Что почитать из современных романов. «Ребекка», Дафна Дюморье. «Опасные связи», Шодерло де Лакло

Пробуждение в Лас-Вегасе никогда не планировалось таким. У Эвелин Томас были большие планы на то, как отпраздновать свой двадцать первый день рождения в Лас-Вегасе. Грандиозные. Но она, черт возьми, уверена, что не планировала проснуться на полу ванной комнаты с похмельем, конкурирующим с провалами в памяти, с очень привлекательным полуобнаженным татуированным мужчиной, и с бриллиантом на пальце, способным напугать Кинг-Конга. Если бы сейчас она могла вспомнить, как же так получилось. С уверенностью можно сказать одно, быть замужем за одним из самых сексуальных рок-звезд на планете - сумасбродное приключение.

Невозмутимый, порой суровый мужчина и хрупкая девушка с открытым сердцем. Они встретились. И разошлись по своим дорогам. Разные, но притягивающие друг друга. Одинаковые, но между ними пропасть. Смогут ли они быть вместе, преодолеть невзгоды и бездну непонимания. Как быть, если обретя любовь, невозможно быть с ней рядом, чтобы не огорчить родных? Что выбрать? Спокойствие в семье или личное счастье со своей половинкой? Две пары, две жизни, две судьбы. ЧЕРНОВИК.

Когда Стаси Хейс, юной студентке факультета искусствоведения, выпадает один единственный шанс, провести ночь в жарких объятиях опасного и красивого незнакомца, все идет наперекосяк. То что должно было стать мимолетной страстной вспышкой, превращается в настоящую занозу в заднице, по имени Марк Тейлор, который буквально в считанные минуты, рушит и без того хрупкий мир девушки.

Сексуальный австралийский миллиардер Грант Девлин постепенно разрушает мою жизнь. Он прославился своими упражнениями без рубашки, занимаясь сексом в своем кабинете во время ланча, он даже зевает сексуально. Если бы я так не нуждалась в этой работе, я бы взяла его черную American Express Card и сообщила бы ему, что я ее похитила насовсем. Он даже не знает о моем существовании, а зачем ему знать? В пятницу вечером он улетает в Париж с супер моделями, я же провожу вечер с Netflix, смотря телевизор, и куском «Pepperidge Farm» замороженного торта, ожидая его звонка. Потому что каждый раз, когда он разбивает свою яхту, или один просаживает $500 тысяч в рулетку в Монте-Карло, вызываюсь я, пиар девушка, которая должна разгрести весь этот беспорядок.

Но в этот раз, он собирается совершить намного больше, чем просто сделать щедрые благотворительные пожертвования. В этот раз должна присутствовать и участвовать полностью вся компания, потому что он хочет показать инвесторам, что он утихомирился, и Шаг № 1 в этом направлении, естественно, встречатся с хорошей, постоянной девушкой, пока люди не забудут, что произошло с кисками Playboy за кулисами на церемонии вручения Оскар.

Мой план идеален, за исключением одного момента: он берет меня с собой.

Книга содержит реальные сексуальные сцены, предназначена для 18+

У Кэйтлин Варкер нет никаких проблем, когда она девушка-невидимка, поэтому она скрывается в кабинетах и комнатушках по всей территории кампуса колледжа. Не смотря на все ее усилия, она не может избежать внимания Мартина Сандеки – плохого парня, задиру-хулигана, самого горячего, богатого и недоступного студента во Вселенной, который к тому же оказывается партнером Кэйтлин по химическим лабораторным.

Кэйтлин вероятно, единственная девушка, которая не заинтересована в завоевании великолепного тела гребца, точеных черт лица и миллиардного состояния его семьи. Кэйтлин хочет Мартина за его ум, особенно для того, чтобы составить таблицы данных микроэлементов в поверхностной воде.

Когда Кэйтлин спасает Мартина от гнусного заговора, Мартин использует возможность, чтобы вытолкнуть Кэйтлин из ее зоны комфорта: весенние каникулы, одна неделя, домашние вечеринки, купальные костюмы и лосьон для загара. Сможет ли она преодолеть свое отвращение к тому, чтобы быть замеченной? Сможет ли он перешагнуть через свой эгоцентричный характер? Или, не смотря на очевидную химию между ними, станет ли Мартин тем, кто заведет Кэйтлин в научный кабинет мрака из лучших побуждений?

Катя Лютова - это вам не хухры-мухры! Она девушка современная и не верит в любовь с прочей лабудой... Фархад Янгибаев - парень, котрый весело живет, не особо волнуясь о своем "завтра"... Если они встретятся и попросят друг друга об услуге, то во что это выльется? (Посвещается моей подруге, с царским именем Екатерина... Ты, самый важный для меня читатель, подружка!)
Книга - ЧРНОВИК!!!
Страничка автора на СИ http://samlib.ru/c/chujkowa_i_n/

Когда Хантер Заккарелли появляется перед ее дверью, заявляя что он их новый сосед по комнате и именно ей придется жить с ним, потому что другая спальня уже занята ее подругами, Тейлор Колдвелл не испытывает огромной радости по этому поводу. Они заключили пари. Возненавидеть его, влюбиться в него или заняться с ним сексом. Если она сделает или докажет любое из вышеперечисленного, он тут же уйдет навсегда.

Хорошие книги про любовь выполняют непростую функцию. Они снимают напряжение после тяжёлого трудового дня, дают место фантазии, поднимают настроение и помогают читателям уйти от реальности, погрузившись в мир идеальных отношений.

Прекрасно, что читательницы понимают расхождения между реальностью и тем, что написано в современных романах . Это исключительно развлекательная литература, направленная на приятное времяпрепровождение. Не стоит искать «принца на белом коне», присмотритесь к мужчинам, которые рядом с нами.

Отличительные черты книг в жанре современные любовные романы

Женщины любят немного помечтать, поэтому большинство современных писателей подстраивается под их желание и пишут о том, что пользуется спросом. Мужчины в таких произведениях делятся в основном на две категории. Первый типаж — это мачо.

Главный герой мачо обычно старше 30 лет, не всегда блещет красотой, но всегда умный харизматичный. Он решает любые проблемы своей возлюбленной с завидным хладнокровием. В его жизни была какая-либо трагедия, поэтому он не спешит завязывать отношения.

Второй типаж современных любовных романов — это юноша богемного вида . Он очень красивый, высокий, спортивного телосложения и суперсексуальный. Внешне легкомысленный, но внутри твёрдая скала. Он уже обжёгся в отношениях с женщинами, поэтому разочаровался в них и уже не ждёт новую любовь, которая на него грянет словно гром среди ясного неба.

Героини современных любовных романов также можно выделить в два вида. Первый вариант — это бизнес-леди, погружённая в работу и современная золушка, пробившаяся своими силами на гребень успешной жизни . В любом случае они привыкли добиваться своих целей.

Почему многим нравится читать современные любовные романы?

На это есть несколько причин Назовём лишь некоторые из них.

С помощью таких произведений молоденькие женщины знакомятся с неведомым им миром любовных отношений. Они больше узнают о проблемах взаимоотношений между полами и учатся выражать чувства. Для некоторых девушек книги про любовь становятся в некотором роде даже наглядным пособием в любовных таинствах.

Замужние дамы , читая современные любовные романы, вновь испытываю адреналин, сопереживая главным персонажам. К тому же книги про сильную любовь отвлекают от повседневных забот. Главное, в этом случае, не сравнивать себя с литературными героями.

Одинокие женщины , читая книги про любовь, также испытывают сильные эмоции, отождествляя себя с главной героиней. В её жизни отсутствуют романтические отношения, поэтому такие читательницы компенсируют нехватку внимания к своей особе.

Какие книги этого жанра можно прочитать на нашем сайте?

В электронной онлайн библиотеке сайта all-library огромный выбор литературы про любовь, которую вы можете читать онлайн бесплатно. Особой популярностью пользуются современные любовные романы. Например:

Виктория Свободина ;
Анна Невская ;
Анна Дарк ;
Оксана Сергеева ;
Пенелопа Дуглас и многое другое.

Итак, если вы не будете воспринимать серьёзно современные любовные романы, а будете относиться к ним, как к ещё одному способу хорошо провести время, то эти книги прекрасно вам такую возможность как нельзя лучше! Восхитительные мечты, героические похождения, нереальные события вас ждут в современных книгах про любовь!

