Борис годунов скупой рыцарь краткое содержание. «Скупой рыцарь


Молодой рыцарь Альбер решает отправиться на турнир и обращается к своему слуге Ивану с просьбой показать шлем. Шлем оказывается пробитым насквозь еще с прошлого поединка с рыцарем Делоржем. Его невозможно надеть. Слуга пытается утешить Альбера, говоря, что тот сполна отплатил Делоржу, вышибив его могучим ударом из седла. После этого удара Делорж целые сутки лежал замертво и до сих пор еле оправился. Альбер отвечает, что отвагу и силу ему придало бешенство, вызванное поврежденным шлемом.

Виной его геройства была скупость. Альбер жалуется на бедность, на смущение, помешавшее ему снять с поверженного противника шлем. Рыцарю необходимо новое платье, ведь лишь он один за герцогским столом сидит в латах, другие же рыцари щеголяют в бархате и атласе. Но у него нет денег ни на одежду, ни на воору-жение, ни на коня. От отца Альбера, старого барона и известного скряги, ждать помощи тоже не приходится.

Еврей Соломон, постоянный кредитор Альбера, больше не дает денег в долг без заклада. Однако рыцарю и заложить-то нечего. Ростовщик не поддается ни на какие уговоры, не убеждает его даже такой довод о том, что старый отец Альбера скоро умрет, и его сын получит огромное состояние.

Тем временем появляется сам Соломон.

Молодой рыцарь пытается выпросить у него взаймы денег, однако Соломон мягко, но решительно отказывает ему, даже честное рыцарское слово не является для еврея убедительным доводом. Альбер расстроен, ему не верится, что отец может пережить его. Соломон же считает, что всякое в жизни случается, что не нами сочтены наши дни, барон крепок, полон сил и может еще очень долго прожить. Альбер в отчаянии, он говорит, что если его отец проживет тридцать лет, то ему к тому времени будет уже пятьдесят, а в этом возрасте деньги вряд ли ему понадобятся. Еврей отвечает, что деньги в любом возрасте нужны, вот только для юноши они являются слугами проворными, а для старика – надежными друзьями. Альбер считает, что его отец деньгам служит, «как пес цепной», как алжирский раб. Он во всем себе отказывает, живя хуже нищего, а все его золото лежит в сундуках. Альбер выражает надежду, что когда-нибудь это золото послужит и ему. Соломон видит отчаяние Альбера и то, что он готов на все, и намекает на то, кончину отца можно легко приблизить посредством яда.

Поначалу Альбер этих намеков не понимает. Но когда он уясняет, о чем говорит ему Соломон, он тут же хочет повесить ростовщика на воротах замка.

Соломону становится ясно, что Альберу не до шуток, и он хочет откупиться, но рыцарь прогоняет его вон. Немного остынув, он сначала хочет отправить слугу за евреем, чтобы принять деньги, предложенные им, но быстро меняет свое решение, поскольку ему кажется, что от них веет ядом. Альбер требует подать вина, но узнает, что вина в нет доме ни капли. Рыцарь проклинает такую жизнь и решает обратиться за помощью к герцогу, чтобы найти управу на отца. По его мнению, герцог может заставить старого барона содержать сына, чтобы тот выглядел, как истинный рыцарь.

Отец Альбера спускается в подвал, в котором хранятся его сундуки с золотом. Сейчас он намерен в еще не полный шестой сундук всыпать горсть монет. Он глядит на свои сокровища, и ему вспоминается легенда о царе, который приказал своим воинам бросить по горсти земли, из этих горстей вырос гигантский холм, и царь смог обозревать с него огромные пространства. Барон уподобляет свои сокровища, которые были собраны по крохам, такому же холму, делающему его властелином целого мира. Он помнит историю каждой монетки, и стоят за ней людские слезы и горе, гибель и нищета. Он думает о том, что если бы сейчас все слезы, пот и кровь, которые были пролиты за эти деньги, поднялись из недр земли, то случился бы настоящий потоп. Барон всыпает горсть монет в сундук, затем отпирает все сундуки, зажигает перед ними свечи и наслаждается блеском золота, чувствуя себя властелином могучей державы. Однако его приводит в негодование и бешенство мысль о том, что когда-нибудь, после его смерти, сюда явится наследник и все его богатства будут пущены на ветер. Барон считает, что сын не имеет права на это, что если бы Альбер сам по крохам, путем тяжелейших трудов скопил эти сокровища, то, наверное, не стал бы тратить золото, расточая его богатство.

Альбер жалуется герцогу на скупость отца, и тот обещает помочь рыцарю, уговорить старого барона содержать сына подобающе его статусу. Он рассчитывает пробудить в бароне отцовские чувства, поскольку барон был другом деда герцога и играл с ним, когда тот еще был ребенком.

Барон приближается ко дворцу, герцог просит Альбера спрятаться в соседней комнате и подождать, пока он побеседует с отцом рыцаря. Входит барон, герцог его приветствует и пытается напомнить ему о его молодости. Герцог предлагает барону появляться при дворе, но барон отказывается, ссылаясь на старость и немощь, но при этом дает обещание, что если начнется война, ему хватит сил поднять меч за герцога. Герцог интересуется, почему при дворе нет сына барона, на что старик отвечает, что причиной тому - мрачный нрав Альбера. Герцог просит барона отправить сына во дворец и дает обещание приучить его к веселью. Кроме того, он требует от барона назначить сыну подобающее рыцарю содержание. Мрачнея, барон отвечает, что сын его недостоин внимания и заботы герцога, поскольку «он порочен», и отказывает герцогу в его просьбе. Старик говорит, что сердится на сына из-за того, что тот замышлял его убийство и намеревался обокрасть его. Герцог обещает за это предать Альбера суду. Услышав эти наветы, Альбер врывается в комнату и обвиняет отца во лжи. Барон разгневан и бросает сыну перчатку. Альбер принимает вызов отца, говоря: «Благодарю. Вот первый дар отца». Герцог изумлен, его охватывает гнев, он отнимает у молодого рыцаря перчатку и гонит обоих прочь от себя. В этот момент барон умирает, вспоминая о ключах, герцог возмущен «ужасным веком, ужасными сердцами».

Нелегко; поэтому, прежде чем носить его, надо пройти обучение. Носить это оружие есть честь; поэтому прежде, чем возложить его на себя, надо быть объявленным достойным этой чести. Никто не рождается рыцарем: человек становится рыцарем в силу торжественного акта; сам король должен быть произведен в рыцари. Обрисуем кратко обычаи рыцарского воспитания и посвящения.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

Всякий молодой дворянин, которому предстоит стать рыцарем, начинает с того, что изучает ремесло военного человека: учится ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице. Но он может проходить выучку или в доме своего отца (особенно так делают сыновья знатных родителей), или у чужого человека (как, по-видимому, обычно и поступали). В большинстве случаев отец посылает своего сына к какому-нибудь сеньору богаче себя, который принимает молодого человека на свою службу и кормит его; отсюда слово nourri (питомец), часто встречающееся в средневековых балладах (сеньор говорит: mon nourri).

Рыцарское обучение сопровождается службой в качестве оруженосца, а с последней связана служба в качестве комнатного слуги, характерная для рыцарских нравов. Оруженосец помогает своему господину одеваться и раздеваться; он подает блюда и служит за столом; он делает постели. Эти услуги, которые древний человек считал унизительными и возлагал на своих рабов, становятся почетными в глазах средневекового дворянства (они были такими уже в глазах германцев ; об этом упоминает Тацит).

В течение этого периода, который продолжается от пяти до семи лет, молодой дворянин, называющийся оруженосцем, или damoiseau (маленький господин), не имеет права носить оружие.

Рыцари. Фрагмент Гентского алтаря, художник Ян ван Эйк

Когда он окончил свое учение – обычно между 18 и 20 годами, – если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря, он вступает в рыцарское сословие посредством военного обряда, который описывают рыцарские поэмы.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Молодой человек, выкупавшись в ванне, надевает кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще – кормивший его сеньор, привешивает к его поясу меч, который он с этой минуты будет носить постоянно. Эта главная часть церемонии называется adouber. Обычно рыцарь сильно ударяет молодого человека кулаком по затылку; это называется colèe. Затем новый рыцарь садится на коня, берет копье и на всем скаку поражает заранее приготовленное чучело; это называется quintaine. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Иногда она ограничивается даже одним актом – ударом по затылку: это делают тогда, когда хотят избежать расходов. Историк Бомануар рассказывает об одном следствии, которое, чтобы считаться действительным, должно было быть произведено определенным числом рыцарей. Так как одного рыцаря не доставало, то некоего дворянина тут же посвятили в рыцари. Один из рыцарей ударил его и сказал: «Будь рыцарем».

Рыцари. Фильм 2. Во имя чести и славы

Альбер - еще рыцарь хочет посетить турнир, поэтому приказывает своему слуге принести шлем. Головной убор попорчен - есть дырки с предыдущего поединка. Такой шлем надеть нельзя, но покорный слуга пытается утешить тем, что противник побежден и после удара еле пришел в себя. Альбер рассказывает, что им управляло недовольство, потому что шлем был поврежден. Причиной геройства стала обычная скупость. У Альбера бедные родители, но все же он не позволил себе снять шлем с поверженного. Также он нуждается в новом платье, за обедом многие ходят в атласе, а он же сидит в латах. В заимы ему никто не дает.

Приходит Соломон, Альбер снова просит в займы, но тот мягко отказывает. После чего намекает, что смерть отца можно ускорить, применив яд, Альбер, взбешенный ответом, хочет повесить Соломона за такие слова. Соломон спешит скрыться.

Барон же любуются в подвале своим золотом, думает о историях каждой заработанной монеты, а думы о том, что после его смерти все это достанется Альберу, ему не нравятся. Он приходит к выводу, что у Альбера нет прав получить эти деньги, только если бы сын сам заработал их, в этом бы случае он не стал бы тратить их на что попало.

Встреча барона и герцога происходит не очень хорошо, барон осуждает сына за то, что тот хочет обокрасть его и вообще не достоин почтения с его стороны. Услышав это, Альбер выходит из прикрытия и обвиняет барона во лжи. Барон приходит в ярость и бросает сыну белую перчатку, тем самым показывая, что это первый дар от отца сыну. Герцог приходит в ужас от увиденного и прогоняет отца и сына. После чего барон умирает, а герцог говорит об ужасном веке и ужасных сердцах людей.

Рассказ Пушкина учит тому, что неважно сколько денег человек заработал на жизнь, его все равно ждет смерть. Барон усердно копил деньги, но ему не пришлось ими воспользоваться, так к чему было скупиться?

Также в трагедии показаны отношения между отцом и сыном, эти отношения ужасны - их испортили деньги, отец был так скуп, что жалел денег на новое одеяние сыну. Поэтому между ними появилась вражда, сын не понимал, почему отец относится к нему с презрением. Это учит тому, что между людьми не должно быть преград в виде денежных средств, особенно если люди родные друг другу, иначе это повлечет к ненависти и жестокости.

Еще один урок можно вынести из пьесы - это быть более человечными к другим людям, относиться к ним с уважением, не унижать и не пытаться оскорбить.

Картинка или рисунок Скупой рыцарь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Высшая Мера Лиханов

    Жизнь Софьи Сергеевны сложилась трудно и не совсем счастливо. Она и ее сестра - двойняшка Женя рано потеряли родителей. Замуж Женя вышла рано, в девятнадцать лет.

  • Краткое содержание Любовь к трём апельсинам Гоцци

    Драма начинается с грустных событий: сын короля Треф заболел неизвестной болезнью. Принц Тарталья постоянно грустит и плачет. Он находится в глубокой дипрессии. Король Сильвио приглашает различных врачей, но никто не может ему помочь

  • Краткое содержание Куприн В цирке

    Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

  • Краткое содержание Маленький принц Экзюпери

    Наша жизнь – собственная, ни у кого не бывает похожей, или такой же, как и у других. Так что все люди, существа на земле – полностью индивидуальны. Маленький принц жил себе на своей планете

  • Краткое содержание Пена дней Виан

    Главным персонажем произведения является молодой человек по имени Колен. Он красив собой, да к тому же очень богат. У Колена есть свой повар Николя, большой дом. Молодой человек не работает.

Сцена I

В башне.

Альбер и его слуга Иван обсуждают рыцарский турнир. Альбер сетует, что погнул шлем, а новый купить не на что. У Альбера нет приличной одежды, чтобы показаться при дворе. Причиной победы Альбера в турнире была его ярость на противника за то, что тот погнул ему шлем. Альбер интересуется, что передал еврей Соломон на его просьбу дать взаймы денег. Иван отвечает, что тот «кряхтит и жмется ».

Приходит Жид (Соломон). Альбер просит у него денег, говорит, что он единственный наследник у своего отца - Барона, который скуп, «служит деньгам».

И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает -
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе...

Жид намекает, что можно было бы ускорить кончину отца при помощи яда. Альбер в ярости, кричит, что за такие слова повесит Жида. Жид пугается, предлагает ему деньги, но Альбер его выгоняет.

Вот до чего меня доводит
Отца родного скупость! Жид мне смел
Что предложить!

Альбер хочет выпить вина, но вина нет ни капли. Альбер решает идти к Герцогу искать на отца управы.

Сцена 2

Подвал.

Барон перебирает свои сокровища:

Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я

Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;
Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Мне все послушно, я же - ничему,
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья...

Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Тут есть дублон старинный... вот он. Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме...

Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп - я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Я каждых! раз когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе...

Барон зажигает свечи и отпирает все сундуки.

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую... но кто вослед за мной

Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет,
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
On грязь елеем царским напоит -
Он расточит... А по какому праву?

Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный

То расточать, что кровью приобрел...


Сцена 3

Во дворце.

Альбер рассказывает Герцогу о своих горестях. Приходит Барон. Альбер, чтобы не встретиться с ним, прячется в соседней комнате. Герцог говорит Барону, что хочет видеть его сына при дворе, а для этого сын должен получить необходимое содержание. Барон в ответ клевещет на сына, говорит, что он проводит время «в буйстве, пороках низких». Затем прибавляет, будто сын хотел его убить, «чтобы обокрасть». Альбер вбегает в комнату, обвиняет отца во лжи. Барон вызывает сына на дуэль (бросает перчатку), Альбер принимает вызов (поднимает перчатку). Герцог возмущен поведением обоих (Барон вызвал на дуэль родного сына, а тот вызов принял!) и выгоняет прочь обоих. С Бароном делается дурно, он падает:

Стоять я не могу... мои колени

Слабеют... душно!., душно!.. Где ключи?

Ключи, ключи мои!

Герцог:
Он умер. Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

Краткое содержание

Сцена 1

Альбер собирается на рыцарский турнир и разговаривает со своим слугой Иваном. Альбер рассматривает шлем, испорченный на предыдущем турнире, и видит, что его надеть уже нельзя, а на новый нет денег. У Аль- бера нет и приличной одежды, чтобы показаться при дворе. Иван замечает, что Альбер хорошо отплатил своему сопернику, испортившему шлем:

Как из стремян вы вышибли его,

Он сутки замертво лежал — и вряд ли Оправился.

Причиной такой ярости Альбера стал именно испорченный шлем. Альбер спрашивает, что ответил Соломон на его просьбу о деньгах. Иван: «Кряхтит да жмется».

Входит жид (Соломон), и Альбер просит у него денег. Жид хотел бы сначала получить хотя бы часть старого долга и отказывается давать деньги в новый долг на слово. Он говорит, что слово Альбера много стоит, пока тот жив, но он может умереть. Альбер сетует на своего отца, который «служит деньгам, как алжирский раб», а сыну денег не дает. Жид намекает Альберу, что дни отца можно сократить с помощью яда. Альбер с негодованием прогоняет его. «Вот до чего меня доводит отца родного скупость! Жид мне смел что предложить!» У бедного Альбера нет денег даже на вино, и он приказывает принести себе воду. Он решает просить герцога усовестить отца.

Сцена 2

Подвал. Барон рассматривает свои сокровища и говорит:

Как молодой повеса ждет свиданья

С какой-нибудь развратницей лукавой

Иль дурой, им обманутой, так я

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать…

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды*.

Мне все послушно, я же — ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою: с меня довольно

Сего сознанья…

(Смотрит на свое золото.)

Кажется, не много,

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Тут есть дублон старинный… вот он.

Нынче Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,

Притворщица не трогалась; я мог бы

Ее прогнать, но что-то мне шептало,

Что мужнин долг она мне принесла

И не захочет завтра быть в тюрьме…

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп — я захлебнулся б

В моих подвалах верных…

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет…

Нас уверяют медики: есть люди,

В убийстве находящие приятность.

Когда я ключ в замок влагаю, то же

Я чувствую, что чувствовать должны

Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе…

Барон открывает все сундуки.

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Я царствую… но кто вослед за мной

Приимет власть над нею? Мой наследник!

Безумец, расточитель молодой,

Развратников разгульных собеседник!

Едва умру, он, он! сойдет сюда

Под эти мирные немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных.

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки со смехом отопрет,

И потекут сокровища мои

В атласные диравые карманы.

Он разобьет священные сосуды,

Он грязь елеем царским напоит —

Он расточит… А по какому праву?..

Нет, выстрадай сперва себе богатство,

А там посмотрим, станет ли несчастный

То расточать, что кровью приобрел…

Сцена 3

Альбер во дворце герцога. Он признается, что обращается за помощью только из-за крайности своего положения. Герцог верит Альберу. Они видят в окно, что во дворец идет барон, и герцог приказывает Альберу подождать в другой комнате. Тот уходит. Входит барон. Герцог заговаривает с бароном о его сыне. Он просит прислать его ко двору и назначить сыну приличное содержание. Барон говорит, что его сын «не достоин ни* милостей, ни … вниманья. Он молодость свою проводит в буйстве, в пороках низких…». Герцог видит причину этого в том, что тот лишен общества. Барон опять отказывается прислать сына, он обвиняет его в желании убить отца. Герцог отвечает, что в таком случае сына нужно судить. Тогда отец обвиняет Альбера в желании обокрасть отца. Тут Альбер не выдерживает и бросается в комнату. Он называет отца лжецом. Барон бросает сыну перчатку, он вызывает его на дуэль за такое оскорбление. Сын принимает вызов отца. Герцог поражен, что сын посмел принять вызов старого отца. Отца герцог называет безумцем, а сына — тигренком. Он отнимает у Альбера перчатку его отца и приказывает не показываться ему на глаза, пока он сам не призовет к себе. Герцог начинает стыдить старика, но тому делается плохо. «Где ключи? Ключи, ключи мои!..» — это последние слова умирающего барона. Герцог: «Он умер. Боже! Ужасный век, ужасные сердца!»