Сноуден поведал о внеземной. Сноуден предупреждает об инопланетянах! (1 фото). Неопознанные летающие объекты

ТИХАЯ ВОЙНА ЗА КОРОНУ

Несмотря на то, что до начала XXI века Одессой безраздельно правили кланы «бригадных», именуемых также «комсомольцами» или «спортсменами», в новом столетии властью над преступниками всех мастей постепенно завладели те, кому она изначально принадлежала - воры («ворами в законе» коронованных лидеров криминального мира называют лишь в кино и литературе - Авт.). В середине и конце 2000-х за Одессой «смотрели» единолично - сначала вор Малхаз, а затем Антимос. В 2010-2012 годах ситуация резко поменялась. После депортации Антимоса из Украины в Одессе не осталось единого «царя» всей преступности, а на криминальный трон начали претендовать (и претендуют до сих пор) уже два клана - Омара Бекаева по прозвищу Омар Уфимский и Миндии Горадзе по прозвищу Лавасоглы Батумский. У обоих воров есть и более короткие клички - Омара зовут «Дядей», а Миндию - «Хромым».

Интересно, что оба претендующих на криминальный трон «смотрящего по Одессе» влиятельных вора в городе сейчас отсутствуют. Омар Уфимский в 2013 году вышел на свободу в Одессе, где отбывал срок за хранение оружия, и тут же был депортирован в Россию. «Дядя» до сих пор находится в РФ за решеткой, пока идет следствие по его старым делам.

Второй - Миндия, он же Лавасоглы Батумский, он же «Хромой», был в 2015 году задержан в Молдове, откуда его депортировали в 2016-м в Грузию. Там «Хромой» подтвердил свой воровской титул и получил за это срок по известному грузинскому закону.

Как мы уже отмечали, отсутствие лидеров воровских кланов вовсе не мешает им руководить своими людьми дистанционно, в данном случае из тюремных камер. А помогают «Дяде» и «Хромому» в этом нелегком деле так называемые «положенцы» — представители интересов. От Омара Уфимского в Одессе положенцами числятся криминальные авторитеты Сергей «Беля», «Оганез» и «Анзор». При этом двое их них находятся в следственном изоляторе, что тоже не мешает им руководить работой нескольких десятков бригад домушников (квартирных воров), карманников и автоугонщиков.

Интересы воровского клана Лавасоглы Батумского в Одессе представляют положенец Ираклий Финский, а также авторитет Вова «Шушарик», который недавно освободился из заключения. Оба представителя «Хромого» руководят разветвленной сетью воришек и автоугонщиков. По информации «Думской» в полиции, оба конкурирующих воровских клана насчитывают до 100 «бойцов».

Стоит отметить, что воровские кланы заметно отличаются от уголовных одесских бригад образца 90-х. Они более разрознены, не столь централизованы и не отличаются жесткой дисциплиной, какая царила, скажем, в ОПГ «Бухгалтера». Для того, чтобы принадлежать к какому-либо клану, достаточно объявить о своем подчинении конкретному вору - Омару или Миндии. И платить от 10 до 20 процентов преступной выручки в «общак» — воровскую кассу.

Среди банд, подчиненных кланам, есть несколько «выездных» бригад грабителей, которые специализируются на разбойных нападениях в сельской местности. Жертвами их становятся в основном зажиточные фермеры. По информации «Думской», две особо дерзких группировки причисляющих себя к клану «Миндии», действуют на севере Одесской области и в Коминтерновском районе. Бригады бандитов состоят из уроженцев Одесской области и Молдовы.

Кланы Омара и Миндии конфликтуют друг с другом с 2011 года, когда впервые были обозначены претензии каждого на корону одесского «смотрящего», а по совместительству и хранителя одесского воровского общака. Стоит отметить, что Омар Уфимский присутствовал и наводил свои порядки в криминальном мире Одессы задолго до конкурента - Миндии. Последний приехал в наш город только в 2010 году, что не помешало ему сразу же заявить о претензиях на лидерство.

«Миндия начал предъявлять свои права в Одессе очень жестко. Мало того, что он сразу зарубился с Омаром, который тогда был в тюрьме, он еще и наехал на чехов (чеченские организованные преступные сообщества - Ред.). Он назвал себя единственным хранителем общака города и потребовал от всех без исключения сдавать долю в кассу. Чечены отбились от «Хромого», заявив, что они не в криминале и давно занимаются легальным бизнесом. А для убедительности вывели на стрелку с «Хромым» несколько десятков своих бойцов, вооруженных автоматами. Лавасоглы понял, что чеченцев ему «нагнуть» не удастся и наехал на другие команды», — рассказал на правах анонимности член одного из воровских кланов.

По словам нашего источника, Миндия дал добро на похищение одного из лидеров гагаузской группировки. Авторитета вывезли в багажнике, долго пытали и пытались выбить согласие на подчинение этнического сообщества клану Миндии. Однако упрямый потомок печенегов так и не сломался, потому был жестоко избит и… отпущен на свободу. Также представители воровского клана Миндии попытались взять «под крышу» одесских бизнесменов, традиционно плативших в общак Омара Уфимского, и здесь однако натолкнулись на жесткое сопротивление. В итоге в Одессе началась «тихая» война между воровскими кланами, отголоски которой иногда проскакивают в новостях. Например, перестрелка в баре под Татарбунарами 7 ноября 2015 года, когда был убит один человек и тяжело ранен другой, имеет прямое отношение к соперничеству Миндии и Омара.

«Выбывший» из большой игры за престол смотрящего по Одессе вор Антимос продолжает руководить своим бизнесом — грузовыми перевозками. Сидя в Стамбуле, Антимос иногда присылает для инспекции предприятий своего сына - Антимоса-младшего. Другой некогда влиятельный одесский вор - Валерий Шеремет по прозвищу Шарик — практически отошел от дел, серьезно заболев и потеряв сына.


НЕЙТРАЛЬНЫЕ

Помимо двух конкурирующих кланов, в Одессе присутствует еще несколько преступных группировок, которые, признавая власть воров, фактически ими не контролируются. Их специализация - кражи, угоны, разбои и грабежи. Например, на поселке Котовского действует ОПГ 47-летнего Мамуки Нариндашвили.

Титулом коронованного вора он не обладает, но давно стал настоящим королем домушников, карманников, грабителей и кидал Суворовского района Одессы. При этом сам криминальный авторитет уже год как приезжает домой лишь на один-два дня, предпочитая руководить своими людьми из Коблево Николаевской области.

Мамука действует на поселке Котовского с начала 1990-х. Начинал свою карьеру с обычного карманника, излюбленное место «работы» тогда было кафе «Жемчужина» на Марсельской.

Успешный криминальный бизнес был бы невозможен без взяток милиционерам. Со временем «дружба» с правоохранителями перешла даже в родство - ребенка Мамуки крестил один из сотрудников уголовного розыска Суворовского района.

В самом начале своей криминальной карьеры Мамука позиционировал себя как член клана вора Малхаза. Сейчас, однако, пытается лавировать между обоими лидерами криминального мира Одессы и даже платит в общак и тем, и тем.

Год назад из его группировки выделилась новая криминальная этническая бригада, состоящая из молодых уличных грабителей и домушников - азербайджанцев, выросших в Одессе. Эта бригада недавно засветилась в новостях, тяжело ранив на поселке Котовского участника АТО - бойца полка «Азов». После того случая почти всю группировку задержали, но недавно… снова выпустили.

Отколовшаяся бригада искала правды у положенцев Омара Уфимского, заявив, что они не признают авторитета Мамуки. И будут отныне работать самостоятельно, «отстегивая» долю в воровской общак.

Кроме группы Мамуки и «новой» молодежной этнической бригады, на поселке Котовского вполне успешно промышляет грабежами и квартирными кражами так называемая «дагестанская» группировка Эльдара по кличке Дагестанец.


НЕЗАВИСИМЫЕ

Криминальный мир Одессы «живет» не только кражами, грабежами и угонами. Отдельная «тема» — это торговля наркотиками. Этот бизнес давно освоило несколько этнических кланов. На протяжении многих лет одесские «смотрящие» добивались, чтобы с торговли зельем платилась доля в «общак», однако наркобароны так и остались по факту независимыми. И ограничились лишь нерегулярными поставками «товара» в тюрьмы. Первоначально торговцы наркотиками базировались на «Палермо» — в поселках Шевченко и Корсунцы. После разгрома этих центров милицией они перебросили «бизнес» на рынки Одессы, в частности Привоз. Сейчас самым мощным наркокланом Одессы руководят двое братьев — Кузя по кличке «Одноглазый» и Лала. Помимо торговли наркотиками, их люди занимаются разбоями на окраинах Одессы.

Также фактически независимы от обоих воров чеченские «команды» авторитетов «Исы» и «Халеда». Несмотря на то, что обе группировки контактируют с традиционными воровскими кланами, лидеры этих группировок предпочитают сохранять статус-кво, ограничиваясь по существу охраной позиций своего давно легализованного бизнеса - рынков, пассажирских и грузовых перевозок, а также серых схем контрабанды.

Независимым является и так называемый «гагаузский» (хотя, собственно, гагаузы в нем не составляют большинство) клан. Сообщество выходцев из юго-западных районов Одесской области традиционно занимается кражей дорогостоящих удобрений со складов агропредприятий, угонами сельскохозяйственной техники, грабежами фермеров, а также «черной» охраной, то есть «крышеванием» полулегальных автостоянок в Одессе и области. В «гагаузском» клане действует закон родственной поруки и молчания. А лидеры этого сообщества никогда не сотрудничали ни с полицией, ни с ворами.

Самые закрытые от постороннего взгляда криминальные сообщества - это этнические ОПГ вьетнамцев и китайцев. Справедливости ради стоит отметить, что они крайне редко преступают закон в отношении граждан других национальностей (за одним исключением: некоторые китайские бандиты избрали объектом преступных посягательств вьетнамских коммерсантов).

Также в Одессе сохраняются и реликты бурных 90-х - осколки некогда могущественных бригад. Однако бывшие лидеры бригад давно легализовали свой бизнес, а немногие выжившие в криминальных войнах «братки» стали бойцами служб безопасности на предприятиях своих шефов.

Надо сказать, что услугами боевиков криминальных группировок пользуются многие легальные и вполне солидные одесские бизнесмены. Дело в том, что воровские кланы с удовольствием принимают заказы на похищения, силовые «стрелки» и третейские суды в конфликтах «коммерсов». За это они получают немалые деньги, а воспользовавшиеся сомнительными услугами бизнесмены попадают на крючок воров. Отказаться в дальнейшем от «помощи» воров практически невозможно, так как информацию о том, что бизнесмен пошел на преступление, криминальные кланы хранят бережно. И в случае надобности используют как компромат.


НОВЫЕ РЕАЛИИ

С прошлого года криминогенная обстановка в Одессе особенно обострилась. Тревогу у правоохранителей вызывают непрекращающиеся попытки проникнуть в город со стороны все новых и новых так называемых «пиковых» воров. Так, 18 июня 2016 года из Одессы был насильно выдворен полицией в Грузию вор Давид Герлиани по кличке Сван. 23 июля в области задержали и отправили на родину Теймураза Чхетиани по произвищу Цруци. Ну а сегодня случилась история с Дрибным-Полтавой. Всего с начала года в наш город наведалось более десяти авторитетных и влиятельных воров из числа «пиковых». А ведь есть еще воры, которые сами не приезжают, но засылают сюда свои банды. Об одной из таких группировок мы уже писали. Восемь опытных грабителей, специализирующихся на кражах в элитных особняках, подчиняются коронованному авторитету по кличке Гули — Салифову Надиру Нариман-оглы, который отбывает пятнадцатилетний срок в азербайджанской тюрьме, что не мешает ему руководить из камеры своими «подчиненными».

Что это значит? Что в «тихую» войну воров Омара Уфимского и Миндии начали втягиваться новые участники. И последствия такого поворота могут быть вполне громкими.

На прошлой неделе стало известно, что одесский криминальный
авторитет, вор в законе Антимос Кухилава, депортированный в 2009 году в Грузию,
планирует вернуться в Южную Пальмиру. 20 мая Высший административный суд
Украины рассмотрит поданную им кассационную жалобу. В связи с этим редакция
«ОЖ» составила список наиболее известных одесских криминальных авторитетов
последнего двадцатилетия.


Виктор Куливар (Карабас)

Существует несколько легенд происхождения прозвища
«Карабас», которое носил известнейший одесский криминальный авторитет Виктор
Куливар. Одни говорят, что какое-то время он жил над магазином «Золотой
ключик», другие утверждают, что просто манипулировал людьми как сказочный
кукловод. Он не был вором в законе, от «коронации» отказался в конце 80-х,
однако, будучи «смотрящим» по Одессе, имел огромный авторитет не только в нашем
городе, но и по всему СНГ.

Смерть Карабаса от пуль киллера в 1997 году погрузила Одессу
в настоящий кровавый хаос.

Александр Ангерт (Ангел)

Один из немногих криминальных авторитетов из лихих 90-х,
оставшийся в живых. Уже к 25 годам на его счету было несколько громких
преступлений, в том числе и жестокое убийство с целью ограбления. Отсидев
десять лет из пятнадцати, в 1990 году он вернулся в родную Одессу, где стал
верным соратником Карабаса.

После убийства последнего превратился в самую значимую
фигуру криминальной Одессы, по сути, стал наследником империи Виктора Куливара.
Начал и победоносно довел до конца войну с другим криминальным авторитетом -
Георгием Стояновым. В сферу бизнес-интересов Ангела входили торговля,
строительство и нефть. Вором в законе не является.

В 2000-х годах эмигрировал в Великобританию, где и проживает
ныне.

Георгий Стоянов (Стоян)

Организованная преступная группировка (ОПГ) Георгия Стоянова
до 1997 года считалась вОдессе самой многочисленной и грозной. В нее входило
более ста человек.

После смерти Карабаса вел войну за передел сфер влияния с ОПГ Ангела. Люди Стояна практически все погибли, сам криминальный авторитет
бежал в США, однако в 2000-х вернулся в Одессу. В прошлом году Стоян снова
оказался под следствием за драку и убийство.


Валерий Шеремет (Шарик)

В отличие от тех же Карабаса, Ангела и Стояна, Валерий
Шеремет, по клич ке Шарик, является вором в законе. За его спиной семь «ходок».
В связи с этим Шеремет не участвовал ни в каких бандитских войнах. Вместо этого
Шарик контролировал одесских карманников.

В настоящее время он снова сидит за решеткой, правда, уже не в Украине, а в Германии. Там его арестовала местная полиция за участие в квартирных кражах.


Сергей Ершов (Кацап)

Судьба этого криминального авторитета наполнена особым
трагизмом. В 90-х его группировка была одной из самых влиятельных в городе,
однако конфликт с Александром Ангертом (Ангелом) очень быстро превратил Кацапа
из стрелка в мишень. На него были устроены несколько покушений, в результате
одного из них был убит охранник, а супруге Ершова оторвало ногу. После этого он
прекратил борьбу с Ангелом.

