Наступательная операция советских войск под сталинградом называлась. Возмездие. Советское контрнаступление под Сталинградом. Причины поражения вермахта

Железная дорога считается одним из самых безопасных видов транспорта, но и тут случаются катастрофы, зачастую огромных масштабов...

Крушение в Челябинской области (2011). Погибли 2 человека.

Авария произошла 11 августа 2011 года в Ашинском районе Челябинской области, в нескольких километрах от города Сим, на одном из участков Куйбышевской железной дороги. Вследствие разгона тяжёлого грузового поезда № 2707 до скорости 136 км/ч, по причине отказа тормозов, он догнал следующий впереди грузовой поезд № 1933 и столкнулся с его хвостом. В результате столкновения у поезда № 2707 сошли с рельсов два электровоза и 66 из 67 вагонов, погибли оба члена локомотивной бригады поезда, у поезда № 1933 сошли с рельсов 3 последних вагона.

Причиной крушения двух грузовых поездов, гибели двух человек и задержки десятков рейсов стала грубая халатность сотрудников РЖД, кое-кто характеризует ситуацию даже в более грубой форма. События, повлекшие катастрофу, начались с небольшого инцидента. 11 августа в 14:34, за несколько часов до столкновения, «виновник» трагедии - локомотив, составленный из двух электровозов серии ВЛ10, на станции «Мураслимкино» (участок «Челябинск-Кропачево») сбивает быка.

В результате происшествия произошло повреждение тормозной магистрали ведущего электровоза. Машинист Колтырев и его помощник Устюжанинов, сотрудники депо «Златоуст», меняют поврежденную деталь, воспользовавшись технической аптечкой ведомого электровоза, и сообщают на станцию прибытия «Кропачево» о необходимости дальнейшего ремонта локомотива. Состав благополучно доезжает до «Кропачево».

Принимавшие поезд в «Кропачево» машинист Д.В. Шумихин и его помощник М.К. Журавлев не проверили положение рычагов тормозной системы и ее работоспособность. В 16:50 поезд отправляют дальше по маршруту. Уже через 5 минут при проверке тормозной системы машинисты замечают проблемы в ее работе, поезд движется с нарастающей скоростью, не реагируя на попытки торможения. Скорость достигает 136 км в час, и только тогда было применено экстренное торможение. Однако тормозной путь на такой скорости - свыше 1 км. Товарный состав № 2707 догоняет идущий впереди другой товарный поезд № 1933 и таранит его.

Катастрофа на станции Свердловск - Сортировочный. Погибло 4 человека, ранено свыше 500 человек.

4 октября 1988 года состав, транспортировавший 86,8 тонн взрывчатых веществ (тротил и гексоген), после самопроизвольного движения под уклон протаранил состав с углем, стоящий на путях. В 02 часа 33 минуты (время московское) по причине короткого замыкания произошел взрыв, сила которого возросла в связи с наличием недалеко от эпицентра взрыва склада ГСМ.

Величина образовавшейся после взрыва воронки достигала 40 метров в диаметре и 8 метров в глубину. Сила ударной волны ощущалась в 15 км от эпицентра. Небольшому числу жертв способствовал тот факт, что вокруг станции располагалось малоэтажная жилая застройка бревенчатыми домами. В радиусе 3 км в домах не осталось ни одного целого стекла.

Однако трагедия послужила мощным толчком для развития жилищного строительства в районе, способствовала переселению людей в современные жилые здания, построенные на месте уничтоженных взрывом строений.

Катастрофа «Невского экспресса». Погибло 28 человек, ранено 132 человека.

27 ноября 2009 года в 21:30 по московскому времени на 285 км железной дороги из Москвы в Санкт Петербург произошло крушение фирменного поезда № 166 «Невский экспресс». Следствие определило причину крушения как террористический акт, который произошел путем подрыва взрывного устройства под электровозом ЧС200-100, что привело к уничтожению рельсового пути протяженностью 0,5 метров.

Высокая скорость и инерция движения позволили составу оставаться на рельсах. Однако два последних вагона через 260 метров сошли с рельс, первый остановился в вертикальном положении с правой стороны железнодорожного полотна, отлетев на 15 метров, а второй от хвостовой части поезда вагон осуществлял движение еще 130 метров на боку по рельсам железнодорожного полотна.

Большинство жертв находились в последнем вагоне (№1). Гибель пассажиров - следствие удара, произошедшего после схождения вагона с рельс и столкновения его с тремя бетонными опорами.

Катастрофа на станции Користовка (Украина). Погибло - 44, ранено - 100 человек.

Трагедия произошла 6 ноября 1986 в 3 часа 02 минуты (московское время) в момент следования пассажирских поездов № 635 Кривой Рог - Киев и № 38 Киев - Донецк через станцию Користовка. Поезд № 635 под управлением помощника машиниста проследовал под запрещающий сигнал светофора и, срезав стрелку, столкнулся с двигавшимся по другому пути поездом № 38.

Бригада поезда Кривой Рог - Киев не реагировала на запрещающие сигналы, на вызовы дежурных по станции, полностью утратив бдительность при прохождении станции. В результате погибли 44 человека. Более 100 человек получили ранения. Оба электровозы ЧС 4 № 005 и № 071 не подлежали восстановлению.

Трагедия на переезде в городе Марганец (Украина). Погибли 45 человек.

12 октября 2010 года в 9:25 недалеко от города Марганца Днепропетровской области произошло столкновение автобуса с пассажирами с двухсекционным электровозом ВЛ 8-153. Автобус марки «Эталон» с 52-мя пассажирами следовал из городской поликлиники в поселок Городище. При выезде на железнодорожный переезд под запрещающий сигнал светофора автобус столкнулся с электровозом, двигавшимся со скоростью 82 км в час. До полной остановки автобус протянуло еще около 300 метров.

Это была самая крупная авария такого типа для Украины. По заявлению властей после этой катастрофы коренным образом должны быть изменены правила пассажирских перевозок.

Трагическая ситуация с электровозом ВЛ 8 -153 произошла в момент, когда этот электровоз следовал в качестве резервного для грузового поезда, попавшего 12 октября 2010 года в 7:50 утра в другую катастрофу. Около станции Канцеровка трактор также проследовал под запрещающий сигнал светофора и был уничтожен проезжающим грузовым поездом. Тракторист погиб, а локомотив состава был сильно поврежден. На его смену и двигался злополучный ВЛ 8 -153

Катастрофа на станции Каменская. Погибло - 106, ранено - 114 человек.

7 августа 1987 года на Лиховском отделении Юго-Восточной железной дороги в городе Каменск-Шахтинский грузовой состав по причине отказа тормозной системы не смог снизить скорость на уклоне и в неуправляемом состоянии выехал на станцию Каменская (Ростовская область). В момент прохождения станции состав разорвало на несколько частей. Локомотив с одним вагоном через несколько сот метров врезался в хвост стоявшего на платформе пассажирского поезда.

Трагедия развивалась следующим образом. При начале спуска машинист на скорости 65 км в час начал торможение. Однако поезд не реагировал и продолжал набирать скорость. Тогда было повышено давление в тормозной системе и совершена дважды попытка остановить поезд. Когда принятые меры не помогли, о неисправных тормозах было доложено диспетчеру.

Машинисту терпящего крушение грузового поезда удалось связаться с диспетчерами и поездом № 335, стоящим на станции Каменская. Бригада пассажирского поезда начал экстренное движение, однако проводники не были оповещены и в 10-ом вагоне был сорван стоп-кран (это действие признано соответствующим должностной инструкции проводника при начале несанкционированного движения поезда). Разъяснить причину движения проводникам попросту не успели - на станцию уже врывался неконтролируемый грузовой поезд № 2035, движущийся на скорости 140 км в час.

В момент прохождения стрелки № 17 произошел разрыв состава и часть его (от второго вагона и дальше), образуя завал, начала останавливаться. Однако локомотив с первым вагоном проехали еще 464 метра и на скорости 100 км начали крушить хвостовые вагоны пассажирского поезда.

Трагедия «Авроры». Погибло - 31 и ранено более 100 человек

16 августа 1988 года в 18:25 по московскому времени на перегоне Березайка - Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги на 307-308-м км магистрали произошло крушение скоростного пассажирского поезда № 159 «Аврора», ведомого электровозом ЧС6-017.

Сутками ранее специальным вагоном-путеизмерителем на данном участке пути были выявлены дефекты, которые не позволяли проходить данный участок со скоростью 160 км в час. Просадка пути привела к самопроизвольному расцеплению локомотива и первого вагона поезда № 159, проходившего в данном месте со скоростью 155 км в час. Как следствие расцепления вагонов произошел обрыв тормозной магистрали, необходимой для экстренного торможения. Также при этом произошло разрушение путей, что и привело к сходу вагонов с рельс.

После опрокидывания состава в вагоне ресторане начался пожар, перешедший на другие вагоны поезда. Крушение произошло в заболоченной местности, что затруднило прибытие пожарных бригад, доставка воды также осуществлялась из источника, находящегося в 2 км от эпицентра пожара. Все 15 вагонов состава сошли с рельс, практически полностью были уничтожены 12 вагонов, перерыв в следовании поездов на данном участке составил 15 часов.

Трагедия в Арзамасе. Погибло: 91, ранено: 799

4 июня 1988 в 09:32 в городе Арзамас (Горьковской железной дороги) произошел взрыв трех вагонов с гексогеном, следовавших в Казахстан. В ходе расследования установлено, что в вагонах находилось 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.

После взрыва в эпицентре образовалась воронка диаметром 26 метров. Секция тепловоза была найдена в 200 метрах от места взрыва. Свыше 800 семей остались без жилья, уничтожен 151 дом.

Полностью разрушено 250 метров железнодорожного полотна, уничтожена подстанция и поврежден газопровод. Повреждения получили 2 лечебных учреждения, 49 детских садов и 14 школ, 69 магазинов.

Катастрофа около Уфы. Погибли 575 человек и ранено свыше 600.

3 июня 1989 года по московскому времени в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша - Улу-Теляк случилась самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР. В момент сближения двух встречных поездов № 211 «Новосибирск - Адлер» и № 212 «Адлер - Новосибирск» произошёл взрыв скопившихся газообразных углеводородов, собравшихся в низине по причине утечки из трубопровода «Сибирь - Урал - Поволжье».

В поездах № 211 «Новосибирск - Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер - Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) в тот момент находилось 1284 пассажира (383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся на рельсах 27 вагона обгорели снаружи и выгорели внутри. Официальные данные говорят о гибели 575 человек (по другим данным - 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.

Объемный взрыв огромных масс скопившегося газа оценивался по разным данным от 300 тонн ТНТ до 12 килотонн, что сопоставимо с Хиросимой (16 килотонн). Взрыв был зафиксирован за тысячи километров системой ПВО США. В 10 км от эпицентра, в городе Аша, из окон были выбиты все стекла. Пламя можно было наблюдать с расстояния 100 км от пожара, площадь которого достигала 250 гектар. Полностью уничтожены 350 метра ж/д полотна.

В результате расследования к разным срокам заключения приговорили 9 должностных лиц. Причины аварии трактовались двояко. По первой версии основной причиной утечки пропана, бутана и других легких углеводородов было повреждение трубопровода экскаватором за 4 года до трагедии. За 40 минут до взрыва произошло раскрытие трубопровода, и началась утечка.

Вторая версия предполагала, что на целостность трубопровода повлияли блуждающие токи от высоковольтных линий электропередач, расположенных над железной дорогой. В результате на трубах образовались микротрещины, которые со временем и послужили источником утечек газа. Также существовала версия террористического акта со стороны западных спецслужб в целях дестабилизации уже разваливающегося СССР. Эта версия не нашла реальных подтверждений.

До сих пор идут споры о причине взрыва. Возможно, это была случайная электрическая искра. А может быть, в роли детонатора сработала чья-то сигарета, ведь кто-то из пассажиров вполне мог выйти ночью покурить…

Но как возникла утечка газа? По официальной версии, еще при строительстве в октябре 1985 года трубопровод был поврежден ковшом экскаватора. Сначала это была просто коррозия, но от постоянных нагрузок со временем появилась трещина. Открылась же она всего минут за 40 до аварии, и к моменту прохождения составов в низине успело скопиться уже достаточное количество газа.

Во всяком случае, виновными в аварии признали именно строителей трубопровода. Ответственность понесли семь человек, среди которых были должностные лица, прорабы и рабочие.

Но существует и другая версия, согласно которой утечка возникла за две-три недели до катастрофы. По-видимому, под воздействием «блуждающих токов» от железной дороги в трубе началась электрохимическа я реакция, которая привела к коррозии. Сначала образовалось небольшое отверстие, через которое начал утекать газ. Постепенно оно расширилось до трещины.

Кстати, о загазованности машинисты проезжавших этот участок поездов сообщали еще за несколько дней до аварии. За несколько часов до нее в трубопроводе упало давление, но проблему решили просто – увеличили подачу газа, что еще больше усугубило ситуацию.

Итак, скорее всего, основной причиной трагедии стала элементарная халатность, обычная русская надежда на «авось»…

Восстанавливать трубопровод не стали. Впоследствии его ликвидировали. А на месте Ашинской катастрофы в 1992 году установили мемориал. Ежегодно сюда приезжают родные погибших, чтобы почтить их память.

