Черноморский флот вмф россии. Современное состояние ЧФ. я бригада кораблей охраны водного района

Возвращение в родную гавань:

Черноморский флот после воссоединения Крыма с Россией

Черноморский флот (ЧФ) был основан в мае 1783 года после присоединения Крыма к России. Севастополь стал его главной базой.

Два года назад, после воссоединения Крыма с Россией, Черноморский флот обрел второе дыхание. Сегодня одной из его задач является поддержка действий ВКС РФ в Сирии.

Александр Витко, командующий Черноморским флотом

В результате поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 года.

После Октябрьской революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. В 1921 году было принято решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов.

За годы Великой Отечественной войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 человек стали Героями Советского Союза. Героическая оборона Севастополя в годы войны известна далеко за пределами России.

В послевоенные годы на вооружение флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы. В 1991 году флот насчитывал около 100 тыс. человек личного состава, 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

Как делили Черноморский флот

После распада СССР в 1991 году Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Соглашение было достигнуто только в 1997 году, когда Москва и Киев в рамках подготовки к подписанию "Большого договора" о дружбе и сотрудничестве договорились о разделе флота.

Украинской стороне достались 67 кораблей и 90 боевых самолетов, а России – 338 кораблей и 106 самолетов и вертолетов. Кроме того, России на правах аренды перешли пункты базирования в Крыму. Соглашения были заключены до 2017 года, а потом в 2010 году продлены до 2042 года.

Начиная с 2000 года, МИД Украины блокировал заключение соглашения о темпах и условиях обновления ЧФ, настаивая на том, чтобы каждая замена проводилась с разрешения Киева по принципу "тип на тип" и "класс на класс". Российская сторона с этим не соглашалась, в результате договор так и не был заключен.

В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко подписал два указа (номера 705 и 706), которые запретили упрощенный режим пересечения формированиями ЧФ государственной границы Украины. Также Киев отказывался отменять таможенные платежи при ввозе на территорию Украины материально-технических средств и товаров для ЧФ.

В итоге с 1997 года Черноморский флот усилился всего лишь одним ракетным кораблем на воздушной подушке "Самум" и фронтовыми бомбардировщиками Су-24.

Новая жизнь

После воссоединения Крыма с Россией только по итогам 2015 года флот получил более 200 единиц новых образцов вооружения и военной техники, около 40 различных кораблей и судов, в том числе:

Три дизель-электрические подводные лодки нового поколения,

Два малых ракетных корабля,

10 боевых катеров,

20 судов и катеров вспомогательного флота,

Более 30 летательных аппаратов (в их числе истребители Су-30СМ и комплекты беспилотников).

Части береговых войск пополнились 140 единицами новейшей автобронетанковой техники.

В 2015 году прошел испытания на Балтике фрегат "Адмирал Григорович". Всего по этому проекту планируется построить шесть кораблей, из них в 2016 году Черноморский флот получит три – "Адмирала Григоровича", "Адмирала Эссена", "Адмирала Макарова". Также в 2016 году на воду будут спущены и переданы флоту две завершающие серию дизель-электрические подлодки проекта 636.3 "Великий Новгород" и "Колпино".

Владимир Путин, президент РФ

До назначения командиром "Серпухова" Люшин был помощником командира на МРК "Штиль", спущенном на воду в 1978 году. "Эти корабли нельзя сравнивать. "Серпухов" – корабль нового поколения, высокой степени автоматизации. Для командира создано больше условий, чтобы своим вниманием охватывать все происходящее внутри корабля. Есть система видеонаблюдения. Большое количество средств связи обеспечивает передачу команд из вышестоящих штабов, а система корабельного мониторинга помогает при возникновении внештатных ситуаций", - говорит Люшин.

За системами жизнеобеспечения корабля моряки следят из специальной каюты, оборудованной пультами и экранами. При этом шутят: на "Серпухове" система контроля электронная, а на старых кораблях была голосовая. Там просто кричали: "Как там у вас, в машинном отделении?"

От стапелей до боевой службы

Для старшины ракетной команды мичмана Дениса Терентьева "Серпухов" – третий корабль. Катер Р-44, на котором он начинал служить, был выведен из состава флота "по возрасту", как и многие корабли Черноморского флота, "старевшего" в украинский период.

"Этот корабль мы получали со стапелей, - рассказывает Терентьев. - Полгода были в командировке в Зеленодольске в Татарстане. Я видел его с самых корней, когда здесь был только металл и ни одной лампочки".

Из Татарстана "Серпухов" прибыл в Новороссийск, здесь экипаж прошел первое обучение, а корабль – ходовые и государственные испытания.

Мичману запомнилось, как в день знаменитого пуска с Каспия ему позвонила мама из Волгограда: "Она сказала, что впервые за многие годы испытывает гордость за свою страну и очень рада, что ее сын служит на таком корабле".

По его словам, на "Серпухове" совершенно особая атмосфера даже в быту.

Мичман признается, что весь экипаж "Серпухова" немного завидует кораблю-близнецу "Зеленый Дол", который в настоящее время выполняет задачи в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море. Моряки надеются скоро сменить товарищей.

Когда "Серпухов" пойдет в море, в рационе моряков появится больше фруктов, в основном крымских и краснодарских - рассказал старший матрос Николай Гончаренко, который служит в должности кока. По его словам, единственное, чем самый современный корабль флота не отличается от своих "старших товарищей", - это рацион питания моряков.

"Разницы по нормам питания нет. Моряки едят три раза в день, плюс вечерний чай. В море у нас дополнительные нормы: больше соков, молока, масла, колбасы", - рассказал кок.

Мягкие матрасы и секретная библиотека

Для старшего электрика зенитной ракетной батареи Виталия Сальчука на "Серпухове" все по-другому. Он начинал служить по контракту в 2013 году на ракетном катере "Прилуки" ВМС Украины. После воссоединения Крыма с Россией перешел на Черноморский флот РФ.

"Смотрите, здесь шторки, большие кровати, мягкие матрасы, удобные шкафчики, как в вагоне-купе, - показывает Виталий свой кубрик. - Те ребята, которые не снимают квартиры в городе, живут здесь, условия нормальные. На "Прилуках" все как было в 1980-е годы, так и осталось: кровати небольшие, старое все, в каюте – кабель-трассы по переборкам".

По словам Сальчука, условия службы по контракту в России гораздо выгоднее и в плане денежного довольствия, и в плане материального обеспечения.

Значительная часть службы экипажа – это самоподготовка, освоение новой современной техники. Специальную литературу моряки получают в корабельной секретной библиотеке и конспектируют ее. Все книги бумажные, использование личных гаджетов на корабле запрещено, их сдают дежурному, когда приходят на службу. Наряду с теорией большое количество времени командиры уделяют практическим занятиям.

Корабельный госпиталь

Панели приборов и экраны компьютеров повсюду на корабле создают обманчивое ощущение какого-то научного учреждения. О том, что все это создано для ведения реальных боевых действий, вспоминаешь в рубке фельдшера Александра Терехина. Он показал медицинские приборы для первой помощи при ранениях, операционный стол, который при необходимости будет развернут в кают-компании, устройства для транспортировки пострадавших.

Одна из обязанностей фельдшера - следить за температурным режимом как в кубриках, так и на боевых постах.

"На "Серпухове" всего один иллюминатор - в рубке дежурного. На самочувствии экипажа конструкторские особенности никак не отражаются. Что касается комфорта, то у нас везде кондиционеры. Температура выставляется в каждом кубрике. С вентиляцией проблем нет. Зимой тепло, летом прохладно", - говорит Терехин.

После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами - Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский флот России обрел вторую жизнь.

Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.

Балаклавская бухта. Немного истории

Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.

С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.

При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.

При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.

Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.

И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.

После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.

И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.

Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.

Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.

Как делили Черноморский флот

Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.

Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине - 12,3% всех судов.

Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.

Черноморский флот в цифрах

Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.

Итак, сравним цифры.

1. Черноморский флот на 1991 год:

Личный состав - 100 тыс. чел.

Численность кораблей - 835 всех существующих классов:

  • подлодок - 28;
  • ракетных крейсеров - 6;
  • противолодочных крейсеров - 2;
  • БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга - 20;
  • СКР - 40 единиц;
  • малых и кораблей - 30;
  • тральщиков - 70;
  • десантных кораблей - 50;
  • морской авиации - более четырехсот единиц.

2.Черноморский на 1997 год:

  • Численность личного состава - 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
  • Численность кораблей и судов - 33.
  • Летательных аппаратов в составе флота - 106 (из которых 22 боевых).
  • Бронемашин - 132.
  • Командных пунктов - 16 (было 80).
  • Объектов связи - 11 (из 39).
  • Объектов радиотехнической службы - 11 (было 40).
  • Объектов тыла - 9 (из 50).
  • Судоремонтных объектов - 3 (из 7).

По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:

  • Боевые корабли - 30.
  • Подводные лодки - 1.
  • Боевые самолеты - 90.
  • Корабли специального назначения - 6.
  • Суда обеспечения - 28 единиц.

Современное состояние ЧФ

Черноморский России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.

Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.

Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.

На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.

Повышение боевого уровня

Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.

Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов - Севастополь.

Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота - самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.

Перечень судов ЧФ

В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.

Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:

  • Гвардейский
  • "Керчь" - большой противолодочный корабль.
  • Сторожевой
  • Сторожевой корабль "Ладный".
  • Сторожевой корабль "Пытливый".

Состав десантных кораблей 197-й бригады:

Большие десантные корабли:

  • "Николай Фильченков".
  • "Орск".
  • "Саратов".
  • "Азов".
  • "Новочеркасск".
  • "Цезарь Куников".
  • "Ямал".

Состав 68-й бригады кораблей охраны:

Малые противолодочные корабли:

  • "Александровец".
  • "Муромец".
  • "Суздалец".

Морские тральщики:

  • "Ковровец".
  • "Иван Голубец".
  • "Турбинист".
  • "Вице-адмирал Жуков".

Подводные лодки:

  • "Ростов-на-Дону" - Б237.
  • "Новороссийск" - Б261.
  • (экс-"Запорожье") - Б435.
  • "Алроса" - Б871.

Ракетные катера 41-й бригады:

  • "Бора".
  • "Самум".
  • "Штиль".
  • "Мираж".

Состав 295-го Сулинского дивизиона:

Ракетные катера:

  • "Р-60".
  • "Р-71".
  • "Р-109".
  • "Р-239".
  • "Ивановец".

Состав 184-й бригады (Новороссийск):

Противолодочные корабли:

  • "Поворино".
  • "Ейск".
  • "Касимов".

Тральщики:

  • "Железняков".
  • "Валентин Пикуль".
  • "Вице-адмирал Захарьин".
  • "Минеральные Воды".
  • "Лейтенант Ильин".
  • "РТ-46".
  • "РТ-278".
  • "Д-144".
  • "Д-199".
  • "Д-106".

Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).

Перспективы развития подводного флота

После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка - дизельная "Алроса".

На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.

К этому времени ожидается пополнение шестью новыми Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.

ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.

Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.

Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 - "Старый Оскол" - была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний "Старый Оскол" займет свое место в составе ЧФ.

Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".

Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота - "Колпино" и "Великий Новгород".

Все 6 подлодок программы "636 дизель" - электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.

Палубная авиация

Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.

Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.

Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.

Воссоздание системы базирования

Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.

Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.

Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.

Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.

Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).

Также на заводе проходят работы по ремонту дизельной подводной лодки "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.

Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.

Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.

Суда оснащения для Черноморского флота

Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.

Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.

Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.

13 мая — День Черноморского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый в честь создания Черноморского флота.

Формирование Черноморского флота началось после присоединения к Российской империи в 1783 году. Первым пунктом базирования Черноморского флота была Ахтиарская (Севастопольская) бухта к юго-западу от Крымского полуострова. Именно тут был заложен . Сейчас Черноморская флотилия базируется на Севастопольской и Новороссийской военно-морских базах.

Что собой представляет ЧМФ России?

Сегодня Черноморский флот России обеспечивает военную безопасность страны на юге. В его составе 2739 кораблей — парусные, линейные, большие ракетные, сторожевые, разведывательные, десантные, малые ракетные, минно-тральные корабли, эскадренные броненосцы и миноносцы, крейсеры, подводные лодки, морские охотники, канонерские лодки, катера, спасательные, вспомогательные, гидрографические суда и другие судна. Кроме того, флот также имеет подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск. Авиация размещена на аэродромах Кача (7057-я смешанная авиабаза ЧФ) и Гвардейский (штурмовая эскадрилья 7057 АвБ ЧФ РФ).

Численность личного состава Черноморского флота к весне 2014 года составляла 25 000 человек.

В 2013 году корабли флота совершили 9 дальних походов, посетив 37 портов 13 государств. Самолёты и вертолёты Морской авиации Черноморского флота за год выполнили более 300 вылетов.

С 2014 года Черноморский флот начнет пополняться подводными лодками нового поколения. До начала 2015 года флотилия примет в боевой состав первый из шести сторожевых кораблей проекта «Адмирал Григорович», построенный на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, а до 2016 года на ЧМФ поступят подводные лодки, которые строит ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Всего на развитие Черноморского флота до 2020 года хотят выделить более 86 миллиардов рублей. В местах базирования российского флота также планируется создание новых частей противовоздушной обороны и соединений морской пехоты.

История Черноморского флота РФ

Черноморский флот основан в XVIII веке по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. 13 мая 1783 года в бухту у села Ахтиар (впоследствии город Севастополь) вошли корабли Азовской и Днепровской флотилий. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом.

Эмблема Черноморского флота РФ. Фото: Commons.wikimedia.org / Министерство обороны

Его правопреемником стал Черноморский флот ВМФ СССР, который просуществовал до распада Советского Союза в 1991 году, после чего в 1996 году он был разделён на Черноморский флот России и ВМС Украины с раздельным базированием на украинской территории. 3 августа 1992 года в Мухалатке (близ Ялты) президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно.

А 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота и Военно-морских сил Украины.

За Севастополем был закреплен статус главной базы российского Черноморского флота. Суда делились в пропорции 81,7 % — России, 18,3 % — Украине.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Стоимость аренды базы Черноморского флота на территории Украины составила 98 млн долларов. Кроме того, согласно соглашениям, РФ должна была оплачивать коммунальные и транспортные услуги. По документам срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.

Украина согласилась на размещение в Севастополе российских флотских объектов: 31 испытательного центра, Гвардейского аэродрома, а также пунктов ВЧ связи в Ялте и Судаке и крымского военного санатория. На правах 20-летней аренды России перешли главная бухта — Севастопольская с причалами для стоянки более чем 30 боевых кораблей, бухта Карантинная с бригадой ракетных катеров Черноморского флота и водолазным полигоном, Казачья бухта, где размещается бригада морской пехоты, Южная бухта. В Стрелецкой бухте совместно базируются корабли российского и украинского флотов при контроле Черноморским флотом береговой инфраструктуры бухты. Россия получила также основной арсенал боеприпасов, ракетную базу Черноморского флота, десантный полигон, 31-й испытательный центр в Феодосии, два аэродрома: Гвардейское под Симферополем и Севастополь (Кача).

Согласно договоренностям, Россия могла иметь на Украине не более 25 тысяч человек личного состава, 24 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 самолетов. Численность российских кораблей и судов не должна превышать 388 единиц. На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) можно было размещать 161 летательный аппарат.

Береговые корабли Черноморского флота на стоянке у города Севастополя. Фото: РИА Новости / Сергей Петросян

21 апреля 2010 года президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович в Харькове подписали Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины (ратифицировано Госдумой РФ и Верховной радой Украины 27 апреля 2010 года). Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042 года) с правом продления на следующий пятилетний период в случае, если ни одна из сторон не заявит о необходимости прекращения этого соглашения.

Стоимость арендной платы за пребывание Черноморского флота РФ на территории Украины до 28 мая 2017 года — $97,75 млн в год. Списывали ее в счёт погашения государственного долга Украины перед Россией. Начиная с 28 мая 2017 года плата за аренду должна была составить $100 млн в год плюс дополнительные скидки за российский газ в размере $100 при цене более $330 за тысячу кубометров, или 30 % от контрактной цены.

Денонсация Соглашений

В марте 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе перешла под юрисдикцию России. Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией ввиду утраты предмета соглашений. 18 марта 2014 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с Минобороны разработать программу развития Черноморского флота. Срок исполнения поручения — 1 июня 2014 года. Ответственные за выполнение — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава Минобороны Сергей Шойгу .

230 лет: Черноморский флот в истории Отечества


13 мая 2013 года

В конечном итоге массированное давление британских официальных лиц на руководство Турции сыграло свою негативную роль. И уже после второго египетского кризиса (1839 года) турецкий султан обратился за помощью уже не к России, как обязывал его Ункиар-Искелесский договор, а к представителям в Стамбуле всех великих держав. Николай I был вынужден согласиться на "коллективную защиту Турции" и отказаться таким образом от преимуществ, достигнутых в Ункиар-Искелесси. Подписанной в 1841 году Лондонской конвенцией права всех черноморских держав были ограничены, но направлено это было, прежде всего, против России. Ее флот вновь оказался заперт в Черном море. Турция же попала в полную зависимость от Великобритании. Позднее к ней был применен принцип вооруженного протектората Великобританией и Австрией, предполагавший, по сути, их вооруженное вмешательство на стороне Турции в случае войны с какой-либо державой (вновь имелась в виду, конечно же, Россия). Это и было реализовано в ходе Крымской (Восточной — в зарубежных источниках) войны, в которой России пришлось иметь дело не со слабой в военно-политическом отношении Османской империей, а с коалицией промышленно развитых европейских держав, к тому времени осуществивших перевооружение своих армий.

Главными событиями Крымской войны явились Синопское морское сражение 18 ноября 1853 года и оборона Севастополя 1854-1855 годов.

Личный состав Черноморского флота к этому времени был подготовлен адмиралом М.П.Лазаревым — с 1833 года главным командиром Черноморского флота и отличавшимся как административными способностями, так и боевыми качествами и умением воспитать в подчиненных такой же дух. Последователями его школы стали адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин и другие славные деятели Севастопольской обороны.

Кившенко А. Синопский бой

При высокой выучке личного состава техническая часть флота сильно отставала от западноевропейских флотов (а отчасти и от турецкого), где были введены паровые двигатели, более усовершенствованная артиллерия и даже делались попытки броненосного судостроения. Несмотря на это, эскадре Черноморского флота под руководством вице-адмирала П.С.Нахимова, удалось одержать блестящую победу при Синопе, где был уничтожен весь находившийся там турецкий флот и срыты береговые укрепления.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): Синопский бой 1853

[Интересен в этой связи приказ по эскадре вице-адмирала П.С.Нахимова, в котором он писал: "Я хочу лично поздравить командиров, офицеров и команды с победой, благодарить их за благородное содействие моим предположениям и объявить, что с такими подчиненными я с гордостью встречусь с любым неприятельским европейским флотом"]. Тем самым были сорваны первоначальные планы антироссийской коалиции по высадке десанта на Кавказе.

Синопское сражение подвело итог многовековому развитию парусных флотов. На смену парусным кораблям стали приходить пароходы, которых в составе Черноморского флота, к сожалению, было ограниченное количество (11 фрегатов и корветов).

Непосредственно Севастопольскому сражению предшествовала высадка 1 сентября 1854 года союзниками по антироссийской коалиции у Евпатории армии в 62 тыс. человек (28 тыс. французов, 27 тыс. англичан, 7 тыс. турок) при 134 полевых и 114 осадных орудиях. Союзной армии противостояла 33-тысячная армия (96 орудий) под командованием главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму князя А.С.Меншикова.

Сосредоточенный в Севастополе Черноморский флот (14 линейных кораблей, 11 парусных и 11 паровых фрегатов и корветов, 24,5 тыс. человек) и гарнизон (9 батальонов, до 7 тыс. человек) оказались перед 60-тысячной армией противника, поддерживаемой с моря сильным флотом (34 линейных корабля, 55 фрегатов, в том числе 4 корабля и 50 паровых фрегатов). Положение усугублялось тем, что Севастополь был подготовлен к обороне лишь с моря. Оборону возглавил начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А.Корнилов. Для предотвращения прорыва противника на рейд флота 11 сентября у входа в Северную бухту были затоплены 5 линейных кораблей и 2 фрегата.

Севастопольская бухта. Памятник погибшим кораблям. "Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для загражденiя входа на рейдъ" ()

Их орудия были свезены на берег, а из экипажей сформированы 22 батальона, увеличившие гарнизон до 22,5 тыс. человек. 13 сентября город был объявлен на осадном положении. 18 тыс. защитников Южной стороны при помощи населения развернули строительство укреплений. Были построены семь бастионов и другие укрепления, на которых установили 341 орудие.

5 октября была предпринята первая бомбардировка Севастополя с суши и с моря. Артиллерийский огонь вели 130 осадных и 1340 корабельных орудий 49 кораблей, выпустившие по городу около 60 тыс. снарядов. Обороняющиеся могли противопоставить врагу огонь 115 орудий. Однако им удалось подавить часть осадной артиллерии и сильно повредить несколько кораблей противника. Во время этой бомбардировки на Малаховом кургане был смертельно ранен вице-адмирал В.А.Корнилов.

Памятник В.А. Корнилову установлен на месте смертельного ранения адмирала. В тот день, 5 октября 1854 года Корнилов объехал под огнем все наиболе опасные места оборонительной линии города. На Малаховом кургане он был смертельно ранен вражеским ядром. "Отстаивайте же Севастополь!" сказал адмирал бросившимся к нему на помощь и потерял сознание. В.А.Корнилов умер в Морском госпитале на Корабельной стороне. Одними из последних его слов были: "Благослови, господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот". По приказанию адмирала П.С.Нахимова на месте ранения Корнилова выложили крест из вражеских бомб и ядер. Этот крест стал первым памятником прославленному адмиралу. Проект памятника разработали генерал-лейтенант от кавалерии художник А.Л.Бильдерлинг и скульптор, участник обороны Севастополя, академик И.Н.Шредер. Бронзовые части отлили в Петербурге, цокольную часть выполнили из крымского диорита. В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили монумент: бронзовую часть вывезли, цоколь взорвали. Восстановленный памятник организатору и вдохновителю первой обороны города был открыт только в 1983 г. Авторы проекта, профессор М.К.Вронский и В.Г.Гнездилов воссоздали памятник, максимально точно воспроизведя оригинал. На пробитом ядрами постаменте часть укреплений Малахова кургана. Венчает памятник фигура смертельно раненного адмирала. Опершись на левую руку, он правой указывает на город, на севастопольские укрепления. На постаменте начертаны бессмертные слова адмирала. Здесь же перечислены суда, которыми командовал Корнилов, и морские сражения, в которых он принимал участие. Ниже на памятнике фигура матроса Петра Кошки, заряжающего орудие (фото: , )

После смерти В.А.Корнилова оборону возглавил П.С.Нахимов. Противник, понеся большие потери, перешел к осадным действиям. Севастопольцы, совершенствуя существующие и возводя новые укрепления, вели активные оборонительные действия: артиллерийским и ружейным огнем уничтожали живую силу врага, выводили из строя орудия, вели разведку, совершали ночные вылазки, брали пленных. Особенно отличились команды лейтенантов П.Ф.Гусакова, В.Ф.Титова, мичмана Н.Д.Путятина, а также боцман А.Рыбаков, унтер-офицер А.Елисеев, матросы П.Кошка, Ф.Заика, И.Димченко и многие другие.

К февралю 1855 года силы союзников увеличились до 120 тыс. человек, и они развернули подготовку к новому штурму города. Главный удар был направлен против Малахова кургана — ключевой позиции осажденных.

Памятник адмиралу В.И.Истомину на месте его гибели на Малаховом кургане 7 марта 1855 года

В период с 28 марта по 7 апреля противником была предпринята вторая бомбардировка Севастополя, в ходе которой огонь по городу вели более 500 орудий. Гарнизон нес большие потери, но не был сломлен. Третья бомбардировка Севастополя началась 26 мая и продолжалась до 30 мая. На штурм укреплений было брошено пять дивизий. И только после того, как обороняющиеся потеряли большую часть войск, некоторые редуты были сданы врагу.

После четвертой бомбардировки 6 июня 44 тыс. солдат противника штурмовали Корабельную сторону, но были отбиты героическими усилиями 20 тыс. ее защитников. Несмотря на это, положение севастопольцев оставалось тяжелым, силы их таяли. 28 июня был смертельно ранен руководитель обороны адмирал П.С.Нахимов.

Севастополь. Памятник адмиралу П.С.Нахимову (фото)

Смерть любимого адмирала была тяжкой утратой, но не сломила боевой дух севастопольцев. Военный совет решил предпринять наступление в тыл осаждающим, однако сражение на реке Черная 4 августа желаемых результатов не принесло.

5 августа была начата пятая, усиленная бомбардировка города, продолжавшаяся пять дней. Потери севастопольцев превышали 1000 человек в день. 24 августа началась шестая, самая интенсивная бомбардировка города, длившаяся три дня.

27 августа начался общий штурм Севастополя 60-тысячной армией. Но, несмотря на значительное превосходство в силах, противнику удалось закрепиться только на Малаховом кургане, где 6 тыс. вражеских солдат оказывали сопротивление всего 400 русских. Вечером из-за больших потерь (до 13 тыс. человек) главнокомандующий Крымской армией генерал от артиллерии М.Д.Горчаков отдал приказ оставить Южную сторону, взорвав пороховые погреба, верфи и укрепления и затопив на рейде оставшиеся суда. 28 августа русские войска заняли линию обороны на Северной стороне.

Героическая 349-дневная оборона Севастополя, сорвавшая захватнические планы союзников, истощила их силы настолько, что они не могли продолжать активные военные действия и были вынуждены вступить в переговоры о мире.

Севастополь. Памятник героям Крымской войны

18 марта 1856 был заключен Парижский мирный договор. По условиям этого договора союзники освобождали занятые ими Севастополь, Евпаторию, Керчь, Кинбурн и другие населенные пункты. Россия возвращала Турции занятый русскими войсками Карс и часть придунайской Бессарабии, отказывалась от притязаний на покровительство православным подданным Турции, признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.

Самыми тяжелыми условиями Парижского мира для России были статьи о нейтрализации Черного моря, о запрещении ей держать там военные корабли и строить крепости. Они лишали Российскую империю, державу черноморскую, возможности защиты своих южных границ при нападении враждебных государств, корабли которых могли появиться в Черном море через Дарданеллы и Босфор (нейтрализация не распространялась на проливы). В связи с этим была разработана внешнеполитическая программа русского правительства, сформулированная A.M.Горчаковым в циркулярной депеше русским послам за границей 21 августа 1856 года. В ней содержалось облетевшее весь мир выражение: "Россия не сердится, она сосредоточивается". Это означало, что Россия собирается с силами, сосредоточивает внимание на экономических и политических вопросах, связанных с внутренним развитием государства. В циркуляре указывалось, что Россия более не связывает себя прежними договорами и вправе действовать свободно.

Данная программа определяла и главное направление внешней политики России 1856-1871 годов, направленной на борьбу за отмену ограничительных статей Парижского мира. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для нападения.

Запрет иметь боевой Черноморский флот был снят с России в 1871 году, но ко времени русско-турецкой войны организовать кораблестроение, в том числе современное броненосное, в Черном море, не было возможности из-за дальности расстояния до мест добывания материалов и топлива.

В результате к началу последней русско-турецкой кампании 1878-1879 годов Черноморский флот состоял всего из двух артиллерийских плавучих батарей ("поповок"), являвшихся лишь прибрежным оборонительным средством, 4-х старых деревянных корветов, императорской яхты "Ливадия", 7 пароходов и нескольких мелких судов.

В начале военных действий почти все военные суда Черноморского флота были оставлены для обороны ключевых морских баз (Одессы, Очакова, Севастополя и других). Наступательные действия было решено производить крейсерскими операциями, используя для этого пароходы Русского общества пароходства и торговли. Организацией крейсерства занялся главный командир Черноморского флота генерал-адъютант Н.А.Аркас, предоставивший командирам пароходов возможность широкой личной инициативы и предприимчивости. Что и было реализовано.

Особенно отличился в крейсерских операциях лейтенант С.О.Макаров, в последующем легендарный русский адмирал. Гражданский, по сути, пароход "Великий Князь Константин" под его командованием 28 июня 1877 года атаковал при поддержке минных катеров турецкую эскадру. В результате этой атаки турецкий броненосец получил серьезные повреждения. 6 июня этот же пароход сжег у Анатолийского берега 4 турецких брига. Позднее минной атакой катеров с "Великого Князя Константина" у кавказского побережья был взорван турецкий броненосец "Ассари-Тевкент", а в декабре пароход "Россия" (командир — капитан-лейтенант Н.М.Баранов) захватил в море транспорт "Мерсина" с войсками.

Были и другие успехи у Черноморского флота. Но это были лишь отдельные бои, а не морские сражения, поскольку военного флота фактически не было.

Только лишь по окончанию войны Россия приступила к полномасштабному восстановлению Черноморского флота. Уже в 80-х годах XIX столетия на Черном море начинается броненосное судостроение, которому сильно помогла разработка донецкого бассейна и близость железоделательных заводов.

К началу ХХ века Черноморский флот вновь превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 "поповки", 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов.

Тем не менее, воссозданный после войны флот оказался запертым на Черном море — все по тому же Парижскому мирному договору Россия не имела права выводить свои военные корабли из Черного моря в Средиземное. Поэтому корабли Черноморского флота, экипажи которых славились превосходной выучкой и меткой стрельбой, не смогли принять участия в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Проигранная царским самодержавием война и грубые просчеты во внешней и внутренней политике спровоцировали революционную ситуацию в стране. Под ее влиянием антиправительственные процессы развернулись в армии и на флоте.

Черноморский флот в этом плане не стал исключением. Более того, в силу стечения обстоятельств он стал флагманом революции 1905 года. Определяющую роль в этом сыграло восстание 14 июня 1905 года на эскадренном броненосце "Князь Потемкин-Таврический" (больше известном под именем "Потемкин"). К восставшим присоединилась команда миноносца №267, находившегося на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. Команда броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции. Таковым броненосец был целых 11 дней, вплоть до того времени пока корабль не был интернирован 26 июня румынскими властями. И хотя восстание на броненосце своих целей не достигло, оно оказало влияние на дальнейшее развитие революционных процессов в армии и на флоте.

Эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" Черноморского флота (фото)

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших на крейсере "Очаков", присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

Проигранная война с Японией и последовавшие затем революционные процессы вызвали широкую дискуссию в стране относительно целесообразности финансирования флота.

В стенах Государственной Думы Российской империи в этот период царила паника, лейтмотивом которой являлась мысль о том, что "флот погубит Россию". Выделяемые средства на строительство и содержание флота, по мнению народных избранников 1907 года, было более целесообразным направить на цели социально-экономического характера. И только жесткая позиция председателя Правительства П.А.Столыпина не позволила реализовать на практике убийственную для флота политику.

К началу Первой мировой войны Черноморский флот в значительной мере восстановил свои силы. В его составе находились 5 линейных кораблей, 2 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 4 подводных лодки и др.

Боевые действия Черноморский флот вел против германо-турецких сил, содействовал войскам кавказского и румынского фронтов, нарушал коммуникации противника, обстреливал турецкие прибрежные города. Впервые для бомбардировки городов была применена морская авиация — гидропланы. Подводные минные заградители ставили мины на входе в Босфор.

Наиболее значимым в этом плане стало участие Черноморского флота в Трапезундской наступательной операции (23 января — 5 апреля 1916 года), в ходе которой корабли флота оказывали содействие приморскому флангу Кавказской армии в овладении Трапезундом (Трабзон). Организованные русским командованием в Трапезунде база легких сил Черноморского флота и база снабжения значительно упрочили положение Кавказской армии. В последующем же в результате успешных действий Кавказской армии, поддерживаемой Черноморским флотом, Турция была практически выведена из войны.

К сожалению, военные действия России на других фронтах Первой мировой войны не были столь успешными.

Царское правительство больше заботившееся о союзниках, чем о своей армии, в конечном итоге привело ее к коллапсу. Закономерным итогом этого вновь стали революционные процессы в стране, в том числе в армии и на флоте,

завершившиеся теперь уже свержением царского самодержавия, а затем и Временного правительства.

В 1918 году, когда распадалась бывшая Российская империя и германские войска, приглашенные правительством Центральной Рады Украины, маршировали по украинским степям, была написана самая трагическая страница истории Черноморского флота.

В апреле 1918 года передовые отряды немецкой армии уже были в Крыму.

Севастополь 1918 года. Памятник затопленным кораблям. На рейде — немецкий линейный крейсер "Гебен" (в октябре 1914 г. бомбардировавший город). 2 мая 1918 г. "Гебен" вместе с легким крейсером "Гамидие" вошел в гавань оккупированного немецкими войсками Севастополя, где почти все русские корабли были покинуты своими экипажами. Они были взяты под охрану немцами (фото)


Севастополь 1918. Южная бухта с кораблями

Попытка Советского правительства предотвратить захват Севастополя дипломатическими средствами провалилась, и флот оказался перед выбором — перейти под власть правительства Украины, чтобы избежать его захвата немцами, или же уходить в Новороссийск. Произошел раскол. Часть кораблей — два новейших дредноута "Свободная Россия" и "Воля", 14 эсминцев и ряд вспомогательных судов подняли Андреевские флаги и ушли в Новороссийск. Но большая часть флота — 7 устаревших броненосцев (в т.ч. и знаменитый "Потемкин", переименованный после революции в "Борец за свободу"), три крейсера, 7 эсминцев, 15 подводных лодок и более 170 вспомогательных судов остались в Севастополе под украинскими флагами. Впрочем, это не спасло ситуацию, корабли все равно были захвачены немцами. Германское командование заявило, что флот будет оставаться под контролем оккупационных властей до конца войны и лишь затем перейдет в полное распоряжение Украины.

Переход части Черноморского флота в Новороссийск также не означал его спасения. 11 мая 1918 года германское командование предъявило ультиматум с требованием вернуть ушедшие корабли в Севастополь, угрожая в противном случае продолжить свое наступление. Ситуация приблизилась к критической черте. С одной стороны, стремительным наступлением немцы дошли уже до Новочеркасска и Ростова-на-Дону, и не исключалась возможность занятия ими Новороссийска, с другой стороны, в этом последнем оплоте флота не было ни запасов (угля, снарядов и т.д.) — для его снабжения, ни доков и мастерских — для необходимого ремонта.

Дезорганизованные, без снабжения и запасов, суда Черноморского флота были лишены всякой возможности сопротивления, а, следовательно, перед личным составом стояла дилемма — сдаться неприятелю, вернувшись в Севастополь, или уничтожить себя в Новороссийске, как требовало этого Советское правительство . 18 июня 1918 года многие суда были потоплены своими командами.

Часть же кораблей вернулась в Севастополь, оккупированный немцами. Судьба этой части кораблей еще более печальна. Вернувшиеся в Севастополь корабли также были захвачены немцами, хотя и ненадолго. Осенью того же 1918 года сразу после окончания Первой мировой войны немецкие войска оставили Севастополь, а в Черное море вошел объединенный флот Англии и Франции. Высаженный десант захватил город. Немногие уцелевшие корабли, меняя флаги и названия, сумели пережить потрясения гражданской войны. Впоследствии эти корабли покинули Крым, унося с собой последние подразделения Белой армии. До 1924 года они находились во французском порту Бизерта (северное побережье Африки). После признания Францией СССР Андреевские флаги были спущены, а корабли проданы на металл.

С российским флотом на Черном море было покончено. Такая катастрофическая ситуация, разумеется, не могла удовлетворить новое правительство России. Вопросы военной безопасности с окончанием гражданской войны и иностранной интервенции не утратили своей остроты.

Уже в мае 1920 были образованы Морские силы Черного и Азовского морей. Но реальные шансы на восстановление флота появились только после окончательного освобождения главной базы возрождавшегося военного флота — Севастополя 15 ноября 1920 года.

И уже в июне 1922 года вступил в строй крейсер "Память Меркурия" (31 декабря 1922 года переименован в "Коминтерн"). Кроме этого было принято решение достроить на Черном море крейсеры "Нахимов" (26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — "Червона Украина") и "Адмирал Лазарев" (14 декабря 1926 года получил наименование "Красный Кавказ"). Одновременно с восстановлением трех крейсеров в 1923-1927 годах в строй были введены пять эскадренных миноносцев типа "Новик".

Таким образом, к 1927 году Морские силы Черного моря (с 11 января 1935 года были переименованы в Черноморский флот) оформились в самостоятельную силу, способную решать определенные (пусть и очень ограниченные) тактические задачи.

В годы предвоенных пятилеток Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО Черноморского флота.

К началу же Великой Отечественной войны Черноморский флот представлял собой внушительную силу. В его состав входили: 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, других кораблей и судов, а также 625 самолетов. К началу войны Черноморский флот состоял из Дунайской (до ноября 1941) и Азовской (с июля 1941) военных флотилий.

Нападение фашистской Германии не застало Черноморский флот врасплох. Благодаря системе оперативных готовностей, отработанной в предвоенные месяцы, Черноморский флот организованно, в повышенной боевой готовности встретил первые удары вражеской авиации.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова 22 июня в 1 ч. 15 мин. Черноморскому и другим флотам была объявлена оперативная готовность №1, и уже к 2 ч. 30 мин. флот находился в полной боевой готовности. В 3 ч. 15 мин. немецкие самолеты совершили налет на главную военно-морскую базу — Севастополь с тем, чтобы заблокировать Черноморский флот, сбросив на входном фарватере базы и в Северной бухте магнитные мины. Однако, в силу отсутствия внезапности, цели этой им достичь не удалось. Вражеские самолеты были обнаружены, и воздушный налет огнем зенитных средств ПВО военно-морской базы и кораблей был отражен без потерь в кораблях.

В результате гитлеровцам не удалось реализовать одну из важнейших своих стратегических задач на данном направлении, предусматривавших ограничение свободы действий основных сил Черноморского флота. Корабли Черноморского флота не только не были заперты в бухтах, и уже в первые дни войны совершали дерзкие рейды на основные морские базы противника в Румынии.

Германскому командованию также не удалось реализовать план по внезапному захвату Крыма, овладению которым придавалось огромное значение.

Крым вместе с главной военно-морской базой в Севастополе представлял для агрессора большую угрозу. Боевой корабль от Севастополя мог за 10 часов достигнуть побережья союзницы Германии — Румынии, с ее нефтедобывающими предприятиями. Для обеспечения поставок нефти из Румынии необходимо было захватить Крым, но для этого нужно было сначала взять Одессу.

Немецко-фашистское командование стремилось с ходу овладеть этим важным военно-стратегическим, промышленным и культурным центром. На город наступали 5 пехотных, 2 кавалерийские дивизии и моторизованная бригада 4-й румынской армии.

Более двух месяцев продолжалась оборона Одессы , явившаяся ярким примером мужества и героизма советских людей. Ее защитники более чем на два месяца сковали у стен города до 18 дивизий, вывели из строя более 160 тыс. солдат и офицеров противника, около 200 самолетов и 100 танков. Оборона Одессы отличалась высокой активностью, хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск и флота и способствовала срыву гитлеровского плана "молниеносной войны".

Оборона Одессы

В ознаменование героической обороны Одессы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 была учреждена медаль "За оборону Одессы", которой награждены свыше 30 тыс. воинов и граждан, участвовавших в обороне города. 1 мая 1945 года Одессе было присвоено почетное звание "Город-герой" .

Более 8 месяцев (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года) продолжалась героическая оборона главной военно-морской базы Черноморского флота — Севастополя.

Линейный корабль Черноморского флота "Парижская коммуна" (до марта 1921 и с 31 мая 1943 года носил имя "Севастополь") ведет огонь по позициям врага из Южной бухты Севастополя. (фото)


Морская пехота сходит на берег в Севастополе (фото)

После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: 11 ноября 1941 года, 17 декабря 1941 года и 7 июня 1942 года.


Защитники Севастополя у памятника адмиралу Корнилову на Малаховом кургане. Зима-весна 1942 г. (фото)

Группа моряков ведет бой. Севастополь, июнь 1942 г. (фото)

При этом немецко-фашистскому командованию пришлось сосредоточить под Севастополем свыше 11 пехотных, легких и горнострелковых дивизий, усиленных артиллерией резерва главного командования, танками и авиацией. К началу июньского штурма противник имел под Севастополем 208 батарей, т.е. в среднем примерно 24 ствола на 1 км фронта, не считая нескольких зенитно-артиллерийских полков. Тем не менее, Севастополь не сдавался.

В конечном итоге гитлеровцы осознали, что пока советский военно-морской флот действует в районе города-крепости, штурм ее не мог закончиться успешно. Лишь массированные атаки немецкой авиации заставили советские корабли отойти, в результате чего город остался изолированным. Постепенное затухание артиллерийской поддержки, оказываемой кораблями эскадры Черноморского флота, и несомненное превосходство противника в воздухе сыграли решающую роль при третьем штурме Севастополя, который вряд ли удался бы противнику, если бы не было этих обстоятельств.

За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными.

Краснофлотцы П.П.Стрепетков и П.И.Руденко в рукопашном бою уничтожили 17 немецких солдат. Севастополь, май 1942 г. (фото)

22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Севастополя", которой были награждены ее участники, а в 1945 году Севастополю было присвоено почетное звание "Город-герой" .

Чрезвычайно значима роль Черноморского флота и при проведении Новороссийской оборонительной операции в период с 19 августа по 26 сентября 1942 года. Основной удар рвущихся к городу немецких частей приняли на себя бригады морской пехоты, оборонявшиеся до последнего. И только отсутствие боеприпасов заставило их оставить обороняемые рубежи.


Погрузка 76-мм пушки ЗиС-22 на лидер эсминцев "Ташкент" в Новороссийске для отправки в осажденный Севастополь, 1942 год (фото)

Юнга с потопленного лидера "Ташкент" (фото)

Но, овладев Новороссийском, немецко-фашистские войска не смогли воспользоваться результатами своего успеха, так как город и порт хорошо просматривались с рубежей, занятых нашими частями, и находились под воздействием артиллерийского огня, авиации и кораблей.

Не смог противник использовать и порт Новороссийска в качестве своей военно-морской базы, так как восточная часть Цемесской бухты находилась в руках советских частей, которые полностью контролировали и бухту, и подходы к ней.

В результате уже 29 сентября немецко-фашистские войска вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне.

Мужество и героизм моряки Черноморского флота проявили при обороне Туапсе (25 сентября — 20 декабря 1942 года), в Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 года — 2 января 1942 года), Новороссийско-Таманской наступательной операции (9 сентября — 9 октября 1943 года), Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 года) и, наконец, в Крымской наступательной операции, ставшей заключительным этапом боевых действий флота на Черном море (8 апреля — 12 мая 1944 года).

Черные бушлаты. Феодосийский десант глазами художника В.А.Печатина

Советский солдат срывает нацистскую свастику с ворот металлургического завода им. Войкова в освобождённой Керчи. Окончательно город был освобождён от захватчиков 11 апреля 1944 года. Завод им.Войкова был ареной ожесточённых боёв в ходе крушения Крымского фронта и сдачи Керчи в мае 1942 года. Здесь оборонялись сводные отряды 44-й армии, прикрывавшие переправу отступавших советских войск через Керченский пролив. Активная фаза обороны длилась с 18 мая до 05 августа 1942 года, после этого остатки защитников спустились в подземные коммуникациии завода и оттуда продолжили борьбу с оккупантами. Последняя перестрелка на заводе им.Войкова датируется декабрём 1942 года. (фото)


Мемориал Освободителям Севастополя (фото)

После освобождения Крыма Черноморский флот продолжил участие в войне. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советско-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены.

Неоценимую роль сыграл Черноморский флот в содействии сухопутным войскам. Его корабли, главным образом торпедные катера и подводные лодки, наносили удары по кораблям и транспортам противника в портах и на коммуникациях. Только с 3 по 13 мая при эвакуации из Крыма морем погибло 42 тыс. солдат и офицеров противника. Торпедные катера Черноморского флота за время операции совершили 268 выходов в море для поиска и атак конвоев противника, а подводные лодки — 20 выходов для действий на морских сообщениях. В результате было потоплено 19 кораблей (36 повреждено) и 62 транспорта и судна (24 повреждено) противника. Кроме того, успешные действия Черноморского флота сорвали снабжение 17-й немецкой армии.

Во всех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны на черноморском направлении моряки флота продемонстрировали образцы стойкости, мужества и высокой морской выучки.

Всего же за годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание, 59 награждены орденами, 44 частям и соединениям присвоены почетные наименования. Около 55 тыс. черноморцев награждены орденами и медалями, 228 - присвоено звание Героя Советского Союза. 7 мая 1965 года Черноморский флот награжден орденом Красного Знамени.

Развитие Черноморского флота после Великой Отечественной войны можно разделить на два этапа. В ходе первого — строительство флота шло по пути совершенствования обычных видов оружия, а также внедрения достижений начавшейся научно-технической революции. До начала 60-х годов флот продолжал оставаться в оперативно-стратегическом плане оборонительным фактором, он по-прежнему был флотом прибрежного действия. С ликвидацией ядерной монополии США, внедрением ракетного оружия, а также освоением реактивной авиационной техники начинается новый этап послевоенной истории — флот выходит в океан. Силы Черноморского флота на постоянной основе стали присутствовать в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях. Дальние походы — а их ежегодно совершали до ста Черноморских боевых кораблей и судов вспомогательного флота и специального назначения — явились школой боевой выучки и самым эффективным методом морально-психологической закалки моряков. Флот стал мощным инструментом и средством решения внешнеполитических задач государства, надежно отстаивающим его интересы на просторах Мирового океана.

К началу 90-х годов Черноморский флот стал крупным оперативно-стратегическим объединением, имеющим в своем составе разнородные силы, способные эффективно противодействовать на Южноевропейском театре военных действий практически любому потенциальному агрессору.

С распадом Советского Союза роль Черноморского флота не изменилась, хотя изменились условия его базирования и качественный состав.

Со второй половины 1991 года Черноморский флот вступил в новый этап развития, к сожалению, не во всем оптимистичный и получивший название "процесс разрешения судьбы Черноморского флота". Несмотря на то, что реорганизация и раздел Черноморского флота в своей основе негативно отразились на состоянии его сил, тем не менее, можно однозначно констатировать: Черноморский флот спосо-бен решать задачи, определенные ему на основе принципов военной доктрины России, приоритетных направлений государственной политики, а также экономических возможностей страны.

Главное, чего добились моряки, — Черноморский флот для России сохранен.

12 июня 1997 года на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг. В течение последних лет корабли Черноморского флота проводят учения, совершают длительные походы в Средиземное море и Индийский океан. Корабли Черноморского флота осуществили визиты в порты Турции, Болгарии, Румынии, Сирии, Италии, Франции, Греции, Мальты, Сербии и Черногории, Египта, Индии, Ливана.

Парад кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе 12 мая 2013 Василий Батанов / РИА Новости

Основные силы Черноморского флота дислоцируются в городе Русской славы Севастополе. Основанный в 1783 году как военно-морская крепость на южных берегах Российской империи указом Екатерины II, Севастополь яркой двухвековой историей, двумя героическими оборонами с честью оправдал свое гордое имя, став символом стойкости и мужества, воинской доблести и беспримерного героизма.

ВИДЕО: Парад в честь 230-летия Черноморского флота

Моряки во время празднования 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе 12 мая 2013 Василий Батанов / РИА Новости


Моряки Черноморского флота во время парада кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе. Василий Батанов / РИА Новости


Парад кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота. Василий Батанов / РИА Новости

Участники театрализованной постановки во время празднования 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе. Василий Батанов / РИА Новости

Черноморский флот (ЧФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России на Черном море.

Главная база - г.Севастополь

Во второй половине ХVIII века Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг., по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, Россия получила часть земель между Днепром и Бугом, Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.

В 1773 г. на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (Новороссийск). После окончания войны на Дону продолжалось строительство боевых кораблей. Строились, главным образом, парусно-гребные суда, 32-х пушечные фрегаты и казачьи лодки. В 1775 г. Россия стала определять место, где можно было строить глубокосидящие морские суда и выводить их прямо в Черное море. В 1778 г. по указанию Новороссийского генерал-губернатора князя Г.А.Потемкина был основан г.Херсон “и к построению при нем порта” был назначен генерал И.А.Ганнибал.

Несмотря на подписание мирного договора, между Россией и Турцией развернулась сложная дипломатическая борьба за Крым. Результатом этой борьбы явилось присоединение Крыма к России. Рескриптом Екатерины П от 8 апреля 1783 г. “полуостров Крымский, Тамань и вся Кубанская сторона” были включены в состав России. Крымский хан отказался от престола. Присоединение Крыма к России имело прогрессивное значение: с ликвидацией крымского ханства навсегда была устранена угроза разорительных набегов с юга на русские земли, Турция лишилась основной базы своей агрессии в северном Причерноморье. Для защиты отвоеванных у Турции исконно русских земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.

Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А.Клокачева. 7 мая в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. В честь его основания в том же году была отлита медаль “Слава России”.

Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 3 июня 1783 г. в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. был назван Севастополем (“Достойный город”).

В 1785 г. был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, 5 боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов. Флот быстро рос. Уже к маю 1787 г. он насчитывал в своем составе 46 вымпелов: 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов.

Однако Турция не могла смириться с потерей Крыма и появлением на Черном море Российского флота. Это привело к новой войне, в которой Россия выступила в союзе с Австрией. Турцию же поддерживали и помогали ей Англия, Франция и Пруссия. В августе 1787 г. Стамбул предъявил России ультиматум с требованием возвратить Крым, признать Грузию вассальным владением султана и согласиться на установление турецкого контроля над русскими судами при проходе их через проливы. Россия ответила отказом. Это и послужило поводом к новой войне.

Из опыта этой войны в историю вошли такие бои и сражения на море: у острова Фидониси (3.7.1788 г.), у Керченского пролива (8.7.1790 г.), у Тендры (28.8.1790 г.) и у мыса Калиакра (31.7.1791 г.). Победы Ф.Ф.Ушакова сорвали все планы Турции атаковать Крым с моря. Они способствовали, наряду с успехами русской армии, ускорению переговоров и заключению Ясского мирного договора, согласно которому Турция навечно передавала России Крым, Очаков, Кинбурн и Азов.

В связи с дальнейшим развитием Черноморского флота, возникла необходимость в строительстве более удобной и безопасной верфи. Такая корабельная верфь была заложена в устье Ингула в июне 1788 г. Через год, 27 августа 1789 г., новый город был назван Николаевом, который стал центром судостроения на юге страны. Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 г. главным портом Черноморского флота, в нем так же началось кораблестроение.

В 1826 году в Севастополе был построен 18-ти пушечный бриг “Меркурий”, экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта А.И.Казарского 14 мая 1829 г. одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. “Меркурий” первым из кораблей Черноморского флота награжден кормовым Георгиевским флагом.

В середине XIX века усилиями выдающихся адмиралов А.С.Грейга, М.П.Лазарева, П.С.Нахимова и В.А.Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

Главным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854-1855 гг. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова.

К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 “поповки” (артиллерийские плавучие батареи), 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.

В начале 1918 года революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков, они были затоплены. Более 130 кораблей покинули Севастополь и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие. Шансы на восстановление флота появились только после окончательного освобождения Севастополя 15 ноября 1920 г. Свое первое значительное плавание по Черному морю, в котором приняли участие свыше 20 кораблей, возрожденный флот совершил осенью 1923 г.

В 1928 г. восстановление флота было в основном закончено и началась его техническая реконструкция. За 1929 -1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО ЧФ.

К началу Великой Отечественной войны в состав ЧФ входили линейный корабль "Парижская коммуна" (позднее он был переименован в "Севастополь"), крейсеры "Красный Крым", "Ворошилов", "Молотов", 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, 10 катеров-охотников, вспомогательные суда; ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии. Перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт сухопутных войск огнем артиллерии и ударами с воздуха. Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 человек стали Героями Советского Союза, 54766 - награждены орденами и медалями.

В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация ЧФ выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана.

После распада СССР, пройдя сложный и болезненный период сокращения зоны базирования, раздела между Россией и Украиной, реформирования, флот выстоял, сохранил свою боеспособность и по-прежнему является надежным форпостом, защищающим интересы братских народов России и Украины на Черном море.

12 июня 1997 г. на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг...