Феодальное общество делилось на. Феодализм и феодальное общество. Что мы узнали

Феодальное общество распадалось на два основных класса- феодалов и крестьян. «Крепостническое общество представляло такое деление классов, когда громадное большинство - крепостное крестьянство - находилось в полной зависимости от ничтожного меньшинства - помещиков, которые владели землей»1.

Класс феодалов не представлял собой однородного целого. Мелкие феодалы платили дань крупным феодалам, помогали им в войне, но зато пользовались их покровительством. Покровитель назывался сеньёром, покровительствуемый - вассалом. Сеиьёры в свою очередь были вассалами других, более могущественных феодалов.

Как господствующий класс, феодалы-помещики стояли во главе государства. Они составляли одно сословие - дворянство. Дворяне занимали почётное положение первого сословия, пользуясь широкими политическими и экономическими привилегиями.

Духовенство (церковное и монастырское) было также крупнейшим земельным собственником. Оно владело обширными землями с многочисленным зависимым и крепостным населением и наряду с дворянами было господствующим сословием.

Широким основанием «феодальной лестницы» служило крестьянство. Крестьяне были подчинены помещику и находились под верховной властью самого крупного феодала - короля. Крестьянство было политически бесправным сословием. Помещики могли продавать своих крепостных и широко пользовались этим правом. Крепостники подвергали крестьян телесным наказаниям. Крепостную зависимость Ленин называл «крепостным рабством». Эксплуатация крепостных крестьян была почти такой же жестокой, как эксплуатация рабов в древнем мире. Но всё же крепостной мог часть времени работать на своём участке, мог до известной степени принадлежать себе.

Основным классовым противоречием феодального общества было противоречие между феодалами и крепостными крестьянами.

1 В.П. Ленин, О государстве, Сочинения, т. 29, стр. 445.

Борьба эксплуатируемого крестьянства против феодалов-помещиков велась на протяжении всей эпохи феодализма и приобрела особую остроту на последней ступени его развития, когда до крайности усилилась крепостническая эксплуатация.

В городах, освободившихся от феодальной зависимости, власть находилась в руках богатых горожан - купцов, ростовщиков, владельцев городских земель и крупных домовладельцев. Цеховые ремесленники, составлявшие главную массу городского населения, часто выступали против городской знати, добиваясь своего участия в управлении городов наряду с городской аристократией. Мелкие ремесленники и подмастерья боролись против эксплуатирующих их цеховых мастеров и купцов.

К концу феодальной эпохи городское население было уже сильно расслоено. На одной стороне - богатые купцы и цеховые мастера, на другой - обширные слои ремесленных подмастерьев и учеников, городской бедноты. Городские низы вступали в борьбу против объединённых сил городской знати и феодалов. Борьба эта соединялась в один поток с борьбой крепостных крестьян против феодальной эксплуатации.

Носителями верховной власти считались короли (в России - великие князья, а затем цари). Но за пределами собственных владений королей значение королевской власти в период раннего феодализма было ничтожно. Часто эта власть оставалась номинальной. Вся Европа разделялась на множество крупных и мелких государств. Крупные феодалы были полными господами в своих владениях. Они издавали законы, следили за их исполнением, творили суд и расправу, содержали собственное войско, совершали набеги на соседей, не стеснялись и грабить на больших дорогах. Многие из них самостоятельно чеканили монету. Феог далы помельче также пользовались весьма широкими правами в отношении подвластных им людей; они старались равняться по крупным сеньёрам.

С течением времени феодальные отношения образовали до крайности запутанный клубок прав и обязанностей. Между феодалами возникали бесконечные споры и раздоры. Разрешались они обычно силой оружия, путём междоусобных войн.

Еще по теме Классы и сословия феодального общества. Феодальная иерархия.:

  1. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) Е. П. НАУМОВ

2. Главные черты европейского феодализма

Проще всего начать нашу характеристику с перечисления того, чего в феодальном обществе не было. Не было родственных кланов как основы общества. Родственные связи продолжали играть значительную роль, но они не были главными. Феодальные связи, собственно, и возникли именно потому, что кровные узы ослабели. Понятие государственной власти сохранялось, оно воспринималось как доминирующее над множеством мелких властей, но при этом государство было крайне ослаблено и не могло исполнять своих функций, в частности, функций защиты. При этом нельзя сказать, что феодальное общество резко отличалось от общества, построенного на родственных связях, или от общества, управляемого государством. Оно было сформировано именно такими обществами, и, естественно, сохраняло на себе их отпечаток. Отношения личной зависимости, характерные для него, были чем-то вроде искусственных родственных уз, и дружины на первоначальном этапе были подобием родственных кланов; власть мелких господ, которые появились во множестве, по большей части представляла собой подобие королевской власти.

Европейский феодализм - результат распада более древних обществ. Он будет непонятен без потрясений, вызванных нашествием германских племен, в результате которого произошло насильственное совмещение двух обществ, расположенных на разных ступенях развития. Структуры как одного общества, так и другого были разрушены, и на поверхности вновь появились социальные привычки и образ мыслей древних времен. Феодализм окончательно сформировался в атмосфере последних варварских натисков. Для этого общества характерно замедление общественной жизни, почти полная атрофия денежного обмена, что делало невозможным функционирование оплачиваемого чиновничества, и переключение сознания на чувственное восприятие непосредственно близкого. Как только все эти характеристики стали меняться, стало меняться и феодальное общество, превращаясь во что-то иное.

Феодальное общество было скорее обществом неравенства, чем обществом иерархии, обществом господ, а не аристократов, сервов, а не рабов. Если бы рабство продолжало играть в нем значительную роль, формы собственно феодальной зависимости в применении к нижним классам не возникло бы. А что касается социума, то в атмосфере всеобщего хаоса главная роль принадлежит искателям приключений, - память людей слишком коротка, социальное положение слишком неустойчиво, чтобы возникла и поддерживалась четкая кастовая лестница.

Между тем феодальный режим предполагал подчинение множества неимущих небольшому количеству могущественных. Унаследовав от романского мира зачаточные сеньории в виде вилл, а от германских деревень институт старост, этот режим укрепил и распространил эксплуатацию человека человеком, крепко связав воедино право на доходы с земли с правом управлять, в результате чего и возникли настоящие сеньории. К выгоде олигархии прелатов и монахов, обязанных добиваться благосклонности небесных сил. А главное, к выгоде военной олигархии.

Нам будет достаточно краткого сравнительного анализа для того, чтобы показать: отличительной чертой феодальных обществ было почти полное совмещение сословия господ-сеньоров с сословием профессиональных воинов, тяжело вооруженных конных рыцарей. Мы уже успели убедиться: там, где в качестве войска использовали вооруженных крестьян, либо не было феодальных институтов, вроде сеньорий, либо и сеньории, и рыцарство были в зачаточной форме - так было в Скандинавии, так было в Астуро-Леонских королевствах. Еще более яркий пример того же самого - Византийское государство, поскольку и его политика, и его учреждения формировались более осознанно. После антиаристократических выступлений VII века византийское правительство, со времен Римской империи традиционно располагавшее административной властью, испытывая нужду в надежном и постоянном войске, создало систему военно-податных наделов, их арендаторы должны были поставлять воинов государству. Чем не феод? Но в отличие от Запада владельцем его был скромный крестьянин. Отныне государь должен был заботиться только о сохранности этого «солдатского имущества», оберегая как его, так и других малоимущих от посягательств богатых и могущественных. Между тем в конце XI века из-за тяжелых экономических условий отягощенные долгами крестьяне начинают терять свою независимость, а государство, ослабленное внутренними распрями, не может их защитить. В результате государство теряет не только налогоплательщиков. Оно лишается собственного войска и попадает в зависимость от магнатов, которые одни только могут набирать теперь нужное количество воинов среди зависимых от них людей.

Еще одной, характерной для феодального общества, чертой была тесная связь подчиненного со своим непосредственным господином. И так, снизу вверх, от узелка к узелку, цепляясь друг за друга, как звенья цепочки, самые бессильные в обществе были соединены с самыми могущественными. Даже земля в этом обществе казалась богатством потому, что давала возможность обеспечить себя «людьми», которым служила вознаграждением. «Мы хотим земли», - говорят нормандские сеньоры, отказываясь от драгоценностей, оружия, лошадей, которых дарит им герцог. И разъясняют, говоря между собой: «Мы тогда сможем содержать много рыцарей, а герцог этого не сможет» {341} .

Нужно было только определить права получающего землю в качестве вознаграждения за службу, срок владения ею был поставлен в зависимость от преданности. Решение этой проблемы составляет еще одну оригинальную черту западного феодализма, и, возможно, даже самую оригинальную. Если служилые люди славянских князей получали от них земли в дар, то французские вассалы, после некоторого периода неопределенности, стали получать их в пожизненное владение. Причиной этому было следующее: в сословии, облеченном высокой честью служить господину оружием, отношения зависимости возникли как добровольный договор двух живых людей. Личные взаимоотношения предполагали наличие определенных моральных ценностей. Но взаимные обязательства очень скоро перестали быть личными: возникла проблема наследственности, неизбежная в обществе, где семья по-прежнему оставалась значимым фактором; под влиянием экономической необходимости возникла практика «помещения на землю», завершившаяся тем, что служба стала зависеть от земли, а вовсе не от человеческой верности; наконец, стали множиться оммажи. Вместе с тем преданность вассала продолжала во многих случаях оставаться великой силой. Однако эта преданность не стала тем социальным цементом, который спаял бы общество сверху донизу, объединив воедино все сословия, избавив это общество от опасности дробления и беспорядка.

Честно говоря, в том, что практически все связи в обществе приобрели вид вассальных, было что-то искусственное. Умирающая государственность империи Каролингов пыталась выжить с помощью института, который возник, потому что она умирала. Система взаимозависимостей сама по себе могла бы служить сплоченности государства, примером тому англо-нормандская монархия. Но в этом случае центральная власть должна была быть усилена - нет, не силой завоевателей, - а новыми моральными и материальными стимулами. В IX веке слишком велика была тенденция к дробности.

На карте западной цивилизации в эпоху феодализма мы видим несколько белых пятен: скандинавский полуостров, Фризия, Ирландия. Может быть, важнее всего сказать, что феодальная Европа никогда не была феодальной целиком, что феодализм затронул те страны, в которых мы можем его наблюдать, в разной степени и существовал в них в разное время, ни одна из стран не была феодализирована полностью. Ни в одной из стран сельское население не попало целиком в личную, передаваемую по наследству, зависимость. Почти повсюду, - в одном районе больше, в другом меньше - сохранились аллоды, большие или маленькие. Никогда не исчезало понятие государства, и там, где государство сохраняло хоть какую-то власть, люди продолжали называть себя «свободными» в старом понимании этого слова, потому что они зависели только от главы всего народа и его представителей. Крестьяне-воины сохранились в Нормандии, датской Англии и Испании. Взаимные клятвы - противоположность клятвам подчинения - сохранились в «движениях мира» и восторжествовали в городских коммунах. Конечно, несовершенство воплощения - удел любого человеческого начинания. В европейской экономике начала XX века, безусловно, развивающейся под знаком капитализма, тем не менее остаются институты, остающиеся вне этой схемы.

Начиная воображать себе карту феодализма, мы густо штрихуем область между Луарой и Рейном, затем Бургундию по обеим берегам Соны, в XI веке эту область норманнские завоевания резко раздвинут в сторону Англии и южной Италии; вокруг этого центрального ядра штрихи становятся все бледнее, едва затрагивая Саксонию, Леон и Кастилию, - такова в окружении белизны зона феодализма. В наиболее четко обведенной зоне нетрудно угадать области, где влияние законов Каролингов было наиболее сильным, где наиболее тесно переплелись, уничтожая друг друга, германские и романские элементы, развалив в конце концов общественную структуру и дав возможность развиться древним зернам: земельной сеньории и личной зависимости.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Начало феодализма? Некоторые ученые делают вывод о том, что уже в IV в. в германском обществе пользовалась влиянием лишь узкая группа знатных лиц, которые обладали сильным вооружением и свитой из воинов. Однако существует немало погребений III–IV вв., не говоря уже о

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «РОСКОШЬ ФЕОДАЛИЗМА» Период, в котором оказалась наша историческая наука, не очень благоприятен для обобщений. Как выяснилось, категориальный аппарат обветшал, базовые понятия по многим причинам утратили свою эвристическую ценность, хотя бы потому, что

автора Сказкин Сергей Данилович

Развитие феодализма в Швеции Хотя и в Швеции постепенно возрастал слой держателей, не имеющих собственной земли, число крестьян, сохранявших независимость от крупных землевладельцев, было велико. В ходе борьбы за укрепление королевской власти и начавшегося с XII в.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Развитие феодализма в Дании В течение XII в. в Дании также развернулась междоусобная борьба, но уже король Вальдемар I (1157-1182), устранив соперников, усилил свою власть союзом с церковью. Влияние церкви на государственные дела в Дании было очень велико. Духовенство получило

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

ГЛАВА II ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ЖЕНСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ Языческое время: княгиня Ольга. Влияние византийской культуры. Постнический идеал. Происхождение терема. Боярыня Морозова. Царевна Софья и значение царского девичьего терема в конце XVII ст. На пределах нашей

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

2. ОТ КАРЛА ВЕЛИКОГО ДО ФЕОДАЛИЗМА Многообразие монет и колебания относительной стоимости золота и серебра сильно усложняли использование монет в раннем средневековье. Карл Великий положил конец этой путанице и создал в своей империи намного более упорядоченную

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

автора Блок Марк

2. Оммаж в эпоху феодализма Вот друг перед другом два человека: один хочет служить, второй соглашается или желает быть хозяином. Первый соединяет ладони и сложенные таким образом руки вкладывает в руки другого: откровенный знак подчинения, который иногда подкреплялся и

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

Глава II. ПОСЛЕДСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА 1. Пережитки и обновление Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V–XVI вв.). Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно

Из книги Договор о Европейском Союзе автора Европейский Союз

Из книги Китай: краткая история культуры автора Фицджеральд Чарльз Патрик

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи.

Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители - духовенство - могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.

Еще по теме Три сословия феодального общества.:

  1. ТЕМА 12 Расцвет феодальной системы Город в системе феодального общества
  2. Классы феодального общества. Зависимые и крепостные крестьяне.
  3. ТЕМА 8 Оформление феодальных структур (1Х-Х) Региональные особенности процесса становления феодальных структур Становление основ культуры феодального времени
  4. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  5. Формы феодальной собственности на землю и феодальная рента.
  6. ТЕМА 13 Церковь феодального времени Процессы интеграции и дезинтеграции в социально-политической жизни Европы. Культура феодальной эпохи

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» - духовенство, «тех, кто воюет» - рыцарей и «тех, кто работает» - крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.
А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

Тема: Феодальная система Западной Европы

Урок: Феодальное общество

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» — духовенство, «тех, кто воюет» — рыцарей и «тех, кто работает» — крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным . Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей .

Рис. 1. Феодальная лестница ()

Феодальное право регулировало также отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

Начиная с VIII в. для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Рис. 2. Средневековый замок в Испании ()

Над всеми постройками возвышалась глав-ная башня — донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса-ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо-жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во-оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металличес-ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетен-ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени-ли латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас-ности он опускал на лицо забрало — металли-ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра-жались рыцари на сильных, выносливых ко-нях, которые также были защищены доспеха-ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не-сколько вооруженных воинов, конных и пе-ших, — целая «боевая единица». Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто-вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета-нии копья, учились приемам и тактике боя.

Рис. 3. Рыцарь и оруженосец ()

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объясняв-шее смысл герба. Рыцари не стеснялись грабить побежден-ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли-вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа-емые от крестьян, и военную добычу чаще все-го тратили на подарки, пиры и угощения дру-зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря счита-лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей-мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» — сказано в одной из поэм. В сказани-ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре-зрение к смерти, благородство. В этот выработанный кодекс (законы) ры-царской чести входили и другие особые прави-ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным. Но эти правила рыцарской чести применя-лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны-ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы-сокомерно и жестоко.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Домашнее задание

1. Назовите три сословия средневекового общества

2. Почему крестьяне не входили в феодальную лестницу?

3. Какие права и обязанности связывали сеньоров и вассалов?

