Цифры печатными буквами. Правила каллиграфии

При написании слов любым шрифтом должны соблюдаться определенные стандарты. Это: ВЫСОТА, НАКЛОН, ШИРИНА

Три золотых правила каллиграфии

1) Высота
Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки (4 мм), кроме строчных: «д, з, р, ф», выходящих за пределы строки. Высота заглавных букв в два раза больше (8 мм).
Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе» между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

2) Наклон
Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

3) Ширина
Ширина элементов в букве должна быть одинаковой и равна ширине элемента «Крючок«(хотя существует некоторое количество исключений).
В буквах «Ф», «X», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв - нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» илиполовине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

Критерии правильности написания букв и соединений

1) Контроль наклона и контроль ширины элементов - проведите простым карандашом наклонные вертикальные линии сквозь любую букву.
2) Контроль высоты элементов - приложите к строке линейку, проверьте, какие элементы вышли за пределы строки, а какие не дописаны.
3) Контроль 1/3 строки осуществляется в тех случаях, когда мы пишем отдельные элементы буквы.
4) «Домик для гномика» - поставьте точку для проверки угла наклона при написании элемента «Крючок». Описание содержится ниже.
5) Контроль пропорции по ширине (ширина большинства букв равна ширине буквы «и». Буквы исключения: «ж, ш, щ, м»).
6) Контроль пропорции по высоте. Правило: «Сколько в строке, столько и под/над строкой).
7) Контроль межбуквенного пространства. При соединении двух букв между собой расстояние между ними в большинстве случаев равно ширине элемента «Крючок», но также бывают соединения, половинные по ширине. Подробнее об этом вы узнаете из видео «Виды соединений».
8) Контроль правильности присоединения элементов внутри буквы -определите, где находятся узловые точки элементов: в трети строки, в середине и т.п.
9) Контроль расстояния между словами (равно ширине буквы «ш»).



Прописи могут использоваться при обучении по любым программам математики, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, в дошкольной подготовке, для индивидуальной...

Читать полностью

"Прописи по математике" - это прописи нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Прописи входят в учебно-методический комплект "Каллиграфия цифр", который является приложением к курсу математики по программе Л. Г. Петерсон "Учусь учиться" для 1 класса. Комплект включает в себя Прописи для детей и Методические рекомендации для учителей. Прописи состоят из 2-х частей: часть 1 - это подготовительный этап обучения письму цифр, а в части 2 дети учатся писать цифры правильно и красиво.
Предлагаемая в прописях авторская технология обучения каллиграфии цифр содержит средства и способы не только красивого и правильного письма, но и развития способностей ребенка, необходимых для успешного обучения в целом (способности к анализу, пониманию, самокоррекции своих учебных действий и т. д.).
Прописи могут использоваться при обучении по любым программам математики, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, в дошкольной подготовке, для индивидуальной работы с детьми, а также в качестве самоучителя каллиграфического письма ребенка, умеющего читать.

Скрыть

Каллиграфия цифр. Прописи по математике. В 2 ч. Петерсон Л.Г., Суворина Е.А.

М.: 2016 - 80 с. + 80 с.

