Лучшие ангелы нашей природы читать онлайн. Стивен Пинкер, “Добрые ангелы человеческой природы”. ​ «Сапиенс: краткая история человечества» Юваля Ноа Харари

Пинкер меня не в первый раз удивляет. Не то чтобы я был о нем худшего мнения, но я обычно не ожидаю такого сильного впечатления от длинной нехудожественной книги.

Это местами подстрочник, местами пересказ отрывка из введения, из которого примерно понятно, о чем будет дальше. Я там время от времени начинал выделять каждый второй-третий абзац, и в результате получилось слишком много, чтобы я мог хотя бы выбрать, какие отрывки еще пересказать. Собственно идеи звучат довольно просто и очень странно, но собранные данные хороши и в большинстве длинных рассуждений я слабых звеньев не увидел.

“Эта книга - история о шести тенденциях, пяти демонах и четырех ангелах человеческой природы и пяти исторических процессах.

1) Шесть тенденций (главы 2–7).

Чтобы увязать многочисленные эпизоды, показывающие, как в жизни нашего вида стало меньше насилия, я объединяю их в шесть основных тенденций.

  • Первой из них, занявшей несколько тысячелетий, стал переход от анархического состояния охотников и собирателей, в котором наш вид провел большую часть своей эволюционной истории, к первым земледельческим цивилизациям с городами и правительствами, начавшийся примерно пять тысяч лет назад. С этим переходом связано снижение “естественного” количества постоянных набегов и усобиц между соседями и примерно пятикратное уменьшение количества насильственных смертей. Я называю этот переход процессом укрощения.

  • Второй переход занял более пятисот лет и лучше всего задокументирован в Европе. В период между Средневековьем и ХХ в. в европейских странах количество убийств сократилось в 10–50 раз. Социолог Норберт Элиас в своей книге “Процесс цивилизации” называет причиной этого удивительного сокращения объединение мелких феодальных территорий в крупные королевства с центральной властью и торговой инфраструктурой. Следом за ним я называю эту тенденцию процессом цивилизации.
  • Третья трансформация началась в 17–18 веках в эпоху Просвещения (хотя у нее были предшественники в классической Греции и в эпоху Ренессанса, а также параллели в других частях света). В это время появились первые организованные движения за отмену таких социально одобряемых форм насилия, как деспотизм, рабство, дуэли, пытки в судебных процессах, убийства по мотивам суеверий, жестокие наказания и жестокое обращение с животными. Историки иногда называют этот процесс Гуманитарной революцией.
  • Четвертый переход состоялся после конца Второй мировой войны. Две трети столетия спустя наблюдается исторически беспрецедентное положение: могущественные державы и вообще развитые государства перестали воевать между собой. Историки назвали это состояние Долгим миром.
  • Пятая тенденция тоже относится к вооруженным конфликтам, но проявляется не так заметно. Хотя читателям новостей должно быть трудно в это поверить, но после конца Холодной войны в 1989 количество организованных конфликтов всех видов: гражданских войн, геноцидов, репрессий в странах с автократическими режимами и террористических атак - сократилось по всему миру. Поскольку это новое положение дел еще не выглядит устойчивым, я буду называть его Новым миром.
  • Наконец, в послевоенную эпоху, начавшуюся с символического принятия Всеобщей Декларации прав человека, мы видим растущее противодействие агрессии в меньших масштабах, включая насилие против этнических меньшинств, женщин, детей, гомосексуалов и животных. Эти производные от идеи прав человека - гражданские права, права женщин, детей, ЛГБТ и животных - были установлены каскадом движений начиная с 1950-х до сегодняшнего дня, который я буду называть Революцией прав.

2) Пять демонов

Многие люди интуитивно представляют себе насилие в виде гидравлической системы: будто у людей есть внутреннее стремление к агрессии (инстинкт смерти или жажда крови), которое накапливается и которое время от времени нужно выпускать. Современная наука совершенно по-другому понимает психологию насилия: агрессия не может быть результатом одного стремления или нарастающего позыва; она может быть результатом нескольких психологических систем, которые отличаются по запускающим их внешним воздействиям, внутренней логике, нейробиологической основе и социальному распределению. Пять из них описаны в главе 8:

  • Хищническое или инструментальное насилие используется просто как средство достижения цели.
  • Доминирование - стремление к влиянию, престижу, славе и власти, которое может принимать формы от мачизма до борьбы за превосходство среди расовых, этнических, религиозных или государственных сообществ.
  • Месть - результат нравственного стремления к справедливости, требования расплаты и наказания.
  • Садизм - получение удовольствия от страдания другого.
  • Идеология - общая система убеждений, обычно включающая утопическое видение будущего, оправдывающее неограниченное насилие ради неограниченного блага.

3) Четыре добрых ангела (глава 9)

Люди по своей природе не добры (и не злы), но они наделены способностями, которые могут направить их от насилия к сотрудничеству и альтруизму:

  • Эмпатия дает нам возможность чувствовать чужую боль и учитывать чужие интересы, как свои.
  • Самоконтроль позволяет нам предвидеть последствия импульсивных действий и предупреждать их.
  • Нравственное чувство сакрализует множество норм и табу, которые регулируют взаимодествия людей внутри культуры, иногда уменьшая уровень насилия, но иногда увеличивая его.
  • Способность рассуждать позволяет нам освободиться от узости своей единственной точки зрения, рефлексировать о нашем образе жизни, придумать, как его улучшить, и эффективнее пользоваться возможностями остальных “ангелов” человеческой природы.

4) Пять исторических сил (глава 10):

В последней главе я постараюсь объединить психологию и историю и назвать внешние силы, которые дали преимущество нашей мирной стороне и обусловили понижение уровня насилия.

  • Левиафан - государство с судебной системой и монополией на законное применение силы - способно ослаблять искушение подданных применить насилие ради выгоды, сдерживать их стремления к мести и обходить их самооправдывающие предубеждения, из-за которых все считают, что правда на их стороне.
  • Коммерция - это игра с положительной суммой, в которой все участники могут быть в выигрыше; по мере того как технический прогресс позволяет обмен товарами и идеями на бóльших расстояниях и между бóльшим количеством участников, окружающие люди становятся ценнее живыми, чем мертвыми, и с меньшей вероятностью подвергаются демонизации и дегуманизации.
  • Феминизация - это процесс, в котором культуры постепенно признают ценность и интересы женщин. Поскольку насилие свойственно в большей мере мужчинам, культуры, в которых женщины имеют влияние, как правило, уходят от прославления насилия и в них не так часто возникают опасные субкультуры незанятых юношей.
  • Такие движущие силы космополитизма, как грамотность, возможность путешествовать и средства массовой информации, позволяют людям принимать точку зрения других, непохожих на них людей, и расширять свой круг эмпатии, чтобы включить их в него.
  • Наконец, постоянно расширяющееся применение знаний и рационального мышления к человеческой жизни - “эскалатор разума” - может помочь людям признать бессмысленность циклов насилия, ограничить предпочтение собственных интересов перед общими, и подойти к насилию как к проблеме, которую следует решить, а не как к состязанию, которое нужно выиграть.

Когда знаешь о том, что насилие отступает, мир выглядит по-другому. Прошлое кажется менее невинным, а настоящее - менее ужасным. Начинаешь ценить маленькие дары совместного существования в мире, которые нашим предкам показались бы утопией: люди разных рас могут быть одной семьей и вместе играть в общественном парке; комики могут отпускать шутки о главнокомандующих; государства находят способы спокойно отступить от эскалации конфликтов вместо развязывания войн. Я не хочу сказать, что это знание приводит к благодушию: мы сейчас живем в мире, потому что наши предшественники ужасались насилию в свое время и боролись против него, и нам так же следует бороться с тем насилием, которое остается в наше время. Именно признание, что уровень насилия падает, помогает понять, что эта борьба стоит усилий. До сих пор мы могли рассуждать о человеческой бесчеловечности в моральных категориях. Теперь, когда мы знаем, что она отступает под давлением каких-то факторов, мы можем размышлять о ней в категориях причины и следствия. Вместо вопроса “Почему люди воюют?” мы можем спросить “Почему люди живут в мире?”, и задуматься не только о том, что с нами не так, но и о том, что у нас получается хорошо. Потому что мы определенно что-то делаем правильно, и хорошо бы знать, что именно.”

The Better Angels of Our Nature, by Steven Pinker

Новое приобретение для моей библиотеки – книга гарвардского ученого Стивена Пинкера «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия». Книга эта – выдающаяся по масштабу обсуждаемой проблемы и по силе выдвигаемых аргументов. На вопрос, стал ли наш мир на протяжении веков опаснее или безопаснее для жизни, Стивен Пинкер уверенно отвечает: мир стал гораздо безопаснее! В это иногда сложно поверить, читая сводки новостей или размышляя о кровавой истории 20-го века. Однако ответ Пинкера очень хорошо обоснован множеством статистических данных из самых неожиданных географических областей или исторических периодов. В то же время Пинкер не дает повода, что называется, расслабиться. Историческая тенденция на снижение насилия очевидна, но она не является гарантией, что завтра террористы не применят грязную атомную бомбу, или что глобальное изменение климата не вызовет межнациональные конфликты в борьбе за природные ресурсы. Тем не менее Пинкер достигает многого: он дает нам более чем достаточные причины для оптимизма в отношении человеческой природы. Просто эти причины, которые сами по себе очень важны, не являются основанием для того, чтобы человечество перестало пытаться делать этот мир более безопасным. Жизнь действительно становится лучше, но на этом нельзя успокаиваться.

Далее следует мой перевод рецензии философа и биоэтика из Принстонского университета Питера Зингера на книгу «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия». Рецензент подробно обсуждает многие ее важные аргументы. Рецензия опубликована в газете «Нью-Йорк Таймз» 6-го октября 2011 года.

Стивен Пинкер, профессор психологии в Гарварде, известен нам в первую очередь как автор знаменитого труда «Язык как инстинкт». В своей новой книге «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия» он пытается ответить на следующие важные вопросы, которые возникают по поводу траектории развития человеческой природы: По своей сути люди все-таки хороши или плохи? Наблюдаем ли мы в истории 20-го века подъем или развал морали? Имеем ли мы основания быть оптимистами по поводу будущего человечества?

В поисках ответов на эти вопросы Пинкер исследует данные из истории, психологии, когнитивных наук, экономики и социологии. Он также не боится заходить в такие философские глубины, как роль разума в этике, и могут ли, если не обращаться к религии, некоторые этические взгляды иметь логическое основание или нет.

Главный аргумент книги Пинкера состоит в том, что наша эпоха является гораздо менее жестокой, менее насильственной, и более мирной, чем любая другая предыдущая историческая эпоха. Насилие уменьшается на всех уровнях: в семьях, в городах, между нациями и государствами. Современники имеют гораздо меньше шансов умереть насильственной смертью или пострадать каким либо другим образом от насилия и жестокости, чем люди, жившие в предыдущие века.

Пинкер осознает, что многие его читатели отнесутся к этой мысли с глубоким скепсисом. Чтобы убедить их, он доказывает свои мысли в шести длинных главах (объем всей книги – свыше 800 страниц). Это может звучать для потенциального читателя как непреодолимое задание, но для всех, кому интересна эта тема, сообщаю, что материал изложен очень увлекательно. Пинкер хорошо чувствует читателя, и когда это необходимо, разбавляет академический по сути текст шуткой или ироническим комментарием.

Автор начинает свой труд с изучения причин смерти в разные века и среди разных народов. Некоторые данные основаны на исследованиях скелетов из различных археологических находок. Эти данные сообщают нам, что в доисторические времена 15% людей погибали от насильственной смерти. Подобные исследования современных или недавних первобытных обществ охотников-собирателей, сохранившихся в некоторых удаленных уголках Земли, поразительным образом подтверждают эти археологические данные. Другие исследования, которые были проведены в отношении сельскохозяйственных до-государственных обществ, дают даже больший процент уровня насилия! Что же касается древних обществ, которые имели государственность, то наибольший уровень насилия зафиксирован у ацтеков Мексики, где лишь 5% населения погибали насильственной смертью (были убиты другими людьми). Даже во время самых кровавых периодов европейской истории – в 17-ом и в первой половине 20-го века – количество насильственных смертей не превышало трех процентов населения. Эти данные подтверждают главную идею английского философа Томаса Гоббса о том, что без государства человеческая жизнь «ужасна, жестока и коротка». В государстве же, которое обладает монополией на применение насилия, человеческая жизнь становится гораздо более безопасной. Пинкер называет это явление «процессом пасификации».

В книге обсуждается не только относительное уменьшение количества убитых в военное время. Относительное количество жертв убийств в мирное время на протяжение веков снижается тоже. В таких первобытных племенах, как малайзийские семаи, кунги из Калахари или эскимосы из Арктики, которых исследователи обычно считают «мирными», количество убийств в отношении размера населения достигает уровня американского Детройта. В современной Европе шанс быть убитым сегодня в 10-15 раз меньше, чем 500 лет назад. В Америке этот уровень тоже резко упал за последние 2-3 века. В этом спаде Пинкер видит «процесс цивилизирования», который он заимствует у социолога Норберта Элиаса, который объясняет этот процесс консолидацией власти, принадлежавшей ранее феодалам, в руках государства, а также распространением коммерческих отношений. (В поддержку этого взгляда Пинкер доказывает, что по крайней мере частью причины, по которой количество убийств в южных американских штатах превышает количество убийств в северных штатах, состоит в том, что на юге до сих пор сильна «культура чести» и самозащиты в случаях, когда человек считает, что его обижают. Южане в этих случаях вряд ли примут монополию государства на применение силы. Статистика подтверждает этот аргумент, поскольку убийства на Юге чаще всего совершаются из-за ссор, нежели в результате вооруженного бандитского нападения. Эксперименты тоже свидетельствуют, что современные американские южане гораздо сильнее реагируют на оскорбления, чем жители северных штатов.)

Во времена Просвещения, в 17-18 веках в Европе и в странах под европейским влиянием произошла еще одна важная перемена. Люди стали с осуждение глядеть на те формы насилия, которые ранее считались приемлемыми: на рабство, пытки, дуэли, жестокие формы наказания. В те времена начали даже звучать голоса в защиту животных! Пинкер называет этот процесс «эволюцией гуманизма».

Если изучать относительно мирный период европейской истории после 1815 года, то первая половина 20-го века выглядит как беспрецедентное моральное падение. Но в 13 веке во времена жестокого монгольского завоевания было убито свыше 40-ка миллионов человек – не так уж далеко от 55 миллионов жертв Второй Мировой войны – в мире, где жила лишь седьмая часть населения середины 20-го века. Монголы убивали свои жерты также хладнокровно, как и нацисты, хотя в их распоряжении были лишь сабли и луки, в противоположность пушкам и газовым камерам. Историческая перспектива позволяет нам понять, что ужасные преступления Гитлера и Сталина были не таким уж и новым словом в развитии человеческой морали.
С 1945 года мы являемся свидетелями феномена, называемого «длительным миром». Вот уже почти 70 лет ведущие мировые державы и развитые нации не ведут войны друг против друга. С тех пор, как закончилась «холодная война», на планете установился «новый мир». Это, конечно, не абсолютный мир, но неоспорим спад всех видов организованных конфликтов, включая гражданские войны, геноцид, политические гонения и терроризм. Пинкер допускает, что те, кто внимательно следует за мировыми новостями, с трудом в это поверят, но, как всегда, его утверждения не голословны, а подтверждены статистикой.

Пинкер также обсуждает такую тенденцию, как «революция прав», то есть, отвращение человечества от насилия по отношению к этническим меньшинствам, женщинам, детям, людям с альтернативной сексуальной ориентацией, животным. «Революция прав» развивалась особенно активно последние 50 лет. Автор не считает, что движения в защиту этих групп добились своих целей, но он напоминает, что лишь недавно в южных американских штатах закончились линчевания. Еще в середине 20-го века общество спокойно смотрело на рекламу, изображавшую, как муж, перегнув свою жену через колено, шлепает ее за то, что она не купила нужный сорт кофе. Пинкер признается, что будучи молодым ассистентом в лаборатории, изучавшей поведение животных, он по научному заданию мучал крыс до смерти (о чем он отзывается в книге, как о «худшем, что я когда-либо сделал»). Однако еще в 1975 году такие «научные исследования» были широко распространены.

Что же является причиной этих позитивных изменений в человеческом поведении? Этот вопрос является особенно сложным для автора, который в своих предыдущих книгах активно защищал теорию разума человека, как «чистой доски», на которой культура и образование создают содержание нашего сознания и поведения – хорошего или плохого. Пинкер недолго рассуждает о возможной роли генетической эволюции человека в тенденциях спада насилия – но тут же отвергает эту роль. В смысле человеческой генетики слишком мало перемен могло произойти в нашей ДНК, чтобы попытаться всерьез объяснить эти серьезные перемены в человеческом поведении за последние века. Таким образом, разве Пинкер не доказывает, что человеческая природа является скорее продуктом нашей культуры, нежели нашей биологии? В своих предыдущих книгах «Как работает сознание», «Чистая доска», «Суть наших мыслей» Пинкер доказывал, что эволюция в основном сформировала наш мозг, а значит и наши познавательные и эмоциональные возможности. Этот процесс дал нам способность к насилию – создал наших «внутренних демонов», а также «ангелов» - которые заставляют нас быть миролюбивыми и общительными. Согласно Пинкеру, наша материальная среда вместе с культурным воздействием определяет, кого мы слушаемся: «демонов» или «ангелов».

Существуют и другие обстоятельства, которые развивались параллельно со спадом насилия, но здесь очень сложно определить причинно-следственные отношения. Например, причиной или следствием спада насилия являются более сильное правительство, большее богатство нации, здоровье, образование, торговля, положение женщин? Если это выяснить, то можно использовать это знание для того, чтобы сохранить и продлить существующий мир. В двух главах, посвященных человеческой психологии, Пинкер подробнейшим образом пытается выяснить, что же ограничивает в нас наших демонов и высвобождает наших ангелов. Финальная глава посвящена выводам из проделанного автором гигантского труда.

Часто выводы автора не совсем ожидаемы. Да, действительно, государственная монополия на применение насилия важна, а распространение торговли создает стимулы для кооперации и предотвращает насильственные конфликты. Пинкер утверждает, что равноправие женщин имеет умиротворяющий эффект на состояние общества. Он доказывает, что наш мир был бы более спокойным, если бы им управляли женщины. Но он также верит, что изобретение печатного пресса и развитие космополитической «Республики Слов» в 17-18 веках способствовало распространению идей, которые привели к эволюции гуманизма. Воздействие усилилось в 19-ом веке с публикацией таких популярных художественных произведений, как «Хижина дяди Тома» и «Оливер Твист», с помощью которых авторы ставили читателя в положение страдающего человека. Это расширило сферу сострадания и моральной заботы более зажиточных граждан, которые умели читать и могли себе позволить покупать книги.

Для читателей, знакомых с теорией эволюционной психологии, возможно, поразительным будет один из «ангелов» Пинкера – разум. Эволюционные психологи обычно преуменьшают роль разума в человеческом поведении. Пинкер оспаривает это утверждение. Он использует метафору из моей книги 1981 года «Расширяющийся круг». В этой книге я писал, что разум может перенести нас в места, которые мы вряд ли можем иначе достигнуть. Существует своеобразный «лифт разума», который может поднять нас на такую высоту, с которой мы можем увидеть, что наши собственные интересы похожи на, а с точки зрения вселенной ничуть не более значимы чем, интересы других. Пинкер цитирует эти слова, а затем развивает мою мысль гораздо глубже, чем это сделал я.

Утверждение Пинкера, что разум это важный фактор в развитии тенденций, которые он описывает, частично покоится на том, что мы называем «эффектом Флинна». Этот удивительный эффект был впервые описан философом Джеймсом Флинном, когда он заметил, что с тех пор, как были созданы тесты на IQ, устанавливающие уровень (коэффициент) интеллекта тестируемого, средний уровень IQ постоянно повышался. Средний коэффициент по определению равняется 100 (хотя чтобы достичь этого результата карты теста должны быть стандартизированы). Если бы средний подросток сегодня мог попасть в 1910 год и там пройти тест на интеллект, то он бы с легкостью набрал довольно занчительный результат 130, что было бы лучше, чем у 98% тестируемых в те времена. Сложно отнести этот интеллектуальный рост на счет улучшенного образования, потому что IQ тест основан не на фактических знаниях, владении словарем или математических способностях, а на силе абстрактного мышления. Существует теория, утверждающая, что средний коэффициент интеллекта возрос благодаря тому, что современная реальность более богата на символы. Сам Флинн считает, что на этот рост повлияло распространение научного способа мышления.

Пинкер доказывает, что эта повышенная сила разума дает нам возможность оторваться от нашей непосредственной жизни и ограниченной перспективы, чтобы оформить наши мысли в более абстрактном и универсальном виде. Это, в свою очередь, ведет к более высокой морали, составляющей частью которой является отказ от насилия. Именно подобного рода мыслительная способность развилась в 20-ом веке. Пинкер, таким образом, утверждает, что в 20-ом веке произошел «моральный эффект Флинна», поднявший нас, как на лифте, от импульсов, ведущих к насилию, на высоту абстрактного разума и более широкой моральной ответственности. Именно возможность взглянуть с этой высоты стоит за самым долгим миром и правовой революцией. Автор сопровождает это утверждение большим количеством данных, в том числе таким любопытным фактом: с 1946 года наблюдается твердая обратная зависимость между коэффициентом интеллекта американских президентов и количеством американских воинов, погибших на полях сражений, в которые была вовлечена Америка: чем умнее был президент, тем меньше гибло его людей в войнах.

Пинкер также утверждает, что разум, не отрицая насилие в принципе, отводит ему роль необходимую для улучшения социального обеспечения. Это проявляется, например, в реформах уголовной системы, когда более жестокие ранние формы наказания меняются менее жестокими современными формами. Разум ведет нас к этому. Мы предпочитаем жизнь смерти, счастье страданию, и мы понимаем, что мы живем в мире, где другие могут существенно повлиять на то, будем ли мы жить более или менее счастливо. Таким образом, мы хотим сообщить другим, чтобы они не обижали нас. Сообщая это мы как бы обещаем, что сами не будем обижать окружающих. (Здесь Пинкер цитирует философа 18-го века Вильяма Годвина, который риторически спрашивал: «Что за колдовство такое содержится в местоимении «мое», которое позволяет нам оправдывать свое несогласие с независимым правильным решением?») Человеческая мораль происходит из «золотого правила», имеющегося во многих мировых религиях: относиться к другим так, как хочется, чтобы относились к тебе. «Лифт разума» описываемый Пинкером, несомненно ведет нас к этому древнему правилу. Именно подобного рода морально-ответственное мышление, по мнению Пинкера, помогло всему миру выйти из таких тяжелейших политических ситуаций, как Карибский кризис. Если бы Кеннеди и Хрущев не имели эту моральную ответственность, если бы ими руководила гордыня, идея защиты своей чести и нежелание идти на компромисс, всемирная ядерная катастрофа вполне могла стать концом нашей истории в 1960-х годах. К счастью, Хрущев и Кеннеди распознали тот капкан, в который они могли попасть, и избежали его.

«Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия» - чрезвычайно важная книга. Такое масштабное междисциплинарное исследование является серьезным научным достижением. Пинкер убедительно демонстрирует, что на протяжении истории мы наблюдаем драматический спад насилия. Его аргументы, объясняющие этот процесс, также достойны самого серьезного внимания. Но что он говорит о будущем? Мы сегодня гораздо лучше понимаем природу насилия, и книга Пинкера тому явное доказательство. Мы можем эффективно сохранять мир и уменьшать преступность, однако сегодня новые важные факторы воздействуют на обстановку на планете. Пинкер оптимист, но он знает, что не существует гарантий того, что имеющиеся позитивные тенденции продолжатся. К таким факторам он относит столкновение всемирной цивилизации с фундаментальным исламом, ядерный терроризм, возможную войну с Ираном, конфликты вокруг природных ресурсов. Пинкер верит, что у нас есть отличная возможность избегать конфликтов, но это не более чем возможность. Например недавно, уже после публикации книги Пинкера, в журнале «Nature» была напечатана статья, раскрывающая связь между изменениями климата и количеством войн. К сожалению эта связь имеется, и она прямая. Соломон Хсиянг и его коллеги из Колумбийского университета проанализировали данные за последние полвека и смогли доказать, что в тропических регионах, окружающих вулкан Эль Ниньо, риск гражданских конфликтов удваивается в годы активности вулкана, то есть когда средняя температура воздуха выше, чем обычно, и выпадает меньше дождя. Если мы правильно понимаем эти данные, то глобальное потепление означает, что настоящая относительно мирная эпоха имеет вдвое больше шансов закончиться войной.

Любовь Царева 15.12.2017 17:36

6249

Двое из лидеров рейтинга богатейших людей мира, уверены: чтобы чего-то добиться в жизни, необходимо читать книги. Business Insider опубликовал их совместный список книг, которые оба гуру регулярно рекомендуют к прочтению.

1.​ «Creativity, Inc.» Эд Катмулл

Это история Pixar, написанная одним из основателей гигантского компьютерного аниматора. Катмулл делится мудростью и рассказывает об управлении и предпринимательстве, а так же утверждает, что любая компания должна сознательно избегать всевозможных вещей, которые могут стать препятствием на пути творческой реализации сотрудников.

«Мне нравится узнавать из первых рук, как люди создают отличные компании, такие как Pixar, и внедряют инновации и творческий подход», – писал .

2.​ «Джин: интимная история» Сиддхартхи Мукерджи

Наука о геноме вряд ли может считаться предметом основного интереса масс, но говорит, что Мукерджи сумел уловить ее актуальность для повседневной жизни людей. Он стремится ответить на большие вопросы, касающиеся наших личностей и того, что делает нас самими собой.

«Мукерджи написал эту книгу для широкой публики, потому что он знает, что новые технологии генома находятся на пороге, того, чтобы затронуть нас всех по-разному», – заявил Гейтс. Мукерджи – это тот, кого Гейтс называет «четверной угрозой» – он практикующий врач, учитель, исследователь и автор.

3.​ «Лучшие ангелы нашей природы» Стивена Пинкера

Цукерберг признает, что эта 800-страничная книга, написанная гарвардским психологом выглядит пугающей. Однако она написана легко. Цукерберг считает, что исследование Пинкера о том, как доля насилия в мире со временем уменьшилось, несмотря на увеличение 24-часового цикла новостей и появление социальных сетей. Гейтс также считает эту одну из самых важных из тех, которые он когда-либо читал, так как книга дает надежду на изменение мира к лучшему.

4.​ «Лидер банды на день» Суджира Венкатеша

Венкатеш – профессором социологии Колумбийского университета, который участвовал в радикальном социологическом эксперименте и для этого вошел в чикагскую банду в 1990-х годах. Цукерберг говорит, что история Венкатеша вдохновляет на общение через экономические и культурные барьеры.

5.​ «Сапиенс: краткая история человечества» Юваля Ноа Харари

Мы не всегда были единственным видом человека на Земле – примерно 100 000 лет назад их было шесть, но выжили только homo sapiens. Как так получилось?

«И Мелинда, и я читали эту книгу, и это вылилось во множество замечательных разговоров за нашим обеденным столом, – сказал Гейтс. – Харари берет на себя сложную задачу: рассказать всю историю человеческого рода всего за 400 страниц». Но автор не останавливается на прошлом. Он смотрит в будущее, в котором генетическая инженерия и искусственный интеллект делают наше определение «человека» еще более размытым. «Я бы порекомендовал Sapiens всем, кто интересуется историей и будущим нашего вида», – добавил Гейтс.

6.​ «Обуть собаку» Фила Найта

Соучредитель Nike, выпустил первую инсайдерскую книгу о всемирно известном бренде. Гейтс называл книгу «освежающе честным напоминанием» о том, что путь к успеху никогда не является прямой линией, но извилистый путь изобилует разногласиями и взаимными обидами.

«Я встречался с Найтом несколько раз за эти годы, – сказал Гейтс. – Он ужасно милый, но так же тихий и не так-то легко узнать, что у него на уме. Здесь Найт раскрывается настолько, насколько готовы раскрыться лишь немногие руководители».

7.​ «Структура научных революций» Томаса С. Куна

Благодаря взгляду на эволюцию науки и ее влияние на современный мир книга стала «одной из самых цитируемых академических книг всех времен», согласно Стэнфордской энциклопедии по философии. Цукерберг считает, что осознание того, как научные прорывы становятся катализаторами социального прогресса, может быть «силой, работающей на общественное благо». Книга Куна известна тем, что вводит термин «сдвиг парадигмы», в ней приводятся примеры в научной истории, когда перспектива была существенно сдвинута, например, когда квантовая физика заменила ньютоновскую механику.

8.​ «Теория струн» Дэвида Фостера Уоллеса

Нет, речь не о научной теории струн. Книга представляет собой сборник эссе Уоллеса, причем все они вращаются вокруг одной темы – теннис. Это любимая игра покойного автора. Гейтс говорит, что он пытался вернуться в спорт после того, как некоторые мелкие профессиональные дела (например, запуск одной из крупнейших технологических компаний в мире и становление знаменитым филантропом) мешали. «Вам не нужно играть или даже смотреть теннис, чтобы любить эту книгу, – сказал Гейтс. – Уоллес владел ручкой так же искусно, как Роджер Федерер владеет теннисной ракеткой».

9.​ «Почему нации терпят неудачу» Дарона Ацемоглу и Джеймса Робинсона

Авторы утверждают, что «добывающие правительства» используют средства контроля, чтобы обеспечить власть избранных, а «всеохватывающие правительства» создают открытые рынки, которые позволяют гражданам свободно тратить и вкладывать деньги. Они также говорят, что экономический рост не всегда указывает на долгосрочное здоровье страны.

10.​ «Проблема трех тел» Сиксина Лю

«Проблема трех тел» была впервые опубликована в Китае в 2008 году, а недавний английский перевод получил премию «Хьюго 2015» как лучший научно-фантастический роман. Действие происходит во время Культурной революции Мао Цзэдуна и начинается, когда инопланетная раса решает вторгнуться на Землю после того, как китайское правительство тайно отправляет сигнал в космос. Цукерберг назвал книгу «забавной» и дающей возможность отвлечься от более тяжелого интеллектуального чтива.

Shortlisted for the Samuel Johnson Prize 2012This acclaimed book by Steven Pinker, author of The Language Instinct and The Blank Slate, argues that, contrary to popular belief, humankind has become progressively less violent, over millenia and decades. Can violence really have declined? The images of conflict we see daily on our screens from around the world suggest this is an almost obscene claim to be making. Extraordinarily, however, Steven Pinker shows violence within and between societies - both murder and warfare - really has declined from prehistory to today. We are much less likely to die at someone else"s hands than ever before. Even the horrific carnage of the last century, when compared to the dangers of pre-state societies, is part of this trend. Debunking both the idea of the "noble savage" and an over-simplistic Hobbesian notion of a "nasty, brutish and short" life, Steven Pinker argues that modernity and its cultural institutions are actually making us better people."One of the most important books I"ve read - not just this year, but ever ... For me, what"s most important about The Better Angels of Our Nature are its insights into how to help achieve positive outcomes. How can we encourage a less violent, more just society, particularly for the poor? Steven Pinker shows us ways we can make those positive trajectories a little more likely. That"s a contribution, not just to historical scholarship, but to the world" Bill Gates"Brilliant, mind-altering ... Everyone should read this astonishing book" David Runciman, Guardian"A supremely important book. To have command of so much research, spread across so many different fields, is a masterly achievement. Pinker convincingly demonstrates that there has been a dramatic decline in violence, and he is persuasive about the causes of that decline" Peter Singer, New York Times"[A] sweeping new review of the history of human violence... the kind of academic superbrain that can translate otherwise impenetrable statistics into a meaningful narrative of human behaviour...impeccable scholarship" Tony Allen-Mills, Sunday Times"Written in Pinker"s distinctively entertaining and clear personal style...a marvellous synthesis of science, history and storytelling" Clive Cookson, Financial Times"Pinker"s scholarhsip is astounding...flawless...masterful" Joanna Bourke, The TimesSteven Pinker is the Johnstone Family Professor in the Department of Psychology at Harvard University. Until 2003, he taught in the Department of Brain and Cognitive Sciences at MIT. He conducts research on language and cognition, writes for publications such as The New York Times, Time and Slate, and is the author of six books, including The Language Instinct, How the Mind Works, The Blank Slate and The Stuff of Thought.

Лучшие ангелы нашей природы . Какая замечательная фраза! Он появляется в последнем абзаце первого инаугурационного адреса Авраама Линкольна в 1861 году. Когда я впервые написал об этом и использовал слова в качестве главы в моей книге Caveman Logic (2009), я очень гордился собой за то, что воскресил драматическую фразу от полутора столетия пренебрежения. Мое самопожертвование длилось недолго. В 2011 году Стивен Пинкер назвал его самой продаваемой книгой о снижении насилия в современном мире. Из-за этого «совместного открытия» я спешу добавить, что в настоящей статье речь идет не о книге Пинкера, а о насилии, как таковой. Я говорю это, чтобы предупредить читателей, которые, возможно, были привлечены к критике работы Пинкера или расширению его темы.

До книги Пинкера, когда «Лучше Ангелы нашей Природы» использовались, она часто появлялась как часть проповеди или адреса начала. Я понимаю, почему. Фраза имеет поэтический и глубоко вдохновляющий звук. Это обычно появляется в предложении вместе со словами «призыв к». Особым людям или особым обстоятельствам считаются призывы к «лучшим ангелам нашей природы».

Я всегда понимал, что фраза означает, что при определенных условиях мы должны идти дальше того, что приходит легко или естественно. Будь то в мышлении или действии, мы должны углубиться в себя и думать или действовать таким образом, который каким-то образом более развит или просвещен. По определению это будет нелегко. Для некоторых это не придет вообще.

Фраза «лучшие ангелы» предполагает, что не все ангелы, которые вдохновляют нас, создаются равными. Это странная мысль. Я рос, полагая, что «ангелы – ангелы». Но, по-видимому, Линкольн считал иначе. Некоторые из этих альтернативных ангелов могут быть «хуже», даже если их повестка дня проистекает из хорошо пройденного пути, который приходит более естественно.

Эволюционная психология (см., Например, книгу Сьюзен Блэкмора « Машина Мем» или книга Паскаля Бойера « Религия» ) учит нас, что не все идеи или культурные вещи созданы равными. Некоторые из них без труда подходят к тому, как работают наши умы; другие берут много социальных изменений или индивидуально сосредоточенного внимания (обычно именуемых « » в наши дни) сопротивляться. Не ввязываться в пр ику, что мы видим вокруг нас, безусловно, потребует больше работы и может не получить много на пути социальной поддержки. Помните, что эти мемы и культурные образцы существуют по какой-то причине. Вы не можете просто пожелать их. Но, несмотря на трудности и отсутствие консенсуса, часть, не относящаяся к Caveman, каким-то образом узнает, что этот путь лучше, чем мы можем гордиться. Некоторые могут описать это как более высокое или чистое. Некоторые из нас будут рассматривать такие изменения в отношении или поведении как «прогресс». И точно так же, вероятно, некоторые из нас будут сопротивляться изменениям. Многие из нас в конфликте о том, хорошо ли изменение, будут смотреть на то, что делают другие. Социальные нормы могут быть мощной силой.

Нигде не было предложено, чтобы мы все время призывали «лучших ангелов нашей природы». Это, безусловно, требует некоторого давления. Но это заостряет внимание на этих особых ситуациях: мы должны призвать этих лучших ангелов и сплотить эту дополнительную энергию, когда это действительно имеет значение. По крайней мере, мы знаем, что это доступный вариант, и это немаловажно. Мы знаем, что иногда действительно можно отказаться от этих настроек по умолчанию или ярлыков, с помощью которых Natural Selection пропитал наши умы. На языке когнитивной психологии иногда приходится использовать алгоритм и забыть эвристику. Выбрать доброту по подлости. Не быть хулиганом, хотя мы чувствуем себя сердитым или хотим получить конкретный результат, который легко может привести к м. Думать о том, что мы видим или делаем, и вторгаться в те «меньшие ангелы», которые пытаются пробиться в наше сознание, как какой-то бессмысленный грубый. Несмотря на то, что один и тот же грубый человек может делать свою работу над умами наших друзей и семьи, мы можем противостоять социальному давлению и рассматривать лучших ангелов нашей природы. Выполняя то, что приходит естественным путем, обнаруживая различия между «моим племенем» и вашим, достигая оружия: это настройки плейстоцена по умолчанию. Они не наши лучшие ангелы. Это то, что «Естественный отбор», этот беспощадный эксперт в области эффективности, поделился своими мыслями. То, что имело смысл четверть миллиона лет назад, может быть ужасно устаревшим сегодня, как бы «естественным» оно себя не чувствовало.

Естественный отбор приобрел наш вид в эпоху плейстоцена и загнал наших предков в ногу и крике в XXI веке. Теперь вам может понадобиться время взять вас в руки. Неизвестно, сколько тысячелетий потребуется, если вообще когда-либо, очистить привлекательность этой проводной схемы. Было бы легче смотреть в мир без этого плейстоценового багажа, грохочущего в наших головах (это точно точка Caveman Logic ), но такого рода изменения вряд ли будут в обозримом будущем. Альтернативой является то, что мы признаем беспорядок в наших головах и стремимся выражать этих «лучших ангелов» в любом случае. Как говорят клиницисты, «Не верьте всему, что вы думаете». Все в порядке, чтобы признать настройки плейстоцена по умолчанию в наших умах, но не отказываться от контроля над ними – и тем, кто окружает нас, которые вторгаются в эти самые низкие тенденции.

Ирония заключается в том, что идея «Лучших ангелов нашей природы» была выражена президентом США и в то время, когда страна была в смятении. Вы думаете, что теперь мы разделились? Линкольн был президентом во время гражданской войны: Север против Юга, брат против брата, черный против белых, сосед против соседа. Мы убивали друг друга тогда, около 150 лет назад, на полях сражений, на которых сегодня есть исторические маркеры. Но мы снова разделились. Вопросы, которые нас разделяют, возможно, со временем изменились, но мы снова чувствуем себя как две нации: тогда это был Синий против Грея; сегодня это красные государства против голубых государств. Только на этот раз мы избрали президента, который использует, а не пытается исцелить эти подразделения. К сожалению, большая часть этого потакания кажется хорошим, даже естественным. Как мы сопротивляемся? Как мы справляемся, когда характер президента, а также его поведение часто являются образцом для «худших ангелов нашей природы?» И не ошибитесь: у всех нас есть «худшие ангелы» внутри нас. То, что нам, безусловно, не нужно, – это образец для подражания – средство, если хотите, – подглядывать за этими самыми низкими качествами в себе.

Ролевые модели, особенно те, кто обладает авторитетом, как и президенты, являются влиятельными фигурами. Насколько мы были бы лучше, если бы подлость духа и мстительности, которая лежала во всех нас, не получила лицензии на выход? Десятилетия исследований социальной психологии (см. Aiello et al., 2001; Zajonc, 1965) продемонстрировали силу социального содействия . Пусть те из нас, кого выбрали (или избрали), чтобы возглавить, использовали этот дар на благо наших собратьев и меньше беспокоились о нашем племени.

* * Версия этой статьи с несколько иным контентом появилась в моей книге « Caveman Logic» (2009).

* * Скульптура ангела на главной странице изображения Яны Хоффман