Дети с нарушением зрения в школе. Классификация детей с нар.зрения. вида нарушения зрения
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Доклад на тему: «Особенности детей
с нарушениями зрения»
Выполнила:
Колебер Галина Федоровна,
учитель
начальных классов
Анадырь
2016 г.
I . Введение
По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял зрение в детском возрасте.
Зрение - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.
Для чтения слепые используют шрифт Брайля.
II . Причины зрительных нарушений
1. Врожденная патология
1.1Наследственная передача некоторых дефектов зрения (генетические факторы):
а) микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное
понижение зрения;
б)анофтальм – врожденное безглазие.
в)катаракта – помутнение хрусталика;
г)астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;
1.2.нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);
воздействие на плод инфекций.
2. Приобретенная патология
2.1.Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия;
2.2.Осложнения общих инфекций: оспы, туберкулеза глаз;
2.3. Глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза);
2.4.Внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;
2.5.Травмы головы;
2.6.Атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);
2.7.Нейроинфекции – менингит, энцефалит.
3. Функциональные нарушения
3.1. Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил:-недостаточная освещенность.
3.2. Чрезмерные зрительные нагрузки (длительное чтение книг, просмотр телевизора, работа с компьютером),
3.3.Несоблюдение правил работы с книгой: чтение лежа, в движущемся транспорте, при плохом освещении).
II . Классификация детей с нарушением зрения
1. Незрячие (слепые) - это лица с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, лица с более высокой остротой зрения, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.
1.1. абсолютная слепота – полное отсутствие зрительного восприятия и полная невосприимчивость к свету;
1.2. практическая слепота – степень потери зрения при котором человек не видит людей, предметы, утрачено восприятие цвета, света и формы. Способность видеть колеблется в диапазоне светлое – темное, контуры, силуэты.
2. Слабовидящие - это лица с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Лица с пониженным зрением или пограничным зрением между слабовидением и нормой имеют остроту зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией.
2.1.Частичная потеря зрения – относительное снижение остроты зрения, цвет и форма воспринимается, но более мелкие детали не различаются;
2.2.Цветовая слепота – человек видит нормально, но не воспринимает всех или нескольких цветов;
2.3. Куриная слепота (не видит в сумерках) или дальтонизм (искаженное восприятие некоторых цветов, цвета могут восприниматься только в желтом и голубом, иногда в красном и зеленом, может быть восприятие только в сером цвете).
3. В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети, имеющие:
3.1.амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины);
3.2.миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза);
3.3.косоглазие (нарушение содружественного движения глаз).
III . Характерные особенности детей с нарушением зрения
У незрячих (слепых):
наблюдаются специфические особенности психики - либо он всячески старается уменьшить пропасть отделяющую его от нормальных детей, либо наоборот подчеркивает различия и требует признания особой формы личности;
могут наблюдаться нарушения эмоционально-волевой сферы: чувство малоценности, слабости, неуверенности в себе;
многие дети не умеют общаться в диалоге, т.к. не слушают собеседника;
обедненность опыта, т.к. у них знакомство с окружающим лишь формально-словесное;
страх, вызванный неизвестным и непонятным;
слуховое внимание у них концентрированное;
быстро считают, запоминают большие объемы текста, умение петь, находчивость в викторинах;
обостренное осязание
У слабовидящих:
трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей;
трудности узнавания предметов и их изображений, смешение сходных по форме изображений и предметов;
снижение скорости и точности восприятия;
испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради, обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях;
имеет место нарушение бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами;
снижается скорость и качество выполнения видов работ, в основе которых лежит зрительное восприятие;
заниженная самооценка, низкая положительная мотивацию к учебной деятельности (частые ситуации неуспеха);
не в состоянии самостоятельно обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика);
чувство неуверенности (излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности).
IV . C оздание специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации
1. Обучение слепых детей с опорой на сохраненные анализаторы:
Слуховой,
Вибрационный,
Обонятельный,
-«шестое» чувство (тепловое)
2. Обучение слабовидящих детей с опорой на остаточное зрение:
Применение оптических средств,
Наглядности,
Специальных учебников,
Дополнительного освещения.
3 . Интегрированное обучение детей с нарушением зрения.
