Чем грамматическая ошибка отличается от орфографической. Речевые ошибки: виды, причины, примеры

1. Ошибочное словообразование

1. «Шуршавые руки» «Раздумчивый взгляд»

«Добрость»

2. Ошибки в образовании форм существительных

2. «Облаки», «пирожок с повидлой», «без носок»

3. Ошибки в образовании форм прилагательных

3. «Более интереснее» «Самый красивейший»

4. Ошибки в образовании форм местоимений

4. «Ихний», «ихи»

5. Ошибки в образовании форм глагола

5. «Ездиет», «ждя его»

6. Нарушение согласования

6. «Он никогда не видел таких глаз, наполненные тоской»

7. Нарушение управления

7. «Жажда к славе» «Мечта к свободе» «Беспокоюсь за него» «Удивляюсь его силой»

8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8. «Дружба с ребятами Вальком и Марусей повлияли на его жизнь»

9. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

9. «Читая книгу, в голову приходят мысли»

«Открыв окно, запахло соснами»

10. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

10. «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из хребтов»

11. Ошибки в построении предложений с однородными членами

11. «Я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

12. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

12. «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупное хозяйство»

13. Смешение прямой и косвенной речи

13. «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить или испить шлемом из Дона»

14. Пропуск необходимых слов

14. «Вадик прибил доску и побежал в футбол»

15. Нарушение границ предложения

15. «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю»

16. Неудачное употребление личного или указательного местоимений

16. «Я вынула книгу из сумки и

положила её на стол» (кого её?)

17. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

17. «Брат сидел за столом и 1 раскрашивает картинки»: «Пугачев выходил из избы и сел в карету»

Нормы оценки сочинений

При выделении орфографических ошибок следует учитывать однотипные ошибки (на одно и то же правило).

Первые три однотипные ошибки считаются как одна, каждая последующая плюсуется. Ошибки не считаются однотипными, если для правильного написания слова, необходимо подобрать совершенно другое проверочное слово. (Например, безударные гласные в корне не относятся однотипными ошибками).

Негрубые орфографические ошибки считаются за 0,5 ошибки (1 н). К негрубым орфографическим ошибкам относятся слова- исключения из правил и трудные непроверяемые словарные слова.

Пунктуационные ошибки однотипными быть не могут!

На оценку «5» за содержание в сочинении допускается: одна незначительная неточность в содержании, т.е. 1 негрубая фактическая или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2 речевых недочёта.

На оценку «5» за грамотность в сочинении допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

На оценку «4» за содержание в сочинении допускается: 2-3 фактические или логические ошибки + 3-4 речевых недочёта.

На оценку «4» за грамотность в сочинении допускается: 1-2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических или 0 орфографических + 4 пунктуационных + 3 грамматических ошибки.

На оценку «3» за содержание в сочинении допускается: 4 фактические или логические ошибки + 5 речевых недочётов.

На оценку «3» за грамотное сочинении допускается

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматических ошибки.

С шести фактических, или шести логических ошибок, или шести речевых недочетов начинается оценка «2» за содержание.

С пяти орфографических, или пяти пунктуационных, или пяти грамматических ошибок начинается оценка «2» за грамотность.

В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается 6 орфографических или пунктуационных ошибок на оценку «3».

При выставлении 1-ой оценки за содержание следует учитывать не только количество фактических, логических ошибок и речевых недочетов.

Оценка «5» ставится за сочинение, которое

    глубоко и аргументированно раскрывает тему;

    свидетельствует об отличном знании текста и других литературно-критических материалов;

    стройно по композиции;

    отличается самостоятельными выводами и глубокими обобщениями;

    написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

На о ц енку «4» требуется то же самое, но с определением «хорошее».

На опенку «3» - с определением «удовлетворительное».

Оценка «2» ставится в том случае, если тема не раскрыта, знание текста поверхностное, нет выводов.

Соответствующие необходимые пояснения (из вышеприведённых) учитель пишет под текстом сочинения, объясняя тем самым выставленную оценку.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устного ответа учащихся учитывается:

      знание текста и понимание его идейно-художественного своеобразияия;

      умение объяснять взаимосвязь поступков героев;

      понимание роли художественных средств;

      знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими в ходе анализа;

      умение анализировать текст в соответствии с ведущими историко-философскими идеями эпохи;

      умение владеть монологической речью.

Требования к речи учащегося

При оценке устных и письменных ответов учитывается их речевое оформление.

Учащийся должен уметь:

        говорить или писать на тему, соблюдая её границы;

        отбирать наиболее существенные факты для раскрытия идей;

        излагать материал последовательно;

        делать необходимые выводы и обобщения;

        строит|> высказывание в определённом стиле;

        отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений,

пауз, правил интонации.

Все названные требования и нормы оценки письменных и устных ответов следует обязательно довести до сведения учащихся и их родителей (сделать соответствующие распечатки, оформить стенд в кабинете литературы и т.д.). Только в этом случае ребята будут понимать аргументированность выставляемых оценок, а учитель сможет быть по-настоящему объективным.

Пути изучения литературного произведения в школе

Путь изучения - это своеобразный порядок анализа, ход разбора произведения.

Особенно важно правильно выбрать путь анализа при изучении крупных эпических произведений.

Существует три основных пути анализа :

          по образам (пообразный)

Пообразный путь

Логика анализа произведения подчинена логике анализа основных образов (например, 1-й урок - « Образ Евгения Онегина », потом - «Образ Татьяны», далее «Образ автора» и т.д.).

«Плюс» этого пути анализа : логика анализа понятна детям; очень эффективен в возрасте 14-15 лет, когда ребята пристально вглядываются в себя, оценивают свои и чужие черты характера => интерес их к характеристикам героев максимален; этот путь экономичен по времени.

«Минус» этого пути:

            к каждому уроку ребята должны просматривать весь текст произведения, подыскивая материал по конкретному образу;

            в художественном произведении все образы тесно переплетены, а мы «отрываем» один образ от другого;

            разрушается художественное единство произведения.

Проблемно-тематический путь

Учитель формулирует для себя круг основных проблем, который рассматривает автор в своем произведении, и каждый урок посвящается решению одной из проблем.

Например:

              «Роль народа и личности в истории» - по роману «Война и мир» (рассматривается круг проблем, связанный с образами Кутузова, Наполеона, Тушина и целого ряда других героев);

              «Патриотизм истинный и ложный» (Шерер, Ростовы, Болконские);

              «Нравственные искания лучших представителей русского дворянства» (Наташа, Болконский, Пьер).

«Плюсы» этого пути:

                позволяет глубоко и серьезно анализировать произведение;

                развивает аналитические способности учащегося;

                учит аргументировать свою точку зрения. «Минусы» этого пути:

                1. этот путь предполагает отличное знание текста и анализ на одном уроке многих образов произведения;

                  на уроке совершенно отсутствует эмоциональное восприятие текста, разговор идет в основном на логическом уровне.

Этот путь эффективен только в старших и очень сильных классах.

Учитель вместе с ребятами анализирует произведение по ходу развития сюжета, при этом берутся только ключевые главы и эпизоды.

«Плюсы» этого пути:

                    сохраняется целостность восприятия текста, так как ребята анализируют сразу и образы, и проблемы, и художественное своеобразие на изучаемом фрагменте текста;

                    сохраняется и часто усиливается эмоциональное восприятие текста.

«Минусы» этого пути:

                      целостная картина произведения становится ясной только в конце изучения =>

                      требуется максимальное количество времени по сравнению с другими путями анализа.

                      есть опасность «раствориться» в тексте. Этот метод универсален для любого возраста.

Опытный учитель умело комбинирует различные пути анализа, делая доминантным какой-либо один путь.

Приемы работы учителя и учащихся на уроках литературы в 9-11 классах

В старших классах можно использовать те же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и особые приемы, которые наиболее эффективны именно в старших классах.

    Лекция учителя (требования к этой форме даны как самостоятельный раздел)

    Семинарское занятие

В 5-8 классах на одном уроке обычно сочетаются и слово учителя, и беседа по новому материалу. В старших классах в связи с большим объемом изучаемого материала бывает целесообразно разделить его на урок-лекцию, где говорит только учитель, и урок - семинар, где отвечают только ученики. Однако и в старших классах широко используется традиционный комбинированный урок. Вопросы и задания к семинарскому занятию даются заранее.

    урок-диспут

Требует серьезной предварительной подготовки: надо распределить учащихся на сторонников одной и другой позиции, заранее побеседовать с «лидерами» сторон и помочь им в подборе аргументов. В диспуте может принимать участие весь класс, а могут несколько человек, остальные ребята вместе с учителем выступают в роли наблюдателей и арбитров.

    Суд над литературным героем

Это своеобразный вариант диспута, но в «заостренной» форме, когда есть обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта форма урока, безусловно, несколько «грубовата» с эстетической точки зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает высокую активность со стороны учащихся и становится эффективной в том классе, где ребята пассивны, с трудом читают изучаемые тексты. «Суд» над героем способен «расшевелить» такой класс.

    Составление киносценария по уже изученному произведению

Для киносценария надо выбрать основные эпизоды, отобрать текст, который будет звучать в кадре и за кадром, определить особенность операторской работы (сочетание крупного плана и панорамы), продумать музыку, художественное оформление, выбрать костюмы. Этот вид работы целесообразно проводить после анализа текста.

    Выбор актеров на роли главных героев

Важны не конкретные фамилии учеников или настоящих актеров, а образ в целом, то есть тип лица, внешний облик, черты характера, особенности темперамента и т. д. Этот прием очень похож на общую характеристику героя, но более интересен по форме.

    Заседание художественного совета театра или редколлегии литературного журнала

по вопросам выбора репертуара или публикации того или иного литературного произведения.

Например: Какие пьесы Островского целесообразно поставить в этом сезоне и почему?

После изучения творчества Бунина: Какие рассказы Бунина целесообразно включить в новое издание книги «Избранное» и почему?

    Монолог актера

по поводу того, как нужно сыграть данную роль. НО!!! Существуют негативные психологические моменты, возникающие из-за стеснительности ребят, которые хотели бы сыграть данную роль, но боятся чьих-то насмешек. Этих психологических проблем можно избежать, если предложить несколько другой вариант задания, а именно «Монолог режиссера» по поводу того, как нужно сыграть данную роль. (Эта форма снимает психологические барьеры, так как режиссер, глубоко понимая то, как нужно играть конкретного героя, не обязан соответствовать ему по внешним данным, иметь портретное сходство и т. д.)

NB!!! Названные приемы работы позволяют ребятам высказать собственное мнение, свое личное видение характеров героев, оставаясь при этом в «тени», как бы за «маской» актера, режиссера и т. д. Это связано с психологическими особенностями возраста ранней юности, когда человек уже имеет свое собственное мнение, но часто еще не готов его высказывать. Данные формы работы лучше давать в качестве домашнего задания.

    Интегрированный полифонический урок:

Это урок с участием «историка», «политика», «искусствоведа».

Этими лицами могут быть заранее подготовленные ученики или настоящие учителя истории, музыки, рисования, МХК. Их комментарии вплетаются в ход урока там, где нужно пояснить трудные для восприятия учащихся фрагменты текста.

10. Составление стихотворных композиций на определенную тему

Класс разбивается на группы по 4-6 человек. Каждая группа составляет композицию и готовит выразительное чтение стихов. Например: любовная лирика и гражданские стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть режиссер, который отбирает стихи, помогает подготовить выразительное чтение. Перед чтением своей композиции ученики объясняют, почему они выбрали именно эти произведения. Композиция может быть литературно-музыкальной. Такое задание можно дать и всему классу, и как индивидуальное - группе учащихся.

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование - Трудолюбим ый, над смехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного - Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного - Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного - С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения - Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола - Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования - Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления - Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях - Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами - Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом - Читая текст , возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом - Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
  14. Ошибки в построении сложного предложения - Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи - Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения - Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм - Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Виды речевых ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении - Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом - Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов - В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски - Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов - Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов - Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости - ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства ).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм - Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) - В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова - Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций - Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений - Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Типичные грамматические ошибки (К9)

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки :

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны сме­лость, знания, честность);
  2. Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «... всего две проблемы»);
  3. Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста ;
  4. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве .

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

  1. Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо ); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и этонам неимпонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место ; и ноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
  3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин . Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.
    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др. );
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

  1. Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических (пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Важно!!!
    • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
    • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
  2. Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)

Орфографические ошибки

  1. ­ В переносе слов ;
  2. ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта );
  3. ­ Прописная или строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
    • частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
  4. Слитное / дефисное / раздельное написание
    • в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант );
    • на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);

Пунктуационные ошибки

  • Тире в неполном предложении;
  • Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • В передаче авторской пунктуации;

Графические ошибки

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

  • Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
  • Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
  • Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное );
  • Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже ).

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка - это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

Немного теории

Грамматические ошибки - это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!


Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.

Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5. Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.