Куда идут кони клодта на аничковом мосту. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт. Любовнику жены не повезло

Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали.

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста ( и ), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части.

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.


Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Аничков мост

р. Фонтанка, 12 - Невский пр., 68хх

Пам. арх. (федеральн.)

Деревянный мост

1716, 1721, 1749 -

Каменный мост с башнями (не сохран .)

1785 - инж. Герард, И. К., инж. Сухтелен П. К. - строительство

Каменный мост с конными группами

1841 - инж. Буттац И. Ф., арх. Шинкель К. Ф. - перестройка (Постановление...)

Скульптурные группы "Укрощение коней"

1841-1850 - ск. Клодт П. К.
1907-1908 - инж. Бобровский С. П., инж. Кривошеин Г. Г., инж. Щусев П. В. -

капитальная перестройка с сохранением внешнего вида

Проложенная в 1710 г. Большая першпективная дорога (Невский пр.) вела к Адмиралтейским верфям. В 1715 г. имп. Петр I издал указ: "За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост". К 1716 г. через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах. Мост длиной 150 м перекрывал всю заболоченную пойму реки. Назвали его Аничков мост - по имени инженера-подполковника М. О. Аничкова, чей полк базировался неподалеку и строил эту переправу.

У моста, на левом берегу реки, располагалась городская застава, где проверялись документы въезжавших в Петербург.

К 1721 г. мост перестроили. Руководил работами "столярных дел мастер" фон Болес. В разработке проекта нового моста принимал участие арх. Доменико Трезини. Мост становится подъемным, на его опоры уложен "дикий камень".

В 1749 г. Семеном Волковым построен новый мост - более широкий на свайных опорах. Пролеты обшиты тесом и отделаны под гранит. При въезде на мост установили фонари на высоких деревянных столбах.

Город быстро рос. При Екатерине II в 1762 г. учреждена Комиссия по устройству Петербурга и Москвы (Бецкий, Чернышев, Дашкова, Квасов). Для улучшения транспорта создается Комиссия (1786) (Экспедиция с 1798) о строении дорог. Учреждена главная дирекция водяных коммуникаций (1767) (Сиверс, Брюс, Архаров) с корпусом гидравликов (1782), перименованная в 1798 в департамент водяных коммуникаций.
В 1770 г. военн.-инж. В. Назимов разработал проект сооружения набережных Фонтанки. Создан проект семи однопролетных мостов через Фонтанку - автор неизвестен. Но только 10 лет спустя инж. Ф. Бауэр приступил к их строительству. В 1782 г. Бауэр умер. Работу продолжили инж-ры И. Борисов и К. Модерах.

Все эти мосты строились по одному проекту. Река перекрывалась двумя гранитными арками (13,5 м). На быках возвышались четырехпилонные башни, увенчанные куполами. Средний пролет был деревянный, разводной конструкции. В башнях размещались подъемные механизмы. Башни сохранились только на Чернышевом и Калинкином мостах, где разводные пролеты заменены гранитными сводами.

Аничков мост был огражден каменным парпетом, на разводной части - легкая решетка. В первой половине XIX в. парапеты заменили решетками с каменными тумбами. При входе на мост были поставлены по два каменных обелиска с двумя фонарями овальной формы на кронштейнах. ([**])

В книге Щусева - Полковник Герард и подполковник Пистор реконструируют Фонтанку. Фонтанка при этом делится перемычками на 7 участков, что позволило вести постройку мостов и набережных последовательно, в освобожденных от воды котлованах.

    Старый мост.

    Каменный мост с башнями.
    1782-1785 гг. (*)

    Панорама Невского проспекта.
    В.С. Садовников. 1830-е гг.

    Аничков мост.
    Садовников В.С. 18..-е гг.
    (добавил Mary)

    Ж. Жакотте и Регамей.
    Аничков мост. 1850-е гг.
    Раскр. литогр. И.И. Шарлемань.

    Фонтанка у Аничкова
    моста

    Аничков мост

    Перестройка моста.
    начало ХХ в.
    (добавил miraru1)

    Установка Коней
    Аничкова моста.
    1945 г.
    Добавил - .

    Мартынов А. Е. Вид Невского
    проспекта от Фонтанки на
    Адмиралтейство, 1809-1810
    Добавил-

* В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м

Чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка моста была

В 1839 г. принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла движение по Невскому пр. Проект разработали инж.-майором И. Ф. Буттац, инж. А. Х. Редер. Проект утвержден в декабре 1840 г. Комитет по наблюдению за перестройкой моста возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Старый мост разобрали. 22 мая 1841 г. был уложен первый камень нового моста. По ширине мост стала равен Невскому пр.. Три пологих кирпичных свода олицевали розовым гранитом. Своды моста предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, на быкам поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но от накладных украшений и ваз отказались. Мост стал трехпролетным. Облицеван красным карельским гранитом.

Мост огражден массивной чугунной решеткой. Мотив рисунка заимствован с перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822-1824 гг. немецким арх. Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками чередуются между собой. Долгое время считалось, что автором решетки моста был А. П. Брюллов. Мост был перестроен за 6 месяцев.

Но в это время появились отлитые из бронзы скульптурные группы, созданые по проекту плодовитого мастера К. П. Клодта, которые как нельзя лучше подходили для украшения моста.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. К этому времени на массивных гранитных постаментах уже красовались две бронзовые скульптурные группы. На другой стороне моста стояли их точные гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Для замены этих копий Клодт повторил отливку групп в металле. Но Николай I подарил их прусскому королю Фридриху - Вильгельму IV. Статуи, не побывав на мосту, погруженные в Кронштадте на корабль, отбыли в Германию в порт Штеттин, потом в Берлин, и были установлены по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В их установке участвовал и сам автор.

Клодт снова принимается за трудоемкую работу, и в октябре 1844 г. в третий раз благополучно, с большим мастерством заканчивает отливку двух бронзовых групп, которые устанавливаются на постаменты вместо обветшавших гипсовых. Но и новая пара недолго простояла на мосту. "Кони" были подарены неаполитанскому королю Фердинанду Второму. Весной 1846 г. из Кронштадского порта они морем отправились в далекую солнечную Италию, в Неаполь, и были установлены на пилонах ворот при входе в парк королевского дворца.

На Аничковом мосту появились алебастровые бронзированные статуи. Клодту в четвертый раз предстояло отлить в металле своих "коней". Но теперь он уже не стал копировать, а решил создать новые по композиции группы, объединив их с двумя первыми общим сюжетом и подчинив все произведениие единой идее.

Интерес к Аничкову моста после появления коней Клодта стал так велик, что городская администрация, несмотря на запреты АХ, старалась дополнительно его приукрасить. Некоторое время на мосту столяи фонари газового освещения. В 1890-х гг. на углу пешеходной панели была поставлена миниатюрная часовня (1,5 м) с четырехгранным основанием фасонного литья.

В 1906-1908 гг. Аничков мост был капительно перестроен по проекту С. П. Бобровского и Н. Г. Кривошеина. Из-за начавшегося трамвайного движения своды моста не могли выдержать нагрузки. Замена сводов требовала и замены опор. Мост был полностью разобран. Комиссия городской железной дороги под руководсством инж. А. П. Пшеницкого разработала несколько вариантов перестройки моста. В том числе предлагалось заменить мост однопролетным металлическим. 25 апреля 1905 г. АХ приняла решение сохранить прежний каменный мост.

При перестройке уделялось большое внимание сохранению прежней формы моста и прочности. Своды моста были выложены выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание. Были устранены узкие сходни с моста. Их заменили широкие ступени.

После реконстукции на мосту появилась табличка с надписью "Аничкин мост". Один из потомков М. О. Аничкова обратился в городскую управу с протестом против такого названия. Городская дума восстановила истинное название - Аничков мост.

Переустройство Аничкова моста.

В «Известиях» СПБ. Городской думы за текущий год (№ 10) помещен обширный доклад городской управы о переустройстве Аничкова моста. Докладу предпослана краткая историческая справка, из которой видно, что мост построен инж. бароном фон Дершау в 1841 г. В 1843 г. уже началось его разрушение со стороны Спасской части, что во время было замечено и остановлено. Затем до 1899 г. данных о дальнейшем разрушении моста не имеется. В 1902 г. было замечено разрушение свода среднего пролета и слабость опор, и собранная для этого комиссия пришла к заключению, что весьма желательно перестроить весь мост заново. Комиссия 1905 г. (27 авг.), соглашаясь с мнением предшествовавших комиссий, решила сохранить прежний вид моста, так как были предложения совершено изменить его. При этом докладе приложена смета на перестройку моста на сумму 104.347 руб. Теперешняя комиссия по переустройству моста состоит из следующих лиц: Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген, Н. Л. Кирпичев, Г. Г. Кривошеин, С. К. Куницкий, Н. Н. Митинский, А. П. Пшеницкий, Г. Н. Соловьёв и В. Г. Тюрин. («Зодчий», 1906, Вып. 17, С. 168, добавил miraru1)

В 1938 г. старую торцовую мостовую на Невском пр. заменили асфальтом. Новые виды транспорта - автобус и троллейбус - оживили движение по мосту.

В годы Великоы Отечественной войны в октябре 1941 г. Исполком Ленгорсовета принял решение о сбережении скульптуры Аничкова моста - снять четыре скульптурные гурппы и закопать в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). Работы проводил "Дормост" во главе с инж. В. Макаровым по руководством специальной комиссии. На катках скульптуры доставили в сад дворца. В промерзлой земле вырыли 4 ямы. Скульптуры смазали тавотом, оклеили бумагой, обшили досками, а пустоты между обшивкой и статуями засыпали землей. Конные гуппы опустили в ямы наполовину их высоты. Сверху насыпали земляные холмы. Долгие годы опустевшие гранитные пьедесталы напоминали людям: "Идет война". Летом на постаментах стояли ящики с травой.

В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка была заново отлита на заводе "Лентрублит" и вновь установлена на мосту.

За несколько дней до победы "Укротители коней" вернулись на свое место. Бронзовые группы были откопаны, очищены от предохранительной смазки, промыты бензином и установлены на гранитные постаменты. Операция по установке началась в 9 часов вечера 1 июня 1945 г., и закончилась в 9 часов утра следующего дня. "Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, - писала "Ленинградская правда". - Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. "Даже на крышах стояли зрители".

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Аничков мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, - один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, - просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю - укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе - благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две - подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно - подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.