Дмитрий галкин священник. Трудные вопросы. Можно ли научить трудолюбию

Психологические, юридические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее?

Ирина Левина, психолог:

Поскольку человек - существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости - эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») - то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость - это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости - это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду - воспитуема!

Как и с какого возраста ребенок официально может трудоустроиться и получать заработную плату? Какие возможности для этого предоставляет российское законодательство?

Трудовым кодексом РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, ночные кабаре и клубы, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Запрещаются направление несовершеннолетних работников в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно ТК РФ, труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Однако наниматели не стремятся принимать на работу несовершеннолетних, потому что подростки не имеют определенной квалификации и могут выполнять только подсобную работу. На молодежной бирже труда подросткам, в основном, предлагают сезонную работу по озеленению, с оплатой около 100 рублей в час. Также подросток может работать распространителем листовок, курьером, промоутером или в заведении быстрого питания (например, в Макдоналдсе - с 14 лет, в других сетях фастфуда - с 16-ти).

Устроиться раздавать листовки можно только полулегально, по трудовому договору, но без соблюдения норм законодательства. Оплата в среднем составит 100 рублей в час, однако риск того, что не заплатят вообще, достаточно велик. То же касается и работы курьером: зарплата в среднем не превышает 1000 рублей в неделю, как и зарплата промоутера мобильной связи.

В основном, оплата подросткового труда основывается на правиле: «сколько продаешь - столько и получаешь, не продашь ничего - ничего не получишь», о каких-то официальных окладах речь не идет вовсе. Например, заработок промоутера в компании «Орифлэйм» зависит от того, сколько продукции ему удастся продать, причем весь товар заказчикам продавец должен доставлять сам, вне зависимости от того, сколько он весит и куда придется ехать. Нередки ситуации, когда за месяц хождения по предприятиям и частным лицам с предложениями продукции промоутер получает 100 рублей.

Поэтому, с одной стороны, психологи рекомендуют ранние попытки устройства на работу (во многих западных странах, даже при состоятельных родителях, принято с подросткового возраста самому зарабатывать на определенные нужды): это помогает занять себя полезным делом, выработать привычку к труду и правильное отношение к денежным средствам.

С другой, к выбору работы несовершеннолетним стоит подходить очень серьезно, желательно при активном участии родителей и строжайшей проверке ими того места, куда ребенок устраивается на работу.

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), - говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, - опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо - сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести - и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.

Подготовила Александра Ершова

Отгремели залпы шампанского, смолкли крики "горько"... Теперь мы женаты. И что делать дальше? Кто подскажет? Может быть, друзья в Интернете или родители? Это так страшно - остаться наедине друг с другом, - особенно когда первая волна влюбленности откатилась от нашего берега. Тут не обойтись без совета опытного священника. Потому "Вода живая" решила узнать о проблемах молодой семьи у клирика Свято-Иоанновского монастыря, духовника молодежного клуба "Чайка" протоиерея Димитрия Галкина.

Проверка ЗАГСом

-Отец Димитрий, у искренне верующих молодых людей часто срабатывает максималистская установка: зачем мне брак, если есть более предпочтительный путь монашества? Как разобраться, что для конкретного человека лучше?
-Монашество требует особой внутренней призванности, готовности целиком и без остатка посвятить себя Богу. Конечно, честь и хвала тому человеку, который выбирает это служение. Но, думая о монашеском пути, необходимо соизмерять свои силы. Прежде чем принимать окончательное решение, имеет смысл пожить в монастыре в качестве трудника, "примерить на себя" монашеский образ жизни. Впрочем, и брак требует от человека немалой жертвенности. Терпение по отношению к немощам супруга, колоссальные усилия для воспитания детей, трудности в организации семейного быта - все это тоже путь креста. А какой путь предпочтительнее?.. Это вопрос вопросов, и ответ на него человек должен найти сам.


-А возможно, что осознание приходит уже после вступления в брак?

Это означает, что человек не любит своего партнера, только и всего.


-То есть разводиться ради монашества - плохо?!
-Нужно все-таки до вступления в брак определиться, по какому пути идти. Иначе можно оказаться предателем. Конечно, церковная история знает массу случаев, когда семейные люди уходили в монастырь. Но, как правило, это происходило по взаимному согласию, когда оба супруга в какой-то момент своей жизни осознавали необходимость устремления к более высокой духовной жизни, когда их дети достигали совершеннолетия и все остальные обязательства перед миром были выполнены. Вспомним преподобного Серафима Вырицкого.


-Впрочем, что говорить о стремлении к духовной жизни, если многие и к венчанию относятся формально... -Воцерковленные православные христиане относятся к Таинству Венчания серьезно. По отношению к невоцерковленным я бы не стал применять клише: "Венчаются, потому что модно". Как показывает опыт, даже весьма далекие от Церкви пары видят в этом Таинстве попытку придать их браку некую полновесность. К сожалению, невоцерковленные люди склонны воспринимать венчание магически, как гарантию удачи в дальнейшей совместной жизни. И весьма удивляются, если их венчанный брак потом разваливается. На это следует напомнить: благодать Таинства не подается механически, а усвояется человеком в меру устремленности к христианскому образу жизни. По моему личному мнению, невоцерковленным христианам имеет смысл сначала заключить брак в ЗАГСе, и лишь проверив свои чувства, пройдя определенный путь воцерковления, венчаться. Ведь участие в любом церковном Таинстве не только сообщает благодать, но и накладывает определенную ответственность. Но, подчеркиваю, это мое личное мнение относительно венчания крещеных, но фактически далеких от Церкви христиан.


-Вот Вы говорите о проверке чувств. Что это значит? Ведь чувства - вещь эфемерная.
-Как правило, словом "любовь" обозначается тот сильный всплеск чувств, который возникает в начальной стадии отношений между мужчиной и женщиной. Но как блестяще показал психолог и философ Эрих Фромм, это еще не любовь, это всего лишь влечение. Подлинная любовь должна еще родиться и окрепнуть в браке. Влечение - производная от эмоций и физиологии, любовь же носит жертвенный характер и является производной от воли человека. Вспомним слова Христа: "... да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15, 12). А Он нас возлюбил до креста, до смерти. Так и в браке любовь - готовность служить друг другу, своей семье, своим детям.


-Если главное - любовь, зачем нужна такая формальность, как гражданская регистрация?
-Христианский брак имеет две стороны: религиозную и социальную. Благодать Божия для созидания семейных отношений даруется в Таинстве Венчания, но семья живет не в изоляции, а в социуме. Поэтому "печать в паспорте" - вовсе не формальность. Это исповедание перед обществом того, что на основании взаимных обязательств, юридической ответственности и взаимной любви мы будем выстраивать отношения. Именно поэтому "Основы социальной концепции РПЦ" признают невенчанный, но зарегистрированный брак все-таки браком. Кстати, согласно нормам церковной жизни венчать мы можем лишь зарегистрированный брак. Совместное же проживание без гражданской регистрации и без венчания мы можем квалифицировать, к сожалению, как блудное сожительство. Согласно наблюдениям фактически все внебрачные связи рано или поздно распадаются. У нас в России сейчас и с официальными-то браками катастрофа: они расторгаются у 50%. А отношения, не скрепленные хотя бы гражданскими узами, обречены на развал. Знаете, это как у нового автомобиля днище покрывают антикоррозийным покрытием. Если этого не сделать, каким бы ни был хорошим автомобиль, через 2-3 года он сгниет.


-А где та грань, за которой уже невозможно избежать развода?
-Развод - это всегда трагедия, это разрушение Богом данного института семьи. Наиболее пострадавшей стороной при разводе являются вовсе не взрослые, а их дети. Поэтому Церковь всегда настаивала на нерасторжимости брака. Единственным допустимым основанием развода Господь Иисус Христос назвал прелюбодеяние. В 1918 году Поместный собор РПЦ в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки и ряд других причин.Мне кажется, что даже в семьях, в которых трудно складываются отношения между мужем и женой, супруги должны искать не повод для развода, а, напротив, способы преодоления семейных нестроений. И тут огромную помощь может оказать Церковь с ее спасительными Таинствами Покаяния и Евхаристии. Опыт показывает, что воцерковление супругов очень часто помогает вдохнуть новую жизнь в их семейные отношения.

Типичные ошибки

-Но и помимо этого молодоженов в первый год подстерегает множество опасностей. С чем они связаны?
-Нет смысла говорить о конкретных трудностях и ошибках в семейной жизни, если мы не зададимся вопросом: "Что должно стать фундаментом внутрисемейных отношений?" Ведь правильно положенный фундамент обеспечивает целостность всего здания. Ответом на этот вопрос может стать цитата и 1‑го Послания к Коринфянам: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1 Кор. 11, 3).


-А мужчина в каком смысле должен быть главным? Актуальна ли сейчас такая строгая субординация?
-Сейчас многим такой подход может показаться анахронизмом. Прошедший XX век - время весьма жесткой и последовательной эмансипации. Ныне идеалом воспитанного мужчины является "джентльмен, который во всем уступает даме". В значительной части молодых семей именно женщина пытается взять бразды правления в свои руки, а мужчина волей-неволей оказывается отстраненным от управления в семье. В результате формируется тип мужа-подкаблучника, который теряет ответственность за семью, устраняется от необходимости материально ее обеспечивать, заботиться о детях и принимать важные жизненные решения. При этом жены часто упрекают мужей, что они, мол, тряпки, эдакие диванно-кроватные существа. Но не надо похищать власть у мужчины! Дайте ему почувствовать себя главой семьи, и он в лепешку расшибется, стараясь быть подлинным созидателем семейной жизни. Фраза, обращенная к мужу: "Сделаем так, как ты решишь", - обладает почти волшебным действием. Милые дамы с ярко выраженными качествами лидера! Вы свое лидерство проявляйте на работе, а в семье оставляйте последнее слово за мужчиной. Пусть даже он в чем-то ошибется, принимая то или иное решение. Не беда! На ошибках учатся. Главное, мужчина будет себя чувствовать на своем месте.


-Женщины часто выбирают супруга по принципу финансовой состоятельности. Но ведь с христианской точки зрения это неправильно?
-Все-таки во главу угла должна быть поставлена взаимная любовь, тяготение и уважение друг к другу. Вопрос финансовой составляющей, думаю, стоит перенести в иную плоскость. Часто молодые люди откладывают заключение брака до той поры, когда у них получится заработать энное количество денег, купить квартиру, машину и заложить основу своей карьеры. Как показывает опыт, подобная мотивация является лукавой. Человек под благовидным предлогом не желает брать на себя ответственность. А ведь брак для того и заключается, чтобы муж и жена, осознав себя одним целым, вместе, рука об руку выстраивали то, что называется финансовым благополучием.Мы вместе, остальные - рядом.


-Подобные вопросы православные семьи часто обсуждают в интернете. Допустимо ли выносить внутреннюю жизнь семьи на всеобщее обсуждение?
-Я могу показаться ретроградом, но мне блогерская активность некоторых семей иногда внушает ужас. Просто шокирует, когда некоторые православные супруги "по секрету всему свету" рассказывают, о том, как они вчера поссорились и каким образом сегодня помирились. В этом чувствуется нечто нездоровое. Словно человек, не находя глубины взаимопонимания и какой-то реализации во внутрисемейных отношениях, пытается к этому подключить всех окружающих. В семейной жизни должно быть некоторое внутреннее пространство, куда нет входа посторонним.


-А если в это личное пространство вторгается кто-то третий, допустимо ли такое чувство, как ревность?
-С одной стороны, ревность - проявление чувства собственника, с другой стороны, она стремится к ограждению целостности семьи, к защите ее от посягательств извне. Проявления ревности страшны. Она вызывает агрессию, потерю доверия между супругами, обиду и отчуждение. Лучше не подавать поводов для ревности. В идеале супруги призваны вести себя так, чтобы всем окружающим было понятно: это цельная семья, и третий здесь явно лишний. Если один из супругов видит, что его партнер по браку ревнует, он должен не радоваться этому, получая греховно-садистское удовольствие, а задуматься над тем, что он сам является соблазнителем. А грех соблазна, по Евангелию, очень тяжелый грех.


-Другие частые нарушители семейной границы - родители. Насколько активно они должны участвовать в жизни молодоженов? Всегда ли их стоит слушать?
-К родителям надо относиться с уважением. Их надо почитать. К их жизненному опыту прислушиваться. Но все-таки чрезмерная опека со стороны родителей часто оказывается разрушительной для семьи. Пытаясь оградить детей от тех ошибок, которые им все равно придется совершить, чтобы набраться жизненного опыта, старшее поколение вторгается в деликатную сферу совместной жизни. Родителям не видна система взаимоотношений молодоженов изнутри. К тому же неизбежен "синдром тещи (свекрови)". Ведь растили же свою кровиночку, всю душу вкладывали, а теперь ее приходится отдать какому-то бармалею!


-И что же делать?
-Лучше всего реализовывать схему отношения с родителями по принципу "жить не вместе, но рядом". Желательно, чтобы родители находились в пределах досягаемости, чтобы к ним можно было бы обратиться за советом, попросить посидеть с маленьким ребенком, чтобы вся семья могла бы собраться вместе за праздничным столом. Но свои отношения молодым лучше выстраивать самостоятельно. Хуже всего, когда кто-то из супругов начинает выносить сор из избы, жалуясь отцу или матери на немощи второй половины. В результате родительская сторона начинает ненавидеть своего нового родственника. И эта ненависть на долгие годы.

Беседовал Тимур Щукин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Повествование о страстях Христовых начинается рассказом о помазании Иисуса в Вифании. Вифания – это небольшое селение близ Иерусалима, где Господь Иисус Христос остановился накануне Своих крестных страданий, в канун Своей последней Пасхи. Когда Он возлежал с учениками на трапезе, внезапно вошла некая женщина, разбила алавастровый сосуд, и возлила благовонное миро на главу Господа Иисуса Христа. Вообще иудейские женщины очень любили благовония, и многие из них носили на шее небольшой сосуд алавастровый с благовонными маслами. Алавастр – это хорошо знакомый нам алабастр. Он пористый, поэтому содержимое сосуда легко проникает сквозь стенки сосуда и благоухает. Такой сосуд мог благоухать годами. Стоили эти вещи очень и очень дорого. Сами ученики оценили разбитый сосуд в триста динариев. Это примерно годовая плата наемного работника. Или же другой пример, когда Господь накормил пять тысяч человек в пустыни, то ученики сказали, что не хватило бы и двухсот динариев, чтобы их накормить. То есть триста динариев – это сумма достаточная для прокормления пяти тысяч человек. Почему же женщина решилась на такой поступок? Она принесла Иисусу дар. Давайте задумаемся, ведь подлинным даром является тот дар, который сопряжен с жертвой. Когда мы что-то дарим, что можем легко восполнить для себя, это действительно даром не является. А когда мы даем дар, превозмогающий наши возможности, это говорит о глубокой чистоте приносимого дара. У иудеев существовал такой обычай: когда в дом приходил гость, обычно ему на голову возливали несколько капель благоуханного масла. Но женщина разбивает сосуд и выливает все масло. Это опять же восходит к иудейским обычаям. Когда в дом приходил какой-то знатный, выдающийся человек и пил из кубка, то потом этот кубок разбивали, чтобы рука менее знатного человека этого кубка никогда больше не коснулась. Также женщина поступила с алавастровым сосудом, из которого она возлила на Господа Иисуса Христа благоуханное масло. Евангелист Матфей, повествование которого мы сейчас слышали, настойчиво призывает нас увидеть в этом действии символ мессианского достоинства Господа Иисуса Христа. «Христос» в буквальном переводе означает «помазанник». Таким образом, женщина выявляет мессианское достоинство Иисуса из Назарета.

Но в этом действии содержится еще одно важное символическое значение, которое не понимала ни сама женщина, ни ученики, которые возлежали за трапезой, но которое понял Господь Иисус Христос. Он в ее действии увидел действие пророческое. Он так и сказал: «Она помазала тело Мое к погребению». По иудейскому обычаю, когда умирал человек, его тело омывали водой, потом намащали благоуханным маслом, и сосуды, в которых приносили это масло, разбивали и полагали прямо во гробе. Господь предрекает, что совсем скоро, совсем не за горами, наступит новая эра – эра спасения, когда Небо будет отверсто, когда грехи будут прощены, когда обновится Завет. И эта эра наступит столь стремительно и быстро, что ученики даже не успеют помазать тело Иисуса Христа после Его смерти и достойно приготовить его к погребению.

Сегодня мы совершали пассию. Этот рассказ – это единственный светлый эпизод из повествования о страстях Христовых. Не случайно он обрамляется двумя очень мрачными повествованиями, а именно, перед помазанием Господа говорится о том совете, который сотворили первосвященники и старцы людские с тем, чтобы хитростью взять Иисуса и Его убить, а сразу после рассказа о помазании следует указание на предательство Иуды. И дальше все будет тяжелее и мрачнее. Сейчас мы совершали первую пассию из четырех. Эта служба призвана явить нам возможность приобщиться страстям Христовым, глубже их осознать, попытаться вжиться в них, потому что одна из важнейших целей Великого поста – это осознание того спасительного подвига, который Господь Иисус Христос понес за нас с Вами. Осознавать этот подвиг трудно, тяжело, это требует внутреннего усилия и преодоления некоего внутреннего сопротивления, но это делать необходимо, потому что этой ценой мы с вами спасены, потому что именно таким образом Господь Бог премудро избавляет нас из руки диаволи и дает нам возможность приобщения вечной жизни. Аминь.

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее? Психологические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.


Ирина Левина, психолог:

Поскольку человек - существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости - эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») - то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость - это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости - это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду - воспитуема!

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), - говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Дмитрий Галкин

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, - опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо - сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести - и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.