Страны с которыми воевала франция. Франция во Второй мировой войне (События в Северной Африке). Какое отношение к победе над фашизмом имеет Франция

16 мая 1972 года... Тёплое весеннее утро. В примор­ском Светлогорске - просто рай. Светит солнце, воздух наполнен ароматом цветущих деревьев.

В тот день здесь произошла страшная катастрофа - военно-транспортный самолёт “Ан-24 Т” упал на детский садик. Погибли 34 человека: 8 членов экипажа, три женщины-воспитательницы и 23 ребёнка. Всё произошло в 12.30, среди бела дня. Дети как раз пришли с прогулки и сели обедать.

После трагедии в Светлогорске творилось что-то страшное. Горевший детский сад оцепили. К нему не подпускали даже родителей погибших детей. Улицы патрулировали вооружённые солдаты.

Жителям было запрещено выходить из собственных домов, где отключили электричество и телефоны.

Всю ночь на месте катастрофы шли работы.

Родители детей, пришедшие сюда утром 17 мая, были потрясены: от дымящихся развалин не осталось и следа. Садик сравняли с землёй, а на его месте разбили большую клумбу.

Засекреченная катастрофа

Официально о событиях в Светлогорске ничего не сообщалось. В день похорон отменили движение электричек в Светлогорск, а на дорогах были выставлены кордоны.

Но жители Калининградской области всё равно узнали про крушение самолёта и гибель детей. Во время похорон на кладбище собралось около 10 тысяч человек. Фотографировать не разрешалось. У тех, кто нарушал запрет, люди в штатском забирали отснятые плёнки.

Расследованием причин аварии занималась комиссия из Москвы под руководством заместителя министра обороны по вооружению генерал-полковника Н.Н. Алексеева . Однако уголовное дело не было возбуждено. Родственникам погибших ничего не говорили о ходе разбирательства и о виновных.

Родные сгоревших заживо детей не получили от власти никакой компенсации.

Им лишь помогли организовать похороны.

О причинах катастрофы открыто заговорили только в начале 90-х годов. По официальной версии, самолёт упал из-за неудовлетворительной подготовки и управления полётом.

Сняли с самолёта

Жители Светлогорска считали, что в произошедшей трагедии виноваты пилоты. Говорили, что лётчики накануне полёта хорошо погуляли.

О том, что на самом деле произошло с самолётом, рассказывает непосредственный участник событий, ныне военный пенсионер Михаил Андреевич Слободчиков . В 1972 году он был членом экипажа погибшего “Ан-24”.

В то время я служил в 263-м авиационном полку, который базировался в Храброво, - вспоминает Михаил Андреевич. - Летал бортмехаником на “Ан-24” (бортовой номер 05), который потом разбился в Светлогорске. 16 мая 1972 года, буквально за полчаса до вылета, меня сняли с самолёта. Вместо меня полетел другой бортмеханик - Николай Гаврилюк . И он погиб. А я остался жив.

- Почему вас сняли с полётов?

Накануне командир полка стукнул о дерево свою машину - “Волгу” ГАЗ-21. А так как я хорошо разбирался в автомобилях, он поручил мне её отремонтировать. Для этого и снял с полётов - на целую неделю.

Гости из Швеции

- Из-за чего самолёт разбился, вы знаете?

Дело в том, что примерно за месяц до аварии случился инцидент - в Чкаловске ночью приземлился маленький спортивный самолётик из Швеции. Представляете? Чкаловск - секретный стратегический аэродром, там стояли сверхзвуковые стратегические бомбардировщики “Ту-22”. И вдруг совершенно незамеченным садится иностранное воздушное судно! Утром его обнаружили на аэродроме.

Лётчик-швед попросил политического убежища в Советском Союзе. В Чкаловск тут же приехали представители КГБ (комитет госбезопасности) и незваного гостя увезли в Москву. Оказалось, он угнал спортивный самолётик у его владельца. Какое-то время машина стояла на аэродроме, закрытая чехлами. Потом приехал хозяин и увёз самолёт обратно в Швецию, предварительно разобрав на части.

А через месяц подобный случай произошёл на аэродроме Скультэ под Ригой. Наш экипаж там как раз дежурил. Ночью нас подняли в воздух, мы часа полтора полетали, и в два часа ночи стали садиться. Осветили полосу, а там - маленький самолёт...

Командир докладывает: “Не могу садиться, на полосе самолёт” . Ушли на второй круг. А “пришелец” по-тихому встал в ряд к нашим машинам. На него сначала никто не обратил внимания.