Одна из самых сентиментальных книг XXI века. Дебютный роман Сесилии Ахерн можно использовать в качестве шоковой терапии, когда кажется, что хуже уже некуда. Первые слезы начинают напрашиваться уже после десяти страниц прочтения, к концу книги строки практически не читаются. Если и этого мало, то можно посмотреть одноименный фильм с участием Хилари Суонк и Джерарда Батлера.

"Сумерки", Стефани Майер

Книга о любви, которая стала культовой для молодежи не только англоязычных стран, но и Франции, Испании, Скандинавии, Японии и Китая. Литературный дебют, который критики сравнивают с "Интервью с вампиром" Энн Райе и "Теми, кто охотится в ночи" Барбары Хэмбли. Влюбиться в вампира... Это страшно? Это романтично. Это прекрасно и мучительно. Но это не может кончиться добром - особенно в вечном противостоянии вампирских кланов, где малейшее отличие от окружающих, уже превращает вас во врага.

"Делириум", Оливер Лорен

Роман Оливер Лорен «Делириум» стал настоящей литературной сенсацией и уже куплены права на его экранизацию. В сюжете повествуется о недалеком будущем, в котором любовь признана опасным вирусом, от которого должен быть привит каждый человек. Тем, кто любит, грозит наказание. Но главная героиня Лина изменила свое отношение к окружающему миру и отказалась от вакцинации.

"Пятьдесят оттенков серого", Эрика Джеймс

Этот роман был написан британской писательницей в 2011 году. Роман повествует об истории отношений между богатым предпринимателем Кристианом Греем и выпускницей университета Анастейшей Стил. В книге содержатся откровенные сцены сексуального характера. После выхода в свет она обогнала по скорости продаж "Гарри Поттера" и "Сумерки". Книга стала первой частью трилогии, в которую также входят "На пятьдесят оттенков темнее" и "Пятьдесят оттенков свободы".

"История любви", Эрик Сигал

Популярный сюжет невероятно предсказуем, но все равно каждый раз во время чтения или просмотра фильма одолевает буря чувств. Он – богатый и успешный студент Гарварда, она – обычная девушка, они встречаются, влюбляются друг в друга наперекор всем, и никто не в силах разлучить их кроме тяжелой болезни. В конце истории любви он вновь остается один. Как только не переворачивали этот сценарий, но он всегда работает безотказно.

"Не верю. Не надеюсь. Люблю", Сесилия Ахерн

Почти пятьдесят лет жизни главных героев уместились в эту книгу, состоящую из нескольких сотен писем. Второй роман молодой ирландской писательницы Сесилии Ахерн - это история о том, сколько времени иногда требуется, чтобы найти свою настоящую любовь.

"Обсидиан", Дженнифер Арментраут

Этот роман входит в список самых лучших романов 2013 года. Книга написана в любовно-фантастическом ключе и, несомненно, придется по нраву любителям этого жанра. Любовь землянки Кэти и инопланетянина Деймона возникает с первого же взгляда. Но все оказывается намного сложнее и семье Деймона грозит опасность, исходящая из космоса. От этого безжалостного врага сложно найти спасение, но молодые люди не отчаиваются и вступают с ними в борьбу.

"Дневник памяти", Николас Спаркс

Эту книгу позиционируют не как любовный роман, а как роман о любви. О любви обычного мужчины и обычной женщины. Эта книга стала абсолютным бестселлером, она трогает душу читателей самого разного возраста. Фильм, снятый по этому роману, имел огромный успех во всем мире.

"Я вернусь", Эльчин Сафарли

«Я вернусь...» - правдивая история любви русской женшины и восточного мужчины. Вопреки разнице менталитетов и натиску обстоятельств, они преодолевают отчаяние на пути друг к другу. Это роман, воссоздающий дух времени. Роман, в котором Сафарли сквозь призму одной истории показывает путь целого поколения русских девушек, уехавших за счастьем на Восток.

"Любовь живет три года", Фредерик Бегбедер

Любовь живет три года – это закон природы. Так считает Марк Марронье, знакомый читателям по романам Бегбедера «99 франков» и «Каникулы в коме». Но причина его развода с женой никак не связана с законами природы, просто новая любовь захватывает его целиком, не оставляя места ничему другому. Однако Марк верит в свою теорию и поэтому с затаенным страхом ждет приближения роковой даты.

"Жена путешественника во времени", Одри Ниффенегер

Они познакомились, когда ей было шесть, а ему тридцать шесть. Они поженились, когда ей было двадцать три, а ему тридцать один. Потому что Генри страдает редким генетическим заболеванием – синдромом перемещения во времени; его исчезновения из жизни Клэр непредсказуемы, появления – комичны, травматичны и трагичны одновременно. Это невероятная история невероятной любви, поразительный бестселлер, права на экранизацию которого были куплены Брэдом Питтом и Дженнифер Энистон еще до публикации самой книги; постановщиком фильма выступил Гас ван Сент.

"11 минут", Пауло Коэльо

Необычная книга о любви и страсти. История главной героини нестандартна и банальна. Красивая бразильянка Мария, стремясь обрести независимость от родителей, преодолеть окружающие ее обыденность и безденежье, уезжает в Амстердам, где… становится проституткой. Эта история закончилась бы печально, если бы она не встретила необычного клиента – художника, пресыщенного светской жизнью, обманом, роскошью. Но до того момента, когда пара смогла, наконец, воссоединиться, им предстояло многое пережить, осмыслить, понять.

"Несколько торопливых слов о любви", Дина Рубина

Тема книги - любовь. Ее внезапное явление герои встречают по-разному: как необходимость, как факт, как мираж. И неизбежно расплачиваются за "торопливые слова любви". То, что Рубина выбирает жанр новеллы там, где можно написать роман, как раз и отражает эту современную торопливость любви. В каждой новелле Рубиной такая концентрация человеческих чувств, что хочется плакать. Недаром кто-то назвал этот сборник «лучшей книгой для разбитого сердца...»

"Шоколад на крутом кипятке", Лаура Эскивель

Он любит ее, она любит его, но по каким-то сложным причинам они много-много лет не могут быть вместе. Зато потом воссоединяются с такой силой страсти, что умирают в объятиях друг друга. Приправлено все это, на радость читателю, острым юмором. И, на радость кулинарам, бесконечными рецептами блюд, которые готовятся главной героиней, прирожденной кухаркой, пылкой и верной единственной любви - Титой. Любовь с перчиком – мексиканская экзотика!

"Если бы ты знал..", Эльчин Сафарли

Роман «Если бы ты знал…» - это история о чувствах, сомнениях, ожиданиях, страхах, которые чаще всего помогают начать все заново. История, которую можно поведать только белоснежным листам дневника. Я спросила перед тем как уйти: «Скажи, а ты любишь меня?». Ты долго молчал, а потом: «Мне с тобой хорошо. Этого недостаточно?». В тот момент я поняла, что способна по-женски приукрасить абсолютно всё: свою жизнь, чувства любимого человека, окружающий мир. С кистью в руках, женщины – прирождённые художники, а мужчины для нас просто чистый лист бумаги – рисуем, раскрашиваем, что-то замазываем. В результате выясняется, что рисуем не с натуры, а на поводу у фантазий.

"Просто вместе", Анна Гавальда

Роман «Просто вместе» - это мудрая и светлая книга о любви и одиночестве, о жизни и счастье. Она легла в основу одноименного фильма Клода Берри с Одри Тоту в главной роли.

"Беглянка", Элис Манро

Беглянка - это сборник удивительных историй о любви и предательстве, о неожиданных поворотах судьбы и сложном спектре личных отношений. Здесь нет банальных сюжетов и привычных схем. Из-под пера Элис Манро выходят настолько живые персонажи - женщины всех возрастов и положений, их друзья, возлюбленные, родители, дети, - что они вполне могли бы оказаться нашими соседями. Элис Манро называют лучшим в мире автором коротких рассказов, но к нашим читателям ее книги приходят только теперь, после того, как писательница получила Нобелевскую премию по литературе.

Комодницы, а какие из перечисленных любовных романов вы читали и какое впечатление они произвели на вас?


Несмотря на уровень развития кинематографа в современном мире, книги по-прежнему остаются востребованными. Среди популярных жанров большой известностью пользуется любовный роман.

В центре событий, как правило, находятся отношения двух возлюбленных. Бывает, что роман дополнен поджанрами: фантастическими, эротическими или остросюжетными. Сюжет практически всегда заканчивается положительно. Однако в последнее время, популярны романы с «плохим концом».