В настоящий момент проживает в городе, занимается бизнесом.

Антимос Кухилава (Антимос, Антик)

Один из самых влиятельных «законников» в Украине, которого
часто называют «главным вором». Правда, сам он это категорически отрицает,
отмечая, что у всех воров в законе права равные. Уроженец Абхазии, Антимос
является двоюродным внуком знаменитого Мелитона Кантарии, советского солдата,
который в 1945-м установил над Рейхстагом флаг Победы. Различные СМИ вменяют
Кухилаве контроль за наркоторговлей, однако доказательств этому нет. В прошлом
году был депортирован в Грузию, однако, по неподтвержденным данным, до нее не долетел. В настоящий момент через суд пытается вернуться в Одессу.

Кто есть кто?

«Вор в законе» - человек, имеющий судимости, большой
авторитет в блатной среде и прошедший обряд «коронации». Сам термин ворами в законе не используется, они предпочитают именовать себя просто ворами либо
законниками. Ранее блатной кодекс запрещал таким людям иметь много денег, семью
и детей и обязывал ходить в телогрейке.

«Смотрящий» либо «положенец» - криминальный авторитет,
контролирующий положение дел на вверенной ему территории. Не обязан быть вором
в законе.

ОПГ - организованная преступная группировка.

«Комсомольцы» - так «воры» называли «бандитов» – людей,
занимающихся криминалом, однако не живущим по воровскому закону.

«Законников» раз-два и обчелся

Вопреки сложившемуся мнению, Одесса, в отличие от того же
самого Львова, никогда не была чисто «воровским» городом. Большинство
криминальных авторитетов, действовавших здесь, - «комсомольцы». Что же касается
воров в законе, то их в Одессе всего двое - Шарик и Антимос. Оба в настоящий
момент проживают за пределами Украины.

Еще один вор в законе, настоящий динозавр воровского мира,
78-летний Алексей Слюсаренко, по кличке Дубина, несколько лет назад пришел в милицию и написал заявление, в котором отказался от своего титула.


Всеволод ГРИНЕВ.

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Природа хитра. Чтобы животный мир развивался гармонично, она придумала «санитаров леса», а именно, волков, избавляющих животный мир от слабых особей. Так вот одесситы то ли у природы чему-то научились, то ли сочли, что они не менее хитры, чем природа, и придумали своих санитаров, только «санитаров бизнеса», а если проще, без научных понтов - просто воров. В Одессе эту популяцию всегда считали полезной, неотъемлемой частью одесской жизни.

Благородные, но, увы, жулики

Чтобы не разбазаривать ценнейший генофонд одесского жулья, его надо было где-то заботливо хранить. И тогда по приказу Ланжерона военный комендант Одессы Томас Кобле призвал на помощь одного из лучших архитекторов города Франца Боффо. Боффо задачей проникся, даже воскликнул:
- Меня, чёрт побери, угораздило родиться не в том веке. С детства мечтал строить замки, а мне подсовывали заказы на всякие дворцы. Но уж теперь своего шанса я не упущу!
И Боффо построил в Одессе замок. А специфика заказа дала его творению конкретное название «Тюремный замок». Расположился он в очень престижном месте: там, где сегодня улица Лейтенанта Шмидта пересекается с Пантелеймоновской и Итальянским бульваром. Творение Боффо настолько понравилось одесситам, что площадь перед замком назвали Тюремной (да, Привокзальной она стала только в 1894 году, когда тюрьму перенесли на Люстдорфскую дорогу). Каждый третий одессит считал за честь провести от трёх до пяти лет в том замке, при этом чувствовал себя там (об этом даже пелось в песне), «как король на именинах».
Вор - профессия почётная и древняя, ещё в Десяти заповедях упомянутая. Но вы-то понимаете, что одесские мазурики, живя в колоритном городе, не могли не расцветить свою профессию одесскими красками.
Федька Бык, обладая слабым зрением, не стал красть у первого попавшегося лоха карманные часы, а просто увёл большие вокзальные часы. О том поведал В. Козачинский в повести «Зелёный фургон». Правда, вскоре Федька понял, что носить часы в кармане много удобнее, чем на своём горбу, уподобившись одесскому атланту, и, в конце концов, сбыл те часы за три галицийских талера какому-то иностранцу, но обмыть сделку ему так и не судилось, потому что через два часа в Одессе поменялась власть (шла Гражданская война), и за те три талера уже можно было купить только перезвон тех часов.
Если послушать рассказы знатоков одесской старины, в частности Р. Александрова, то нетривиальных воровских приёмов в Одессе уж было изобретено превеликое множество. К примеру, некие Фукс и Гладштейн прямо с утра как на работу являлись ко входу в канцелярию градоначальника Зеленого на Дерибасовской, 4, и предлагали всем посетителям оставлять у них портфели, саквояжи, кейсы, сидоры и сумки, чтобы, боже упаси, никто не подумал, что в них посетитель несёт градоначальнику взятку. И что интересно, все были уверены, что таково предписание начальства, решившего искоренить коррупцию. Даже сам градоначальник купился на это. И только много часов спустя, не найдя своего портфеля, а заодно и Фукса с Гладштейном на «рабочем» месте, его осенило: «С чего бы это я сам себе стал давать взятку?!». А ведь идея хороша и нисколько не устарела: сегодня ни суд, ни прокуратура пока не могут побороть коррупцию в Украине, а Фукс и Гладштейн в Одессе эту проблему решили элегантно и сразу.

В ногу со временем

Одесские воры всегда шли в ногу с техническим прогрессом. Например, стоило в мире появиться электричеству, а в Одессе появиться Бельгийскому электрическому обществу, установившему в домах электрические счётчики, как некий Моисей Халкелевич, выдавая себя за бельгийца (а что, Моисей Халкелевич - типично бельгийское имя), стал ходить по домам, снимать показания счётчика и тут же взимать плату. А если кто отказывался платить, он снимал и счётчик. Это был настоящий артист, работал только в перчатках, правда, резиновых, потому что Мося боялся в жизни двух вещей: тока и жены, которая била так, как току даже не снилось.
А сколько волнений вызвало появившееся в марте 1874 году в одесских газетах сообщение, что французский аэронавт капитан Бюннель взлетит на воздушном шаре с улицы Херсонской. Мужской пол закупал бинокли, женский пол запасал голубую краску для глаз под цвет одесского неба. Десять дней Одесса жила в жутком волнении: полетит или не полетит герой - полёт почему-то всё откладывался. Ажитация нарастала. Газеты надрывались: «Аэронавт-герой в Одессе!». Но напряжение одесситов не шло ни в какое сравнение с тем, с какой тревогой ждала полёта одесская братва - разве могли настоящие профессионалы упустить такое скопление народа. И праздник оправдал ожидания - карманники поработали в толпе, форточники пошуровали в опустевших квартирах, семь налётов, было совершенно на ювелирные магазины, ибо вся полиция была брошена контролировать торжество разума и взлёт человеческого духа.
Все газеты на следующий день вышли с броскими заголовками. Правда, градус ажиотажа был слегка снижен, ибо честная одесская пресса честно писала: «С прискорбием следует сообщить, что Бюннель, увы, не герой-аэронавт, он уже попался». Стали известны подробности, из-за чего откладывался полёт, - десять дней шёл торг между братвой и покорителем стихии, из какого процента стихия будет покорена? Какое счастье, что одесситов как раз это не волновало. А волновало, что один из первых полётов воздушного шара над Россией состоялся с улицы Херсонской, а за такое и кошелька не жалко. Удачный опыт с шаром был повторен 7 августа 1887 года во время солнечного затмения. Братве затмение понравилось даже больше - солнцу отстёгивать ничего не пришлось.

