is Kim going shopping?

  1. Поставьте глаголы в формы настоящего длительного или простого времени, чтобы показать, что действия происходят в момент речи или происходят регулярно.
Steve : Hello?

Henry : Hi, Steve. This is Henry.

Steve : Oh, hi, Henry. What’s up?

Henry : Not much. What (happen) over there?

Steve : Well, let’s see… Peter (wash) his clothes, and, from the noise that I hear upstairs, I know that Jim and Dave (vacuum) their room. They usually (vacuum) it in the evening. I can hear Ann downstairs. She (listen) to music and (sing).

Henry : How about Sam and Mike? What (they/ do)?

Steve : Oh, I think they (play) cards.

Henry : They always (play) cards when I call you… OK. Well, I’m kind of bored here, so maybe I’ll see you later.

Steve : OK. See you.

Henry : Bye.


  1. Прочитайте информацию о Мери и выполните задания после таблицы.
Mary is a very organized person. She has a lot of things to do about the house. Each day she does a different thing. This is her timetable:

Sunday

Monday

Tuesday

Wednesday

Thursday

Friday

Saturday

Relax

Wash the clothes

Iron the clothes

Clean the house: vacuum the carpets, mop the floors, dust the furniture (with children)

Do the shopping

Cook food for the weekend

Clean the yard (with Ron)

а) Заполните пропуски информацией из таблицы. Обращайте внимание на действия, которые происходят регулярно, и действия, которые происходят в данный момент.

  1. Every Monday Mary washes the clothes .

  2. Today is Monday. Mary is washing the clothes .

  3. Every Tuesday Mary _________________________.

  4. Today is Tuesday. Mary _______________________.

  5. Every Wednesday Mary and her children_________________________.

  6. Today is Wednesday. Mary and her children _______________________.

  7. Every Thursday Mary _________________________.

  8. Today is Thursday. Mary _______________________.

  9. Every Friday Mary _________________________.

  10. Today is Friday. Mary _______________________.

  11. Every Saturday Mary and Ron_________________________.

  12. Today is Saturday. Mary and Ron _______________________.

  13. Every Sunday Mary _________________________.

  14. Today is Sunday. Mary _______________________.

б) Задайте своему другу вопросы о том, что Мери делает каждый день и что она делает сейчас. Поменяйтесь ролями и ответьте на вопросы, которые подготовил ваш друг. Предварительно запишите вопросы в таблицу.


Вопросительное слово

Вспомогательный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол

Оставшаяся часть вопроса

What

does

Mary

do

On Sunday?

--

Do

Mary and Ron

clean

the yard on Monday?

--

Are

they

cleaning

the yard today?

What

is

Mary

doing

today?

ОБРАЗЕЦ : Does Mary clean the yard on Monday? – No, she doesn’t. She cleans the yard on o Saturday.

It is Saturday. What is Mary doing today? Is she cleaning the yard? – Yes, she is. She is cleaning the yard today .

Home assignments


  1. Просмотрите еще раз материалы Урока 8 и выпишите английские эквиваленты следующих слов и выражений. Подготовьтесь к ЛД.

  1. Студенты первого курса; 2) слушать лекции; 3) семинар; 4) лабораторное занятие; 5) библиотека; 6) анатомичка; 7) готовиться к занятиям; 8) протирать пыль; 9) мыть окна; 10) пылесосить; 11) поливать цветы; 12) подметать полы; 13) жить в общежитии; 14) жаловаться; 15) отдыхать
Выпишите эквиваленты следующих предложений:

  1. Я устал от них (твоих вопросов)!

  2. Что там происходит?

  3. Как дела?

  4. Я очень расстроен.

  5. Я с ума схожу от этого шума!

  6. Давай-ка посмотрим…

  7. Мне тут немного скучно, поэтому я, наверно, зайду к тебе позже.

  1. Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего длительного времени. Задайте общие вопросы к полученным предложениям.
ОБРАЗЕЦ : The alarm clock (to ring). – The alarm clock is ringing. – Is the alarm clock ringing?

  1. Sue (to clean) the yard.

  2. Mary and her sister (to throw out) the garbage.

  3. My brother (to listen) to music.

  4. The students (to wash) the windows.

  5. Ted and Mary (to watch) football.

  6. Sally and Ann (to cook) dinner.

  7. Some students (to water) the flowers.

  8. Ron and Mary (to dust) the furniture.

  9. I (to practice) my English.

  10. During the break the students of my group (to have) lunch.

  11. Jack (to read) for the Anatomy class.

  12. Now I (to do) the shopping.

  13. Students of Group 201 (to relax).

  1. Раскройте скобки. Задайте альтернативные вопросы к полученным предложениям.
ОБРАЗЕЦ: Kate (read) for the exam in Anatomy/Chemistry –

Kate is reading for the exam in Anatomy. – Is Kate reading for the exam in Anatomy or Chemistry?


  1. Jackie and Sally (to iron) their dresses/their T-shirts.

  2. Sue and Ann (to listen) to jazz/rock.

  3. We (to read) for our tomorrow’s class/test.

  4. Sally (to clean) the yard/the flat.

  5. Nina (to wash) the plates/cups.

  6. Lisa (to watch) a volleyball game/a basketball game.

  7. Ted (to practice) his French/Spanish.

  8. Students of our group (to wash) the windows/the walls in the hall.

  9. Steve (to go) to the Anatomy lab/library.

  10. Jane and Fred (to talk) about the dormitory/studies.

  11. The children (to play) in the yard/at home.

  1. Поставьте глаголы в скобках в необходимую по смыслу грамматическую форму (настоящее простое / настоящее длительное).

  1. My sister (cook) dinner today. – That’s strange! She never (cook) dinner.

  2. The children usually (clean) their bedroom, but today they (clean) the yard.

  3. Mr. and Mr. Wilson rarely (dance) at parties. But today they (dance) and (sing).

  4. His wife never (watch) football matches. But today she (watch) the Cup Final!

  5. We (wash) the windows every spring. Today is a warm spring day. We (wash) the windows/

  6. I (practice) my Spanish every summer when I (go) to Spain.

  7. We (go) to the Anatomy lab every Friday. It’s Friday today, so we (go) to the library.

  8. Who is making that noise? – The students on the upper floor (have) a party.

  9. I always (iron) my bed linen (постельное белье).

  10. Kelly is busy. She (read) for tomorrow’s test.

Unit 9. The Medical Student’s Life.

Class assignments


  1. Прочитайте отрывок из блога студента-медика, в котором он описывает свой обычный день. Выполните задания после текста.
A Typical Day in Medical School

Tom Mallory, a first-year medical student, wrote in his blog:

7:00 AM – My alarm clock rings. I quickly turn it off. 5 minutes later my second alarm goes off. I get up and go to the bathroom. I brush my teeth. Then I go to the kitchen and eat breakfast. After breakfast I pack all my notes, my textbooks and my laptop into the backpack.

7:45 AM – I walk to school.

8:00 AM – The first lecture of the day begins and usually the classroom is only 70% full.

8:30 AM –At this time I either increase my concentration and focus on the lecture or… begin checking my e-mail.

8:45 AM - The daily messages begin to flood my inbox: faculty e-mails, student announcements and people looking for rent or selling their old textbooks. Sometimes there are personal e-mails from friends and family.

9:00 AM - Break time. I get up, stretch, and go to the washroom.

10:00 AM – Students fill the hallway to the anatomy lab. The smell of formaldehyde is one that you don’t forget easily. Time always passes by quickly in the lab as we dissect our cadavers.

12:00 PM - Lunch hour. I hang out with friends, make necessary phone calls and catch up on some studying.

1:00 PM - On alternating days, we either have small group learning or clinical skills teaching. If it is a small group session, ten or so medical students along with the instructor begin discussing the case prepared for that week.

3:00 PM – If it is a clinical teaching day, we practice our history taking and physical examination skills, learn about different diseases. Clinical teaching is the most enjoyable time for me.

5:00 PM - My day at school officially ends, but the real work begins.

5:30 PM - I usually go to the gym for a quick workout or relax a bit.

6:00 PM – I study for an hour.

7:00 PM – I cook dinner. I often eat it either in the company of friends or school notes. I also like to cook my meals in bigger portions and pack the leftovers for lunch.

8:00PM – 10:00PM – I study again. There’s an awful lot of stuff to learn in medicine.

10:00 PM – I spend this time on messages, Facebook and answering e-mail. Taking a shower is nice, too.

11:00 PM 2:00 AM . I usually study most productively at this time. I like to study and work until I feel tired and go to bed. As you can see, medicine is not a 9-5 job, especially as a student when there is so much to learn.


  1. Ответьте на вопросы о типичном дне Тома и своем рабочем дне.

Questions about Tom’s day

Questions about YOUR day

  1. What time does Tom wake up? Does he get up right away?

What time do you get up? Do you get up right away?

  1. Does he eat breakfast?

Do you eat breakfast?

  1. What does he pack into his backpack?

What do you pack into your backpack (or bag)?

  1. When does his first lecture begin?

When does your first lecture begin?

  1. Do all the students come in time for the lecture?

Do all the students of your group come in time for the lecture (the first class)?

  1. How long does the lecture last?

How long do your lectures last?

  1. What does Tom do in the Anatomy lab? Does Tom like lab classes?

What do you do in the Anatomy lab? Do you like lab classes?

  1. Does Tom have lunch at midday? Does he only eat at that time?

What time do you have lunch? Do you only eat at that time?

  1. What is the most enjoyable time for Tom?

What is the most enjoyable time for you?

  1. Does he only do his homework for an hour?

Do you only do your homework for an hour?

  1. Does he often meet friends? If not, what does he do instead?

Do you often meet friends? If not, what do you do instead?

Легко ли вам ответить собеседнику «нет»?.. Или попросить об одолжении?.. Всегда ли вы отстаиваете свою точку зрения уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не позволяя другим людям манипулировать собой?
Если хотя бы на один из заданных вопросов вы ответили отрицательно, — значит, вам не хватает ассертивности, или чувства самоуважения, уверенности в себе.
Развитие ассертивности давно находится в центре внимания психологов. Не пора ли и нам научиться отстаивать свое мнение выражать чувства, заявлять о желаниях?
Прочтите эту книгу — и вы овладеете навыками ассертивного поведения, и тогда вас больше никто и никогда не сможет унизить, подавив или заставить делать то, что вам делать не хочется.

Введение

Итак, что такое ассертивность? Что мы приобретаем, когда самоутверждаемся?

Ассертивность означает утверждение себя, своей личности, когда мы умеем выражать свою позицию уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не позволяя другим людям манипулировать собою. Это предполагает рост самосознания, умение знать, любить и понимать свое истинное "я". Для этого необходимо научиться слушать окружающих и откликаться на их потребности, не пренебрегая собственными интересами и не поступаясь принципами.

Для этого нужны навыки общения, контроль за проявлением стрессов и умелый выход из конфликтных ситуаций и налаживание контактов с трудными собеседниками. Речь идет о том, чтобы научиться делать сознательный выбор — обрести способность формулировать свои мнения, чувства и потребности, обрести уверенность, что вас больше не будут подавлять, эксплуатировать или принуждать.

Самоутверждение связано с эффективным общением, и это означает не только правильный выбор слов, подходящих к ситуации. Громкость голоса, интонация, объем высказывания, мимика, жесты и весь язык тела — все это играет свою роль в построении послания, которое вы направляете другому человеку, и, до тех пор пока все составные части этого послания не будут находиться в соответствии, вы будете искажать сообщение.

В целом, если вы унижаете себя или другого человека, такой стиль общения никогда не будет позитивным. Несмотря на то что бывают ситуации, когда вы выберете пассивное поведение, а порой продемонстрируете агрессивные «мускулы», практически всегда готовность достойно ответить на любой вызов будет наилучшим и приведет вас к двойной победе: выигрывают обе стороны, и в итоге все чувствуют себя хорошо. Навыкам самоутверждения и уверенного поведения можно научиться; в этой книге представлены различные подходы и методы, которые вы сможете применить на практике.

Глава 1. Быть или не быть?

Адаптивность

Когда ребенок только вступает в этот мир, от рождения и примерно до шести месяцев он знает и проявляет только две формы поведения: пассивное, зависимое и агрессивное, требовательное поведение. Когда вы становитесь старше, одним из первых слов, которое вы осваиваете, будет слово «нет». Оно — один из способов сказать: «Теперь я могу самостоятельно думать и принимать решения». Это первый шаг к независимости и позиционированию себя как уникальной личности.

Для малышей, едва начинающих ходить, совершенно естественно быть то пассивными, то агрессивным по отношению к окружающим, свободно выражать свои чувства и говорить «нет» без ощущения вины или смущения. В детстве вас наказывали или ругали за то, что вы сказали «нет»? Что это невежливо… может задеть чувства других людей… из-за этого вас перестанут любить? Может быть, именно п ээтому нам так трудно сказать «нет» сегодня и твердо стоять на своем?

Ребенком управляют другие люди и события, и он быстро учится адаптироваться и доставлять удовольствие родителям и остальным взрослым, которые несут ответственность за его воспитание и социальное обучение. Ему говорят, что хорошо и что плохо, что делать и чего не делать. Зачастую в интересах самого ребенка доставить удовольствие взрослому или подчиниться — ведь хорошее поведение вознаграждается улыбками и доставляющими удовольствие прикосновениями, нужными для ребенка действиями взрослого.

Иногда, впрочем, и плохое поведение приносит свои награды — подумайте… «Если я не могу привлечь ее внимание никаким другим способом, то буду кричать и плакать, жаловаться и разбрасывать вещи, любое внимание — даже приказание уйти — лучше, чем полное безразличие». Вы можете наблюдать, как формируются пассивные и агрессивные модели поведения, как мы сами в качестве взрослых склоняемся к тому, чтобы адаптировать свое поведение с целью достичь желаемых результатов, сохранить мир или удовлетворенность потребности окружающих — зачастую рискуя при этом собственным благополучием или безопасностью.

Пассивное и агрессивное поведение складывается естественным образом и часто кажется нам наиболее легким (хотя редко наиболее эффективным) вариантом, в то время как осмысленные решения требуют сознательного размышления, а не инстинктивной реакции. Этому учатся — никто не рождается с умением отстаивать свою значимость как личности. В зависимости от настроения, ситуации, состава окружающих нас людей и т. п. мы обычно реагируем спонтанно, проявляя один из типов пассивного либо агрессивного поведения, не принимая в расчет возможность утверждения, которое может быть выстроено лишь на основе осознания потребностей, чувств и мнений как наших собственных, так и другой стороны в общении.

Адаптивность играет большую роль в том, как вы действуете и реагируете, став взрослым человеком. Некоторое значение имеют и ролевые ожидания. Например, мы можем считать, что настоящая леди не станет открыто демонстрировать свой гнев или что пла— кать на публике — это признак слабости, или что мужчина должен быть агрессивен PI честолюбив, должен увлекаться спортом и т. п. Слабость адаптивности сказывается в том, как мы воспринимаем самих себя и окружающих, но приятно то, что адаптивность не формирует вашу личность раз и навсегда. Вы постоянно развиваетесь и меняетесь. Тому, чему вы научились, можно «разучиться», вполне реально опробовать и освоить на практике новый способ поведения, не похожий на прежний, и сделать его своей второй натурой.

Выбор приемлемого поведения

Прежде чем переходить к рассмотрению тренинга ассертивности, следует подчеркнуть, что пассивное и агрессивное поведение не обязательно является чем-то негативным. В определенных ситуациях и то и другое поведение может быть приемлемым — возьмем, к примеру, праведный гнев по поводу социальной несправедливости. Установка на утверждение себя не всегда будет наилучшим выбором. Чтобы проверить, насколько эффективно ваше личное поведение, сделайте следующее упражнение.

Упражнение

Выберите вариант, который соответствует вашей обычной реакции на описанную ситуацию (а не тот, что вы считаете правильным); затем прочитайте комментарии.

1. Вы работаете в организации, которая настойчиво проводит политику равных возможностей. Один из ваших сотрудников уже получал замечания в связи с откровенно расистскими или националистическими высказываниями. Вы слышите, как он рассказывает коллеге явно националистический анекдот.

а) «Я уже объяснял вам, почему шутки подобного рода оскорбительны. Политика компании заключается в том, чтобы не допускать националистических и расистских выпадов на рабочем месте. У вас есть такие проблемы и вы хотели бы их обсудить?»

б) «Я знаю, вы считаете националистические шутки всего лишь невинной забавой. Если бы все зависело только от меня… но вы сами знаете — правила есть правила, и если подобное услышит босс, мне не поздоровится».

в) «Вам уже делали замечания по поводу националистических высказываний. Это последнее предупреждение. Если вы еще раз нарушите правила компании, вы будете немедленно уволены».

2. Вы получили жалобы на вызывающие манеры одной из сотрудниц и приглашаете ее в свой кабинет, чтобы обсудить проблему. Прежде чем начинаете говорить, она в слезах заявляет: «Я знаю, о чем вы собираетесь говорить, я действительно очень вспыльчива — даже груба — по отношению к некоторым клиентам, но сейчас я так волнуюсь за своего мужа: он проходит серьезное медицинское обследование».

а) «Это все совершенно понятно, но наш бизнес страдает из-за вашего поведения. Вы должны научиться оставлять свои личные проблемы дома и в рабочее время на 100 процентов отдаваться работе».

б) «Мне очень жаль, я понятия не имел, что ваш муж серьезно болен. Можем ли мы как-нибудь помочь вам? Возможно, стоит переговорить с нашим социальным отделом…»

в) «Я и думал, что этому должны быть какие-то объяснения. Мне очень жаль, что у вас возникли проблемы дома. Однако мы ожидаем от нашего персонала соответствия определенным стандартам, и, я надеюсь, новые жалобы на вас поступать не будут».

3. Один из ваших сотрудников допустил небольшую ошибку, которую вы не заметили, но на нее обратил внимание ваш босс, он в крайнем возмущении ворвался в ваш кабинет и заявил: «Это сделано абсолютно неправильно. Вы совершенно безответственны — и вы еще называете себя руководителем?»

а) «Вы правы, мне очень жаль… Я должен был все сам проверить. Этого больше не случится. В дальнейшем лично буду следить, как выполняется работа».

б) «Вы что, сегодня не с той ноги встали? Я не собираюсь принимать во внимание ваше замечание — вы просто в отвратительном настроении!»

в) «Мне жаль, что мы здесь допустили ошибку. Однако вы не правы, когда говорите о моей безответственности, и не могу принять ваше замечание относительно моих навыков как руководителя. Мои личные стандарты, как и уровень работы всей команды, достаточно высоки. Но ошибки могут иногда случаться».

Комментарии

1. Вариант (а) — утверждающий, но этот сотрудник отлично знает правила и уже получал предупреждения.

Гораздо эффективнее в данном случае будет более агрессивный подход.

Вариант (б) не просто пассивный, он демонстрирует тот скверный управленческий стиль, который совершенно не учитывает необходимость отстаивать политику компании.

Вариант (в), несмотря на агрессивность позиции, имеет право на существование, поскольку «демонстрация мускулов» в этом случае может быть эффективной, так как человек, допускающий оскорбительные высказывания, поймет недопустимость этого.

2. Вариант (а) не только агрессивный, но бесчувственный и не может считаться приемлемым ни при каких обстоятельствах.

Вариант (б), хотя и пассивен, может быть наиболее эффективным в возникшей ситуации.

Вариант (в) — утверждающий, но достаточно ли только утверждать стандарты поведения в подобных обстоятельствах? Скорее здесь более эффективным окажется именно пассивный вариант.

3. Вариант (а) слишком пассивен. Если вы смолчите, когда оскорбляют вас и вашу команду, в дальнейшем будете подвергаться еще более агрессивным нападкам.

Вариант (б) мог бы быть приемлем, если вы очень хорошо знаете своего босса и уверены, что шутка снимет его плохое настроение. Однако такая реакция скорее всего может быть воспринята как грубость и агрессия, и, что еще более важно, такой ответ уже не будет рассматриваться только в связи с нападками на вас или вашу работу.

Вариант (в) одновременно является и утверждающим, и наиболее приемлемым ответом на нападки босса. Он включает в себя признание допущенной ошибки и принесенные за это извинения, но не допускает чрезмерной и несправедливой критики в адрес вашей команды и вас лично.

Глава 2. Подготовка к самоутверждению

Невозможно утвердить себя как личность, просто читая книгу о самоутверждении, — вы должны практиковаться в навыках, но также невозможно ожидать успеха, если ваши мышцы напряжены, а сердце колотится, как при сильном стрессе. Вас выдаст язык тела. Какие бы слова вы ни произносили, насколько бы побудительными они ни были, если вы говорите их неверным тоном, слишком громко или слишком тихо, если при этом у вас неприемлемое выражение лица и поза, ваши старания окажутся неэффективными. Вы будете выглядеть встревоженным, чересчур взволнованным и покажетесь враждебно настроенным по отношению к окружающим или просто агрессивным.

Давайте признаем тот факт, что, если многие из нас будут вести себя уверенно в большинстве ситуаций, труднее всего станет именно тогда, когда мы испытываем наиболее острую потребность в самоутверждении. Существуют также особые ситуации, когда мы испытываем наибольшее напряжение. Представим себе следующий сценарий.

Упражнение

1. Вас пригласили в кабинет начальника. По выражению его лица вы понимаете, что предстоит разговор вовсе не о повышении вашей зарплаты или продвижении по службе.

2. Кто-то из ваших родителей или пожилых родственников рассчитывает провести у вас Рождество. Вы и ваш партнер хотите остаться на Рождество вдвоем. Вам сейчас надо отправиться к этому родственнику и сообщить, что вы не сможете забрать его на Рождество к себе.

3. Вы решили, что сейчас подходящее время, чтобы обсудить с партнером вопрос, относительно которого у вас заведомо существуют серьезные разногласия.

4. Несмотря на то что вы объяснили причины задержки, ваш клиент продолжает требовать объяснений, причем говорит в крайне неприятном и агрессивном тоне.

5. Вам придется сейчас разговаривать с одним из сотрудников о проблемах, связанных с его личной гигиеной.

Комментарии

Возможно, именно в таких обстоятельствах вы не оказывались, но вполне можете вообразить их и даже попробовать прочувствовать на практике некоторые физические проявления раздражения и подавленности: сухость во рту, увлажнение ладоней, напряжение мышц тела, ускоряющийся ритм сердца, тяжесть в желудке, и, наконец, появятся сомнения в себе и своей способности справиться с возникшей ситуацией.

Даже само по себе посещение курсов по тренингу самоутверждения может стать для многих источником стресса. Участие в ролевой игре поначалу может быть весьма травмирующим, однако чем больше мы осознаем и принимаем базовые принципы, тем лучше нам удается применять новые навыки на практике и создавать для себя безопасную среду обитания.

Контроль напряжения

Этот короткий раздел можно рассматривать как важное вступление к основному тренингу по контролю за напряжением. Как бы хорошо вы ни владели навыками ассертивного поведения, если раздражение и волнение давят на вас, это обязательно почувствует другой человек, даже на подсознательном уровне, и в итоге пострадает общение.

Существует ряд стратегий по преодолению напряжения. Например, вы можете выпить рюмочку перед встречей с важным партнером или клиентом, немного помедитировать или сделать несколько упражнений, основанных на глубоком дыхании. Однако, пока вы не усвоите главные принципы, вам едва ли поможет рюмка перед встречей (скорее всего она просто станет еще одной привычкой, вредной для вашего здоровья). В офисе, где работает множество людей, или в торговом зале трудно медитировать, а глубокое дыхание попросту невозможно, когда вы испытываете тяжесть в желудке! Вот почему я предлагаю вам иные методы. Их прелесть в том, что их можно использовать в любой момент, где угодно и весьма быстро.

Они нетрудны и эффективно снимают нервозность, ослабляют негативные эмоции, такие, как гнев и чувство стресса.

Упражнение

1. Как можно сильнее сожмите, напрягите все части тела: пальцы ног и ступни, ягодицы, мышцы ног и рук, кулаки и, если никто на вас не смотрит, максимально напрягите мышцы лица. Удержите все в таком положении одну или две секунды, а затем быстро сбросьте напряжение. Станьте настолько расслабленным и аморфным, насколько это удастся вам физически и насколько позволяет окружающая обстановка! Если возможно, повторите упражнение. Теперь сделайте пару глубоких вдохов и после этого будете готовы к контакту с миром.

2. Этот метод разработан Дороти Сарнов и подробно описан в ее книге «Никогда больше не нервничайте» (Лондон, 1988). Он предполагает последовательное напряжение и расслабление мышц всего тела.

Сожмите вместе ладони, направив пальцы вверх, а сами руки — вперед горизонтально. Сжимайте ладони, пока не почувствуете напряжение в запястьях и во всех мышцах рук вплоть до подмышек. Сделайте вдох, а затем медленно и мягко выдохните через слегка приоткрытый рот. Во время выдоха максимально напрягайте мускулы в солнечном сплетении. В самом конце выдоха расслабьте мускулы. Сделайте спокойный вдох. Если можете, повторите все с самого начала.

Это упражнение имеет дополнительное преимущество, поскольку позволяет еще и контролировать голос — вы сможете разговаривать без нервной дрожи, а также избавитесь от опасности говорить слишком тихо или чересчур громко.

Комментарии

Не забывайте, что не менее важно прийти в себя после того, как вы справитесь со стрессовой ситуацией. Многие люди считают, что это отличный момент, чтобы попрактиковаться в привычном для них методе релаксации.

Внутренний покой

Будьте добры к себе и давайте возможность своему телу каждый день несколько минут расслабляться с помощью любого удобного для вас метода. Послушайте успокаивающую музыку, займитесь медитацией, примите горячую ванну — или сделайте все это одновременно! Когда ваше тело освободится от напряжения, представьте себе, что вы находитесь в красивом и спокойном месте, где вы чувствуете, что пребываете в мире с окружающим. Для меня это морское побережье. Возможно, вы предпочитаете воображать, как лежите под жарким солнцем на золотом пляже и слушаете шелест волн или наслаждаетесь прогулкой по лесу, полному весенних цветов и пения птиц. Вы можете чувствовать себя наиболее счастливыми на концерте или в балете, когда погружаетесь в цвет, звук, фантастические образы.

Используйте свое воображение и сосредоточьтесь на своих переживаниях. Какие звуки вы слышите? Что видите? Какие физические ощущения у вас возникают? Таким образом вы тренируете свой разум позитивно, освобождая его от бесполезных разочарований и неприятных эмоций, учитесь достигать внутреннего спокойствия и развиваете свою способность действовать уверенно, чем бы вы ни занимались.

Глава 3. Позитивное мышление

Тренинг ассертивности может принести огромную пользу как средство саморазвития. Люди с хорошо развитыми навыками самоутверждения всегда обладают также прекрасным самосознанием, большой уверенностью в себе и чувством собственного достоинства, они честны, влиятельны и умеют эффективно общаться. Они уважают себя и окружающих.

Важнейшим фундаментом этого является позитивное мышление. Люди, верящие в себя, имеют положительный внутренний настрой, они адекватно оценивают себя, используют оптимистические формулировки, во взаимодействии с другими стремятся к позитивным результатам, они готовы работать в команде, чтобы совместно вырабатывать оптимальные решения, строят работу так, чтобы в выигрыше остались обе стороны, они сохраняют положительный настрой, поскольку уважают взгляды и мнения других людей, независимо от того, разделяют их сами или нет.

Давайте рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять, как можно их развивать.

Самосознание и чувство собственного достоинства

Люди хотят развить в себе ассертивность по многим причинам: чтобы обрести уверенность в себе, чтобы улучшить навыки общения, чтобы сменить агрессию в поведении на более спокойное и рациональное взаимодействие, чтобы не так часто проявлять слабость, чувствительность, не быть «тряпкой» дома или на работе, чтобы научиться отстаивать свои права и т. п.

Согласимся с тем, что общение с окружающими в соответствии с моделью агрессивного или пассивного поведения является приемлемым в определенных ситуациях, и не забудем при этом, что самоутверждение — это всегда выбор поведения. Теперь необходимо понять, что если вы постоянно действуете агрессивно или пассивно, то этим наносите ущерб своему здоровью и не сможете приобретать друзей или оказывать влияние на других. Обычно агрессивное или пассивное поведение зависит от низкой самооценки и утраты чувства собственного достоинства.

Так каким образом научиться любить и ценить себя хоть чуть-чуть больше? Для начала вы должны понять себя — видеть себя таким, какой вы есть. В этЪм поможет следующее упражнение.

Упражнение

1. Возьмите листок бумаги (возможно, вам понадобится очень большой листок!) и запишите все, что вам не нравится в самом себе. Вы можете включить в этот список негативные качества, на которые вам указывают другие люди, — то есть таким видят вас окружающие. Дайте себе на это как минимум десять минут. Будьте предельно честным — этот список не увидит никто, кроме вас.

Теперь тщательно обдумайте каждый пункт, подчеркните все негативные качества, с которыми вы, на ваш взгляд, ничего не можете поделать. Например, вы можете ненавидеть свой маленький рост, но таким вас создала природа, так что нет никакого смысла постоянно думать об этом и снова и снова «перемалывать» этот факт — с этим в любом случае придется жить. У вас в жизни могут быть проблемы, которые почти не поддаются вашему контролю, такие, как потеря близкого человека или болезнь. Эти факты вам нужно принять — и научиться любить себя, несмотря на все это.

Мы вернемся к этому позже.

2. Теперь поставьте «галочку» возле тех негативных качеств, которые вы готовы принять. Например, друзья могут обвинять вас в том, что вы слишком эмоционально реагируете на некоторые ситуации, но вы знаете, что в каком-то смысле повышенная чувствительность вас сильно мотивирует и вы не хотите здесь ничего менять. Подумайте, как такие качества могут пойти вам на пользу, и отметьте это особо. Однако там, где ваша личная черта вызывает раздражение и подавленность, которые мешают действиям и развитию вашей личности, вы должны найти способ что-то исправить.

3. И это подводит нас к третьей части упражнения. Обведите рамкой те ошибки, недостатки, негативные черты характера, которые вы хотите изменить. Например, вы знаете, что очень вспыльчивы, вам ничего не стоит «взорваться» от гнева, навредив себе и окружающим; вам трудно критиковать других или, наоборот, принимать критику в свой адрес. Ниже будут описаны методы тренинга по самоутверждению, которые помогут вам с этим справиться. Сохраните список, а когда закончите чтение этой книги, посмотрите, какие методы могут помочь вам в преодолении негативных качеств.

Прежде чем идти дальше, давайте обратим немного внимания на те ваши черты, ошибки и неудачи, которые вам особенно не нравятся, но с чем вы ничего не можете поделать. Так ли это? Обязаны ли вы просто принять все это как свой жребий? Вы, конечно, можете так поступить, но… нет ли способа обратить эти негативные аспекты себе на пользу?

Давайте еще раз вернемся к пунктам, которые вы подчеркнули. Что хорошего можно из этого извлечь? Можете ли вы разглядеть хотя бы в некоторых из них перспективу для развития и личного роста? Например, если «старение» тоже вам не нравится — надо смотреть правде в глаза, старение неизбежно, это происходит со всеми, но лишь немногие умеют радоваться этому, — в таком случае, что позитивного вы можете найти в этом? Смелее, отбросьте в сторону негативный настрой — морщины, постоянная борьба, направленная на то, чтобы сделать седину незаметной и поддерживать тело в форме. Примите все это и взгляните на светлую сторону.

Одна моя подруга, страдающая серьезной хронической болезнью, уже несколько лет не может работать, она вынуждена жить на государственную пенсию и скудные накопления. Действительно, она большую часть времени испытывает сильные боли; факт — ей постоянно не хватает денег на жизнь; факт — она ненавидит брать и ничего не давать взамен; от всего этого она могла бы испытывать тяжелейшую депрессию и превратиться в одно из бесконечно стонущих и жалующихся несчастных созданий и говорить в оправдание, что в ее ситуации нет ничего позитивного.

Однако она сохраняет чувство собственного достоинства (и уважает своих друзей), отдавая то, что сама имеет, — свое время, свою заботу, свой талант, свое умение слушать, свою жизнерадостность, свое дружелюбие, а именно это по-настоящему бесценно.

Рассмотрите еще раз свой список и подумайте, что есть позитивного в том, что вы не можете изменить, какие возможности есть у вас, какие задачи вы можете перед собой поставить. Станьте активным в построении своего положительного внутреннего образа.

Позитивный внутренний образ

Вам когда-нибудь приходилось оказаться на вечеринке единственным человеком, одетым в джинсы? Или во время важного совещания вы вдруг обнаруживали кофейное пятно на самом видном месте блузки или рубашки? Подобные вещи подрывают уверенность в себе, поскольку вы осознаете, что не можете произвести наилучшее впечатление на окружающих. Заниженная самооценка и потеря уверенности ведут к ослаблению чувства собственного достоинства, что, в свою очередь, может вызвать поведение, не способствующее утверждению вашей личности.

Образ, который вы предъявляете окружающим посредством вашего физического облика, одежды и прически, которые выбраны вами, язык тела, который вы используете, становятся основанием восприятия вас окружающими. Вы можете выбрать нужные слова и произнести их с продуманной интонацией, правильной громкостью голоса, но если язык вашего тела не соответствует словесной форме выражения, направленное вами послание будет деформировано. Получатель сообщения больше опирается на зрение, чем на слух, — это статистически доказанный факт, нравится это вам или нет.

Упражнение

Сядте перед зеркалом и вообразите себя в следующих ситуациях. Постарайтесь по-настоящему пережить соответствующие состояния! Следите при этом за выражением лица, жестами, положением тела, учитывайте даже малейшие перемены.

1. Вы оказались в пробке на дороге. Никто не может сдвинуться с места, но водитель машины, стоящей позади вас, постоянно сигналит.

2. Ваш босс устроил вам настоящую «выволочку» за то, что вы точно не делали. Вы начинаете спорить с ним, защищая себя, и вдруг вас словно громом поражает: вы понимаете, что он совершенно прав, а вы совершили страшную ошибку.

3. Вы прекрасно одеты для очень важного собеседования. Вы идете по дороге, и вдруг вас окатывает грязью проехавший мимо мальчик-велосипедист, который при этом не просто уезжает дальше, а оглядывается на вас с ухмылкой.

Образец : Mike never (to miss) classes in English. – Mike never misses classes in English. – Does Mike miss classes in English?

3) Pete (to go) the Anatomy lab on Monday evening.

4) Bob and Ada (to play) computer games after classes.

5) First-year students (to have) much homework.

6) Tanya (to read) detective stories.

7) Alice and Jack (to jog) before work.

8) Cindy (to baby-sit) for her sister’s daughter on Sundays.

9) Polly (to cook) both breakfasts and dinners for her family.

10) Garry and Sue (to do) extreme sports.

11) Tom’s parents (to go) shopping for food on Sundays.

12) Molly’s father (to work) in a private dental clinic.

13) Nina’s mother (to teach) Physics in the Medical Academy.

3. Переведите следующие предложения. Обратите внимание на использование временных предлогов и сложных союзов.

    В пятницу вечером я обычно или слушаю музыку, или смотрю телевизор.

    В будние дни я просыпаюсь поздно. У меня нет времени ни позавтракать, ни посмотреть новости.

    В субботу в 9:00 у меня или лекция по анатомии, или практическое занятие по химии.

    На выходных папа готовит и обеды, и ужины для нашей семьи.

    В субботу моя сестра или делает домашнюю работу по английскому, или идет по магазинам.

    Мой брат - хороший спортсмен. Он играет и в теннис, и в волейбол.

    По воскресеньям я хожу или в музей, или в кино.

    С понедельника по пятницу я и хожу в анатомичку, и на занятия танцами.

    Я хожу к стоматологу два раза в месяц или по понедельникам, или по средам.

    Я ни стираю, ни мою посуду. У меня есть и стиральная машина, и посудомоечная машина.

4.Дайте полные ответы на вопросы о ваших обязанностях в доме. Представьте их в аудитории в форме рассказа. Используйте материалы урока.

    What chores are your responsibility?

    Which chores do you not like to do?

    Which chores do you like to do?

    Do you clean your room? If not, who does it?

    Do you wash the dishes for your family? If not, who does it?

    Do you wash clothes for your family? If not, who does it?

    Do you do the ironing? If not, who does it?

    Do you cook for your family? If not, who does it?

    Do you like to go shopping for food?

    Do you like to go shopping for clothes?

Unit 8. Usually and Now.

Class assignments

    Прочитайте текст. Выпишите из него предложения, в которых говорится о регулярных, повторяющихся действиях, и предложения, в которых описываются действия, происходящие в данный момент. Подчеркните формы глагола, которые для этого используются.

Usually, every week

Now, today

A Busy Day at the Medical Academy

Oleg and Julia are first-year medical students. Their days are always very busy, they have to study a lot. In the morning they listen to one or two lectures, and then they usually have one or two seminars or laboratory classes. After that, they go to the library or Anatomy lab where they read for tomorrow’s classes.

However, this Tuesday is different. Everybody is having a very busy time … in the yard and the halls of the Academy. The boys are cleaning the yard and throwing out the garbage. By the way, where is Oleg? Is he working, too? Well, at the moment he is doing nothing (just listening to music).

The girls are washing the windows, dusting the furniture, watering the plants and sweeping the floors. Some of them are even washing the walls in the halls.

As you can see, nobody is studying this Tuesday. Poor students. Or… are they happy?

    Поставьте глаголы в форму настоящего длительного времени, чтобы показать, что действия происходят в момент речи.

Ted : Hi, Mum! What are you doing?

Mother : Hello, Ted! I (cook) dinner.

Ted : Where’s Dad?

Mother : He’s in the living room. He (watch) football.

Ted : Henry (watch), too?

Mother : No, Henry is in his room. He (read) for tomorrow’s exam.

Ted : And where are Lucy and Judy? Are they at home?

Mother : No, they are not. They (play) in the yard. Ted, why are you asking so many questions? I am tired of them!

Ted : Sorry, Mum! I just (practice) my English! I (do) my homework.

    Прочитайте диалог, в котором Сью жалуется своей подруге Ким на студентов из ее общежития. Выполните задания после диалога.

Sue, who is living in a dormitory, is calling her friend Kim, who is living in a nearby dormitory. Sue is complaining to Kim about the students on her floor.

Sue : Hi, Kim! This is Sue.

Kim : Hi, Sue. How are things going?

Sue : Oh, I’m very upset.

Kim : Why?

Sue : The students in my dorm are really noisy.

Kim : That’s too bad.

Sue : My roommate, Diana, is playing her new CD. The students in the next room are watching a basketball game and they are shouting and cheering. The student across the hall is practicing her French with her new MP3 player. The students on the upper floor are having a party. I’m going crazy with all this noise!

Kim : Well, I’m going to the library because I’m having the same problems. Let’s go together, okay?

Sue : Good idea! I’m so upset that I am not thinking straight.

а) Определите, соответствуют ли данные утверждения содержанию диалога (True or False ?). Исправьте неверные утверждения.

    Both Kim and Sue are having problems with their neighbours.

    Kim’s roommate is Diana.

    Sue is upset because the students are playing ball in the hall.

    Some students on Sue’s floor are watching a basketball game.

    The student across the hall is singing.

    Both Kim and Sue are going to the library.

б) Ответьте на вопросы о том, кто что делает в общежитии в данный момент.

Образец: Is Mary reading? – No, she isn’t. She isn’t reading. She is singing.

    Is Kim calling Sue?

    Are Kim and Sue living in the same dormitory?

    Is Sue complaining about the people in the street?

    Is Diana listening to her new MP3 player?

    Are the students in the next room watching a volleyball game?

    Is the student across the hall practicing her Spanish?

    Are the students on the upper floor studying?

    Is Kim going shopping?

    Поставьте глаголы в формы настоящего длительного или простого времени, чтобы показать, что действия происходят в момент речи или происходят регулярно.

Steve : Hello?

Henry : Hi, Steve. This is Henry.

Steve : Oh, hi, Henry. What’s up?

Henry : Not much. What (happen) over there?

Steve : Well, let’s see… Peter (wash) his clothes, and, from the noise that I hear upstairs, I know that Jim and Dave (vacuum) their room. They usually (vacuum) it in the evening. I can hear Ann downstairs. She (listen) to music and (sing).

Henry : How about Sam and Mike? What (they/ do)?

Steve : Oh, I think they (play) cards.

Henry : They always (play) cards when I call you… OK. Well, I’m kind of bored here, so maybe I’ll see you later.

Steve : OK. See you.

Henry : Bye.

    Прочитайте информацию о Мери и выполните задания после таблицы.

Mary is a very organized person. She has a lot of things to do about the house. Each day she does a different thing. This is her timetable:

Wash the clothes

Iron the clothes

Clean the house: vacuum the carpets, mop the floors, dust the furniture (with children)

Do the shopping

Cook food for the weekend

Clean the yard (with Ron)

а) Заполните пропуски информацией из таблицы. Обращайте внимание на действия, которые происходят регулярно, и действия, которые происходят в данный момент.

    Every Monday Mary washes the clothes .

    Today is Monday. Mary is washing the clothes .

    Every Tuesday Mary _________________________.

    Today is Tuesday. Mary _______________________.

    Every Wednesday Mary and her children_________________________.

    Today is Wednesday. Mary and her children _______________________.

    Every Thursday Mary _________________________.

    Today is Thursday. Mary _______________________.

    Every Friday Mary _________________________.

    Today is Friday. Mary _______________________.

    Every Saturday Mary and Ron_________________________.

    Today is Saturday. Mary and Ron _______________________.

    Every Sunday Mary _________________________.

    Today is Sunday. Mary _______________________.

б) Задайте своему другу вопросы о том, что Мери делает каждый день и что она делает сейчас. Поменяйтесь ролями и ответьте на вопросы, которые подготовил ваш друг. Предварительно запишите вопросы в таблицу.

Вопросительное слово

Вспомогательный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол

Оставшаяся часть вопроса

the yard on Monday?

the yard today?

ОБРАЗЕЦ : Does Mary clean the yard on Monday? – No, she doesn’t. She cleans the yard on o Saturday.

It is Saturday. What is Mary doing today? Is she cleaning the yard? – Yes, she is. She is cleaning the yard today .

Home assignments

    Просмотрите еще раз материалы Урока 8 и выпишите английские эквиваленты следующих слов и выражений. Подготовьтесь к ЛД.

    Студенты первого курса; 2) слушать лекции; 3) семинар; 4) лабораторное занятие; 5) библиотека; 6) анатомичка; 7) готовиться к занятиям; 8) протирать пыль; 9) мыть окна; 10) пылесосить; 11) поливать цветы; 12) подметать полы; 13) жить в общежитии; 14) жаловаться; 15) отдыхать

Выпишите эквиваленты следующих предложений:

    Я устал от них (твоих вопросов)!

    Что там происходит?

    Как дела?

    Я очень расстроен.

    Я с ума схожу от этого шума!

    Давай-ка посмотрим…

    Мне тут немного скучно, поэтому я, наверно, зайду к тебе позже.

    Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего длительного времени. Задайте общие вопросы к полученным предложениям.

ОБРАЗЕЦ : The alarm clock (to ring). – The alarm clock is ringing. – Is the alarm clock ringing?

    Sue (to clean) the yard.

    Mary and her sister (to throw out) the garbage.

    My brother (to listen) to music.

    The students (to wash) the windows.

    Ted and Mary (to watch) football.

    Sally and Ann (to cook) dinner.

    Some students (to water) the flowers.

    Ron and Mary (to dust) the furniture.

    I (to practice) my English.

    During the break the students of my group (to have) lunch.

    Jack (to read) for the Anatomy class.

    Now I (to do) the shopping.

    Students of Group 201 (to relax).

    Раскройте скобки. Задайте альтернативные вопросы к полученным предложениям.

ОБРАЗЕЦ: Kate (read) for the exam in Anatomy/Chemistry –

Kate is reading for the exam in Anatomy. – Is Kate reading for the exam in Anatomy or Chemistry?

    Jackie and Sally (to iron) their dresses/their T-shirts.

    Sue and Ann (to listen) to jazz/rock.

    We (to read) for our tomorrow’s class/test.

    Sally (to clean) the yard/the flat.

    Nina (to wash) the plates/cups.

    Lisa (to watch) a volleyball game/a basketball game.

    Ted (to practice) his French/Spanish.

    Students of our group (to wash) the windows/the walls in the hall.

    Steve (to go) to the Anatomy lab/library.

    Jane and Fred (to talk) about the dormitory/studies.

    The children (to play) in the yard/at home.

    Поставьте глаголы в скобках в необходимую по смыслу грамматическую форму (настоящее простое / настоящее длительное).

    My sister (cook) dinner today. – That’s strange! She never (cook) dinner.

    The children usually (clean) their bedroom, but today they (clean) the yard.

    Mr. and Mr. Wilson rarely (dance) at parties. But today they (dance) and (sing).

    His wife never (watch) football matches. But today she (watch) the Cup Final!

    We (wash) the windows every spring. Today is a warm spring day. We (wash) the windows/

    I (practice) my Spanish every summer when I (go) to Spain.

    We (go) to the Anatomy lab every Friday. It’s Friday today, so we (go) to the library.

    Who is making that noise? – The students on the upper floor (have) a party.

    I always (iron) my bed linen (постельное белье).

    Kelly is busy. She (read) for tomorrow’s test.

Unit 9. The Medical Student’s Life.

Class assignments

    Прочитайте отрывок из блога студента-медика, в котором он описывает свой обычный день. Выполните задания после текста.

A Typical Day in Medical School

Tom Mallory, a first-year medical student, wrote in his blog:

7:00 AM – My alarm clock rings. I quickly turn it off. 5 minutes later my second alarm goes off. I get up and go to the bathroom. I brush my teeth. Then I go to the kitchen and eat breakfast. After breakfast I pack all my notes, my textbooks and my laptop into the backpack.

7:45 AM – I walk to school.

8:00 AM – The first lecture of the day begins and usually the classroom is only 70% full.

8:30 AM –At this time I either increase my concentration and focus on the lecture or… begin checking my e-mail.

8:45 AM - The daily messages begin to flood my inbox: faculty e-mails, student announcements and people looking for rent or selling their old textbooks. Sometimes there are personal e-mails from friends and family.

9:00 AM - Break time. I get up, stretch, and go to the washroom.

10:00 AM – Students fill the hallway to the anatomy lab. The smell of formaldehyde is one that you don’t forget easily. Time always passes by quickly in the lab as we dissect our cadavers.

12:00 PM - Lunch hour. I hang out with friends, make necessary phone calls and catch up on some studying.

1:00 PM - On alternating days, we either have small group learning or clinical skills teaching. If it is a small group session, ten or so medical students along with the instructor begin discussing the case prepared for that week.

3:00 PM – If it is a clinical teaching day, we practice our history taking and physical examination skills, learn about different diseases. Clinical teaching is the most enjoyable time for me.

5:00 PM - My day at school officially ends, but the real work begins.

5:30 PM - I usually go to the gym for a quick workout or relax a bit.

6:00 PM – I study for an hour.

7:00 PM – I cook dinner. I often eat it either in the company of friends or school notes. I also like to cook my meals in bigger portions and pack the leftovers for lunch.

8:00PM – 10:00PM – I study again. There’s an awful lot of stuff to learn in medicine.

10:00 PM – I spend this time on messages, Facebook and answering e-mail. Taking a shower is nice, too.

11:00 PM 2:00 AM . I usually study most productively at this time. I like to study and work until I feel tired and go to bed. As you can see, medicine is not a 9-5 job, especially as a student when there is so much to learn.

    Ответьте на вопросы о типичном дне Тома и своем рабочем дне.

Questions about Tom’s day

Questions about YOUR day

    What time does Tom wake up? Does he get up right away?

What time do you get up? Do you get up right away?

    Does he eat breakfast?

Do you eat breakfast?

    What does he pack into his backpack?

What do you pack into your backpack (or bag)?

    When does his first lecture begin?

When does your first lecture begin?

    Do all the students come in time for the lecture?

Do all the students of your group come in time for the lecture (the first class)?

    How long does the lecture last?

How long do your lectures last?

    What does Tom do in the Anatomy lab? Does Tom like lab classes?

What do you do in the Anatomy lab? Do you like lab classes?

    Does Tom have lunch at midday? Does he only eat at that time?

What time do you have lunch? Do you only eat at that time?

    What is the most enjoyable time for Tom?

What is the most enjoyable time for you?

    Does he only do his homework for an hour?

Do you only do your homework for an hour?

    Does he often meet friends? If not, what does he do instead?

Do you often meet friends? If not, what do you do instead?

    Сравните обычный день Тома и свой день. (Обратите внимание на формы глаголов!)

Образец: Tom wakes up at 7 o’clock and I wake up at 7.30 .

1. Tom brushes his teeth and eats breakfast. I …

2. Tom walks to school. I …

3. Tom’s first lecture starts at 8 o’clock. ...

4. Tom’s lectures last 1 hour. ...

5. Tom sometimes checks his e-mail during the lecture. ...

6. During the lunch break, Tom has lunch and hangs out with friends. ...

7. Tom dissects cadavers in the anatomy lab. …

8. Every night, Tom studies a lot. ...

9. Tom sometimes eats dinners and studies at the same time. ...

10. Tom goes to bed late at night. ...

    Прочитайте текст A Typical Day in Medical School еще раз . Выпишите из него все глаголы, разделив их на две группы – правильные и неправильные. Для неправильных глаголов запишите три формы, которые необходимо выучить! Для правильных глаголов – произношение окончания – ed , изменения в написании основы слова (удвоения конечной согласной, изменение y на i ).

Образец:

    Предложения в упражнении 3 описывают регулярные, повторяющиеся действия. Измените предложения так, чтобы выразить действие в прошлом.

ОБРАЗЕЦ : Tom wakes up at 7 o’clock. Yesterday Tom woke up at 7 o’clock .

    Перепишите текст, начиная со второго абзаца в прошедшем времени.

I am Sally. I am a nurse at the in-patient department of a children’s hospital.

My working day starts at 6.30 a.m. I get up and brush my teeth. I have a quick breakfast. I usually have a piece of toast with jam and butter and a cup of coffee and some biscuits. At half past seven I catch a bus and I get to work at 8.00. I start seeing patients at 9.00 and finish at 12.00. Then I have a short coffee break. After the break I do some paper work. From 1.00 to 3.30 I see up to 7 patients during home visits. I arrive home at about 4.00. I eat my dinner at home. Then I have some rest with a book and surf the Internet. I check my e-mail and do some social networking. Today is Thursday, so at 6.00 I go to the swimming pool just across the road. I usually go to sleep early – at about 10.00 p.m.

    Дайте полные ответы на вопросы, используя текст в вашей рабочей тетради о вчерашнем дне Сэллли (из упр. 6).

ОБРАЗЕЦ : Did Sally’s working day start at 8.00 am yesterday? – No, it didn’t. Her working day started at 6.30 am.

    Did she brush her teeth?

    Did she eat an omelet for breakfast?

    Did she catch a taxi?

    Did she get to work at 7.00?

    Did she see patients for four hours?

    Did she have a coffee break at 11.00?

    Did she do paper work before the coffee break?

    Did she visit her patients for 3 hours?

    Did she arrive home at 4.30?

    Did she have dinner at a café?

    Did she listen to music after dinner?

    Did she go to the gym that Thursday?

    Did she go to bed late?

    Задайте своему другу вопросы о том, что он делал вчера (позавчера, несколько дней назад, на прошлой неделе…). Предварительно запишите вопросы в таблицу. Образец:

Обобщите ответы и расскажите о вчерашнем дне своего друга.

Home assignments

    Просмотрите еще раз материалы Урока 9 и выпишите английские эквиваленты следующих слов и выражений:

    Будильник; 2) складывать учебники и ноутбук в рюкзак; 3) увеличить концентрацию; 4) сконцентрироваться на лекции; 5) перемена; 6) препарировать трупы в анатомичке; 7) болтать с друзьями; 8) повторить, подучить что-то; 9) «мигающие» дни; 10) обучение в малых группах; 11) обучение клиническим навыкам; 12) обсуждать историю болезни; 13) практиковаться в сборе анамнеза; 14) практиковаться в физическом осмотре больного; 15) болезнь, заболевание; 16) стационар детской больницы; 17) чистить зубы; 18) поймать такси; 19) заниматься бумажной работой; 20) приехать домой; 21) пойти в спортзал (бассейн); 22) лечь спать; 23) навещать пациентов дома.

    Измените предложения по образцу.

ОБРАЗЕЦ : On Monday Jim’s alarm clock rings at 7o’clock. (Last Monday …8) – Last Monday Jim’s alarm clock didn’t ring at 7o’clock. It rang at 8.

    On Tuesday Jim has no time to eat breakfast. (Last Tuesday …dinner)

    On Wednesday Jim’s first lecture begins at 9 o’clock. (Last Wednesday …11)

    On Thursday Jim gets many e-mails from his friends. (Last Thursday …grandmother)

    On Friday he goes to the Anatomy lab. (Last Friday …gym)

    On Saturday he studies a lot. (Last Saturday …a little)

    On Sunday he meets his friends. (Last Sunday …relatives)

    On Wednesday she hangs out with friends. (Last Wednesday …boyfriend)

    On Thursday she cooks dinner. (Last Thursday …lunch)

    On Saturday she reads for clinical teaching. (Last Saturday …Microbiology class)

    On Friday she practices history-taking. (Last Friday …communicating with patients)

ОБРАЗЕЦ : Do Mary and Jack do much homework on Monday? (last weekend, what) – Did Mary and Jack do much homework last weekend? – What did they do last weekend?

    Do Mary and Jack prepare for physical examination skills on Monday? (last Monday, when)

    Do they learn about different diseases on Tuesday? (last Tuesday, what …about)

    Do they have clinical teaching on Wednesday? (last Wednesday, what)

    Do they answer e-mails on Thursday? (last Thursday, when)

    Do they spend much time answering e-mails on Friday? (last Friday, when)

    Do they go to bed late on Saturday? (last Saturday, when)

    Do they go to the gym on Sunday? (lastSunday,where)

    Расскажите о том, что как проходит ваш обычный день в медицинской академии и что вы делали вчера. Выполните задание письменно и устно.

Unit 10. Ways of holiday-making. Plans for holidays.

Class assignments

    Прочитайте текст. Заполните таблицу выражениями из текста.

планы НА выходные

(путешествовать) автобусом

ПО дороге

готовится К занятиям

(путешествовать) поездом

встретиться С друзьями

остаться в городе

(путешествовать) НА машине

(путешествовать) самолетом

НА борту самолета

It is Friday afternoon. All the students in our group are thinking about their plans for the weekend. Mary is going to visit her relatives in the countryside. Mary is going to go there by bus. On her way home she is going to read for the next week’s classes. In the country she is going to work in the garden.

Peter and Jack are going to their hometown. They are going to travel by train. On the way they are going to sleep. In their hometown they are going to meet friends and have rest after a hard week.

Nina is going to stay in town the whole weekend. She is going to do some shopping. On Sunday she is going to the theatre with her parents.

Ben and Sam are twins. They and their parents are going to their aunt Polly to the next city by car. On Saturday they are going to play volleyball or football with their cousins. In the evening they are going to have a big family dinner.

Victoria is going to visit her sister. Victoria is going by plane. On board a plane she is going to relax and take some pictures of the sky and clouds. Together with her sister she is going to do some hiking in the mountains. Besides, they are going to have a picnic at the seaside.

    Обратите внимание на использование в тексте конструкции TO BE GOING TO DO SOMETHING для выражения запланированного действия в будущем. Выпишите из текста предложения, в которых говорится о том, что люди собираются делать на выходных. Выберите те варианты ответов, которые вы могли бы отнести к себе и своим близким.

Пример : Mary is going to visit her grandmother. – I am going to visit my grandmother.

Поставьте в отрицательную форму те варианты, которые не относятся к вам и вашим близким.

Пример : Mary is going to visit her grandmother. – I am not going to visit my grandmother.

    На основании текста составьте диалоги по образцу (задайте вопросы разных типов). Предварительно оформите свои вопросы в виде таблицы.

Образец диалога :

Student A: Hello, Mary. What are you going to do tonight? ( специальный вопрос )

Student B: I am going to visit my grandmother.

A: Are you going to go to Granny’s country house by bus? ( общий вопрос ).

B: Yes, I am. I am going to my Granny’s country house by bus.

NB ! Используйте в диалогах следующие показатели действия в будущем.

    Прочитайте диалог, в котором Питер делится с Энн своими планами на отпуск.

Jane: Hello, Peter. You look happy!

Peter: I am going abroad for my vacation!

Jane: Great! Where are you going?

Peter: I am going to fly to Cos! I am going travel by plane for the first time in my life!

Jane: Oh, Greece! Is it going to be a cool beach holiday - surfing, swimming?

Peter: Not only! I am going to do sightseeing. As a physician, I am interested in the History of Medicine. So I am going to visit the famous Hippocratic museum. I am going to see the famous tree under which he taught future doctors! I am going to rent a car and drive to some interesting places on the island.

Jane: Where are you going to stay?

Peter: Oh, I can’t afford a luxury hotel. So, I am going to stay at a cheap hostel!

Составьте рассказ о планах Питера на отпуск от лица Джейн.

    Прочитайте и переведите диалоги. Объясните разницу в употреблении WILL и BE GOING TO для выражения действия в будущем. Соотнесите диалоги со схемами, данными ниже.

    Kate:

Jane: Oh, really? I didn’t know. I’ll go and visit her!

Kate: I think I will go with you.

    Kate: Hello, Jane. Our neighbor Ann is in hospital!

Jane: Yes, I know. I told Mary and we are going to visit her tomorrow.

NOW (DECISION/ РЕШЕНИЕ)

(I promise/think/know/don’t think)

PAST (DECISION/ РЕШЕНИЕ)

    Заполните пропуски формами будущего простого времени для выражения обещания и предсказания, согласия и несогласия.

Пример : I don’t think I (- to travel) by train to my hometown. – I don’t think I will travel by train to my hometown.

    I promise I (- to stop) smoking.

    I think Mary (- to travel) abroad this summer.

    I don’t think Mike (- to travel) by plane. He is afraid of flying.

    I know George (- to help) me to rent a car online.

    I don’t think (- to stay) at a luxury hotel.

    I promise (- to work) in the garden on the weekend.

    I know Betsy (- to like) to do some hiking on holidays.

    I don’t think (- to have) a picnic. The weather is bad.

    I think I (- to do) sightseeing in Italy.

    I know Jack (- to travel) by car. He likes driving.

    I don’t think I (- to read) for tomorrow’s Anatomy class tonight. I am tired.

    Раскройте скобки : Will или BE GOING TO?

    I think you (to love) Scotland.

    I (to visit) France this summer.

    Ann (to travel) by plane? – Wait a minute, I (to ask) her.

    Betsy (to stay) at a luxury hotel. – Oh, yes. She’s got much money.

    Does Mike go to Turkey alone? – I don’t know really. I think he (to take) Sally with him.

    What are you going to do in Egypt? -- I (to swim) at the hotel beach. I don’t think I (to go) sightseeing. It’s too hot. And the traffic is too dangerous.

    I am tired of beach holidays. So, I (to do) some hiking this summer.

    I don’t want to go by train. – All right, then we (to go) by bus.

    These holidays we (to enjoy) beach life and play volleyball.

    Finally I’ve got my driver’s license. I think I (to rent) a car and do some sightseeing.

    I don’t like seaside, so this year (to spend) my holidays in the mountains.

    Постройте вопросы из предлагаемых ниже компонентов. У вас получится три группы вопросов: 1) в настоящем простом времени; 2) в прошедшем простом времени; 3) с использованием конструкции be going to do smth . Не забудьте о порядке слов в вопросительных предложениях и вспомогательных глаголах! Составьте диалоги с опорой на эти вопросы.

    My usual vacation

a) Where / go on your vacation?

b) Who / go with?

c) How / travel?

d) You / prefer / the beach, the countryside or the mountains?

e) Where / stay?

f) What kind of places / like to visit?

Экология жизни. Дети: В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой характер и мамам приходится проявлять креативность в попытках убедить его, что надо сделать так, как говорит мама. Чтобы повысить эффективность общения со своими детьми, предлагаем воспользоваться рядом простых техник, которые проверила на своем опыте Сью Бивер, практикующий мастер НЛП.

В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой характер и мамам приходится проявлять креативность в попытках убедить его, что надо сделать так, как говорит мама.

Чтобы повысить эффективность общения со своими детьми, предлагаем воспользоваться рядом простых техник, которые проверила на своем опыте Сью Бивер, практикующий мастер НЛП, автор системы «Счастливы дети – счастливы вы» и одноименной книги.

1. Превратите «Не делай так» в «Сделай так»

Не убегай! Не кусайся! – говорим мы, а ребенок продолжает делать, что делал. Предложите ребенку вариант действия, который вам по душе.

Пример:

Не таскай печенье из коробки! - Возьми яблоко или Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, и мы вместе попьем чай с печеньем.

Не разговаривай с набитым ртом! - Скажи, когда прожуешь. Тогда я смогу понять, что ты мне хочешь сказать.

В некоторых случаях можно бросить ребенку вызов «Докажи, что я не прав» - «Спорим, я оденусь быстрее, чем ты».

2. Превратите «Прекрати» в «Продолжай»

Воспользуйтесь этой техникой, если вам не приходит в голову альтернатива действиям ребенка.

Пример:

Прекрати кусаться! - У тебя чешутся зубки? Хочется кусаться? Вот тебе морковка. Кусай ее.

Перестань рисовать на стенах! - Вот тебе лист бумаги, рисуй здесь.

3. Предлагайте действенный выбор

Есть такие моменты, когда вы уверены, что ребенок скажет «нет»? Предложив выбор, вы даете ему ощущение сопричастности, и понимание, что его желания и потребности уважаются и учитываются.

Пример:

Надо одеться. - Ты сегодня сам(-а) выберешь, что надеть, или мне выбрать?

Время обедать. Садись за стол. - Ты сегодня сядешь рядом со мной или с папой?

Пора ложиться спать. - Какую тебе сказку почитать перед сном – про Красную Шапочку или Трех Поросят?

4. Получите согласие

Повседневную рутину в виде мытья посуды, похода в магазин и т.п. выполнять гораздо легче, если сфокусироваться на позитивных результатах от этих действий. Мытье посуды сделает нашу кухню чистой и опрятной, после похода в магазин в доме появится еда. Также и с детьми – если ребенок будет понимать, что даст ему данное действие, он выполнит его с большим интересом.

Пример:

Убери игрушки. - Убери с пола игрушки, и мы сможем потанцевать вместе.
Сделай уроки! - Если быстро справишься с уроками, сможешь с друзьями пойти покататься на роликах/пойти поесть мороженое/сходим в кино и т.п.

5. Опуститесь на их уровень

В ситуациях, когда ребенок вас игнорирует, опуститесь на его уровень – так, чтобы ваши лица находились на одном уровне, присядьте или возьмите на руки. Тем самым вы продемонстрируете ребенку свою готовность войти в его мир.

Пример:

Ребенок сидит за столом, но не ест, а играется с едой. Вы готовите ужин, периодически напоминая ему, что сидеть нужно ровно, что есть следует ложкой/вилкой и т.п. Ребенок вас игнорирует. Сев рядом с ним, вы заметите, что он поглощен своей игрой и возможно вас просто не слышит. Сядьте рядом, установите зрительный контакт и объясните, что еду надо есть ложкой.

6. Подвиньтесь

Если вы находитесь лицом к лицу с кем-то, это может трактоваться либо как тесная связь, либо конфронтация. Если же вы находитесь бок о бок, то такая ситуация интерпретируется как равноправные отношения. Если вы почувствовали ситуацию противостояния с ребенком, подвиньтесь и займите боковую позицию, разорвав зрительный контакт.

7. Присоединитесь к его деятельности

Ребенок поглощен своей деятельностью, а вам надо ему что-то сказать. Опуститесь на его уровень и подвиньтесь, проявите интерес, к тому, чем он увлечен. Прочувствуйте ситуацию, прокомментируйте, включитесь в его деятельность. Такие регулярные «включения» - прекрасный способ развивать ваши отношения.

Пример:

Вы зовете ребенка ужинать. Он вас игнорирует, повторяя «Сейчас». Посмотрите, чем заняты сын или дочь, помогите закончить ими начатое. Будь-то укладывание кукол или парковка машинного парка.

Испробовав методы на практике, вы научитесь применять их в комплексе. В их применении будьте последовательны и не забывайте подкреплять слова делом. Помните о соответствии, чтобы ваши посылы детям были однозначны.

Примеры:

«Суп едят вот так…» и несете ложку с супом себе в рот. «Говори со мной нормальным тоном» произносите действительно «нормальным» тоном, а не повышенным.

Обязательно хвалите своих детей. Но делайте это эффективно. Не просто «Молодец!». Подмечайте, как действия ребенка приводят к хорошим результатам и какие его качества при этом были задействованы. Ребенок убрал свои игрушки? Скажите: Какая чистая комната (результат). Ты все свои игрушки сложил (действие). Молодчинка! (качество). Только в такой последовательности малыш поймет, за что вы его похвалили. опубликовано