Дети - жертвы террора. Классный час: Детям о терроризме

Правоохранительные органы Стамбула ликвидировали учебный центр террористической группировки «Исламское государство» 1 (организация запрещена в РФ решением Верховного суда - прим. ред.), в котором обучались десятки детей из Узбекистана и Таджикистана. Это далеко не первый случай, когда боевики вербуют тех, чью психику легко извратить ложными ценностями. За последние годы детей посылали на смерть в Чечне, Афганистане, Ираке. Вербовка детей и подростков длится долгие годы, и никто не знает, скольких террористов уже вырастили боевики. Известно одно: дети – легко обучаемое "оружие", на которое подозрение падает в самую последнюю очередь. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался со специалистом в области психологии терроризма Игорем Карповым , который рассказал, почему дети становятся террористами и смертниками, и как их можно вывести из радикального исламизма. Напомним, что в ходе недавнего рейда в районе Пендик в азиатской части города Стамбула, полиция задержала иностранцев, готовившихся отправиться в Сирию и Ирак. Речь шла о 24 подростках, прибывших из Узбекистана и Таджикистана, которых обучали радикальному исламу и правилам жизни в ИГИЛ 1 . В учебном центре для детей-террористов проводились тренировочные сборы, пишет газета Vatan. Это далеко не первая попытка вовлечь детей и подростков в ряды террористов и террористов-смертников. 29 ноября 2011 года СБ Ирака ликвидировали базу «Туюр аль-Джанна» или «Райские птицы», где «Аль-Каида» 1 (организация запрещена в РФ решением Верховного суда - прим. ФАН) готовила детей к участи террористов-смертников. Организация была создана еще в 2006 году, ее тренировочный лагерь находился в районе города Бани Саад в провинции Дияла. Вычислить лидеров группировки, по данным иракской разведки, помог арест женщины, чей сын совершил теракт в одной из шиитских мечетей. Тогда погибли 34 человека. Дети-смертники подбирались среди оставшихся сиротами сыновей боевиков «Аль-Каиды». Их обучали владению различными видами оружия, технике сбора информации, работе с взрывчаткой. По мнению специалиста в области психологии терроризма, научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, военного эксперта Игоря Карпова, дети настолько доверчивы, что им достаточно просто сказать, что нужно делать, и они пойдут и сделают это. «Понятно, что дети более внушаемы, на них легче воздействовать, чем на взрослых, которые, к примеру, что-то знают об истории страны или религии. Есть момент подражания сильным из старших. Есть категория детей, у которых погибли родители. Для них это святое дело – отомстить по всем законам. И подходов к ним много, – рассказал в интервью ФАН Игорь Карпов. Эксперт уверен, что не нужно быть тонким психологом, чтобы заманить ребенка в ряды боевиков. «Какая воля? Мне кажется, что здесь всё гораздо проще... Вот у меня есть внук, ему четыре года, так он с игрушечным автоматом не расстается, стреляет... А ведь еще такой маленький. Девочки в куклы, а мальчики в войнушку. Как их направить, так они и будут делать, – уверен собеседник агентства. – Если это дети постарше, то здесь идет больше элемент подражания – сильные бородатые мужики с автоматами, деньги дают. Когда была война в Чечне, подростки за 100 рублей фугасы подкладывали (заряд взрывчатого вещества, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине, – прим. ред.), и им этого достаточно было. Если смотреть, почему у нас в России уголовники малолетние есть, - ну и там так же, условия воспитания такие, или отсутствие воспитания как такового». Эксперт говорит, что в вербовке детей всё достаточно просто, и глубинные знания психологии даже не требуются, но, по сути, есть такие общеизвестные факты, как извращение Джихада (Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками - например, с ложью, обманом, развращенностью общества – прим. ред), который вовсе не означает "пойти и убить всех, потому что они неверные". «Для них неверные не только мы или американцы; для них неверные те, кто не признает радикальный ислам. Большую лепту в это внес Усама бен Ладен. Они такие фетвы (в исламе - решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики, – прим. ред.) принимают, которые дополняют, и они очень отличаются от настоящего Корана. В Коране и в других источниках в пяти или шести местах упоминается, что самоубийство – страшный грех, – приводит пример Игорь Карпов. – Если ты убил себя, то ты попадешь в ад и будешь постоянно сам себя убивать, снова и снова. Но радикальные исламисты от этого ушли. Это началось еще с Афганистана, когда они детей начали посылать на мины впереди себя». Отдельный и наиболее яркий элемент в вербовке детей и подростков - это мультфильмы. Причем, имеются в виду не картины Уолта Диснея и не наш советский Чебурашка, а мультфильмы, объясняющие юному поколению ложные догматы, обучающие их жестокости. Кадры террористического творчества были размещены на сайте Аш-Шамук, об этом еще в 2011 году сообщал британский центр по противодействию экстремизму Qulliam. Статья с «увлекательными» картинками была написана неким Абу Лаит Йеменом . Речь шла о мультфильме «Аль-Каида» на Аравийском полуострове», в описании которого рассказывалось, какая это увлекательная история о том, кто именно предал ислам и пророка. По словам автора, целью фильма было – убедить молодое поколение пойти по стопам воинов Джихада. Автор написал, что мультфильм содержит сцены вооруженных столкновений и убийств. Можно ли сохранить детскую психику, или же после окончания курса подготовки в террористы в этих детях не остается ничего детского и живого? Карпов считает, что частицы детского в уже ставших террористами ребятах всё же есть, но при этом такие дети могут нанести колоссальный урон - благодаря тем знаниям, которые в них вложили, и тем вещам, которым их научили. «Детское остается. Если попасть в другие руки, где с таким ребенком будут разговаривать и обращаться, как с человеком, еще можно его переориентировать. У нас есть национальный антитеррористический комитет, там показывают ролики, в них подростки рассказывают, что шли за идею, но увидели только убийства, грабежи и прочие бесчинства. Парни уходили просто оттуда, – приводит пример военный эксперт Карпов. – Их немного, но они разочаровываются сами. К этому нужно прийти, нужно осмыслить, что правильно, а что нет. Кроме того, у них нет образования, даже у богатых, а ведь чем лучше знаешь Коран, тем меньше шансов попасть в такую западню. Потому что Коран бывает и с радикальным уклоном, но им же об этом не говорят, не объясняют, что это сказал мулла; обсудили и приняли за основу». Если вспомнить книгу американца Райта Лоуренса «Аль-Каида», то там рассказывается о детстве Усамы бен Ладена, о том, что у его отца было 27 детей и бесконечное количество жен, он был богат. Детей он собирал вместе по религиозным праздникам, а мать Усамы выдал замуж за своего помощника. У ребенка уже в детстве был комплекс, ему хотелось стать великим и сильным. Налицо портрет потенциального боевика, если верить описанию политических психологов.

1 Организация запрещена на территории РФ.

История терроризма приводит в ужас. Особенно ужасает, когда дети становятся террористами. История терроризма пишется до сих пор.

Когда наступают сумерки тысячи босых детей северной Уганды уходят из родных селений в большие города: Гулу, Китгум или Лира. Придя туда, одни идут в здания, другие во дворы, парки или на автобусные остановки. Но, когда наступает рассвет, они возвращаются домой. Что все это значит?

Начиная с 1095 года и на протяжении двух столетий армии крестоносцев не раз проходили по дорогам Европы и Ближнего востока. Им противостояли мусульмане из Северной Африки и Азии. Обе стороны стремились любой ценой завоевать Иерусалим. Эти «святые воины» в многочисленных битвах рубили друг друга на куски. Мирные жители тоже страдали от топоров и мечей. Священнослужитель Вильям из Тира в двенадцатом веке описал вторжение Крестоносцев в 1099 году такими словами:

«Они носились с копьями и обнаженными мечами. Каждого кто, попадался им на пути они, сбивали с ног и разрубали не щадя никого-ни мужчин, ни женщин, ни детей. Убитых было так много, что все улицы были завалены трупами, и невозможно было пройти, не наступив на мертвые тела. Кровь лилась рекой , ею были заполнены все желоба и сточные канавы города, повсюду лежали груды мертвых тел».

Со временем террористы стали использовать огнестрельное оружие и взрывчатые вещества,что привело к еще большим трагическим последствиям.

Жертв-миллионы!

История терроризма приводит в ужас своей масштабностью.

Один молодой студент застрелил наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца Фердинанда. Это произошло 28 июня 1914 года. Этот год считается поворотным годом в истории Европы. Началась первая мировая война, где погибло двадцать миллионов человек.

Вторая мировая война отличалась зверствами. Это и бомбежки мирных жителей, расправа над ни в чем не повинными людьми и концентрационные лагеря. Но этой войной зверства не закончились. В Комбодже в 1970-х годах более миллиона человек стали жертвами резни. В Руанде в 1990-х годах в кровавой бойне погибло более 800 000 человек.

Кровавая история терроризма. Дети террористы.

Терроризм свирепствует вплоть до наших дней. История тех дней так ни чему и не научила. Террористы продолжают хладнокровно убивать. Бомбы взрываются на рынках, гибнут люди, женщины насилуются, детей забирают в рабство, до тла выжигаются целые селения. И этим зверствам нет конца. Никакие законы и общепринятые нормы не помогают.

Некоторые хотят добиться политической свободы и религиозной чистоты путем насилия. Они думают что именно этот метод наиболее эффективный. Даже правительства, чтобы установить порядок, прибегают к террору. Но если бы терроризм был эффективным способом в разрешении проблем, то давно уже наступили бы мирные условия, стабильность и процветание. Но на самом деле все наоборот - это порождает новые репрессии, что вызывает ответную реакцию.

Путь террора - ошибочный путь. Терроризм принес не свободу и счастье, а страдание, разочарование и смерть. Именно такие горестные плоды принес терроризм XX и XX| веку. Одна девушка поделилась:

«Каждый день я с ужасом думаю, что кто-то из моей семьи или друзей может погибнуть… Нам остается надеяться только на чудо ».

Многие тоже пришли к такому же выводу. Людям самим не справиться. Только в силах разрешить все проблемы человечества, в том числе и терроризм. Истории терроризма придет конец!

Форма: классный час

Цель: 1) Дать определение понятию «терроризм», «террорист».

2) Осветить проблему терроризма в России.

3) Определить правила поведения при угрозе террористических актов.

Ход урока

I. Орг. этап.

II. Основная часть.

В последние годы слово «терроризм» стало все чаще появляться в газетах, журналах, на телевидении и в реальной жизни. Терроризм захлестнул нашу страну.

Что же такое «терроризм»? (Терроризм - это совершение взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели людей, имущества или других опасных последствий.)

Ребята, как вы считаете, с какой целью совершаются эти действия? (Эти действия совершаются в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на власть).