Прописи по математике» - это прописи нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Прописи входят в учебно-методический комплект «Каллиграфия цифр», который является приложением к курсу математики по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» для 1 класса. Комплект включает в себя Прописи для детей и Методические рекомендации для учителей. Прописи состоят из 2-х частей: часть 1 - это подготовительный этап обучения письму цифр, а в части 2 дети учатся писать цифры правильно и красиво. Предлагаемая в прописях авторская технология обучения каллиграфии цифр содержит средства и способы не только красивого и правильного письма, но и развития способностей ребенка, необходимых для успешного обучения в целом (способности к анализу, пониманию, самокоррекции своих учебных действий и т. д.). Прописи могут использоваться при обучении по любым программам математики, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, в дошкольной подготовке, для индивидуальной работы с детьми, а также в качестве самоучителя каллиграфического письма ребенка, умеющего читать.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 15,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 15,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Вы открыли прописи «Каллиграфия цифр», значит, вы понимаете важность формирования у ребёнка красивого каллиграфического письма для развития его мышления, личности, уважения к себе и другим.
Мы - единомышленники!
Предлагаемая в данном пособии методика основана на теоретической базе наших ведущих учёных, педагогов и психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.) и выверена на практике. Суть её в простой формуле:
ОТКРЫТИЕ - РЕЧЬ - ОСОЗНАННОЕ УМЕНИЕ
Обучаясь каллиграфии по нашим прописям, дети не просто копируют правильный образец, а постепенно открывают для себя общие правила написания цифр и даже начинают управлять своим учением.
Заниматься с ребёнком по нашему учебному пособию можно и в детском саду, и в школе, и дома. Способы правильного и красивого письма содержатся в заданиях и в картинках-наклейках (эталонах). Тексты написаны понятным для детей языком. А картинки они могут вклеивать не только в само пособие, но и в отдельную тетрадь «Моя каллиграфия».
Прописи можно использовать также для коррекции письма и как самоучитель, если умение читать у ребёнка достаточно сформировано.
Важно знать и выполнять!
1. Занимаемся по прописям с радостью. Вместе с ребёнком получаем удовольствие от занятий.
2. Учимся не вместо, а вместе с ребёнком!
3. Помогаем ребёнку выполнять задания самому. Приходим на помощь только по его просьбе.
4. Выслушиваем мнение ребёнка до конца, не навязываем и не подсказываем ему свой ответ.
5. Поддерживаем интерес к занятиям. Интересно Вам - интересно ребёнку.
6. Отмечаем каждый успех ребёнка и радуемся вместе с ним его достижениям.
7. Говорим ребёнку, что верим в него, что у него обязательно всё получится.
8. Следим за вниманием ребёнка. Устал - отдыхаем, организуем перемену, переключаем его внимание, двигаемся, поём песенку. Например, можно сделать разминку для пальчиков. Пусть ребёнок «посекретничает» с каждым пальчиком, «попросит» пальчики помогать ему писать правильно и красиво.
9. Учим ребёнка спокойно относиться к возникающим затруднениям и преодолевать их.
10 Подводим итоги каждого занятия. Проговариваем вместе с ребёнком, что получилось, что нет, какие были затруднения. Например, можно вместе с ним придумать и нарисовать «лесенку успеха» или «дерево достижений», где ребёнок будет отмечать свои успехи по итогам занятия.

Исходя из описанной системы работы по формированию каллиграфического навыка можно предложить следующие методические рекомендации:

· опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения написанию цифр на ранних этапах следует предупредить и исправить их недостатки;

· использовать различные формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) в сочетании с технологиями обучения (игровые и личностно-ориентированные);

· рекомендуется применять такие задания и упражнения направленные на формирование каллиграфического навыка на уроках математики как: найти соседей числа, задания связанные со списыванием чисел с печатного текста, подсчет предметов и запись их в тетради.

К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определенные трудности. Семилетний ребенок видит цифру в целом, не выделяя в ней элементов. Отсюда искажение цифр и их элементов на письме. Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.

Методика обучения письму цифрвключает следующие этапы:

1. Анализ образца. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких цифрах эти элементы уже встречались.

2. Демонстрация учителем наглядного написания цифр. Показ учителем написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, какой будет следующая линия.

3. Подготовка к написанию цифр:

а) «письмо в воздухе» - дети, взяв ручки, в воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет запомнить общее движение руки;

б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету – следующий этап, помогающий первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера.

Письмо цифр учащимися. За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать, чтобы своевременно подкорректировать правильность написания.

Приступая к обучению написанию цифр, учителю необходимо помнить следующее:

6. все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;

7. ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты.

Шестилетний ребенок во время письма быстро утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку, расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:



· соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий;

· сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой;

· вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно;

· ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;

· руки с разведенными пальцами положите на стол. Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки.

В каждую физкультпаузу необходимо включать 2-3 упражнения.

Методический комментарий к написанию цифр :

Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.

Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.

Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры 2 (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семерки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно посередине.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к исходной точке.

Нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания цифр. Взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия: отступаю 2 клетки вниз, одну клетку в сторону, веду линию из уголка на середину нижней стороны клетки, вверх, вниз, вверх.

Таким образом, нами были даны методические рекомендации направленные на формирование каллиграфических навыков на уроках математики.

Выводы по второму разделу

Для правильной организации работы с детьми младшего школьного возраста необходимо провести диагностику сформированности уровня каллиграфического навыка. Нами было проведено педагогическое исследование в 1-А и 1-Б классе, для диагностики был использован ряд заданий.

Результаты начальной диагностики были достаточно низкими. Предполагается, что после проведению предложенной нами серии заданий и упражнений у учащихся экспериментального 1-А класса произойдут позитивные сдвиги, количество ошибок допускаемых при письме цифр значительно уменьшится.

Наряду с традиционной методикой обучения написания цифр и формирования каллиграфических умений и навыков у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма. Обучение письму по методике Е. Н. Потаповой условно разделено на 3 этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй – развитие тактильной памяти и третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются на одном уроке. Применяя в своей работе опыт Е.Н.Потаповой, пришлт к выводу, что такое обучение действительно дает положительный педагогический эффект и моральное удовлетворение как для педагога, так и для учащихся. Делает обучение младших школьников педагогически эффективным. Физиологически безопасным и безболезненным.

Рекомендуется проводить работу по формированию каллиграфического навыка с использованием различных педагогических форм и технологий обучения. Невозможно проводить уроки без игровой формы, следует подбирать задания соответствующие данному возрасту, использовать наглядность.

Также на основе ФГОС нами был предложен ряд заданий, направленных на формирование каллиграфических навыков.

Таким образом, несмотря на разные изменения в системе обучения каллиграфии, произошедшие за последнее десятилетие, процесс формирования умения писать цифры остается сложным. Поиски путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будут продолжаться.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В бакалаврской работе на тему «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников на уроках математики», поставленные цель и задачи достигнуты. Таким образом следует отметить, что проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература по проблеме исследования, представлено многообразие мнений и подходов к формированию каллиграфических навыков у младших школьников. Но вместе с тем обобщив, конкретизировав, различные мнения мы опирались в курсовой работе на более фундаментальные исследования педагогов и психологов, которые легли в основу теоретической части исследования. Это исследования Н. Г. Агарковой и Е. Н. Потаповой. Определенные предложения по первоначальному обучению письму были внесены Е.В. Гурьяновым на основе как лабораторных экспериментов, так и экспериментального обучения в отдельных школах (предложения о постановке только одной задачи в первоначальном введении письма, о письме без косой сетки и другие). В результате экспериментального в отдельных школах и при проверке результатов эксперимента Е.Н. Соколовой была создана новая методика обучения каллиграфическим навыкам письма.

2. Раскрыто содержание методики формирования каллиграфического навыка. В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически. Методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер. Рассмотренные нами методики связаны с психофизиологическими особенностями детей. Методика обучения каллиграфическим навыкам письма дается учителю для того, чтобы он в определенных конкретных условиях мог применять методические приемы, учитывая индивидуальные особенности отдельных учащихся и средний уровень большинства учащихся класса. Это касается больше всего скорости письма и соединения букв.

Остановимся на том, какие проблемы в настоящее время являются дискуссионными и как они решаются.. Основными проблемами в методике обучения в настоящее время можно считать следующее: а) как обучать письму цифр детей 5-6 лет; б) как обучать отрывному и безотрывному письму; в) как обучать прямому или наклонному письму; д) какой рукой обучать письму; е) каким должен быть письменный шрифт.

Наиболее дискуссионной является проблема обучения детей письму в возрасте 6 лет. Как известно, в этом возрасте рука ребенка (мелкая мускулатура пальцев, координация движений, не окончившееся окостенение кисти) не готова к быстрому овладению письмом. В последнее время решаются вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа цифры, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. В нашей работе имелись попытки и такого рода (Н.Г. Агаркова, Е.Н. Соколова, Н.А. Федосова.). Введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приемами может ускорить решение этой проблемы.

3. Рассмотрена система работы которая состоит из упражнений направленных на формирование каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики. Если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников, то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся, если при обучении школьников неформально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития каллиграфических навыков.

