Дальняя авиация в годы войны. Восемь фактов о российской дальней авиации. Не одних рекордов ради: зачем ссср сверхдальние полеты

, Ту-160

Командование Дальней авиации - объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России . Является стратегической авиацией - компонентом стратегических ядерных сил России .

Ту-160, 2011 год.

Ту-22М3, 2011 год.

История

Датой создания Дальней авиации считается 10 (23) декабря 1914 год , когда император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец ». Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец »).

К апрелю 1917 года в эскадру входило четыре боевых отряда, около 20 бомбардировщиков. В сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице , где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей, поэтому самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец » в составе трех боевых единиц. Так началось возрождение Дальней авиации в РСФСР.

В 1933 году впервые в мире были сформированы тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса, которые получили на вооружение бомбардировщик ТБ-3 . В январе 1936 года была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). В этом же году в войска стали поступать двухмоторные дальние бомбардировщики ДБ-3 (после модернизации - ДБ-ЗФ (Ил-4)). В 1936-1938 годах были созданы три воздушные армии особого назначения, которые были подчинены непосредственно Наркому обороны СССР.

В 1940 году была создана Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования Красной Армии (ДБА ГК), а управления армий особого назначения расформированы. К середине 1941 года ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк: с общей сложности примерно 1500 самолетов (13,5% от общего самолетного парка ВВС Красной Армии) и почти 1000 боеготовых экипажей. Постановлением ГКО от 5 марта 1942 года Дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. Командующим АДД был назначен генерал Александр Голованов .

В 1960 году в связи с созданием РВСН два управления воздушных армий Дальней авиации из трёх были переданы в состав РВСН.

В 1961 году была изменена организация Дальней авиации, основу которой составили три отдельных тяжёлых бомбардировочных корпуса:

  • 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Винница);
  • 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный Краснознамённый корпус (Смоленск);
  • 8-й тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Благовещенск).

Для управления полками и дивизиями бывшей 43-й воздушной армии сформировали 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Виннице.

В 1961 году во 2-й отбак входили:

  • 13-я гв. тбад (Полтава) в составе 184-го (Прилуки), 185-го и 225-го тбап на самолётах Ту-16 (оба на аэродроме Полтава);
  • 15-я гв. тбад (Житомир) в составе 250-го тбап (Стрый), 251-го тбап (Белая Церковь) на самолётах Ту-16 и 341-го тбап (Озёрное) на самолетах Ту-22 ;
  • 106-я тбад (Узин) в составе 182-го тбап (Моздок), 409-го и 1006-го тбап (оба на аэродроме Узин) на самолётах Ту-95К и Ту-95М ;
  • 199-й гв. одрап (Нежин) на самолётах Ту-16.

Для управления полками и дивизиями бывшей 50-й воздушной армии в 1960 г. сформировали 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Смоленске.

В 1961 году в него входили:

В 1980 году на базе этих корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования:

  • (Смоленск);
  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 24-я воздушная армия Верховного Главнокомандования оперативного назначения (Винница).

Командование Дальней авиации переформировано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования стратегического назначения с базированием штаба в Москве.

  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 37-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Москва);
  • 46-я воздушная Краснознамённая армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Смоленск);
  • 43-й центр боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации (Рязань).

1 апреля 1998 года командование Дальней авиации было преобразовано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) . В

Участие в операциях

Ту-160 в сопровождении Су-30 выполняет боевую задачу в Сирии

Командующие

  • Голованов Александр Евгеньевич , главный маршал авиации (1946-1948)
  • Руденко Сергей Игнатьевич , генерал-полковник авиации (1950-1953)
  • Новиков Александр Александрович , главный маршал авиации (1953-1955)
  • Судец Владимир Александрович , маршал авиации (1955-1962)
  • Решетников Василий Васильевич (1969-1980)
  • Горбунов Иван Владимирович , генерал-полковник авиации (1980-1985)
  • Дейнекин Пётр Степанович , генерал-лейтенант (1985-1990)
  • Кобылаш Сергей Иванович Состав
    • Штаб, в/ч 44402 (г. Москва)
    • 63-й Митавский отдельный узел связи автоматизированных средств управления, в/ч 83069 (Смоленская обл., г. Смоленск, аэр. Смоленск-Северный).
    • 22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия (Саратовская обл., г. Энгельс):
      • 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк в/ч 85927 (бывш. в/ч 06987) (Саратовская обл., г. Энгельс)
        техника: 7 ед. Ту-160М (02 «Василий Решетников», 04 «Иван Ярыгин», 10 «Николай Кузнецов», 11 «Василий Сенько», 17 «Валерий Чкалов» 18 «Андрей Туполев», 9 «Валентин Близнюк»), 9 ед. Ту-160 (03 «Павел Таран», 05 «Александр Голованов», 06 «Илья Муромец», 07 «Александр Молодчий», 08 «Виталий Копылов», 12 «Александр Новиков», 14 «Игорь Сикорский», 15 «Владимир Судец», 16 «Алексей Плохов»)
      • 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Полтавско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк (Саратовская обл., г. Энгельс)
        техника: 18 ед. Ту-95МС (10 «Саратов», 11 «Воркута», 12 «Москва», 14 «Воронеж», 15,«Калуга» 16 «Великий Новогород», 17, 18, 19 «Красноярск», 20 «Дубна», 21 «Самара», 22 «Козельск», 23, 24, 25, 27 «Изборск», 28 «Севастополь», 29 «Смоленск»)
      • 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк (ТБАП), в/ч 33310 (Калужская обл., п. Шайковка, аэр. Шайковка). техника: 23 ед. Ту-22М3
        (01, 06, 12, 15, 16, 17, 21, 22, 24 «Михаил Шидловский», 25 «Юрий Денеко», 26, 28, 35, 36, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49 «Александр Березняк»)
        • авиационная комендатура 52-го гвардейского ТБАП, в/ч 33310-А (Новгородская обл.г. Сольцы, аэр. Сольцы)
      • 40-й смешанный авиационный полк (САП), в/ч 36097 (Мурманская обл, г. Оленегорск-8, п. Высокий, аэр. Оленья)
        техника: 4 ед. Ан-12 (10, 11, 19, 26), 3 ед. Ми-26 (80, 81, 82), 6 ед. Ми-8MT (07, 17, 70, 77, ...)
        • авиационная комендатура 40-го САП, в/ч 36097-А (Республика Коми, г. Воркута, аэр. Советский).
    • 326-я тяжёлая бомбардировочная авиационная Тарнопольская ордена Кутузова дивизия (Амурская область, п. Серышево-2, с. Украинка):
      • 79-й тяжелый бомбардировочный ордена Красной Звезды авиационный полк (ТБАП), в/ч 62266 (Амурская обл., п. Серышево-2, с. Украинка, аэр. Украинка)
        техника: 14 ед. Ту-95МС (01 «Иркутск», 02 «Моздок», 03, 04, 06, 07, 10, 20, 21, 22, 26, 28, 41, 43)
      • 182-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк (ГТБАП), в/ч 75715 (Амурская обл., п. Серышево-2, с. Украинка, аэр. Украинка). техника: 16 ед. Ту-95МС (45, 47, 49 ,50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 «Благовещенск», 60, 61, 62)
        • авиационная комендатура 182-го ГТБАП, в/ч 75715-А (Чукотский АО, г. Анадырь, аэр. Угольный).
      • 200-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Брестский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк, в/ч 35020 (бывш. в/ч 62266-Б) (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая). Техника: 15 ед. Ту-22М3 (01, 02, 21, 22, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 37, 46, 58, 67)
        • авиационная комендатура 200-го ГТБАП, в/ч 35020-А (Республика Саха - Якутия, Булунский улус, п. Тикси, аэр. Тикси): 1 ед. Ми-8AMTSh-VA (17)
        • авиационная комендатура (о-в Котельный, Новосибирские о-ва, аэр. Темп).
      • 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая). Полк переведен из Воздвиженки.
        Техника перенесена из Советская Гавань. техника: 14 ед. Ту-22М3 (03, 24, 37, 42, 43, 47, 48, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58)
      • 181-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая)
        техника: 2 ед. Ан-12, 3 ед. Ан-30 (30, 31, 33), 2 ед. Ан-26 (58, 59)
    • 43-й гвардейский Орловский центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации, в/ч 41521 (г. Рязань, аэр. Дягилево):
      • 49-й инструкторский тяжелый бомбардировочный Краснознаменный авиационный полк в/ч 52654 (г. Рязань, аэр. Дягилево)
        техника: 6 ед. Ту-95МС(20 «Рязань», 22 «Челябинск», 23 ...) , 6 ед. Ту-22М3 (33, 34, 35, ...), 1 ед. Ил-78 (34), 1 ед. Ту-134AK, 2 ед. Ми-8МТ
      • 27-й смешанный авиационный полк, в/ч 77977 (г. Тамбов, аэр. Тамбов): 2 ед. Ан-12, 8 ед. Ан-26, 10 ед. Ту-134УБЛ (УБШ).
    • 203-й отдельный гвардейский авиационный Орловский полк самолётов-заправщиков (г. Рязань, аэр. Дягилево)
      техника: 12 ед. Ил-78М (30, 31, 32, 35, 36, 50, 51, 52, 80, 82, 83, 1 ед. Без борта), 6 ед. Ил-78 (33, 79, 81 , 86, 2 ед. Без борта)
    • Музей Дальней авиации , в/ч 41521 (г. Рязань, аэр. Дягилево).
    Центрполиграф

Авиация дальнего действия сыграла решающую роль в войне.