Мы сели, подрулили... Смотрим - иностранный самолёт стоит. И лётчик рядом ходит. Молодой парень, здоровый такой - под два метра. Блондин. Оказалось, швед. Позвонили в КГБ. Те забрали его и повезли в Москву.

И вот, уже после второго случая, командование решило проверить все радиолокационные станции береговой системы слежения. И выяснить, как иностранные лётчики нарушают нашу границу.

16 мая 1972 года в 6.20 утра мы прибыли в аэропорт “Храброво”. Получили задание. И тут меня снимают с полётов. Я сдал самолёт борт­механику Гаврилюку. При этом лётные документы не меняли. Официально считалось, что в тот рейс летел я. Гаврилюк через неделю должен был уйти в отпуск.

Металл горел как бумага

В 11 часов они взлетели, а в 12.30 уже упали на детский сад. На море в то время опустился туман. “Ан-24” специально летел на предельно малой высоте - 50 метров над водой. Они держали связь с берегом, и оттуда им сообщали, видно самолёт или нет. Давали задания: “Поднимитесь на 60 метров, опуститесь до 50 метров” . Так они делали круги над морем часа полтора. И, видимо, не рассчитав, зацепили берег. Высота обрыва на берегу моря в Светлогорске 43 метра. И плюс метров семь - сосны. Как раз получается 50 метров.

Когда пилот услышал удар веток о самолёт, он рванул штурвал на себя.

Вообще любой лётчик штурвал берёт на себя - чтобы машина ушла вверх. Даже когда пилоты на автомобилях ездят, в экстренной ситуации, руль тянут на себя. Это - привычка.

А грузовой “Ан-24” очень тяжёлый, весит 21 тонну. Когда штурвал резко тянешь на себя, он сначала немного проседает. На большой высоте он незаметно просел бы и ушёл вверх. А тут... Стал рубить на своём пути всё - деревья, кустарник... Зацепил хвостом землю. Крылья отломались. Фюзеляж врезался в садик, снёс второй этаж, всё там завалил. Вылился керосин... Самолёт сгорел полностью. Алюминий пылал как бумага.

Очевидцы крушения рассказывали, что самолёт летел над парком, прошёл над колесом обозрения буквально в одном метре! Если бы он зацепился за колесо и упал в парке или на стадионе, детский сад остался бы цел.

Я потом в этом месте всё облазил и видел, где он срубил верхушки деревьев. По данным замеров, детский сад стоял в 400 метрах от берега.

Погибший экипаж: командир капитан Вилорий Гутник , второй пилот Виктор Баранов , штурман Александр Костин , бортинженер Ландрей Лютов , бортмеханик Николай Гаврилюк , борттехник Леонид Сергиенко , подполковники авиации Лев Денисов и Анатолий Светлов .

После аварии в Светлогорске мы в 3 часа ночи слушали “Голос Америки”. И вот там передают:

“В Калининградской области военно-транспортный самолёт военно-морских сил упал на детский сад. Состав экипажа - 6 человек”. И перечисляют: командир Гутник Вилор Иванович и т.д. Всех назвали! Фамилии, имена, отчества, год рождения, звание, и даже сколько детей у каждого осталось. Мы сами друг о друге столько не знали! Мы думали, что меня зачитают, потому что по документам в самолёте был я. Нет! Назвали бортмеханика Гаврилюка. То есть в Америке знали всё, что происходило у нас в 263-м авиационном полку.

Глубокое опьянение

После случившегося меня и ещё двух капитанов повезли в морг госпиталя Саулькина на опознание погибших лётчиков. Когда мы зашли в комнату, там было восемь носилок с чёрными обгоревшими трупами. Одежды на них не было.

Два капитана, которые приехали со мной, сразу упали в обморок. И мне пришлось одному опознавать погибших. Жуть, конечно...

Потом полковник из московской комиссии дал мне 10 рублей и сказал: “Сходи в магазин, купи водки и сигарет” .

Я купил две бутылки водки, пачку сигарет. Прихожу. Он открыл бутылки и одну даёт мне. А я ведь вообще не пью! Но он мне приказал: “Делай, как я. Надо стресс снять” . И стал пить водку прямо из горла.

Я тоже выпил. И не почувствовал ничего! Будто бы это была простая вода.

Потом меня спрашивали, что экипаж делал за день до полёта.

А 15 мая у второго пилота Баранова был день рождения, и они всю ночь его отмечали - пили. А утром получили задание на вылет. При вскрытии у пятерых обнаружили алкоголь в крови.

По заключению экспертизы, экипаж находился в состоянии глубокого опьянения.

