Завоевание крыма войсками золотой орды. Судьба крыма после монгольского завоевания плиз. Передача Крыма Украине

Чемпион СССР в тяжелом весе три раза (1933 - 1935), пятый на чемпионате мира - 1946, установил 1 рекорд мира и 30 рекордов СССР. Во всесоюзных соревнованиях участвовал с 1932 по 1951 года.
В 1938 году: рост - 184 см, вес - 115 кг, грудь - 123 см, бедро - 74 см, бицепс - 45 см

В 1936 г. в Берлине проходили Олимпийские игры. Это был самый разгар германского фашизма. В турнире тяжелоатлетов в самом престижном тяжелом весе победу одержал немец Йозеф Мангер, и Гитлер объявил всему миру, что арийцы – высшая раса и самый сильный человек в мире – немец. Советский Союз в этих играх не участвовал. Однако наглое заявление Гитлера задело Сталина. Он вызвал к себе руководство советского спорта и спросил, есть ли в стране сильные люди, богатыри, тяжелоатлеты.
Серго (Саркис) был в то время троекратным абсолютным чемпионом страны в тяжелом весе. Спортивные руководители доложили Сталину, что такой богатырь есть в Армении. И простого рабочего парня, у которого и костюма приличного не было, срочно привезли в Москву, быстренько сшили ему костюм, рубашку, купили новые туфли и привезли в Кремль.
Рассказывает Сурен Багдасаров, заслуженный тренер СССР: «Мы с Серго находились на сборах, когда его вызвали в Москву к самому Сталину. Все спортсмены, находившиеся на сборах, с нетерпением ждали его возвращения. Через несколько дней Серго приехал и стал рассказывать всем собравшимся: «Приводят меня, одетого во все новенькое, в Кремль в кабинет Сталина и говорят: входите, товарищ Сталин вас ждет. Я вхожу в кабинет, он такой длинный, в другом конце сидит товарищ Сталин. Он поднялся с кресла, и я чуть ускорился, чтобы быстрее дойти до вождя. Тут Сталин, чуть усмехнувшись, сказал: «Тыше, кацо, – пол проломишь», и крепко пожал мне руку и предложил сесть в кресло, сам же сел напротив меня. Сталин спросил: «Товарищ Амбарцумян, чего вам не хватает, чтобы побить рекорд этого фашиста Мангера?» Я сказал: «Кушать, товарищ Сталин». Сталин приказал направить в Армению лучшего тогда тренера латыша Яна Спарре и обеспечить их продовольственным пайком и всем инвентарем и оборудованием».
Упорные тренировки, хороший тренер и отличное питание дали результат, и через год в присутствии всех судей международной категории и других официальных лиц, выступив предельно собранно, Серго побил официальный рекорд мира и Олимпийских игр на 7,5 кг. На следующее утро газета «Красный спорт» вышла с триумфальным заголовком: «Серго Амбарцумян сдержал слово, данное товарищу Сталину. Рекорд буржуазного атлета пал. Самый сильный человек в мире – наш Серго».
http://noev-kovcheg.ru/mag/2010-11/2257.html#ixzz49UNHtLAt

Телохранитель Тиграна

В 1963 году, когда все армяне на свете жили шахматным поединком за звание чемпиона мира между М.Ботвинником и Т.Петросяном, Серго Амбарцумян поехал в Москву в качестве добровольного телохранителя Петросяна.
Когда Тигран Петросян выходил из машины у театра эстрады, Амбарцумян опекал его, обозначая коридор, по которому Петросян входил в зал. И там Амбарцумян следил за порядком, стараясь пресекать шум. Но как-то раз не выдержал сам.
По воспоминаниям супруги, какой-то военный впереди громко ляпнул соседу: "Где этому армяшке выиграть у Ботвинника! Ишь чего захотел!" Серго, рассвирепев, поднял вояку за шиворот и рявкнул: "А ну повтори!" Военного кое-как извлекли из рук "телохранителя", Серго вывели из зала, он разъяснил что к чему и отказался извиняться. А на следующий день, несмотря на запреты, пришел и сел на "свое" место.

Советский тяжелоатлет Серго Амбарцумян был не просто чемпионом и рекордсменом, а героем народа и победителем любимого силача Гитлера.

История советской страны знает немало богатырей, обладавших недюжинной физической силой, удивлявшей всех окружающих. Но первым из тех, кто добился выдающегося успеха под флагом СССР, был армянский тяжелоатлет Серго Амбарцумян. В предвоенные годы он заслужил особое расположение Сталина, взяв верх в заочной дуэли с любимым силачом Гитлера, пишет о чемпионе и народном герое российский сайт championat.com (13.04.16).

Серго Амбарцумян не стал богатырём – он им родился. Его мать была женщиной, известной всем своей силой, и сын оказался ей под стать – 7 килограмм 200 граммов при рождении. Семь лет состоятельная семья не знала горя, но потом началась резня, и Амбарцумянам пришлось спасаться бегством из родных мест. На чужбине деньги быстро закончились, и Серго с ранних лет пришлось познать тяготы физического труда. Поначалу он подрабатывал подмастерьем за еду, потом ездил в соседние поселения на случайные заработки. Трудности закалили характер молодого человека, а непосильная работа позволила развить недюжинную силу.

Впервые свою мощь Серго продемонстрировал в 16 лет, вернувшись домой после очередной поездки. Мать его к тому моменту умерла от тягот и лишений, а отец встретил сына не слишком ласково. Юный богатырь остался голоден, а потому решил пойти на хитрость. Он скатил огромный валун в местную речку, и вода начала заливать прибрежные посевы. Разозлённые соседи вышли к реке, попытались сдвинуть камень, но так и не смогли. Тогда из укрытия вышел Серго. Он попросил лаваш с мёдом, и после того как наелся досыта, откатил камень в сторону. С той поры и пошёл по местным селениям слух о богатыре.

В немилости у Берии

Однако самому Серго ещё пришлось поскитаться, чтобы найти своё место в жизни. Он успел поработать каменщиком, потрудиться на строительстве железной дороги и, наконец, по протекции оказался в столице: устроился механиком в гараж НКВД. Там богатырская сила снова выручила Амбарцумяна. Однажды силач в одиночку полушутя поднял грузовик, чтобы заменить колёса. Произошло это на глазах местного наркома, который и определил дальнейшую судьбу Серго. С той поры он стал заниматься тяжёлой атлетикой в обществе «Динамо» под руководством тренера Григория Симоняна, получил необходимую стипендию и продуктовый паёк.