В основном книги о любви пишут женщины. Однако не стоит обходить вниманием и писателей-мужчин. Повествования получаются красивыми и увлекательными, наделенными особым смыслом. Если говорить о популярности, то в настоящее время отечественные авторы ничем не уступают зарубежным. Они часто входят в ТОПы лучших произведений.

Изучив множество вариантов книг и отзывов о них, мы разработали рейтинг, в который поместили только лучшие современные романы. Их список представлен ниже.

ТОП – 10 лучших современных книг о любви

10 Девушка онлайн

Актуальный сюжет

Не так давно в Великобритании вышел роман, который по популярности превзошел все ожидания автора. Роман полюбился большинству читателей. Сюжет повествует о 15-ти летней девушке, жизнь которой полностью находится в интернете. У нее свой блог, здесь она может чувствовать себя самой собой, спрашивать и давать советы. Эта книга получила большую признательность за свою актуальность.

Тема до боли известная современной молодежи. Несостоявшаяся любовь, плохие отношения с окружающими, отсутствие взаимопонимания с родителями заставляют подростка с головой окунуться в сетевую паутину. Жизнь меняется, когда Пенни Портер встречает Ноя – загадочного парня, единственного, кто в силах изменить сложившуюся ситуацию. Роман читается легко, в нем нет замысловатых суждений и философских раздумий. Напоминает красивую сказку «под Рождество».

9 Девушка из Бруклина

Лучший роман с детективной изюминкой

Знаменитый зарубежный роман, пропитанный детективной историей. Отличается небанальным сюжетом, реалистичностью героев, динамикой развития событий, неожиданной развязкой. Те, кто прочитал роман, остались под впечатлением. Трагизм, которым пронизана судьба каждого персонажа, вызывает жалость и сострадание.

Книга написана простым понятным языком. Без лишних запутанных историй. Не перегружен описаниями, мелкими деталями. Все строго и лаконично. Одна история входит в другую. Благодаря этому, сюжет не стоит на месте, а развивается. Главы короткие, дающие читателю определенную информацию для размышления. За счет такого построения повествования, роман удержит внимание «зрителя» и заставляет прочесть его до конца.

8 Назад к тебе

Фантастический роман

Книга представляет собой загадочную историю. Корабль, на котором Шарлотта с мужем путешествуют по Бермудскому треугольнику, терпит крушение. Женщина на 2 года остается жить на необитаемом острове в компании угрюмого незнакомца. Между ними вспыхивают чувства. Спустя несколько лет после возвращения на родину, она обнаруживает послание от Грея, из которого ясно, что он все еще ждет ее на том самом острове.

Книга пропитана сказочностью и легкостью. Читается на одном дыхании. В ней есть место фантазиям и романтике (как раз тому, чего так не хватает современному любителю жанра). Переплетение прошлого с настоящим, душевное терзание и воспоминания. Кажется, что у повествования нет границ, что вот-вот произойдет очередное чудо. «Назад к тебе» у многих читателей вызвал невероятный восторг, поэтому они охотно рекомендуют его к покупке.

7 После

Лучший молодежный роман

Техасская писательница, биография которой ничем не примечательна, сумела завоевать сердца многих поклонников любовного жанра. Написав книгу о превратности любви с такой легкостью, простотой и откровенностью, она стала одной из лучших авторов. Казалось бы, обычный сюжет, в котором примерная девочка и хулиган влюбляются друг в друга. Однако книга полна неожиданных поворотов и переживаний.

Главный герой практически до конца повествования остается загадкой для читателей. Кажется, очередной конфликт исчерпан и можно вздохнуть со спокойной душой, но дерзкий Хардин вновь совершает ошибку. Таким образом автор держит всех в напряжении до финала. Роман рассчитан на молодых людей 18+. Содержит откровенные сцены. В нем нет глубокой чувственности, как в старинных романах. Наоборот, движение, фонтан эмоций и накал страстей. Образно говоря, сплошные качели. Есть место и для рассуждений. Сможет ли Тесса разобраться в себе, а ее парень научиться контролировать свое «Я» ради любви?

6 Прекрасный подонок

Лучший роман для любителей острых ощущений

Действие разворачивается в офисе крупной компании, где Хлои Миллс работает на «папиного сынка» Беннета Райна. Как обычно, их рабочие отношения не складываются, но все меняет один вечер, после которого между героями вспыхивает сильная страсть. Книга о том, как любовь может изменить человека, превратить его из подонка в нежное и чувственное существо.

