Блок я не предал белое знамя читать. «Я не предал белое знамя…» А. Блок. Анализ стихотворения Блока «Я не предал белое знамя…»

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация - 1879 г.

Тема стихотворения внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение - монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты «два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Тема

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек « в поте и пыли », он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры : «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию , повторяя слово « земли ». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он - и вот ушел за небосклон» . Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

Александр Александрович Блок

Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой — одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали несется волна.

А вблизи — всё пусто и немо,
В смертном сне — враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

Александр Блок на фронте, 1914 год

Произведение, датированное концом 1914 г., увидело свет в составе сборника «Стихи о России», а затем было включено в послереволюционную редакцию знаменитого цикла «Родина». Текст размещен среди стихотворений, завершающих поэтическую книгу. В них тема трагических судеб соотечественников, окруженных безнадежными «глухотой и чернотой», осложняется военными мотивами.

Зачин произведения выводит на первый план знаковую деталь — белое знамя, в верности которому присягает лирический герой. Образ отличается сложной символикой. Она опирается на традиционную трактовку, расценивающую колористическую характеристику как признак чистоты и святости, причастности к небесному гармоничному началу. В рамках блоковской поэтики белый оттенок ассоциируется с обликом Прекрасной Дамы, и субъект речи выступает преданным защитником своего идеала.

Долгожданная встреча героя и лирического адресата происходит во время затишья, сменившего грохот боевых действий. Паре, которой посчастливилось миновать опасности военного времени, повезло дважды: случайное свидание состоялось после долгой разлуки. Земляная насыпь, ночь — автор указывает конкретные пространственно-временные обстоятельства лирического сюжета.

Иносказательный характер второго катрена контрастирует с реалистичным содержанием первой строфы. Нечаянная встреча обусловлена влиянием «роковых», судьбоносных причин, которые метафорически уподоблены путям. Символическую трактовку получает женский образ, соотносимый с образом Родины.

Драматические события привели героя на чужбину, где сражаются русские воины. Над свежим братским захоронением царят оцепенение и зловещая тишина, которые нарушаются отдаленной мелодией тоскливой солдатской песни. Последнюю характеризует метафора «волна»: троп передает колебания интенсивности звуков. Пессимистичная оценка будущего, подкрепленная мотивами смерти, порождает безнадежные интонации, звучащие в концовке.

Показателен художественный прием, при помощи которого замыкается стихотворный текст. Сияние звезды, озаряющей ночную мглу, сравнивается с патриотическими чувствами лирического субъекта. Их возвышенный смысл обозначен известной библейской аллюзией. Любовь к Родине — единственный жизненный ориентир, сакральная ценность, остающаяся неизменной среди «кровавого отсвета» апокалиптической атмосферы эпохи.

Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой - одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали" несется волна.

А вблизи - всё пусто и немо,
В смертном сне - враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

План анализа стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.