Люди, которых называют террористами, совершают взрывы, захватывают заложников, ни щадя не женщин ни детей. В нашей стране действуют различные террористические группировки, состоящие в основном из жителей чеченской республики. Интересы их деятельности в оказании давления на власть РФ с целью отделения Чеченской республики из состава РФ. Финансируются эти террористические группировки международной террористической организацией Аль-Каида.

Террористы обучаются в лагерях на территории Чеченской республики и в странах Ближнего Востока. Террористы в основном исповедуют мусульманство (религия). Они не бояться идти на смерть, так как по религии они после смерти обретут «вторую жизнь» и вознесутся к богу. Нередко среди террористов встречаются и женщины.

История появления терроризма в России берет начала с войны в Чеченской республике (с 1994 г.) начавшейся из-за попытки власти республики объявить независимость от РФ. С этого времени в России произошло ряд террористических актов: взрывы в московском метро, жилых домов в г. Москва, Волгодонск, захват больницы в г. Буденовск, пассажирских самолетов. Остановимся подробнее на недавних событиях.

22 октября 2003 г. в Москве на Дубровке террористы захватили здание театра, в котором шел мюзикл «Норд-Ост». Они в течение нескольких дней удерживали в заложниках несколько сотен людей пришедших на представление. Для освобождения заложников специальных подразделениям пришлось брать штурмом здание театра, в результате штурма было большое количество жертв, среди которых и женщины и дети.

1 сентября 2004 г., произошло чудовищное нападения на школу в республике Дагестан г. Беслан. Дети шли на праздник День знаний со своими родителями, братьями и сестрами. Это был для многих счастливый день - первый день в школе. Однако, террористы захватили беззащитных, безоружных людей, и удерживали их в здании школы 3 дня без еды, воды, подвергали насилию. В результате этой трагедии погибло более 300 человек. Все население страны было возмущено этим захватом школы. Вся страна пыталась оказать посильную помощь пострадавшим в этой трагедии, а также другие страны. Но даже после этой страшной трагедии терроризм невозможно остановить.

Давайте с вами разберем несколько ситуаций. Сейчас мы сыграем с вами в игру «Если бы…». Я буду описывать ситуацию, а вы мне предлагать выход из нее.

1. Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что здание школы заминировано. Ваши действия.

2. Если бы ты зашел в подъезд и увидел подозрительный предмет (сверток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

3. Если бы ты возвращался со школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта .

1. Помните - ваша цель остаться в живых.

2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.

3. Сообщите взрослым или в милицию по телефону 02.

4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

III . Итог.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхам очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными.

Все мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончиться и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.

Предлагаю нарисовать каждому рисунок на тему «Нет терроризму».

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ с. Яковлевка Базарно – Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Исследовательская работа

«Дети- жертвы террора в новейшей истории»

Выполнила: ученик 10

класса Кудашев Рамиль Кямильевич

Руководитель:

Тугушева Расима Кадировна

учитель истории и обществознания

2015 год :

Введение……………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………..………….4-13

§ 1. Терроризм в истории человечества ………………………………4

§ 2 Терроризм в России.……………………………………………….5

§ 3 Трагедия Беслана.…………………………………………………..6-8

§ 4 Биографии детей - жертв Беслана.…………………………….9-13

Заключение……………………………………………………………….14-15

Список используемой литературы………………………………………16

Введение

Актуальность моей темы в том, что у памяти есть свойство стираться, мы часто забываем те или иные события из жизни или стараемся забыть то, за что на самом деле стыдно. Ведь история-это не только даты, крупные события, жизнь вождей, царей, диктаторов, а это прежде всего мы с вами. Поэтому мне захотелось затронуть те ноты, которые касаются детей. Для детей которых 1 сентября 2004 года должно было стать первым днём учёбы в выпускном 11-ом классе. Тема мне близка, потому что в результате трагедии погибли школьники- мои ровесники.

В своей исследовательской работе я использовала следующую литературу и источники:1. Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический

аспект: Учебно-методическое пособие. Методологическую базу исследования составила совокупность общенаучных и специальных методов анализа, беседы, социологического опроса.

Хронологические рамки моей работы охватывают периоды с 1992г по 2014 год.Целью данной работы - показать, что террор и дети – это несовместимые понятия, ведь террор ломает судьбы детей, он подобно катку проезжает, уничтожая физически или морально, ломая судьбы тех, кто выжил. Задачи : 1)проанализировать литературу по теме исследования

2)Параметры трагедии Беслана

3)провести опрос по теме «Терроризм сегодня» с обучающимися 9-11 классов. Объект: Терроризм как угроза для детей Предмет: процесс получения информации о террористических актах на территории России (на примере СОШ №1 г.Беслана). Методы: анализ, теоретический, социологический, исследовательский, опрос. Структура исследовательской работы обусловлена целью и задачами.

Работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Основная часть

§ 1. Терроризм в истории человечества.

ХХ век оставил свой кровавый след в истории человечества.Человечество не оправилось от последствий трагедии армянского геноцида, Второй мировой войны и Холокоста - преступной нацистской политики, унесшей миллионы человеческих жизней; геноцидов в бывшей Югославии и Руанде, в ходе которых погибли десятки тысяч детей. Теракты против детей продолжаются: от убийства в школе во французской Тулузе да захвата и казни трех израильских подростков летом 2014 г. Казалось бы, память о Второй мировой войне и геноцидах войне навсегда должна научить человечество ценить мир. К великому сожалению, приходится констатировать возрождение нацистских лозунгов. Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральной центре на Дубровке, Кизляре и Беслане... Откуда берется ненависть? Почему потомки воинов разных национальностей, сражавшихся плечом к плечу против нацизма, убивают друг друга по религиозным и национальным соображениям? Чудовищная правда сегодняшнего дня. Социальная напряженность в обществе, межэтнические конфликты, проявление различных видов экстремизма стали для многонациональной России. Сегодняшний мир представляется жестоким и разобщенным. В этом мире стало страшно жить: страшно ходить в школу детям, страшно пользоваться общественным транспортом, страшно посещать места массовых скоплений народа - именно они являются мишенью для террористов. 1

§ 2 Терроризм в России.

На различных этапах новой и новейшей российской истории террор занимал различное место в жизни общества: от индивидуального революционного террора в Российской империи в последние десятилетия её существования, до террора последних двух десятилетий в Российской Федерации, принявшего исламистский характер. От массового Красного и Белого террора противоборствующих сторон в годы Гражданской войны, до государственного в СССР. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года. 2 Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, заставить выполнять свои требования. Последние несколько лет нашей стране много пришлось пережить и в том числе нападки террористов. Мною были изучены и проанализированы статистика терактов за последние 23 года на территориии РФ.

§ 3 Трагедия Беслана.

Ровно 10 лет назад маленький Беслан в Северной Осетии потерял почти столько же людей, сколько жителей этого города погибло на фронтах за четыре года Великой Отечественной войны. Но самое страшное то, что в родной школе в самый светлый и теплый день года - 1 сентября - погибли 186 ни в чем не повинных детей. Погибли мучительно, страшно, сгорая от жажды, огня и чужой ненависти. Сегодня, 3 сентября, в российском календаре обозначен как день солидарности в борьбе с терроризмом.Русский народ никогда не забудет, какая ужасная трагедия случилась в Беслане 1 сентября 2004 года. Теперь в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте – в школе. Невинные дети, которые самое дорогое, что есть в этом Мире. Они погибли от позорных пуль в спину полулюдей- полуволков. Но им надо помнить, что и на них всегда найдётся управа, и Россия уже не раз и успешно защищала свою Родину от врагов, положивших глаз на Славную Землю и Великий народ.1 сентября 2004 в Беслане (Северная Осетия) была захвачена террористами школа № 1. В заложники были взяты 1128 человек - дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании, отказывая в самом необходимом. 3 сентября в школе произошли взрывы и возник пожар, в результате чего здание частично обрушилось. Федеральными силами был начат штурм. Во время перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в первый день). Единственный взятый живым террорист, Нурпаши Кулаев был арестован и приговорен к пожизненному заключению.

В результате теракта погибли 334 человека:

    Дети от 1 до 17 лет - 186

    Родственники, гости и друзья учащихся - 118

    Сотрудники школы - 17

    Бойцы спецназа ЦСН ФСБ - 10

    Сотрудники МЧС - 2

    Милиционеры – 1

    Последней погибшей в результате теракта стала 32-летняя Марина Жукаева, которая скончалась в августе 2005 года, не приходя в сознание. Ответственность за теракт в Беслане взял на себя Ш Шамиль Басаев, опубликовавший заявление на сайте "Кавказ-центр" 17 сентября 2004 года. 3

    Я провел опрос среди учащихся 9-11 классов (57 человек) своей школы по следующим вопросам:

1.Знаете ли вы, что такое терроризм?

2.Стали бы вы поддерживать терроризм, если бы это было вам выгодно?

3.Как по вашему мнению можно ли искоренить терроризм?

4. Сталкивались ли вы ваши близкие, родственники, друзья с террористическими актами?

По результатам опроса, по данной проблеме мною была прочувствована детская боль трагедий. Эта боль никого не оставляет, она всегда напоминает о себе.

Из 57 опрошенных, почти все знают что такое терроризм. Все опрошенные были против второго вопроса. По третьему вопросу многие согласились с тем, что искоренить можно терроризм. К счастью никто из опрошенных не сталкивался с терроризмом.

Мы должны постоянно помнить о жертвах террора. Чтобы мы наши дети никогда не были террористами. Никогда не стали их жертвами. Никогда не были равнодушными к преступлениям против детства.

§ 4 Биографии детей - жертв Беслана. 4

Есть такое высказывание: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется». Не удивляются, но восхищаются жертвенностью Бесланских учителей, жителей, учеников.Но нет более достоверной истории, чем история борьбы Бесланских учителей и учеников за жизнь. Низкий поклон и вечная память им.

Алана

Мы жили в непосредственной близости от школы, окна нашей

квартиры выходили прямо на спортзал. Поэтому я отправила сначала Алану, а потом, через некоторое время, сама пошла с годовалой дочерью Миленой. Мне не хотелось брать её с собой в школу,

и я надеялась её оставить с кем-нибудь из соседей на улице, так

как занести Милену к няне я уже не успевала. Но, к сожалению, на

улице я никого не встретила. Пришлось заходить во двор школы с

ребенком на руках.

Я успела подойти к классу своей дочери, переговорить с учильницей и родителями, а потом услышала автоматную очередь за своей спиной. Обернувшись, я в ужасе увидела искорёженное лицо человека с автоматом в руках, что-то орущее и угрожающее.

С этого момента жизнь моя перевернулась.

Террористы сделали всё для того, чтобы в спортзале, куда они

загнали всех заложников, люди ощущали себя, как в аду. Они усадили всех на пол. Места было так мало, что всем приходилось сидеть, поджав ноги, без возможности встать. Груднички, которые тоже оказались в числе заложников, жутко кричали. Была невыносимая жара, воздуха не хватало, в зале стоял гул, террористы нервничали и постоянно выпускали очереди из автоматов. Заставляли поднимать руки над головой, издевательски крича: «а ну-ка, сделайте зайчиков и закройте рты». Всё время использовали метод

коллективной ответственности, устрашая тем, что если найдут у кого-либо телефон, то убьют не только владельца, но и сидящих рядом. Постоянно напоминали, что в случае уничтожения одного из них, они будут убивать 50 заложников. Но в то же время они говорили: «молитесь, чтобы и мы добились того, чего мы хотим, и вы в живых остались».

