Что изучает внутренний мир человека. Главным предметом изучения является человек

Психология (греч. Psyche – душа и logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Психология как наука изучает факты, закономерности, механизм психики.

Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.

Предметом психологии является психика, или душа. Она образует внутренний или душевный мир человека, который легко обнаруживается с помощью своеобразного внутреннего зрения. Душа является нам в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, решений, фантазий и тому подобное. Все эти явления называются психическими, или субъективными. Протекая в определенной последовательности и причудливым образом сочетаясь друг с другом, они образуют богатую и неповторимую картину душевной жизни, которая для каждого человека столь же реальна, как и окружающие его предметы.

Однако то, что непосредственно открывается нашему внутреннему созерцанию, образует только сравнительно небольшую осознаваемую часть души. Наиболее характерным для нее является то, что человек знает о ее существовании и в той или иной мере отделяет от окружающего мира как нечто самостоятельное.

В отличие от других явлений окружающего мира душа не обладает никакими известными физико–химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т. Поэтому она не досягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. До сих пор неизвестно ее местонахождение. Попытки найти ее в теле человека не увенчались успехом.

Большую загадку представляет проблема взаимоотношений души и тела. В психологии достаточно хорошо известно, что душа воздействует на тело и проявляет себя через движения, действия и поступки человека, то есть через предметную деятельность и общение. Однако непонятным остается сам механизм такого воздействия.

В содержательном плане душа представляет собой своеобразную модель мира, воссоздающую в субъективной форме его объективные свойства и закономерности. Примером такой модели является любой субъективный образ предмета. В нем зафиксированы его соответствующие свойства: твердость, химический состав, форма, вес, температура и др. В образе эти свойства предмета обретают какую-то иную форму существования.

Свойства и функции психики

Выделяют следующие свойства и функции психики.

    Душа – это особая реальность, существенным образом отличающаяся от предметов и явлений окружающего мира и не соответствующая известным законам естествознания.

    Душа – это наиболее важная часть человека, в которой заключена его сущность. Человек никогда не сомневается в ее существовании, поскольку она дана ему непосредственно, но вместе с тем, она не доступна для внешнего наблюдения.

    Душа определяет сущность социального бытия, в основе которого лежат такие психические функции, как побуждение, целеполагание, ориентировка в окружающей действительности и в других людях, планирование, принятие решения, регуляция поведения, контроль, оценка, смыслообразование.

    Душа тесно взаимосвязана с телом человека и особенно с такими его органами, как головной мозг и органы чувств. Можно сказать, что это единая система, в которой постоянно осуществляются переходы и трансформации от телесного к душевному и наоборот.

    Душа – это постоянно изменяющая и развивающаяся реальность.

    Душа каждого человека совершенно уникальна и неповторима.

Психология как наука, изучающая внутренний мир человека Психика – внутренний мир живого существа, человека. Психология – наука о душе, внутреннем мире человека.

Метод самонаблюдения Идеал – высшее совершенство, цель человеческого стремления. Интроспекция (самонаблюдение) – один из способов изучения психических явлений. Тест – испытание, задача или проба.

Метод самонаблюдения Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в. Дж. Локк Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно представляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Психологическая структура моего «Я» Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция) Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы) Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях)

Психологическая структура моего «Я» Структура личности по Зигмунду Фрейду Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека) конфликт Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды) конфликт Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных) З. Фрейд

Причины разнообразия представлений человека о самом себе Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека. Тип темперамента Свойства темперамента Холерик Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Отличается высокой активностью, инициативностью, повышенной возбудимостью, резкой сменой настроений, вспыльчивостью, иногда – агрессивностью. Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, легко сходится с людьми, привыкает к новой обстановке. Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный тип. Высокая работоспособность, выдержка, терпение сочетаются с медлительностью, малой реактивностью и пластичностью. Меланхолик Слабый тип нервной системы, для которого характерны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, робость, замкнутость, склонность к глубоким переживаниям.

Причины разнообразия представлений человека о самом себе «Я знаю всё, но только не себя» ? Франсуа Вийон Л. Н. Толстой «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я» . И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то непеременное «Я» и есть то, что мы называем душой» .

Слайд 2

План работы

  • Психология как наука, изучающая внутренний мир человека.
  • Метод самонаблюдения.
  • Многоликость «Я-образов».
  • Психологическая структура моего «Я».
  • Причины разнообразия представлений человека о самом себе.
  • Слайд 3

    Психология как наука, изучающая внутренний мир человека

    • Психика – внутренний мир живого существа, человека.
    • Психология – наука о душе, внутреннем мире человека.
  • Слайд 4

    Метод самонаблюдения

    • Идеал – высшее совершенство, цель человеческого стремления.
    • Интроспекция (самонаблюдение) – один из способов изучения психических явлений.
    • Тест – испытание, задача или проба.
  • Слайд 5

    • Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме.
    • Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в.
    • Сознание – способность человека думать, чувствовать, желать и знать об этом.
    • Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общест-венно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувствен-ных и умственных образов, непосредственно представ-ляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.
  • Слайд 6

    Многоликость «Я-образов»

    • Интроспекция
    • Кто я?
    • Реальное
    • Настоящее
    • Прошлое
    • Идеальное
    • Представляемое
    • Желаемое
    • Ожидаемое
    • Фантастическое
  • Слайд 7

    Психологическая структура моего «Я»

    • Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами
    • Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция)
    • Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях)
    • Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы)
  • Слайд 8

    • Структура личности по Зигмунду Фрейду
    • Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека)
    • Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных)
    • Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды)
  • Слайд 9

    Причины разнообразия представлений человека о самом себе

    Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека.

  • Слайд 10

    • «Я знаю всё, но только не себя»? Франсуа Вийон
    • «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я». И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то непеременное «Я» и есть то, что мы называем душой». Л.Н.Толстой
  • Посмотреть все слайды

    У названия своя задача - названием автор ставит смысловой акцент. Ведь когда он выбирает для главы имя собственное, то вольно или невольно фокусирует, настраивает внимание читателя на мысль, которую считает центральной. А у этой статьи названия нет, потому что содержание ее многопланово и многотемно.

    Мир и человек в нем - нет сегодня у науки более актуальной, более важной и более трудной проблемы.

    Какую бы область жизни мы ни взяли, везде главное действующее лицо - человек.

    Какую бы отрасль науки ни представили, она так или иначе затрагивает человека. Человек удостоен самого пристального внимания.

    Справедливости ради надо признать, что человечество на протяжении истории всегда размышляло о своем значении и сути. В народной мудрости, увековеченной в сказках, притчах, пословицах, в трудах великих мыслителей древности и высказываниях современных выдающихся деятелей культуры живёт убеждение в непреходящей и безусловной ценности человека, увенчанного уникальным титулом - «венец творения».

    И когда бы ни шла речь о человеке, жила уверенность в необходимости его постижения.

    «Тот не человек, кто себя не знает»,- не сомневаются в народе.

    Об этом же говорит великий поэт Гёте: «Главным предметом изучения человечества является человек».

    О «главном предмете изучения» современная наука знает достаточно много. Она в силах ответить, что же такое человек. Эти знания рождались долго и трудно, задачи проникновения в человеческую сущность, бытие, жизнь решались в муках поисков и сомнений, ошибок и озарений, открытий объективных закономерностей - в ходе бескомпромиссной борьбы за истину.

    На двух основополагающих посылках покоится учение о человеке.

    Вот первая. «Человек есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо...».

    Будучи природным существом, человек - живой организм, как и любой другой, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Он - биологический вид, он - Homo sapiens, один из многочисленных видов, обитающих на Земле. Его особенности, так же как и особенности его соседей по планете, закреплены в наследственности. Видовая принадлежность человека - типологические черты «человека разумного» - запрограммирована природой от века. В генах записан «план», по которому неукоснительно «строится» человек. Это настолько универсальный закон, что оперируют им, не задумываясь о его великой сути, когда у рождённого младенца ищут - и находят! - глаза матери, губы отца, нос деда, фамильный подбородок.

    Истоки родства «человека разумного» всему живому на Земле корнями уходят вглубь веков и связаны с биологической эволюцией, когда благодаря «вписыванию» организма в среду возникло диалектическое единство человека и природы.

    Но человек обладает особенностью, выделяющей его из многообразного мира живого. «...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Таково второе, подчёркивающее суть человека, свойство. Такова вторая основополагающая посылка.

    Это значит, что, будучи биологическим объектом, результатом эволюции жизни на Земле, в то же время человек - существо социальное. Своим появлением он изменил земную обстановку. Он стал не только приспосабливаться к жизни, но и приспосабливать жизнь к себе, стал производить необходимые средства для жизни. Труд создал человека, он же и определил дальнейший ход человеческой истории.

    Комментируя известное положение о роли труда в становлении человека, академик В.Г. Афанасьев заметил: «Человек не потому человек, что он состоит из органов, тканей, клеток, что он дышит лёгкими и кормит молоком своих детей, а потому, что он способен трудиться, мыслить и говорить, способен производить орудия труда, при помощи которых воздействует на окружающий мир, природу, что способен в процессе труда, жизни вступать в общественные отношения с другими людьми».

    Если рассматривать «по отдельности» биологические предпосылки и социальную сущность человека, они представляются нам как две неразрывные подсистемы, два уровня организации единой живой системы.

    Биологическое, природное можно, упрощая, назвать системой «что живёт», а социальное - «как живёт».

    Но ведь и «что живёт» и «как живёт» слились в единое целое, в социальное существо по имени Человек. Природное функционирование его организма социально обусловлено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых человек живёт и которые им же и созданы путём преобразования окружающей среды для удовлетворения своих развивающихся материальных и духовных потребностей.

    Возьмём хотя бы один из важнейших для организма процессов - процесс терморегуляции. Казалось бы, уж тут-то социальное ни при чем, поскольку этот процесс целиком вроде бы определяется слаженной работой соответствующих физиологических механизмов (изменением интенсивности теплообразования внутри организма и изменением теплоотдачи через кожу). Все это, конечно, так, но разве не с той же целью человек «приручил» огонь, научился строить жилища и придумал одежду «по сезону»? Кстати говоря, изощрённое разнообразие покроя и форм одежды, воцарение всесильной моды - это уже следствие социального развития, основная же, «первородная» функция одежды сохраняется и по сию пору: тёплая меховая или какая иная шапка зимой сначала все- таки шапка, а потом лишь все остальное, определяемое вкусами и социальными претензиями ее владельца, мастерством того, кто ее шил.

    Другой пример того же рода - питание. Оно по природе своей процесс сугубо биологический. Но и его мы никак не можем сейчас оторвать от социального бытия: способа добывания, производства пищи и совершенно иного, чем в остальном животном мире, ее употребления.

    Понятно, что на этих двух примерах невозможно полностью раскрыть проблему соотношения социального и биологического в человеке, да они и мало подходят для этого. И все же ссылка на такого рода примеры оправдана, если иметь в виду тему - человек и его здоровье. Благодаря своей наглядности даже они хорошо показывают, что тут следует говорить не столько о «соотношении», сколько о диалектическом единстве, которое не разъять простым делением.

    О разрешите мне загадку жизни,

    Мучительно старинную загадку…

    Скажите, что такое человек?

    Г. Гейне

    Кто ты, человек?

    Вершина эволюции? Царь природы? Покоритель космоса? Самое Атом во Вселенной? Созидатель или разрушитель? Откуда появился на планете Земля?

    Науки, изучающие человека, много лет ищут ответы на эти и другие вопросы, с древних времен ломают головы над ними исследователи и мыслители.

    В различных культурах, религиях, философских учениях существует огромное разнообразие взглядов на и взаимодействие его с физическим и ментальным миром. Эту совокупность можно рассматривать как первичное становление наук о человеке.

    Почему не одна наука?

    Есть наука о человеке антропология, но она не может представить весь спектр знаний, охватывая лишь биологический, эволюционный и в отдельности философский аспекты.

    Что представляет собой человекознание?

    По классификации В. Г. Борзенкова, можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека.

    Их можно сгруппировать в несколько блоков:

    • науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.);
    • науки о человечестве (демография, социология, этнография,политология, экономика и др.);
    • наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.);
    • науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.);
    • науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, эвристика и др.).

    Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определенных устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.

    Человек как объект изучения

    Каждая наука о человеке ищет закономерности в многообразии его природы и уникальности индивидуальных проявлений.

    Познание человеком самого себя как вида Homo sapiens, как субъекта социальных отношений, как носителя интеллектуальных и эмоциональных способностей, как неповторимой индивидуальности - сложная задача.

    У нее никогда не будет единого решения, несмотря на множество знаний, полученных с момента, когда началось становление наук о человеке. Тем интереснее процесс изучения.

    Европейский подход

    Общественная мысль в XX веке сделала самым своим влиятельным направлением философскую антропологию.

    В этом учении человек является центральной осью, вокруг которой происходят все процессы бытия в мире. «Человек есть мера всех вещей» - этот античный принцип философии Протагора дает начало теории антопоцентризма.

    Христианская идеология, одна из основ европейской культуры, тоже утверждает человеко-центристскую идею земной жизни. Согласно ей считается, что Всевышний, прежде чем сотворить человека, подготовил на Земле условия для его существования.

    А как на Востоке?

    Восточные школы философии, наоборот, никогда не ставят человека в центр мироздания, считая его частью, элементом природы, одним из ее уровней.

    Человек, согласно этим учениям, не должен противостоять совершенству природы, а лишь следовать ей, прислушиваясь, встраиваясь в ее ритмы. Это позволяет сохранить душевную и физическую гармонию.

    Известно всё?

    Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой пугают отсутствием этических рамок.

    Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения - такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь больным!

    Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же еще не сделала наука в жизни человека?

    Геном человека

    Ученые-генетики из многих стран несколько лет трудились сообща и почти полностью расшифровали Эта кропотливая работа продолжается, возникают новые задачи, которые предстоит решать нынешним и будущим исследователям.

    Колоссальный труд нужен не просто как «чистое» знание, на его основе делаются и будут сделаны новые шаги в медицине, иммунологии, геронтологии.

    Сила мысли

    Какие науки изучают человека и его способности?

    Исследования деятельности мозга показывают, что человек очень мало использует его возможности. Достижения современной нейрофизиологии, психологии, педагогики помогают развить многие скрытые способности.

    Методики развития мыслительной деятельности все больше внедряются в повседневную жизнь. То, что казалось чудом, мистификацией (например, способность к быстрому теперь легко осваивают дошкольники на специальных занятиях.

    Другие методики, разработанные в научных лабораториях, могут дать человеку сверхвозможности для выживания в экстремальных условиях, например в космическом полете или боевых действиях.

    Хватит быть покорителем природы!

    Конец прошлого тысячелетия ознаменовался невиданным ростом технического прогресса. Казалось, что человеку подвластно всё: двигать горы, поворачивать вспять реки, безжалостно опустошать недра и уничтожать леса, загрязнять моря и океаны.

    Глобальные катаклизмы последних десятилетий показывают, что природа не прощает такого отношения. Для того чтобы сохраниться как виду, человечеству нужно заботиться не только об отдельных жилищах, но и о нашем общем доме - планете Земля.

    Одной из важнейших наук становится экология, показывающая, как, разрушая природу, человек вредит самому себе. Зато выполнение рекомендаций, разработанных учеными, позволяет сохранять и восстанавливать окружающую среду.

    Человек и общество

    Войны, перенаселенность городов, голод, эпидемии, стихийные бедствия подвергают страданиям огромные массы людей.

    Общественные науки и институты, занимающиеся вопросами демографии, политологии, религиоведения, философии, экономики, явно не справляются с информацией и не могут сделать свои рекомендации убедительными для политиков, руководителей государств, властей различных уровней.

    Мир, покой, благоденствие остаются для большинства людей несбыточной мечтой.

    Но в век развития Интернета многие знания становятся гораздо ближе и позволяют имеющим доступ к ресурсу применить их в своей жизни, найти единомышленников, помочь себе и своим близким выжить в сложное время и сохранить в себе Человека.

    Обращение к своей истории, к корням, к знаниям, накопленным предыдущими поколениями, возвращение к истокам морали и этики, к природе дает шанс для жизни следующих поколений.

    Открытый вопрос

    Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.

    И сотен дисциплин мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке - практически неисчерпаемый источник загадок.

    Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

    Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?