4. Предложены методические рекомендации по формированию каллиграфического навыка у младших школьников на уроках математики. Рекомендуется проводить работу с применением разнообразных форм и технологий обучения. Эффективная работа на уроке невозможна без использования разнообразных игровых приемов, наглядности и заданий соответствующих возрасту учащихся. Рекомендуется использовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

По мере выработки навыка письмо детей становится каллиграфически правильным, тоесть чётким и устойчивым, а также связным и ускоренным. Графическая грамотность как один из показателей сформированности графического навыка проявляется в том, допускает ли ученик в письме графические ошибки слухо-артикуляционного и зрительно-двигательного характера. Этот показатель зависит от степени развития у младшего школьника фонематического слуха и культуры звукопроизношения, сформированности зрительно-двигательных образов всех письменных цифр и умения перекодировать звуковую форму слова в графическую и двигательную.

Каллиграфическая чёткость и устойчивость письма проявляются в умении пишущего соблюдать правильную и постоянную высоту, ширину и угол наклона элементов цифр. Этот показатель обусловлен координированностью движений всех звеньев руки: пальцев, кисти, предплечья и плеча, что соответствует ускоренному и связному воспроизведению букв и их комплексов.

Но каллиграфическая четкость и устойчивость письма показательны при определённой скорости и, наоборот, скорость в отрыве от качественного показателя (графической грамотности) не является достаточно надёжным критерием сформированности навыка.

Скорость письма характеризуется количеством цифр, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости письма свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения цифр, который протекает легко, без особых затрат физических и нервных сил.

Для правильной организации работы по формированию каллиграфического навыка у младших школьников необходимо провести диагностику. Нами был проведен мониторинг в 1-А и 1-Б классе. Результаты диагностики показали достаточно низкие результаты. Разработав систему работы по формированию каллиграфических навыков мы предполагаем, что после проведения ряда заданий и упражнений результаты экспериментального класса улучшатся.

В дальнейшем наше исследование будет в рамках темы: «Использование информационных технологий при формировании каллиграфических навыков у младших школьников».

В данной статье мы подскажем, как научиться ребенку писать цифры от 1 до 10 прописью.

Дети в силу своей большой фантазии писать цифры могу весьма необычным образом или вовсе начинать с конечной точки. Но дело ведь не в том, что есть некое строгое правило по написанию цифр, от этого зависит их каллиграфия.

Очень важно, чтобы ребенок сразу же учился писать по правильной схеме. В противном случае на переучивание уйдет значительно больше времени и ваших же общих нервов. Поэтому мы хотим предложить вам небольшие секреты в правильности написания цифр, методику рисования по точкам и яркие распечатки для тренировки.

Учимся писать цифры с ребенком прописью от 1 до 10: правила написания цифр в тетради в клеточку по точкам

Желания родителей в этом вопросе может быть недостаточно. Очень большую роль играет возраст малыша. Если вы начнете заниматься слишком рано, то не добьетесь желаемого результата. Да и, в целом, нужно придерживаться некоторых правил и детям, и родителям.

Правильно выбирайте возраст: когда приступать к занятиям?

Часто взрослые начинают заниматься с детками лет с 3-4. Ведь их ребенок уже знает цифры и, возможно, даже складывает простые примеры. Но только устно. И вот возникает мысль научить ребенка писать цифры прописью. А начинания заканчиваются неудачами.

  • До 4 лет у малыша еще не сформировано должным образом представление о цифрах и не развита мелкая моторика рук. Более того, специалисты выделяют еще небольшие проблемы с ранним освоением письма:
    • малыш еще не способен ухватить технику написания цифр, поэтому может писать их не совсем правильно;
    • это может отбить интерес к школе. Ведь там учитель будет проходить тот материал, который он уже давно знает;
    • также детки не умеют еще правильно держать ручку и сидеть за партой.
  • В этом возрасте нужно только давать представление о числах. Замечательно, если вы будете лепить цифры вместе с теста или пластилина, а также складывать их со шнурков или бусин. Это получится отличная разминка перед письмом.

Важно: До 5 лет не требуйте от ребенка писать цифры прописью. Для деток младшего возраста подойдет упрощенная американская манера письма. То есть, двойка пишется без волнистого «хвостика», семерка без лишних черточек, а шестерка и девятка – без завернутой дужки.