В течение нескольких следующих лет Серго добился впечатляющего прогресса, он вошёл в число сильнейших тяжелоатлетов Советского Союза, в 1933 году выиграл свой первый чемпионат страны, затем ещё дважды повторил своё достижение, попутно установив несколько всесоюзных рекордов.

Амбарцумян стал настоящей звездой спорта и даже привлёк внимание первого секретаря ЦК партии Берии, предлагавшего ему сменить армянскую фамилию и прописку на грузинскую. Серго отказался и попал к Берии в немилость. По совету знающих людей он поехал в Москву, чтобы там затеряться. Но нашли его довольно быстро.

«Выполнил поручение товарища Сталина!»

Однако повезли силача не к Берии, а напрямую к Сталину. Да и повод оказался необычным. Вождь народов был крайне раздосадован победой немца Мангера, любимого силача Гитлера, на Олимпийских играх 1936 года и объявлением его самым сильным человеком планеты, потому и повелел найти богатыря, способного побить установленный мировой рекорд. Выбор пал на Амбарцумяна, который получил щедрое довольство, опытного тренера и все возможности для тренировок.

30 декабря 1938 года в зале филармонии в Ереване было не протолкнуться. Серго Амбарцумян делал попытку побить мировой рекорд Мангера. Ко всеобщему ликованию, попытка увенчалась успехом: в сумме троеборья Серго поднял 433,5 кг, на 8,5 превысив предыдущее лучшее достижение в истории. На следующий день все газеты вышли с заголовками «Выполнил поручение товарища Сталина!» И даже немецкие газеты не обошли это событие своим вниманием. Самого рекордсмена, конечно, вновь вызвали к высшему руководству страны и всячески обласкали. На торжественном вечере атлета наградили орденом «Знак Почёта», а также подарили ему американский патефон. Но на этом сюрпризы не закончились: Сталин предложил Амбарцумяну лично руководить застольем, и тот блестяще справился со своими обязанностями, гости гуляли до глубокой ночи. После того вечера тяжелоатлет получил ещё и машину – легендарную «эмку».

Инфаркт – такси – шашлычная

Через три года грянула война. Серго пошёл записываться в добровольцы, попал в Таманскую дивизию и уже ехал на фронт, когда его встретил земляк – комдив Закиян. Он, несмотря на протесты силача, распорядился отправить его обратно. А на следующий день дивизию разбомбили под Моздоком.

Многие погибли, в том числе и Закиян… Богатырь впоследствии сильно из-за этого переживал.

После войны Амбарцумян установил лишь один рекорд, но тот оказался вечным. В показательных выступлениях на чемпионате мира Серго одной левой рукой в рывке поднял невероятные 95 килограммов. В основной программе соревнований он занял лишь пятое место – сказались тяготы и лишения военного времени. Богатырь рассчитывал взять реванш через год – на турнире 1947 года, однако команде Советского Союза из-за бюрократических уловок не дали визы.

Спустя несколько лет прямо на соревнованиях у Серго случился микроинфаркт. Врачи строго запретили ему заниматься спортом, и вновь в жизни атлета началась чёрная полоса. Его лишили спортивной стипендии, и, чтобы прокормиться, он был вынужден долгое время работать простым таксистом. Спортивных рекордов он больше не устанавливал, но всё-таки был известен до конца своей жизни: многие москвичи в возрасте ещё помнят шашлычную «Масис» и её добродушного богатыря-хозяина, всегда готового накормить своих гостей вкуснейшими блюдами.

Михаил ЧЕСАЛИН

На снимке: Серго Амбарцумян в роли Давида Сасунского.

ЗАВОЕВАНИЕ КРЫМА МОНГОЛО-ТАТАРАМИ.

ВЫДЕЛЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА ИЗ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

К XIII веку Крым благодаря развитому земледелию, быстрому росту своих городов стал экономически высокоразвитым краем. Не случайно, что именно сюда направили один из своих первых ударов (на территории нашей страны) монголо-татары.

Первым подвергся их нападению Судак. Это произошло в 1223 году. За первым набегом последовали другие (в 1238, 1248, 1249 гг.); с тех пор татары подчинили Судак, обложили его данью и посадили туда наместника. А в Солхате (Старый Крым) во второй половине XIII века обосновалась татарская администрация, город получил новое название - Крым, по-видимому, распространившееся позднее на весь полуостров.

Татарская агрессия в Крыму первоначально ограничилась восточным Крымом, причем зависимость от татар не шла дальше выплаты дани, ибо татары-кочевники еще не были в силах экономически господствовать на всей территории края. В конце того же XIII века татары обрушились и на западный Крым. В 1299 году полчища Ногая разгромили Херсон и Кырк-Ор, прошлись огнем и мечом по цветущим долинам юго-западного нагорья. Многие городки и селения были сожжены и уничтожены.

Постепенно татары начинают оседать в Крыму. В XIV веке в восточном (около Судака) и юго-западном районах Крыма появились первые феодальные поместья полуоседлой татарской знати (беев и мурз). Лишь позднее, в XVI и особенно в XVII-XVIII веках, к оседлому земледелию начали в массе переходить и сами татары. Процесс этот шел повсеместно и в восточных районах Крыма, и в западных. В районе Бахчисарая еще на рубеже XIII-XIV веков возни к татарский бейлик (вотчинное землевладение) бея из рода Яшлавских, представлявших собой, в сущности, полузависимое феодальное княжество с центром в Кырк-Оре, нынешнем Чуфут-Кале.

Тогда же, в XIV веке, начали формироваться бейлики из других сильных татарских родов - Ширинов, Барынов, Аргынов. Образование этих бейликов было одним из проявлений общих тенденций в стремлении монгольских эмиров к обособлению вследствие ослабления Золотой Орды. Непрерывная междоусобная борьба внутри монгольской империи привела к тому, что Крым во второй половине XIV века становится уделом различных и быстро сменявших друг друга временщиков.

Смуты принимали в Золотой Орде все более хаотичный характер, когда трудно даже установить, кого из соперничающих ханов надлежит признать действительно руководящей фигурой. По сути Золотая Орда перестала быть единственным государством с центральной частью, которой подчинялись бы все татарские улусы. В известной мере можно было сказать, что Золотой Орды в прежнем смысле уже не было, остались лишь одни татарские улусы, возглавляемые ханами из династии Чингизидов.

Золотая Орда в эти годы смуты, раздора, политической анархии все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. Первым отпал Хорезм еще при Улугбеке, в 1414 году. Затем отпали Булгар и Крым.

Противоречивой является дата образования Крымского ханства. Наибольшее количество исследователей образование Крымского ханства относят к 1443 году. В одной из последних работ, которая касается истории Крымского ханства, изданной в 1984 году издательством «Наука», - «Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв.» тоже называют 1443 год.

Так или иначе, но уже в первой половине XV века мы видим выделение из Золотой Орды двух наиболее богатых и культурных областей в недалеком прошлом - Крыма и Булгар.

Основание Крымского и Казанского ханства означало, что Золотая Орда превращалась почти целиком в кочевое государ-ство, в явную помеху для дела развития не только Руси, Литвы, Польши, но и других трех оторвавшихся областей - Хорезма, Казанского и Крымского ханства.

Смуты и раздоры привели к упадку городской жизни и земледелия в культурных оседлых областях. Все это не могло не усилить кочевой сектор Золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли головы вожди отдельных мелких татарских улусов. Центробежные силы степи осуществлялись прежде всего через стоящих во главе них царевичей рода Чингизидов. Сама по себе степь давала меньше доходов ханской казне, чем подвластные города и селения землевладельцев.

Земледельческие области переходили из рук в руки. Междоусобная борьба разрушала производительные силы, население беднело, производительность труда крестьян и ремесленников уменьшалась, а требования сменяющихся правителей росли. А между тем экономика переживала кризис. Торговля резко сократилась, ремесла были в полном упадке и питали только местные рынки. Борьба за независимость складывавшегося государства в Крыму велась долго и упорно. Еще до смерти Едигея (в 1419 году) власть в Золотой Орде захватил четвертый сын Тохтамыша Джаббар-Берды. После этого мы видим, что соперничество ханов в Золотой Орде резко обостряется, появляется сразу несколько претендентов.

Среди них прежде всего следует отметить Улуг-Мухаммеда и Девлет-Берды, имя которого часто встречается в источниках 20-х годов XV века. Однако благоденствие Улуг-Мухаммеда продолжалось недолго. В 1443 году, согласно Абу-аль-Реззаку Самарканда он получил известие, что Борок-хан разгромил войска Улуг-Мухаммеда и захватил власть в Орде, затем разгромил и силы Девлет-Берды. Улуг-Мухаммед бежал в Литву, Девлет-Берды - в Крым. Характерно, что события этих лет дошли и до Египта, где, согласно старой традиции, продолжали интересоваться золотоордынскими делами. Арабский путешественник Ал-Айни рассказывает, что весной 1427 года пришло письмо от захватившего Крым Девлет-Берды. Лицо, посланное с письмом, сообщило, что в Дешт-и-Кыпчак продолжается смута, что там три правителя оспаривают друг у друга власть: «Один из них по имени Девлет-Берды овладел Крымом и прилегающим к нему краем».

Письмо Девлет-Берды к мамлюкскому султану в Египте указывает, что Крым был в то время в сношениях с ним.

Один наместник сменяет другого: в 1443 году Хаджи-Гирей («удалившийся» десять лет назад к польскому королю после очередного поражения) вновь появляется в Крыму и с помощью литовского короля овладевает престолом. Положение Хаджи-Гирея в Крыму на этот раз было более прочным, его поддерживали крупнейшие мурзы и беи, но внешнее положение нового государства было чрезвычайно сложным.

В 30-е годы XV века между Днепром и Доном, после распада Золотой Орды, образовалась Большая Орда Сейд-Ахмеда. Претендуя на лидерство среди татарских улусов, Орда Сейд-Ахмеда вела напряженную борьбу как против Волжской орды Улуг-Мухаммеда, так и против Крыма.

В создавшейся ситуации Сейд-Ахмед пытается то вытеснить Хаджи-Гирея из Крыма, то ослабить хана Волжской орды - Улуг-Мухаммеда, находясь при этом в союзе с правителем другого волжского улуса Кучук-Мухаммедом. В 1455 году Сейд-Ахмед потерпел сокрушительное поражение от войск Хаджи-Гирея.

На рубеже 50-60-х годов XV столетия соперничество среди ханов привело к новому решительному столкновению, которое произошло в 1465 году. Как раз в этот момент правитель Большой Орды хан Ахмат собрал большую армию для нанесения удара по Московскому государству. Столкновение это завершилось полным торжеством Крымского хана Хаджи-Гирея и, несомненно, оказало воздействие на расстановку сил в Восточной Европе, на создание в этом регионе новой политической конъюнктуры. В этих акциях Хаджи-Гирея можно видеть попытку выработать новый курс внешней политики Крыма. Не случайно уже в эти годы Хаджи-Гирей-хан добивается сближения с Москвой, предвосхищая тем самым политику Менгли-Гирей-хана 70-90-х годов XV века, носившую во многом промосковский и вместе с тем антилитовский характер.

Установление в первой половине 60-х годов XV века королем Казимиром тесных торговых и политических отношений с генуэзской Каффой указывало на появление противоречий между Крымским ханством и Литвой. Однако главная опасность для Крыма в этот момент надвигалась не со стороны Литвы, а со стороны Турции, где уже разрабатывался план покорения Крыма. В разработке плана кампании против Крыма участвовал не только сам султан, но и его визирь Гедик-Ахмед-паша, назначенный тогда главнокомандующим османскими вооруженными силами. Первой политической акцией этого плана было отстранение от власти Менгли-Гирей-хана незадолго до начала боевых операций по овладению Каффой.

Неуверенный в готовности Менгли-Гирея активно участвовать в кампании на стороне султана, поскольку были известны его тесные контакты с Каффой (так, в 1469 году он защищал ее от посягательств самого султана, а в 1474 году - от нападения ширинских мурз, возглавляемых Эменеком), Гедик-Ахмед-паша предпочел иметь дело не с представителем династии Гиреев, а с главой рода Ширинов Эменеком.

В результате Менгли-Гирей-хан в начале 1475 года был заключен в Мангупскую крепость, а Эменек направлен в Старый Крым. И когда османский флот в составе около 500 судов появился весной 1475 года на Каффинском рейде, Гедик-Ахмед-паша мог рассчитывать на выступление против Каффы крымских татар под командой Эменека. Задуманная таким образом операция по овладению Генуэзской крепостью длилась всего три-четыре дня. Вслед и вся система итальянских колоний фактически была упразднена в Северном Причерноморье.

Под власть Порты попали Тамань, Азов, Анапа; в Крыму - Керчь, Каффа, Судак, Чембало (Балаклава). Овладев основными стратегическими пунктами прибрежной полосы Крыма, а также Таманского полуострова, главнокомандующий турецкими войсками в Крыму и верховный визирь Гедик-Ахмед-паша приступил к политическому оформлению одержанной победы. Для этого понадобилась влиятельная фигура представителя династии Гиреев, в частности Менгли-Гирея. В июле 1475 года он был освобожден из мангупского заточения и тогда же заключил с Гедик-Ахмед-пашой договор большой исторической важности для судьбы Крымского ханства и всего региона в целом. В послании (в письме) 1475 года к султану Мухаммеду II Менгли-Гирей-хан сообщал: «Мы заключили с Ахмед-пашой договор и условия: быть падишаха другу - другом, а его врагу - врагом».

Добившись таким образом в течение 1475 года осуществления своих планов в отношении Крыма, Ахмед-паша отнюдь не считал свою программу выполненной. Стремясь расширить и укрепить свое влияние в Восточной Европе, он не довольствовался подчинением Крыма; теперь ставилась задача установить контроль и над другими улусами бывшей Золотой Орды. Чтобы превратить Волжский улус в своего вассала, султан в 1476 году санкционировал политическое сращивание Волжского юрта с Крымским. Это было осуществлено путем отстранения от власти Менгли-Гирея и передачи ее Джанибеку.

Однако уже через год-два султан, видимо, стал понимать невыгодность и даже опасность сохранения тесных политических контактов Крыма с Большой Ордой. Дело в том, что властитель Большой Орды хан Ахмат только декларировал верность Порте, на деле же стремился возродить могущество Золотой Орды. Разумеется, дальнейшее усиление политической власти Ахмата, а следовательно, и его сына Джанибека все больше беспокоило султана, а вместе с ним и влиятельные круги крымских феодалов.

В 1478 году из Крыма был изгнан Джанибек. Менгли-Гирей вновь был освобожден из турецкого плена и в третий раз посажен на крымский престол.

Из книги Россия. Крым. История. автора Стариков Николай Викторович

От древних киммерийцев до Крымского ханства. Историческая справка Полуостров Крым имеет богатую историю. Однако далеко не каждый сегодня знает его историю до того, как он впервые стал частью России. Давайте перенесемся в древние времена, где кто-то, возможно, откроет для

Из книги Русь и Орда автора Широкорад Александр Борисович

Глава 16 Основание Крымского Ханства К началу XIII века население Крыма представляло собой коктейль из потомков десятков народов, в разное время появлявшихся на полуострове. Это были скифы, киммерийцы, готы, сарматы, греки, римляне, хазары и др.Были среди этих народов и

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 7. КРЫМ – УЛУС ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. ВЕНЕЦИЯ И ВЛАДЕНИЯ ГЕНУИ В КРЫМУ. СОЗДАНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА. XIII – XV века. Племена степняков-кочевников, называемых монголами, с I века расселились в Забайкалье и в Монголии севернее реки Керулен. Татарами назывался небольшой народ,

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Его захват татарами и основание Крымского ханства. Джанике-ханым В 1299 г. Ногай - золотоордынский эмир, правивший в Добрудже, направил для сбора дани в Крым своего внука Актаджи, который был убит генуэзцами в Кафе. В ответ на это Ногай обрушился со своим войском на Крым и

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 7. КРЫМ – УЛУС ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. ВЕНЕЦИЯ И ВЛАДЕНИЯ ГЕНУИ В КРЫМУ СОЗДАНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА. XIII–XV ВЕКА Племена степняков-кочевников, называемых монголами, с I века расселились в Забайкалье и в Монголии севернее реки Керулен. Татарами назывался небольшой народ,

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Трагедия на Ворскле. Примирение Литвы и Москвы. Поход Едигея на Москву. Отношения Василия I и Золотой Орды. Василий II и его борьба за великокняжеский стол. Ослепление Василия Косого. Улуг-Мухаммед и основание Казанского ханства. Пленение Василия II. Дмитрий Шемяка.

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИР И ЛИКВИДАЦИЯ КРЫМСКОГО ХАНСТВА После побед при Чесме и на нижнем Дунае в 1771 г. русская армия заняла все основные центры Крыма, а ее экспедиционный корпус успешно действовал в Грузии. Россия предлагала Османской империи мир, но та, поддерживаемая

Из книги Крымское ханство XIII-XV вв. автора Смирнов Василий Дмитриевич

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА ПОД ВЛАСТЬЮ ДИНАСТИИ ГЕРАЕВ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА НАД НИМ ОТТОМАНСКОЙ ПОРТЫ События крымско-татарской истории, достигнув наибольшего интереса в половине XV века, в эпоху образования самостоятельного татарского ханства,

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Образование Крымского ханства В обстановке политического кризиса некоему Хаджи Герею (Гирею) в начале 1430-х гг. удалось добиться поддержки от кланов Кунграт, Ширин, Барин и других, которые после упадка Сарая двинулись из континентальных районов на запад, в частности в

автора Дюличев Валерий Петрович

ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ГРАНИЦЫ КРЫМСКОГО ХАНСТВА Определение границ Крымского ханства - довольно сложный вопрос. Скорее всего оно не имело определенных границ со своими соседями. Об этом говорит русский историк В. Д. Смирнов, подчеркивая, что вопрос о территориальных границах Крымского

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КРЫМСКОГО ХАНСТВА Характерной чертой кочевого, в частности татарского феодализма было то, что отношения между феодалами и зависимыми от них народами долгое время существовали под внешней оболочкой родовых отношений.Еще в XVII и даже в XVIII

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА Татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар - аймаки, у ногайских - орды и колена), членившиеся на роды. Во главе родов, как уже

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

Золотая Орда в Крыму

Впервые татарские войска появляются на крымских землях в 1223 году, преследуя одну из половецких орд. Они дошли до Судака и овладели им, затем отошли обратно за перешеек. Затем еще неоднократно - в 1238, 1242, 1249 годах - татары совершают набеги на полуостров, пока не занимают его окончательно. И уже в середине XIII века Крым становится составной частью, улусом (родоплеменное территориальное объединение, подчиненное хану и управляемое его наместником; крупная административно- территориальная единица в Золотой Орде) Золотой Орды, гигантского государства, протянувшегося от Западной Сибири до устья Дуная.

Золотая Орда - монголо-татарское (?) феодальное государство, созданное в начале 1240-х годов ханом Батыем. В ее состав входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, степи от Волги до Дуная. Крым был отдельным улусом Золотой Орды. Все русские княжества находились в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Считается, что татаро-монгольское иго на русских территориях длилось 240 лет: с 1240 года (покорение монголами Киева) до 1480 года. Именно в 1480 году произошло так называемое «Стояние на Угре», когда великий князь Иван III отказался платить дань Орде, а монголо-татары не отважились силой восстановить свою власть. Столицами Золотой Орды были: первоначально Сарай-Вату, а с первой половины XIV века - Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV веке Золотая Орда распалась на ряд ханств: Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие ханства.

Все ближе и ближе новые хозяева Таврики приближаются к побережью, и вскоре возникает необходимость создания административного центра этой части золотоордынского государства. Первый наместник Золотой Орды в Крыму, кипчак Табук, которому поручено управление регионом и сбор податей с населения, местом своей резиденции выбирает долину реки Чурук-Су. Он оценил стратегическое месторасположение населенного пункта: на границе степи и гор, недалеко от моря, примерно на равном расстоянии между центрами черноморской торговли той поры - генуэзской Кафой и венецианской Солдайей. Новый город мог различными путями получать свою долю от торговых прибылей этих портов, вокруг него было расположено много деревенек, с которых тоже собиралась дань, а сразу за горной грядой Агармыш до самого горизонта тянулись степи, где можно было выпасать табуны коней - верных друзей и помощников татарского народа.

Кочевое скотоводство долгие годы было основным видом хозяйствования татар. Австрийский посол и Москве Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Крыму в начале XVI пока, писал, что татары «не остаются долго на одном месте... Стравили пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках». Такой уклад жизни крымские степные кочевники сохраняли долго: коневодство и овцеводство были их главными занятиями и в XVIII веке. К лошади татары относились с уважением, понимая ее роль в их жизни - это и транспорт, и помощник в хозяйстве, это и пища. В первую очередь, благодаря лошади, татаро-монгольская армия была необычайно быстрой и маневренной: свой молниеносный поход на Запад Чингисхан начал летом 1219 года, а уже через 4 года его конница появилась в Крыму - подобной скорости завоеваний история не знает.

Монгольский всадник, кроме лошади под седлом, имел еще от двух до четырех запасных лошадей: устала лошадь под воином - пересаживался на другую. Необычайная быстрота передвижения монгольской конницы позволяла сделать нападение внезапным, а наличие резервных лошадей создавало иллюзию огромнейшего войска: в глазах атакованных во весь горизонт. Очень часто, считая по этой причине сопротивление неосмысленным, многие без боя сдавались на милость монгольским завоевателям.

Крымские правители очень ценили породу своих лошадей, которые были хоть и невысокие, но быстрые, выносливые и удивительно сильные. Существовал даже запрет на продажу крымских лошадей с целью их дальнейшего выведения и размножения - конкурентов в этой отрасли экономики крымские ханы не желали создавать. О размахе коневодства в Крыму говорит тот факт, что в отдельные военные походы татары брали с собой до 300 тысяч лошадей.

Вторым по значимости видом деятельности татар в ту пору было овцеводство. Овцы давали молоко, мясо, из овчины шилась зимняя одежда. Особо ценилась выведенная в Крыму знаменитая курдючная порода овец, курдючный жир которых обладал целебными свойствами. Отары овец, как и конские табуны, были многотысячными и тоже требовали покрытых травой обширных степных площадей. Сами татарские правители, владевшие этими огромными стадами животных, вскоре предпочитают оседлый образ жизни, который позволял успешно развивать и другие отрасли экономики: земледелие, торговлю, ремесло. Удачное расположение своей резиденции позволяло этим правителям оперативно руководить и скотоводством.

В 1266 году новым хозяином Солхата становится татарский князь Оран-Тимур, племянник очередного властителя Золотой Орды Мангу-хана, сменившего на татарском престоле умершего хана Берке. В это время Солхат уже был столицей, что подтверждают данные нумизматики. Монеты, как правило, чеканились в столицах. Самая ранняя из известных «римских монет, находящихся сейчас в собрании Эрмитажа, относится к 665 году Хиджры, что соответствует 1266 году христианского летоисчисления. Хиджра (в переводе с арабского - «переселение») - переселение Мухаммеда и его приверженцев в 622 году из Мекки в Медину.

Переселение было вызвано преследованием будущего пророка в Мекке, неверием большинства жителей этого города в великую миссию Мухаммеда. В Медине его проповеди были услышаны и вскоре, заручившись поддержкой мединцев, Мухаммед снова возвращается в Мекку, чтобы очистить самое святое место арабов, Каабу, от идолов и превратить ее в мечеть Аллаха. При халифе Омаре (634-644) год Хиджры объявлен началом мусульманского летоисчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (Мухаррама), что соответствует 16 июля 622 года по григорианскому календарю.

Археологами в Старом Крыму находились монеты и более раннего чекана - 652 года Хиджры или 1254 года по европейскому календарю, но место чекана читается плохо. На других монетах картина обратная: отчетливо читается место изготовления монеты - «в городе Крым», но отсутствует дата чекана. Есть все основания считать, что солхатский монетный двор начинает свою деятельность одновременно, или чуть позже, с наделением города полномочиями краевой столицы. Это произошло в начале второй половины 13-го века. Именно с этого времени и начинается период наивысшего расцвета Старого Крыма, его золотой век, которым по праву гордятся сейчас жители этого неординарного города.

Постепенно город начинает расширяться, в нем строятся здания, самого различного назначения, чему обязывал не только статус административного центра полуострова, но и то обстоятельство, что Солхат стал важным, узловым пунктом международной торговли. Вскоре о Солхате начинают говорить уже с уважением. Упоминаемый выше знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута в 1332 году посетил шесть городов европейской части Золотой Орды и характеризует увиденный им Солхат как «город большой и красивый». Ему вторит арабский географ Умар ибн ал Варди: «Солхат - большой город, где имеются базары, мечети, гостиницы, бани». Некоторые из этих сооружений, в большинстве своем культового назначения, сохранились до наших дней. Появление этих памятников связано с тем, что в Крым начала проникать новая религия - ислам.

Ислам (в переводе с арабского - «покорность») - одна из трех мировых (наряду с буддизмом и христианством) религий, самая молодая из них. Ислам возник в 12 веке на территории Саудовской Аравии, где находятся самые святые места мусульман - Мекка и Медина. Главным проповедником этой религии считается последний и величайший среди всех пророков Аллаха Мухаммед.

Мусульмане считают, что ислам имеет Божественное происхождение и отрицают по этой причине утверждения, что пророк Мухаммед является основоположником их религии. Количество приверженцев ислама насчитывает около 1,2 млрд., человек по всему миру, большинство же мусульман живет в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В исламе существует два основных направления: суннизм и шиизм. 90% мусульман - сунниты. Основное разногласие между этими двумя направлениями - в правопреемственности тех, кто сменил Мухаммеда после его смерти.

Целенаправленно внедрением этой религии в Золотой Орде, в том числе и в Крыму, занимались миссионеры-арабы. Ислам пропагандировали послы египетских султанов, дружба с которыми была выгодна Золотой Орде. Купцы, ремесленники, художники, строители из уже мусульманских Бухары, Ургенча, Булгара, чьи товары и творчество были востребованы в Золотой Орде, прямо или косвенно способствовали распространению новой религии. До этого татары были язычниками, а степняки Золотой Орды поклонялись идолам, солнцу, луне и разным стихийным силам природы вплоть до 15 века. На их же исторической родине, в Монголии, в это время наиболее распространенной религией был буддизм. Убежденным последователем этой веры, по словам Марко Поло, был сам правитель Монгольской империи хан Хубилай (1215-1294).

В Крыму же ислам довольно быстро стал находить своих новых приверженцев среди татарского населения, а столица полуострова, Солхат, вскоре становится одним из важнейших центров новой религии в Золотой Орде: мечетей, дервишских монастырей, религиозных школ-медресе и в городе становится все больше. Экспедиция Государственного Эрмитажа, и сейчас исследующая средневековые памятники Старого Крыма, выявила интересную закономерность: большинство мечетей в городе построено вдоль торгового тракта Солдайя - Кафа, что дает основание полагать, что именно эта дорога была для Солхата градообразующей: город разрастался вдоль и вокруг этой главной для него магистрали.

В Солхате ислам прочно утвердился еще до того, как стал государственной религией Золотой орды. Именно отсюда и началось массовое распространение этой веры - сначала на север, а затем и на восток. И уже в правление хана Узбека ислам становится доминирующей религией Золотой Орды - хотя кочевые степные татары ещё длительное время оставались язычниками.

Некоторая часть татарского населения Крыма, вовлеченная в торговую жизнь приморских городов, сделала свой выбор в пользу христианства. Уже в 1270-х годах в греческой летописи Сугдаи (так греки в то время называли Судак) упоминаются татары-христиане. В других же местах, где завоеватели полуострова составляли большинство, ислам не знал конкуренции.

Новая религия способствовала росту и возвышению Солхата. Строительство культовых сооружений требовало немалого количества рабочих рук. Естественно, что новые жители нуждались и в коммунально-бытовом обустройстве. Город быстро расширялся, хорошел, приобретал типичный лоск, и уже в конце 13-го века он вполне соответствовал своему административному предназначению. Резиденция ханского наместника на полуострове теперь уже окружена укреплениями, в городе чеканится монета золотоордынских ханов.

В 13-14 веках Солхат жил активной торговой жизнью. В пору своего экономического расцвета по его улицам идут караваны с товарами, оставляя городской казне все больше золота. Город разрастается во все стороны, украшается богатыми храмами и дворцами знати, притягивает к себе множество людей. Изучив труды средневековых восточных авторов посетивших Солхат в ту пору, известный историк и нумизмат А. Л. Бертье-Делагард делает свой вывод: «Умеряя и приводя к благоразумным представлениям пышные фантазии восточных писателей, все же приходится город Крым, по крымскому масштабу, признать обширным и многолюдным».

Скорее всего, выводы этого умеренного в своих оценках, но склонного к преувеличениям, ученого наиболее близки к истине. Вряд ли можно серьезно воспринимать оценку историка 18 века Жозефа Дегиня «Крым - один из главнейших городов Азии, столь великий и пространный, что всадник едва ли мог на хорошем коне объехать его в половину дня... Здесь находились великолепные мечети и высшие училища, где преподавались всякие науки. Караваны из Хорезмии ходили в Крым без малейшей опасности, затрачивая три месяца на совершение этого пути... Жители Крыма торговлею приобретали огромные богатства».

Дегинь, живший на пять столетий позже описываемой им эпохи, тоже черпал сведения о Крыме-Солхате из трудов восточных авторов, побывавших тогда в крымских краях. Но, в отличие от А. Л. Бертье-Делагарда, он не смог критически оценить прочитанное, сравнить его с другими, более достоверными источниками. Остатки крепостных стен, дошедшие до нас планы города, сами размеры старокрымской долины, удобной для проживания, дают возможность даже сейчас сделать вывод о том, что Крым-Солхат не мо быть таким огромным. Но, даже будучи сверхобъективным, нужно признать, что для своего времени и для своего региона город был значительным и играл лидирующую роль в политической жизни и экономике полуострова. Более того, обширные торговые связи позволили Солхату оказывать серьезное воздействие на хозяйственное и культурное развитие регионов Северного Причерноморья, Кавказа и Поволжья. По этим же маршрутам из административного центра Крыма начал распространяться и ислам.

Быстро развивающийся и богатеющий город вскоре оказывается втянутым в жестокие политические битвы. В конце 13 века в Золотой Орде особый вес приобретает Ногай.

Ногай (?-1300) - татарский правитель. При хане Берке был темником - начальником войска. После его смерти стал одной из главных политических фигур в Золотой Орде, выдвигал на ханский престол своих ставленников. В конце 13 века, борясь за ханский престол, совершал грабительские набеги на Крым. В борьбе с ханом Тохтой потерпел поражение и был убит.

Стремясь стать первым лицом в Орде, он вступает в открытое военное противостояние с ханом Тохтой, захватывая все его владения, в том числе и столицу крымского улуса. Для сбора дани с крымских территорий Ногай отправляет туда своего внука Актаджу. Арабские историки сообщают, что Актаджа был убит в Кафе в 1298 году или 1299 году. Это убийство Ногай решил использовать как повод для грабительского набега на полуостров. Арабская летопись свидетельствует: Ногай «отправил в Крым огромное войско. Оно ограбило город, убило множество крымцев, взяло в плен находившихся там купцов мусульманских, аланских и франских [генуэзских], захватило имущество их...». Варварскому нападению подверглась и Сугдея (Судак), где войска Ногая вырезали жителей, ограбили и сожгли город.

В 1300 году происходит еще одно вооруженное столкновение между Ногаем и Тохтой, в ходе которого Ногай погибает. Хан Тохта возвращает себе прежние владения, в том числе и крымские.

После этих междоусобных потрясений жизнь в городе приходит в свой обычный ритм. Вскоре в жизни Золотой Орды наступают коренные изменения, связанные с победой в Сарае «мусульманской партии» и приходом к власти Узбек-хана. Новый хан утверждает в своем государстве новую религию - ислам, которая нуждается в своих культовых сооружениях.

Узбек (?-1342) - золотоордынский хан в 1313-1342 годах, временно укрепивший ханскую власть. Ввел ислам в качестве государственной религии. Проводил политику натравливания русских князей друг на друга и притеснения христиан. В его правление христиане были изгнаны из Сугдеи. В 1323 году папа Иоанн XXII посылал письмо хану Узбеку в защиту христиан.

Уже через год после прихода к власти хана Узбека, в 1314 году, в Солхате строится мечеть, являющаяся сейчас главной архитектурно-исторической достопримечательностью города, его своеобразной визитной карточкой. Надпись на портале мечети, в которой содержится восхваление «величайшего хана Мухаммеда Узбека», дала название и всему храму - мечеть Узбека.

При ставленнике хана Узбека в Солхате Тулук-Тимуре была утверждена прямая эксплуатация венецианской Солдайи. В первой половине 14 века, Солхат испытывает строительный бум, чему способствуют политическая стабильность в стране, экономический рост и внедрение новой религии. Кроме многочисленных мечетей и медресе, в городе на базе малозиатской архитектурной традиции сооружается немало общественных зданий. Реализация этой строительной программы осуществляется при непосредственном участии известного арабского архитектора Абдул-Азиз аль-Ирбили.

Вскоре в Золотой Орде начинается новый виток феодальных усобиц. Посменная политическая стабильность, которую удерживал хан Узбек, после его смерти нарушена.

К 15 веку былое величие Солхата уже явно меркнет. Начало упадка наблюдается уже при непосредственном преемнике Узбека хане Джанибеке, который развязал военные действия против соседней генуэзской Кафы. Дважды он осаждал этот город, в 1341 и 1348 годах, но так и не смог его покорить. В ходе второй осады, в 1348 году, в Крыму началась эпидемия чумы. Арабский автор, Эль Айни, так пишет об этих страшных днях: «Это был сильный мор, опустошивший страны и жилища. Погибло народу приблизительно две трети». От эпидемии пострадали все города и селения Крыма.

Не только Крым - вся Европа испытала на себе в 1348-1350 годах ужас этого бедствия: жертвами чумы стало 25 миллионов человек, примерно треть всего населения континента. Не зря эта эпидемия, самая страшная по своим размерам за всю историю Европы, получила названии «черная смерть». Интересен маршрут «черной смерти»: эпидемия началась около 1333 года в Китае во время голода, торговыми путями чума заносится в Индию, а затем и в Крым. Из Крыма на своих кораблях генуэзские купцы в 1348 году завезли чуму в южную Европу, откуда она очень быстро по торговым путям распространилась по всей Европе, Востоку и Северной Африке.

В 1360-х годах завершается война между извечными торговыми конкурентами, кафскими генуэзцами и венецианцами Солдайи. Война длившаяся 6 лет, прервала торговое двоевластие в черноморском регионе. Одержавшие победу генуэзцы с той поры и до прихода турок (1475г.) были практически безраздельными хозяевами в черноморской торговле. Овладев в 1365 году Солдайей и 18 селениями в округе, генуэзцы затем захватили все крымское побережье от Черкио (Керчь) до Чембало (Балаклава), основав во многих захваченных городах и селениях свои торговые фактории. Через эти фактории Кафа вела торговлю со всем остальным торговым миром.

Недружественный Кафе Солхат остался в стороне от этих торговых путей. Генуэзцы также изгнали из черноморской торговли греческих купцов а своего кафинского консула именовали «главой Кафы и всего Чёрного моря». Такой титул вполне соответствовал тогда своему содержанию Укреплению независимости Кафы и ее экономическому усилению способствовала победа Московского княжества в знаменитой Куликовской битве 8 сентября 1380 года.

Потерявшие свое могущество татары уже не могут вести отношения с генуэзцами с позиции силы. 28 ноября 1380 года в местности «Три источника» близ Солхата был заключен договор между Солхатом и Кафой, который подписали наместник хана Тохтамыша, солхатский правитель шейх Яркасс и представитель кафинского консула Показателен тон договора - если не унизительный, то заискивающий со стороны татар: в тексте прямо говорится, что цель ханского уполномоченного - «снискать дружбу и любовь» генуэзцев, которые названы кунаками.

Генуэзцы добились включения в договор пункта, по которому татары, ранее жившие в Кафе и имевшие там свою мечеть, теперь были обязаны жить только за пределами городских стен. Таким образом итальянцы хотели обезопасить себя от создания в их городе своеобразной «пятой колонны», кроме того, они показали своему соседу, кто из них в настоящее время обладает большей реальной силой.

Письменные свидетельства о городе той поры оставил Степанос, сын армянского переписчика книг Натера, живший в Сурхате (армянское имя города) в 14 веке. Он писал, что вторая половина 14 века выдалась очень трудной для местных жителей. В 1363 году князь - начальник города - окружил его рвом, разрушив при этом много жилых домов, надеясь обезопасить себя от начавшейся в Золотой Орде междоусобицы. В 1365 году этот князь сбежал из города, не выдержав нападения Мамая оставив местное население и искавших здесь убежище жителей сопредельных областей на попечение судьбы. По утверждению Степаноса, в 1368 году, спустя три года после взятия Сурхат-Крыма войсками Мамая, там царил «жуткий голод и погибло бессчетное и несметное число душ что и писать невозможно».