И вот этот полковник из Москвы мне говорит: “Пройдёт 30 лет, только потом можешь рассказать об этом” .

То есть результаты экспертизы тогда скрыли. Иначе бы жёны лётчиков не получили никаких денег за своих погибших мужей, а начальству - головы поснимали. А так - несчастный случай...

Причину, по которой меня сняли с самолёта, тоже утаили. Я должен был говорить, что якобы у меня поднялось давление, и поэтому отстранили от полётов.

- Как же экипаж допустили к полётам - “в состоянии глубокого опьянения”?

У нас был врач, который сам любил выпить. Они занесли ему бутылку, он всё и подписал.

На Каспий - за икрой

Ясно, что пьянство до добра не доводит, - качает головой Слободчиков. - В то время мы постоянно летали на Каспий - за рыбой и чёрной икрой для командующего Балтийским флотом. У местных рыбаков меняли спирт на осетрину и икру. Привозили в полк по 10 бочек солёной рыбы и 60 кг чёрной икры! Всё это покрывалось, так как командующий делился с высшим начальством.

Однажды получили на складе 200 литров спирта и полетели. Прибыли на полигон. А у нас было официальное задание - облёт района, где проходят стрельбы. И вот мы загрузили на борт 8 бочек солёной рыбы, бочку чёрной икры. А спирту-то - не меряно!

Вечером сели за стол - командир полка, командир полигона и наш экипаж. И все пили! До 5 часов утра гуляли!

Только я не пил и второму пилоту не дал. Ведь, не дай Бог, придёт команда лететь. В общем, налакались они до чёртиков. В 5 часов утра приходит солдат и говорит: “Вам вылет!” А эти четверо лежат, как трупы!

Мы вдвоём с пилотом загрузили их в самолёт. Запустили двигатели - и полетели на другой аэродром. Там нужно было взять на борт двух офицеров-фотографов, которые должны снимать цели (разбитые корабли) .

Полагался год тюрьмы

С моря заходим на полосу. А второй пилот, Серёга, молодой парень, только училище окончил. Я его спрашиваю: “Тебе преподавали, что над водой утром воздух теплее, нас поднимают восходящие потоки. А как только коснёмся берега, нас прижмёт к земле?” Он отвечает: да, мол, всё знаю.

Летим. От кромки воды до посадочной полосы всего 500 метров. И вот, когда опустились на 25 метров, нас на суше к земле и прижало. Колёсами начали пахать песок. Какие-то секунды - и разобьёмся. Надо что-то срочно предпринимать! А лётчик молодой - растерялся. Я у него управление вырвал, и мы полетели на второй круг. Со второго захода сели. А эти четверо лежат в самолёте - спят. Пьяные вдрызг.

К нам подъехали на машине двое - капитан и майор. Что делать? Если мы их возьмём на борт, всё откроется. Пришлось схитрить. Я им сказал, что самолёт не готов к полёту. Стрельбы надо перенести на завтра. Они так и доложили командованию.

Когда офицеры покинули аэродром, мы своих товарищей вытащили и отнесли под навес. Под головы я им положил мётлы, которыми дворники территорию метут. Они так и спали до вечера: вместо подушек - мётлы.

Когда проснулись, я им говорю: “Берите лопатки, пойдём закапывать траншеи, которые мы пропахали без вас” .

Вот так и возили икру. Ха-ха... Рисковали, конечно. За каждый килограмм браконьерской икры полагался год тюрьмы. За каждую голову осётра - 100 рублей штрафа.

Всех бы расстреляли

Во время моей службы было всякое. Однажды нам в самолёт загрузили 12 ящиков. Задание - отвезти их в Москву. Сопровождали груз двое солдат с автоматами. Взлетели. Внутри самолёта тепло, а за бортом - холодно. Когда борт нагревается, образуется конденсат и сверху начинает капать вода.

И вот смотрим - из ящиков дым пошёл. В чём дело? Мы не поймём! Вдруг они взорвутся? Солдаты, которые их охраняют, тоже ничего не понимают. Мы уже хотели этот груз выбросить. Но тут перестало дымить.

Когда прибыли на место, рассказали всё полковнику. Оказалось, там в ящиках были какие-то мины новейшего образца. Если на них влага попадает, срабатывает устройство и влагу ликвидирует. Полковник сказал: “Если бы вы их выбросили, то и меня, и вас, и того полковника, который вас не предупредил - всех расстреляли” .

Тогда с этим строго было. Однажды на моих глазах командующий флота уволил командира полка Красовского . Утром мы должны были лететь из Москвы в Казань. Приезжает командующий, а командира полка нет. Он гостил в Москве у друга - большого чина. Опоздал на одну минуту. Так его за опоздание командующий отправил на пенсию и сказал (при мне): “Если командир полка опаздывает на одну минуту, что тогда делают подчинённые?”

Сняли ботинки в воздухе

Как-то раз везли в Москву командиров из Германии - капитанов, полковников, подполковников. Летим. Высота - 300 метров. Вдруг видим небольшое облако впереди. Мы чуть-чуть зашли в это облако. Как начало самолёт крутить и ломать... За 1 минуту с 300 метров нас подбросило на 1.500 метров! Самолёт крутится вокруг своей оси, а лететь - не летит. Попали в вихрь, в самую воронку торнадо.

Моряки, которых мы везли, сидели на лавочках. Так они с перепугу ботинки вдруг скинули. Я спрашиваю: “Чего вы ботинки-то сняли?” “По морскому закону. В случае чего, ботинки надо сбрасывать, чтобы легче было плыть” .

Но, слава Богу, “плыть” не пришлось. Покрутило нас, покрутило - и отпустило. А если бы вдруг вниз дувануло - разбились бы о землю.

Во время службы всякое случалось! Дважды садились на одно колесо. Лётчик опытный может этот фокус сотворить. Самолёт катится, катится на одном колесе, а потом опускается на повреждённую камеру. Машину разворачивает - и всё. А пассажиры даже не замечают.

Однажды заходили на посадку в Девау - окраина Калининграда. Летели на одном моторе - второй был выключен. Снижаемся. Командир говорит технику: “Включи второй двигатель” . А техник перепутал тумблер и выключил второй двигатель. Мотор заглох. Перед аэродромом Девау - железная дорога. Мы зацепили одним колесом за рельсу, сорвали её и упали в кусты. Остались живы, но самолёт разбили.

Потом его восстановили, подняли в воздух. Он 15 минут полетал и сел. После этого борт списали. Был такой негласный закон в авиации. Чтобы в отчётах не фиксировать аварию, самолёт восстанавливали, поднимали в воздух и лишь потом списывали.

Сталинский сокол

Михаил Андреевич в самом начале лётной карьеры, в 1952 году, поступил в офицерское училище, воспитанников которого называли “сталинскими соколами”. Выпускникам училища присваивали звание лейтенантов.

Но в марте 1953 года Сталин умер. После этого министр обороны Булганин все школы расформировал. Офицерские погоны Слободчиков так и не получил. Все 15 лет прослужил прапорщиком, пока не ушёл на пенсию в 1975 году. Сейчас военный пенсионер живёт в Мамоново, в доме №10 на ул. Артиллерийской. В редакцию “Новых колёс” он пришёл с жалобой на непомерные аппетиты поставщиков газа.

Сейчас дом отапливается сжиженным газом из ёмкости, которая находится под землёй. Жидкий газ очень дорогой - 68 рублей 90 копеек за кубометр. Зимой мы платим почти 7.000 рублей в месяц! А природный газ стоит 4 рубля 52 копейки за кубометр. Представляете, во сколько раз дороже нам обходится отопление! Даже мне, военному пенсионеру, очень тяжело оплачивать такую коммуналку! Наш микрорайон “Адмирал” включает шесть бывших казарм. Теперь это жилые дома. В каждом по 80 квартир. Когда я покупал жильё, городские власти обещали подключить природный газ через месяц. Но мы ждём уже три года!

Самое интересное, что в ноябре 2011 года на нашу улицу провели коммуникации, дотянули газовую трубу до резервуара. Казалось бы, дело за малым - пустить газ.

Сначала обещали это сделать к выборам в Госдуму (только проголосуйте за “Единую Россию”) , потом - к выборам президента (только проголосуйте за Путина) . А теперь уже говорят, пока ко всем домам в Мамоново не подведут трубы, и у нас газа не будет.

Думаю, во всём виноваты местные поставщики сжиженного газа. Они не заинтересованы в том, чтобы у нас был природный. Стараются выжать из нас эти деньги - до последней копейки.

О. Рамирес

Вместо послесловия.

“Крест храбрецу”

С января 1967-го по август 1975 года Балтийским флотом командовал адмирал Владимир Михайлин , депутат Верховного Совета СССР (8-го созыва), кавалер ордена Ленина, трёх орденов Боевого Красного Знамени, орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Октябрьской революции, Красной Звезды, польского ордена “Крест храбрецу”.

Ни в одной из официальных биографий адмирала не упоминается о трагедии в Светлогорске. В своих интервью, даже после ухода на пенсию, Михайлин даже словом не обмолвился о последнем полёте “Ан-24” (бортовой номер 05) . Так что эта публикация в нашей газете - первый честный рассказ об истинных причинах гибели восьми членов экипажа, трёх воспитательниц детсада и 23 малышей.

Засекреченная трагедия: самолет упал на детский сад April 3rd, 2018

Относительно не так давно я узнал о необычной трагедии - .

В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно–транспортный самолет Ан–26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область).

Среди погибших - дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек».


Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко - на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали.

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан–24Т 263–го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.



Фото погибшей группы детсада. Справа - воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева - заведующая Галина Клюхина (в тот день ее не было на работе). Фото из личного архива

АН–24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, «привязался» к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров.

В деле есть схема разрушения самолета. Командиру не хватило каких–то долей секунды. Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан–24 - это не истребитель».

На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу.



Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым.

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ–14 на АН–24. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил–14 на Ан–24, давал погрешность до 60–70 метров.


Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.

За считанные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое–как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из–под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто–то падал в обморок.


На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции

Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

К утру садика будто и не было никогда - на его месте расцвела клумба! - вспоминает Андрей Дмитриев. - Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание.

К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская - через полгода, а Ворона выжила. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск–1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.


Одновременно с этим были отменены дизель–поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия - срочный ремонт подъездных путей, неофициальная - минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. В день похорон погибших детей на кладбище в Светлогорске собрались более 7000 человек.

По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме–часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец–то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...»

В 1994 году в разбитом на месте трагедии сквере построили часовню.


источники

Детство, раздавленное небом

16 мая 1972 года средь бела дня на детский садик в городе Светлогорске упал самолет. Воспитатели, которые в этот момент обедали, так и не встали из-за столов, дети не вернулись к своим игрушкам. В том кошмаре погибли 35 человек.

О светлогорской трагедии долгие годы молчали все, включая тех, кто потерял близких. До сих пор даже в энциклопедиях указано неверное число погибших, и считается, что виноваты во всем были погибшие пилоты, в крови которых якобы нашли алкоголь.

«МК» нашел очевидцев и жертв трагедии, которые заговорили после сорока с лишним лет молчания.

Фото погибшей группы детсада. Справа - воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева - заведующая Галина Клюхина (в тот день ее не было на работе). Фото из личного архива

Траектория смерти

На светлогорском кладбище возле братской могилы, где похоронены жертвы той страшной трагедии, суетятся две женщины.

— У меня здесь брат, — говорит одна. — Сгорел заживо. Вы же из Москвы? Скажите, почему до сих пор о нашей трагедии либо не пишут вообще, либо пишут ерунду? Вот читала однажды, что, дескать, после катастрофы в городе был массовый суицид. Что родители кончали с собой, не в силах перенести боль утраты. Еще читала, что спились многие после этого. Неправда! На самом деле многие решились родить еще и называли новорожденных именами погибших детей.

Женщины и священник местного храма выдают нам «адреса, пароли, явки». Почему-то уверены: сейчас все жертвы и очевидцы расскажут, как было на самом деле.

Итак, 16 мая в Светлогорске было ясно и безветренно. Примерно в полдень на горизонте появился самолет Ан-24 263-го авиатранспортного полка авиации Балтийского флота СССР. Обогнул стадион, едва не задев колесо обозрения в парке, и своей левой плоскостью срубил верхушку высоченной березы. Одними из первых его увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры.

— Мы возвращались в свою школу по лесной тропинке, которая шла мимо детского сада, — вспоминает бывший ученик одной из школ Николай Алексеев. — Увидев падающий на наши головы самолет, мы оторопели от ужаса, кто-то попытался бежать. «Стойте!» — закричал нам наш учитель. Встав как вкопанные, мы замерли на месте. Мы стояли и смотрели, как эта неуправляемая махина, окатив нас жаром своих турбин и теряя высоту, пронеслась над нашими головами.

Первыми случайными жертвами в тот день стали школьницы-старшеклассницы Таня Ежова и Наташа Цыганкова. Девочки подходили к детскому саду, как вдруг…

— До детского садика оставалось несколько метров, как нас обдало горящими парами авиационного топлива, — вспоминает Татьяна Ежова, с которой мы встретились на месте трагедии. — Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем…

А самолет продолжал нестись к детскому садику, спрятанному в массивных елях. Детсад считался ведомственным (от санатория «Светлогорск»), и в нем было, как это водится, все самое лучшее: от условий пребывания детей до зарплаты персонала. Служебное положение родителей вполне оправдывало статус этого учреждения: начальник милиции, начальник ГАИ, первый секретарь горкома комсомола, сотрудник Светлогорского суда, главврач…

Возвратившись с прогулки, детвора расселась по своим местам в ожидании обеда. Столовая наполнилась ароматом горячего супа. Повар Тамара Янковская наверняка, как обычно, не спеша прохаживалась между столиками, наблюдая, чтобы воспитанники кушали аккуратно, не спеша, и правильно держали ложки.

Выглянув в окно, воспитатель Валентина Шабашова-Метелица увидела своего сына Андрея. В тот день мальчик прогуливался с бабушкой Ниной по городу. Около детского сада Нина Сергеевна встретила соседку. Остановились поболтать. «Бабуль, я сбегаю к маме на минуточку?..» — попросился Андрей. Валентина выбежала к нему навстречу. Мать с сыном успели только обняться…

В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считаные секунды поглотило в своем пламени все живое.

Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой.

— На него никто даже ведра воды не вылил, — вспоминает жившая по соседству старушка. — Подойти близко к нему было невозможно.


Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым.

Ошибка опознания

Казалось, в этом аду никто не мог выжить. И все-таки погибли не все. Страшной смерти тогда избежала нянечка детского сада Анна Незванова, протиравшая тряпкой окна со стороны улицы. Взрывной волной ее отбросило на несколько метров в сторону. Едва опомнившись, Анна Никитична бросилась к горящим развалинам. Там, под руинами детского сада, был ее сынишка Ваня. Обезумевшая от горя женщина, пытаясь достать ребенка, едва сама не погибла в огне…

В тот день по разным причинам не пошли в детский сад трое воспитанников. Ирина Голушко незадолго до трагедии болела гриппом. 16 мая мама собралась вести ее в садик, но передумала.

— А я оказался в больнице с заболеванием почек, — вспоминает Олег Саушкин, которому было тогда шесть лет. — Помню, что в какой-то момент вся больница засуетилась. Все начали бегать, куда-то выезжали машины, в глазах больничного персонала царили растерянность и признаки какого-то отдаленного ужаса. А уже моя мама, со слезами на глазах, чуть позже, рассказала о том, что произошло в моем садике…

— Мне накануне удалили гланды, мы с мамой были на больничном, — рассказывает Ольга Коробова. — Сидеть дома для меня было невыносимой мукой. В тот день мама сдалась: «Хорошо, давай собираться в садик». Мы быстро оделись и только открыли дверь, как раздался сильный взрыв. Грохнуло так сильно, что земля затряслась. Кстати, мама моя работала в том саду нянечкой. Выходит, что и ее Бог уберег от страшной смерти.

Уберег он и Валерия Рогова, выпускника этого садика. И не просто уберег, а предупредил о трагедии.

— В 1972-м я уже был в первом классе, — рассказывает Валера. — Ночью мне приснился сон. Отчетливо вижу лица своих ребят из садика, объятых пламенем. Огонь какой-то необычный — настоящий факел. Наутро проснулся в холодном поту. Об увиденном я рассказал своей маме. Мы тогда не придали этому значения, но в школу я пошел с сильной головной болью. Где-то в полдень я пошел к садику — и… В общем, оказался на месте трагедии одним из первых. Вокруг метались, не зная, что делать, прибежавшие на помощь люди. Где-то в кустах, выворачивая душу наизнанку, выла обгоревшая собака, выла страшно…

— Было обеденное время, когда все это произошло, — вспоминает бывший сотрудник Светлогорского ОВД (в 1972 году — инспектор ОБХСС, лейтенант милиции) Леонид Балдыков. — В тот самый момент я находился дома, обедал. Мой дом стоял всего в ста метрах от детского садика. То, что мы увидели, оказавшись на месте, потрясло нас, взрослых, крепких мужиков. Стена бушующего огня и нестерпимый чад от горящего топлива, которое растекалось по асфальту из разбитого бака…

Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота. За считаные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое-как удалось оттеснить их на безопасное расстояние.

— В первом ряду оцепления находился мой дядя, мичман Валентин Константинович, — вспоминает Олег Саушкин. — С его слов, больше всего досталось офицерам, мичманам и матросам, стоявшим недалеко от разрушенного детского сада. У многих, в том числе и у него самого, были в клочья разорваны тельняшки, лица были в ссадинах от пытавшихся прорваться сквозь строй, обезумевших от горя женщин…

Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из-под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто-то падал в обморок.

— На всю жизнь я запомнил тот страшный вой, который сотрясал воздух, — вспоминает Валерий Рогов. — Люди плакали, кричали, рыдали, кто-то бился в истерике…

Чтобы спецтранспорт смог припарковаться и забрать останки погибших, спасателям и пожарным пришлось растаскивать в разные стороны с узкой улочки груду кирпичей и искореженные фрагменты самолета. Асфальт покрылся многочисленными бороздами, больше походившими на кровоточащие раны. Тут же появились с брезентовыми носилками солдаты. Два крепких бойца пронесли рядом с Валерой Роговым обгоревшее тело летчика. Потом — другого, третьего. Кто-то схватил Валеру за руку. Мальчик обернулся и увидел заплаканных женщин, которые, показывая пальцем на дымящиеся руины, закричали ему: «Почему они там, а ты здесь?! Ты должен был быть с ними! Твоей маме сказали, что ты с ними!..»

Чрезвычайное положение

На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто-нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…

Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

Последствия светлогорской трагедии были ужасающими: 24 (а не 23, как значится в официальных источниках) воспитанника, одна воспитательница детского сада и 8 членов экипажа сгорели заживо. Откуда появился еще один ребенок? Оказалось, одна из девочек была дочерью капитана дальнего плавания. Ему на судно отправили печальную телефонограмму. В ответ он просил не хоронить дочь в братской могиле, а дождаться его. Потому девочку не учли…

Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание. К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская — через полгода, а Ворона выжила.

Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск-1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. Одновременно с этим были отменены дизель-поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия — срочный ремонт подъездных путей, неофициальная — минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. Несмотря на временные ограничения, связанные с траурными мероприятиями, на кладбище в день похорон собралось, по оценкам очевидцев, свыше семи тысяч человек.


На похоронах сотрудники КГБ запретили фотографировать и засвечивали пленки у тех, кто это делал. Но несколько снимков близким погибших сделать все же удалось. Фото из личного архива

Тихое следствие

По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.

И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме-часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.

Священник местного храма хранит у себя кое-какие архивные документы, касающиеся трагедии. Но главное — сюда приезжали диспетчера, бортмеханики, пилоты того самого отряда. Многие исповедовались… Что говорили? Тайна исповеди не позволяет ему рассказать. Но зато он уверен: экипаж ни при чем.

Были и другие версии, подчас абсурдные. Кто-то утверждал, что летчики плохо подготовились к выполнению задания. Не забыли и про девиц-нудисток, загоравших на пляже (и это в 1972 году, да при температуре плюс 6 градусов!), которых будто бы пытались разглядеть летчики во время очередного снижения над морем. Писали о том, что взлетел экипаж якобы самовольно. В действительности причина была в высотометре…

— Ближайшие к нам скандинавские соседи неоднократно предпринимали попытки нарушения воздушных рубежей, — рассказывает один из работников 263-го отдельного транспортного авиационного полка (того самого, которому принадлежал разбившийся самолет). — В некоторых случаях им это удавалось. И это были отнюдь не военные самолеты. Спортивного класса, одномоторные, низколетящие, ведомые пилотами-любителями. Чтобы выяснить, как иностранные летчики беспрепятственно пересекали границу, советским командованием было принято решение силами морской авиации Балтфлота провести испытательные полеты в зоне ответственности советских радиолокационных станций береговой системы слежения. И в тот роковой день на задание отправился Ан-24 (бортовой номер 05) с экипажем капитана Вилора Гутника. Накануне полета по команде сверху на Ан-24 был переставлен высотомер с Ил-14. Работоспособность прибора не была проверена должным образом. Никто тогда не мог и представить, как высотомер поведет себя на новом самолете.

По легенде, экипаж капитана Гутника должен был играть роль условной цели, то есть самолета-нарушителя. В поле зрения локатора самолет-цель обязан был набрать высоту, удалиться, затем — резко снизиться, чтобы выйти из-под контроля «всевидящего ока». При снижении — отворачивать вправо и влево, чтобы перехитрить оператора станции. Гутник добросовестно делал то, что требовалось. Оператору поминутно сообщали высоту полета, а тот делал засечки на планшете, информируя экипаж борта 05, видна цель или нет. На самых низких высотах локатор не видел цели: самолет выходил из поля его зрения. Именно поэтому не удалось заметить опасности. Экипаж до последней секунды держал связь с берегом, но над морем уже лежал плотный туман.

Первое столкновение с препятствием произошло на 14-й минуте 48-й секунде полета. Бортовые самописцы зафиксировали показания высотомера: 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки березы — не более 85 метров.

В рассекреченном деле на схеме отчетливо прослеживается весь путь падения воздушного судна и разрушения его конструкции. Но очевидцы событий нарисовали свою карту. Передали ее нам для публикации в «МК». Говорят, что, может быть, это поможет хоть немного залечить их рану… Как? Тем, что жители огромной страны наконец-то сами увидят, как все было на самом деле.

Ни жуткой преступности, ни каннибализма, ни наркомании - нет, ничего этого не было в насквозь прогнившем Союзе, только после перестройки всё "вдруг" объявилось: "перестройка развязала руки страшнейшему наплыву преступности и наркомании" https://zina-korzina.livejournal.com/1100271.html , да, совсем-совсем наркоманы отсутствовали: "коммунизм ждали, официально считалось , что в СССР наркомании быть не может в силу социалистических условий, вот менты и смотрели на таких «дачников» сквозь пальцы - лишь бы в домики не вламывались. Ну а ночь напряженной работы давала от одного до десяти чемоданов сырья в зависимости от района. Достоевские жили по-ленински - в шалашах . Там же сушили мак, перебивали его, упаковывали в целлофановые мешочки, которые трамбовали в чемоданы. Как наберут нужное количество чемоданамов «шляпы», так и домой. К началу девяностых те наркоши уже физически вымерли. Но кто из наркоманов слышал рассказы долгожителей, то до сих пор поминают советское время, как райское ..." http://back-in-ussr.info/2013/09/sovetskaya-narkomaniya/

Оригинал взят у mgsupgs в Светлогорская катастрофа

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.


Самолёт АН-24Т

16 мая 1972 года... Тёплое весеннее утро. В примор-ском Светлогорске - просто рай. Светит солнце, воздух наполнен ароматом цветущих деревьев. Всё произошло в 12.30, среди бела дня. Дети как раз пришли с прогулки и сели обедать.

О причинах катастрофы открыто заговорили только в начале 90-х годов. По официальной версии, самолёт упал из-за неудовлетворительной подготовки и управления полётом. Это не совсем так.

Для начала причина полетов самолета на низких высотах.

Буквально за пару месяцев перед трагедией произошло два инцидента с незаконным пересечением границы на легкомоторных самолетах. И несмотря на то что один из нарушителей - швед - попросил убежища в СССР остро встал вопрос как именно удалось нарушителям незаметно проскочить в воздушное пространство...Так что Руст был далеко не первым...

Вот и послали экипаж Гутника искать дыры в радиолокационном покрытии границы...
В 11 часов они взлетели, а в 12.30 уже упали на детский сад. На море в то время опустился туман. “Ан-24” специально летел на предельно малой высоте - 50 метров над водой. Они держали связь с берегом, и оттуда им сообщали, видно самолёт или нет. Давали задания: “Поднимитесь на 60 метров, опуститесь до 50 метров”. Так они делали круги над морем часа полтора. И, видимо, не рассчитав, зацепили берег. Высота обрыва на берегу моря в Светлогорске 43 метра. И плюс метров семь - сосны. Как раз получается 50 метров.

Катастрофа.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. «Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 - это не истребитель». На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.

Помимо того погибший экипаж, по свидетельствам очевидцев "был после вчерашнего", нет не пьян, но слегонца с похмела. Это тоже внесло свою лепту... Но этот факт замяли, так как иначе родные и близкие экипажа не получили-бы никаких компенсаций..

Жертвы.

После трагедии в Светлогорске творилось что-то страшное. Горевший детский сад оцепили. К нему не подпускали даже родителей погибших детей. Улицы патрулировали вооружённые солдаты.


Фотография группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го.
Из архива Марии Кудрешовой

Жителям было запрещено выходить из собственных домов, где отключили электричество и телефоны.

Всю ночь на месте катастрофы шли работы. Родители детей, пришедшие сюда утром 17 мая, были потрясены: от дымящихся развалин не осталось и следа. Садик сравняли с землёй, а на его месте разбили большую клумбу.

Официально о событиях в Светлогорске ничего не сообщалось. В день похорон отменили движение электричек в Светлогорск, а на дорогах были выставлены кордоны.

Но жители Калининградской области всё равно узнали про крушение самолёта и гибель детей. Во время похорон на кладбище собралось около 10 тысяч человек. Фотографировать не разрешалось. У тех, кто нарушал запрет, люди в штатском забирали отснятые плёнки.

Расследование

Расследованием причин аварии занималась комиссия из Москвы под руководством заместителя министра обороны по вооружению генерал-полковника Н.Н. Алексеева. Однако уголовное дело не было возбуждено.
Родственникам погибших ничего не говорили о ходе разбирательства и о виновных.

Родные сгоревших заживо детей не получили от власти никакой компенсации.
Им лишь помогли организовать похороны.
Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих