1775 реформа местного управления причины. Губернская реформа: год проведения, суть, цель, значение

НЕДОСТАТКИ ПРЕЖНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Вся губернская реформа Екатерины II исходила из той весьма справедливой мысли Императрицы, что «целое тогда только может быть хорошо, когда части его находятся в устроении»; в виду этого на губернию было обращено такое большое внимание, каким она почти никогда не пользовалась ни до, ни после Екатерины. Что касается принципов этой реформы, то […] недостатки прежнего губернского управления, по мнению Императрицы были: 1) слишком большой размер губерний, 2) недостаточное количество имеющихся в губерниях учреждений и недостаточный личный состав служащих, 3) смешение ведомств в губернском управлении. […] Очевидно сознавалось, что губернии слишком велики и что провинция представляет из себя крайне удобный округ для обращения его в основное административное деление. Таким образом подготовлялась идея нового административного деления, – назревал вопрос, который был разрешен в 1775 году.

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РЕФОРМА

В 1764–1766 годах Екатерина II создала 4 новых губернии, доведя их число до 20. После первого раздела Польши в 1772 году к Российской империи частично из ее бывших земель были созданы две новые губернии – Могилевская и Псковская. Перед началом тотальной реформы последней четверти XVIII века в стране было 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов. Несмотря на постепенный рост числа единиц, унаследованных от петровского деления, они оставались обширными и "нерегулярными", имея очень разную людность и будучи неудобными для управления и сбора налогов.

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала закон "Учреждения для управления губерний", в соответствии с которым размеры губернии были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний вместо них были выделены области) и изменена нарезка уездов. В среднем в губернии проживало 300–400 тысяч человек, в уезде – 20–30 тысяч. Процесс замены старых губерний новыми, некоторые из которых назвали "наместничествами", растянулся на 10 лет (1775–1785 годах). За этот период были образованы 40 наместничеств и губерний, а также 2 области на правах губернии. В них было выделено 483 уезда. Динамика разукрупнения и преобразования старых губерний в новые была неравномерной: в 1775 году появились 2, в 1776 – 3, в 1777 – 4, в 1778 – 4, в 1779 – 5, в 1780 – 7, в 1781 – 7, в 1782 – 2, в 1783 – 4, в 1784 – 3, в 1785 году – 1 губерния. Размер и границы большинства наместничеств и губерний, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов (за исключением периода павловской "контрреформы").

В 1793–1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще 8 новых губерний, так что к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область (итого – 51 единица высшего звена административно-территориального деления).

ИЗ ПРЕАМБУЛЫ «УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» 1775 Г.

[…] Бог однако же благословляющий намерения благие, и истребляющий неправедные и нечестивые затеи, даровав Нам по шестилетним многочисленным и непрерывным сухопутным и морским победам славный мир с совокупно восстановленными тишиной и покоем повсюду в обширных пределах Империи, доставил Нам паки время упражняться приятнейшим сердцу Нашему трудом, снабдить Империю нужными и полезными учреждениями для умножения порядка всякого рода, и для беспрепятственного течения правосудия; и для того, как мать о чадах своих беспрестанно пекущаяся, входя вновь во все подробности внутреннего управления Империи, нашли Мы, во-первых, что по великой обширности некоторых Губерний, оные недостаточно снабдены, как Правительствами, так и надобными для управления людьми, что в одном и том же месте, где ведомо правление Губерний, и казенные доходы и счеты, обще с благочинием или Полицией, и сверх того еще уголовные дела и Гражданские Суды отправляются, а таковым же неудобствам тех же Губерний в Провинциях и уездах Правления не меньше подвержены; ибо в одной Воеводской Канцелярии совокуплены находятся дела всякого рода и звания.

Происходящее от того неустройство весьма ощутительно, с одной стороны медленность, упущения и волокита суть естественные следствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает, и где опять невозможность исправить на единую Воеводскую Канцелярию множество различного существа возложенных дел, служить может иногда и долгой отговоркой, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда обще со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с таковой поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзостным. В иных же местах множество дозволенных апелляций не малую причиняют правосудию остановку, как то например по торговым, купеческим и мещанским делам, кто словесного суда решением не доволен, тот может сызнова просить в Городовом Магистрате, на сей отзываться в Провинциальный Магистрат, из Провинциального перенести в Губернский Магистрат, из Губернского в Главный Магистрат, а из оного в Сенат.

Для пресечения всех сих и много других неудобностей, кои исчислять пространно бы было, наипаче же ради заведения лучшего порядка и для беспрепятственного течения правосудия, заблагорассудили Мы издать ныне учреждение для управления Губерний и снабдить сим оные, как части, составляющие Российской Империи обширность, приготовляя тем самым, и облегчая лучшее и точнейшее исполнение полезнейших впредь издаваемых узаконений. […]

http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

НОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи“ (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам […].

В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы – провинциальные судные приказы – губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты – Сенат (апелляционная инстанция). В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784–1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма". Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый, (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу – земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд – провинция – губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. […] Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. […].

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. […].

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. […]

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. Губернская реформа 1775 г. http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 ГОДА

[…] Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

[…] Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий – численность населения. […]

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. […] Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой выборный суд. […] Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Губернская реформа 1775 года // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=729

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА В ОЦЕНКЕ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec76.htm

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.

Полное название Манифеста: «Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийския империи». – [Москва]: [Сенат. тип.], . – , 215 с. В конце Манифеста опубликованы его выходные данные: «Печатан в Москве при Сенате ноября 12 дня 1775 года». […]

В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.

Учреждения для управления губерний всероссийской Империи. М., 1775 http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

НЕДОСТАТКИ РЕФОРМЫ

Историки отмечают ряд недостатков проведенной при Екатерине II губернской реформы. Так, Н. И. Павленко пишет, что новое административное деление не учитывало сложившиеся связи населения с торговыми и административными центрами, игнорировало национальный состав населения (например, территория Мордовии была поделена между 4 губерниями): «Реформа кромсала территорию страны, как бы резала „по живому телу“». К. Валишевский полагает, что нововведения в суде были «очень спорными по существу», а современники писали о том, что они привели к росту размеров мздоимства, так как взятку теперь надо было давать не одному, а нескольким судьям, число которых выросло многократно.

Н. Д. Чечулин указывает, что губернская реформа привела к значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12–15 %; однако к этим соображениям отнеслись «со странным легкомыслием»; вскоре после завершения реформы начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать до конца царствования. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн руб. в 1762 г. до 36,5 млн руб. в 1796 г.) – намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза) и больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII–XIX вв.

Говоря о причинах проведения губернской реформы при Екатерине, Н. И. Павленко пишет, что она явилась ответом на Крестьянскую войну 1773–1775 гг. под предводительством Пугачева, которая выявила слабость местных властей и их неспособность справляться с крестьянскими бунтами. Реформе предшествовал ряд записок, поданных в правительство от дворянства, в которых было рекомендовано умножить сеть учреждений и «полицейских надзирателей» в стране.

Официально, принято считать, что губернская реформа Екатерины Великой в 1775 году, кроме необходимости продолжения губернской реформы Петра I , была обусловлена необходимостью пересмотра критериев административного разделения государства и желанием императрицы укрепить вертикаль власти. Однако некоторыми историками, в качестве решающего фактора, указывается крайняя обеспокоенность дворянского сословия неспособностью властей справиться с возможным возмущением крестьянства против откровенно эксплуатационной политики. Крестьянская война 1773-1775 наглядно это показала, и дворяне стали всячески «намекать» российской императрице о необходимости принятия упреждающих мер.

18 ноября 1775 года Екатериной II был подписан документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» .

Кратко о сути реформы

В результате:

1. Главным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения - так называемые «податные души». Разделение происходило без учета национальных, географических и экономических особенностей, сложившихся в границах старых губерний. В результате разукрупнения 23 губерний, было образовано 53 наместничества (губернии).

2. Усиление местной власти и контролирующих органов - организована четко разделенная иерархичная система административных институтов для дворян, горожан и крестьянского сословия.

3. Разделение судебных и административных полномочий между различными органами власти - каждая из местных структур отвечала за определенные функции, подробнее ниже.

После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы . Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения (царствующая особа была далека и недоступна простым смертным).

Административная часть

  • Генерал-губернаторство - объединяло в себе несколько губерний.
  • Губерния - состояла из 10-12 уездов, 350-400 тысяч душ
  • Уезд - минимальная административная единица, 20-30 тысяч душ
  • Город - центр уезда (ввиду недостаточного количества больших городов, часть деревень была переименована в города, хотя на деле осталась населенными пунктами с небольшим количеством жителей и отсутствием инфраструктуры)

Губернатор , опираясь на губернское правление, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Ему отчитывались главы учреждений, каждое из которых отвечало за определенные функции:

  • Казенная палата - финансовые дела, сбор налогов, распределение средств внутри губернии.
  • Приказ общественного призрения - надзор за социальными объектами: школы, больницы, приюты и т.д.
  • Городничий - руководил полицией и отвечал за общественный порядок в городе, избирался дворянством.
  • Капитан-исправник - главный уездный чиновник, руководил местной полицией, избирался дворянством. Председательствовал в нижнем земском суде.
  • Город - выделился в специальный административный отдел. Подразделялся на части, а они в свою очередь на кварталы. Полицейский надзор осуществлялся частными приставами и квартальными надзирателями соответственно.

Судебная часть

Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.

  • Сенат - остался высшей судебной инстанцией, подразделялся на Уголовную палату и Гражданскую палату . Соответственно каждый из нижестоящих органов подразделял дела на уголовные и гражданские (казенные).
  • Верхний земский суд - осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии. Занимался преимущественно решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов.
  • Нижний земский суд (уездный суд) - контролировал выполнение законов в уездах и решение разногласий между дворян. В нем председательствовал капитан-исправник и 2-3 выборных заседателя.
  • Верхняя расправа - рассматривала апелляции из нижних расправ и судила государственных крестьян в губернии
  • Нижняя расправа - разбирала дела крестьян в уездах.
  • Губернский магистрат - принимал апелляции из городских магистратов и рассматривал тяжбы между горожанами
  • Городской магистрат - рассматривал судебные разбирательства между горожанами.
  • Совестный суд - был создан для разгрузки прочих судебных учреждений, должен был примирять судившихся вне сословных ограничений - разбирал дела, не имеющие существенной важности и опасности. Состоял из шести членов, по двое от крестьян, горожан и дворян.

В 1775 г. Екатериной II была проведена реформа местного самоуправления. Её смысл заключался в том, чтобы укрепить государственную власть на местах и взять под строгий контроль всю Российскую империю .

Ранее Россия делилась на губернии, провинции и уезды. Теперь провинции ликвидировались. Количество губерний было увеличе-но с 23 до 50, а численность населения, проживавшего в них, сокра-тилась до 300-400 тыс. человек . Губернии, в свою очередь, делились на 10-15 уездов (до 30 тыс. жителей в каждом). Во главе губернии стоял, как и прежде, губернатор, назначавшийся сверху. Он должен был осуществлять общий надзор за деятельностью всех должност-ных лиц на вверенной ему территории. В его распоряжении нахо-дились войска. Во главе уезда стоял капитан-исправник, выбирав-шийся местным дворянством.

Формировалось губернское правление, контролирующее дея-тельность всех губернских учреждений. Финансами и хозяйствен-ными делами, в том числе сбором податей и налогов, занималась Казённая палата. Школами, больницами, приютами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (от слова «призреть» — присмотреть, позаботиться) — первое в России государственное учреждение с социальными функциями.

При Екатерине II полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд.

Важнейшим новшеством екатерининской реформы было вос-становление выборного начала. Часть губернских учреждений и уездное управление избиралось раз в три года дворянами. Это по-ложение подтверждала «Жалованная грамота дворянству», обнаро-дованная в 1785 г. В городах также вводилось самоуправление. Со-гласно «Жалованной грамоте городам» (1785 г.) раз в три года горо-жане избирали «общую градскую думу», состоящую из городского главы и шести гласных (депутатов).

На этой странице материал по темам:

  • Вопрос 7. Русская Правда: правовое положение населения Древней Руси.
  • Вопрос 8. Русская Правда: вещное, обязательственное, наследственное право.
  • Вопрос 9. Русская Правда: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний.
  • Вопрос 10. Русская Правда: судебный процесс; виды судебных доказательств.
  • Вопрос 11. Русские княжества в условиях политической раздробленности (Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское). Особенности феодальных отношений, развитие княжеской власти.
  • Вопрос 12. Государственный и общественный строй Новгорода и Пскова в XII–XV вв.
  • Вопрос 13. Псковская судная грамота: вещное, обязательственное, наследственное право.
  • Вопрос 14. Псковская судная грамота: преступления и наказания.
  • Вопрос 15. Псковская судная грамота: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств.
  • Вопрос 16. Образование русского централизованного государства: предпосылки и этапы. Московское княжество в XII–XIV вв., усиление власти московских князей.
  • Вопрос 17. Золотая Орда и русские княжества.
  • Вопрос 18. Государственная централизация XIV–XV вв. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Боярская Дума.
  • Вопрос 20. Судебники XV–XVI вв.: преступления и наказания.
  • Вопрос 21. Судебники XV–XVI вв.: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств.
  • Вопрос 22. Сословный строй р. В XV–XVII вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории крестьянства; холопство и его правовая эволюция.
  • Вопрос 23. Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы.
  • Вопрос 24. Земские Соборы в XVI–XVII вв.: состав, виды, порядок деятельности.
  • Вопрос 25. Церковная организация и церковное право XV–XVII вв.
  • Вопрос 26. Государственные реформы середины XVI в.: административная, губная, военно-финансовая. Опричнина.
  • Вопрос 27. Российская государственность в конце XVI - начале XVII в. Смутное время.
  • Вопрос 28. Организация местного управления в середине XVI–XVII вв.
  • Вопрос 30. Соборное Уложение 1649 г.: развитие права феодальной собственности. Вотчины, поместья.
  • Вопрос 31. Соборное Уложение 1649 г.: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний.
  • Вопрос 32. Соборное Уложение 1649 г.: судебный процесс, система доказательств.
  • Вопрос 33. Этапы формирования крепостного права в XV–XVII вв.
  • Вопрос 34. Предпосылки, особенности, этапы абсолютной монархии в р..
  • Вопрос 35. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Сенат, прокуратура, коллегии, Синод.
  • Вопрос 36. Областные реформы первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 37. Развитие государственной системы во 2-й четверти XVIII в. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Реорганизация Сената.
  • Вопрос 38. Развитие права в XVIII в.: формы законодательных актов, становление отраслевого законодательства. Попытки кодификации.
  • Вопрос 39. Гражданское право в первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 40. Развитие уголовного права в первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 41. Развитие судебно-процессуального права в первой четверти XVIII в.
  • Вопрос 42. «Просвещенный абсолютизм» в р.. Государственные реформы и законодательная деятельность Екатерины II.
  • Вопрос 43. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.
  • Вопрос 44. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 45. Кодификация русского права в первой половине XIX в.
  • Вопрос 46. Развитие уголовного права в первой половине XIX в.
  • Вопрос 47. Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. (крестьянская, земская, городская, судебная).
  • Вопрос 48. Контрреформы 80–90-х гг. XIX в. В р.
  • Вопрос 43. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.

    Провести новую реформу областного (губернского) управления Екатерину II побудили требования дворянских депутатов Уложенной комиссии и события Пугачевского восстания 1773-1774 гг., после которого стала очевидной необходимость усиления губернаторской власти на местах.

    Официальными мотивами проведения реформы стали: слишком большие размеры губерний, как административно-территорильных единиц; малое число управленческих учреждений и недостаточная численность управленческого состава в них; смешение ведомственных функций (финансовых, судебных, административных) в этих учреждениях .

    Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775). Накануне реформы территория Р. разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний; их число было удвоено; через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.

    Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления - приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ.

    Старые территориальные органы после ряда преобразований ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы.

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения.

    Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

    В городах была учреждена должность городничего.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх; он мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

    Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

    Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права «просвещенного абсолютизма».

    Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

    Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам - всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.

    1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

    Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, - по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

    2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

    3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

    4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного - рассматривал гражданские иски, а также специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

    Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

    Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор. Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

    Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров , некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести)утверждались губернатором. Председатели всех судовназначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривалсягородскими полицейскими органами . Продолжала существовать и действоватьвотчинная юстиция .

    Система полицейского управления обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия».

    Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

    Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и проч.

    В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

    Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу Устава благочиния 1782 г. По Учреждению о губернии 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. началась работа над проектом Устава благочиния, которая завершилась в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи.

    Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний .

    Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан - ратманы-советники.

    Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

    Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей, Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

    Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов:

    1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

    2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

    3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

    4) действия, нарушающие нормы благочиния;

    5) действия, нарушающие порядок управления или суда;

    6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

    Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, неразрешенное ношение оружия. В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции.

    Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

    Характер губернской реформы определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи.

    Подробнее об Учреждениях

    Учреждения для управления губерний Всероссийской империи считаются значительным законодательным актом реформы местного управления, принятым 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II. Именно этот документ заложил основы административно-территориального управления России на период имперского развития длительностью в полтора века.

    Основное содежание кодекса:

    • упразднение провинций, укрупнение деления России на губернии и уезды;
    • создание новой судебной системы с учётом сословий;
    • реформация местного административно-полицейский аппарата.

    Основная цель губернской реформы:

    • приспособление административного аппарата к фискальным и карательным целям государства.

    Особенности губерноской реформы:

    1. деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу;
    2. не учитывались географические, национальные и экономические признаки;
    3. одна губерния включала в себя население численностью около 400 тыс. чел. (душ).

    Губернатор - высший правительственный чиновник в любой губернии. Назначение его на должность и смещение с неё входило в полномочия монарха.

    Губернское правление - местное административное учреждение, коллегиальный орган при губернаторе. В состав правления входили губернатор, два советника (назначались сенатом), а также иные должностные лица.

    Функции Губернского правления:

    К азенная палата решала вопросы, связанные с распределением доходов и расходов в губернии.

    Здравоохранение и образование отныне входили в компетенцию Приказа общественного призрения .

    Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством.

    Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

    Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.

    В городах была введена должность городничего.

    Генерал-губернатор - должность, введенная Учреждениями. Человек, занимающий эту должность, осуществлял верховный, политический надзор, активное управление губерниями оставалось в руках губернаторов . В отсутствие монарха генерал - губернатор являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры.

    В целом, Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, проявившийся в укреплении позиций дворянства и усилении власти губернаторов.

    Судебная реформа 1775 г.

    Высшим судебным органом для судов всей системы являлся Сенат.

    Изменения в ходе Судебной реформы 1775 г.:

    1. Для дворян:
      • в каждом уезде создавался уездный суд , состоявший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей;
      • Верхний земский суд (создавался в количестве одного на губернию) , являвшийся и ревизионной инстанцией для уездных судов, с остоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В его состав входили председатель и вице-председатель (назначались монархом), а также избираемые дворянством на три года десять заседателей (избирались дворянством на 3 года).
    2. Для городских жителей:
      • Городские магистраты - низшая судебная инстанция д ля г ородских жителей;
      • Губернские магистраты - апелляционная инстанция для городских магистратов. Губернский магистрат включал в себя двух председателей и заседателей, избираемых из горожан губернского города.
    3. Для государственных крестьян:
      • Нижней судебной инстанцией являлась уездная нижняя расправа (гражданские и уголовные дела разбирали чиновники);
      • Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа , дела в которую вносились под денежный