Анализ элегия некрасов по плану. «Элегия» Н. Некрасов. Художественные особенности стихотворения

К юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

Н. Некрасов - один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Эпитеты «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» .

Сравнения - «влачатся в нищете…, как тощие стада» .

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Тема

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы - жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа». Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова - союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: « Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер - четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры : «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма» . Дополняется монолог эпитетами - «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением - «влачатся в нищете…, как тощие стада» . Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие» . В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: «Элегия -- жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби».

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных -- важнейшее направление в творчестве Некрасова.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая -- «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна, --

Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ «освобождён», у него «есть земля», он «счастлив». О каких «страданиях народа» может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он «напоминает, что бедствует народ», он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове «стареет», которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: «Что старее, то хуже»). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам…

Читая эти строки, невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина: «Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, // Здесь рабство тощее влачится по браздам».

Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, «что тема старая -- «страдания народа»», но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только «пастухам». На роль «пастуха» могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо -- это «амёбоподобная» масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними «уживаться». Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо -- так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил «добрый» барин Крайнев К. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: Восприятие, истолкование, оценка. // Литература. - №17. - 2008..

Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь... но он останется глух, подобно стаду...

«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги. Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое. В сущности, «юноши» представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников. Но почему те же мысли обращены к «одному и тому же человеку»? Ведь прошло столько времени, народ «свободен», зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Некрасов пытается «достучаться» до подрастающего поколения:

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, --

Шепнула Муза мне: -- Пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

«Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: «А куда мчится Русь теперь?» Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к «предмету воспевания» Некрасова:

«И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,

И лес откликнулся... Природа внемлет мне...»

Здесь Некрасов не случайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; «эхо дальних гор» даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в «обсуждение» песни; лес вообще откликнулся... природа внемлет лирическому герою... Всё замечательно: если природа «откликнулась», то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, --

Увы! не внемлет он -- и не даёт ответа...

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому «посвящены мечтания поэта», остаётся пассивен и инертен по отношению к «народным заступникам». Увы, так уж исторически сложилось на Руси...

В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф. Миллера, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже поэтом «исчерпано» и что он «стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.

Итак, «Элегия» -- своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...»

«Элегия» -- замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы. Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта.

народ родина поэзия некрасов

"Элегия" (Некрасов написал его на закате своей жизни) будет неполным и непоследовательным без осознания того места, которое занимает это произведение в творчестве поэта. А в нём он подводит своеобразный итог всему, что сказал ранее. В образном смысле, это самая высокая нота, которую смог взять поэт в своей песне.

Как создавалась "Элегия"

Когда поэт сочинял строки этого стихотворения, он отчётливо понимал, что времени у него в запасе осталось не так уж много. Непосредственным творческим импульсом было желание ответить своим критикам на предъявляемые ему претензии и задаваемые вопросы. "Элегия" Некрасова - стих о смысле жизни и назначении творчества поэта. Стихотворение эмоционально окрашено фактом неизлечимой болезни автора, вынуждающей его подводить итог своему творчеству. О поэзии Некрасова в определённых кругах принято было отзываться с оттенком лёгкого пренебрежения, как о чём-то, имеющем весьма отдалённое отношение к сфере высокого искусства. Стих Некрасова "Элегия" - это ответ в равной степени и поклонникам творчества, и его недоброжелателям. И первых, и вторых в русском обществе было более чем достаточно. На отсутствие внимания к себе поэт пожаловаться не мог.

В контексте эпохи

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения "Элегия" Некрасова - служение общественным идеалам. Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение "некрасовская школа". Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная "литературная мода" отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности. Они признавали только "искусство ради самого искусства". Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.

Элегия или нечто иное?

Иногда возникает вопрос о том, почему автор назвал своё стихотворение именно так, а не иначе. Вполне можно согласиться с теми читателями, которые разглядели в названии этого произведения некоторую иронию. Если исходить из античного понимания этого стихотворного жанра, то публицистическое произведение русского поэта - что угодно, но только не элегия. Некрасов, тема которого была весьма далека от античности, по одной из существующих версий, в названии своего произведения просто пошутил. Тем не менее по своему минорному настроению и стихотворному размеру произведение своему названию вполне соответствует. Это грустное элегическое размышление о безысходности в судьбе русского народа и об отношении поэта ко всему происходящему.

"Я лиру посвятил народу своему..."

Николай Некрасов вполне мог о себе это сказать, не рискуя впасть в фальшивый пафос. Он жил со своим народом единой жизнью. За его спиной остались долгие годы напряжённого труда и существования на грани нищеты. Его путь к успеху был нелёгким. Все силы души были отданы служению русскому народу. Об этом говорит даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов, подводя итог прожитой жизни, констатирует: " Но я ему служил и сердцем я спокоен...". Спокойствие поэту внушает тот факт, что он сделал всё что мог и даже больше. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был услышан теми, для кого творил. Его слово отзывалось в общественном сознании мощным резонансом и приближало неизбежные изменения в общественном устройстве Российского государства. В есть и заслуга Некрасова.

"Народ освобождён, но счастлив ли народ?"

Это один из главных вопросов, которые задаёт "Элегия" Некрасова. Стих не даёт на него прямого ответа. Многим казалось, что такое грандиозное событие, как отмена многовекового крепостного рабства, должно было быстро и до неузнаваемости изменить существование бывших крепостных крестьян, ставших свободными людьми. Однако в реальности всё обстояло гораздо сложнее. Крепостное рабство осталось в прошлом, но никуда не ушли из жизни крестьян беспросветная нищета и обездоленность. Постреформенные русские деревни средней полосы поражали своим убожеством многих современников поэта. Размышлениям на эту тему посвящена вся вторая часть стихотворения. Поэт остаётся верен своим идеалам и принципам, но выхода из создавшегося положения не находит. На этом можно было бы завершить анализ стихотворения "Элегия". Некрасов понимает, что ему не суждено будет дождаться ответа на поставленные вопросы. И финал оставляет открытым.

После Некрасова

Иногда бывают странные исторические сближения. Как будет сказано примерно через сто лет после Некрасова: "Поэт в России - больше чем поэт". Но к Николаю Алексеевичу Некрасову это утверждение применимо в полной мере. И поэзия его была чем-то большим, чем просто поэзией. Она была составной частью набирающего мощную историческую турбулентность течения русской общественной мысли. Вопросы, задаваемые поэтом в "Элегии", без ответа отнюдь не остались. Только нет ни малейшей уверенности в том, что ответы эти понравились бы тому, кто их задал. Ни счастья, ни благополучия, ни процветания русское крестьянство так и не дождалось. Лишь три с небольшим десятка лет отделяли поэта Некрасова от последовавшей после его кончины эпохи войн, революций, коллективизации и "ликвидации кулачества как класса". И многих других политических завихрений двадцатого века, в тридцатые годы которого неожиданно выяснилось, что пришедшим к власти большевикам совершенно не нужны некрасовские свободные землепашцы на своей земле. А нужны именно безропотные и покорные судьбе Исторический цикл замкнулся.

Позднее стихотворение “Элегия” (А.Н. Е<раков>у) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из песку попробуй, испеки!” Это двустишие удачно предваряло бы последующие строки, однако его некоторая смешливость не была бы вполне уместной в скорбном и величественном контексте всего остального. В результате начата “Элегия” так:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.

Это непосредственный отклик на лекцию известного филолога О.Ф. Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов повторяется, продолжая варьировать исчерпанную им уже тему “страданий парода”. Поэт возражает: нет, эта тема неисчерпаема, “не стареет”. Уже Пушкин употреблял глагол “стареет” с ударением на втором слоге, Некрасов же в данном случае предпочитает архаическую форму. Здесь он несколько похож на старца, поучающего “юношей” и отвергающего всякую новомодность.

... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

О некрасовской Музе см. в разделе этой главы, посвященном” стихотворению “Вчерашний день, часу в шестом...”. “Влачатся”, “тощие”, “покорствуя бичам” - явственные отзвуки пушкинской “Деревни” (1819), нескрываемая цитата. Антикрепостнический пафос Пушкина, как видно, не устарел и тогда, когда уже отменено крепостное право.

К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..

Где Муза, там, конечно, и лира, опять-таки как и в пушкинских стихах; и следующая строка некрасовской “Элегии” стала хрестоматийной - как бы эпиграфом ко всему творчеству поэта, произносимым с лирико-завещательной интонацией:

Я лиру посвятил народу своему.

Но это отнюдь не гарантия того, что народ возблагодарит посвященную ему лиру. У Некрасова есть стихи, в которых выражено горькое сомнение в этом (“Я настолько же чуждым народу / Умираю, как жить начинал”, “И песнь моя бесследно пролетела, / И до народа не дошла она”). В “Элегии” поэт тоже сомневается в признании народа: “Бытьможет, я умру неведомый ему...” Далее мысль поэта обращается к последствиям крестьянской реформы 1861 г. Решила ли отмена крепостного права больные проблемы крестьянской жизни? В “Кому на Руси жить хорошо” сказано, что распавшаяся “цепьвеликая”, одним концом ударив по барину, другим ударила по мужику. В стихотворении “Как празднуют трусу” Некрасов с горечью замечает: “В жизни крестьянина, ныне свободного, / Бедность, невежество, мрак”. Сходный мотив прозвучал и в “Элегии”:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
“Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”

Следующая строфа начинается риторико-стилистической фигурой, суть которой такова: что бы я ни делал, я занят одним. “Внимаю ль песни жниц...” и пр. (ср. у Пушкина: “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”). Слово “песни” - либо винительный падеж множественного числа от “песня” (и тогда глагол “внимаю” - переходный), либо дательный единственного от “песнь”. Скорее первое, хотя есть возможность двоя кого понимания. Так вот, что бы ни делал поэт, он все время ищет ответ на вопрос о том, осчастливила ли свобода крестьян, внесла ли она перемену “В народные судьбы? в напевы сельских дев?/ Иль так же горестен нестройный их напев?” Пушкин в авторских примечаниях к “Евгению Онегину” комментировал свой стих из IV главы “В избушке распевая, дева...”: “В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками”. Некрасовские слова “напевы сельских дев” как бы солидарны с мнением Пушкина о том, что о поющей крестьянской девушке можно писать в высоком слоге.

Заключительная строфа “Элегии” начинается словами “Уж вечер настает”. Они отсылают нас к строке из элегии Жуковского “Вечер”: “Уж вечер... Облаков померкнули края...” В XIX в. не забывали эту элегию старого мастера. Отрывок из нее, как раз начиная с указанной строки, вошел в либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” (1890). Жанр элегии, то есть задумчиво-грустного стихотворения, привлекал Некрасова, автора стихотворных циклов “Последние элегии” и “Три элегии (А.Н. Плещееву)”, последний создан в год написания рассматриваемого стихотворения, в котором слышен элегический отзвук из Жуковского.

В последней строфе лирический герой бродит в “прохладной полутьме”, благословляет “сельские труды”, шлет проклятия “народному врагу”, молится за “друга” и поет. Громкой песне внемлет и вторит природа - долы, нивы, горы, лес.

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

У разных поэтов варьируется сходный мотив: пророк, проповедник, певец, поэт заворожил природу, которая благодарно прислушивается к нему, а вот живые люди, к которым он обращается, глухи, невосприимчивы к его вдохновенному слову. См. “Пророк” Лермонтова, “Бэда-проповедник” Полонского, “Слепой” А.К. Толстого. Некрасов, как видно, подключается к этой прочно сложившейся традиции. А заключительная строка прямо отсылает нас к концовке 1-го тома “Мертвыхдуш” Гоголя: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”. Это одно из многих обращений Некрасова к гоголевскому творческому опыту.