Профессор в законе

Надо ли говорить, что одесских воров отличала высокая культура и подлинная элегантность. Вам нужны доказательства - ради бога. Юной девушке, почти Красной Шапочке, случилось как-то ближе к полуночи возвращаться домой от бабушки. И вдруг трах-бах, сюрприз, прямо как в сказке: на ул. Успенской ей навстречу молодой, приятной наружности Волк, который очень галантно попросил снять каракулевую шубку. Но Шапочка, сама невинность, вымолвила: «Так я же простужуся!». И тогда кавалер-волк кликнул извозчика, довёз юную непосредственность по указанному ею адресу, проводил на указанный ему этаж и уже там помог снять каракулевую шубку, а заодно и браслетик - надо же было и извозчика не обидеть.
А какую музыкальность демонстрировала простая украинская семья Шопенко, где маму Клаву радовали семь сыновей. Не радовало Клаву только то, что за одним столом собрать их всех ей удавалось крайне редко - всякий раз кто-то из её любимцев сидел не за её столом, а в другом месте и ел не её фирменный борщ, а баланду, тоже, в принципе, фирменную. Но однажды всё же все собрались в родном доме (Соборная пл., 2, флигель во дворе, 2 этаж), и только вознамерились поднять чарку и закусит базарным сальцем, как этажом выше из квартиры соседа Могилевского, профессора-правоведа Новороссийского университета, зазвучала нечеловеческая музыка, извлекаемая из недр рояля женой профессора. Очень хотелось назвать звучащее ноктюрном почти однофамильца Шопенков Фредерика Шопена, но, увы, язык не поворачивался это сделать, потому что кусок базарного сала застрял в горле. Тем более, что в те минуты весь двор (Соборная пл., 2) обратил внимание, как что-то тяжёлое ворочается на втором этаже: то ли тяжёлые мысли в головах только что вышедших на свободу братьев Шопенко, то ли то ворочался в гробу их почти однофамилец Шопен.
А вскоре профессор-законник отбыл с женой на курорт в Карловы-Вары. Дни его пребывания там ничем не были омрачены, а вот момент прибытия семьи назад как раз был омрачён: в потолке гостиной наблюдалась дыра на чердак, в точности повторяющая контуры рояля. И как профессор не крутил головой, рояль в гостиной не наблюдался. Похищение рояля через потолок долго обсуждалось в Одессе, но никем не осуждалось - Шопена в Одессе любили больше, чем музыкальность мадам Могилевской. Полиция следствие вела вяло, постоянно перечитывая записку, оставленную похитителями: «Это тебе за Шопена, артистка занюханная!».
Да уж, восьмую заповедь в Одессе хранили трепетно, но нарушали регулярно. И время мало что изменило. Остаётся вздыхать, причитать, но лучше цитировать классику, к примеру, не устаревающего Михаила Зощенко: «Что-то, граждане, воров нынче развелось. Кругом прут без разбора. Человека сейчас прямо не найти, у которого ничего не спёрли». И это Зощенко ещё в одесских маршрутках не ездил.

Воры в законе — это специфическое для СССР (в дальнейшем для России и стран СНГ) преступное объединение, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике, образовавшееся в 30-х годах XX века и характеризующееся наличием жёсткого кодекса криминальных традиций, а также исключительным уровнем закрытости и конспиративности. На уголовном жаргоне словом вор без уточнений обычно называется только вор в законе, а не любой совершивший кражу, как в литературном языке. Вор в законе трактуется как «представитель элиты преступного мира, хранитель преступных традиций».

В 1960-х власть взялась за жестокую ломку арестантского и воровского мира. В начале 1970-х воры провели глубокую реформу своей системы, результатом которой стало появление «общака» и рэкета цеховиков с установленной «десятиной». Деньги воровского мира пошли на поддержание зон, что привлекало в него «мужиков».

Воры становились 4-й властью в СССР.

Появление воров в законе относится к началу 1930-х годов, когда жёсткими репрессивными мерами была подавлена активность политической оппозиции и была усилена борьба с общеуголовной преступностью, которая возросла в связи с коллективизацией и последовавшим за ней голодом. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России.

Воров в законе связывал особый кодекс поведения, обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений.

В 1940-х годах эти традиции в конце концов привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из «воров в законе» ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной Армии, чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые «суки»). После победы над Германией они вернулись в лагеря, где между ними и «законниками», не отступившими от традиций преступной среды началась так называемая «сучья война», в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери.

К середине 1950-х после продолжительных «ссучьих войн» и восстаний в лагерях на зонах СССР установился относительно мирный и либеральный режим. Однако это время продлилось недолго, и уже в начале 1960-х власть снова взялась за ужесточение режима в тюрьмах. Началом ломки послужило Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах союзных республик от 3 апреля 1961 года. Цель перед «тюремщиками» была поставлена достаточно ясная. Прежде всего – по возможности дифференцировать осуждённых, развести их по разным режимам в зависимости от тяжести преступления и профессионального уголовного стажа. Таким образом власть пыталась свести на нет влияние «воров» и их «идей» на основной контингент арестантов, искоренить арестантские «законы», «правила» и «понятия». «Законченные» «урки» должны сидеть в «своих» колониях и лагерях, «первоходы» – в своих. При этом и для впервые осужденных вводились режимы разной строгости – в зависимости от тяжести преступления: для «тяжеловесов» создавались отдельные колонии усиленного режима.

Было решено, что пора кончать с неоправданным «либерализмом» в отношении лиц, отбывающих наказание «за колючкой». В тюрьме должно быть тяжело и страшно! Пусть тот, кто её прошёл, будет вспоминать о ней с ужасом и другим закажет туда попадать. В результате осуждённые лишились многих льгот, завоёванных ими в буквальном смысле кровью в 1950-х. Вместо этого были введены драконовские ограничения – в том числе на переписку с родными, на получение посылок и передач, на приобретение в магазинах колоний продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещалось ношение «вольной» одежды и т.д.

Малолетним преступникам, например, разрешалось не более 6-ти посылок-передач в год, а взрослым, в зависимости от режима, от 1-й до 3-х передач. При этом вес посылки или передачи не должен был превышать 3-х килограммов. Мясо, мясные изделия, шоколад, цитрусовые и пр. были категорически запрещены к передаче арестантам. Да к тому же право даже на такую жалкую передачу осуждённый получал не ранее чем после отбытия половины срока. В тюрьмах передачи и вовсе были запрещены.

То же самое и со свиданиями. Взрослым арестантам, в зависимости от вида режима, предоставлялось от 2-х до 5-ти свиданий (длительных и краткосрочных) в год. В тюрьмах «сидельцы» были лишены и этого. При этом администрация имела право за «нарушения режима» вовсе лишать зэка передач и свиданий…

Но не это главное. «Мужик» «пахал» и при новом режиме. Однако теперь он должен был изыскивать возможности «вертеться», добывать своим трудом пропитание в обход официальных правил (лагерный «ларёк» позволялся раз в месяц, в нём можно было «отовариться» на 5-7 рублей)

Тут-то и протягивали руку помощи «чёрные», лагерная «братва». Стали расцветать нелегальные арестантские кассы взаимопомощи под контролем «воров» – так называемые «общаки». Налаживались через подкупленных работников колоний нелегальные «дороги» на волю, по которым потекло в «зоны» всё то, что строжайше было запрещено: колбаса, шоколад, чай, деньги, водка, наркотики. Конечно, за баснословные цены – но «за колючкой» было всё. И только благодаря «воровскому братству». «Мужик» резко колыхнулся в сторону «законников». Тем более что теперь «честные воры» и их подручные на первое место стали выдвигать идеи «защиты справедливости», «братства честных арестантов», во главе которого стоят «честные воры».