Трагедия на станции Лычково. В небольшом поселке Лычково Новгородской области есть безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых печальных…

Лычково не просто точка на карте Новгородской. Этот маленький поселок навсегда вошел в историю как печальное место,связанное с трагедией ленинградских детей. Трагедией, долгое время вычеркнутой из официальной летописи Ленинграда военных лет. Первая волна эвакуации жителей из Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Она производилась в Демянский, Молвотицкий, Валдайский и Лычковский районы, тогда Ленинградская область. Многие родители просили сопровождающих поезд: «Спасите и моего ребенка!», и они забирали детей просто так. Состав постепенно увеличивался, и к моменту прибытия на станцию Старая Русса он насчитывал уже 12 вагонов-теплушек, в которых находилось около 3000 детей и сопровождающих их педагогов и медицинских работников. Вечером 17 июля 1941 года состав прибыл на первый путь станции Лычково, ожидая подхода очередной группы детей из Демянска. После полудня 18 июля вновь прибывших детей из Демянска начали размещать в вагонах состава. На второй путь прибыл санитарный поезд, из которого стали выходить легкораненые красноармейцы и санитарки, чтобы пополнить запасы продовольствия на привокзальном рынке. «Мальчишки угомонились, только заняв места за столами. А мы отправились к своему вагону. Одни залезли на нары отдыхать, другие рылись в своих вещах. Мы, восемь девочек, стояли в дверях. - Самолет летит, -сказала Аня, - наш или немецкий? -Скажешь тоже -«немецкий»… Его утром сбили. - Наверное, наш, - добавила Аня и вдруг закричала: -Ой, смотрите, из него что-то сыплется… А дальше - всё тонет в шипении, и грохоте, и дыме. Нас отшвыривает от дверей на тюки к задней стенке вагона. Сам вагон трясется и качается. С нар валятся одежда, одеяла, сумки… тела, и со всех сторон со свистом что-то летит через головы и вонзается в стены и в пол. Пахнет паленым, как от пригоревшего на плите молока.» - Евгения Фролова «Лычково, 1941 год». Немецкий самолёт бомбил эшелон с маленькими ленинградцами, летчики не стали обращать внимание на красные кресты на крышах вагонов. Женщины из этой деревни спасали оставшихся в живых, хоронили мёртвых. Точное число детей, погибших в этой трагедии, неизвестно. Удалось спасти очень немногих. Детей похоронили в братской могиле в селе Лычково, в одной могиле с ними были погребены и сопровождавшие их педагоги и медицинские сестры, погибшие под бомбежкой. Воспоминания учащихся Дзержинского района: Шестого июля 1941 года учащиеся школ Дзержинского района города на Неве и несколько преподавателей во главе со старшим, учителем ботаники школы №12 отправились пассажирским поездом с Витебского вокзала в Старую Руссу. Ленинградских детей предполагалось временно разместить в деревнях Демянского района, подальше от приближавшейся линии фронта.Из нашей семьи ехали трое: я (мне было тогда 13 лет) и мои племянницы двенадцатилетняя Тамара и восьмилетняя Галя. От станции Старая Русса до деревни Молвотицы детей должны были перевезти автобусами. Но этот вариант из-за тревожной обстановки (шла уже третья неделя войны) был изменен. Было решено доставить детей поездом до станции Лычково, а оттуда автобусами - в Молвотицы. В Лычкове получилась непредвиденная задержка. Семь дней пришлось ждать автобусов. В Молвотицы прибыли мы вечером, переночевали в школе по-походному, а утром ребят должны были развезти по намеченным деревням. Директор школы №12 Зоя Федоровна в начале июля уехала к мужу, накануне переведенному в Москву. Узнав по сводкам Совинформбюро, что примерно по тому месту, где разместили ее школьников, проходит одно из вероятных направлений удара противника, она, бросив все, приехала в деревню Молвотицы спасать ребят… Прибыв в Молвотицы, Зоя Федоровна застала в нашем лагере переполох. Оценив обстановку, прибывшая в Молвотицы Зоя Федоровна настояла на том, чтобы ребят немедленно вернули на станцию Лычково. К вечеру кто на автобусах, кто на попутных машинах добрались мы до Лычкова и разместились со своими вещами возле выделенных нам товарных вагонов. Поужинали в который уж раз сухим пайком: кусо­чек хлеба и две конфетки. Ночь провели кое-как. Многие мальчишки шныряли по станции в поисках еды. Основную массу ребят отвели в сторону от станции, на картофельное поле и в кустарник. Станция Лычково была сплошь заставлена эшелонами с какими-то цистернами, машинами и танками. В некоторых вагонах лежали раненые. Но был и порожняк. Утро для ребят началось с завтрака и погрузки вещей в вагоны. И в это время на станцию налетели фашистские стервятники. Два самолета сделали три захода на бомбометание с одновременным прочесы­ванием станции пулеметным огнем. Самолеты улетели. Вагоны и цистерны горели, потрескивая и распространяя удушливый дым. Между вагонами бегали испуганные люди, кричали дети, ползали раненые, прося о помощи. На телеграфных проводах висели лохмотья одежды. Бомбой, разорвавшейся возле наших вагонов, было ранено несколько ребят. Моему однокласснику Жене оторвало ногу, Асе повредило челюсть, Коле выбило глаз. Насмерть была сражена директор школы Зоя Федоровна. Дети похоронили свою любимую наставницу в воронке от бомбы. Горько и сиротливо выглядели две ее лаковые туфельки, поставленные ребятами на могиле…

Станция Лычково. Мемориал погибшим детям Официально о страшном происшествии практически ничего не было сказано. В газетах лишь скупо сообщили, что в Лычково подвергся неожиданному авиа-удару эшелон с детьми. Разбито 2 вагона, убит 41 человек, в том числе 28 ленинградских детей. Однако многочисленные очевидцы, местные жители, сами дети своими глазами видели гораздо более страшную картину. По некоторым оценкам в тот летний день 18 июля под фашистским обстрелом погибло более 2 тысяч детей. Всего за годы блокады из Ленинграда было эвакуировано почти 1,5 миллиона человек, среди которых около 400 тысяч детей. Немногих, очень немногих оставшихся в живых - раненых, искалеченных, удалось спасти местным жителям. Остальных - останки безвинно погибших, разорванных снарядами, детей похоронили здесь же на сельском кладбище в братской могиле. Это были первые массовые жертвы Ленинграда, вокруг которого 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо сухопутной гитлеровской блокады и которому геройски, мужественно предстояло выдержать эту почти 900-дневную осаду и победить, разгромить противника в январе 1944 года. Память о погибших в далёкой для новых поколений войне жива и по сей день. Казалось, что детей увозят как можно дальше от беды, которая грозит городу - Ленинграду. Однако роковые ошибки привели к страшной трагедии. Руководство в первые недели войны было уверено, что опасность Ленинграду грозит со стороны Финляндии, поэтому дети отправлялись в те места, которые посчитали безопасными - южные районы Ленинградской области. Как оказалось, детей везли прямо навстречу войне. Им суждено было попасть в самое огненное пекло. О трагедии, произошедшей на станции Лычково по вине недальновидных чиновников, надо было просто забыть, как будто бы её не случилось. И о ней как бы забыли, не упоминая ни в каких официальных документах и публикациях. Сразу после войны на могиле детей в Лычково поставили скромный обелиск со звездочкой, потом появилась плита с надписью «Ленинградским детям». И это место стало святым для местных жителей. Но масштаб трагедии города Ленинграда было трудно осмыслить - многие из этих родителей уже давно лежали на Пискарёвском кладбище или погибли на фронтах.

Великой Отечественной и Второй мировой войны. А начался он с успешного красноармейского наступления, получившего кодовое название «Уран».

Предпосылки

Советское контрнаступление под Сталинградом началось в ноябре 1942 года, однако к подготовке плана этой операции в Ставке Главнокомандования приступили еще в сентябре. Осенью немецкий марш к Волге захлебнулся. Для обеих сторон Сталинград был важен как в стратегическом, так и в пропагандистском смысле. Этот город был назван в честь главы советского государства. Когда-то Сталин руководил обороной Царицына от белых во время Гражданской войны. Потерять этот город, с точки зрения советской идеологии, было немыслимо. Кроме того, если бы немцы установили контроль над нижним течением Волги, они бы смогли остановить поставки продовольствия, топлива и других важных ресурсов.

По всем вышеперечисленным причинам контрнаступление под Сталинградом планировалось с особенной тщательностью. Процессу благоприятствовала обстановка на фронте. Стороны на некоторое время перешли к позиционной войне. Наконец 13 ноября 1942 года план контрнаступления под кодовым названием «Уран» был подписан Сталиным и утвержден в Ставке.

Первоначальный план

Каким хотели увидеть контрнаступление под Сталинградом советские руководители? По плану Юго-Западный фронт под руководством Николая Ватутина должен был нанести свой удар в районе небольшого города Серафимовича, летом занятого немцами. Этой группировке был отдан приказ прорваться хотя бы на 120 километров. Другим ударным формированием стал Сталинградский фронт. Местом его наступления были выбраны Сарпинские озера. Пройдя 100 километров, армии фронта должны были встретиться с Юго-Западным фронтом рядом с Калач-Советским. Таким образом, немецкие дивизии, находившиеся в Сталинграде, попали бы в окружение.

Планировалось, что контрнаступление под Сталинградом будет поддержано вспомогательными ударами Донского фронта в районе Качалинской и Клетской. В Ставке пытались определить наиболее уязвимые части формирований противника. В конце концов, стратегия операции стала заключаться в том, что удары Красной армии наносились в тыл и фланг самых боеспособных и опасных соединений. Именно там они были хуже всего защищены. Благодаря хорошей организации, операция «Уран» оставалась тайной для немцев вплоть до дня начала ее выполнения. Неожиданность и скоординированность действий советских частей сыграли им на руку.

Окружение противника

Как и планировалось, контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября. Ему предшествовала мощная артподготовка. Перед рассветом резко изменилась погода, что внесло коррективы в планы командования. Густой туман не позволил поднять в воздух авиацию, так как видимость была крайне низкой. Поэтому основной упор делался именно на артподготовку.

Первой под ударом оказалась 3-я румынская армия, чья оборона была прорвана советскими войсками. В тылу у этого формирования стояли немцы. Они попытались остановить красноармейцев, но потерпели фиаско. Разгром противника был завершен 1-м под руководством Василия Буткова и 26-м танковым корпусом Алексея Родина. Эти части, выполнив поставленную задачу, стали продвигаться по направлению к Калачу.

На следующий день началось наступление дивизий Сталинградского фронта. За первые сутки эти части продвинулись на 9 километров, прорвав вражескую оборону на южных подступах к городу. После двухдневных боев были разгромлены три немецкие пехотные дивизии. Успех Красной армии шокировал и привел в замешательство Гитлера. В вермахте решили, что удар можно будет сгладить перегруппировкой сил. В конце концов, после рассмотрения нескольких вариантов действий, немцы перебросили под Сталинград еще две танковые дивизии, до этого действовавшие на Северном Кавказе. Паулюс до того самого дня, когда произошло окончательное окружение, продолжал посылать на родину победные реляции. Он упрямо повторял о том, что не покинет Волги и не допустит блокады своей 6-й армии.

21 ноября 4-й и 26-й танковые корпуса Юго-Западного фронта достигли хутора Манойлина. Здесь они сделали неожиданный маневр, резко повернув на восток. Теперь эти части двигались прямиком к Дону и Калачу. Продвижение Красной армии попыталась задержать 24-я вермахта, однако все ее попытки ни к чему не привели. В это время командный пункт 6-й армии Паулюса срочно передислоцировался в станицу Нижнечирскую, опасаясь быть застигнутым атакой советских солдат.

Операция «Уран» в очередной раз продемонстрировала героизм красноармейцев. Так, например, передовой отряд 26-го танкового корпуса на танках и автомашинах переехал мост через Дон недалеко от Калача. Немцы оказались слишком беспечными - они решили, что к ним движется дружественная часть, оснащенная трофейной советской техникой. Воспользовавшись этим попустительством, красноармейцы уничтожили расслабившуюся охрану и заняли круговую оборону, ожидая прихода основных сил. Отряд удерживал позиции, несмотря на многочисленные контратаки противника. Наконец к нему прорвалась 19-я танковая бригада. Эти два формирования совместными усилиями обеспечили переправу основных советских сил, спешивших форсировать Дон в районе Калача. За этот подвиг командиры Георгий Филиппов и Николай Филиппенко были заслуженно удостоены звания Героя Советского Союза.

23 ноября советские части взяли под контроль Калач, где в плен попали 1500 солдат вражеской армии. Это означало фактическое окружение немцев и их союзников, оставшихся в Сталинграде и междуречье Волги и Дона. Операция «Уран» на первом своем этапе прошла успешно. Теперь 330 тысяч человек, служивших в вермахте, должны были прорываться через советское кольцо. В сложившихся обстоятельствах командующий 6-й танковой армией Паулюс попросил у Гитлера разрешения прорываться на юго-восток. Фюрер отказал. Вместе этого силы вермахта, находившиеся неподалеку от Сталинграда, но не попавшие в окружение, были объединены в новую группу армий «Дон». Это формирование должно было помочь Паулюсу прорвать окружение и удержать город. Попавшим в западню немцам не осталось ничего другого, кроме как дожидаться помощи своих соотечественников извне.

Неясные перспективы

Хотя начало контрнаступления советских войск под Сталинградом привело к окружению значительной части немецких сил, этот несомненный успех вовсе не означал, что операция закончена. Красноармейцы продолжали атаки на вражеские позиции. Группировка вермахта была крайне большой, поэтому в Ставке надеялись прорвать оборону и разделить ее хотя бы на две части. Однако из-за того, что фронт заметно сузился, концентрация сил противника стала значительно выше. Контрнаступление советских войск под Сталинградом замедлилось.

Тем временем в вермахте подготовили план операции «Винтергевиттер» (что переводится как «Зимняя гроза»). Ее целью было обеспечить ликвидацию окружения 6-й армии под руководством Блокаду должна была прорвать группа армий «Дон». Планирование и проведение операции «Винтергевиттер» было возложено на фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Главной ударной силой немцев на этот раз стала 4-я танковая армия под командованием Германа Гота.

«Винтергевиттер»

В переломные моменты войны чаша весов склоняется то на одну, то на другую сторону, и до последнего момента совершенно не понятно, кто же окажется победителем. Так было и на берегах Волги в конце 1942 года. Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом осталось за Красной армией. Однако 12 декабря немцы попытались взять инициативу в свои руки. В этот день Манштейн и Гот начали реализовывать план «Винтергевиттер».

Из-за того что немцы основной свой удар нанесли из района поселка Котельниково, эта операция также получила название Котельниковской. Удар оказался неожиданным. В Красной армии понимали, что вермахт попытается прорвать блокаду извне, но атака из Котельниково была одним из наименее рассматриваемых вариантов развития ситуации. На пути немцев, стремящихся прийти на выручку товарищам, первой оказалась 302-ая стрелковая дивизия. Она была полностью рассеяна и дезорганизована. Так Готу удалось образовать брешь в позициях, занятых 51-й армией.

13 декабря 6-я танковая дивизия вермахта атаковала позиции, занятые 234-м танковым полком, который поддерживали 235-я отдельная танковая бригада и 20-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада. Этими формированиями командовал подполковник Михаил Диасамидзе. Также рядом находился 4-й механизированный корпус Василия Вольского. Советские группировки находились около поселка Верхне-Кумского. Боевые действия советских войск и частей вермахта за контроль над ним продолжались шесть дней.

Противостояние, которое шло с переменным успехом обеих сторон, чуть было не закончилось 19 декабря. Немецкая группировка была усилена свежими частями, пришедшими из тыла. Это событие заставило советских командиров отступить к реке Мышкове. Однако и это пятидневное затягивание операции сыграло на руку Красной армии. За то время, пока солдаты сражались за каждую улицу Верхне-Кумского, в этот район неподалеку была подтянута 2-я гвардейская армия.

Критический момент

20 декабря армию Гота и Паулюса отделяло всего 40 километров. Однако немцы, пытавшиеся прорвать блокаду, потеряли уже половину личного состава. Наступление замедлилось и, в конце концов, остановилось. Силы Гота закончились. Теперь для прорыва советского кольца была необходима помощь окруженных немцев. План операции «Винтергевиттер» в теории включал в себя дополнительный план «Доннершлаг». Он заключался в том, что заблокированная 6-я армия Паулюса должна была пойти навстречу товарищам, пытавшимся разорвать блокаду.

Однако эта идея так и не был реализована. Дело было во все том же приказе Гитлера «ни за что не покидать крепость Сталинград». Если бы Паулюс прорвал кольцо и соединился с Готом, то он бы, конечно, оставил город за спиной. Фюрер считал такой поворот событий полным разгромом и позором. Его запрет носил ультимативный характер. Наверняка, если бы Паулюс пробился с боями через советские ряды, его бы судили на родине как предателя. Он хорошо понимал это и не стал проявлять инициативу в самый ответственный момент.

Отступление Манштейна

Тем временем на левом фланге атаки немцев и их союзников советские войска смогли дать мощный отпор. Итальянские и румынские дивизии, сражавшиеся на этом участке фронта, самовольно отступили. Бегство приняло лавинообразный характер. Люди покидали свои позиции без оглядки. Теперь для Красной армии был открыт путь на Каменск-Шахтинский на берегу реки Северный Донец. Однако главной задачей советских частей стал оккупированный Ростов. Кроме того, обнаженными стали стратегически важные аэродромы в Тацинской и Морозовске, которые были необходимы вермахту для оперативной переброски продовольствия и других ресурсов.

В связи с этим 23 декабря командующий операцией Манштейн отдал приказ отступать, для того чтобы защитить коммуникационную инфраструктуру, расположенную в тылу. Маневром противника воспользовалась 2-я гвардейская армия Родиона Малиновского. Фланги немцев оказались растянутыми и уязвимыми. 24 декабря советские войска вновь вошли в Верхне-Кумский. В тот же день Сталинградский фронт перешел в наступление по направлению к Котельниково. Гот и Паулюс так и не смогли соединиться и обеспечить коридор для отступления окруженных немцев. Операция «Винтергевиттер» была приостановлена.

Завершение операции «Уран»

8 января 1943 года, когда положение окруженных немцев окончательно стало безнадежным, командование Красной армии предъявило противнику ультиматум. Паулюс должен был капитулировать. Однако он отказался делать это, следуя приказу Гитлера, для которого провал под Сталинградом стал бы страшным ударом. Когда в Ставке узнали о том, что Паулюс настаивает на своем, наступление Красной армии возобновилось с еще большей силой.

10 января Донской фронт приступил к окончательной ликвидации противника. По разным оценкам на тот момент в западне оказалось около 250 тысяч немцев. Советское контрнаступление под Сталинградом продолжалось уже два месяца, и теперь для его завершения был необходим последний рывок. 26 января окруженная группировка вермахта была разделена на две части. В центр Сталинграда оказалась южная половина, в районе завода «Баррикады» и тракторного завода - северная. 31 января Паулюс со своими подчиненными сдался в плен. 2 февраля было сломлено сопротивление последнего немецкого отряда. В этот день закончилось контрнаступление советских войск под Сталинградом. Дата, кроме того, стала завершающей для всей битвы на берегах Волги.

Итоги

В чем заключались причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом? К концу 1942 года у вермахта закончились свежие людские ресурсы. Бросать в бои на востоке стало просто некого. Оставшиеся же силы выдохлись. Сталинград стал крайней точкой немецкого наступления. В бывшем Царицыне оно захлебнулось.

Ключевым для всей битвы стали именно начало контрнаступления под Сталинградом. Красная армия посредством нескольких фронтов смогла сначала окружить, а потом и ликвидировать противника. Было уничтожено 32 вражеские дивизии и 3 бригады. Всего немцы и их союзники по «Оси» потеряли около 800 тысяч человек. Советские цифры также были колоссальными. Красная армия потеряла 485 тысяч человек, из них 155 тысяч были убиты.

За два с половиной месяца окружения немцы не произвели ни одной попытки вырваться из окружения изнутри. Они ожидали помощи с «большой земли», однако снятие блокады группой армий «Дон» снаружи провалилось. Тем не менее за предоставленное время гитлеровцы наладили систему воздушной эвакуации, с помощью которой из окружения выбралось порядка 50 тысяч солдат (в основном это были раненые). Те же, которые остались внутри кольца, либо погибли, либо попали в плен.

План контрнаступления под Сталинградом был благополучно выполнен. Красная армия переломила ход войны. После этого успеха начался постепенный процесс освобождения территории Советского Союза от нацистской оккупации. В целом Сталинградская битва, для которой контрнаступление советских вооруженных сил стало завершающим аккордом, оказалась одним из самых масштабных и кровопролитных сражений в истории человечества. Бои на сожженных, разбомбленных и разоренных руинах осложнялись еще и зимней погодой. От холодного климата и вызванных им заболеваний умерло немало защитников родины. Тем не менее город (а за ним и весь Советский Союз) был спасен. Название контрнаступления под Сталинградом - «Уран» - навсегда вписано в военную историю.

Причины поражения вермахта

Уже гораздо позже, после завершения Второй мировой войны Манштейн опубликовал мемуары, в которых в том числе подробно описал свое отношение к Сталинградской битве и советскому контрнаступлению под ним. Он обвинил в гибели окруженной 6-й армии Гитлера. Фюрер не хотел сдавать Сталинград и таким образом бросать тень на свою репутацию. Из-за этого немцы оказались сначала в котле, а потом и вовсе были окружены.

У вооруженных сил Третьего рейха были и другие осложнения. Транспортной авиации было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить окруженные дивизии необходимыми боеприпасами, горючим и продовольствием. Воздушный коридор так и не был использован до конца. Кроме того, Манштейн упомянул, что Паулюс отказался прорываться через советское кольцо навстречу Готу именно из-за недостатка горючего и опасения потерпеть окончательное поражение, при этом еще и ослушавшись приказа фюрера.