Да и в целом сама Золотая Орда постепенно теряет свое могущество, Наблюдаемая в конце 14 века постоянная междоусобная борьба за ханский престол - так называемый «период анархии», разгром на Куликовом поле, унизительное поражение в войне с Тамерланом - все это способствовало тому, что Золотая Орда бесповоротно превратилась во второстепенное государство.

Красивые места Крыма

В XIII в. население Крымского полуострова пережило серьезное потрясение, сыгравшее определяюшую роль в его дальнейшей истории. Наступил период хозяйственного и культурного упадка, вызванный монгольским завоеванием полуострова и превращением Таврики в одно из окраинных владений (улусов) Золотой Орды.

Первое вторжение монгольских армий в Таврику относится к 1223 г., когда отряды под командованием Джебе и Субедея совершили рейд по причерноморским степям. Пройдя весь полуостров с севера на юг, монголы направились к крупному и богатому Судаку. Взяв и разграбив город, монгольские отряды покинули полуостров, направившись в Центральную Азию. Если это был кратковременный набег, то настоящее нашествие на Крым монгольских полчищ под предводительством хана Батыя произошло в 1239 г. Жившие в степных районах кипчаки были разгромлены, города и поселки в предгорьях и на побережье полуострова сожжены, а часть населения рекрутирована в армию. Недоступными для монгольской конницы оказались лишь замки и небольшие крепости, расположенные в глубине горного массива. В 1242 г. монгольские отряды вернулись из Западной Европы в причерноморские степи, и Таврика превратилась в улус Золотой Орды.

В административном отношении положение полуострова было таким же, как и остальных частей Золотой Орды. Таврикой управлял улусный эмир (темник), получавший эту территорию от хана за службу в качестве временного феодального владения. Хан мог заменить улусного эмира, предоставив ему другое владение. Одним из наиболее известных правителей полуострова был темник Мамай, получивший его в качестве улуса при хане Бирдибеке. Именно в силу своего положения Мамай сумел заставить осторожных и осмотрительных генуэзцев принять участие в Куликовской битве. Улусному эмиру подчинялись более мелкие феодалы — тысячники, сотники и десятники, каждый их которых имел соответствующее владение с определенным количеством населения. Простые кочевники несли многочисленные хозяйственные повинности, выплачивали разнообразные налоги в ханскую казну и в случае войны должны были по приказу являться для службы в полном боевом вооружении.

Административным центром Крымского полуострова при монголах становится город Крым (ныне Старый Крым), основанный в конце 50-х гг. XIII в. В 1267 г. при золотоордынском хане Менгу-Тимуре здесь были отчеканены первые крымские монеты. На протяжении XIII—XIV вв. это был фактически единственный крупный город, расположенный в глубине материка, а не на побережье. С XIV в. название г. Крыма распространилось на весь полуостров, заменив прежнее наименование — Таврика.

Среди всех владений Золотой Орды Крымский улус выделялся тем, что здесь находилось несколько независимых от монголов небольших владений. Наиболее известным из них была генуэзская колония Кафа (Феодосия). До 60-х гг. XIII в. это был небольшой прибрежный поселок с греко-аланским и другим населением. В 1266 г. монголы разрешили генуэзцам основать здесь торговую колонию, которая быстро стала центром всех их владений в Северном Причерноморье. В середине XIV в. город обносится мощными стенами, сменившими деревянные ограждения. Отсюда вывозились в Западную Европу меха, кожи, шелка, дорогие ткани, восточные пряности, красители. Особую статью экспорта составляли рабы.

Другим независимым от монгольских властей городом был Судак. До расцвета Кафы он был одним из крупнейших центров международной торговли, где видную роль наряду с греческими играли и русские купцы. В 1365 г. генуэзцы захватили Судак, ликвидировав таким образом торгового конкурента, возвели здесь мощную крепость и превратили город в опорный военный пункт.

В юго-западной части Крыма находилось, как отмечалось выше, независимое владение Мангупа. Ему принадлежали два порта — Чембало (Балаклава) и Каламита (Инкерман). В середине XIV в. генуэзцы захватили Чембало, после чего под их контролем оказалось все крымское южнобережье. Несколько иной оказалась участь другого автономного феодального владения — г. Кырк-Ера. В 1299 г; он был разграблен войсками золотоордынского темника Ногая и пришел в упадок.

В XIII—XIV вв. Крымский полуостров довольно четко разделялся на две части. В северной, степной обитали кочевники, а в южной (приморской) находились города и поселки с оседлым населением и развитой сельскохозяйственной округой. В середине XIII в. вдоль южного крымского побережья было разбросано около 40 феодальных замков.

Крым являлся торговыми воротами Золотой Орды, чему немало способствовали генуэзские города-колонии. Именно сюда вели многие сухопутные караванные дороги, и здесь начинался морской путь в страны Ближнего Востока, Египет и Италию. Крупнейшая торговая артерия средневекового мира соединяла Крым с Дальним Востоком, откуда поставлялись многочисленные предметы роскоши. Сюда же стекались товары из Руси и Приуралья. Сухопутный торговый путь из Львова соединял Крым с Центральной Европой. Благодаря торговле быстро расцвел и центр улуса — г. Крым. Однако в XIV в. его роль транзитного и таможенного центра значительно падает в связи с появлением в устье Дона г. Азака. В нем обосновалась генуэзская фактория Тана, откуда по Азовскому морю можно было значительно быстрее попасть в Кафу.

Отношения итальянских городов-колоний с Золотой Ордой были нестабильными и нередко приводили к трагическим для генуэзцев последствиям. При этом не спасали подписанные с ханами договоры и мощные крепостные стены. Самый жестокий погром крымские города
пережили в 1299 г., когда войско Ногая сожгло Кафу, Судак, Керчь, Кырк-Ер, Херсон. В 1307 г. хан Токта вновь взял Кафу в отместку за продажу генуэзцам в рабство детей, захваченных в улусах Золотой Орды. В 1395 г. Кафу ограбил знаменитый среднеазиатский завоеватель Тимур, а в 1397 г.— золотоордынский временщик, темник Едигей. Однако генуэзцы, имевшие огромные выгоды от торговли, каждый раз вновь отстраивали
свои владения и даже расширяли их. В 1381 г. они заключили договор с ханом Тохтамышем, по которому все южное побережье полуострова передавалось в их полное владение.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988