Несмотря на всю стойкость и волевые качества лидеров «воровского ордена», «законники» вынуждены были считаться с невесёлыми реалиями, сложившимися в местах лишения свободы. «Ментовскому беспределу» и невиданному «прессу» необходимо было что-то противопоставить, чтобы «братство» «воров в законе» не только удержало, но и укрепило власть и в «зонах», и на воле.

Идеологом таких перемен стал «вор в законе» Черкас, в миру Анатолий Павлович Черкасов. Черкас принадлежал к новому поколению «законных воров», многие из которых прошли обряд «крещения» в начале 60-х во Владимирской тюрьме строгого режима. «Вором» Черкас стал в зрелом возрасте. И уже при «коронации» заведомо нарушил «кодекс чести» «законника». Он скрыл, что во время Великой Отечественной был награждён за храбрость и мужество двумя орденами Славы.

Анатолий Черкасов предложил внести несколько серьёзных изменений в «воровские законы». Прежде всего, отменить обязательное правило, согласно которому «честный вор» обязан был долго не задерживаться на свободе и раз в несколько лет «чалиться» «за колючкой» (настоящий «законник» также и умереть должен был не где-нибудь, а на тюремных нарах). Наоборот, заявлял Черкас, необходимо сохранить «цвет» «воровского братства», чтобы укреплять влияние «законников» в уголовном сообществе. И, конечно, в местах лишения свободы. Но в «зонах» разумнее проводить свою политику преимущественно через «положенцев» и «смотрящих» – доверенных лиц «воровского мира» из числа особо авторитетных «жуликов» (самая высокая «масть» в преступном мире, следующая сразу за «вором»; к середине 70-х их стали называть также «козырными фраерами»).

Отсюда вытекало следующее предложение Черкаса. Поскольку власти ужесточили карательную политику в отношении уголовников, он предложил в основном «бомбить» тех «клиентов», которые не станут обращаться за помощью в правоохранительные органы – прежде всего подпольных предпринимателей-«цеховиков», наркодельцов и даже сутенёров. При этом соблюдая «справедливость», то есть не доводя людей до отчаяния, когда они могут кинуться искать защиты у милиции, несмотря на угрозу собственной свободе. Другими словами, «идеолог» предлагал заниматься обыкновенным рэкетом, заставляя подпольных предпринимателей делиться «по-честному» неправедно нажитым добром.

Наконец, особую значимость в новых условиях приобретало третье предложение Черкаса. Раз «менты» пытаются сломить «воров» при помощи подписок, требуя письменного отказа от преступной деятельности, применяя для этого физическое воздействие и стремясь раздавить непокорных, то разумнее всего идти им навстречу и давать такие подписки! Ведь ещё в старом «законе» существовала норма о том, что слово, данное «фраеру» или «менту», ничего не стоит! «Законник» даже освобождался от чувства благодарности к какому-нибудь «штемпу», пусть тот и оказал ему важную услугу (вплоть до спасения жизни).

В завершение Черкас предложил использовать в своих целях высокопоставленных чиновников и даже работников правоохранительных органов, покупая их услуги и обеспечивая этим себе надёжное прикрытие – «крышу».

В начале 70-х годов в Киеве на многочисленной «сходке» «воров в законе» все эти изменения были возведены в норму «закона». Этот «представительный форум» открывал очередную главу в развитии «воровского движения» – рождение «новых воров», с новыми принципами, методами руководства, приёмами борьбы против недругов, жизненным укладом и «моралью».

Весь период 70-х годов в уголовном мире проходит под знаком уверенного возрождения и укрепления власти и идеологии «воров в законе». Новая тактика приносит свои результаты. Благодаря «обжималовке» подпольных бизнесменов и им подобных преступников наполняются «общаки». «Законники» благополучно гуляют на свободе и осуществляют «идейное» руководство криминальным и арестантским сообществом, при этом не подвергая себя риску ни в малейшей степени.

Правда, поначалу уголовное «братство», следуя рекомендациям Черкаса, с такой неукротимой энергией бросилось «обжимать деловых», грабить «подпольных миллионеров», что последние были вынуждены вырабатывать адекватные меры. «Цеховики» стали обрастать телохранителями и собственными группами «боевиков» для защиты своей безопасности и безопасности своего бизнеса. Запахло большой кровью.

И тут «воры» в очередной раз оказались на высоте. Они собрали в 1979 году в Кисловодске представительную «сходку», на которую впервые в истории «воровского движения» были приглашены представители противоположной стороны – «цеховики». После долгих и продолжительных обсуждений непростого вопроса о мире и взаимопонимании стороны в конце концов постановили: теневые предприниматели обязаны выплачивать представителям «цивилизованного рэкета» «десятину» - 10% своих «левых» доходов. Уголовная «крыша», со своей стороны, обеспечивала им защиту от «залётных» бандитов и мелких хулиганов.

«За колючкой» дела тоже относительно нормализовались. Оказываясь в местах лишения свободы и попадая под «ментовскую ломку», «воры» в критических ситуациях давали подписки, уверяя лагерное начальство, что с преступным прошлым будет навсегда покончено.

К этому времени в местах лишения свободы уже неплохо отлажена теневая система лагерной жизни. Основу составляет мощная производственная база колоний и лагерей. «Мужик», работавший на производстве колонии, мог заработать неплохие деньги – даже с учётом явно заниженных расценок, официально отбираемой «хозяйской половины» (половина заработка просто вычиталась в бюджет) и всех остальных вычетов (за содержание в колонии, погашение иска, алименты и пр.). Но использовать эти деньги он не мог: они просто накапливались на его лицевом счёте, откуда арестант имел право потратить в месяц мизерную сумму на приобретение товаров в «ларьке» (до пяти рублей в месяц) или переслать эти деньги своей семье.

Фактически такая помощь была легальным способом обналичивания заработанных денег. Этим пользовались «чёрные». Они помогали арестантам, переславшим суммы на волю, «перегнать» необходимую часть этих денег обратно в «зону». Разумеется, не безвозмездно. Проценты от таких операций шли «на общак», который, в свою очередь, делился на «зоновский» (для нужд арестантов и, в первую очередь, поддержки «братвы» в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа) и «воровской» (для поддержки лидеров уголовного мира на свободе).

Привлечению «мужиков» в свои ряды, а также привлекательности новой воровской системы способствовало ещё одно из нововведений «реформы Черкаса» – это почти полная отмена «прописки» в камерах и на зоне, а также системы «опущенных».

Так, в середине 70-х была запрещена процедура так называемых камерных «прописок», когда новички подвергались издевательствам, всевозможным «проверкам на вшивость» при помощи «игр» и «загадок». Тот, кто не проходил «подписку», мог перейти в разряд изгоев или просто получал свои порции побоев (затрещины, удары тяжёлыми арестантскими ботинками, мокрым полотенцем и т.д.). К концу 70-х «прописка» существовала только в основном среди «малолеток». Но и здесь «крёстные отцы» преступного мира решительным образом её искореняли. Ведь раскол в арестантском сообществе, увеличение числа униженных, озлобленных зэков было на руку «ментам», которые потом использовали эту недовольную массу против «отрицалов».

(Кстати, это видно и на более позднем (в 1980-е) примере самой жестокой тюрьмы СССР – «Белого лебедя», где в хозяйственной обслуге и активе состояли именно «обиженные»).