Роман быстро приобрел известность. Мгновенно попал на страницы New York Times. Через год после издания, он был переведен на 25 языков, в данное время готовится его экранизация. Зарубежные читатели сравнивают книгу с другой не менее популярной («50 оттенков серого»). Повествование содержит много пастельных сцен и открытых выражений. Любителям острых ощущений «Прекрасный подонок» придется по вкусу.

5 Непрожитая жизнь

Невероятный сюжет

Книга – реальное отражение насущных проблем подростков. История о девушке, которая теряет связь с внешним миром из-за издевательств и агрессии в школе и непонимания в семье. Она окунается с головой в виртуальный мир, где встречает Рафаэля Делион. Эта встреча приносит ей чувство влюбленности и спокойствия. Однако, парень не так прост, как кажется на первый взгляд.

У главного героя большие проблемы со здоровьем и с самим собой. Он пытается разгадать тайну смерти своего брата при помощи его ноутбука. Когда становится известно, что ключ к разгадке – имя девушки, сюжет приобретает новую окраску и непредсказуемость. Книга заставляет пережить горе и радость, взлеты и падения. Хорошо описан фон повествования. Шикарно передана атмосфера Парижа. Дане Делон удалось осветить много тем, переплести их между собой, что дало большое преимущество данному роману над похожими.

4 Три метра над небом

Легкий романтичный сюжет для начинающих читателей

Книга, выпущенная в 2004 году, не теряет своей популярности до сих пор. Особенно, после экранизации, она приобрела еще большую известность. Сюжет довольно банальный, знакомый многим девушкам. Она – отличница, он – хулиган. По воле судьбы, их начинает связывать любовь. Героиня только с ним может чувствовать себя раскованно, не стесняясь и не притворяясь «хорошей девочкой».

Не смотря на сильные искренние чувства, Баби и Степу приходится расстаться. По мнению читателей, именно концовка вызывает эмоции, заставляет переживать иронию судьбы. История затрагивает самые глубокие душевные чувства. Эта книга особенно подходит для чутких романтичных натур, способных уловить весь трагизм происходящего. «Три метра над небом» заставляет задуматься над вечным вопросом: «Что значит любить?»

3 Если бы ты знал…

Глубокий психологический смысл

Одним из лучших по мнению читателей является роман «Если бы ты знал…». Автор рассказывает историю одной, неизлечимо больной женщины, переехавшей в маленький городок, чтобы спокойно встретить свою смерть. Но судьба распоряжается иначе. У нее появляется возлюбленный и надежда на счастливый конец. Книга содержит большой психологический смысл. Это не просто любовная история, это размышление над чувствами.

Сюжет не запутанный, наоборот, все предельно ясно и просто. Но то, как автору удалось описать переживания главной героини, вызывает восхищение. Практически каждый человек сталкивается с потерянной любовью, поэтому роман остается актуальным во все времена. Он помогает справиться с болью и обидой, найти силы жить новой жизнью. Повествование вызывает исключительно положительные эмоции. Многих читательниц удивляет тот факт, что книга написана мужчиной (настолько ярко и реалистично ему удалось описать особенности женских чувств).

2 До встречи с тобой

Роман о жестокой реальности судьбы

Одним из лучших, судя по отзывам читателей, стал роман «До встречи с тобой». Роман быстро приобрел популярность, благодаря чему его перевели на 30 языков и экранизировали. Фильм сразу начал занимать верхушки хит-парадов. Незамысловатый сюжет, в котором девушка теряет работу и любимого, а затем приобретает нечто большее, заслуживает самых высоких похвал и оценок читателей.

Повествование очень выразительное и душевное. Финал истории можно узнать, лишь дочитав книгу до конца. Те, кто хоть однажды с ней столкнулся, делятся впечатлениями со слезами на глазах. Роман дает надежду и делает акцент на то, что после черной полосы всегда наступает белая. Это не обычный сентиментальный рассказ, это история двух сложных судеб, способных справиться с жестокой реальностью лишь объединившись.

1 50 оттенков серого

Самый «откровенный» роман

Самым ярким и скандальным романом современности стала трилогия «50 оттенков серого». Книга повествует о любовно-эротических отношениях молодой журналистки и миллиардера, говорить о которых в обществе не принято. Встретившись случайно, их охватила безумная страсть и особое притяжение. Сюжет полон непредсказуемых поворотов и интересных событий.

Вышедший в 2011 году, роман вызвал бурю эмоций как у читателей, так и у критиков. Это, своего рода, инновация в мире литературы, которая переведена свыше чем на 30 языков. Тираж составил 40 млн экземпляров. «50 оттенков серого» не оставил равнодушными всех, кто его прочел. В нем соседствуют жестокость и романтика, борются любовь и похоть. К тому же, книга положила начало новому направлению эротического романа.

В "НГ - ExLibris" в номере от 31.01.2008 под заголовком «От Божественной Бутылки мэтра Франсуа Рабле до скандального «Голубого сала» Владимира Сорокина» опубликован весьма любопытный и небесспорный список «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру».


«Тысячелетие только началось, можно подводить итоги. В том числе и литературные. Год тоже в самом начале, мы предлагаем вашему вниманию список из 100 лучших, на взгляд редакции «НГ-EL», романов всех времен и народов.
В конце-то концов, а чем мы хуже? Англичане/американцы составляют свои списки великих романов, включая туда или скучную современную англоязычную беллетристику, или еще более скучную, но давным-давно забытую англоязычную беллетристику. Добавив «для объективности» несколько русских романов, несколько вещей из мировой литературы. Мы тоже тенденциозны, мы тоже включаем только то, что знаем, то, в чем уверены, – ведь это именно наш выбор. Мы очень хотим быть объективны, но абсолютная объективность в подобных списках невозможна. Хотя у нас, конечно, намного больше англоязычных романов, нежели у англичан – русских. Мы не обидчивы. И если что нравится, так и говорим – нравится.
Разумеется, романы ныне живущих (или недавно умерших) авторов нам ближе, понятнее, поэтому их больше, чем надо бы. Писали бы мы свой список 100 лет назад, наверняка включили бы Арцыбашева, Вельтмана, Чернышевского, Писемского, Крестовского, Лескова и Мережковского (их и сейчас стоило бы включить, да рассказы и повести у них, как и у многих других невключенных, пожалуй, все-таки лучше) и пр. Разумеется, многие не вошли. Те, без которых литература немыслима. Иван Бунин, например. Или Эдгар По. Или Антон Чехов. Или Кнут Гамсун, автор множества великолепных романов. Но лучшая-то его вещь – «Голод» – повесть! Аналогичная история, кстати, и с Юзом Алешковским. Есть у него романы, но «визитные карточки» – «Маскировка» и «Николай Николаевич» – повести, будь они трижды неладны!
Другие, напротив, вошли «по блату». Вот, скажем, «Евгений Онегин» Пушкина – поэма же, но автор назвал свое произведение «роман в стихах». Значит, роман. С другой стороны, и «Мертвые души» Гоголя, и «Москва–Петушки» Ерофеева, по мнению авторов, – поэмы. Да, поэмы. Но если это не романы, то что тогда романы? То, что пишут Сергей Минаев и Оксана Робски? Так что наша позиция – это не противоречие, это диалектика, наш редакционный произвол.
Несмотря на исключительную распространенность жанра романа, его границы до сих пор недостаточно ясно определены. Большинство литературоведов считают, что жанр крупных повествовательных произведений, именуемых романом, возник в западноевропейской литературе XII–XIII веков, когда стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. Вследствие этого на смену героической эпопее и сказанию-легенде, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, пришел жанр романа. Неспроста Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей». Потому не найдете вы в нашем списке ни «Золотого осла» Апулея, ни «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. Исключение сделано лишь для творений Рабле и Сервантеса, которые можно считать романами-эмбрионами, или протороманами.
Повторим: это исключительно наш выбор, субъективный и пристрастный. Мы, как это принято, одних включили зря, других же, напротив, несправедливо игнорировали. Составляйте свой вариант. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Сам список вы можете увидеть в сегодняшнем номере «НГ-EL». С краткими комментариями. Романы мы расположили в хронологическом порядке (или по времени написания, или по дате первой публикации).

«100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру»

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767).
Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться .

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).
Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).
Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967).
Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.