Биография симонова краткое содержание. Константин Симонов - биография, фото, личная жизнь, жёны и дети поэта. Константин Симонов - биография

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.



Балакирев, Милий Алексеевич

Известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января 1868 г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" Глинки, которые были даны под управлением Б. и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера "Руслан и Людмила".

С осени 1867 г. до весны 1869 М. А. дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 г. вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения собственно русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др. В середине 70-х годов, М. А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б. взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А. Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения, окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случае, возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и устранит необходимость искать себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В придворной певческой капелле существует в настоящее время вполне самостоятельный оркестр.

Композиторская деятельность М. А. Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русския темы, из которых первая сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г. на открытие памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 г. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы (1867 г.); им же переложены для фортепиано в две руки: "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй части "La Fuite en Egypte" сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский", "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки.

Из вокальных сочиненийБ. большой популярностью пользуются романсы и песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком", "Наступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой", "Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является "Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен 40). Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.

{Брокгауз}

Балакирев, Милий Алексеевич

Композитор, пианист и дирижер. Род. 21 декабря 1836 в Нижнем Новгороде. Учился в Казанском университете. Игру на фп. изучал сначала дома у матери, затем в Москве. Много помогло музыкальному развитию юноши знакомство с Улыбышевым, автором известной книги о Моцарте; в молодые годы Б. подолгу живал в деревне Улыбышева, знакомясь с лучшими образцами западной музыки, заключавшимися в его богатой музыкальной библиотеке и при помощи его деревенского оркестра изучая инструментовку. Там же Б. близко познакомился с русской народной песнью и научился ценить ее, что также не осталось без влияния на его дальнейшую деятельность. Таким образом, своим музыкальным образованием (как в эту эпоху, так и позднее) Б. обязан прежде всего самому себе. В 1855 Б. переселился в Петербург, где выступил публично в качестве пианиста виртуоза и первыми своими сочинениями (оркестровой фантазией на русские темы и фортепианной - на трио из "Жизни за Царя") привел в восхищение Глинку, который называл его своим преемником. В конце 50-х и в 60-ые годы Б. сгруппировал вокруг себя кружок молодых русских композиторов (Кюи и Мусоргский, потом Римский-Корсаков и Бородин). Все четверо, как и сам Б., были главным образом автодидакты; вместе изучали они партитуры великих произведений, расширяли свой музыкальный горизонт и вырабатывали художественные идеалы, слагавшиеся, главным образом, под влиянием Глинки и Даргомыжского (последнего периода) - с одной стороны, и Шумана, Берлиоза, Листа - с другой; при этом Б., как наиболее богатый опытом и знаниями, являлся естественным главой и как бы руководителем кружка, имевшего столь важное значение в русской музыке. Кличка "могучая кучка", которою с легкой руки Серова насмешливо окрестили этот кружок, оказалась верной в своей первой части и неверной во второй, ибо эта "кучка" заняла позднее господствующее положение в русской музыке. И одна из главных заслуг Б. заключается в том, что он сумел дать толчок внутреннему музыкальному развитию членов кружка, не подавляя в то же время индивидуальности каждого из них (что выяснилось из их дальнейшей деятельности). Некоторое влияние имел Б. и на Чайковского, кое-какие сочинения которого написаны по мысли и даже по плану Б. (напр., "Ромео и Джульетта" и др.).В 1862 вместе с Ломакиным Б. основал в СПб. "Бесплатную музыкальную школу", концертами которой управляет с тех пор (за исключением 1874-1881). Концерты эти, процветавшие в 60-х годах, имели для своего времени большое музыкально-образовательное значение, ибо в них публика впервые знакомилась со многими произведениями, как русскими (членов кружка), так и иностранными, (особенно Берлиоза и Листа). В 1867-69 Б. дирижировал концертами И. Р. М. О., составляя программы в том же духе, как и в Бесплатной Музыкальной Школе, что и было причиной ухода его из И. Р. М. О. В 1883-95 Б. управлял (после Бахметева) придворной капеллой; он улучшил ее репертуар и исполнение и превратил ее в то же время в первоклассное музыкально-учебное заведение, подняв преподавание пения и теории музыки на должную высоту и введя прочно поставленные инструментальные классы. В 1867 Б. поставил "Руслана и Людмилу" в Праге (впервые за границей), а раньше "Жизнь за Царя" (там же). В 1894 по энергичной инициативе Б. поставлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), причем Б. там же (а затем и в Варшаве) исполнял публично его произведения. Сочинения Б. немногочисленны (он работает очень медленно), но отличаются крупными достоинствами: отсутствием общих мест, стройностью формы, блеском оркестра и вообще мастерством отделки. К лучшим из симфонических сочинений Б. относятся: музыка к "Королю Лиру" (1858-1861), симфоническая поэма "Тамара" (наброс. 1867, оконч. 1882), симфония C-dur (наброс. относ. к 60-м гг., оконч. 1897). Кроме того, для оркестра Б. написаны еще увертюры: "на три русские темы" (1858); "1000 лет", позже названная "Русь" (1862, по поводу 1000-летия России); чешская; испанская (1885, на темы, данные еще Глинкой). Фортепианные пьесы Б. также сыграли видную роль в развитии русской фортепианной литературы, до него лишенной выдающихся оригинальных произведений. В этом отношении особенно замечательна фантазия "Исламей" (1869) и транскрипции глинкинских сочинений ("Аррогонская Хота" и др.). Б. написал еще две серии романсов (1857 и 1896), из которых некоторые пользуются широким распространением. Выдающееся значение имел сборник русских народных песен (Нижегородской губ.), выпущенный Б. в 1866 и в некоторых отношениях послуживший образцом для последующих собирателей; своими научно-художественными достоинствами сборник этот даль сильный толчок серьезному изучению русской народной песни. В настоящее время Б. живет в СПб.

Балакирев, Милий Алексеевич

(1837-1910) - русский композитор, пианист, дирижер и муз.-общ. деятель, глава "могучей кучки ". Происходил из дворянской чиновничьей семьи, учился на физико-математическом факультете Казанского ун-та. В музыкальной работе Б. помогали его изумительная память и острый аналитический талант. В 1855 Б. переселился в Петербург, где обратил на себя внимание М. Глинки, как пианист и композитор. В конце 50-х и в 60-х гг. Б. собрал вокруг себя ряд крупнейших рус. музыкальных талантов - Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, - всецело подчинив их своему авторитету. Художественная идеология этой группы развилась под сильным влиянием народничества 60-х гг., с одной стороны, и смешанных влияний Глинки и Даргомыжского и новозападной музыки (Шуман, Берлиоз, Лист), с другой. Б. - в музыке самоучка - с первых же шагов занял позицию, враждебную зарождавшемуся в то время профессиональному академизму, оплотом которого был А. Рубинштейн. Проникнутый славянофильской идеологией, Б. сильно воздействовал на окружающих его музыкантов в смысле их стремления к музыкальной новизне для создания музыкального языка на основе народного мелоса. В 1862 Б., совместно с Р. Ломакиным (см.), основал "Бесплатную музыкальную школу", на концертах которой исполнялись произведения представителей новой рус. школы и излюбленных ею западных композиторов. Директором школы и дирижером ее концертов Б. был в 1862-74 и 1881-1905. В течение 1867-69 он дирижировал также симфоническими концертами Русского музыкального общества, а в 1883-94 был управляющим Придворной капеллой. Б. редактировал первое издание опер Глинки (совместно с Н. А. Римским-Корсаковым, А. Лядовым - 1878-82) и дирижировал этими операми в Праге (1867). В начале 70-х гг., под впечатлением глубоких личных разочарований, Б. совершенно отстранился от музыкальной жизни. - Черты дворянского реакционного мировоззрения, вообще свойственные Б., к этому времени усилились чрезвычайно. В середине 70-х гг. им овладевает религиозное настроение. В 1881 Б. возвращается к руководству концертами Бесплатной музыкальной школы (после отказа от директорства Римского-Корсакова). В последние два десятилетия своей жизни, замкнувшись в кругу немногих поклонников, Б. продолжал прерванную творческую деятельность, закончившуюся лишь за несколько лет до его смерти. Общее число написанных Б. композиций невелико. Работал он медленно, с большими перерывами, тщательно отделывая свои произведения. Сочинения Б. отличаются превосходным гармоническим письмом, четкостью формы, выразительной мелодикой (с уклоном в сторону музыкального Востока), но при всем том однообразны и не дают впечатления непосредственности переживания Им свойственна некоторая вялость и рассудочность. Главное значение Б. - в его влиянии на композиторов новой рус. школы, особенно Римского-Корсакова. Из произведений Б. наибольшей известностью пользуются симфоническая поэма "Тамара" (1867-82) и фантазия "Исламей" для фортепиано (1869) на темы грузинского кругового танца. Кроме того, Б. написаны две симфонии C-dur и D-moll, музыка к драме Шекспира "Король Лир" (1858-61), ряд увертюр; для фортепиано с оркестром - концерт Es-dur, для голоса - свыше 40 романсов, а также изданный в 1866 сборник рус. песен, давший толчок к изучению рус. народного музыкального творчества. Кроме того, перу Б. принадлежит фортепианная соната, ряд мелких фортепианных пьес и транскрипций (в том числе знаменитое переложение "Жаворонка" Глинки), несколько духовных песнопений, кантата в память Глинки (1906).

Лит.: Ляпунов, С. M., M. А. Балакирев, "Еженедельник ими. театров", 1910; Каратыгин, В., М. А. Балакирев, "Аполлон", 1910; Pимский-Коpсаков, Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, СПб, 1910; Тимофеев, Г., М. А. Балакирев. "Русская Мысль", 1908; Гродский, М. А. Балакирев, СПб, 1911; Стрельников, Н., М. А. Балакирев, П., 1922; Чернов, М. А. Балакирев, "Музыкальная Летопись", Л., 1926; Римский-Коpсаков, Н. А., Два Балакирева (там же); переписка Балакирева с Римским-Корсаковым, "Музыкальный Современник", 1915-17, с П. Чайковским ("Русская Мысль", 1909, отдельное издание С. М. Ляпунова, 1912), с В. В. Стасовым (отдельное издание - с примечаниями В. Каренина, П., 1917).

Е. Браудо.

Балакирев, Милий Алексеевич

(род. 2.I.1837 в Нижнем Новгороде, ум. 29.V.1910 в Петербурге) - рус. композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Первые уроки музыки получил у матери, в 1847 занимался в Москве у А. Дюбюка. В дальнейшем пополнял муз. знания отчасти самостоятельно, пользуясь поддержкой просвещенного любителя музыки, автора 3-томной биографии В. Моцарта нижегородского помещика А. Улыбышева (1794-1858), отчасти с помощью местного театрального дирижера и пианиста К. Эйзриха. В 1853-55 учился на математическом фак. Казанского университета, не оставляя муз. деятельности. В 1855 переехал в Петербург, посвятив себя музыке. В 1856 познакомился с М. Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 50-х гг. становится главой и рук. творческого объединения Могучая кучка. В 1862 совместно с Г. Ломакиным основал Бесплатную музыкальную школу. В 1860 совершил поездку по Волге для записи народных песен; начиная с 1862 предпринял аналогичные поездки на Кавказ. В 1866-67 посетил Прагу, где (впервые за рубежом) осуществил постановку оперы Глинки "Руслан и Людмила". В 1867-69 руководил симфоническими концертами Петербургского отд. Русского музыкального общества. В 1872 в результате творческого кризиса временно оставил муз. деятельность, вернувшись к ней лишь в 1881, когда вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу. В 1883-94 упр. придворной Певческой капеллой. Б. вошел в историю рус. музыки как преемник Глинки и продолжатель его традиций, создатель высокохудожественных произведений, вдохновитель и наставник содружества Могучая кучка, прославивший своим творчеством отечественное муз. искусство, борец за прогрессивную, демократическую муз. культуру, исследователь и знаток нар. песни.

Соч.: Кантата на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); 2 симфонии (1897, 1908); 3 увертюры, в т. ч. Увертюра на темы 3 рус. песен (1858), симф. поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882); музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); 2 концерта (включ. юношеский) для фп. с орк.; фантазия "Исламей" (1869) и др. пьесы для фп., 40 романсов, в их числе "Грузинская песня", "Песня золотой рыбки", "Обойми, поцелуй", "Песня разбойника", "Песня Селима", "Введи меня, о ночь" и др.; 2 сб. рус. нар. песен.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

    - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

    Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

    - (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Балакирев. Милий Балакирев … Википедия

    - (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

Есть люди, которые олицетворяли целую эпоху. Такой личностью являлся Милий Алексеевич Балакирев, который был одной из ключевых и влиятельных фигур в развитии русской классической музыки. Человек, без которого бы все знания о музыке выглядели и звучали совершенно иначе. Краткая биография Балакирева Милия Алексеевича будет представлена вашему вниманию далее.

Детские годы

В метрических книгах Вознесенской церкви Нижнего Новгорода за 1836 год имеется запись о рождении сына в семье титулярного советника Балакирева Алексея Константиновича. Через несколько дней Балакирев, вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной, в этой же церкви крестят мальчика и называют его Милием.

Мальчик получает классическое воспитание, присущее тому времени. В воскресное утро, а также праздничные дни в обязательном порядке вся семья посещала церковь. Мама Милия, Елизавета Ивановна, в комнате сына организовала уголок, в котором находились иконы. Мальчик очень гордился этой частью своей комнаты и проводил там много времени. Часто ребенок просто сидел в тишине и разглядывал образки.

Милий рос очень активным и любознательным ребенком. Ему не было и 6 лет, когда он начал интересоваться музыкой. Первым музыкальным инструментом, на котором он захотел научиться играть, стало фортепиано.

Елизавета Ивановна, увидев интерес сына к музыке, решается проверить его слух. Убедившись, что мальчик обладает абсолютным музыкальным слухом, она все свои силы направляет на развитие его музыкального таланта.

Первые годы обучения

Милий вместе с мамой отправляются в Москву на обучение. Удача им улыбается, ведь учит осваивать фортепиано мальчика сам Александр Дюбюка, один из известнейших педагогов и музыкантов того времени. Именно благодаря своему учителю, Милию удается очень быстро и виртуозно отполировать свою технику игры на музыкальном инструменте.

Через некоторое время мальчик возвращается домой в Нижний Новгород, но учебу не прекращает. Его наставником становится Карл Эйзерих, талантливый музыкант и дирижер. Под его началом проходят ежедневные уроки Милия.

В эти годы жизнь часто преподносит мальчику судьбоносные подарки. Один из них - знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, истинным любителем и настоящим ценителем музыки. Новый знакомый по достоинству оценил талант Балакирева. Милий становится частым гостем в доме Улыбышева, где собирается музыкальная элита города. Именно под влиянием этих кружков формируется внутренний мир и идейные взгляды юноши.

В конце 40 годов XX века, когда Милию было всего 13 лет, он поступает в Нижегородский дворянский институт. Обучение длится 4 года, а после окончания института юноша переезжает в Казань. В течение двух лет Милий слушает лекции в Казанском университете на математическом факультете. Именно тогда появляются ранние труды талантливого юноши, романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro.

К этому времени мать юноши, которая всегда была его главной поддержкой и опорой, несколько лет как скончалась. Отец же, вступив в новый брак, в котором родились новые дети, еле сводил концы с концами. Для того чтобы хоть как-то держаться на плаву, Милий давал музыкальные уроки.

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава "второго Глинки".

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя". Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

Балакирев и его ученики

Балакирев очень ответственно подошел к должности учителя в своей школе. Он мечтал о том, чтобы из стен его учреждения вышли десятки талантливых музыкантов, которые бы прославили его имя. Однако его учительство и наставничество носило крайне жесткий и авторитарный характер.

Первым из учеников, в котором Милий Алексеевич пытался воплотить свои амбиции, стал студент-химик Аполлон Гуссаковский. Юноша подавал большие надежды и готов был часы напролет заниматься музыкой. Балакирев многому обучил своего ученика, вложив в него много физических и моральных сил. Гуссаковский же после окончания института попрощался со своим наставником и уехал за границу. Больше они никогда не встречались.

Однако школа Балакирева получила популярность к тому времени. И молодые юноши толпами приходили на обучение. Среди учеников оказался офицер с Преображенского полка Модест Мусоргский. Знакомство с ним носило судьбоносное значение для Балакирева.

"Могучая кучка"

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название "Могучая кучка". По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью "Могучей кучки" было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе "балакиревской группировки". Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены "Могучей кучки" окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Музыкальная карьера Милия Алексеевича

После распада "Могучей кучки" Милий Алексеевич работал в ненавистном ему Императорском русском музыкальном обществе. Музыкант находится на вершине своей карьеры. Послушать именитого пианиста и дирижера приходит весь свет и элита Петербурга.

Однако радикальные взгляды на консерватизм в классической музыке, которую ему приходилось играть на концертах в этом заведении, поставили крест на его работе. Милий Алексеевич позволял себе в резкой форме высказываться в адрес руководства Императорского русского музыкального общества. Терпеть хамство дирижера никто не стал. После двух лет работы он был со скандалом уволен.

Балакирев остается один на один со своей музыкой. Дирижер возвращается к себе в Нижний Новгород и дает там концерт, на который приходит очень мало зрителей. Однако в это время он наконец-то заканчивает свою восточную фантазию "Исламей" на фортепиано. На тот момент только это произведение и несколько его увертюр были известны широкой публике.

Душевный кризис

Как свидетельствует биография Милия Балакирева, к 33 годам он изжил себя как музыкант. Он переживает тяжкий душевный кризис и пропадает из музыкального сообщества. Никто не знал, где он находится. Балакирев не поддерживал отношения ни с кем из друзей. Однако в узких кругах было известно, что музыкант поступил на государственную службу.

Он каждый день ходил на работу на товарную станцию Варшавской железной дороги. Его должность называлась чиновник магазинного управления. Он руководил складскими делами и грузовыми перевозками. На этой службе Балакирев, который в молодости был студентом математического факультета, быстро продвигается по службе.

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, знакомится с кадровиком Варшавской железной дороги Тертием Ивановичем Филипповым, который являлся человеком известным в высших кругах. Балакирева и Филиппова объединяют и сближают религиозные взгляды и вера. В это время музыкант, который переживает душевный кризис, даже думает об уходе в церковь.

Тертий Иванович, когда встал вопрос об укреплении придворной певческой капеллы, предлагает кандидатуру Милия Алексеевича. Благодаря его авторитету среди верховных чиновников, Балакирева приглашают на новую должность.

Работа в придворной певческой капелле

Как только Милий Алексеевич занял должность руководителя придворной певческой капеллы, своим помощником он назначил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был человеком дельным и настоящим профессионалом. На него Балакирев возложил все музыкальные дела, сам же поначалу занимался исключительно административными вопросами.

Существующее на сегодняшний день в Петербурге здание академической капеллы по адресу Мойка, 20 было построено благодаря стараниям Милия Алексеевича. Он показал себя как ответственный чиновник.

Балакирев сделал очень многое для придворной капеллы. Он добился того, что при ней создали школу, в которой ученики получали качественное певческое образование. Были созданы музыкальные классы, в которых обучали игре на инструментах. Это давало возможность ученикам после окончания школы остаться работать здесь же, в оркестре.

Римский-Корсаков, который занимался отбором талантливых музыкантов в оркестр, создал отличную команду талантливых профессионалов. Балакирев же не преподавал в капелле, а только управлял этим сложным механизмом. Он держал под контролем все: от кухни заведения до организации учебно-образовательного процесса. В таком режиме он проработал в течение 11 лет, выйдя в 1884 году в отставку в чине статского советника.

Музыкальное наследие Балакирева

Уйдя на пенсию, Балакирев больше не думал о финансовых проблемах. Он посвятил всего себя сочинению музыкальных произведений. Через 4 года после отставки Милий Алексеевич заканчивает Первую симфонию, которая обсуждалась и игралась довольно продолжительное время.

Балакирев умер в 1910 году, оставив небольшое музыкальное наследие. Среди основных шедевральных произведений Балакирева Милия Алексеевича можно отметить:

  • симфоническую поэму "Тамара";
  • фортепианную фантазию "Исламей";
  • музыку к трагедии "Король Лир"
  • фантазию на тему оперы "Иван Сусанин";
  • первую симфонию C-dur;
  • а также множество романсов и песен.

Незаконченные же произведения Милия Алексеевича после его смерти дорабатывали и дописывали его единомышленники и ученики.

Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю как один из первых критиков русской музыки. Его жизнь была чередой побед и неудач. Музыкант так и не создал семью, посвятив всего себя музыке. Помимо музыкальных достижений, Балакирев оставил свой след и как талантливейший чиновник и руководитель.