4. Опишите средневековый замок

5. Какое вооружение использовали рыцари?

6. Назовите основные положения кодекса рыцарской чести.

Феодали́зм - социальная система, которая существовала в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья , хотя характерные черты феодального общества можно обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. Термин «феодализм» возник перед Великой французской революцией и обозначал «старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства). Немецкое Feudalismus, французское feodalite образованы от латинского feodum (feudum) - феод. В марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму.

Основы феодализма

В основе феодализма лежат межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника. Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом , и рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Формирование феодализма охватило 5-9 века - период после разрушения Римской империи варварами. В период расцвета феодализма (12-13 века) экономически и политически укреплялись города и городское население, оформились сословно-представительные собрания (английский парламент, французские Генеральные штаты), сословная монархия была вынуждена считаться с интересами не только знати, но и всех сословий. Противостояние папства и светской монархии создавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепенно подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Реформацию 16 века. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей благоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталистического типа. Революции 16-18 веков ознаменовали в основном завершение эпохи феодализма.
Марксизм рассматривал феодализм как сословно-классовую структуру общества, характерную для аграрного по своей природе и ведущего по преимуществу натуральное хозяйство коллектива. В античном мире феодализм пришел на смену рабовладельческому строю, в ряде случаев, в частности, на Руси, феодальные отношения складывались прямо на основе первобытнообщинного строя. Феодальная система экономических, социальных и политико-правовых отношений характеризуется условным правом собственности на землю, наличием феодальной иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий. Значительные цивилизационно-исторические особенности отличают западноевропейский образец феодализма от аналогичных социальных систем не только в странах Азии и Африки, но и в Восточной Европе.
При всем многообразии конкретно-исторических и региональных разновидностей, стадиальных особенностях можно выделить общие черты феодального строя. Прежде всего, это феодальная собственность, которая представляет собой монополию класса феодалов на основное средство производства - землю. Собственность на землю связана с господством над непосредственными производителями - крестьянами. Для феодала ценность представляла земля не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Крестьянин вел самостоятельное хозяйство на земельном наделе, формально предоставленном ему феодалом, но этот надел фактически находился в наследственном пользовании крестьянской семьи. Не располагая правом собственности на землю, крестьянская семья была собственником своих орудий труда и рабочего скота. Из отношений феодальной собственности вытекало право феодала на земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и индивидуального хозяйства непосредственных производителей - крестьян.

Внеэкономическое принуждение

Важной чертой феодального уклада было внеэкономическое принуждение крестьян , которое могло иметь формы сословного неравноправия и крепостной зависимости. Утвердившаяся хозяйственная самостоятельность крестьянина, в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе, открывала возможности для повышения производительности труда и развития производительных сил общества, но в целом для феодализма, как для общественного строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства - было характерно медленное развитие агротехники и ремесел. Феодальным способом производства были обусловлены особенности: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия).
Всемирно-историческая эпоха феодализма традиционно связывается со средними веками и датируется концом 5 - серединой 17 веков, но в большинстве регионов мира феодальные отношения господствовали и сохранялись в последующую эпоху, при этом содержание эпохи нового времени определялось возраставшей степенью капиталистических отношений. У всех народов феодализм проходил стадии генезиса (становления), развитого феодализма, позднего феодализма, а хронологические рамки этих стадий для разных регионов мира различны. В странах Западной Европы феодальный строй сложился на развалинах Западной Римской империи , покоренной в ходе Великого переселения народов варварами, главным образом германцами - франками, вестготами, бургундами, лангобардами, англами, саксами. Генезис феодализма здесь охватил период с конца 5 по 10-11 века. В вопросе о путях становления феодального строя в Западной Европе в историографии сложилось три направления, восходящих к 18 веку. Направление романистов считают, что феодализм происходит к социально-правовым и политическим институтам поздней Римской империи, направление германистов - что феодализм установился в результате возобладания германских институтов в общественной и политической организации средневекового общества. Третье направление придерживается теории синтеза, под которым понимают смешивание в процессе феодализации античных и варварских порядков. В 20 веке в западной историографии возобладала концепция континуитета - медленной, плавной эволюции римских и германских порядков, в ходе которой складывалось феодальное общество.