212-й отдельный

В январе 1941 года Голованов, один из лучших летчиков страны, прославившийся во время финской войны и операции на Халхин-Голе, написал письмо Сталину…

В этом письме пилот-ас предлагал создать крупное авиационное соединение, которое способно выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток. Он писал: «Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д. и т.п., не говоря уже о возможности десантных операций. Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за организацию и организовать соединение в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений».

Голованова ошеломила оперативность, с которой правительство отреагировало на его предложение. Уже на следующий день летчика вызывали в Кремль к Сталину, которого весьма привлекло предложение Голованова. Вскоре было решено сформировать полк из летчиков, хорошо владеющих элементами «слепого» полета и знакомых со средствами радиолокации. В феврале 1941 года был создан такой полк - 212-й отдельный дальнебомбардировочный. Голованов был назначен его командиром. Перед ним была поставлена задача: добиться, чтобы экипажи были способны днем и ночью, при любой погоде, наносить бомбовые удары по глубокому тылу противника. В полк, расположившийся под Смоленском, были собраны самые лучшие летчики со всей страны, и началось усиленное обучение. Особое внимание уделялось занятиям по радионавигации и связи - дальняя авиация должна была уметь летать в самых трудных условиях и при этом выполнять свои задачи.

Полк часто подвергали испытаниям учебными тревогами - по два-три раза в неделю. Экипажи получали боевые задачи и с подвешенными бомбами совершали вылеты. После отмены тревоги измученные летчики еще должны были проходить учебную программу. Люди уставали от постоянного перенапряжения, и в штабе полка было решено устроить им день отдыха в следующее воскресенье…

В ночь на воскресенье позвонили из штаба округа. Вот так Голованов вспоминал об этом: «Раздался телефонный звонок, я поднял трубку и услышал из Минска взволнованный голос дежурного по округу:
- Боевая тревога, немцы бомбят Лиду!
Такие звонки в связи с учебными тревогами были в то время не редкостью.
- Товарищ дежурный, - ответил я, - дайте хоть один день отдохнуть личному составу. Только вчера я поднимал полк по своему плану. Нельзя ли отложить?!
- Немцы бомбят Лиду, времени у меня больше нет, - ответил дежурный и выключился».

После этого связь прервалась, и полк долго стоял в боевой готовности, без указаний, сетуя на то, в штабе округа так плохо подготовились к учениям. Никто не знал, что совсем рядом уже гибнут тысячи людей… Лишь во второй половине дня летчики узнали о начале войны - по обычному радио, из речи Молотова.

Когда связь появилась, полк получил приказ - нанести удары по объектам в глубоком тылу противника. Летчики совершали один вылет за другим, причем без прикрытия. Несколько экипажей погибли - к 28 июня из 72 самолетов осталось только 14, способных выполнять боевые задания. Остальные были сбиты или требовали ремонта. Но летчики, выполняя свои задачи по дальней бомбардировке, при этом умудрились сбить 18 «Мессершмидтов».

Голованов в те сумасшедшие дни начала внезапной войны проявил трезвость мышления и умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Вскоре Сталин назначил его командиром 81-й авиадивизии. Позже в дивизию влился 212-й отдельный дальнебомбардировочный полк, считавшийся самым опытным и умелым в авиации. 81-ая авиадивизия успешно воевала с врагом, во время обороны Москвы нанесла ему ощутимый урон. В сводках Совинформбюро часто говорили об этой дивизии, не называя ее номера: «В результате бомбардировки и штурмовки одна наша авиачасть за 14-18 октября уничтожила 108 танков, 189 автомашин с пехотой и боеприпасами, 6 бензоцистерн, около 50 мотоциклов, несколько орудий и 2 батареи зенитной артиллерии». «За один день 24 октября в районе Малоярославца и Можайска уничтожено 70 танков, 220 автомашин с пехотой и боеприпасами, до 6 цистерн с горючим и 4 огневые зенитные точки».

С бомбами на Берлин

В начале 1942 года в Ставке было решено создать АДД - авиацию дальнего действия. Подчинялась АДД непосредственно Сталину. Командующим был назначен Александр Голованов.

Ставка передала в состав АДД восемь дальнебомбардировочных авиадивизий, несколько аэродромов, имевших взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. Это расширяло боевые возможности и позволяло экипажам бесперебойно летать в любое время года.

АДД наносила бомбардировочные удары по глубокому тылу врага, разрушала важнейшие стратегические объекты. Причем бомбардировки территорий, оккупированных фашистами, совершались еще тогда, когда СССР был сам под угрозой захвата.

Вот как об этом писали английские газеты в августе 1942 года: «Налеты русской авиации на Болгарию, Румынию и Венгрию причинили серьезные повреждения многочисленным центрам. До сих пор вообще считали, что Россия слишком далека и занята защитой своего собственного фронта, чтобы нападать на Балканы, и поэтому там отсутствовали многие элементы предосторожности... Особенные повреждения нанесены Будапешту. По словам одного нейтрального дипломата, во время первого налета на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует все стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединенных стран»...

Уже тогда, в 1942 году, осуществлялись бомбежки Берлина и других немецких городов. Помимо нанесения огромного урона врагу бомбардировками, АДД выполняла еще одну функцию. Авиация дальнего действия осуществляла поддержку с воздуха партизанам. Боеприпасы, еда, медикаменты для партизан - все это доставляли в глубокий тыл врага отважные летчики АДД.

Кроме того, они осуществляли бомбежки «по просьбе» партизан. Голованов приводит такой любопытный документ в своих воспоминаниях: «Прошу Вашего распоряжения помочь партизанскому отряду и разбомбить скопление немцев в тысячу восемьсот человек с техникой в населенных пунктах: с. Семеновское (восемнадцать километров северо-западнее г. Севск) и с. Алекшковичи (двадцать три километра северо-западнее г. Севск), Суземского района Орловской области, после чего партизаны уничтожат группировку. 6 июля 1942 года, начальник Центрального штаба партизанского движения П. К. Пономаренко».

И такие «просьбы» отнюдь не были редкостью - АДД тесно сотрудничала с партизанами. Все крупные военные операции были совершены при непосредственном участии АДД. Вот как об этом говорили официальные документы: «За время оборонительных боев на сталинградском направлении с 17 июля по 19 ноября 1942 года АДД сделала 11 317 самолето-вылетов, что составило 49 процентов всех боевых вылетов АДД за этот период. В ноябре и декабре, несмотря на весьма плохие метеорологические условия, АДД продолжала свою боевую деятельность на сталинградском направлении, уничтожала войска и технику противника как в районах самого Сталинграда, так и на близких подступах к нему».

Всего же за время существования АДД, согласно военной статистике, было совершено более 194000 вылетов. По административным и промышленным центрам противника сделано более 6600 самолето-вылетов; по железнодорожным узлам и магистралям - более 65000; по войскам противника - более 73000 самолето-вылетов; по аэродромам - более 18000 и по морским портам - более 6000 самолето-вылетов. Кроме того - по специальным заданиям произведено 7298 полетов в тыл врага и перевезено около 5500 тонн груза, в основном боеприпасы и около 12000 человек личного состава. Можно смело утверждать, что победа нашей армии была принесена на крыльях АДД…

Дальнебомбардировочная авиация (ДБА) в начальный период Великой Отечественной войны привлекалась, как для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач, так и в интересах войск фронта.

С 24 июня по 3 июля 1941 года соединения ДБА во взаимодействии с ВВС Балтийского и Черноморского флотов нанесли удары по важным объектам противника в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Бухаресте, по нефтепромыслам в Плоешти и других городах. В ночь на 8 августа был нанесен удар по Берлину. Всего за первые шесть месяцев войны соединения ДБА и ВВС флотов выполнили 549 самолетовылетов по военно-промышленным объектам противника.

В первые месяцы войны ДБА ГК понесла большие потери (до 65 процентов), её состав сократился до 266 самолетов. В июле-августе 1941 года авиационные корпуса ДБА ГК расформировали. С этого времени ДБА стала организационно состоять из отдельных тяжелых бомбардировочных дивизий.

Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 1392 от 5 марта 1942 года была создана Авиация дальнего действия (АДД) при Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен командир 3-й авиадивизии дальнего действия генерал Александр Евгеньевич Голованов .

Штаб АДД разместился в Москве, в Петровском дворце, в котором до войны размещалась Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского, а затем – штаб 3-й ад дд. На момент формирования АДД располагала 354 самолетами, из них исправных – 160, и 367 экипажами, 209 из которых летали ночью.

Конструктор (самого массового в серии) дальнего бомбардировщика - Ил-4 (ДБ-3)
Ильюшин Сергей Владимирович

Дальний бомбардировщик Ил-4

В течение 1942 года АДД получила от промышленности 650 новых самолетов. Теперь его основу составляли самолеты Ил-4 , Ер-2 , Пе-8 , переоборудованные под бомбардировщики транспортные Ли-2 . С 1942-го в СССР по ленд-лизу начали поступать бомбардировщики «Митчелл» (В-25 ) , которые применялись и как дальний бомбардировщик в составе АДД. Это позволило не только покрыть боевые потери, доукомплектовать существующие части, но и сформировать новые.

К началу 1943 года АДД уже имела 11 дивизий. Боевой состав АДД на март этого года составлял 800 самолетов и продолжал увеличиваться.

Приказом НКО № 250 от 18 августа 1942 года первые пять полков ДБА ГК преобразуются в гвардейские, а в марте 1943-го – уже четыре дивизии и семь полков.

В октябре 1943 года АДД получила самолеты «Дуглас A-20G» с сильным пулеметно-пушечным вооружением, которые пошли на вооружение авиаполков «блокировщиков-охотников». В ноябре того же года была сформирована дивизия истребителей дальнего действия. В декабре 1943-го АДД имела в своем составе 17 авиадивизий, 34 авиаполка.

В третьем периоде войны возросла роль АДД в нанесении ударов по военно-промышленным объектам и административно-политическим центрам противника.

Тяжёлый бомбардировщик конструктора Петлякова В.М. Пе-8 (ТБ-7)

Так, в 1944 году на решение этой задачи соединения АДД выполнили 4466 самолетовылетов, то есть в 1,7 раза больше, чем за предыдущие годы войны. Действия АДД организовывались не только путем нанесения отдельных ударов небольшими группами самолетов, но и в форме воздушных операций. Одна из таких операций была проведена соединениями АДД в феврале 1944-го по уничтожению военно-промышленных объектов в столице Финляндии – Хельсинки. Операция проводилась в течение трех ночей, было нанесено три массированных авиационных удара. В итоге выведены из строя многие объекты, усилилось движение демократических сил Финляндии за выход страны из гитлеровской коалиции. Однако подобных операций было проведено мало. Всего за войну на действия по объектам глубокого тыла противника АДД выполнила только четыре процента самолетовылетов.

К концу 1944 года в составе АДД было уже 9 авиационных корпусов (22 дивизии, 66 полков). Самолетный парк составлял 2017 бомбардировщиков. В состав также входили часть сил Гражданского воздушного флота (ГВФ) и Воздушно-десантные войска. В общей сложности АДД имела 2608 самолетов .

Постановлением ГКО от 6 декабря 1944 года АДД была реорганизована в 18-ю воздушную армию (ВА) с передачей управлений 5, 6, 7 и 8-го авиакорпусов и некоторых полков в другие ВА фронтов. В составе 18-й ВА осталось четыре авиакорпуса, 19 дивизий, 58 полков, 1461 самолет и 1627 экипажей, она продолжала оставаться эффективным средством в руках Ставки ВГК.

О мощи 18-й ВА свидетельствует дневной массированный удар по укреплениям Кенигсберга в апреле 1945 года, нанесенный по решению Генерального штаба 514 дальними бомбардировщиками (при обеспечении 118 штурмовиками Ил-2 и пикирующими бомбардировщиками Пе-2, 232 истребителями). На опорные пункты и форты в течение 60 минут обрушились авиабомбы общим весом 550 тонн. В результате укрепления города-крепости были разрушены и войска 3-го Белорусского фронта вошли в город.

Еще более мощный и плотный, но уже ночной массированный авиационный удар ДА нанесла в день начала Берлинской операции – 18 апреля 1945 года. В нем приняли участие 750 дальних бомбардировщиков.

За годы войны ДА произвела около 220 тысяч боевых самолетовылетов, сбросив на врага до двух миллионов 266 тысяч бомб общим весом 202 тысячи 128 тонн (почти 1/3 всех бомб, сброшенных на врага всей советской авиацией).

В интересах Сухопутных войск и проводимых ими важнейших операций АДД выполнила свыше 80 000 самолетовылетов, сбросив 87 982 тонны бомб.

В ходе войны ДА потеряла 3570 самолетов, в большинстве случаев вместе с экипажами. Ее действия, вклад личного состава в разгром фашистского агрессора получили всеобщее признание: стали гвардейскими пять корпусов из девяти, 12 авиадивизий из 22, 43 авиаполка из 66 , многие части и соединения получили почетные наименования. Орденами награждены семь авиадивизий и 31 авиационный полк. Более 20 тысяч авиаторов отмечены орденами и медалями, 269 удостоены звания Героя Советского Союза, а шести летчикам оно было присвоено дважды.

На протяжении своего существования Дальняя авиация подвергалась неоднократным преобразованиям, которые отражали как боевые возможности самолетов, так и изменение роли, которая отводилась бомбардировочной авиации в решении оперативно-стратегических и стратегических задач.

В конце 30-х годов в советских Вооруженных Силах были сформированы три авиационные армии особого назначения, подчиненные непосредственно Главному командованию. В состав этих армий входили бригады тяжелых и легких бомбардировщиков и истребителей32. Армии особого назначения представляли собой объединения, способные самостоятельно решать крупные оперативно-стратегические задачи.

В 1940 г. армии особого назначения были расформированы, а на основе входивших в их состав полков тяжелых бомбардировщиков в ноябре 1940 г. была создана Дальняя бомбардировочная авиация Главного командования. В ее состав вошли 5 авиационных корпусов и три отдельные авиадивизии. Наряду с Дальней авиацией в состав ВВС входили фронтовая, армейская и войсковая авиация. После начала войны авиационные корпусы были ликвидированы, а количество самолетов в полках было уменьшено с 60 до 20. Соединения Дальней бомбардировочной авиации были подчинены командующим фронтов.

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 5 марта 1942 г. Дальняя бомбардировочная авиация была реорганизована в Авиацию дальнего действия (АДД), подчиненную непосредственно Ставке Верховного главнокомандования. Предполагалось, что Авиация дальнего действия будет использоваться для нанесения ударов по объектам, расположенным в оперативном и стратегическом тылу врага. К лету 1943 г. в составе Дальней авиации находились более 1000 самолетов, сведенных в 8 авиационных корпусов. Количество бомбардировщиков дальностью полета несколько тысяч километров в составе Авиации дальнего действия было весьма ограниченным, и они не могли использоваться для проведения стратегических бомбардировок аналогичных тем, которые проводили США и Великобритания в 1943-1945 гг. По-видимому, это обстоятельство сыграло свою роль в том, что в декабре 1944 г. Авиация дальнего действия была преобразована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС.

В апреле 1946 г. на основе 18-й воздушной армии была вновь создана Дальняя авиация Вооруженных сил СССР, в составе которой были образованы 18-я, 43-я и 50-я воздушные армии. После того, как в середине 50-х годов началось развертывание первых ракетных комплексов, в состав Дальней авиации были включены инженерные полки, имевшие на вооружении ракеты Р-12 и Р-14. В середине — конце 50-х годов в состав Дальней авиации входили 18 ракетных полков.

Другим важнейшим событием, произошедшим в 1954-1955 гг., стало появление на вооружении частей Дальней авиации ядерного оружия. Работы по созданию на аэродромах Дальней авиации технических баз для хранения и обслуживания авиационных ядерных боеприпасов были завершены к концу 1954 г. и вскоре после этого ядерное вооружение начало поступать в строевые части. Контроль за ядерными боеприпасами, находившимися на технических базах, осуществлялся персоналом специально созданного в структуре Министерства среднего машиностроения Главного управления и формально ядерное оружие не передавалось в Вооруженные силы.

После того, как в части начали поступать межконтинентальные бомбардировщики ЗМ и Ту-95, в задачу Дальней авиации, наряду с поражением объектов в пределах ближних театров военных действий, стало входить нанесение авиационных ударов по объектам на других континентах. До начала 60-х годов бомбардировщики Дальней авиации оставались единственным средством доставки, способным обеспечить нанесение стратегического удара по территории США.

В начале 60-х годов была проведена реорганизация Дальней авиации, в ходе которой все находившиеся в ее составе части, оснащенные баллистическими ракетами, были переданы во вновь образованный вид Вооруженных сил—Рахетные войска стратегического назначения. Управления воздушных армий Дальней авиации были расформированы, а входившие в их состав дивизии и полки были сведены в тяжелые бомбардировочные авиационные корпусы, подчиненные Главнокомандующему ВВС. Эти преобразования отражали изменение роли авиации в новой советской доктрине, отводившей центральную роль в нанесении стратегического удара межконтинентальным баллистическим ракетам. Задачей соединений Дальней авиации стало "участие в ядерном ударе стратегических ядерных сил", а также поражение важных объектов в пределах театров военных действий и на других континентах.

Структура Дальней авиации оставалась в целом неизменной на протяжении 60-х и 70-х годов. Проводившиеся изменения касались в основном внутренней структуры авиационных объединений и соединений. В частности, в 70-х годах в ВВС был осуществлен переход от дивизий в составе двух авиационных полков к дивизиям трехполкового состава.

Очередное существенное изменение структуры стратегической авиации было произведено в 1980 г. в рамках более широкой организационной перестройки в Вооруженных силах. В ходе проведенных преобразований были ликвидированы управление Дальней авиации. В составе Вооруженных сил были организованы пять воздушных армий Верховного главнокомандования стратегического (37-я Московская и 46-я Смоленская) и оперативного (4-я, 24-я и 30-я) назначения, которые были непосредственно подчинены Главнокомандующему ВВС.33 В 1988 г. на основе командования 37-й Московской воздушной армии было воссоздано командование Дальней авиации. Армия таким образом была расформирована, а на базе 30-й Иркутской воздушной армии оперативного назначения была сформирована 30-я воздушная армия стратегического назначения.

В процессе формирования структуры Вооруженных сил России было сохранено управление командующего Дальней авиацией, а управления воздушных армий были расформированы. В процессе расформирования воздушных армий, проведенном в 1994 г., был осуществлен переход к дивизионной структуре Дальней авиации. В настоящее время в составе Дальней авиации, в числе других соединений, находятся авиадивизии стратегических самолетов-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160, а также авиадивизии дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3.34 Планы реформирования Военно-воздушных сил предполагают расформирование командования Дальней авиации и организацию на его основе одной (37-й) воздушной армии Верховного главнокомандования стратегического назначения, в состав которой войдут все эти соединения.

Дислокация частей стратегической авиации

На момент распада СССР стратегические бомбардировщики находились в составе двух воздушных армий, подчиненных командующему Дальней авиацией —46-й Смоленской и 30-й Иркутской.

В состав 30-й Иркутской воздушной армии, наряду с другими соединениями, входили

79-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, дислоцировавшаяся в Семипалатинске (Казахстан), в состав которой входили 1223-й и 1226-й авиаполки

Ту-95МС (всего 27 Ту-95МС6 и 13 Ту-95МС16);35

73-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, дислоцировавшаяся в Украинке, в составе трех полков бомбардировщиков Ту-95К и Ту-95К-22 (15 Ту-95К и 46 Ту-95К-22);

31-я (Белая), 55-я (Воздвиженка) и 201-я (Энгельс) тяжелые бомбардировочные авиадивизии, в состав которых входили бомбардировщики Ту-22М.

В состав 46-й Смоленской воздушной армии в числе других соединений входили

106-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, в состав которой входил 1006-й полк бомбардировщиков Ту-95МС (25 самолетов), расположенный в Узине (Украина), 182-й полк бомбардировщиков Ту-95МС (22 Ту-95МС16), дислоцировавшийся в Моздоке, а также расположенный в Узине 409-й полк самолетов-заправщиков Ил-78;36

13-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, в состав которой входил 184-й полк бомбардировщиков Ту-160 (19 самолетов), расположенный в Прилуках (Украина);

15-я (Озерное, Украина), 22-я (Бобруйск, Белоруссия) и 326-я (Тарту, Эстония) тяжелые бомбардировочные авиадивизии, в состав которых входили бомбардировщики Ту-22М.

В настоящее время все стратегические бомбардировщики России объединены в авиадивизии, которые подчинены командующему Дальней авиацией. В состав Дальней авиации ВВС России входят:

22-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, в состав которой входят расположенный в Энгельсе 121-й гвардейский авиаполк бомбардировщиков Ту-160 (6 самолетов),37 расположенный в Моздоке 182-й авиаполк бомбардировщиков Ту-95МС (19 Ту-95МС16 и 2 Ту-95МС6),м а также 203-й гвардейский авиаполк самолетов-заправщиков, базирующийся в Энгельсе;39

73-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия в Украинке, в состав которой входят два авиаполка самолетов Ту-95МС (16 Ту-95МС16 и 26 Ту-95МС6), переданных сюда из Семипалатинска;

Кроме зтих соединений, в состав Дальней авиации входят три дивизии бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22МЗ, базирующиеся как в европейской, так и в азиатской части России, Центр боевой подготовки (Рязань) и другие части.

В этом разделе представлены самолеты дальней авиации, которые составляли ее основу от зарождения, становления и развития до настоящего времени. От первых самолетов - до современных образцов, стоящих на вооружении в Дальней авиации России.
От "Ильи Муромца" - до Ту-160 "Белого лебедя".

В-25 «Митчелл» Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Спроектирован в КБ американской фирмы «North American». Первый полёт опытная машина совершила в январе 1939 г. Из 5815 выпущенных экземпляров 862 поставлено в СССР согласно договору о военной помощи союзников (ленд-лиз). Первые самолёты в Советский Союз попали в апреле 1942 г, массовая поставка (главным образом, через Аляску по трассе Алсиб) началась с 1943 г. Поначалу В-25 (в советских документах обозначался как «Б-25») определили во Фронтовую авиацию, однако скоро признали более целесообразным применять его как дальний бомбардировщик в составе АДД. Экипаж – 5-6 человек.

