Деепричастный оборот морфологический разбор. Морфологический разбор деепричастия: примеры. Морфологический разбор причастия и деепричастия

Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).

  • Вид (совершенный, несовершенный );
  • Возвратность (возвратное, невозвратное );
  • Переходность (переходное, непереходное );
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

что сделав?

II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).

Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).

Радуясь , он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .

Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Примеры морфологического разбора причастия (разбор под цифрой 3)

Сверьте со своим учебником: причастие и деепричастие определены в нем как формы глагола, или как самостоятельные части речи?

Разбор причастиякак формы глагола :

Разбор причастиякак самостоятельной части речи

вертящаяся - прич., нач. форма вертеться ;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);

непост. признаки: в форме причастия, действит., наст . времени, жен. рода, ед. числа, И. п. ;

синт. роль: определение .

вертящаяся - прич., нач. форма вертящийся ;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст. времени ;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п. ;
синт. роль: определение .

(с) игравшими – глагол, начальная форма – играть ;

постоянные признаки: НСВ, невозвратный , непереходный, 1 спр., действительное, прош.вр. ; непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п .;

синт. роль: определение .

(с) игравшими – прич., начальная форма – играющий ;

постоянные признаки: невозвр., НСВ, действительное, прош.вр .;

непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п .;

синт. роль: определение .

бегущее - глагол., нач. форма бегать ;

пост. признаки: неперех., невозвр., НСВ, I спр ;

непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, ср. рода, ед. числа, И. п.;

синт. роль: определение .

бегущее - прич., нач. форма бегущий ;
пост. признаки: невозвр., НСВ, действит., наст. времени ;
непост. признаки: в ср. роде, ед. числе, И. п .;
синт. роль: определение .

заземленном - глагол., нач. форма заземлить;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. вр., полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п. ;

синт. роль: определение .

заземленном - прич., нач. форма заземленный ;
пост. признаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени ;
непост. признаки: в полн. форме, муж. роде, ед. ч., П. п .;
синт. роль: определение .

покупаемого - глагол, нач. форма покупать;

постоянные признаки: СВ, невозвр., переходный, 2 спр., ;

непостоянные признаки: полн. страдательное, наст. вр .., ед.ч., муж.р., Р.п.;

синт. роль: определение.

покупаемого - прич., нач. форма покупаемый;

постоянные признаки: невозвратный, СВ, страдательное, наст. вр.;

непостоянные признаки: полн. ф., ед.ч., муж.р., Р.п. ;

синт. роль: определение .

Примечания:

1. Причастия можно определить по вопросам (какой? что делающий? кем...?) и по суффиксам:

Действительное причастие прошедшего времени (-вш-, -ш-)

Страдательное причастие прошедшего времени (-енн-, -нн-, -т-)

Действительное причастие настоящего времени (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-)

Страдательные причастия настоящего времени (-ем-, -ом-, -им-)

2. Причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида.

3. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль сказуемого: Компьютер заземлен.

4. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, имеют полную и краткую форму

Признаки, по которым можно отличить отглагольные прилагательные от причастий:

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко (но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око ).

2) У отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ . Если к прилагательному прибавляется приставка не -, то оно остается прилагательным и пишется с одним н : гашеная известь - негашеная известь ;

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов:квашеная капуста , сравни: квашенная на зиму капуста .

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные: преобразованный, стерилизованный .

Примеры морфологического разбора деепричастия

Разбор деепричастиякак формы глагола :

Разбор деепричастиякак самостоятельной части речи

потягивая - глагол, нач. ф. потягивать;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр .;

непост. признаки: в форме деепричастия ;

синт. роль: часть обстоятельства .

потягивая - деепричастие;
пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое ;
непост. признаки: нет ;
синт. роль: часть обстоятельства .

спотыкаясь - глагол, нач. ф. спотыкаться ;

постоянные признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр .;

непост. признаки: в форме деепричастия ;

синт. роль: часть обстоятельства .

спотыкаясь - деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое

непост. признаки: нет ;

синт. роль: часть обстоятельства .

окончив - глагол, нач. ф. окончить ;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр .;

непост. признаки: в форме деепричастия ;

синт роль: часть обстоятельства .

окончив - деепричастие

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое ;

непост. признаки: нет ;

синт роль: часть обстоятельства .

Примечания:

1. Деепричастие – обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? (НСВ) или что сделав? (СВ).

2. Синтаксическую роль деепричастия можно определить только в контексте предложения. Если есть зависимые слова – часть обстоятельства, если нет – обстоятельство.

3. Деепричастие может перейти в наречие, при этом оно лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа. Наступать надо немедля .

4. Деепричастия, перешедшие в наречия, встречаются в составе фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки, кишмя кишат и т.п ., а также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.

Вопрос по теме можно задать на

Морфологический разбор причастия (разбор под цифрой 3)

Сверьте со своим учебником: причастие и деепричастие определены в нем как формы глагола, или как самостоятельные части речи.

Примечания:

  1. Причастия можно определить по вопросам (какой? Что делающий? Кем …?) и по суффиксам:

Действительное причастие прошедшего времени (-вш-, -ш-). Суффикс используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нес-ти нёсший, вез-ти вёзший.

(Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если глагол оканчивается на -шибить, -ереть: вытереть – вытерший, ушибить – ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший недопустимы в литературном языке).

Страдательное причастие прошедшего времени (-енн-, -нн-, -т-)

Действительное причастие настоящего времени (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-)

Страдательные причастия настоящего времени (-ем-, -ом-, -им-)

  1. Причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида.
  2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль сказуемого: Компьютер заземлен.
  3. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, имеют полную и краткую форму

Признаки, по которым можно отличить отглагольное прилагательное от причастия:

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко (но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око).

2) У отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь;

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: квашеная капуста, сравни: квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на –ованный, -еванный - прилагательные: преобразованный, стерилизованный.

Примеры морфологического разбора причастия

Разбор причастия как формы глагола: Разбор причастия как самостоятельной части речи
вертящаяся - глагол, нач. форма вертеться;пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;синт. роль: определение. вертящаяся - прич., нач. форма вертящийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст. времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.
(с) игравшими – глагол, начальная форма – играть;постоянные признаки: НСВ, невозвратный, непереходный, 1 спр., действительное, прош.вр.; непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п.;синт. роль: определение. (с) игравшими – прич., начальная форма – играющий;постоянные признаки: невозвр., НСВ, действительное, прош.вр.;непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п.;синт. роль: определение.
бегущее - глагол, нач. форма бегать;пост. признаки: неперех., невозвр., НСВ, I спр;непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, ср. рода, ед. числа, И. п.;синт. роль: определение. бегущее - прич., нач. форма бегущий;
пост. признаки: невозвр., НСВ, действит., наст. времени;
непост. признаки: в ср. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.
заземленном - глагол, нач. форма заземлить;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. Вр., полн. форма, муж. Рода, ед. числа, П. п.;синт. роль: определение. заземленном - прич., нач. форма заземленный;
пост. рризнаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени;
непост. рризнаки: в полн. форме, муж. Роде, ед. ч., П. п.;
синт. роль: определение.
покупаемого – глагол, начальная форма – купить;постоянные признаки: СВ, невозвратный, переходный, 2 спр.;непостоянные признаки: полн. страдательное, наст. Вр., ед.ч., муж.р., Р.п.;синт. роль: определение. покупаемого – прич., начальная форма – покупаемый;постоянные признаки: невозвратный, СВ, страдательное, наст. вр.;непостоянные признаки: полн. ф., ед.ч., муж.р., Р.п.;синт. роль: определение.

Морфологический разбор деепричастия (разбор под цифрой 3)

Примечания:

  1. Деепричастие – обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? (НСВ) или что сделав? (СВ). Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

молчать : молч -ат молч а ;
решать : реша -ют реша я .

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

замолчать : замолча -ть замолча в ;
решить : реши -ть реши в ;
заняться : заня -ть- ся заня вши сь;
принести : принес -ти принес ши .

  1. Синтаксическую роль деепричастия можно определить только в контексте предложения. Если есть зависимые слова – часть обстоятельства, если нет – обстоятельство.
  2. Деепричастие может перейти в наречие, при этом оно лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа. Наступать надо немедля.

Деепричастия, перешедшие в наречия, встречаются в составе фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки, кишмя кишат и т.п., а также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.

Примеры морфологического разбора деепричастия

Разбор деепричастия как формы глагола: Разбор деепричастия как самостоятельной части речи
потягивая - глагол, нач. форма потягивать;пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт. роль: часть обстоятельства. потягивая - деепричастие;
пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;
непост. признаки: нет;
синт. роль: часть обстоятельства.
спотыкаясь — глагол, нач. форма — спотыкаться.постоянные признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт. роль: часть обстоятельства. спотыкаясь – деепричастие.пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемоенепост. признаки: нет;синт. роль: часть обстоятельства.
окончив - глагол, нач. форма окончить;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт роль: часть обстоятельства. окончив - деепричастие;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;непост. признаки: нет;синт роль: часть обстоятельства.
27 мая 2016

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят морфологический разбор деепричастия. Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя морфологический разбор причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Видео по теме

Синтаксические особенности

Морфологический разбор деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к синтаксической роли, которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится обособленное обстоятельство. В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами деепричастный оборот. Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!