В начале 80-х годов «на продоле» (в межкамерном коридоре) ростовского следственного изолятора №1 было выжжено на стене следующее: «Пацаны! Решением воровской сходки (указывалось место и время сходки) прописки в камерах запрещены. Каждая «хата» отвечает за кровь». (Сами сотрудники СИЗО не стирали эту надпись, поскольку она служила стабилизации обстановки в камерах, снижению количества конфликтных ситуаций).

То же самое и в отношении «обиженных». Сам «воровской мир» теперь был настроен резко отрицательно к процедуре так называемого «опетушения» - то есть изнасилования осуждённых за какие-то провинности. В «правильных хатах» (камерах под контролем «братвы», воровских «смотрящих») за подобную попытку можно было серьёзно ответить. Во многих воровских «прогонах» тех лет читаем: «Мужики! Прекратите плодить «обиженных»! «Менты» после используют их против вас».

В «зонах» «воровской мир» тоже всячески пытался пресечь беспредел и «обжималовку», наказывать за лагерные грабежи. «Элита» стремилась сделать так, чтобы «мужик» сам нёс ей необходимое и был её союзником (к примеру, в лагерных восстаниях, которые начали возникать в 1970-е).

Советский режим не мог не отреагировать на усиление «воровской системы», превращения её в параллельную ветвь власти. В начале 1980-х, с появлением тюрьмы «Белый лебедь», начинается новая «ломка» «воров». Об этой странице воровского мира Блог Толкователя расскажет позже.

Вот тут как утверждается полный список воров в законе — . А вот еще такая любопытная табличка:

источники:

(Цитаты: Александр Сидоров («Фима Жиганец»), «Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России», изд-во МарТ, 1999)

(Фото – воры в законы с сайта

Воры Одессы

Природа хитра. Чтобы животный мир развивался гармонично, она придумала «санитаров леса», а именно, волков, избавляющих животный мир от слабых особей. Так вот одесситы то ли у природы чему-то научились, то ли сочли, что они не менее хитры, чем природа, и придумали своих санитаров, только «санитаров бизнеса», а если проще, без научных “понтов” - просто воров. В Одессе эту популяцию всегда считали полезной, неотъемлемой частью одесской жизни…

Благородные, но, увы, жулики

Чтобы не разбазаривать ценнейший генофонд одесского жулья, его надо было где-то заботливо хранить. И тогда по приказу Ланжерона военный комендант Одессы Томас Кобле призвал на помощь одного из лучших архитекторов города Франца Боффо. Боффо задачей проникся, даже воскликнул:

Меня, чёрт побери, угораздило родиться не в том веке. С детства мечтал строить замки, а мне подсовывали заказы на всякие дворцы. Но уж теперь своего шанса я не упущу!

И Боффо построил в Одессе замок. А специфика заказа дала его творению конкретное название «Тюремный замок». Расположился он в очень престижном месте: там, где сегодня улица Лейтенанта Шмидта пересекается с Пантелеймоновской и Итальянским бульваром.

Творение Боффо настолько понравилось одесситам, что площадь перед замком назвали Тюремной (да, Привокзальной она стала только в 1894 году, когда тюрьму перенесли на Люстдорфскую дорогу). Каждый третий одессит считал за честь провести от трёх до пяти лет в том замке, при этом чувствовал себя там (об этом даже пелось в песне), «как король на именинах».

Вор - профессия почётная и древняя, ещё в Десяти заповедях упомянутая. Но вы-то понимаете, что одесские мазурики, живя в колоритном городе, не могли не расцветить свою профессию одесскими красками.

Федька Бык, обладая слабым зрением, не стал красть у первого попавшегося лоха карманные часы, а просто увёл большие вокзальные часы. О том поведал В. Козачинский в повести «Зелёный фургон».

Правда, вскоре Федька понял, что носить часы в кармане много удобнее, чем на своём горбу, уподобившись одесскому атланту, и, в конце концов, сбыл те часы за три галицийских талера какому-то иностранцу, но обмыть сделку ему так и не судилось, потому что через два часа в Одессе поменялась власть (шла Гражданская война), и за те три талера уже можно было купить только перезвон тех часов.

Если послушать рассказы знатоков одесской старины, в частности Р. Александрова, то нетривиальных воровских приёмов в Одессе уж было изобретено превеликое множество.

К примеру, некие Фукс и Гладштейн прямо с утра как на работу являлись ко входу в канцелярию градоначальника Зеленого на Дерибасовской, 4, и предлагали всем посетителям оставлять у них портфели, саквояжи, кейсы, сидоры и сумки, чтобы, боже упаси, никто не подумал, что в них посетитель несёт градоначальнику взятку. И что интересно, все были уверены, что таково предписание начальства, решившего искоренить коррупцию.

Даже сам градоначальник купился на это. И только много часов спустя, не найдя своего портфеля, а заодно и Фукса с Гладштейном на «рабочем» месте, его осенило: «С чего бы это я сам себе стал давать взятку?!». А ведь идея хороша и нисколько не устарела: сегодня ни суд, ни прокуратура пока не могут побороть коррупцию в Украине, а Фукс и Гладштейн в Одессе эту проблему решили элегантно и сразу.

В ногу со временем

Одесские воры всегда шли в ногу с техническим прогрессом. Например, стоило в мире появиться электричеству, а в Одессе появиться Бельгийскому электрическому обществу, установившему в домах электрические счётчики, как некий Моисей Халкелевич, выдавая себя за бельгийца (а что, Моисей Халкелевич - типично бельгийское имя), стал ходить по домам, снимать показания счётчика и тут же взимать плату. А если кто отказывался платить, он снимал и счётчик.

Это был настоящий артист, работал только в перчатках, правда, резиновых, потому что Мося боялся в жизни двух вещей: тока и жены, которая била так, как току даже не снилось.

А сколько волнений вызвало появившееся в марте 1874 году в одесских газетах сообщение, что французский аэронавт капитан Бюннель взлетит на воздушном шаре с улицы Херсонской. Мужской пол закупал бинокли, женский пол запасал голубую краску для глаз под цвет одесского неба. Десять дней Одесса жила в жутком волнении: полетит или не полетит герой - полёт почему-то всё откладывался. Ажитация нарастала.

Газеты надрывались: «Аэронавт-герой в Одессе!». Но напряжение одесситов не шло ни в какое сравнение с тем, с какой тревогой ждала полёта одесская братва - разве могли настоящие профессионалы упустить такое скопление народа.

И праздник оправдал ожидания - карманники поработали в толпе, форточники пошуровали в опустевших квартирах, семь налётов, было совершенно на ювелирные магазины, ибо вся полиция была брошена контролировать торжество разума и взлёт человеческого духа.

Все газеты на следующий день вышли с броскими заголовками. Правда, градус ажиотажа был слегка снижен, ибо честная одесская пресса честно писала: «С прискорбием следует сообщить, что Бюннель, увы, не герой-аэронавт, он уже попался».

Стали известны подробности, из-за чего откладывался полёт, - десять дней шёл торг между братвой и покорителем стихии, из какого процента стихия будет покорена? Какое счастье, что одесситов как раз это не волновало. А волновало, что один из первых полётов воздушного шара над Россией состоялся с улицы Херсонской, а за такое и кошелька не жалко.

Удачный опыт с шаром был повторен 7 августа 1887 года во время солнечного затмения. Братве затмение понравилось даже больше - солнцу отстёгивать ничего не пришлось.

Профессор в законе

Надо ли говорить, что одесских воров отличала высокая культура и подлинная элегантность. Вам нужны доказательства - ради бога. Юной девушке, почти Красной Шапочке, случилось как-то ближе к полуночи возвращаться домой от бабушки. И вдруг трах-бах, сюрприз, прямо как в сказке: на ул. Успенской ей навстречу молодой, приятной наружности Волк, который очень галантно попросил снять каракулевую шубку.

Но Шапочка, сама невинность, вымолвила: «Так я же простужуся!». И тогда кавалер-волк кликнул извозчика, довёз юную непосредственность по указанному ею адресу, проводил на указанный ему этаж и уже там помог снять каракулевую шубку, а заодно и браслетик - надо же было и извозчика не обидеть.

А какую музыкальность демонстрировала простая украинская семья Шопенко, где маму Клаву радовали семь сыновей. Не радовало Клаву только то, что за одним столом собрать их всех ей удавалось крайне редко - всякий раз кто-то из её любимцев сидел не за её столом, а в другом месте и ел не её фирменный борщ, а баланду, тоже, в принципе, фирменную.

Но однажды всё же все собрались в родном доме (Соборная пл., 2, флигель во дворе, 2 этаж), и только вознамерились поднять чарку и закусит базарным сальцем, как этажом выше из квартиры соседа Могилевского, профессора-правоведа Новороссийского университета, зазвучала нечеловеческая музыка, извлекаемая из недр рояля женой профессора.

Очень хотелось назвать звучащее ноктюрном почти однофамильца Шопенков Фредерика Шопена, но, увы, язык не поворачивался это сделать, потому что кусок базарного сала застрял в горле. Тем более, что в те минуты весь двор (Соборная пл., 2) обратил внимание, как что-то тяжёлое ворочается на втором этаже: то ли тяжёлые мысли в головах только что вышедших на свободу братьев Шопенко, то ли то ворочался в гробу их почти однофамилец Шопен.

А вскоре профессор-законник отбыл с женой на курорт в Карловы-Вары. Дни его пребывания там ничем не были омрачены, а вот момент прибытия семьи назад как раз был омрачён: в потолке гостиной наблюдалась дыра на чердак, в точности повторяющая контуры рояля. И как профессор не крутил головой, рояль в гостиной не наблюдался.

Похищение рояля через потолок долго обсуждалось в Одессе, но никем не осуждалось - Шопена в Одессе любили больше, чем музыкальность мадам Могилевской. Полиция следствие вела вяло, постоянно перечитывая записку, оставленную похитителями: «Это тебе за Шопена, артистка занюханная!».

Да уж, восьмую заповедь в Одессе хранили трепетно, но нарушали регулярно. И время мало что изменило. Остаётся вздыхать, причитать, но лучше цитировать классику, к примеру, не устаревающего Михаила Зощенко:

«Что-то, граждане, воров нынче развелось. Кругом прут без разбора. Человека сейчас прямо не найти, у которого ничего не спёрли».

И это Зощенко ещё в одесских маршрутках не ездил…

Филологи спорят по поводу происхождения уголовного жаргона

Как не без основания утверждают знатоки, евреи народ изобретательный. Они подарили миру такие нужные в хозяйстве вещи, как теорию относительности, коммунизм, реакцию Вассермана и еврейские анекдоты. Но кто мог подумать, что именно евреи придумали в России… воровской жаргон?! По крайней мере, так утверждает филолог П. Корявцев в своем исследовании «Отдельные вопросы этимологии блатной фени».

ВЕК СВОБОДЫ НЕ ВИДАТЬ!

Каким же образом выходцы из страны обетованной научили уголовников ботать по фене? Автор утверждает (век свободы не видать!), что в XIX веке в уголовный мир России влилось большое количество сынов Израиля. Это было связано с введением в 1791 году черты оседлости. Лицам иудейского вероисповедания фактически запрещалось проживание в крупных городах. Соответственно любой ловец счастья, отправившийся из местечка в мегаполис в поисках лучшей доли, сразу же попадал на нелегальное положение.

Исследователь приводит такие цифры: в 1869 году по данным полиции 53 % лиц из числа потомков Авраама, официально зарегистрированных в Санкт-Петербурге, состояло на учете в сыскном отделении. Воровской жаргон стал активно пополнятся лексикой из идиша и иврита. Уже в 1892 году было издано «Наставление по полицейскому делу», где отмечалось, что «межъ воровъ во множестве употребляются слова еврейскаго происхождения». В связи с этим для городовых был составлен специальный словарь, чтобы они понимали, о чем говорят между собой урки. Вернее, базарят. После революции места не столь отдаленные стали в изобилии наполнятся самым разным народом. Еврейское влияние растворилось под натиском посланцев всех братских республик СССР. А феня осталась. В ней знали толк такие авторитетные люди, как академик Лихачев, конструктор Королев, маршал Рокоссовский… И часть этих, кстати, хорошо знакомых нам слов, приведена в табличке ниже.

ЗА БАЗАР ОТВЕТЯТ ОФЕНИ

Честно говоря, становится немного обидно за наш великий и могучий. Неужели в русском языке не нашлось лексики для нужд и чаяний работников ножа и топора? С этим вопросом мы обратились к профессору Анатолию Баранову, заведующему отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка РАН .

— Трудно спорить с тем, что отдельные слова фени пришли из идиша. Это очевидно. Но туда попадали слова и из украинского и других языков. По одной из гипотез — весьма правдоподобной — феня это язык, который использовался бродячими торговцами — так называемыми офенями. Они собственно и создали этот язык. Почему они стали так говорить? Потому что это был язык для своих. Офени были лихими людьми. Они ходили с товаром от одного села к другому. Эти товары представляли немалую ценность и офени вполне резонно опасались грабежа. У фени две главные функции: первая это сокрытие информации от других. А вторая — это распознавание «своих». А поскольку эти люди ходили по большой дороге, то зачастую сами не брезговали криминальным ремеслом. И впоследствии этот язык очень органично стал использоваться в преступной среде.

— Насколько весом все же вклад еврейского народа в формирование этого языкового явления?

— В той статье, которую мы обсуждаем, бедным евреям приписывается все на свете. Но действительно были области, где еврейское население превалировало. Особенно после снятия черты оседлости. Например, в Одессе. Есть совершенно замечательные рассказы Бабеля про уголовный мир Одессы, где описывается банда налетчика Бени Крика из еврейского района Молдованка. Из художественной литературы мы знаем, что в США итальянская коза ностра тесно взаимодействовала с еврейской мафией. То есть еврейские уголовники причастны к созданию блатного жаргона. Но версии происхождения слов, которые предлагает автор, во многих случаях вызывают у меня сомнения. Так «маза» возводится к ивритскому «мазаль» — «удача». Трудно с этим согласиться, вообще этимология этого слова неясна. А слово «братва» возводится к ивритскому «брит» — священный союз. Это очень сомнительно, потому что «братва» это, конечно, производное от слова «брат». Это по словарю Фасмера общеславянский и индоевропейский корень. А иврит, как мы знаем, это семитский язык, а не индоевропейский. И вообще, ссылки на иврит выглядят очень сомнительно.

— Почему?

— Иврит несколько столетий не существовал, как устное средство общения. Сохранялась его книжная форма, но на нем не говорили какое-то время. Как живой разговорный язык иврит возродился с возникновением государства Израиль. Приведу такой пример. Иврит, как и арабский язык принадлежит к семитской семье. Их основу составляет так называемый трехсложный корень — его образуют три согласные. Такой корень передает общий смысл, а конкретные значения возникают в зависимости от огласовок — гласных, которые вставляются между ними. И штука в том, что этот трехсложный корень в книгах фиксируется, а огласовки – не всегда. И когда иврит начали возрождать, как государственный язык Израиля, обнаружилось, что никто точно не знает, как произносятся гласные в огласовках. Дело дошло до того, что некоторые утраченные огласовки восстанавливались практически голосованием ученых. Поэтому заимствования из иврита до возрождения государства Израиль выглядели бы довольно странно, потому что никто толком не знал, как это произносить. Вот из идиша много чего бралось. Но это язык германской группы.

КАК ТЕЛКА ВЫТЕСНИЛА ГЕРЛУ

— А офени создавали свой язык на основе русской лексики?

— Русской была грамматика. Корни брались из разных языков. В том числе из славянских – например, из украинского. Кроме того, использовали идиш и немецкий язык. Либо бралось русское слово, но использовалось в другом значении. Возьмем современное слово «беспредел» – оно образовано от нормальных форм русского языка, от слова «предел». Прилагательное «беспредельный» указывает на то, что нечто не имеет пределов. Но используется в фене в совершенно ином значении: беспредел — это когда нарушаются воровские правила. По такому же принципу создавали язык и офени.

— А почему у нас слова из блатного жаргона так хорошо приживаются в обществе? Даже политики и деятели культуры порой щеголяют знанием фени.

— Некоторые слова действительно попали в активный словарь литературного языка. В частности «беспредел», «лох», «блат»… Но кое-что пришло из милицейского жаргона. Например «подснежник», это труп, который обнаруживается весной после таяния снега. Почему приживается? Одна из гипотез связана с тем, что в истории СССР были такие периоды, когда большая часть населения сидела. А когда люди возвращались из мест заключения, они приносили жаргон и он, таким образом, распространялся. Но я бы не преувеличивал масштабы этого явления.

— Может, сидевшие в свое время поэты, писатели и ученые внесли свой вклад в развитие фени?

— Мне трудно сказать, как повлияли сидевшие деятели культуры на феню. Думаю, никак. Но при этом надо понимать, что в целом сфера жаргона изучена очень плохо. Есть огромное количество словарей, но 99 % из них делают не специалисты, а носители этого жаргона. Естественно, не будучи лингвистами, они ошибаются, не точно дают значения, не приводят контекст и т.д. Мы не знаем, как развивается этот язык, потому что он нам плохо виден. Во многом из-за того, что уголовная среда скрыта от обычных людей. Что-то нам попадает из художественной литературы и мемуаров. Какие-то слова представлены у Шаламова и Солженицына. Но с тех пор феня заметно эволюционировала. Потому что все жаргоны, в отличие от литературного языка, претерпевают сильные изменения.

— Например?

— Возьмите молодежный жаргон 70-х годов. Он очень хорошо представлен у Аксенова: «флэт», «стрит», «герла»… Тогда молодежный жаргон был в основном англоязычным. Существовал «железный занавес», заграница была запретным плодом, а он всегда сладок. Когда «железный занавес» рухнул, а границы открылись оказалось, что использовать английские заимствования уже не имеет смысла. Сейчас молодежный жаргон строится преимущественно на русской лексике. Кто сейчас говорит «герла»? Слово «телка» гораздо выразительнее и богаче. Или, например, идиома «выносить мозг». Это нормальная русская конструкция. А это выражение «по чесноку» — от «честный»!… Молодежный жаргон сейчас совершенно иной. Думаю, и в уголовной среде тоже сильно меняется состав лексики, потому что приходят другие поколения, появляются новые реалии.

блат 
- ид. «блат», букв.»листок» 
- изначально обозначало наличие своего рода рекомендательного письма, записки, свидетельствовавшего о том, что податель пользуется серьезной протекцией.

лох 
 — ид. «лох», букв. «дырка» 
- в общем смысле потенциальная жертва преступления, потерпевший.

мент 
- ид. «мент», букв. «накидка» 
- первоначально использовалось для обозначения любых государственных служащих, в Австрии и России носивших характерные форменные плащи-накидки.

фарт 
 — ид. «фарт», букв. «добыча» 
- общий термин, обозначающий до настоящего времени «воровскую» удачу, то есть постоянное наличие добычи.

халява 
- ивр. «халав», букв. «молоко». В западных губерниях России существовала форма сбора средств для единоверцев — «дмей халав» — букв.»деньги на молоко». 
- то, что достается задаром.

шахер махер 
- ивр. «сахер мехер «, букв. «комбинировать в торговле». 
- заведомый обман, мошенничество при каких-либо договоренностях.

шмон 
- ивр. «шмоне», букв «восемь». 
- первоначально слово обозначало вечернюю поверку и досмотр вещей в ночлежках, проводившиеся в в восемь часов вечера. В настоящее время используется в значении обыска вообще.

шпана 
- ид. «шпаннен», букв. «напрягать». 
- группировка молодежи с уголовными наклонностями.

* По версии П. Корявцева.

Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден (Edward Joseph Snowden) сообщил об известных ему фактах касающихся параллельной цивилизации на Земле и НЛО. Согласно документам, которые Эдвард скопировал в ЦРУ и ставшим доступными ещё в 2013 году, правительству США уже давно известно, что на Земле параллельно человеку живёт другой вид гуманоидов, а НЛО реально существуют и управляются видами более продвинутыми, чем человечество. Эти виды не инопланетные, а наши земные, только более высокоразвитые. Они живут здесь миллиарды лет и намного обогнали человечество в развитии. Так называемые «экстремофилы» известны правительству США уже давно, начиная еще с 90-х годов прошлого века, однако информация о них до сих пор находится под грифом «Секретно».

Информация об их существовании оказалась в более 1,7 миллиона скопированных файлов АНБ. Она хранилась в документах повышенной военной секретности, посвященных аномальным жизненным формам на Земле. Согласно раскрытой информации из особого управления Пентагона DARPA, отвечающего за секретные военные разработки, эти гуманоиды существуют в условиях экстремальных температур, в районе гидротермальных источников под землей и под полярными льдами, за что и получили условное название «экстремалофилы».

По сообщению Эдварда Сноудена, исследователи военного ведомства США уверены, что они представляют более разумный вид, чем Homo Sapiens, поскольку их развитие было лишено войн и катаклизмов, которые происходили на поверхности Земли.

Средой обитания для экстремофилов считается мантия Земли. Экстремофилы могут жить при различных температурах, они в состоянии процветать и развивать интеллект. По мнению американских ученых, «это единственное место, где условия были более или менее стабильными в течение миллиардов лет».

Отмечается, что DARPA продолжает в условиях повышенной секретности изучать загадочный вид гуманоидов.

Неопознанные летающие объекты

По словам Эдвард Сноудена, которые приводит ресурс Сhronicle.su, «высшие эшелоны власти не знают, что делать с НЛО, и скармливают гражданам официальную версию, что все они просто метеорологические зонды или природные явления». Но документы говорят, что НЛО - это реальность. Транспортные корабли этой цивилизации летают не только в атмосфере Земли, но были замечены на морском дне, в гидротермальных источниках, вулканах и непосредственно на солнечной орбите.

В ЦРУ хранятся данные систем слежения и глубоководных сонаров, но они имеют статус государственной тайны и даже ученые не имеют доступа к этим данным об этих объектах.

Президент США получает ежедневные брифинги о деятельности цивилизации экстремофилов и перемещению ее аппаратов - НЛО. Аналитики считают, что их технологии ушли так далеко вперед, что мы имеем мало шансов на выживание в любой потенциальной войне с ними. Существует мнение в том, что мы всего лишь муравьи с их точки зрения и есть небольшой шанс, что они и дальше не будут обращать на нас внимание.

Но военные рассматривают и возможность агрессии. Текущий план действий в чрезвычайных ситуациях включает в себя план - взорвать ядерное оружие в глубоких пещерах, чтобы «запечатать» врага в надежде разрушить их коммуникации, что будет препятствовать дальнейшим атакам из недр земли».

Другие статьи по теме: