Булимия: все, что вы хотели узнать, но боялись спросить. — А когда вы разговаривали с Путиным? — Он очень скромный человек

Автор 2018-01-31 18:40:51

Что движет нашими поступками? Какие веские причины? Почему мы поступаем так или иначе? В попытке разобраться в мотивах своих и чужих действий психологи пишут книги, с успехом защищают диссертации и проводят мотивационные тренинги. И, тем ни менее, мы остаемся в совершеннейшем неведении о принципах действия нашего разума и его побудительных мотивах к этим действиям.


В ХХ веке, чтобы проникнуть в тайны нашего восприятия действительности и мотивации поведения, ученые прибегли к психологическим экспериментам, результаты которых в корне изменили представление о поведении людей. Многие из этих экспериментов вряд ли можно назвать гуманными и этичными, но на что только ученые не идут ради науки. Предлагаем вашему вниманию некоторые классические эксперименты, которые могут, если не полностью изменить ваше представление о самих себе, то расширить его – наверняка.

Мы все способны подавлять и подчиняться



Перед вами эксперимент, подтвердивший, что при определенных социальных условиях даже считавшиеся до этого психологически адекватными люди способны проявлять агрессию по отношению к своим же товарищам, которые, в свою очередь, становятся безвольными жертвами. Эксперимент этот провел в Стэнфордском университете психолог Филлип Зимбардо. Изначальная цель была весьма невинной – исследовать поведение людей, попавших в непривычные для них условия. Для этого в подвале университета создали «тюрьму», а студентов-добровольцев разделили на «охранников» и «заключенных». Но эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прекратить через 6 дней – настолько участники с обеих сторон вжились в своих роли.



Напомним, все добровольцы были психически здоровы и уравновешены, но буквально с первых же дней эксперимента «охранники» стали вести себя агрессивно по отношению к «заключенным», били и всячески унижали их, причем их агрессия росла с космической скоростью, и эксперимент вышел из-под контроля. Опасаясь уже не только за безопасность, но и за жизнь «заключенных», которые тоже настолько приняли предлагаемые условия, что полностью подчинялись садистам-охранникам, Зимбардо прекратил исследование.

Мы не обращаем внимания на то, с чем сталкиваемся нос к носу



Можете ли вы в подробностях описать людей, с которыми сталкиваетесь по дороге на работу? И вообще, замечаете ли вы то, что происходит вокруг? «Конечно» – скажите вы, но сдержите свой первый порыв ответить «Да». Мы приведем вам пример, опровергающий ваше самонадеянное утверждение. Этот опыт провели в Гарвардском студенческом городке в 1998 году. Цель эксперимента заключалась в изучении того, насколько реально человек осознает окружающую его действительность. К спешащим на лекцию студентам подходил «подставной» прохожий и спрашивал, к примеру, классическое «Как пройти в библиотеку?».



В тот момент, когда студенты начинали объяснять заблудившемуся дорогу, между ними рабочие проносили дверь, которая на пару секунд разделяла беседующих. За эти пару секунд актера, изображавшего недотепу-прохожего, меняли на другого, абсолютно непохожего на «предыдущий экземпляр»: он отличался ростом, телосложением, одеждой, цветом волос, не говоря уже о цвете глаз. Но более 60 процентов участвовавших в эксперименте не заметили подмены и продолжали рассказывать, как же все-таки найти эту библиотеку. Этот нехитрый опыт продемонстрировал, насколько мы, скажем так, избирательно замечаем детали окружающего нас мира.

Мы способны стать успешными, если ожидание нам по силам



Помните Стэнфордский эксперимент, о котором мы рассказывали в начале нашей статьи? Похоже, этот университет просто-таки специализировался на «садистских» опытах над человеческой природой. В этом же Стнэнфорде был проведен так называемый «Зефирный тест». На этот раз участниками эксперимента были дети 4-х и 5-ти лет. Цель опыта – выявить способность противостоять сиюминутному соблазну в пользу самодисциплины и последующего за ней вознаграждения. Детей оставляли в комнате одних наедине с тарелкой зефира. Оговаривалось, что зефир можно съесть когда угодно, но те, кто дождется возвращения взрослых, вместо одной порции зефира получат две.



В начале эксперимента все дети утверждали, что подождут и получат две зефиринки, но в итоге некоторые не удерживались и съедали сладости. Но из 600 детей, подвергшихся мучениям, ну то есть, мы хотели сказать, участвовавших в эксперименте, большинство все же дождалось взрослых и получили заслуженную удвоенную порцию зефира. Сложнее удержаться оказалось тем детям, которые не отводили глаз от вожделенной «вкусняшки», те же, кто закрывал глаза, отворачивался или всячески отвлекался от соблазнительной тарелки, выдержал 15 положенных минут. Кстати, дети, которым ожидание оказалось по силам, в дальнейшем были менее склонны к ожирению, курению и употреблению наркотиков, а также были более успешными, став взрослыми.

На общем фоне снижения финансирования науки и образования в России ярко выделяется новый образовательный центр в Сочи, на который не жалеют ни ресурсов, ни времени крупные бизнесмены, ведущие университеты, педагоги и ученые страны. О нем рассказал ТрВ-Наука директор Центра педагогического мастерства . Беседовала Наталия Демина .

— История уже стала апокрифической. Рассказывают, что вы со Стасом Смирновым пришли на прием к президенту минут на 10−15, и вдруг он так заинтересовался вашим проектом, что вы полтора часа его обсуждали.

— Это байки. Любые интересные истории обрастают огромным количеством различных слухов.

— Как же тогда появился «Сириус», расскажите…

— Могу рассказать без каких-то красочных деталей. На самом деле это было идеей Владимира Владимировича.
Соавторы создания образовательного центра для одаренных детей «Сириус». Сочи, 19 июля 2016 года. С сайта kremlin.ru — Разве идея создать образовательный математический центр на месте одной из олимпийских гостиниц не ваша?

— Нет. Это лично идея президента. Он позвал нас со Стасом обсудить математическое образование. И у нас возникло ощущение, что есть понимание…

— Получается, есть две версии. Одна — идея «Сириуса» пошла от вас со Стасом. Вы придерживаетесь другой версии — это идея самого Путина.

— Да, это идея Владимира Владимировича. Ясно, что и у меня, и у Стаса было и есть много разных идей, которые мы высказываем, много чего делаем в области математического образования. Я думаю, что нас позвали именно потому, что наша деятельность легла в струю того, о чем думал В. В.

И действительно, в «Сириусе» очень клево. Какие-то недостатки есть, потому что всё только создается… Это же дети. Там не «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но все-таки.

— «Артек» XXI века?

— Все-таки не «Артек». Основная идея «Сириуса» — учеба. «Артек» был больше отдыхом и развлечением, плюс были какие-то занятия. У нас учеба топовых школьников у первоклассных педагогов — исходный пункт. Естественно, мы стараемся туда впихнуть и какие-то культурные программы, и спорт, и экскурсии. Но надо понимать, что это — дополнение к главному. Организаторы «Сириуса» порой ведут своего рода войну с педагогами, ведь те готовы учить детей круглосуточно, и даже не отпускать их на обед и отдых.

— Вас позвали и сказали: «Хотим построить такой лагерь для математиков»?

— Да. С президентом мы пообсуждали, как идею можно реализовывать. Хочу подчеркнуть, что здесь не тот проект, когда говорят: «Вот, ребята, вам ресурсы и делайте, как хотите», В. В. в этом реально участвует.

— И сейчас участвует?

— Он является председателем попечительского совета нашего фонда «Талант и успех». И заседания совета не какая-то формальность. Это реальный содержательный разговор, продолжающийся иногда не один час, по абсолютной конкретике.

— Вы там обсуждаете проблемы ЖКХ?

— Какое ЖКХ?! Мы обсуждаем, как и что делать, причем часто это сочетается с разговорами с детьми, находящимися в «Сириусе». В. В. приезжает, общается с преподавателями, с детьми. Не для прессы, не для пиара, а просто так, расспрашивает их о жизни и учебе.

— Для него это похоже на Пушкинский лицей? Как при Александре I?

— Знаете, не знаю. Делается хорошее дело, и очень здорово, что оно делается. Причем его идея — совместить три стихии. Во-первых, математику и смежные с ней науки: физику, химию и биологию. Во-вторых, спорт. И в-третьих, культуру и искусство.

Идея «Сириуса» — объединить усилия и развиваться в тех областях, где Россия — лидер. Была и остается. Но не в том, чтобы поднимать области, где Россия не на первом месте. Например, футбол у нас не очень. Конечно, бывает, что сборная по хоккею проигрывает на мировых турнирах, но любой человек в мире скажет, что в России сильный хоккей. В этом году проиграли, а в следующем выиграют.

Точно так же математика. Можно долго рассуждать, что в математике стало хуже или, наоборот, улучшается. Но то, что Россия — ведущая математическая держава, никто не отрицает. Есть много российских математиков — пускай кто-то на Западе, кто-то в России, но они реально включены в математическую жизнь планеты, это факт.

Вы были в Дубне, на Летней математической школе. Так и «Сириус».

Очень важная история, что в областях лидерства России ребята получают возможность поучиться у топовых людей. А еще пообщаться друг с другом.

— То есть вы их перемешиваете? Каким образом?

— Здорово, когда будущий великий хоккеист знакомится с будущим великим математиком или на дискотеке замечательные фигуристки пытаются заставить танцевать наших физиков. Великие фигуристы делают программу «Первый лед» для математиков, ставят их на лед, учат кататься. Сергей Андрияка учит их рисовать. Когда Юрий Башмет играл на концертах, физики сбегались его послушать. Там, в «Сириусе», совершенно уникальная атмосфера. Его идея как бы дополняет идею СУНЦа (специализированный учебно-научный центр. — Ред. ). Идея СУНЦа — найти и переместить одаренного ребенка к месту учебы. «Сириус» же помогает развиваться образованию на местах.

— Как «Сириус» развивает образование на местах?

— Очень просто. Ребенок учится в своей школе. Приезжает в «Сириус» на какое-то время, там есть много

разных программ. Некоторые из них предусматривают приезд ребенка с педагогом. После окончания смены дети и учителя возвращаются домой, но потом могут вернуться на другие виды смен. Понятно, что мы не очень хотим, чтобы в «Сириусе» находились одни и те же дети, так как стремимся к большему охвату. Но если ребенок себя ярко проявляет, то он может вернуться на какой-то другой проект.

Мы создаем для талантливых детей новые возможные траектории их жизни. Мы понимаем, что не каждому одаренному ребенку стоит переходить в высококонкурентную школу. Точно так же, как сейчас в Москве у ребенка появились возможности не только перейти в топовую школу, но и продолжать заниматься в своей школе, ходить на кружки, посещать выездные сборы.

В «Сириусе» есть программа поддержки региональных математических кружков, в мае пройдет смена для матшкол. Топовые матшколы привозят какое-то количество своих учеников, в ту же смену приезжают учителя из математических школ следующего эшелона, из регионов, и они смотрят, как работают лучшие учителя, работают вместе с ними и учатся друг у друга. И потом они продолжают работать вместе.

Сейчас создается электронная среда, чтобы и дети, и педагоги не теряли связь с «Сириусом». Пока она только в стадии запуска. Да и сам «Сириус» работает в пилотном режиме. Ведь от идеи до запуска проекта прошло меньше года.

В каком-то смысле для меня «Сириус» — продолжение того, чем я занимаюсь всю жизнь. Сначала Московский центр непрерывного математического образования, а сейчас Центр педагогического мастерства. Кстати, ЦПМ, где мы сейчас находимся, за несколько лет добился многого. За последние годы 214 московских школ дали победителей и призеров олимпиад. Это в три раза больше, чем несколько лет назад. То есть обычные микрорайонные школы начинают давать возможность школьнику побеждать в олимпиадах. Конечно, топовые педагоги не свалились в обычные школы откуда-то с неба. Но педагоги этих школ начинают работать вместе с нами, обмениваться опытом и у них начинает получаться.

Там, где не хватает их собственных знаний или умений, они подключают нас и ведущие вузы, дети ездят на сборы, в летние школы. Ребенок учится, не вырываясь из своей среды. Ведь кому-то переход в топовую школу необходим, так как в своей ребенок на голову выше всех и «балду пинает»; здоровая конкуренция ему поможет. А другому, наоборот, нравится быть лидером, его там любят, ему там интереснее учиться. У детей могут быть совершенно разные траектории, и теперь у них появился выбор.

Так же и в России. У ребенка есть возможность приехать в СУНЦ, их в стране четыре: при Московском, Новосибирском университетах, Уральском и Северо-Восточном федеральных университетах. Интернат появился и в Санкт-Петербурге при физико-математическом лицее № 239.

Однако теперь можно продолжать учиться у себя, в своей среде, с любящими родителями, с друзьями, играть вечером в футбол и время от времени приезжать в «Сириус». И скоро начнет работать дистанционная поддержка, где ребенок может, вернувшись домой, продолжать общаться с ведущими математиками, биологами и др.

Сейчас мы активно запускаем направления «Биология» и «Химия». «Сириус» привлекает не только ведущих ученых, но и ведущие компании и вузы. Летом построены совершенно суперские, мирового уровня лаборатории. Ребята видят, что они нужны России, видят, куда потом можно пойти работать. Они видят успешных людей. Ведь если Перельмана любят показывать по телевизору, то Стаса Смирнова как-то особо нет, потому что вокруг него нет никаких сенсаций для желтой прессы.

— Он очень скромный человек.

— Во-первых, скромный. Во-вторых, прессе интересен негатив. Великий математик не взял приз в миллион долларов и ходит весь обросший -это интересно. А Смирнов не только талантливейший математик, но еще и успешный, хорошо выглядит, что по телевизору показывать не любят. Дети потом приезжают домой, рассказывают о впечатлениях. Кроме того, это, конечно, еще и мощный посыл для учителей, они понимают, что делают важное и нужное дело.

Год назад появился грант президента для студентов. 20 тыс. руб. в месяц на всё время обучения. И молодой человек понимает, что вот он съездил в «Сириус», потом выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников, получил право на стипендию, соответственно, может совершенно спокойно учиться, а плюс к тому он уже познакомился с ведущими вузами, представителями инновационных компаний. Он понимает, что его талант нужен России.

— Если потом выпускник вуза поедет в аспирантуру Гарварда, ему там понравится и в Россию он уже не вернется, что Вы будете чувствовать? Вы заключаете с ним договор, что он должен отработать в России какое-то время?

— Конечно, это условие подачи гранта. В этой стипендии, так же как и в ряде стипендий в Европе, имеется условие, что если ты берешь деньги от государства или еще откуда-то, то берешь на себя обязательство проработать несколько лет в России. С моей точки зрения, это совершенно нормальная договоренность.

— А если он решит, что всё же хочет уехать, ему придется деньги обратно возвращать? Интересно, есть ли какая-то степень свободы?

— Когда стартовал проект?

— А когда вы разговаривали с Путиным?

— Примерно за полгода до этого.

— Как устроена смена в «Сириусе»?

— Типовая смена — 24 дня. Приезжает 200 человек по каждому направлению: спорт, искусство, наука.

— В потоке около 600 детей?

— Дети могут пересекаться, а могут и нет. У каждого направления свой график, не то что у всех сразу заезд с 1-го по 24-е. Плюс бывают более короткие смены или целевые. Например, там проходят сборы национальной команды, они в этом году проходили в «Сириусе», и не один раз, и я уверен, что золотые медали на международной олимпиаде в том числе и заслуга «Сириуса». Ребята были по нескольку раз в «Сириусе». Не только члены сборных, но и кандидаты.

— Физику и химию пока не берете?

— Физика началась в прошлом году. Химия и биология стартуют сейчас, потому что им нужны лаборатории. Под математику отель переоборудовать просто: доски повесил, аудитории сделал. Занятия по химии и биологии — отдельный процесс. Ребята находятся в очень хороших условиях, настоящий отель 4+, не потерявший своего класса. Адаптированный для детей, с особыми требованиями к технике безопасности. Двухместные номера. Бассейн открытый, закрытый, свой пляж, переданный «Сириусу».

— В каждом номере туалет-ванна, дети питаются в столовой со шведским столом?

— Ну конечно.

— Вы пытаетесь помочь людям, которые могли бы основать свои центры развития математического образования?

— Да. Они и так уже работают своими силами. Но, во-первых, у них появилась возможность передать свой опыт и показать своим ученикам лучшее. Чтобы съездить в Москву или Петербург с детьми, нужно найти деньги, а в «Сириусе» всё бесплатно. Там оплачивают всё: и дорогу, и проживание, и питание.

Одна из самых главных вещей — абсолютно честный и прозрачный отбор. В попечительском совете нашего фонда и в учредителях есть люди, которые за это отвечают в том числе и своей репутацией. Среди учредителей фонда «Талант и успех» по направлению наука — Станислав Смирнов и я. В экспертном совете — Максим Пратусевич, Назар Агаханов и другие. Если проводятся смены по результатам олимпиад, то дети приезжают именно по результатам олимпиад. Если проводится отбор, то мы посылаем наблюдателей, привозим работы, сами их проверяем.

— Но получается, что если вас не будет, то всё грохнется? Всё держится на личностях…

— Честная экспертиза строится на прозрачных принципах и честных независимых экспертах. Здесь Вы правы. Но это не значит, что всё держится на Ване Ященко или Стасе Смирнове. Найдем другого человека, не менее независимого, честного и прозрачного…

— А Вы самый главный по «Сириусу»?

— Нет. Я только один из учредителей.

— Кого можно назвать самым главным в «Сириусе», кроме Путина?

— Нет такого! В. В. предложил идею, а дальше наша задача — запустить жизнь на этой площадке. У нас не вертикальная структура. Выбираются лучшие люди в стране, которые приезжают проводить смены, двигают авторские проекты, они друг другу не конкуренты. Мы иногда делаем парные смены: например, 2007-я школа Москвы приезжает вместе с ФТШ из Санкт-Петербурга. Педагоги учат других педагогов, и такой обмен опытом очень важен.

Административно главной в «Сириусе», его директором является Елена Шмелёва. Яркий, совершенно фантастический человек, отдающая делу всю себя. Замдиректора по науке — Михаил Случ, мы его уговорили туда переехать.

В отличие от обычной школы, где директор определяет всё, основа здесь — запросы лучших учителей. Задача нашего экспертного попечительского совета — искать людей, которые готовы будут учить детей. Проходящей сейчас сменой по биологии руководил Сергей Лукьянов. Величайший ученый, биолог, лауреат Госпремии 2016 года, действительно суперъяркий человек.

— А зачем «Сириусу» нужен Сергей Ролдугин, получивший широкую известность в последнее время?

— Я политикой не занимаюсь. Меня не волнует то, что пишут газеты. Меня интересует, как люди делают дело. Я вижу, как отлично Сергей организует направление «Музыка», лично экспертирует записи ребят, приглашает в «Сириус» замечательных музыкантов. Не берусь оценивать это направление как специалист, я вижу его со стороны. Кстати, не знаю, есть ли запись на сайте «Сириуса», но один раз мы с С. Смирновым прочитали лекцию одновременно для отделений спорта, музыки и искусства. В два микрофона читали лекцию «Что такое математика». Было очень здорово.

— Часто ли рассказывают о «Сириусе» по центральным телеканалам?

— И Первый канал, и РТР, и газеты. Появление «Сириуса» важно для статуса учителей, которые работают по развитию талантов, в том числе в регионах. Ведь в Москве уже всё есть. Руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина и мэр Москвы Сергей Собянин поддерживают одаренных учителей, поддерживают школы, дают гранты за успехи в рейтинге школ, есть и целевая поддержка математических классов. Ее только что раздали по абсолютно объективным критериям, разработанным Московским математическим обществом и Ассоциацией учителей математики. Имеются четкие формулы, придуманные не чиновниками. В свое время работала комиссия, в которую входили академик РАН Виктор Васильев, Александр Музыкантский,

Александр Блинков, Борис Давидович и другие учителя математики, которые разработали критерии оценки, определили, сколько денег нужно на маткласс. И Москва дает гранты учителям, детям, но разные люди к этому по-разному относятся. Москва — единственный пока регион, который кроме олимпийских чемпионов еще дает деньги за победу на международных предметных олимпиадах школьников. По решению Сергея Собянина выданы гранты: 1 млн руб. за золото, 500 тыс. за серебро, 250 тыс. за бронзу. А в регионах, где нет такого внимания к развитию талантов, «Сириус» стал мощным посылом местным властям. У многих моих коллег были финансовые и прочие проблемы, приходилось искать деньги, чтобы ребята поехали на Всероссийскую олимпиаду.

— «Сириус» стал центром национальных олимпиад? Вы координируете олимпиады по математике?

— Нет-нет.

— Вы же сборы проводите. Получается, олимпиадникам нужно подлаживаться под ваши смены?

— Наоборот, мы работаем вместе по кандидатам в команду, подстраиваемся под график подготовки национальной команды. У нас кроме смен, развивающих конкретных детей, школы, кружки, поднимающих слабые регионы, есть отдельные потоки, посвященные национальным сборным. Эти потоки, естественно, выстраиваются вместе с тренерами сборных. Они говорят, когда и чему правильно учить этих детей. Можете спросить у Назара Агаханова, как теперь, благодаря «Сириусу» он может приглашать на сборы не какой-то узкий сегмент детей, а очень большой резерв 8−9-х классов, готовить мощную смену, что важно из регионов, и наконец ставить долгосрочную амбициозную задачу — догнать и перегнать Китай на математических олимпиадах.

С «Сириусом» у талантливого ребенка из региона появилась возможность развить способности. Обычно лучшие ребята появляются на Всероссийке только в 9-м классе. А для международного уровня это часто бывает просто поздно. А если у него не было рядом хорошего кружка, хорошей школы, в регионе не шла математическая жизнь, то уже слишком поздно.

Победители Олимпиады Эйлера, своего рода всероссийской олимпиады для 8-х классов, придуманной Игорем Рубановым (он, я и Назар Агаханов входим в ее координационный совет), приглашаются в «Сириус» во время заезда сборной по математике в качестве младшего отряда. Что дает возможность талантливому ребенку уравнять шансы.

«Сириус» значительно повышает шансы школьника из провинции на успех в олимпиаде. Но не выдирает детей из привычной среды. Не каждому талантливому ребенку хорошо в СУНЦе. Правильнее не собирать лучших в центре, а поднимать образование в регионах. Мы видим, как начинает подниматься математическая жизнь в Хабаровске или на Камчатке, в том числе и благодаря «Сириусу», после обучения в котором контакты не теряются. Дети знакомятся друг с другом, видят ярких ребят и то, что это не только математика, а еще и спорт.

— Нет ли опасения, что это прекрасная, но показуха? Мол, есть что посмотреть президенту и показать иностранцам. А в России так много проблем с наукой и образованием. Ситуация в «Сириусе» может быть очень хорошей, но с наукой и образованием в России всё сложно.

— Во-первых, не помню, чтобы в «Сириусе» был хотя бы один западный человек. Пиар никого не интересует, всех интересует дело. Второе: я вижу, какая движуха пошла сейчас в регионах, где вообще ничего нет. В ноябре прошла смена для Южного федерального округа и Северного Кавказа, такая уже была в прошлом году. Мы с большим трудом отбирали детей.

Кроме работы с топовыми детьми мы, в частности, проводим смены из регионов, где вообще не было ни одного призера олимпиад. Проводим на местах массовые математические мероприятия, отборочную олимпиаду, отбираем детей, они и их педагоги приезжают в «Сириус», возвращаются к себе, и в этих регионах начинается какая-то математическая жизнь.

Уже видно, как за год возродилась жизнь в куче регионов, где с математикой вообще было плохо. «Сириус» — это бесплатная возможность поехать поработать с топовыми преподавателями. Вы можете поговорить с Олегом Южаковым из Кургана или Леонидом Самойловым из Ульяновска. Это энтузиасты, у которых почти не было поддержки, и сейчас они ездят к нам в «Сириус» с детьми или преподавать, и к ним в регионах меняется отношение. Хорошо Игорю Соломоновичу Рубанову из Кирова, он самодостаточен, у него прекрасная работа, он задействован по максимуму. А, того же Южакова в Кургане никто до «Сириуса» не поддерживал.


Беседовала Наталия Демина


зав. кафедрой дискретной математики МФТИ, руководитель отдела теоретических и прикладных исследований «Яндекса»:

1, 2. Замечательных школьников собираем, место прекрасное, удается привлекать в него часто тех, кого иначе сложно привлечь. Бывают бюрократические проблемы, но они решаются.

3. Про оазис. Ну, математические центры всё же есть, и они активно живут во многих регионах. И школ много вне «Сириуса». Так что всё не так плохо.


астроном, лауреат премии «Просветитель»:

1, 2. Я был в «Сириусе» дважды, и мне там понравилось. Великолепный быт (гостиница хорошего европейского уровня), отличное питание (разнообразный шведский стол с «изысками»), удобные аудитории, хорошая библиотека открытого доступа, экзотическая природа (с одной стороны — горы, с другой — море), сильный подбор преподавателей (сказал бы — уникальный, но скромность мешает).

Думаю, большинство детей попадает в такие условия впервые. И это очень важно. Они выносят из «Сириуса» не только знания и навыки (там собираются не только юные интеллектуалы, но и спортсмены, и артисты), но, что еще важнее, — уважение к труду и таланту, представление об обстановке, в которой ты можешь полностью отдаться любимому делу, не думая о быте и прочих обстоятельствах жизни. Такой маленький коммунизм.

Для работы преподавателей условия тоже хорошие: современная оргтехника, компьютеры, проекторы, уютные аудитории. Для моих занятий даже нашлись вполне приличные телескопы. Персонал центра в целом благожелательный, но не всегда расторопный и организованный. Чувствуется, что для них это пока еще гостиница (главное, чтобы было чисто и сытно), а напряженная жизнь учебного центра до сих пор в новинку. Но привыкают и к этому. В целом проблемы с аудиториями и техникой разрешались быстро.


преподаватель математики, педагог южной математической смены (ноябрь 2016 года, направление «Наука»):

1. Я был в «Сириусе» уже дважды, но общий счет моих поездок в разные «детские научные смены» перевалил за четыре десятка, так что есть с чем сравнивать. В целом очень радует тщательная продуманность каких-то базовых вещей — быт, распорядок дня у детей, разумное сочетание занятий и отдыха.

Мне как математику очень приятно, что эта замечательная база не просто отдана для отдыха абы каких детей, а разделена между талантливыми представителями совершенно разных направлений — спортивных, творческих и научных. Здесь каждый ребенок — яркая индивидуальность, и особенно хорошо это проявляется, когда, например, «спортсмены» и «математики» в свободное время занимаются созданием собственных видеороликов под руководством замечательных педагогов направления «Искусство».

2. Безусловно, есть и какие-то недостатки. Организация любого серьезного дела никогда не обходится без ошибок, а публично ругать за ошибки нужно только тогда, когда организаторы не признают их и, следовательно, не способны исправить. Здесь это точно не так, поэтому о конкретике умолчу.

3. Слово «кризис» многозначно. Мне оно кажется уместным в медицинском значении — это такой момент, после которого состояние больного может либо резко улучшиться, либо резко ухудшиться. Да, сейчас образование уже вошло в фазу кризиса, ну или вот-вот в нее войдет, — что будет дальше, совершенно непонятно. Однако, как любил повторять за французами Лев Толстой, «делай, что должен, и будь что будет».

Секрет улучшения после кризиса всегда примерно одинаков: в кризис нужно не распылять силы, а концентрировать их.

Появление «Сириуса», на мой взгляд, способно стать точкой концентрации, которая в полной мере проявится потом. В советское время, о котором сейчас многие ностальгируют в том числе и из-за якобы хорошего образования, «сириусы» были невозможны, потому что лозунг «Всё лучшее — детям» подразумевал вкладывание сил исключительно в «артеки» для всех. Это не значит, что «артеки» заведомо хуже, просто «сириусов» у нас раньше не было. Более того, их, кажется, еще и нигде в мире не было. Насколько «Сириус» способен изменить общий ландшафт образовательных процессов, можно будет судить только через поколение.


руководитель сборной команды России на Международной математической олимпиаде:

1. Идея «Сириуса» и мне, и многим моим коллегам нравится, особенно в той части, которая касается работы с «отсталыми регионами» — в которых нет сильных преподавателей, способных «открывать и зажигать звездочки». Развитию математики в регионах напрямую это не поможет (нужна систематическая работа), а вот поддержке и возможному формированию успешной траектории одаренным детям из регионов — ДА.

2. Проблемы в основном связаны с «внутренним саботажем регионов» при отборе детей: на отборочную олимпиаду в «Сириус» местные чиновники приглашают нередко далеко не самых лучших детей (боятся, что они куда-нибудь уедут?). В чем-то их можно понять: в стране есть учебные заведения, порой пользующиеся поддержкой руководства региона, занимающиеся рекрутированием «легионеров», разрушая тем самым ростки работы с одаренными детьми в других регионах. Понятно, что «Сириус» как раз не занимается подобным бандитизмом — это противоречит его основной концепции поиска талантливых детей и их поддержки.