Я сидела, поджав ноги, с годовалым ребёнком на руках, который вжался в меня, как будто снова хотел проникнуть в утробу, а старшая девочка сидела рядом и не соглашалась даже облокотиться, боясь усугубить моё и так трудное положение. А у меня было только одно желание - спрятать их обратно в себя. Сидя в этом аду под дулами автоматов и под развешанными гирляндами бомб, я испытывала одинаковую ненависть как к террористам, так и к нашей власти. Я понимала, что мы между ними -сильными и жестокими - добивающимися своих целей посредством жизней наших детей. Было невыносимо больно, когда террористы, насчитав 1 200

человек, заявили, что СМИ передают о 120, а через некоторое время о 354 заложниках. «Мы доведем вас до озвученного вашей властью количества, а все так и будут думать, что вас было столько» - издевались они над нами. «Никто не выходит с нами на переговоры, вы никому не нужны» - морально добивали заложников душегубы. За всё время, проведенное мною в спортзале, я, несмотря на своё смятение, не переставала удивляться стойкости и терпению наших деток. Удивительно, но у детей в критической ситуации ярко проявились все их хорошие качества. У взрослых было несколько иначе. Дети поддерживали друг друга, помогали друг другу, даже

приносили воды, кому удавалось выйти в туалет, другим листочки от

комнатных растений. Это были маленькие герои, которые вмиг__были лишены детства. Наши погибшие дети стали бы достойными гражданами страны.

На вторые сутки захвата в школу вошёл Руслан Аушев. Результатом его визита стало освобождение 26 человек (матерей с малолетними детьми). В их числе оказалась и я со своей младшей дочерью. На мою просьбу дать возможность вынести ребенка старшей сестре, террорист заорал: «Я сказал мать и грудной ребёнок. На выход!». Мы ушли, а Алана осталась в школе навсегда. С этим приходится жить, страдая каждый день.

Таймураз Дауров

1 сентября 2004 года Таймураз Дауров, как и все его сверстники со 2 «а», спешил на праздничную линейку вместе со своей сестрой четвероклассницей Дианой.

Вы идите, я вас догоню, - сказала им мать, которая замешкалась с маленькой дочкой Мадиной. Но ей не суждено было выполнить свое обещание. Вместе с сотнями детей и взрослых в капкан кровожадных хищников попали и Диана с Тамуликом. Даже в этом аду брат и сестра не разлучались, все время находились вместе, заботливо поддерживали друг друга. В невыносимой духоте с недетским мужеством терпели жажду и

«Кормились» надеждами, что после освобождения напьются воды от души. По словам одной из заложниц, на третий день кто-то тайком принес воды. Предложили попить и Тамулику, но он отказался:

Тогда в туалет захочется, а сходить некуда...

Маленький мужчина не мог себе позволить позориться перед женщинами и девочками. Несмотря на жару и духоту, он даже рубашку не снял. Ему было стыдно: как же он, мужчина, оголится перед слабым полом даже по пояс?..

Прогремели взрывы. Затем обрушились крыша и потолок. В огненном аду сгорели сотни безвинных душ, в их числе и Тамулик... Диана не понимала, что братик убит. Она стояла около него и смотрела безумными глазами, как его маленькое тельце окрасилось алой кровью. Ей кричали:

Убегай, девочка!.. Но она ничего не понимала:

Как я оставлю братика?.. Диану спасли. С ранами и в страшном стрессовом состоянии отвезли в больницу. Прошло время, но Диана не может забыть ту картину, как братик истекал кровью... Родные долго искали Тамулика. Вместе с родственниками объехали все больницы республики. Не верили в его смерть, надеялись, что он где-то лежит раненый. После безуспешных поисков, скрепя сердце, вошли в морг. По оставшимся кусочкам трусов и опознала мама обгорелое тело любимого сыночка... С болью вспоминают о своем воспитаннике и воспитатели детского сада «Березка»:

Тамулик был очень понятливым мальчиком. Его рассуждения в таком юном возрасте порой были такими серьезными, как у взрослого. Ему даже не нужно было говорить: «Нельзя этого делать». Он сам все понимал. Было усердие в учебе. А как он был азартен в спортивных играх! Его бабушка любила и баловала внуков. Откладывала для них самое сладкое, самое вкусное. Тамулик говорил: «Когда я вырасту, сначала стану ученым, а потом президентом. Сейчас ты обо мне заботишься, а потом уже будешь старая. Я буду делать для тебя все, чтобы ты ни в чем не нуждалась, чтобы тебе было хорошо...». Не пришлось стать Таймуразу Даурову ни ученым, ни прези-

Альберт Бердиков

Впервые маленький Альберт испугался в пятилетнем возрасте, когда в магазин, в котором работала его мама Загира, ворвался вооруженный грабитель. Он ударил ее прикладом автомата и забрал из кассы деньги Женщина осталась жива, но лишилась глаза. Потрясенный Альберт часто вспоминал это и говорил: «Хорошо, что он меня не ударил, а то бы я умер».

Загира обожала своего единственного сына. Он был очень любознательным, любил математику, терпеть не мог девочек, с интересом изучал осетинский язык и учил говорить на этом языке маму (Загира - дагестанка). Он был очень ласковым - никогда не уходил слать, не поцеловав на ночь маму и бабушку. Альберт был небольшого роста и мечтал поскорее вырасти. Единственный ребенок - вечная тревога матери. Загира постоянно боялась, что с ее мальчиком что-то случится. Чтобы быть рядом с ним, она устроилась техничкой в первую школу. На каждый День знаний они приходили вместе. Пришла она и теперь, хотя работала уже в другом месте. Вместе они оказались и в спортзале. Поначалу все происходящее казалось Альберту похожим на кадры из боевика. Но когда на его глазах застрелили Руслана Бетрозова, он испуганно спросил маму: «И меня тоже убьют?»Загира теряла сознание, Альберт прикладывал ей к лицу влажную тряпку, гладил щеки, тормошил: «Мама, мама, не умирай!Я всегда буду тебя слушаться!» Незадолго до первого взрыва он решил выйти в душевую, чтобы намочить майку. Успел сделать всего несколько шагов. Загира помнит ощущение пустоты в груди, когда смотрела ему вслед. Сын уходил от нее навсегда... Она опознала Альберта в морге 23 сентября.

Вначале они с мужем, отказываясь верить в смерть сына, искали его в больницах. После безрезультатных поисков пошли в морг. Загиру словно магнитом потянуло к черному пластиковому пакету под номером 235. Но на нем была бирка с чужой фамилией.

Тело уже опознано, - сказал служитель морга. Однако, спустя несколько дней, она вновь остановилась возле того же номера. Фамилии на пакете уже не было. Попросила открыть, перевернуть тело. И увидела знакомые родинки... После похорон кто-то принес ей из школы сочинение, которое Альберт написал в начальных классах. Тема: «Двадцать лет спустя». «Мне уже 30 лет. Я окончил юридический факультет. Работаю судебным исполнителем. У меня жена и двое детей. Я до сих пор дружу со своими одноклассниками Андреем и Аланом. До сих пор я помню свою школу и учителей Ирину Васильевну и Галину Хаджиевну (Ватаева Г.Х. тоже погибла). Они учили меня читать, писать и считать. И вот я уже взрослый мужчина...»

Заключение.

Думать о том, что это наша сегодняшняя действительность -

страшно. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки

всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпи-

мости по отношению к окружающим. В таких условиях всеобщей

нетерпимости, недоверия и постоянной вражды не может функцио-

нировать государство, полноценно развиваться социум. Не допустить

подобного развития событий - это забота каждого гражданина. Несмотря на меры, предпринимаемые государствен-

ными структурами, и деятельность общественных организаций,

проблема социальной напряженности не теряет своей актуальности.

Все чаще в последнее время люди стали задумываться над тем, как

создать условия комфортного существования в мире без насилия и

жестокости, в котором самой главной ценностью является неповто-

римая и неприкосновенная человеческая личность.

У терроризма нет лица и национальности. Терроризм - это чума современного общества. Это болезнь, которой заболевают только нелюди, переполненные неприязнью ко всему: к обществу, религии, культуре, людям. Только террорист, ничего не чувствующий, не испытывающий ничего, кроме ненависти, способен посягнуть на самое святое - человеческую жизнь, причем зачастую это оказывается детская жизнь.

Нет в словарях и в нашем понимании слова, которым можно назвать тех, кто убивает детей, женщин и стариков. Нет, потому что это не поддается человеческому пониманию, это вне человеческих ценностей и морали.Самое страшное то, что террористы стремясь добиться своих целей не воюют с сильными противниками, а бьют по незащищенным, слабым местам нашего общества - по мирному населению.

Решение этой проблемы является одной из главных задач всего мирового сообщества и в достаточной мере осознается международной общественностью, политическими деятелями, сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов, а также волнует любого здравомыслящего человека на земле.

Путь борьбы с терроризмом один. Всем людям в мире необходимо объединиться и дать достойный отпор этой проблеме глобального масштаба.

ОДНОГО ЛЕГКО СЛОМИТЬ, НО ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА, КОТОРАЯ СМОЖЕТ ПОБЕДИТЬ ТЕРРОРИЗМ!

Вечная память детям Беслана, гибель которых потрясла весь мир!
Вечная память учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу! Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей!
Вечная память людям, спасавшим заложников в этой жестокой войне без правил!

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма объявляется минута молчания.

Список используемой литературы:

1. Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический аспект.

2.Годовщина теракта в Беслане- Российская газета (rg.ru)

3. Гушер А.И., Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития

4. Кл.час \"Экстремизм и терроризм\"

Провела классный руководитель 9 класса - Агамирзоева Д.Н.

5. Соколова Я.В.Мы против экстремизм: Пособие для учащихся. –М.;НМЦ «Гражданин», 2009. -48 с.; ил.- (Я –гражданин России)

6. Алешина Наталья Владимировна Мы помним…", посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов

1 http://newsland.com/news/detail/id/481407/

3 Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический аспект стр 58

4 Составлена на основе книг: Плакал дождь холодными слезами. / Автор-составитель М. Кабоев. Изд. 2-е - Владикавказ: Издательство - полиграфи-

ческое предприятие им. В. Гассиева, 2008; Баскаева Э. Пепел Беслана стучит в

наши сердца. Издание 2-е, дополненное и доработанное. Владикавказ, 2012

Что такое терроризм?

Это одно из самых страшных преступлений. Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить побольше заложников, чтобы держать их в неволе и мучить. Они думают, что так они всех запугают и получат все, что им нужно, – деньги, разрешение не подчиняться законам или что-то еще.

Террористы – это преступники, которые не могут победить армию и милицию и поэтому с оружием в руках нападают на простых людей, которые пришли в кино или едут на работу, или на детей, собравшихся на праздник в школе.

За терроризм полагается более строгое наказание, чем за обычное похищение людей или убийство. Поэтому бандиты знают, что им не на что надеяться, и очень жестоко обращаются с теми, на кого нападают.

Скорее всего вам не придется столкнуться с террористами, но узнать заранее, где, когда и на кого они нападут, очень трудно. Поэтому каждому надо быть готовым к такому нападению и помнить простые правила, которые помогут вам и вашей семье не пострадать от действий преступников.

Это не игра!

Главное: вы никогда не должны бояться. Но всегда должны быть настороже.

Нужно быть внимательным к тому, что происходит вокруг, замечать, все ли нормально.

Надо знать, где находятся выходы из здания, в котором вы находитесь – школе, кинотеатре, спортивном клубе.

Надо знать, где находятся ближайшие травмопункт и поликлиника, на случай если вы или кто-то из ваших родных или знакомых получил ранение или травму.

Всегда относитесь серьезно к просьбам покинуть здание (эвакуироваться), даже если вам говорят, что это учения. Такие просьбы надо выполнять обязательно!

Если объявили эвакуацию, помните, что надо держаться подальше от окон, стеклянных дверей и перегородок.

Нельзя принимать пакеты, сумки, коробки и ДАЖЕ ПОДАРКИ! от посторонних людей.

Ни в коем случае нельзя трогать никаких предметов, оставленных на улице, в транспорте, в магазинах и общественных местах, даже если это игрушки, мобильные телефоны.

В чрезвычайных ситуациях следуйте указаниям родителей и старших.

Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, милиционеров, врачей, пожарных.

Там, где много людей, не всегда безопаснее

Террористы чаще всего нападают на правительственные здания, аэропорты, крупные магазины, электростанции, школы, большие праздники и концерты, поезда, самолеты, автобусы. Поэтому, посещая такие места, нужно быть внимательным и обращать внимание на все подозрительное и сообщать об этом родителям.

Террористические акты бывают нескольких видов: захват заложников, угоны транспортных средств вместе с пассажирами, взрывы.

Особые вещи

В вашей семье должен быть особый набор предметов первой необходимости. В нем должна быть аптечка (набор лекарств, бинтов), запас свежей воды и долго хранящихся продуктов, радио, фонарик, новые батарейки. Все это должно быть компактно упаковано, лучше всего в сумку, которую будет удобно нести.

Это поможет вам и вашим родителям, если будет нужно, быстро уехать или уйти в безопасное место, не теряя времени на сборы необходимых вещей.

Набор предметов, которые помогут вам пережить несколько дней вне вашего дома, скорее всего не понадобится, но лучше всегда держать его наготове.

Помимо этого набора, который должны собирать взрослые, вы также можете собрать свой. Его можно положить в старый портфель или сумку. Главное, чтобы его было легко нести.

Мы предлагаем поместить туда следующие вещи:

Пару любимых книжек,

Карандаши, ручки, бумагу,

Ножницы и клей,

Маленькую игрушку, головоломки,

Фотографии семьи и любимых домашних животных.

Семейный план

Вашей семье следует разработать план на случай теракта, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Надо, чтобы каждый член семьи знал, что ему делать и где встречаться с остальными родственниками.

Этот план надо запомнить, чтобы не потеряться, если вдруг что-то произойдет, когда вы будете далеко от дома. Ведь нередко бывает, что вы, например, находитесь в школе или в гостьях у товарища, ваши родители на работе, а сестренка или брат в детском саду.

Составлять план нужно всей семьей. Обсудите, какие происшествия могут случиться, что нужно сделать, чтобы быть к ним готовым, что делать, если начнется эвакуация из вашего дома или из вашего района.

Необходимо договориться всей семьей о том, где встречаться после эвакуации. Надо знать, куда звонить, чтобы проверить, где находятся ваши родственники. Например, стоит запомнить телефонный номер дяди, тети или бабушки, которые живут в другом конце города. Тогда, если что-то случится, вам следует позвонить им и сказать, где вы находитесь, чтобы родственники могли легко вас найти.

Будет неплохо, если вы договоритесь с соседями о том, как будете действовать в случае бедствия или теракта. Узнайте, нет ли среди них врачей, спасателей, милиционеров – это всегда может пригодиться.

Если вы попали в заложники

В этом случае надо помнить следующее:

Обычно скрыться с места, где появились террористы, собравшиеся захватить заложников, можно только в течение первых нескольких минут.

Если рядом с вами нет террористов, если вас никто не видит, нельзя стоять на месте. Если вы можете убежать, следует сделать это как можно скорее.

Не пытайтесь вырваться, пользуясь электрошокерами или газовыми баллончиками. Террористы – вооруженные и очень агрессивные люди, которым ребенок и даже многие взрослые не смогут оказать сопротивления.

Если скрыться нельзя, то верьте – вас обязательно спасут и освободят. Но сделают это не сразу. Поэтому надо настроиться на то, что какое-то время, возможно несколько дней, вы будете находиться вместе с террористами.

Ни в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что террористы все равно не откажутся от своих намерений. Плач и крики только еще больше раздражают и озлобляют террористов.

Надо быть готовыми и к тому, что в течение довольно длительного времени вам могут не давать есть и пить. Поэтому надо экономить силы. Особенно если в помещении будет мало воздуха. Если же вам запретят ходить по помещению, то надо делать простые физические упражнения: напрягать мышцы ног и рук, шевелить пальцами.

Не делайте резких движений – это тоже озлобляет террористов. Если террорист угрожает вам оружием, надо выполнить все его требования, потому что ваша главная задача – спасти свою жизнь.

Постарайтесь победить страх и испуг. Думайте о чем-нибудь хорошем, вспоминайте интересные книги, решайте в уме математические задачи, молитесь. Слушайте и запоминайте, о чем разговаривают террористы, как они выглядят, но делайте это как можно более незаметно. И помните, что с террористами ведут переговоры и вас освободят!

Если у вас есть раны, старайтесь как можно меньше двигаться – это уменьшит потерю крови.

Если вы поняли, что начался штурм, надо держаться как можно дальше от окон и дверей. Старайтесь найти укрытие и быть как можно дальше от террористов.

Если раздаются хлопки светошумовых гранат (когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы чувствуете резкий запах), надо упасть на пол, закрыть глаза, ни в коем случае не тереть их, закрыть голову руками и ждать, пока спасатели не выведут вас из здания.

Ни в коем случае не хватайтесь за брошенное террористами оружие!

После освобождения надо обязательно сказать спасателям свои имя, фамилию, адрес, где вы живете.

Если взорвалась бомба

Главное правило: никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи. Если вы увидели оставленную кем-то сумку, портфель, игрушку, мобильный телефон или другой предмет – даже не приближайтесь к нему, а сообщите о находке взрослым. Террористы стараются использовать как мины те вещи, которые очень хочется взять в руки и осмотреть.

При взрыве обязательно надо упасть на пол.

Если в здании или в помещении, где вы находитесь, произошел взрыв, главное – сохранять спокойствие.

Будьте уверены, что сможете выбраться. После того как взрыв произошел, надо как можно скорее покинуть это здание и помещение.

Ни в коем случае не задерживайтесь для того, чтобы собрать свои книги, игрушки, другие вещи, или для того, чтобы позвонить.

Если вокруг вас падают вещи, мебель, обломки, срочно спрячьтесь под партой или столом, пока не прекратится падение вещей, затем быстро выбегайте из помещения. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом!

Если после взрыва начался пожар, нужно пригнувшись или даже ползком как можно быстрее выбраться из здания. Обмотайте лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них. Если перед вами оказалась закрытая дверь, до того как открывать ее, потрогайте ручку тыльной стороной ладони.

Если ручка не горячая, медленно откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь. Если их нет, выбирайтесь, низко пригибаясь к полу.

Если дым и огонь не дают вам пройти, обязательно закройте дверь и ищите другой выход из здания.

Если ручка или сама дверь горячая, никогда не открывайте ее. В крайнем случае выбираться из здания можно через окна.

Если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, что вам нужна помощь. Для этого нужно подойти к окну и размахивать каким-либо предметом или одеждой, чтобы вас заметили.

Если вас завалило

Не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы проползти. Если под рукой есть обломки стола или парты, надо постараться подпереть то, что над вами находится. Отодвиньте от себя острые предметы. Если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону «112». После этого надо ждать.

Закройте нос и рот носовым платком и одеждой. Стучите по трубе или стене, чтобы спасатели могли услышать, где вы находитесь. Кричите только тогда, когда услышали рядом голоса спасателей. Помните, что, когда вы кричите, вы можете наглотаться пыли и даже задохнуться.

Если у вас есть вода – пейте как можно больше. Ни в коем случае не разжигайте огонь. Старайтесь сохранять спокойствие, думайте о чем-то хорошем и помните, что спасатели помогут вам.

Как быть с домашними животными?

Если случится бедствие или теракт, опасность будет угрожать не только вам, но и вашим домашним любимцам. Если вы должны срочно уехать или уйти в безопасное место (эвакуироваться), лучше всего взять вашего питомца с собой – не стоит оставлять его одного.

Брать с собой животных нельзя только тогда, когда вы идете в специальное убежище. Там могут находиться только люди.

Если вы не можете взять животное с собой, оставьте его в наиболее безопасной точке квартиры, например, в ванной. Не привязывайте вашего питомца. Не забудьте – у него должен быть достаточный запас еды и воды.

Важные советы

Бедствие или теракт могут произойти в любой момент, без предупреждения. Вам и вашим родителям может стать страшно. Может быть, вам придется покинуть дом и перебраться в убежище или временное жилище. Вы какое-то время не будете встречаться со своими школьными друзьями, спать в своей любимой постели. Но, что бы ни случилось, не забывайте, что:

Бедствие не будет длиться очень долго. Если вы очень сильно соскучились по дому, не печальтесь, лучше найдите себе какое-нибудь занятие. Думайте о том, что и на новом месте вы можете найти друзей и скоро все будет хорошо.

Если вам страшно, попросите родителей или других взрослых помочь. Они объяснят, что происходит, и обязательно помогут. Не бойтесь задавать такие вопросы, как «как долго мы будем находиться в убежище», «когда мы снова пойдем в школу».

Если вы будете запоминать или записывать, что вы видите, или рисовать картинки про то, что с вами происходит, это может вам помочь. Не беда, если хочется плакать. Плачьте, ничего плохого в этом нет. Но помните, что все обязательно наладится!

Кстати, вы ведь уже достаточно повзрослели и можете помочь взрослым победить бедствие. Например, если вы находитесь в убежище, вы можете посидеть с другими детьми, мыть полы или готовить еду.