Человек которому нужны прикосновения. Прикосновение. Почему нам так важно касаться друг друга? Массаж снимает стресс и… делает вас сообразительнее

Невероятные факты

Мы используем наше зрение и слух гораздо активнее, чем наше чувство осязания, а между тем, важная его часть, прикосновения, это то, в чем ежедневно нуждается каждый из нас.

Прикосновения – это часть физической близости между двумя людьми, которую невозможно получить на расстоянии. Поэтому прикосновения дают нам чувство связанности с людьми и с окружающей действительностью.

Для того, чтобы правильно развиваться социально и физически, ребёнку нужны чувственные прикосновения и объятья. Психолог Гарри Харлоу (Harry Harlow) провёл известный эксперимент, в рамках которого он изучал малышей обезьян, лишённых и еды, и материнских прикосновений.



После определённого времени лишений обезьянкам предложили на выбор поесть или пообниматься с мамой. Несчастные голодные и одинокие малыши выбрали прикосновения вместо еды. С людьми всё абсолютно также.

Будущее прикосновений

Современные технологии продвинулись до того, что сегодня люди через интернет могут чувствовать прикосновения любимого человека. Это стало возможным благодаря так называемой Haptic Feedback технологии.

Получатель надевает устройство, которое имитирует ощущения на коже. Когда отправитель начинает хаптик разговор, получатель может чувствовать прикосновения собеседника благодаря надетому устройству.


В будущем, возможно, вам даже не нужен будет партнёр, чтобы получить свою дозу позитива, которую дарят прикосновения. А до тех пор, пока хаптик устройства не станут повсеместно распространёнными, наслаждайтесь живыми прикосновениями близких людей. Вот почему это нужно:

Значение прикосновений

1. Прикосновения нужны нам для общения



Человек существо социальное, а прикосновения – это естественная часть нашего общения друг с другом. Прикосновения часто используются, чтобы разделить какую-то эмоцию с другим человеком. Вспомните, когда вы в последний раз касались руки или плеча другого человека? Вы делились шуткой?

Использование прикосновений говорит о связи между собеседниками и обычно это происходит, когда вы применяете язык, чтобы выразить что-то другое, отличное от привычного использования.

Когда мы говорим белую ложь, шутим или что-то преувеличиваем, мы применяем слова как символ другого значения.

2. Прикосновения нужны нам для того, чтобы создавать связи с другими людьми



Наше ощущение своего физического присутствия на земле – это то, что дарит нам эмоции. К примеру, тяжесть в животе связана с тревогой, холодные ощущения в позвоночнике и в спине – это страх и т.д.

То, что мы чувствуем внутри и снаружи своего тела, помогает нам создавать связи с окружающими людьми и миром.


Если вы ведёте интересную насыщенную беседу с кем-то, постоянно улыбаетесь и положительно настроены по отношению к собеседнику, но при этом с его стороны абсолютно нет никаких попыток прикоснуться к вам, то вы наверняка подумаете о том, что не так уж и интересны человеку, раз он не хочет вас коснуться.

Прикосновения говорят нам о том, что мы нравимся людям и нам рады.


Исследование будущего человеческих прикосновений было опубликовано в журнале "Виртуальная реальность". Специалисты пришли к выводу, что лёгкое касание нас другим человеком вызывает у человека сильный эмоциональный ответ.

Это приятный опыт, если вас коснулся близкий человек, и это беспокойство, когда вас трогает незнакомец. На самом деле, прикосновения – это своего рода умение создавать тепло в отношениях, а также это очень интимный и личный способ взаимодействия между людьми, устанавливающий и закрепляющий связь между ними.

3. Прикосновения нужны нам для того, чтобы получить то, что хотим


Прикосновения – это эффективное средство убедить людей сделать так, как нужно вам. Прикосновения подчёркивают важность ваших слов, привлекают внимание и говорят, что нужно сделать.

Касаясь человека, его руки, плеча или другой части тела, вы тем самым говорите ему: "Обрати на меня своё внимание прямо сейчас".

Важность прикосновений

4. Прикосновения нужны нам для того, чтобы отдавать и получать позитивную энергию



Касание другого человека – это мощная сила, которая часто рассматривается как способ обмена энергиями между людьми. Когда ваше прикосновение несёт в себе счастье и радость, вы отдаёте человеку, которого касаетесь, свою положительную энергию.

Вы также можете ощущать позитивную энергию, идущую от касающихся вас людей, когда они дарят вам любовь и счастье.

5. Прикосновения нужны нам для того, чтобы "зализывать свои раны"



Лечебные прикосновения в течение многих веков используются в акупунктуре, массаже, хиропрактиках и т.д. Эти типы "касательной" терапии применяются, чтобы исцелять наши тела, однако такие прикосновения могут и исцелять наше сознание.

Это звучит странно. В доказательство исследователи провели шесть экспериментов, в которых незнакомые друг другу люди должны были прикоснуться и погладить кожу других участников эксперимента. Исследование медицинских психологов из университетского колледжа в Лондоне было опубликовано в авторитетном журнале «Актуальная биология».

Что мы чувствуем, лаская другого человека?

Прикосновения приносят приятные ощущения и сближают людей. Под кожей находятся нервные рецепторы, которые реагируют на механические раздражители. Рецепторы передают сигнал в островок коры головного мозга, которая отвечает за возникновение у человека симпатии.

Большинству людей нравится, когда их гладят по коже. Но почему прикосновения одних лиц доставляют нам наслаждение, а других, напротив, неприятные ощущения?

Оптимальная скорость для нежных прикосновений

Странно, но чужая кожа на ощупь кажется нам приятнее чем собственная. Но только если тот, кто ласкает кожу, выбрал оптимальную скорость для прикосновений: от одного до десяти сантиметров кожи в секунду. Именно при таком ритме рецепторы лучше передают сигналы в мозг. Для того, кого ласкают, ощущения будут очень приятными. И для того, кто ласкает, очевидно, тоже. Кожа партнера кажется такой мягкой на ощупь, а у симпатичного вам человека – и подавно.

Но чтобы прикосновения всегда были приятными, нужно следить за своим здоровьем, чтобы не допустить развитие дерматозов, таких как кератодермия . Локализуется это заболевание преимущественно на подошвах ступней и ладонях. Некоторые виды способны привести к необратимым нарушениям в человеческом организме.

Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует ) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он А д . Если В, А и К -- аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то А д - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Паттерны

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дигитал

ПРЕДИКАТЫ

кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный

чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойно

тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
ритмичный

предикатов нет

ПОЗА

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед.

Голова набок, "телефонная поза", посадка прямая

Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.

ТИП ТЕЛА

Как "тощий" так и "тучный"

Пухлый, округлый, мягкий.

Четкой зависимости нет

Мягкое,
полное

ДВИЖЕНИЯ

Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.

То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.

Движения не гибкие, обычно застывшая поза.

ФОРМА ГУБ

Тонкие, узкие

Пухлые, мягкие.

Различная.

Узкие, стянутые.

ДЫХАНИЕ

Высокое, грудное.

Низкое, брюшное.

В полном объеме.

Ограниченное.

Высокий, чистый, быстрый, громкий.

Низкий, медленный, хриплый.

Мелодичный, ритмичный, меняющийся.

Монотонный. прерывистый, густой.

НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены.

Смотрит над толпой.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

"Посмотри, чтобы услышать".

Скорее прикоснется, нежели посмотрит.

"Чтобы услышать, не смотри".

Никакого зрительного контакта.

ДИСТАНЦИЯ

Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят.

Очень близкая, чтобы коснутся

Небольшая, но предохраняются от прикосновений.

Отдаленная.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА

Не хотят быть ниже собеседника.

Из стресса выходят, беря вину на себя.

Очень многословны, нет риторических вопросов.

При стрессе становятся сверхрациональны.

ГЛАВНОЕ СЛОВО

ФУНКЦИОНАЛЬНО

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

Визуалы - 35%;

Кинестетики - 35%;

Аудиалы - 5%;

Дигиталы - 25%;

А, например, для США это выглядит немного иначе:

Визуалы - 45%;

Кинестетики - 45%;

Аудиалы - 5%;

Дигиталы -5%;

Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально -визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими - вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.

Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.
А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы.

- Вы женаты?
- Нет, просто я так выгляжу!

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые - разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса - слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!
Для Визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики.

Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:
- А почему ты обручальное кольцо не надел?
- Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. - это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):
И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...
Кинестетики обычно весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж - Кинестетик, жена - Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин - просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации - они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы.

Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку. Один из зрителей толкает в бок соседа:
- Извините, это Вы сказали: "...твою мать?"
- Конечно, нет!!!
- Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

Поза Аудиала - нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика - они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" - голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить - для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) - они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное - голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы.

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:
- Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.
- Значит, наследника не будет?
- К сожалению нет, сэр...
- О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно - интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность . Как сказал один мальчик:
Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный .
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами , а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:
- Я понимаю , что вы чувствуете , - он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают . Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:
Дистанция, полный контроль, ничего лишнего...
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков - плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков - если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них - уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете .
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство - сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.
В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:
1. В сочинении должна присутствовать королева.
2. Должен быть упомянут Бог.
3. Немного эротики.
4. Чтобы была тайна.
Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:
- О Боже! - воскликнула королева. - Я беременна, и не знаю, от кого.

Отличия.

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал - произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Рони Бет Тауэр (Roni Beth Tower)

Доктор философии, в прошлом - профессор Педагогического колледжа Колумбийского университета, клинический психолог, исследователь, автор статей.

Родительские объятия и поглаживания успокаивают малыша. Старший брат ведёт младшего за руку через небезопасную улицу. Хлопок по плечу означает поддержку. В нашем арсенале множество различных прикосновений, которыми мы выражаем свои чувства. Эти невербальные способы выразить любовь могут быть самыми мощными и честными среди всех остальных методов коммуникации.

Вот почему прикосновения показывают любовь.

  • Это средство для связи друг с другом. В утробе ребёнок окружён матерью, а родившегося малыша первым делом берут на руки, успокаивая его. Таким образом, с первых дней мы учимся связываться с миром прикосновениями.
  • Это универсальный способ управления дистанцией. Для людей, состоящих в близких взаимоотношениях, важно уметь держать дистанцию - комфортно проводить время вместе и отдельно. Ничто не скажет вам так же честно, как прикосновение близкого, хочет ли он проводить сейчас с вами время или нет, в каком он настроении и так далее. Поэтому отсутствие прикосновений в отношениях на расстоянии - одна из главных сложностей.
  • Прикосновения передают информацию. Рука в руке имеет не менее важный смысл, чем слова поддержки. Тактильный контакт способен передавать информацию не хуже речи.
  • Выделяется окситоцин. Это гормон гипоталамуса, делающий людей более благожелательными друг к другу.
  • Прикосновения повышают чувство комфорта и уверенности. Касание близких уменьшает уровень стресса, а также позволяет ощутить себя защищённее, даже бороться с инфекциями и уменьшать боль.

Прикосновения могут быть очень разными в зависимости от того, что они выражают.

  • Положительные. Понимаются верно каждым как выражение привязанности: объятие, похлопывание, поцелуй, поглаживание, массирование, прочие ласкающие движения.
  • Отрицательные. Импульсивные или преднамеренные, эти прикосновения обычно сообщают о желании создать расстояние в самом невинном варианте или причинить боль - в самом токсичном. Это удар, шлепок, толкание, пинок, царапанье, тычок, кусание.
  • Двусмысленные. Эти касания могут быть восприняты по-разному. То, как они воспринимаются, зависит от того, с каким намерением это касание производится и насколько чувствителен тот, кого касаются, а самое главное - от способности людей без слов понимать друг друга. Например, продавец, нарочно касающийся руки покупателя, для одних становится более приятным человеком и склоняет к покупке, но может навсегда отпугнуть других. Для одной девушки пощипывание может быть свидетельством любви к ней, а для другой это будет больно и оскорбительно.

Что нужно учитывать, чтобы показать свою любовь с помощью прикосновений

Распознавайте индивидуальные особенности

Мы рождаемся с разным темпераментом, основа которого - порог чувствительности. Восприятие разных людей отличается в том, насколько сильным и каким вообще должно быть воздействие, чтобы вызвать у них реакцию, позитивную или негативную. Например, для одного щекотка - игра, а другим человеком она воспринимается негативно и превращается в пытку. Понимание того, как ваш партнёр реагирует на различные виды касаний, показывает ваше внимание и уважение, желание видеть его/её как личность со своими уникальными потребностями.

Общение

Уважение к культуре

Культура не только определяет значение различных , но и правила их демонстрации. Эти правила наиболее критичны к способам выражения чувств - зачастую никем не оглашённые, они сообщают, приемлем ли данный знак на публике или нет, выражает ли любовь или враждебность.

Объятия, ласки, похлопывания по плечу, пощёчины (настоящие или шуточные) . Всё это может сказать больше, чем слова..

Через физический контакт может выражаться симпатия, или наоборот — неприязнь. Он может использоваться для привлечения внимания или передачи какой-либо эмоции.

Так же, есть прикосновения, связанные с профессиональной деятельностью (например визит к врачу или к парикмахеру), спортивные контакты, танец и др.. В общем взаимный физический контакт — это нормальное и очень распространённое явление, каким бы он ни был, он имеет глубокое влияние на наше восприятие, поэтому важно понимать значение прикосновений.

Прикосновения важны в любой фазе жизни. Ласкание младенца в первые месяцы его жизни, когда вербальный язык ещё не доступен, закладывает основу восприятия мира отношений в его сознании. Затем, с течением лет, роль этой невербальной формы общения начинает разворачиваться во всём своём спектре. Во-первых, становится заметным разделение физических контактов на позитивные и негативные. С одной стороны, прикосновение может означать связь, как например, держание за руку или под руку. А с другой стороны, может выражать желание держать дистанцию, например, толчок.

Что касается позитивных прикосновений, то их, по своим значениям, английский антрополог Дезмонт Моррис разделил на 14 основных видов.

Основные виды позитивных прикосновений

Формальное приветствие, означающее предрасположенность. Сигнал к предрасположенности усиливается, если обычное пожатие правых рук дополняется прикладыванием левой руки, или прикосновением левой рукой к плечу партнёра.

Сигнал, означающий интимную связь партнёров (иногда процесс ухаживания). Гетеросексуальный жест, так как рука мужчины приближена к гениталиям женщины.

Жест, «зарезервированный» влюблёнными парами. Молодые часто практикуют его на публике, другие в более интимной обстановке, или тоже на публике, но в особо «пафосные» моменты (например, после долгой разлуки).

Означает безусловное доверие, так как предполагает доступ руки к одной из самых уязвимых частей тела. Таким образом, даже самый незначительный контакт «рука-голова» сигнализирует о тесной связи.

Жест, по значению похожий на поцелуй в губы. Практикуется в основном молодыми парами. Сигнализирует об абсолютном желании находиться в постоянном контакте, изолированно от окружающей обстановки.

Сексуальная сторона отношений партнёров, так как ласки составляют часть эротических прелюдий. На публике ласка передаёт остальным сигнал тесной связи.

Родители держат ребёнка на руках, или девушка сидит на руках у парня. Жест, означающий поддержку. У взрослых практикуется только при необходимости помочь.

Притворная атака

Толчки, удары, пинки, исполненные в шуточной манере, не провоцирующей болевые ощущения. Означают не агрессивность, а дружбу. Иногда — единственный способ продемонстрировать «сердечность» отношений у парней и мужчин.

Сопровождающий контакт

Один ведёт другого слегка обняв за плечи, или поддерживая за руку. Контролирующе-покровительственный жест.

Распространённый жест, означающий похвалу, дружбу,поддержку.. Иногда имеет шуточный смысл: «Хм..Какой ты молодец!»

Наиболее распространённый жест, означающий связь между партнёрами. Имеет символическое значение защиты и обладания. Исполняется на публике, чтобы передать всем его смысл.

Распространено у детей с родителями и у влюблённых. У взрослых это жест сексуальной связи или ритуальный символ «разрыва-воссоединения».

Преимущественно мужской жест. Практически единственный, социально принятый способ физическим контактом выразить дружескую связь между мужчинами.

В детстве этот вид прикосновения нужен, чтобы поддерживать ребёнка, учащегося ходить, а так же, чтобы защитить его. У взрослых приобретает смысл обоюдной связи.

Бывают так же, дружеские прикосновения, иногда возможно и неосознанные. Различные исследования показывают, что приятней всего нам вспоминать те встречи, во время которых нас касались, при чём как можно менее осознанно.

Прикосновение может быть, выражением доминирования: двое разговаривают, и один, время от времени, тычет другому пальцем в грудь. Или один положил руку другому на плечо, выражая, таким образом, свой более высокий статус. Действительно, обычно человек более высокого ранга даёт начало физического контакта: начальник покровительственно кладёт руку на плечо подчинённого, старик может потрепать ребёнка за щёку, и чаще мужчины (как доминирующий пол) первыми трогают женщин.

Женщины в отношениях между собой проявляют большую доверительность, чем мужчины. Довольно часто можно увидеть девушек держащих друг друга за руку, или как одна женщина поправляет другой причёску.

Мужчины тоже трогают друг друга, но по своим строгим правилам. Это приветственные рукопожатия, дружеские потасовки. Если прикосновения переходят определённые рамки, это может быть признаком гомосексуализма.

Но прикосновения нужны не только для общения. Исследования показывают, что физический контакт — залог нормального психического развития. Например, детёныши приматов, выросшие изолированно, которых не трогала и не облизывала их мать, оставались сексуально незрелыми, и некоторые даже не совершали попыток спаривания. Если новорожденному котёнку закрыть на несколько недель один глаз, он никогда не научится им видеть. Многим органам не достаточно просто быть здоровыми, они ещё должны научиться функционировать.

То же самое происходит и с человеческими детьми. Ребёнок, получивший достаточное количество материнской и отцовской ласки, вырастет более зрелым в психическом и сексуальном плане. Все сексуальные контакты взрослых где-то в своей глубине базируются на опыте физического контакта с родителями, приобретённом в раннем детстве.

Смысл прикосновений проявляется так же в функции утешения. С их помощью мы хотим укрепить отношения, которые иногда подвергаются жёсткой проверке. Поэтому мы касаемся друг друга больше в момент какого-либо горя, по прошествии опасной ситуации, до и после долгого расставания. В таких ситуациях мы особенно чувствуем необходимость связи и посредством жестов прикосновений мы превозносим данный момент.

Наша склонность в трудные моменты касаться «себе подобных» диктуется так же и физиологическими причинами. Стимулированная кожа играет главную роль в создании ощущения благополучия. Некоторые рецепторы, определённым образом стимулированные, отправляют сигнал в гипофиз, где после серии химических реакций выделяются так называемые морфины-эндогены, которые вызывают у нас приятные ощущения. Эти же вещества выделяются и во время экстренных ситуаций, например, во время родов или какой-либо травмы, чтобы уменьшить боль.

Язык прикосновений

Каждый день мы имеем физические контакты, желаемые и не очень. Язык прикосновений имеет свой смысл. Ознакомьтесь с кратким словарём этого сложного языка..

Девушка, разрешите к вам прикоснуться?!

На схеме обозначены части тела, имеющие различный «коэффициент доступности» для окружающих.

  • Неокрашенные части тела находятся в распоряжении практически всех окружающих этой девушки. Руки доступны для контакта при приветствии или для дружеских «похлопываний» и т.п. Лицо доступно при поцелуе в щёку, например.
  • Зелёным обозначены части тела, которые могут трогать на публике только люди из её ближайшего окружения — это её партнёр или родители (волосы, шея, область возле груди, бока, колени).
  • «Запретные» части тела обозначены синим. Доступны только для партнёра в интимной обстановке.

Иногда эти законы могут быть нарушены. На приёме у врача, у массажиста и т.п. Или, например, продавец обуви — имеет право трогать ступни покупателей.

Невербальные сигналы при общении

Держись! Я нападаю!!!

Лёгкие удары кулаками, хватания за горло, в общем шуточная агрессия. Такой вид общения распространён среди парней. Обычно сопровождается сигналами, принятыми в дружественной среде — смех, шутки, активные движения. Однако, если дружественные сигналы запаздывают, или действия слишком агрессивные, то реакция может быть негативной.