3. ВДНХ в области работы с талантами… Образовательный центр «Сириус» проходит период становления, и руководство фонда «Талант и Успех» ищет новые направления работы, старается расширить сферу деятельности «Сириуса». Иногда получаются не вполне удачные проекты, что может создать иллюзию показухи. Но правильные решения — закрепляются, неудачные идеи — отмирают. Центр вполне содержательно развивается.

“О чём ты сейчас думаешь, дорогой?”- задавая этот вопрос, мы очень хотим услышать правду, но почему-то надеемся, что она будет именно такой: “О тебе, дорогая!

ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИН И ВЫСОКОГОРНЫХ БАРАНОВ - НОВЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

“О чём ты сейчас думаешь, дорогой?”- задавая этот вопрос, мы очень хотим услышать правду, но почему-то надеемся, что она будет именно такой: “О тебе, дорогая!”

Так что же мы, в самом деле, хотим узнать? Его настоящие мысли или его отношение к нам? А возможно, просто лишний раз удостовериться в его чувствах? Не потому ли его ответ “о жареной картошке” приводит нас в уныние?

Часто неоправданные надежды, которые мы возлагаем на наших партнёров по жизни, выливаются в непреодолимую стену обид, раздражения и разочарований. Как избежать этого? Как сохранить взаимопонимание дольше, чем конфетно-букетный период, и будет ли крепкой семья под девизом «стерпится – слюбится»?

НУЖНА ЛИ ЖЕНЩИНА МУЖЧИНЕ?

Она ему необходима!

Без женщины нет развития мужчины, нет стимула к росту (интеллектуальному, карьерному, духовному и прочему) и невозможна передача его генофонда в будущее. Существование такого человека становится бессмысленным, поэтому любой мужчина, что бы он ни говорил о женщинах плохого или хорошего, ищет свою женщину. В первую очередь на этом основывается психология парня.

Каким образом он это делает?

Ну, внешне это выглядит «разрешите с вами познакомиться», а на более глубоком психологическом уровне все мужчины ранжируются – подтверждают свой природный ранг путём выполнения своей видовой роли.

В первобытной стае ранжирование мужчин определяло очередность права на поклёвку (право на получение пищи) и право на женщину.

Выполнил свою видовую роль – имеешь право на еду (материальные блага), и женщина оказывает тебе расположение. Выше ранг – больше шансов быть выбранным женщиной. Да-да, именно выбранным, а не выбрать. Корень женской меркантильности лежит намного глубже, чем умение считать деньги и стремительно их тратить. Мужчина должен быть способным прокормить её, пока она вынашивает и выкармливает малыша. Это закон природы, обросший, естественно, толстым слоем рационализаций как с мужской, так и с женской точек зрения.

Видовая роль – это предназначение, данное конкретному человеку самой природой и обеспеченное соответствующими психическими свойствами для его выполнения.

Определяя векторальный набор мужчины, те самые врождённые психические свойства, мы видим его жизненные цели, характер мужчины, привычки, ценности, отношение к семье и даже . Читать психологию мужчин не придется тому, кто разбирается в векторах человека.

Да-да, прямо на первом свидании можно узнать, какие у вашего кавалера сексуальные фантазии, что его возбуждает, и каковы рамки его сексуальной приемлемости.

МОНОГАМНЫЙ, ПОЛИГАМНЫЙ ИЛИ ВООБЩЕ НЕГАМНЫЙ…

Популярное понятие полигамии используется мужчинами с большим усердием и в основном в попытке оправдать свои измены или многочисленные разводы.

Однако настоящая полигамия встречается гораздо реже, чем о ней говорят, и является прерогативой . Таких людей рождается не более 5%, и только половина из них достигает зрелого возраста. В основе уретральной полигамии лежит животный альтруизм, потребность в отдаче по нехваткам, природная справедливость и милосердие. Неоспоримый высший ранг «вождя» и мощное либидо на глубинном психологическом уровне дают любой женщине ощущение того, что рождение потомства ей гарантировано.

Такого мужчину мы называем «обаятельный хулиган», сердцеед, казанова, роман с уретральником всегда будет одним из самых ярких воспоминаний в жизни, но при этом понятно, что спокойная семейная жизнь с таким ураганом нереальна.

Однако не всё так безнадёжно. Создавая эмоциональную связь со своим партнёром, мы имеем возможность перевести отношения на другой, более высокий уровень, тем самым сохраняя их на более длительный период.

МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ ИЛИ ЗВЕЗДА С ТВОИМ ИМЕНЕМ

Женское сердце тает, когда мужчины говорят нам комплименты, замечая новую причёску, красивый маникюр или стильные туфли. Вместе с этим мужская невнимательность к деталям и забывчивость знаменательных дат просто вошла в поговорку. Бывают ли мужчины, которые помнят дату первого поцелуя и знают какого цвета чайные розы?

В зависимости от состояния вектора только зрительный мужчина с одинаковой лёгкостью заметит новый оттенок ваших волос или нотки грусти в вашем голосе. Особая чувствительность зрительного сенсора позволяет дифференцировать как изменения цвета, так и эмоционального состояния души.

Большие знатоки в создании романтической обстановки, они не преминут зажечь свечи и поставить на стол цветы к вашему приходу. Каждая эмоция ощущается ими с огромной силой – не так ярко, как у женщин, но несоизмеримо ярче, чем у мужчин без зрительного вектора. Тонкое чувство юмора, высокий интеллект и чувственность характерны для развитого зрительного вектора. В неразвитом состоянии тот же зрительный вектор проявляется эмоциональными раскачками и выматывающими истериками.

Полная противоположность зрительному вектору в эмоциональном плане это . Романтика звука состоит в созерцании звёзд, о которых он знает немало, и прослушивании музыки – именно они, звуковики, самые большие ценители музыкальных произведений, от классики до тяжёлого рока.

Погружённые в себя, задумчивые и безэмоциональные, такие мужчины покоряют нас своим необычным абстрактным мышлением, одержимостью идеей научного или духовного поиска. Все материальные блага просто растворяются на большой глубине погружения звуковой мысли.

Живущие словно вне физического мира и сконцентрированные на своих размышлениях, они не только не задумываются о создании семьи или рождении детей, а могут забывать поесть или поспать, выдавая в качестве побочного эффекта процесса самопознания теорию относительности или решение гипотезы Пуанкаре. Поэтому стать женой будущего Эйнштейна или Перельмана можно в большей мере благодаря собственной инициативе.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В предыдущей части нашей статьи мы попытались разобраться в мотивах своих и чужих действий на примерах наиболе

«Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать» или несколько психологических экспериментов,

 12:15 06 февраля 2018

В предыдущей части нашей статьи мы попытались разобраться в мотивах своих и чужих действий на примерах наиболее известных психологических экспериментов. Предлагаем вам продолжить наше «путешествие» по лабиринтам человеческой психики.

Мы можем слепо подчиняться власти

У каждого человека есть свои убеждения и моральные принципы. Они, как предохранители, но иногда эти принципы и установки, также как предохранители, ломаются под давлением силы. Пример тому – весьма жестокий эксперимент психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма. В 1961 году он провел исследования с целью выяснить, как далеко могут зайти порядочные, абсолютно не склонные к насилию в обычной жизни люди, подчиняясь имеющими над ними власть лицам, если те прикажут им совершить нечто, ранее казавшееся им чудовищным, и нанести вред другим людям. Цель эксперимента – исследовать глубокий внутренний конфликт между моральными убеждениями и необходимостью подчиниться власти.

Для участия были выбраны два человека, один из которых выполнял роль «учителя», а второй «ученика». Участников развели по разным комнатам. Смысл опыта заключался в том, что, когда ученик неправильно отвечал на заданный учителем вопрос, последний пропускал по нему разряд тока. В действительности, никакого удара током ученик не испытывал. Но учитель об этом не знал, а слышал только предварительно записанные крики боли. Если учитель пытался остановить жестокий «экзамен», руководитель эксперимента запрещал ему останавливаться и вынуждал продолжать мучительный процесс.

Результаты оказались поразительными: 65% участвовавших, несмотря на все свои моральные мучения и протесты, доводили разряд тока до 450 вольт, наказывая своих учеников. Оправдывает ли их то, что они делали это под давлением? Есть ли объяснение такому слепому подчинению чужой воле? Результаты эксперимента подтверждают, что человек, заботливый и терпеливый с близкими, одновременно под определенным давлением может быть абсолютно жесток по отношению к людям, которые не входят в его ближний круг.

Печенька как символ власти

Вот еще один, казалось бы, совершенно безобидный эксперимент, в результате которого можно сделать нелицеприятный для человека вывод: власть портит людей. Этот нехитрый эксперимент дает психологическое подтверждение тому, что люди, обладающие властью, подчас относятся к другим неуважительно и с необоснованным превосходством. Во время исследования трое студентов должны были написать общую работу, при этом двое из них должны были выполнять работу, а третий – ее оценивать и решать вопрос с оплатой.


Во время работы студентам приносили тарелку с пятью печеньками. Последнее всегда оставалась на тарелке, но «босс» всегда умудрялся съесть на одну печеньку больше. Причем делал он это нагло и небрежно. Таким образом, когда кому-то из участников эксперимента дается власть, они начинают вести себя непозволительным образом. Печально, но этот опыт доказывает, что это есть в каждом из нас.

Мы лояльны лишь к своей социальной группе

К данному эксперименту были привлечены две группы подростков, отдыхавшие в летнем лагере: команда «Орлов» и «Змей». Изначально дети не знали о том, что они не одни, и по отдельности прекрасно провели время в лагере. А вот когда команды объединили, начались проблемы: взаимные обвинения, конкуренция, конфликты, которые постоянно усиливались. Этот эксперимент доказывает, что мы, как правило, лояльны лишь к своей социальной группе, но весьма склонны к межгрупповым конфликтам.

Мы занимаемся самообманом

Следующий эксперимент подтверждает то, что человеку свойственно обманывать самого себя, находя оправдание даже самым бессмысленным своим поступкам. Участникам предложили в течение определенного времени выполнять неинтересную и ненужную работу, за которую им платили от 1,5 до 20 долларов. А по завершении работы они должны были рассказать тем, кто ожидал своей очереди, что задание было весьма увлекательным.

Заработавшие 20 долларов рассказывали о проделанной работе довольно вяло, те же, кто получил всего лишь полтора доллара, дабы оправдать самих себя и не чувствовать себя неудачниками, были очень убедительны и в красках расписывали, как им было интересно и весело. Таким образом, можно сделать вывод: мы часто занимаемся самообманом, как будто бы это заставит мир быть гармоничнее и радостнее.

Стереотипы – наше все

Конечно, всем нам неприятна даже мысль о том, что мы подвержены стереотипам, и мы всячески пытаемся от них избавиться и убедить себя и мир в собственной оригинальности и креативности, но простой эксперимент доказывает обратное. Группе молодых людей предложили назвать все слова, связанные со старостью, которые они могут вспомнить. После получаса разговоров о беспомощности, слабости, болезнях и т.д. участники теста шли по коридору шаркающей походкой и гораздо медленнее тех, кто говорил о молодости.

Если вы считаете, что спортивное питание — это стероиды и протеин в шприцах, то вам обязательно стоит прочитать этот материал

Для начала, что такое спортпит — это спортивные добавки, которые дополняют ваш основной рацион. К ним относятся очень много разных продуктов. Я испытал на себе следующие:

  • Протеин
  • Аминокислоты
  • Креатин
  • Жиросжигатели

В течение года я употреблял все эти спортивные добавки, некоторые (протеин и аминокислоты) разных марок, и сейчас попытаюсь описать результаты, которые они дали.

Протеин

Протеин — это концентрированный белок. Это тот же белок, который содержится в повседневных продуктах: яйцах, курице, молоке. Отличается он от них только консистенцией и концентрацией. Поэтому, все те кто кричат о том, что протеин вреден, могут… и дальше кричать об этом, так как я вряд ли смогу их переубедить. Протеин используется для того, чтобы быстро получить порцию белка без готовки каких-то продуктов.

Опыт

Протеин легко может заменить один прием пищи в день. От него сразу же приходит чувство сытости, а если добавить к коктейлю какой-нибудь банан, то можно спокойно забыть о голоде на несколько часов.

Аминокислоты

Аминокислоты — это элементы, из которых состоят белки. Мышцы на 35% состоят из трех аминокислот:

  • лейцин
  • изолейцин
  • валин

Именно поэтому аминокислоты или BCAA (комплекс 3 самых важных аминокислот) часто употребляют в добавку к протеину, так как они, скорее, дополняют друг друга, чем заменяют. Чаще всего аминокислоты пьют с утра, перед сном или во время тренировки, так как катаболические процессы в это время максимально сильны, а аминокислоты эти процессы предотвращают.

Опыт

Как и все остальные спортивные добавки, аминокислоты бывают со вкусом и чистые. Профессионалы рекомендуют пить чистые аминокислоты, но это просто дикая гадость. Серьезно, мне гораздо проще заставить себя есть кучу куриных грудок каждый день, чем выпить этот отвратительный порошок. Поэтому советую все-таки брать аминокислоты со вкусом, так вы хоть почувствуете удовольствие от самого процесса приема.

Лично я не почувствовал никаких изменений, ни в росте мышечной массы, ни в собственных ощущениях. Сложно сказать, что они не работали, возможно, без них все было бы еще хуже. Но если выбирать между ними и протеином, я бы оставил протеин, так как его действие более явное, чем у аминокислот.

Креатин

Креатин — это специальная кислота, которая участвует в процессе роста мышечной массы. Основной задачей креатина является увеличение мышечной силы. А, как вы знаете, чем больше сила, тем больше мышцы.

Опыт

Креатин — это, пожалуй, самая действенная добавка. Начав принимать его, вы буквально через несколько дней почувствуете увеличение силы, пусть и небольшое. Происходит это из-за того, что при выполнении упражнений мышцы расходуют запасы АТФ (аденозин трифосфат), а креатин эти запасы восполняет.

Очень распространена теория о том, что в начале приема креатина несколько дней нужно делать креатиновую загрузку, принимая его в больших количествах. Я не отважился этого делать, да и многие известные спортсмены, мнению которых я доверяю, не советуют этого делать. Никакого вреда организму он не наносит (равно как и остальные добавки, перечисленные в этой статье), но у чувствительных людей при длительном приеме могут возникнуть проблемы с пищеварением. Не узнаете не попробовав:)

Витаминно-минеральные комплексы

Все их принимали, и все знают, что это такое. Но спортивные витаминно-минеральные комплексы (ВМК) немного отличаются от обычных, которые можно купить в любой аптеке. Из основных отличий:

  • большая концентрация витаминов и минералов
  • немного другой состав, который больше подходит именно под спортивные нагрузки

Опыт

Я очень жалею, что не начал принимать витамины и минералы в самом начале своих тренировок. Теперь приходится мириться со старыми травмами в суставах, которые я получил, придя в зал и начав поднимать, как идиот, огромные веса. Организм мне этого не простил. Мне кажется, что ВМК могли бы предотвратить это или хотя бы смягчить последствия.

На рынке существует огромное количество ВМК. Ко всем ним написаны составы, поэтому внимательно пройдитесь по всем из них и сравните. Цена может получиться совершенно разной при одинаковом составе, и очень легко можно переплатить за бренд. Впрочем, как и везде. Единственным побочным эффектом может быть желтый цвет мочи при первых приемах. Это обусловлено тем, что в составе комплексов есть витамин B2, который и дает этот характерный цвет.

Жиросжигатели

Жиросжигатели — это специальные препараты, которые способствуют уменьшению жировых отложений. Пожалуйста, не стройте иллюзий по поводу того, что эти препараты уберут у вас лишние килограммы. Они могут помочь вам, но только если вы добавите их к тренировкам и правильному питанию.

Существует два вида жиросжигателей:

  • термогеники
  • липотропики

Действие термогеников заключается в увеличении температуры тела, а за счет этого и увеличения расхода калорий. Липотропики же ускоряют высвобождение жирных кислот из клеток и за счет этого способствуют похудению. Что выбрать для себя решайте сами, я бы порекомендовал вообще не использовать этот продукт, и вот почему.

Опыт

Первые разы после приема жиросжигателей вы чувствуете невероятную эйфорию, словно выпили кучу банок энергетиков. На тренировке вы не думаете ни о чем кроме работы в спортзале, и эта концентрация — это действительно крутое ощущение. Добавив жиросжигатели в свой рацион на месяц, я сбросил где-то на килограмм больше, чем сбрасывал раньше без них.

Но не все так хорошо. Жиросжигатели достаточно сильно бьют по психике. Во-первых, на упаковке написано предостережение о том, что их нельзя принимать менее чем за 5 часов до сна. На деле же, я принимал их с утра или днем, и все равно очень часто не мог заснуть всю ночь. Во-вторых, через некоторое время вы можете стать более агрессивным (не в моем случае). У меня после приема жиросжигателей постоянно приходила эйфория, поэтому не могу подтвердить это на 100%.

Не стоит забывать о том, что это достаточно сильная нагрузка на организм, и то, что ваше тело постоянно будет поддерживать температуру на 1-2 градуса больше нормы, положительно на нем точно не скажется. Говорить о том, что их нельзя принимать — лицемерие, ведь я принимал их и особо не жалею по этому поводу, но если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Вывод

Надеюсь, вы поняли, что рассказы о том, что спортивное питание вредно — это всего лишь миф. Спортпит — это скорее удобство, чем необходимость. Если у вас есть возможность правильно питаться и получать все нужные элементы из обычной еды, то можете даже не смотреть в сторону спортивного питания.

Как вы относитесь к спортивному питанию? Считаете ли вы, что это наносит вред организму?