  • В возрасте 5-7 лет у ребенка тоже еще не до конца сформированы мышцы фаланг пальцев и самих кистей. Поэтому не перегружайте малыша. Занятия не должны проходить больше 15-20 минут. Иначе ребенок устанет, почерк испортится, а желание заниматься совершенно пропадет.
  • Ниже мы предоставим шаблоны, по которым ребенок сможет обводить каждую цифру по точкам, тренируя руку. Главное – не заставляйте и не давите на ребенка. С дошколятами любое занятие должно проходить в игровой форме или хотя бы с некоторыми игровыми элементами. А завершать урок нужно обязательно с похвалы.

На заметку: Проверяя задание малыша, не акцентируйте внимание на негативных моментах. Наоборот, отметьте, как красиво он написал эту или другую цифру. Нарисуйте напротив правильной цифры солнышко, звездочку или цветочек. Это будет стимулом для стараний при выполнении заданий в дальнейшем.

Как проводить занятие?

  • Прежде, чем приступать к письму, выучите с ребенком цифры до 10. Это минимум, а в возрасте 6-7 лет его знания должны быть значительно больше. Причем ребенок обязан понимать значение каждого числа, а не просто заучить их наизусть.
  • Объясните ребенку, что такое клеточка и помогите в ней ориентироваться. Также к этому возрасту ребенок уже должен знать, где вверх, низ, левая и правая сторона. Объясните подробно и наглядно, где находится центр и различные области клеточки. Ведь каждая цифра пишется на своем месте. И дайте наставление, что цифра не выходит за пределы клеточки.
    • Очень хорошо помогает ориентироваться по клеточкам игра «Квадратики». Или, как ее еще называют, графический диктант. Подобные занятия хорошо помогают изучить каждую сторону и угол клеточки.


  • Для дошколят весьма уместной будет немного увеличенная клетка. Можете распечатать подходящий трафарет или расчертить самостоятельно в обычной тетрадке. Это легко сделать – за основу берете четыре клеточки вместо одной. Такие трафареты значительно упростят понимание, где писать нужную часть цифры.
  • Но не нужно ребенку постоянно писать в большом формате. Потом ему будет проблематично перестроиться и вместиться в малюсенькую клеточку. Поэтому, такие большие клетки используйте только на начальных занятиях, чтобы понять методику письма.
  • После того, как ребенок усвоил деление клетки на четыре части, переходите к написанию галочек, «хвостиков», полукругов и черточек. Не учите ребенка сразу же писать цифру целиком! Для него это будет относительно тяжело. Рисуйте сначала отдельные составляющие цифры, а только потом «скрепляйте» их вместе!
  • Если вы хотите ускорить процесс осваивания прописных цифр, кроме занятий проводите еще и развивающие разминки. Кстати, следите, чтобы ребенок изначально внимательно и старательно выполнял задания. Он не усвоит должным образом урок, если будет думать, как бы быстрее с ними справиться. Чтобы побежать заниматься другими делами. Такое поведение в дальнейшем будет сложно искореняться.

Как правильно писать цифру 1?

  • Первая цифра состоит из двух отрезков, что немного отличаются по длине. Первое время ребенку будет легче начинать рисовать единицу с центра клеточки. Но в дальнейшем сдвигайте начало немного вверх и ближе к правой стороне.
  • Головка или основание цифры находится в самом правом углу. Поэтому линию ведите в этот угол.
  • Без закруглений, не отрывая руки, делаете резкий поворот вниз. И продолжаете вести линию до нижнего края клеточки. Положение окончательной позиции должно быть также практически посередине квадратика, лишь на 1-2 мм правее.


Как правильно писать цифру 2?

  • Двойка состоит из трех частей – верхнего полуовала, наклонной линии и волнистого «хвостика». Но удобней тренироваться на двух компонентах. То есть, рисуется закругленная головка и «хвостик».
  • Начинаете писать цифру по центру средней линии на верхней половине клетки. Старайтесь не выходить за ее пределы, что часто бывает проблематичным у деток.
  • В верхнем правом углу делается полуовал, что соприкасается точками примерно с серединой верхней и правой линии верхнего квадрата.
  • После чего рисуется плавный поворот вниз по диагонали. Делается прямая линия (в дальнейшем, у ребенка она сама будет немного «выгибаться» вверх), что опускается немного дальше середины нижней линии клетки.
    • Чтобы ребенку было легче первое время ориентироваться в положении цифры 2, пусть точка соприкосновения «головки» и «хвостика» будет посередине нижнего края.
  • Все действия выполняются, не отрывая руки. «Хвостик» также продолжает это движение. Он делается вдоль нижней стороны правой клетки. Рисуется небольшая волна, что поднимается и опускается, а в завершении снова стремится вверх.
  • Конец «хвостика» должен касаться правой стороны немного выше ее нижнего угла.


Как правильно писать цифру 3?

  • Она состоит из двух полуовалов. Верхний должен быть немного меньшего размера, но не стоит требовать идеального исполнения от ребенка. В дальнейшем, когда он поймет схему письма, у него выработается свой почерк цифр.
  • Начинать писать тройку нужно немного выше и правее середины верхней линии. То есть, начало выше точки цифры 2, а также немного смещено в сторону.
  • Первый полуовал рисуется так же, как и в двойке. Должны быть точки соприкосновения с верхними и правыми границами, но чуть ближе к самому углу. Верхний овал получается немного меньше верхнего правого квадратика клетки.
  • Закругленная линия заворачивается, продолжая малый овал. Точка соприкосновения или середина цифры должна быть практически в самом центре клетки, но находится чуть правее и выше.
  • Делается сразу же с этой точки еще один полуовал, но уже большего размера. Он может иметь две точки соприкосновения. Первая точка — это место стыка с правой стороной клетки, чуток ниже ее середины (но доводить ее до линии совсем не обязательно). Второе место стыка уже обязательное – на середине нижней половины клеточки.
  • После дорисовывается «хвостик» овала, что идет вверх и немного влево. Следите, чтобы малыш его сильно не удлинял. Он должен выступать только на несколько миллиметров.


Как правильно писать цифру 4?

  • Четверка состоит их ровных линий и прямых углов, но детьми усваивается легко. Ее начало немного правее середины верхней линии клеточки.
  • Ведется ровная линия, что направлена вниз и немного влево. То есть, она под наклоном.
  • Следующая точка – это соединение двух линий под острым углом (к 6 годам ребенок должен освоить и этот материал). Ее местонахождение немного ниже середины левой стороны клетки! Следите, чтобы ребенок не опускал ее слишком низко.
  • Далее идет ровный отрезок вправо вдоль центральной линии. Но он не доходит до края.
  • Ручка отрывается и поднимается чуть выше середины на правой стороне клеточки. Рисуется линия, что будет параллельна первому отрезку. Старайтесь сразу приучать ребенка, чтобы эти две линии были под одним углом.
  • Она проходит через горизонтальную короткую линию и доходит до нижней границы. Интересное замечание – конец цифры находятся на одном уровне с ее началом, только внизу.

Важно: Первое время ребенку лучше освоить упрощенный вариант. Написание четверки смещается на середину клетки. Все действия выполняются аналогично, но начало совпадает с верхним центром, горизонтальная линия рисуется посередине клеточки, а третья линия начинается с верхнего правого угла. То есть, начало первого и третьего отрезка будет на одном уровне.



Как писать прописью цифру четыре

Как правильно писать цифру 5?

  • Красивая цифра, но у детей часто становится самой проблемной. Ее разбивают на три части, строго оговаривая и показывая на точках границы каждого отрезка.
  • Немного правее верхней середины линии ставится точка начала цифры 5. Если совсем точно, то верхний квадрат разбивается еще на 4 части. И вот эта точка находится практически посередине (немного правее) левой верхней грани.
  • Опускается ровная линия, что останавливается практически в самом центре клеточки (или немного ниже).
  • И от этой точки, не отрывая руки, рисуется широкий круг. Линия начинает подниматься, постоянно закругляясь, обводит круг в нижнем правом квадрате клетки.
  • Точка соприкосновения будет внизу, посередине правой половины клеточки. От этой точки влево и немного вверх выводится короткий «хвостик» цифры.


Цифра пять прописью

Как правильно писать цифру 6?

