Чему учит сказка шурик у дедушки. Детские сказки онлайн

Два соседа Витя и Славик, большие друзья. Однажды Витя пришел в гости к Славику. Чтобы как то развлечься, ребята решают поиграть в прятки. Первым решает, что он будет прятаться первым. Славик согласился водить. Не долго думая, Витя спрятался под кроватью в комнате. Славик отправившись искать, сразу нашел Витю. Витя сказал, что это не честно и он будет перепрятываться. Славик согласился.

Витя выбежал во двор, и спрятался в конуру, в которой живет Бобик. На этот раз, Славику ни как не удавалось найти Витю. А тому, уже надоело сидеть в конуре и он вылез из нее. Сдавик обрадовался, что нашел Витю, но тот снова возразил и заявил, что будет перепрятывать, так как Славик его не нашел. Поколебавшись, Славик снова согласился.

В этот раз, Витя спрятался в шкафу с одеждой. А Бобик, успевший проскочить в дом, тут же унюхал его. И снова, Витя начал требовать переигрывать. Терпения Славика начало подходить к концу, но делать нечего под весом аргументов он согласился.

Когда Славик начал считать , Витя прошмыгнул на кухню и убрав всю посуду из шкафа спрятался в нем. Славик пришедший на кухню, увидев выставленную посуду, тут же догадался где прячется его друг, он решает проучить его, тихонько подойдя к шкафу он запирает его. Сам же Славик пошел на улицу играть в прятки с Бобиком на улице.

Сидя в шкафу, Витя спустя некоторое время заскучал. Попытка выбираться из шкафа ни к чему не привела, тогда Витя стал звать на помощь. Славик услышавший крики друга, вернулся в дом. На просьбу выпустить, он ответил требованием, что бы теперь Витя его искал. Витя из шкафа заявил, что это не правильно, так как Славик его не нашел. Тогда Славик сказал, что открывать не будет, а сам пойдет играть на улицу играть в прятки с Бобиком. Пришлось Вите согласиться. Нависшая ссора сошла на нет, когда ребята решили, что будут прятаться вместе, а Бобик будет их искать.

Носов "Три охотника" для читательского дневника

Трое охотников: Дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма устроившись на опушке рассказывают друг другу охотничьи байки:

Первым рассказывает Дядя Ваня историю о том, что будучи еще совсем маленьким и не имея еще ружья повстречал в лесу волка. Волк не успел поймать Дядю Ваню, а только порвал сзади штаны. Мальчуган спасся от волка на дереве, рассудив, что наступит вечер и когда волк заснет, он спустится и тихонько проберется домой. На его беду на смену волку пришел еще один. а потом еще один. Так под деревом собралась, целая стая.

Наступила ночь. И в это мгновение снег по молодым охотником провалился, и полетев вниз попал в берлогу к медведю. Выбравшись из нее и не удивив волков Дядя Ваня поспешил домой. Мать ему зашила штаны, а отец подарил ружье.

Дядя Федя рассказал, что однажды тоже повстречал медведя и тоже без ружья. Бросившись бежать, чтобы отвлечь мишку, он стал бросать ему свои вещи. Оставшись в одних трусах, он выбежал на мостик, который не выдержав веса медведя рухнул. Медведь вылез на берег и ушел в обратно в лес.

Дядя Федя решил вернуться домов, но потом понял, что ни ключей, ни документов у него не осталось. Так как все было в куртке. Добравшись до своего дома, стараясь не попадаться соседям на глаза. Добравшись к двери своего дома, Дядя Федя пытался выломать ее, но у него ни чего не получилось. Тогда он полез в окно. Тут то его и поймали бдительные соседи, которые давно заметили подозрительного гражданина. Даже позвали милиционера. Послушав объяснение, милиционер не поверил объяснению незадачливого охотника. Положение спасла соседка, узнавшая дядю Федю.

Третьим свою историю рассказал дядя Кузьма. В ней он рассказал, как принеся домой добытого медведя. Освежевание медведя прервал пес Фоксик, укусивший медведя за нос. Это разбудило медведя и он кинулся за охотником. Долго гоняя его по двору, медведь загнал дядю Кузьму на кровать, которому ни чего не оставалось как притвориться мертвым. Тогда медведь подошел к нему стал трясти за плечо и говорить: "Вставай скорее! Вставай". Оказалось все это сон, а будит его жена.

Посмеялись охотники над историями друг друга. И решили, что убивать животных и птиц не стоит, а лучше наслаждаться наблюдениями за природой.

Носов "Шурик у дедушки" для читательского дневника

Два брата, старший - Коля и младший Шурик, отдыхают на даче. Старший Коля чувствует свое превосходство, над младшим, так как уже ходит в первый класс. Обследуя дачу ребята нашли много сокровищ. Коле достались банка из под варенья и коробочка из под гуталина, Шурик получил дверную ручку и калошу на правую ногу. За удочку ребята, чуть не подрались, в конце концов она досталась рассказчику. Шурик заявил, что ему не особо то и нужна удочка.

На этом ребята разошлись, Коля - копать червей для рыбалки, Шурик к бабушке, за спичками. Он захотел расплавить калошу, что бы получить резину. Бабушка отказала Шурику, заявив, что он такими темпами сожжет ей дом. Получив отказ, Шурик привязал калошу к ручке, на длинной веревке. Теперь Шурик водил калошу за собой. Увидев, что старший брат готовится к рыбалке, Шурик заявил, что заколдует рыбу и брат ни чего не поймает. Коля отправился на колхозный пруд, где и начал удить рыбу. Шурик же начал "колдовать" : бросать калошу в воду, а потом вытаскивать ее на берег. При этом он приговаривал:

"Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!"

Эти действия снова привели к ссоре братьев. Да к такой сильной, что Шурику пришлось спасаться бегом, от разозленного брата.

Коля вернулся с пруда, так ни чего и не поймав. На ехидные замечания, брата он не отреагировал, в свою очередь заметив, чем занимался Шурик в одиночестве. А Шурик, раздобыв гвозди, прибил ручку к калитке, а затем прибил и калошу. Для чего он это сделал, он и сам не понял.

Вернувшийся дедушка, ребят не только не разозлился, а наоборот похвалил Шурика, найдя прибитую ручку и калошу в

есьма полезными изобретениями. Ручка послужит для низких людей не способных дотянуться до верхней, а калоша заменит - почтовый ящик.

Коля же рассказал дедушке. что не ходил на рыбалку, но ни чего не поймал. Выслушав его, дедушка пояснил, что в пруду рыбы еще нет, так как он был вырыт совсем не давно. Как рыбное место, дедушка посоветовал - реку.

На следующий день, Коля позвал Шурика на речку. Шурик съязвил, что Коля боится его "колдовства", но брат заявил. что Шурик может колдовать Так они пошли на реку вдвоем, Коля ловил рыбу, а Шурик сидел рядом и читал свои заклинания. Так продолжалось до момента, пока Коля поймал первую рыбу. Бросив все Шурик, посадил рыбу в банку, определили, что это - окунь.

В этот день ребята принесли домой большой улов: шесть окуней, одного ерша и четырех пескарей. Когда они вернулись домой, на месте калоши висел красивый, синий почтовый ящик. Но, это не расстроило Шурика, так как ящик ему очень понравился.

Когда же Коля напомнил, Шурику про то, что его колдовство не действует. Тот сказал, что знает и сам в него не верит, а верят в колдовство, только дикари и старые старушки. Последнее очень рассмешило бабушку, так как она хоть и была старенькой, но в колдовство тоже не верила.

Шурик у дедушки. Носов Рассказ для детей читать

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик ─ это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:
─ Чур, моя!
Шурик тоже увидел и давай кричать:
─ Чур, моя! Чур, моя!
Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать. Я рассердился ─ как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:
─ Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
─ Вот и целуйся со своей калошей, ─ говорю я, ─ а удочку нечего рвать из рук.
Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.
─ Зачем тебе спички? ─ спрашивает бабушка.
─ Я, ─ говорит, ─ разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.
─ Еще чего выдумаешь! ─ замахала руками бабушка. ─ Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.
Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он ─ туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:
─ Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.
─ Это почему? ─ спрашиваю.
─ Я заколдую рыбу.
─ Пожалуйста, ─ говорю, ─ колдуй на здоровье.
Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора ─ там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.
Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.
Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:
─ Пошел вон отсюда! ─ кричу. ─ Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:
─ Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.
И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку ─ и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.
Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал ─ ничего не выходит.
Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу ─ кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»
Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.
─ Это ты для чего прибиваешь? ─ спрашиваю.
Он увидел меня, обрадовался:
─ Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?
Я говорю:
─ Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.
─ Ничего, ─ говорит, ─ пусть две будут. Вдруг одна оторвется.
Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.
─ А это для чего? ─ спрашиваю.
─ Так просто.
─ Просто глупо, ─ говорю я.
Вдруг смотрим ─ дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.
Дедушка подошел и говорит:
─ Вот молодцы, ребятки! Только приехали ─ и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?
─ Это, ─ говорю, ─ Шурик.
Дедушка только крякнул.
─ Ну что ж, ─ говорит, ─ теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.
Тут дедушка заметил калошу:
─ А это еще что?
Я так и фыркнул. «Ну, ─ думаю, ─ сейчас Шурику от дедушки будет».
Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.
А дедушка говорит:
─ Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.
─ Это я сам придумал! ─ похвастался Шурик.
─ Да неужто?
─ Честное слово!
─ Ну молодец! ─ развел руками дедушка.
За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:
─ Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.
─ Ладно уж, ─ усмехнулась бабушка. ─ Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.
После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:
─ Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.
─ Я, ─ говорю, ─ ловил рыбу, да рыба не ловится.
─ А ты где ловил?
─ В пруду.
─ Э… ─ протянул дедушка, ─ какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.
Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:
─ Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.
─ Ага, ─ говорит, ─ испугался! Теперь подлизываешься!
─ Зачем мне подлизываться?
─ А чтоб я не колдовал больше.
─ Колдуй, ─ говорю, ─ пожалуйста.
Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.
Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.
А Шурик толчется возле меня и все бормочет:
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:
Колдуй, баба, колдуй, дед…
Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.
Шурик как крикнет:
─ Держи ее!
Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.
Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.
─ Это, ─ говорит, ─ окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!
─ Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.
В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.
На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.
─ Ну и пусть, ─ сказал он. ─ По-моему, ящик еще даже лучше калоши.
Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас. А потом я ему сказал:
─ Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.
─ У! ─ сказал Шурик. ─ А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.
Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3

Школа: МБОУ СОШ №18 г. Тимашевск

Учитель: Щеглова Елена Геннадьевна.

УМК: система Л.В. Занкова

Цели

Образовательные:

Умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа рассказа Н.Н.Носова.

Формировать УУД :

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Планируемый результат

В результате изучения темы обучающиеся

-познакомятся с рассказом как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Оценивать правильность выполнения действий;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текста;

Осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Рассказ, герой, эпитет.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 3 класс

2.Презентация к уроку.

3.ЭОР (песня из кинофильма «Мери Поппинс»).

Организация пространства

Работа в парах, группах, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельнос

Определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет понимание и нужность работы.

Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав стихотворение:

В той удивительной стране. Слайд 1

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ

И озорных Затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

(С.Михалков «Мой секрет» О Стране Детства)

1.Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД)

II . Актуализация знаний 4-5мин.

Цели:

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

С помощью учителя формулируют тему урока.С помощью учителя ставят цель урока.

1.Жизнь полна неожиданных встреч, чудес, за поворотом тебя может ожидать такая встреча или особый мир, живущий по своим законам, который надо понять.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Прежде чем отправиться с вами в Страну Детства, давайте вспомним название раздела: («Человек вступает в неизведанный мир»).

С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? (образ мирового дерева, сказки-цепочки, сказочный мир-Петушок – золотой гребешок, жерновцы, Царевна-лягушка, Сивка-Бурка. Хаврошечка)

В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»?

Итак, мы отправляемся в путешествие.

Звучит музыка (слайд 1) , продолжается чтение стихотворения:

Держава детства далеко

Осталась позади.

«Хочу назад» - сказать легко.

Попробуй! Попади!

А я могу! Но свой секрет

Я не открою вам,

Как я уже десятки лет

Живу и тут, и там.

Мне стоит лишь собрать багаж

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,

Где я увидел свет,

И, как ни странно, снова мне

И пять, и десять лет.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

УметьРегулятивные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД ).

III Формулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности.

Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения7-8 мин.

Цели:

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;

Планированию

деятельности на уроке.

Работа по учебнику

Участие в подводящем к теме диалоге.

Формулирование темы урока и плана работы на урок.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Выражение своих чувств, мыслей.

Восприятие информации.

Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Организует подводящий к теме диалог;

Организует формулирование темы урока;

Организует составление плана работы на урок.

Слайд 2

А вы океан переплывали?

А вам акула голову, случайно, не откусывала?

Ну. Хоть на Луне-то вы, надеюсь, были?

Так вы просто не ФАНТАЗЁРЫ!!!

Слайд 3

А вот Николай Носов – весёлый детский писатель и большой фантазёр.

Слайд 4

Родился в Киеве в 1908 году

Мечтал стать музыкантом, играл на скрипке и немножко на мандолине….

Увлекался фотографией

1924 году работал мусорщиком на кирпичном заводе, а

с 1932 года - режиссер мультфильмов, научных и учебных картин

1927г. Поступил в Киевский художественный институт на фотокиноотделение

1929- 1932 Московский государственный институт кинематографии

По его сценариям снято 3 детских фильма

Слайд 5

    «Затейники», самый первый, напечатали в журнале «Мурзилка»,1938

    «Живая шляпа»

    «Огурцы»

    «Фантазеры»

    «Заплатка»

    Сборник «Тук- тук- тук» 1945

    «Федина задача»

    «Веселая семейка»1949

    «Дневник Коли Синицына» 1950

    «Приключение Незнайки и его друзей», 1954

    «Незнайка в Солнечном городе», 1958

    «Незнайка на Луне», 1964-1965

Слайд 6

Известность детскому писателю принесла повесть

"Витя Малеев в школе и дома", вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР В 1955 году по повести был снят кинофильм "Два друга"

Слайд 7

Его герои озорные,

Веселые и очень уж смешные.

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит

А каша из кастрюли

Все лезет и бежит.

И Шурик не скучает,

У дедушки живет,

Калошу прибивает.

Смеется и поет:

«Колдуй, баба,

Колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь”

Слайд 8

Рассматривание иллюстрации.

Назовите героев рассказа.

Какое у них настроение? Почему?

Как вы догадались?

1-2 минФизкультминутка

Музыкальная физкультминутка для глаз

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД ).

ΙV.Открытие новых знаний 12 мин.

Отвечают на вопросы.

Демонстрация знаний.

Восприятие информации.

Выделяют действующих лиц.

Читают по ролям.

Организует работу над текстом

Организует работу в парах

Чтение текста учителем.

Почему в названии рассказа упомянут только один мальчик?

Перечитывание текста.

Похожи ли мальчики? Найдите и прочитайте какими словами автор их описывает.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу, сопоставьте описание.

Как вели себя мальчики? Какое у них настроение?

Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение мальчиков. Что это за предложения?

Всегда ли самохарактеристика совпадает с тем, что мы видим в поступках старшего брата?

Как вы понимаете выражение «я заколдую рыбу»?

Почему мальчик не хотел возвращаться без рыбы домой? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.

Чтение предложения: «Захотелось мне есть, пошёл я домой, вдруг слышу – кто-то в ворота колотит: «Бум, бум! Бах, бах!»

Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг)

С кем будут связаны эти изменения? (с Шуриком)

Работа в парах с заданием:

Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка)

Молодцы! Вы все хорошо поработали.

Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении.

Слайды 9 - 13

Творческое задание:

Сопоставить иллюстрации с текстом рассказа. Описать героев с помощью различных определений.

К какой части рассказа эта иллюстрация? Докажите.

На чём художник сосредоточил особое внимание?

Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить?

Найдите и прочитайте тот момент рассказа, который изобразил художник.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД ).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Уметь определять главную мысль текста. (Познавательные УУД).

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

V . Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин)

Цель:

Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формирование умения ставить вопросы к прочитаному;

Формировать умение использовать информацию

Находят в тексте приемы олицетворения и сравнения, заполняют таблицу

Организует групповую работу над текстом

Подводит

Организация самопроверки;

Организация самооценки

Продолжим наше путешествие.

Это действительно главный итог повествования?

О чём же рассказ?

Слайд 13

(при описании выясняется, что даже повседневная жизнь полна чудес, хотя и не совсем сказочных, но доступных каждому, следует только захотеть и помочь друг другу (две ручки на калитке, «превращение» галоши в почтовый ящик, удачная ловля рыбы).

Работа в группах. Чтение по ролям.

Назовите действующие лица рассказа (Старший брат, Шурик, Дедушка, бабушка, автор).

Чтение по ролям.

Молодцы, все хорошо прочитали.

Разделите текст на части.

Определите главную мысль текста.

(Отвечает по одному человеку из группы)

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V Ι. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

На этом наша познавательное путешествие в Страну Детства подходит к концу.

Ребята, что же необычного мы сумели сегодня увидеть?

Почему рассказы Н.Н.Носова помогают стать добрыми, весёлыми и умными? Слайд 14
(В обычной жизни Носов был молчаливым и сдержанным человеком, но книги он писал исключительно весёлые. Его произведения – это всегда добрые истории о смышлёных и озорных мальчишках и девчонках с весёлыми приключениями и без страшных злодеев)

- Как вы думаете, почему рассказ «Шурик у дедушки» помещён в раздел учебника «Вступаем в неизведанный мир»?

Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Уметь работать самостоятельно

Уметь давать самооценку своей работе

Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке

Уметь делать выводы и умозаключения.

Уметь анализировать свою работу

Уметь оценивать свою деятельность на уроке

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(ЛичностныеУУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД )

VIΙ .Домашнее задание

Записывают в дневник домашнее задание

Организует запись задания на дом в дневник

Сочинить фрагмент рассказа Носова от лица бабушки, дедушки или самого Шурика. (Возможно, история предстанет совершенно в другом свете).

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; (Регулятивные УУД).

Занимательный рассказ о двух братьях, которые летом жили в доме у бабушки и дедушки. Мальчики постоянно спорили и мирились, придумывали разные занятия и игры, ловили рыбу…

Рассказ Шурик у дедушки читать

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки.

Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

— Чур, моя!

Шурик тоже увидел и давай кричать:

— Чур, моя! Чур, моя!

Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать. Я рассердился — как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:

— Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.

— Вот и целуйся со своей калошей, — говорю я, — а удочку нечего рвать из рук.

Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.

— Зачем тебе спички? — спрашивает бабушка.

— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.

— Еще чего выдумаешь! — замахала руками бабушка. — Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

— Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.

— Это почему? — спрашиваю.

— Я заколдую рыбу.

— Пожалуйста, — говорю, — колдуй на здоровье.

Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора — там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.

Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.

Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

— Пошел вон отсюда! — кричу. — Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:

— Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.

И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку — и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.

Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал — ничего не выходит.

Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу — кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»

Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.

— Это ты для чего прибиваешь? — спрашиваю.

Он увидел меня, обрадовался:

— Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?

Я говорю:

— Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.

— Ничего, — говорит, — пусть две будут. Вдруг одна оторвется.

Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.

— А это для чего? — спрашиваю.

— Так просто.

— Просто глупо, — говорю я.

Вдруг смотрим — дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.

Дедушка подошел и говорит:

— Вот молодцы, ребятки! Только приехали — и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?

— Это, — говорю, — Шурик.

Дедушка только крякнул.

— Ну что ж, — говорит, — теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.

Тут дедушка заметил калошу:

— А это еще что?

Я так и фыркнул. «Ну, — думаю, — сейчас Шурику от дедушки будет».

Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.

А дедушка говорит:

— Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.

— Это я сам придумал! — похвастался Шурик.

— Да неужто?

— Честное слово!

— Ну молодец! — развел руками дедушка.

За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:

— Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.

— Ладно уж, — усмехнулась бабушка. — Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.

После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:

— Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.

— Я, — говорю, — ловил рыбу, да рыба не ловится.

— А ты где ловил?

— В пруду.

— Э… — протянул дедушка, — какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.

Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

— Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.

— Ага, — говорит, — испугался! Теперь подлизываешься!

— Зачем мне подлизываться?

— А чтоб я не колдовал больше.

— Колдуй, — говорю, — пожалуйста.

Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.

Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.

А Шурик толчется возле меня и все бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…

Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:

— Держи ее!

Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.

Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.

— Это, — говорит, — окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!

— Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.

В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.

На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.

— Ну и пусть, — сказал он. — По-моему, ящик еще даже лучше калоши.

Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас. А потом я ему сказал:

— Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.

— У! — сказал Шурик. — А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.

Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

(Илл. И.Семёнова, изд. Мелик-Пашаев, 2013 г.)

Опубликовано: Мишкой 21.01.2018 14:21 17.04.2018

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку "Затейники 11. Шурик у дедушки" Носов Н. Н. тебе будет интересно и увлекательно. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Сказка "Затейники 11. Шурик у дедушки" Носов Н. Н. читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

Л етом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:
— Чур, моя!
Шурик тоже увидел и давай кричать:
— Чур, моя! Чур, моя!
Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать. Я рассердился — как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:
— Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
— Вот и целуйся со своей калошей, — говорю я, — а удочку нечего рвать из рук.
Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.
— Зачем тебе спички? — спрашивает бабушка.
— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.
— Еще чего выдумаешь! — замахала руками бабушка. — Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.
Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:
— Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.
— Это почему? — спрашиваю.
— Я заколдую рыбу.
— Пожалуйста, — говорю, — колдуй на здоровье.
Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора — там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:
Колдуй, баба, колдуй, дед, Колдуй, серенький медведь! Колдуй, баба, колдуй, дед, Колдуй, серенький медведь!
Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.
Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.
Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:
— Пошел вон отсюда! — кричу. — Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:
— Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.
И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку — и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.
Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал — ничего не выходит.
Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу — кто-то в ворота колотит: "Бум-бум! Бах-бах!"
Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.
— Это ты для чего прибиваешь? — спрашиваю.
Он увидел меня, обрадовался:
— Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?
Я говорю:
— Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.
— Ничего, — говорит, — пусть две будут. Вдруг одна оторвется.
Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.
— А это для чего? — спрашиваю.
— Так просто.
— Просто глупо, — говорю я.
Вдруг смотрим — дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.
Дедушка подошел и говорит:
— Вот молодцы, ребятки! Только приехали — и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?
— Это, — говорю, — Шурик.
Дедушка только крякнул.
— Ну что ж, — говорит, — теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.
Тут дедушка заметил калошу:
— А это еще что?
Я так и фыркнул. "Ну, — думаю, — сейчас Шурику от дедушки будет".
Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.
А дедушка говорит:
— Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.
— Это я сам придумал! — похвастался Шурик.
— Да неужто?
— Честное слово!
— Ну молодец! — развел руками дедушка.
За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:
— Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.
— Ладно уж, — усмехнулась бабушка. — Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.
После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:
— Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.
— Я, — говорю, — ловил рыбу, да рыба не ловится.
— А ты где ловил?
— В пруду.
— Э… — протянул дедушка, — какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.
Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:
— Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.
— Ага, — говорит, — испугался! Теперь подлизываешься!
— Зачем мне подлизываться?
— А чтоб я не колдовал больше.
— Колдуй, — говорю, — пожалуйста.
Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.
Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.
А Шурик толчется возле меня и все бормочет:
Колдуй, баба, колдуй, дед, Колдуй, серенький медведь!
Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:
Колдуй, баба, колдуй, дед…
Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.
Шурик как крикнет:
— Держи ее!
Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.
Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.
— Это, — говорит, — окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!
— Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.
В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.
На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.
— Ну и пусть, — сказал он. — По-моему, ящик еще даже лучше калоши.
Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас. А потом я ему сказал:
— Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.
— У! — сказал Шурик. — А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.
Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.