Самолёт Ту-4 был создан в КБ А.Н. Туполева на базе американского дальнего бомбардировщика В-29 «Суперфортресс» и первоначально имел обозначение Б-4.

Поскольку В-29 уже «проявил себя в деле» над Японией, Сталин в конце 1945 г. приказал Туполеву сделать копию. Созданию бомбардировщика придавалось государственное значение. Самолёт готовился к сроку окончания работ над первой советской атомной бомбой. К весне 1947-го первую опытную машину построили в Казани на заводе № 22.

Тяжёлый стратегический бомбардировщик М-4 (3М) был создан в КБ В.М. Мясищева. Похолодание в отношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции, начавшееся сразу после окончания войны, приобретало все более напряжённый характер. Демонстрация американцами атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки заставляло и советскую сторону форсировать темпы создания собственной атомной бомбы. Бомба в СССР скоро появилась, но этого было мало – требовалось создать и её носитель, способный донести «груз» до Америки – главного врага в набиравшем обороты противостоянии.

Самолёт Ту-16 – первый советский дальний реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. Машина оснащалась двумя двигателями конструкции Микулина РД-3М. 27 апреля 1952 года первый полёт на ней совершил лётчик-испытатель фирмы Туполева Н.С. Рыбко. Несмотря на то, что машины не добирали по заданной дальности (первые реактивные двигатели отличались «прожорливостью»), Сталин распорядился запускать самолёт в серию.

Серийно Ту-16 производился с 1953 по 1963 год на трёх заводах - № 22 в Казани, № 64 в Воронеже и № 18 в Куйбышеве. Всего построено 1507 машин.

Стратегический бомбардировщик и ракетоносец, единственный в мире самолёт такого назначения с турбовинтовыми двигателями. Характеристики первых носителей атомного оружия Ту-4 и Ту-16 были весьма скромными по тем масштабам, которые диктовала «холодная война». Нужны были стратегические межконтинентальные бомбардировщики. Задание на такую машину ОКБ А.Н. Туполева получило весной 1950 г. Самолёт создавался в бригаде Б.М. Кондорского.

С начала 1950-х гг. возможности зенитных ракет быстро росли. Потребовалось создать ударный самолёт, способный на сверхзвуковой скорости преодолевать систему ПВО потенциального противника. Дальний сверхзвуковой ракетоносец Ту-22 был создан в ОКБ А.Н. Туполева. Опытная машина называлась «105». Работы по ней вёл главный конструктор Д.С. Марков. Самолёт имел стреловидное крыло и узкий фюзеляж. Двигатели располагались сверху хвостовой части фюзеляжа.

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец. Начал разрабатываться как комплекс в ОКБ А.Н. Туполева (главный конструктор – Д.С. Марков) в 1965 г. на замену бомбардировщика Ту-22. Самолёт имел изменяемую геометрию крыла и мог преодолевать систему ПВО потенциального противника на малой высоте. В создаваемый ударный комплекс входила и новая ракета Х-22. Самолёт предназначался для вооружения полков Дальней и морской авиации.

Для снижения расходов на поддержание должного уровня лётной подготовки экипажей Дальней Авиации решено было использовать более дешёвые самолёты, но с полным комплектом оборудования, аналогичного тому, который стоит на бомбардировщиках. Оптимальным признали самолёт Ту-134. Постановление правительства о создании лайнера вышло 1 августа 1960 г., а 29 июля 1963 г. самолёт впервые поднялся в воздух (лётчик А.Д. Калина). С августа 1967 г. самолёт начал выполнять регулярные рейсы в ГВФ.

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием объектов на континентальных ТВД. Создан в ОКБ им. А.Н. Туполева.

Бурное развитие ракетных средств на западе в 1950-1970-х годах оставляло мало шансов дозвуковым бомбардировщикам Ту-95 и 3М долететь до цели. Поэтому авиаконструкторам была поставлена создания новых ударных комплексов, способных на малой высоте и сверхзвуковой скорости преодолевать ПВО противника.

Ил-78

Специализированный самолёт-заправщик Ил-78 создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76. Машина начала проектироваться в ОКБ С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением правительства от 10 марта 1982 г. на базе Ил-76М. Кормовое оборонительное вооружение при этом демонтировали. Задание предусматривало возможность как воздушной, так и наземной заправки, днём и ночью.

Первый полёт Ил-78 состоялся 26 июня 1983 г. В воздух самолёт поднял экипаж В.С. Белоусова. Отработку заправки в воздухе вёл экипаж С.Г. Близнюка.