  • Она начинается сверху! Точка начала находится чуть ниже верхнего правого угла.
  • Делается небольшое закругление вверх и создается точка соприкосновения с верхней границей правого квадратика. Примерно на одинаковом расстоянии от угла, немного не доходя до середины правой половинки.
  • Теперь закругленная линия превращается в большой овал, что опускается в самый низ клетки. Учтите, что овал должен немного выйти за пределы центральной линии. Этот выступ начинается практически на середине клеточки.
  • Идет еще одно соприкосновение в середине нижней половины клеточки (начинается немного левее). Продолжаете рисовать круг, поднимая его до середины правой стороны клеточки.
  • Дальше рисуете круг вверх, заводя его выше центральной линии. Примерно в центре клеточки заканчиваете писать шестерку, соединив ее с левой стороной цифры.


Как правильно писать цифру шесть

Как правильно писать цифру 7?

  • Чуть ниже середины верхней центральной линии ставится точка. Это и будет начало семерки. Под небольшим углом вверх и вправо поднимается отрезок, что заканчивается на верхней линии немного правее ее середины.
  • Теперь делаете дужку вниз и выводите ее в верхний правый угол. Не отрывая руки, резко опускаете прямую линию вниз. Ведете ее до средины нижней границы.
  • Отрываете ручку и переносите ее на центральную линию клетки. Немного отступаете вправо и делаете черточку через «тело» семерки, перечеркивая ее.


Вот так пишется цифра семь

Как правильно писать цифру 8?

  • Цифра 8 состоит их двух каплевидных овалов. Начало у нее немного своеобразное. Снова верхний правый квадрат клетки визуально делите на четыре части. Работать нужно в нижнем левом квадратике. Чуть выше средней линии и левее визуального центра правой верхней половины ставится точка.
  • Рисуется овал, что соприкасается с верхней серединой правого квадратика. Опускается немного ниже и дотрагивается до средины правой стороны верхнего квадратика.
  • Теперь заворачиваете его так, чтобы линия прошла чуть ниже точки начала. Выходите немного левее за центральную линию в нижней половине клеточки. Продолжаете рисовать круг, прикасаясь уже к центру нижней части.
  • Далее стараетесь завернуть линию так, чтобы овал не прикасался к правой крайней стороне. Выводите его и заканчиваете рисование в изначальной точке.


Как писать цифру восемь

Как правильно писать цифру 9?

  • Посередине верхнего правого квадрата на крайней линии справа ставим точку. Рисуется овал, что соприкасается с серединой того же квадрата, только на верхней линии. Далее заводится на левую сторону правой клеточки, тоже делая соприкосновение со средней точкой.
  • Теперь проводите овал через центр клеточки, опускаете ниже средней линии. Не доходите до крайней стороны справа и поднимаете овал вверх в начальную точку.
  • Не отрывая руки, меняете траекторию движения, и опускаетесь вниз. Практически вдоль правой стороны клеточки доводите линию до середины нижнего правого квадратика.
  • Начинаете заворачивать «хвостик», проходя через центральную точку на нижней линии правого квадрата. Выводите отрезок немного вверх через среднюю линию.


Как писать прописью цифру девять

Как правильно писать цифру 0?

  • Отступаете немного вниз от верхнего правого угла. На середине верхнего квадрата делаете точку соприкосновения.
  • Рисуете овал немного под наклоном. Проводите лишь немного изогнутую линию через центр клеточки. Ниже ее центра выходите левее средней линией.
  • Заворачиваете круг и делаете по середине нижней половины еще одну точку соприкосновения.
  • Теперь поднимаете овал вдоль крайней правой стенки клеточки и доводите до начальной точки.


Учимся писать цифры: скачать и распечатать прописи

Представляем вашему вниманию трафареты с прописями цифр, которые помогут вам и вашему ребенку легко усвоить материал. Первое время нужно больше обводить цифры по точкам, потом переходите уже на использование только основных обозначений. И важное требование – занимайтесь с ребенком регулярно! Старайтесь задания выполнять в игровой форме или проводите ассоциации с цифрами. Например, четверка – это перевернутый стул, а вот семерка похожа на косу (только не девичью). А теперь попробуй цифру 4


Напиши ноль, а после соедини его с цифрой 1

Видео: Как научить ребенка писать цифры прописью?