Педагог должен соблюдать следующие правила :
Посадить ребенка за первую парту;
Соблюдать режим зрительной работы: 10-15 мин. непрерывного чтения или письма – перерыв;
Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность;
Осуществлять тесную связь с родителями и медработником.
Классификация детей с нарушением зрения
Категория детей с нарушением зре ния весьма разнообразна и неоднородна. По степени нарушения зрения и зрительным возмож ностям она включает следующие подкатегории:
I . Слепые дети. По остроте зрения это де ти с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые» входят также дети с бо лее высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельнос ти они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения не яв ляется единственным критерием слепоты.
II. Слабовидящие дети . К этой подкате гории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Примечание : Дети с остротой зрения 0,9 - 1,0 (90% -100%) относятся к нормально видящим.
Всех детей с патологией зрения с учетом остроты и поля зрения, а также по органическим и функциональным причинам его нарушения, еще принято делить натри группы:
I. Слепые (см. выше).
II. Слабовидящие (см. выше).
III.
Дети с функциональными нарушениями
зрения. Большую их
часть составляют дети с
амблиопией
и косоглазием.
Охарактеризуем каждую из названных групп.
У слепых детей наиболее резко выражена степень нарушения основных зрительных функций (остроты и поля зрения, световой чув ствительности, цветоразличения, характера зрения). Глубокое снижение остроты зрения де лает невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие. В тифлопедагогической практике обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы:
1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью от сутствуют зрительные ощущения
2) Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
3) Слепые дети, у которых имеется све тоощущение и цветоощущение , то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0.005 до 0.009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
5)
Слепые с
остаточным форменным (предметным) зрением,
то есть дети, у которых
имеется форменное или предметное зрение.
К
этой группе относятся дети, острота зрения ко
торых варьируется в пределах 0,01 - 0,04.
По степени зрительных нарушений под категорию «Слабовидящие дети» тоже це лесообразно делить на группы:
1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0.2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0.4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
У слабовидящих детей 1-й группы (остро та зрения от 0,05 до 0,09), как правило, от мечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено про странственное зрение. Все это затрудняет зри тельное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки, а также в мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения. При обучении этих детей необходимо использовать систему специальных технических и оптических средств (различные лупы, бинокли, монокли и др.) и опираться на возможности сохранных анализаторов с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых зрительных функций. Зрение этой группы детей недостаточно устойчиво. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В учебном и коррек ционно-воспитательном процессах эти дети требуют повышенного внимания педагогов. Их надо сажать за первые парты, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме и, по возможности, предоставлялся для индивидуального использования. Среди детей этой группы многих необходимо параллельно обучать системе Брайля. По крайней мере тех из них, у которых заболевания зрительного анализатора относятся к прогрессирующим, то есть приводящим к слепоте.
Слабовидящие дети 2-й группы (с остротой зрения от 0,1 до 0,2) по состоянию своего зрения, как и дети 1-й группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше. Именно поэтому во многих литературных источниках по тифлологии зрение до 0,2 (на пример, см. работы А.Г. Литвака) обозначается как «медицинское слабовидение». В целом, учиться с использованием плоского способа письма и чтения им легче, чем детям 1 группы. Однако и среди них есть дети (это связано с состоянием зрительных функций), которые нуждаются в повышенном внимании педагогов. Например, если у ребенка имеется сочетание таких клинических форм зрительной патологии, как дальнозоркость высокой степени, частичная атрофия зрительного нерва с концентрическим сужением поля зрения и при этом он страдает светобоязнью, то многие виды учебной и бытовой деятельности, связанной с использованием зрения, вызывают у него очень большие проблемы. Так, при чтении и письме по причине нарушения периферического зрения он нуждается в хорошем освещении, но в таком, которое освещало бы только рабочую по верхность, но ни в коем случае не светило в глаза..
Кроме того, для работы вблизи такому ребенку нужны очки для близи, а для передвижения и списывания с доски - очки для дали.
Слабовидящие дети 3-й группы (острота зрения от 0,3 до 0,4) инвалидами в нашей стране пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также не обходимо соблюдать определенные офтальмо- гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики.
Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей и в дальнейшей жизни. Что нужно знать о развитии детей с проблемами зрения?
Классификация нарушений зрения у детей
- Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
- Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называются органическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.
К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.
Нарушения зрения у детей разделяются на три типа :
- Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
- Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
- Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).
Что касается причин появления нарушений в зрении , их разделяют на
- приобретенные (например, вследствие травмы),
- врожденные ,
- наследственные .
Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения
Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух , в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках . Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.
Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?
- Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти . Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
- Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
- Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
- При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
- Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
- Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому . Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.
Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей
В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании . Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь . Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.
Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?
- Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
- В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
- Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
- Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
- В группе слабовидящих детей никто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: .
Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения . С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.
Незрячий ребенок имеет вес возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноцен-I ным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-| трудовой реабилитации.
В середине XVIII в. Д. Дидро опубликовал «Письмо о слепых в |назидание зрячим», и через 34 года после выхода первого письма |«Прибавление к письму о слепых». Д. Дидро писал о глубоком личностном своеобразии людей с нарушениями зрения, возможности компенсации нарушения, воспринимая дефект как стимул для раз-рития отдельных способностей и качеств личности. Автор был уверен, что обучение и воспитание слепых детей должно начинаться в рамом раннем возрасте.
Выдающейся фигурой тифлопедагогики является Луи Брайль 1(1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института аепых, автор изобретения, изменившего систему обучения слепых, снованная на комбинациях шеститочия, его система рельефного ЯИсьма охватывает буквенные, математические и иные сим полы,
Первое учебное заведение для слепых в России (училище слепых) было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
Как отмечает Н.Н. Малофеев, предложенная парижанином В. Га юн модель специальной школы для слепых в российскую жизнь не вписалась. По мнению исследователя, подлинное рождение в России школы для слепых случилось уже в последней четверти XIX в. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись люди, готовые взяться за это дело и увлечь других своим примером. Всего за два десятилетия (1881-1900 гг.) на территории империи получила бурное развитие практика специального обучения детей с нарушениями зрения, в результате чего открылось 24 таких учебных заведения.
Первым российским городом, где начали создавать школу нового типа для слепых детей, стала Москва. Инициатором создания учреждения явился обер-пастор Евангелическо-лютеранского храма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф. В 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв двадцать воспитанников. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику Санкт-Петербургу. Там школу для слепых удалось открыть годом раньше (1881) стараниями Константина Карловича Грота. Все эти школы существовали на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.).
Самым главным достижением Попечительства о слепых и деятельности специальных учебных заведений стало изменение отношения общества и государства к слепым к концу XIX в. По свидетельству Н.Н. Малофеева, набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. Еще одним важным событием и этой области стал выход в свет журнала «Русский слепец» (1886). Его издателем был соратник К.К. Грота, делопроизводитель Совета Попечительства о слепых O.K. Адеракс.
После Октябрьской революции школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х годов XX в. появились первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразова-
тельных школ, а с конца 30-х годов открылись и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.
Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при нарушениях зрения; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушениях зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Среди основных особенностей домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения можно назвать следующие положения:
квалифицированная регулярная консультативная помощь спе циалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.);
«комментированное» общение взрослого с ребенком («видеть с помощью слуха»): слово фиксирует какой-либо предмет, его свой ства, признаки, действия, состояние и т.д.;
оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка;
организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;
демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать са мостоятельность суждений;
создание условий, соответствующих возможностям слепого или слабовидящего ребенка, атмосферы любви и взаимного уваже ния;
знание родителями особенностей развития ребенка с наруше ниями зрения, влияния первичного нарушения на формирование- психических функций, двигательных, социальных, учебных и дру гих умений, способов и приемов формирования и развития навы ков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со свер стниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий мир при помощи сохранных чувств;
гармоничное развитие всех способностей ребенка.
Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полноценному развитию и социальной адаптации.
В результате систематического организованного общения с действительностью, как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с дефектами зрения близок к уровню нормально видящих детей.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обучению в школе.
Образовательная составляющая направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей, развитие всей компенсирующей системы (слух, осязание, мобильность и ориентировка в пространстве), формирование навыков самообслуживания.
Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих направленно на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Основными функциями школы для слепых и слабовидящих детей являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная и профориентационная. Реализация этих фунций обеспечивает нормализацию развития детей с нарушениями зрения, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).
Обучение детей с нарушениями зрения опирается на следующие основные принципы:
широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);
использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;
проведение специальной работы по ознакомлению с окружаю щим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;
развитие предметно-практических действий на основе поэтап ного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, констру ирование, лепка, аппликация и др.);
организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушениями зрения, между общественным и семейным воспитанием;
создание оптимальных условий для зрительного восприятия (достаточная освещенность, удобное размещение детей, доступ ное расположение наглядного материала, регулирование зри тельных нагрузок, организация коррекционных упражнений для зрения).
Программы обучения детей с нарушениями зрения построены с учетом особенностей их развития: учтена необходимость коррекционио-компенсаториой работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов; увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Среди особенностей организации и содержания учебио-воспита-тельпого процесса в школе для детей с нарушениями зрения исследователи выделяют:
учет общих закономерностей и специфики развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
увеличение сроков обучения, перераспределение учебного ма териала и изменение темпа его прохождения;
дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняе мости классов, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
специальное оформление учебных классов и кабинетов, соз дание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно- восстановительной работы;
развитие зрительного восприятия и формирование предмет ных представлений;
социальная адаптация;
ориентировка в пространстве;
развитие осязания и слухового восприятия;
лечебная физкультура и ритмика;
коррекция нарушений речи.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).
Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифло-приборов, рельефно-графических пособий (для незрячих), плоскопечатных (для слабовидящих).
Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предполагает использование специфических средств обучения и коррекции незрячих и слабовидящих:
учебники, учебные пособия, социально-экономическая, поли тическая, художественная, научно-популярная, музыкальная лите ратура, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельеф ными рисунками, чертежами, схемами;
для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются посо бия, сочетающие рельефную и цветную печать;
для слабовидящих широко используются специальные учеб ники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными ил люстрациями;
тифлотехнические средства компенсации нарушенных функ ций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразова ние (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступ ные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами);
оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, ста ционарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперо кулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличива ющие аппараты (эпи- и диапроекторы);
специальные замкнутые телевизионные системы, позволя ющие осуществлять фронтальные методы обучения;
светотехнические средства в виде светозащитных корригиру ющих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;
различные по сложности технические устройства и при способления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по систе-
ме Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих программистов, специальные приборы для рельефного черчения п рисования;
«говорящие» книги - тиражированные на звуковоспроизводя щих носителях записи книг;
специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т.п.
Специфичными являются условия эффективного использования наглядности в учебном процессе. При ее применении необходимо соблюдать определенные условия (Е.Н. Подколзина).
Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо осве щенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на доста точном для их зрительного восприятия расстоянии).
Для обследования наглядности детям с нарушениями зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально ви дящим.
Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рас смотреть се, обследовать с помощью осязания.
В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с много плановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала за нятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.
5. Использование рельефной наглядности должно сопровож- даться соотнесением ее с реальными предметами.
; 6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, пред- метов педагог должен обращать внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качества- ми, формировать у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности |четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием. " Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психо.лого-педагогическое сопровождение детей специалистами - тиф.ш>иг-
дагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушениями зрения должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.
Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения (В. Гудонис, М. Баркаускайте). В этой связи исследователи отмечают необходимость решения целого ряда проблем:
проблема специальной подготовки педагогов массовой школы для работы в условиях образовательной интеграции;
организация качественной консультативной помощи тифло педагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;
формирование адекватного отношения к детям с ОПФР со стороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей, общества в целом;
обеспечение общеобразовательных школ необходимыми сред ствами обучения для детей с нарушениями зрения.
Вопросы и задания для самопроверки
Перечислите группы нарушений зрения в зависимости от времени пора жения и степени тяжести нарушения.
Почему премя наступления нарушения зрения имеет важное значение для дальнейшего психического развития ребенка и организации коррекцион- ной работы? «j
Данте сравнительную характеристику детей с различной степенью нару шения зрительной функции.
Какие особенности имеет домашнее воспитание ребенка с нарушениями зрения?
Какую роль для незрячих и слабовидящих играют осязание, слух и речь? Почему?
(). Перечислите основные принципы обучения детей с нарушениями зрения. В чем их специфика?
Назовите основные особенности организации и содержания обучения де тей с нарушениями зрения.
Какие специфические средства обучения и коррекции незрячих и слабо видящих используются в учебно-воспитательном процессе?